что такое роспись в древнем египте кратко
Росписи
Живопись в Египте всегда была неотъемлемой частью архитектуры и никогда не была самостоятельным видом искусства. Вся скульптура, круглая и рельеф, раскрашивалась без градаций оттенков, фигуры обводились контурами. Эти изобразительные принципы использовались также в стенной живописи, которая в эпоху Древнего царства была тесно связана с рельефным искусством. Именно в этот период распространились два основных вида техники стенной росписи: темперой по сухой поверхности и вкладка цветных паст в заранее сделанные углубления.
Самым ранним примером египетской живописи служат росписи гробницы в Иераконполе, относящейся к додинастическому периоду (предположительно герзейскому). Эти росписи, представляющие огромный интерес для археологов, настолько примитивны, что едва ли могут считаться искусством. Они упоминаются здесь только по той причине, что являются самым ранним из известных примеров живописных работ и, вероятно, самыми ранними в этой колыбели цивилизации, Восточном Средиземноморье.
Не сохранилось росписей времен I и II династий, но роспись в гробнице Нефер-маата, относящейся к III династии, показывает, что мог сделать египетский художник, имеющий в своем распоряжении крайне ограниченные средства. Художник изобразил гусей и, несмотря на примитивную технику – только контуры птиц, закрашенные в естественный цвет, и небольшие пучки травы, – картина в целом производит впечатление. Росписи в гробнице Хесира, относящейся тоже к III династии, на которой изображены разные предметы домашнего обихода, представляют интерес только для археологов. Росписи в гробницах Древнего царства не представляют художественной ценности, но заслуживают внимания с точки зрения цветовой гаммы.
До нас не дошли живописные работы эпохи Среднего царства, но сохранились росписи в гробницах номархов Менат-Хуфу (современный Бени-Хасан). Их делали местные художники, чье мастерство не идет ни в какое сравнение с художниками Мемфиса. Их попытки представить туловище в профиль не увенчались успехом, но их росписи отличают яркие краски и красивые узоры. В этот период живопись начинает заменять рельефы, возможно из-за дешевизны и в целях экономии времени.
В период правления XVIII династии основное место в украшении храмов и гробниц отдается росписям. Они украшают гробницы фиванских вельмож и чиновников. Аменхотеп II ввел моду украшать стены гробниц росписями, и этот обычай сохранялся до конца правления XX династии. Стены погребальной камеры Аменхотепа II выкрашены в цвет папируса, и на этом желтоватом фоне зелеными иероглифами написаны религиозные тексты. Темно-синий потолок усыпан светящимися звездами. На колоннах сохранились изображения фараона, приносящего жертвы Осирису, Анубису и Хатхор. По прошествии времени фараоны внесли изменения в оформление своих усыпальниц, и художники, изображая религиозные сцены, получили возможность использовать самые яркие краски палитры. Усыпальница Сети I – прекрасный пример такого оформления гробниц. Росписи подробнейшим образом рассказывают о плавании солнечной ладьи через двенадцать ночных часов по подземному Нилу. Художник изобразил бога Ра с головой барана, стоящего в окружении богов и богинь на ладье, завершающей ночное путешествие по подземному миру и вот-вот готового взойти на небо; астрономические созвездия и небесные светила, выполненные в виде диковинных зверей; египтян и известных им народов. Благодаря росписям погребальной камеры гробница Сети I по праву считается жемчужиной Долины царей.
В Телль-эль-Амарне, как и следовало ожидать, живопись претерпела коренные изменения, но здесь влияние Эхнатона пошло на пользу. Живописцы, в отличие от скульпторов, подхватили новые идеи. Они изображали животных в движении, использовали в качестве фона красивые цветы и растения для украшения храмов и дворцов Ахетатона, новой столицы, построенной Эхнатоном. Сохранился фрагмент росписи нижней части стены дворца в Телль-эль-Амарне, на котором изображены две сидящие у ног матери принцессы, дочери Эхнатона. Художник пытался обойти на тот момент непреодолимое препятствие: изобразить объемный предмет на плоской поверхности. Он попытался решить эту задачу, затемнив верхние части фигур и высветлив нижние.
