что такое ропот в православии
Ропот
Ропот – есть страшная неблагодарность Богу (8, с.800).
Как искоренять ропот
Ропот надо искоренять из души молитвой и размышлением о крестных мучениях Христа Спасителя (32).
Крест нужно нести без ропота
Потерпим и понесем свой крест без ропота, потому что ропот и отчаяние бывают способны лишить человека вечной жизни (3, с.36).
Ропот не может облегчить наши страдания, а наоборот, усилит их (Там же, с.48).
Нести немощи друг друга без ропота, ожидая себе за это награду и утешение от Бога (Там же, с.19).
Ропот обнажает человека, делает непригодным для вечности
Ропот-это такой порок, который обнажает человека и делает непригодным ни для вечности, ни для восприятия в душе благодати, помогающей нести подвиг ради спасения. Ропот еще можно сравнить с огнем, пожирающим все дома и уничтожающим все богатство, собранное людьми, но оставляющим один пепел. А если это так, то не станем водворять его в своей душе, чтобы не быть сожженными и не оказаться непригодными для той жизни, к которой стремимся. Ради вечности, ради своего спасения будем терпеть все на земле, и если понадобится, то и умрем за Христа, чтобы там Его найти и водвориться вместе с Ним в тех обителях, которые Он обещал уготовать любящим Его. Да поможет всем нам Господь осуществить свой жизненный путь без ропота, уныния и отчаяния, в каких бы условиях ни оказались (Там же, с.25).
Ропот не должен господствовать в душе
Все мы знаем, что болезни и скорби очень трудно переносить грешному человеку, поэтому в душе может появляться и ропот не только на себя или на ближних, но даже и на Бога. И от этого, пожалуй, не свободен ни один человек. Но дело в том, чтобы этот ропот не господствовал в душе, чтобы человек сознавал перед Богом свою вину и умолял Его о помиловании и о помощи. В таком случае человек всегда сможет победить с помощью Божией врага – диавола и получить помилование у Бога (Там же, с.39).
Послушание старайся нести без ропота, это угодно Богу и спасительно для души (Там же, с.56).
Ропот способен разрушить в нашей душе все доброе и святое, а благодарение за все Богу будет способствовать нашему духовному преуспеянию. Вот, человек, и выбирай, что тебе нужно Жизнь со Христом или же со грехом. Да подаст нам Милосердный Господь Свою всесильную помощь на преодоление всего порочного и греховного (Там же, с.69).
Ропот есть дело врага рода человеческого – диавола, а благодарение Богу и терпеливое перенесение скорбей роднит нас с Небом (Там же, с.70).
Избегай ропота, потому что эта страсть может разрушить в душе все святое и доброе (Там же, с.98).
Ропот и нерадение удаляй из своей души страхом Божиим (Там же, с.103).
Ради благодатной радости в вечности мы должны с любовью встречать все скорби и невзгоды. И наоборот, кто будет роптать на свою земную участь, тот, пожалуй, и здесь не избавится от скорбей, и там, за гробом, лишится вечного блаженства (Там же, с.89).
Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова. Под ред Н.В. Маслова М. Самшит-издат 2011 г. 816с
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Грех против Бога и самого себя: как бороться с ропотом
Скорбями и болезнями спасается современный христианин. Нет гонений на церковь — нет и опытных духовников. Ведет Бог верующих путем страданий в Царство Небесное. Спасение тому человеку, из уст и сердца которого не слышен ропот на крестном пути.
С терпением и благодарностью идет верующая душа в обители горние. «Верую, Господи, что Ты посылаешь скорби во спасение мне!» — с радостью и надеждой встречают истинные христиане трудности на своем жизненном пути.
Что такое ропот
Одним из главных препятствий на пути в Царство Небесное становится непонимание промысла Божьего. Люди все время чем-то недовольны, хотят большего и лучшего. Они не понимают, почему те или иные неприятности случаются именно с ними, а не с кем-либо другим, за что посылаются скорби, болезни. Такое состояние души, выражаемое недовольством, упреками Богу и людям, в православной аскетике называется ропотом и считается одним из опаснейших грехов.
Происхождение слова
Слово возникло в праславянском языке (ropot-).
Его корни можно встретить у других народов:
В русскую речь оно пришло из старославянского языка. В святоотеческих преданиях и церковном обиходе это слово сохранилось и встречается особенно часто.
Значение понятия
Ропот на Бога в православии — это одно из проявлений гордости, уныния, которое свойственно людям материальным или маловерным. Его источником служит внутреннее противление воле Божьей. Внешне это проявляется в виде недовольства, выражаемого не прямо или открыто, а в косвенной форме — негромкой приглушенной речью. Общее значение слова — неясный (негромкий) шум или звуки.
Сейчас недовольство стало чуть ли не статусом современного человека. Со всех сторон его учат, что он должен быть недовольным своей страной, экологией, финансовым положением, фигурой и так далее. На улицах и в общественном транспорте только и слышно, как кого-то ругают (больше всех, как правило, достается политикам). Но злость еще никого и никогда не сделала лучше.
Ропот и печаль
Печаль — это чувство, которое возникает в результате появления каких-либо неблагоприятных жизненных обстоятельств, препятствий, болезней — одним словом, скорбей. Каждый привык по-своему реагировать на трудности. Хороший христианин со своей печалью пойдет к Богу, и Тот поможет ему справиться с жизненными невзгодами. Он не будет жаловаться другим на неудачи, возникшие сложности. Тем более не станет никого обвинять в том, что с ним произошло — ни Бога, ни людей.
Маловерный потратит все душевные и телесные силы, переживая из-за существующих и несуществующих скорбей. Словесное негодование — это внешнее проявление уныния, печали, его следствие. Его можно услышать из уст слабых духом людей, не имеющих в себе внутреннего нравственного стержня. Жалобы, нытье, проклятия и упреки — вот признаки неверующей души. Это несогласие с тем, что происходит, неприятие чего-либо.
Сначала человек недоволен погодой, природой, ближними, правительством, временем, какой-либо ситуацией. А потом доходит до того, что Отцу Небесному шлет упреки: «Как же Ты допустил, чтобы это случилось со мной?». Или другими словами, но так же ропотно.
Причины появления
Немалую роль в распространении уныния и недовольства играет насаждение идеологии первенства материальных благ. Сознанию людей прививается чрезмерное стремление к высокому уровню жизни, без которого якобы нельзя считать себя счастливым или состоявшимся. Стало принято оценивать людей по социальному статусу, материальному преуспеванию.
Но ведь никогда раньше на Руси такого не было, по крайней мере, в широком применении. Со страниц русской литературы приветливо улыбается множество неунывающих и находчивых «неудачников», которые живут и горя не знают. Понятия счастья и радости всегда связывались с духовным преуспеянием, с умением переносить трудности стойко и благодушно, а не с достижением богатства.
Становится очевидно, что корни этого кроются в православной вере. Не важно, богатый человек или нищий. В любых обстоятельствах нужно оставаться христианином и возносить благодарение Богу за то, что есть. В первом случае — не становиться самодовольным и надменным, во втором — не унывать.
Самой частой причиной недовольства выступают совсем не внешние неблагоприятные обстоятельства. Человек с пустотой в душе, который не чувствует смысла жизни, не может понять, ради чего нужно терпеть все трудности, преодолевать их. И внутри у него поселяется уныние, выливаемое в недовольство всем вокруг.
Почему это грех
Православная вера говорит о том, что все находится в промысле Божьем. Небесный Отец заботится о своем творении. Без Его воли вообще ничего не происходит. Но гордая душа противится своему Творцу. Она имеет собственное представление о том, как лучше жить в этом мире. Отсюда проистекает неблагодарность Богу за Его благодеяния, попечение.
Материальный мир загружает жизнь все новыми благами и удовольствиями, за которыми поспеть очень трудно. Это вселяет в душу неудовлетворенность собой и своей жизнью. «Почему у меня нет всего того, что имеют другие, чем я хуже?» — задает себе вопрос человек недуховный, погрязший целиком в телесных попечениях, забывая о Боге и своем истинном предназначении.