В Поздний период росписями покрывали деревянные стелы, на которых обычно изображали подносящих приношения богам или умершим родственникам. Эти росписи, примитивные с точки зрения композиции и рисунка, поражают цветовой гаммой; чувствуется, что египетские художники были хорошими колористами. Что касается пейзажной живописи, то известна единственная роспись, относящаяся к этому периоду. На ней изображена гробница женщины по имени Зед-Амон-анх на краю пустыни; на переднем плане финиковые пальмы и сикомор; на заднем плане за гробницей возвышается утес. Фигура плакальщицы несоразмерно большая, но надо понимать, что с точки зрения египтянина без нее эта сцена не имела бы никакого смысла.
Обнаружено большое количество рисунков на папирусах начиная с периода правления XVIII династии, но особенно много относящихся к Позднему периоду. Среди этих изображений, описывающих приготовление и проведение погребения, работы по снабжению покойного и его кормление, моление богам, есть сцены, описывающие путь умершего в царство Осириса и пребывание в нем. Эти иллюстрации «книг иного мира», зачастую раскрашенные, демонстрируют филигранную работу живописцев.
Поначалу греческое искусство, которое появилось в Египте вместе с налаживанием торговых отношений между Грецией и Египтом, практически не оказало влияния на египетское искусство. Когда греческое влияние действительно сказалось на египетской скульптуре, так это при Птолемеях; о живописи ничего сказать нельзя, поскольку не сохранилось никаких живописных работ. Только в римский период опять появились росписи, причем только в одном районе страны, в Фаюме, там, где Птолемеи основали поселения для иностранных наемников и обитавших в Дельте греков. Фаюмские портреты – это синтетический сплав греческой и египетской культур; египетской, поскольку они использовались в египетском погребальном обряде, придя на смену портретным саркофагам, а греческой – по стилю, настроению и, возможно, по технике.
При римлянах, похоже, полностью исчезло исконно египетское искусство, впрочем, как и древняя религия и письменность Египта. В погоне за чужими художественными идеями и методами художники превратились в копировщиков, вместо того чтобы оставаться творцами. Однако с введением христианства появляется новое направление в искусстве, настолько тесно связанное с древним, что возникает вопрос: было ли это действительно новое направление или возрождение древнего искусства? К тому времени коптские художники научились рисовать человеческую фигуру анфас и активно использовали вновь обретенную способность. Но нельзя не заметить, что прекрасные образы, строгие линии и выражения лиц имеют огромное сходство с творениями древних художников. Эти работы напоминают и работы византийских мастеров. Однако расцвет византийского искусства произошел значительно позже, а значит, можно предположить, что византийские художники черпали вдохновение в египетском искусстве. На протяжении столетий византийское искусство оказывало огромное влияние на европейское искусство, но похоже, подобно искусству многих стран, взяло свое начало в долине Нила.
Сложившиеся в древности каноны и традиции, сохраняясь тысячелетиями, передавались из поколения в поколение. Устойчивость религиозных представлений и культовое назначение памятников искусства определили веками установленные строгие правила выбора тем, расположения сцен в рельефах и живописи, утверждения поз и жестов в круглой скульптуре. Однако, создавая рисунки на папирусе, художник вел себя более легкомысленно. Привлекает внимание детальный чертеж двери. Интересны наброски сцен повседневной жизни. Они дают более четкое представление о художественных способностях египтян, чем многие рисунки и росписи.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Роспись в Древнем Египте: примеры и исторические факты
Рельефы и росписи Древнего Египта
Наверняка общее представление о рельефах Египта имеется у каждого. И это не удивительно, ведь что такое роспись в Древнем Египте? По сути она представляла собой строго отпределенные картины. Так, все люди изображались здесь строго лицом, руками и ногами в профиль, а телом в фас. Такое изображение, по мнению египтян, наиболее точно позволяло передавать пропорции и особенности человеческого тела. В первую очередь рельефы относились к духовной жизни общества, что позволило сохранить каноны неизменнными на протяжении практически 2,5 тысячелетий.
Наивысший пик расцвета этого искусства пришелся в Египте на 14 век до н.э. Египтяне тысячелетиями оттачивали навыки изображения, что в конечном итоге позволило им создать самые точные и четкие линии и повторяющиеся изображения.
Что изображали росписи
Где выполнялись росписи
Также настенные росписи Древнего Египта делались в храмах, посвященных различным богам. В этом случае они рассказывали уже о мифах, легендах и представлениях египтян о том или ином божестве.
Как египтяне делали росписи
Для того чтобы понять, что такое роспись в Древнем Египте, необходимо узнать, как они изготавливались. Первоначально египтяне делали углубления в качестве контуров рисунка, а затем при необходимости заполняли их красками. Причем краски использовали только натуральные и естественных цветов: красные, желтые, зеленые, синие и черные. Этого вполне хватало для того, чтобы выразить намерения автора. Причем цвета выражали не только тот или иной оттенок, но передавали саму душу окрашенного объекта. Так, например, зеленый цвет служил олицетворением добра.
Изготовление росписи шло в три этапа: первоначальная роспись, вырезание углублений и окончательная роспись. Как ни странно, некоторые росписи сохранили свой цвет даже до наших дней.
Египетский орнамент: описание и особенности
Среди предметов культурного наследия различных стран и эпох красота египетского орнамента занимает особое место. Эти самобытные рисунки окутаны множеством мифов и легенд. Ученые и искусствоведы пытаются трактовать их скрытый смысл, но вряд ли им когда-нибудь удастся раскрыть все секреты. В этих мотивах часто черпают вдохновение дизайнеры одежды, интерьеров и мебели, вдохновленные величием и загадочностью рисунков страны фараонов. В данной статье вы узнаете о разновидностях орнаментов египетского стиля. Также вы узнаете, как научиться рисовать характерные для этой страны геометрические узоры.
Виды орнаментов
Прежде чем углубляться в разнообразие египетских узоров, следует узнать, что собой представляет данный термин.
Существует два способа их классификации в целом. Они делятся по:
По способу размещения элементов в композиции они делятся на:
Характер составляющих узор деталей может быть следующим:
Разновидности египетского орнамента
В Древнем Египте раньше остальных стран появились геометрические узоры, которые отличались относительной простотой и выстраивались по линейному принципу. Их основными элементами были прямые линии, круги, точки, прямоугольники, конусы. С развитием империи они усложнялись: сначала в орнаментах соединились растительные и животные мотивы, затем добавились иероглифы. Все элементы по-прежнему выстраивались линейно. Помимо усложнения внешнего вида рисунков, появилась бо́льшая смысловая нагрузка. Теперь по ним можно было читать, потому как рисунки, наравне с иероглифами, приобрели общепринятое и понятное всем значение. Изображаемые объекты наделялись религиозным и символическим смыслом, это был основополагающий принцип выбора элементов рисунка. Несмотря на явное совершенствование египетского искусства, орнаментам всех периодов присуще смягчение и скругление форм, придание им пластичности. Преобладающие цвета, использовавшиеся в создании узоров, это сине-голубые оттенки, кирпично-красный, желто-золотой, темный зеленый, кремовый и черный цвет. Созданные в этой стране произведения искусства обладали сдержанностью, утонченностью и строгой последовательностью.
Египетский орнамент в полосе
Линейно выстроенные узоры из геометрических символов формировали длинные нарисованные ленты. Несмотря на то что они являлись самой примитивной формой рисунков в Древнем Египте, в них уже было отображение окружающего растительного мира. Элементарные геометрические символы образовывали нечто похожее на цветы и деревья. По мере развития этого искусства орнаменты будут становиться более детализированными и полосы перестанут так широко использоваться, но именно эти узоры послужили прототипом усовершенствованного искусства.
Растительные элементы в узорах
Анималистические мотивы
Так как жук-скарабей считался священным, его изображение включалось в египетский орнамент чаще всех остальных животных. Он был символом бессмертия, счастья, защитником от болезней и бед. Другими популярными изображениями были рисунки священной птицы бену, которая олицетворяла воскрешение; змеи, поедающей свой хвост (восстановление справедливости), а также антилопы, рыбы, обезьяны.
Вместе с тем на египетских рисунках можно увидеть изображения богов или их символов:
Рисуем узоры Египта
Для того чтобы понять, как поэтапно нарисовать египетский орнамент, нужно разобраться с главными понятиями, определяющими будущий рисунок, и основными изображаемыми элементами.
К примеру, в узоре могут быть три мотива: скарабей, лотос и символ «анх». Будучи расположенными в этой же последовательности, они образуют законченный раппорт, который повторяется неограниченное число раз (все мотивы циклично следуют друг за другом).
Узнав основные понятия, следует выбрать изображаемые мотивы. Самым простым является геометрический растительный узор. Его можно нарисовать следующим образом:
Далее закрасьте все области понравившимися цветами и, завершив орнамент, наслаждайтесь полученным результатом!
Что такое в Древнем Египте роспись?