Недовольство разрушает христианина как личность, делает его жалким, вечно ноющим существом, не способным ни на какое доброе дело. Да, у каждого есть моменты, когда на глаза наворачиваются слезы, в душе селится печаль, и все видится в черных красках. И если не идти со своей скорбью к Богу, то можно начать направо и налево расточать жалобы. Постоянно выплескивая из сердца небольшие порции яда, со временем человек растрачивает свои душевные и телесные силы, разрушает самого себя.
Как с ним бороться
Чтобы встать на путь исправления, необходимо осознать, что высшая мудрость жизни заключается в единстве духа, души и тела. Невозможно жить успешной полноценной жизнью, имея в избытке только материальные блага.
Основная причина любого недовольства — это отсутствие духовной жизни, внутренняя пустота.
Первое, что нужно сделать — это от всей души обратиться к Богу и раскаяться в том, что стремился прожить сам и по-своему, чем и предопределил для себя путь нахождения в духовной тьме, безвыходности, жестоком отчаянии, унынии и негодовании.
Благодатные перемены могут произойти с душой не сразу. Любой страсти в качестве лекарства следует противопоставить определенные добродетели.
Необходимо поучиться таким важным христианским качествам:
Причиной уныния становятся часто не трудные обстоятельства жизни, а то, как человек к ним относится. Если христианин внутренне расслаблен, ждет от жизни одних «подарков», а также испытывает вечное недовольство от нехватки комфорта и достатка, это парализует его волю, истощает, делает склонным к унынию.
Святые отцы говорят, что самое главное средство от уныния — это благодарность Богу. Даже если она приносится с некоторым усилием и принуждением, но сознательно. Это будет выражением веры, и без нее никакая духовная жизнь невозможна. В связи с этим священники еще упоминают о решимости твердо переносить все находящиеся на жизненном пути искушения, делая это с терпением и всецело уповая на Господа. И помня, что милость Божья даже самые жестокие испытания превращает в неизреченные блага.
Видео
В видео с проповедью протоиерея Андрея Ткачева можно более подробно узнать о природе этого греха и его влиянии на душу.
Ропот
Ничто так не бывает причиною отвращения Божия и наказания человека, как ропот. (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 150).
. Не ропщите ни на кого, подозревая его в чем-либо с худой стороны (прп. авва Исаия, 59, 8).
Воздерживайся от ропота, дабы не уязвили тебя (мысленные) змеи! (прп. авва Исаия, 59, 91). Источник.
. Проклятия достоин и жалок, кто не приобрел послушания, предается же ропоту (прп. Ефрем Сирин, 30, 21). Источник.
Ропотник, когда дают ему приказание, противоречит, к делу негоден; в таком человеке нет даже и доброго расположения: потому что он ленив, и лень неразлучна с ропотом (прп. Ефрем Сирин, 30, 22). Источник.
У ропотника всегда готов предлог. Если приказано ему заняться делом, он ропщет; а вскоре развращает и других. «И это на что, – говорит он, – и другое к чему? И пользы нет в этом деле» (прп. Ефрем Сирин, 30, 22). Источник.
Всякое дело ропотника не стоит одобрения, и негодно и чуждо всякой добродетели (прп. Ефрем Сирин, 30, 22). Источник.
Ропотник любит трапезовать и гнушается постом (прп. Ефрем Сирин, 30, 22–23). Источник.
Ропотник и ленив: он умеет наушничать, знает, как сплести речь; он изворотлив и многоизобретателен, и никто не превзойдет его в многословии; он всегда клевещет одному на другого (прп. Ефрем Сирин, 30, 23). Источник.
Если малодушие заставляет тебя роптать, то нужно истребить и этот корень, содержать дверь крепко и хранить строго (свт. Иоанн Златоуст, 48, 484).
Роптание есть знак ленивого и бездеятельного ума (свт. Иоанн Златоуст, 49, 355). Источник.
Тяжел, несносен ропот; он близок к хуле. Ропот – это неблагодарность. Ропщущий неблагодарен Богу; а не благодарный Богу подлинно есть и хульник (свт. Иоанн Златоуст, 54, 291). Источник.
Лучше ничего не делать, нежели делать с ропотом, так как при этом и самое дело теряет цену (свт. Иоанн Златоуст, 54, 291).