Что такое в Древнем Египте роспись.
Наверняка общее представление о рельефах Египта имеется у каждого.
И это не удивительно, ведь что такое роспись в Древнем Египте?
По сути она представляла собой строго отпределенные картины.
Так, все люди изображались здесь строго лицом, руками и ногами в профиль, а телом в фас.
Такое изображение, по мнению египтян, наиболее точно позволяло передавать пропорции и особенности человеческого тела.
В первую очередь рельефы относились к духовной жизни общества, что позволило сохранить каноны неизменнными на протяжении практически 2, 5 тысячелетий.
Наивысший пик расцвета этого искусства пришелся в Египте на 14 век до н.
Э. Египтяне тысячелетиями оттачивали навыки изображения, что в конечном итоге позволило им создать самые точные и четкие линии и повторяющиеся изображения.
Что такое мумия в древнем египте?
Что такое мумия в древнем египте.
Что такое гробница в Древнем Египте?
Что такое гробница в Древнем Египте.
Что такое возница в древнем египте?
Что такое возница в древнем египте.
Кто такие писцы в Древнем Египте?
Кто такие писцы в Древнем Египте?
Что такое роспись в древнем египте?
Что такое роспись в древнем египте?
Что такое Фивы в древнем Египте?
Что такое Фивы в древнем Египте?
Что такое роспись в египте?
Что такое роспись в египте.
Что такое налоги в Древнем Египте?
Что такое налоги в Древнем Египте.
Кто такие «Писцы» в древним Египте?
Кто такие «Писцы» в древним Египте?
Б. Освобождение крестьян за выкуп с согласия помещиков.
В средневековый утюг насыпали уголь и.
Индийские цифры, математические действия с дробями, вычисление площадей фигур и объемов тел, вычисление числа П.
В марте 1985 г. В СССР произошла смена партийного руководства. Новый лидер М. С. Горбачев в оценке положения в стране сочетал оптимизм с элементами критики. Последняя была вполне уместной. В развитии экономики появились неблагоприятные тенденции..
Отвергнув папскую власть, Лютер заручился поддержкой германских князей. Тем было на руку его стремление подчинить Церковь светским властям, передав в их волю назначение епископов.
Он жадный, жестокий, организует и захватывает.
Цвет глазами души. Символический язык древнеегипетской росписи
Наш мир похож на крутящийся цветной калейдоскоп. Рекламные щиты переливаются ультраяркими красками, огнями всех оттенков горят витрины, разноцветные автомобили, пестрая одежда. Но почему же свою повседневную жизнь мы нередко называем серыми буднями?
В палитре древнеегипетского художника на протяжении трех тысяч лет было всего семь цветов, а похоже, что мир его был по-настоящему цветным.
B древнеегипетском языке для слов «цвет» и «сущность, характер» был один иероглиф — iwen. Цвет понимался как отражение истинной природы вещей, их души, а не внешнего облика. Такое восприятие цвета мы встречаем во всех областях жизни египтян. Нередко в текстах упоминается цвет как выражение сути явления, предмета. Например, «делать зеленое» буквально означает «творить добро»; «сделать красным», напротив, означает разрушение. Среди титулов фараона есть такой, как «Золотая гора». Интересно, что египтянин называл центр глаза (зрачок) «белым», хотя очевидно, что это не так. Быть может, он имел в виду чистоту и ясность взгляда?
Цветовая гамма Древнего Египта целостна. В ней нет явного предпочтения одному или нескольким цветам — каждый имеет свою функцию, свое предназначение. Символика каждого цвета многогранна и раскрывает его значение с разных сторон.
Удивительную силу притяжения имеют древнеегипетские фрески. И она не ослабевает, а, наоборот, усиливается, когда пытаешься приоткрыть их тайну.
В белом цвете египтяне видели символ чистоты и святости. Именно в белых одеждах изображается Душа умершего на Суде Осириса, произносящая знаменитую Исповедь отрицания: «Я не делал худого людям. Я не был жесток с близкими. Я не подменял Правду Неправдою. Водам текущим я путь не пытался закрыть. Не потушил я огня, что гореть был назначен. Проявлению Божьему я не мешал. Я чист! Я чист! Я чист. »
Белый цвет символизировал Душу, прошедшую через двери испытаний в этой и в той жизни и готовую к встрече с Божественным. Это образ человека чистого настолько, чтобы пропускать через себя Духовный Свет. На стенах гробниц мы видим изображение не физического облика людей, а их Ка — светящихся двойников в белом облачении. Белый не только обозначает чистоту, но и дарует очищение всему, с чем соприкасается. Особый ритуальный смысл имел белый цвет для жречества: для церемоний предназначались белые одежды и сандалии, из белого алебастра делались многие ритуальные предметы (чаши и сосуды, канопы и столы для бальзамирования). Благодаря своему цвету в церемониях очищения и жертвоприношения использовалось молоко. Белый цвет стал обозначением освященных вещей и особого, сакрального пространства.