Ропот свойствен рабам непризнательным и бесчувственным. какой сын ропщет, трудясь на пользу отца и трудясь для самого себя? (свт. Иоанн Златоуст, 54, 291).
Какие бы дела ни совершал человек ропщущий, он унижается и теряет награду, подобно израильтянам, – а вы знаете, какому подверглись они наказанию за ропот (свт. Иоанн Златоуст, 55, 267).
Если ты произнесешь хулу, то и помощь Божию оттолкнешь, и диавола сделаешь более сильным против себя; а если возблагодаришь, то и козни лукавого демона отразишь, и попечение Бога-Покровителя привлечешь к себе (свт. Иоанн Златоуст, 55, 574). Источник.
Те же, которые не переносят вразумления Божия с благодарностью, а предаются ропоту, кроме того, что не получают от того никакой пользы, еще и подвергают себя крайним бедствиям (свт. Иоанн Златоуст, 55, 640).
Господь сносит всякие немощи человеческие, не терпит же человека всегда ропщущего и не оставляет без вразумления (прп. Исаак Сирин, 58, 396). Источник.
. Мера каждому – труд и усердие. А у болящего какая мера? Скажет кто: ибо он работать не может. Ему мера – благодарение, безропотность и терпение (прп. Феодор Студит, 92, 209–210).
Ропщет кто, грех ему есть: не будем же роптать, ни выходить из себя. ибо мы земля и пепел, пыль и прах. (прп. Феодор Студит, 92, 254).
При отцах наших не было ропота, но каждый принимал с благодарением, что давалось, и от этого горькое было сладко и неприятное приятно; ныне же мы ропщем, осуждая то и это, не только сами в себе, но и при всех, чтобы побольше наделать ропотников и побольше Бога преогорчить (прп. Феодор Студит, 92, 486).
. Внимая да внимаем себе, братие, – все вместе: и кои здесь, и кои в отлучке, – всеусердно да исправляем заповеди Господни, и да разумеваем друг друга в поощрении любве и добрых дел ( Евр. 10, 24 ), не дозволяя себе жить беспечно, не творя волю плоти и помышлений, не вдаваясь в ропотливость, подобно древним ропотникам, не искушая Господа подобно тогдашним искусителям, – может ли Он и на будущее время то и то сделать для нас. (прп. Феодор Студит, 92, 537–538).
Кто ропщет за обыкновенными службами, тяготится ими и не соблюдает радения о них во все продолжение славословия Божия, тот поистине не познал, как много сладки в гортани любящих Бога словеса Божии, и насколько слаще они паче меда и сота в устах пришедших в познание Его, но совсем плоть есть, и мудрование имеет плотское, и чувство плотское, и не может вкусить и духовно восчувствовать блага, какие даровал нам Бог (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 227–228).
. Проводник искушения к душе есть помышление ропотливое, всегда движимое в сердце. (патр. Каллист и ин. Игнатий, 93, 330).
Ропот и негодование при скорбях и напастях есть отречение от креста (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 87). Источник.
. Признающий себя грешником, и вместе с тем ропщущий и вопиющий с креста своего, доказывает тем, что он поверхностным сознанием греха лишь льстит себе, обманывает себя (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 357). Источник.
Не позволим себе зловредного ропота, в особенности не позволим себе душепагубной хулы, которые часто слышатся из уст ослепленного, ожесточенного грешника, терзающегося и бьющегося на кресте своем, тщетно порывающегося избавиться от креста. При ропоте и хуле крест делается невыносимою тяжестью, увлекающею во ад распятого на нем (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 95–96). Источник.
Ропот на посланную скорбь, ропот на Бога, пославшего скорбь, уничтожает божественную цель скорби: лишает спасения, подвергает вечной муке (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 234). Источник.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Недовольство, сетование, ропот. Грехи и пороки
Среди путанных путей земных событий крайне редко можно встретить тех, кто был бы всецело доволен своей жизнью. Синдром хронического недовольства буквально поработил большинство живущих.