Город Мемфис, священный город бога Птаха, древнейшую столицу Египта, египтяне называли «Белые стены». В настенных росписях гробниц и храмов (например, в гробнице Нефертари) можно встретить фрески на белом фоне — это тоже подчеркивает ритуальную чистоту и ставит изображаемое над земной реальностью, над временем.
Белый — это цвет одежд бога Осириса, владыки мира иного, а также бога Птаха, «Ваятеля земли». В этом аспекте белый — изначальный цвет, рождающий все остальные цвета спектра, — говорит о полноте неземной власти.
Черный цвет в Египте не был противоположностью белому, как это привыкли воспринимать мы (свет и тьма — белое и черное). Строго говоря, черный не является цветом, скорее это отрицание всех цветов. Черный цвет — символ таинств мироздания, Сокровенного, которое находится за пределами нашего восприятия, а потому не может быть выражено земными средствами. Осирис, Повелитель Аменти — священной страны, царства мертвых, изображается с черным цветом лица. Он тот, кто владеет тайной смерти и нового рождения: «Именем своим, Господин Порядка всей Вселенной, ты ведешь с собою то, что есть, и то, чего еще нет; ты пребываешь во веки веков» (Книга Мертвых. Гимн Осирису).
Анубис |
---|
Таинства необходимо охранять от всего, что может оказаться недостаточно чистым. Бог Анубис, страж «Священной Страны Запада», всегда изображался в виде черной собаки. Он хранитель таинств и мистерий, доступных лишь прошедшим испытания. Анубис, покровитель и защитник мертвых, встречает души умерших у дверей загробного царства и помогает им не сбиться с пути, ведет их на суд Осириса. Анубис взвешивает сердце усопшего, чтобы выяснить, будет ли оно таким же легким, как перо богини Справедливости — Маат.
Та Кемет, «Черная земля», называли свою страну египтяне. «Загадка, тайна» («айгюптос», Египет), назовут ее позже греки. Черной землей называли также плодородные почвы нильской долины после разлива. Изображения Мина, бога плодородия земель, согласно древнему ритуалу, окрашивали в черный цвет. Черный символизировал скрытое, непроявленное, содержащее семена новой жизни, как земля весной до положенного срока прячет молодые ростки: «Взгляни в Сокровенное. Каждый день Бог заботится о том, чтобы Земля узнала тайны Его сотворения» (Анхшешонк).
Осирис |
---|
Проявление творческой силы Бога в мире земном отражал зеленый цвет. Цветок зеленого папируса (гербовое растение Нижнего Египта — заболоченной Дельты) был символом мира, возникающего из Первичных Вод. Колонны в виде папируса поддерживали своды храмов, где каждый день ритуально повторялся акт созидания. Все сотворенное Богом несет миру благо, поэтому зеленый цвет стал синонимом понятия добра. С зеленым цветом лица изображались боги-творцы — Птах, созидающий с каждым ударом своего сердца, Хнум, ваятель людей и богов, Тот, творящий силой слова. Осирис, возродившийся после смерти и дарующий Душе человека вечную жизнь, тоже имеет зеленый цвет кожи. Есть изображения Осириса, прорастающего зелеными всходами.
Зеленый цвет — символ жизни и победы над смертью, это сама природа, возрождающаяся весной.
Солнечный бог Ра |
---|
Символика красного цвета на первый взгляд кажется полной противоречий. С одной стороны — жизненная энергия, сила и радость, с другой — разрушение, опасность. Красный — цвет крови, наполняющей жизнью все существа; он символизирует жизненную силу, постоянно возобновляющуюся, неиссякаемую. Красным всегда изображался солнечный диск — зримое воплощение бога Ра: «Ты плывешь по небу, и каждое лицо видит тебя и путь твой изо дня в день. Лучи твои на всех лицах. Красные лучи твои не могут быть познаны, сияющие лучи твои не могут быть описаны словами» (Папирус Ани). Ра дарует свою животворную силу и благословение всему на земле, мир существует благодаря его любви, проявленной в солнечных лучах.
С символикой красного цвета связана также богиня Исида. Ее одежды рисовались темно-бордовым цветом. Исиду египтяне называли «оком Ра». Она олицетворяет Божественную Мать, Мать Мира. Исиду почитали во многих странах Средиземноморья, а в христианстве ее образ воплотился в Деве Марии, Богородице, укрывающей своим покровом весь мир. Исида — богиня-защитница, оберегающая живущих на земле и умерших. Она часто изображалась на саркофагах.
Красный цвет — это огонь. Огонь может согревать и давать жизнь, а может быть беспощадным, уничтожающим все на своем пути. Красный — символ борьбы, трансформации, разрушающей старые формы, чтобы дать место для развития новых. Он ассоциировался с «Красным богом пустыни» Сетом, богом необузданных сил природы — бури, грозы. Красной краской писались имена змея Апопа, опасных духов и опасных дней в календаре. Начиная со времен Древнего царства тела мужчин расписывались красно-коричневой краской. Цвет не копирует оттенки кожи, символически он говорит о жизненной силе, о необходимости борьбы добра со злом внутри самого себя и в мире.
Другая пара дополняющих друг друга цветов — желтый и синий — уносит нас совсем в иные сферы.
Маска для мумии фараона Тутанхамона |
---|
Желтый (золотой) цвет ассоциируется со светом, сиянием звезд. Золото благодаря своей неизменности стало символом вечного, всего того, что не подвержено земному времени, что имеет высшую ценность. Из золота изготовлялись маски для мумий, чтобы душа могла получить новую, нетленную плоть и существовать вечно. Желтыми всегда изображались тела богов.
«Золотой богиней» называли египтяне Хатхор — богиню любви и гармонии. Не ее ли позже греки назовут Золотой Афродитой?
Хатхор — любовь божественная, любовь, связывающая воедино вселенную, благодаря ей движутся звезды и растут цветы на земле. В образе священной коровы шествует она по зарослям тростника, указывая путь заблудшим душам. На своих рогах она поднимает на небо Солнечного младенца. Она дает душам умерших испить воды, тем самым даруя им новую жизнь. Хатхор — «женского сердца Владычица», душа каждой женщины принадлежит ей. Не потому ли еще со времен Древнего царства цвет тела жриц и знатных дам расписывались светло-золотистой краской?
Синий — цвет небес, космического пространства, предвечного океана Нуна. Лазурит — синий с золотыми крапинками драгоценный камень — ассоциировался с небом, наполненным звездами. Небесный свод египтяне представляли в образе богини Нут. Нут — владычица небесных светил, путешествующих по ее телу. Каждое утро она рождает молодое солнце и проглатывает звезды, на закате же она проглатывает солнце, и вновь являются миру звезды. Нут изображалась в виде темно-синей женской фигуры, покрытой золотыми звездами. Она склоняется над землей, ее руки касаются западного горизонта, как будто зовут души вернуться на свою небесную родину: «Даю тебе силу, чтобы ты мог улететь, чтобы мог подняться к небу и стать сияющей звездой на Востоке» (Тексты пирамид).
Очень часто потолки храмов и гробниц синего цвета и расписаны звездами — как напоминание душе о ее небесном происхождении, о Бесконечной Вселенной, с которой она должна слиться: «Я войду в светящееся пространство, и полечу мимо Духа хранителя Земли, и буду подниматься по пути света, ведущему вверх, и доберусь до своей Звезды» (Тексты саркофагов).
Синий — символ глубоких воспоминаний, символ Вечности, символ традиции. Синими всегда изображались парики богов. Синие парики надевались на фараона и царицу во время церемоний как указание на их божественное происхождение.
Синий цвет посвящен также богу Амону — «Скрытому», неведомому. Амон вдыхает жизнь во все существующее, он «душа всех вещей», он подобен свежему дуновению воздуха, глотку прохладной воды. Амон всегда с теми, кто «помещает его в свое сердце». Синий небесно-голубого оттенка — цвет божественного начала, пронизывающего весь Мир.
С голубым цветом ассоциируются воздух и вода. В египетской мифологии это два первичных элемента, благодаря которым рождается жизнь. В росписях гробниц часто можно встретить изображение человека, пьющего из источника, или струи воды, ниспадающие с небес. Вода освобождает душу от оцепенения, очищает ее и дает ей новое рождение. Вода и воздух могли символически изображаться как Анкх — ключ жизни. В церемонии отверзания уст Хор держит голубой Анкх у носа фараона, открывая ему дыхание жизни. Струи воды могли быть представлены «льющимися» Анкхами. Голубой цвет — символ небесного благословения, причастия.
Один из любимейших цветов древних египтян — бирюзовый, удивительный цвет, сочетающий в себе качества небесно-голубого и зеленого. Пер-Рамсес, столицу Египта эпохи Рамессидов, называли «городом бирюзы», поскольку бирюзовой эмалированной плиткой были отделаны стены зданий. Из бирюзы и фаянса изготавливали амулеты и украшения, ритуальные предметы и сосуды для благовоний. Каждая принцесса перед замужеством совершала паломничество на Синай, к священным месторождениям бирюзы и малахита. Нередко бирюзовыми делали скарабеев. Египтяне считали, что скарабей самовозрождается, катя перед собой навозный шарик, заново создает сам себя. Скарабей становится символом возрождения, очистившейся молодой души. Его ассоциируют с молодым утренним солнцем — Хепри. Скарабея бирюзового цвета часто клали в саркофаг, заменяя им сердце умершего. Оперение бирюзового цвета имеет священная цапля Бену, сотворившая себя сама на заре мира. Ба, душа человека, изображалась в виде ласточки с бирюзовыми крыльями, что указывало на способность души вновь и вновь становиться молодой и сильной, поднимаясь к небу. Бирюза и ее символический заменитель — голубой египетский фаянс говорили о вечной молодости, о причастности к небесному источнику вдохновения, о силе любви, которая, наполняя душу, дает ей крылья, возрождает.
Древний Египет как никакая другая цивилизация древности создает впечатление вечности и целостности. Природа Египта — просторы неба и земли, огненный диск солнца, огромная медленно текущая река, горы с плоскими вершинами, пальмовые рощи, заросли папируса и цветы лотоса — дарила искусству мотивы и формы, служила источником вдохновения. Но за красотой внешних форм древнеегипетский художник видел гораздо больше. Для него весь мир был огромной книгой, которую можно читать бесконечно, книгой о Боге, о пути человека к Богу. Можно считать глупым или наивным, что небо художник представляет в виде золотой коровы или что жука почитают как символ бога Солнца, однако жителям страны священного Нила не была свойственна наша логика.
Современный человек пытается понять мир путем измерений и расчетов; он разбирает его на части, анализирует. И все же Вселенная хранит для нас не меньше загадок, чем для людей древности. Египетский художник жил, мыслил и чувствовал символами, образами и полными поэзии метафорами. «Драгоценный камень и цветок лотоса, лягушка и цапля, лодка и пирамида волновали душу египтянина, поскольку через них он ощущал встречу с бесконечностью. Все низшее указывает символически на нечто высшее, каждый фрагмент — на целое, и все преходящее, в конечном счете, является только рассказом о Вечном» (М. Луркер. Египетский символизм).
Именно религия определила особенности древнеегипетского искусства; таинственное, сокровенное, оно было обращено не столько к миру земному, сколько к миру богов, к иной, высшей реальности. Росписи египетских мастеров — яркий пример того, как архетипальные идеи, универсальные принципы природы могут быть изображены в зримых образах через метафоры, поэтические сравнения и непосредственно символический язык, пришедший в Египет из неведомых далей истории человечества.
Ушел ли в небытие символический язык цвета вместе с загадочной страной Кем, или он продолжает жить? А может быть, язык символов — это язык самой природы, и покуда существует этот мир, язык символов не станет мертвым языком. Четыре тысячи лет — не такой уж большой срок. Все так же солнце восходит на востоке и заходит на западе, те же звезды мерцают нам с вышины, люди рождаются и умирают, любят и мечтают, ищут свой путь. Искусство Древнего Египта — послание, говорящее с нами языком символов, универсальнейшим из языков, потому что его всегда готово понять наше сердце, если мы будем достаточно чисты и открыты. Для того чтобы начать понимать искусство Древнего Египта, не обязательно знать название и ритуальное назначение каждой детали. Важно лишь одно — постараться увидеть. И может быть, нам чаще станут сниться цветные сны.