Сетование и ропот, недовольство – родственники осуждения и, они переходят один в другого незаметно, так, что сложно сказать где проявляется какой грех. Сетование – подобно постоянному плачу человека о том, что все у него в жизни не так. Этот грех буквально посыпает жизнь сетующего серым пеплом. «Чем полно сердце – о том говорят уста». Когда сердце человека полно недовольства, неблагодарности, то он повсюду будет сеять сетование. Подобно осуждению, сейчас этим грехом пестрит повально все – «все плохо, все не так, некстати, не вовремя, не в том количестве».
Недовольство – это неудовлетворенность, раздражение по поводу чего-то. Почему же мы недовольны своей жизнью, почему у нас нет удовлетворения от нее? Если посмотреть более глубоко, то недовольство далеко не всегда связано с внешними событиями, для многих – это состояние души, где большая часть происходящего воспринимается со знаком «минус». И день не удался, и дом не такой, и муж-жена не такие, дети – непослушные и неблагодарные, начальство – наглое, подчиненные – тупые и ленивые, окружающие – черствые и безучастные, страна – ужасная и правительство такое же. В завершение всего напрашивается закономерное продолжение – таков и Бог, Который все это создал. И человек таким образом приходит к тому, чтобы стать Божьим противником.
Ропот – это уже более яростный протест, возмущение против существующего положения дел. Этим грехом люди болели с древних времен, за совершение его терпели серьезные наказания, ибо он доходил до Небес.
По сути, все эти грехи направлены против Бога, потому что это именно Он должен, по мнению сетующих и ропщущих привести в порядок их жизнь. Недовольство, ропот, возмущение кажутся внешне вполне безобидными, но, тем не менее, при своем развитии могут привести, к хуле на Святого Духа! Эти грехи развиваются при нехватке в душе благодарности, смирения, любви.
Проявление болезни недовольства хорошо видно на Библейской истории исхода Израиля из Египта, где именно этот грех привел ко многим страшным событиям, что чуть не уничтожили рождающийся народ, что должен был стать Божьим уделом. Людям с Божьей помощью удалось вырваться из рабства, уйти от руки Фараона, выстоять против морской стихии, пройдя сквозь бушующие воды, преодолеть голод и жажду, и большинство погибло не от этих факторов – но погибло от недовольства и ропота!
«И возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне, и сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы всё собрание это уморить голодом» (Исх.16:2-3).
И, несмотря на все чудеса, которые являл им Господь, несмотря на постоянную Его помощь, ропот людей не умолкал. Также ропща, отвергли они и Обетованную Землю, ради которой еще праотец Авраам покинул свое жилище и пустился в далекий путь, полный испытаний. Не так ли происходит и у нас, когда мы в своем недовольстве отвергаем и Божью помощь и дарованное нам спасение? Не желая, чтобы вирус ропота и недовольства вошел в Божью Землю, Бог отправляет Израиль на 40 лет в пустыню, пока не вымрут те, кто был от этого неизлечим:
«. Доколе злому обществу сему роптать на Меня? ропот сынов Израилевых, которым они ропщут на Меня, Я слышу. Скажи им: живу Я, говорит Господь: как говорили вы вслух Мне, так и сделаю вам; в пустыне сей падут тела ваши, и все вы исчисленные, сколько вас числом, от двадцати лет и выше, которые роптали на Меня, не войдете в землю, на которой Я, подъемля руку Мою, [клялся] поселить вас» (Чис.14:27-30).
Понимая насколько опасен этот грех, конечно, хочется понять причину такого его роста и распространения.
Как и остальные греховные порождения, недовольство возникло из-за потери истинной опоры в человеке и создании иллюзорной – т.е. в самом себе, в своем эго. На первое место люди поставили комфорт своего нижнего «я», своей плоти, удовлетворение своих желаний, и развившихся из них страстей. В результате, человек устремился к внешнему миру, ища в нем то, что, уйдя от Бога, он потерял. Ожидая от мира, от людей то, чего они не могут дать, люди всегда находятся в состоянии энергетической, эмоциональной, физической, ментальной и проч. недостаче. Другими словами, они ощущают, что им все время или не так уж и хорошо или, вообще, плохо! Вместо устремления всеми силами к Богу, люди, в основной массе, продолжают жить в направлении к миру, и потому чувство внутренней незаполненности выражается в многочисленных претензиях, в недовольстве и ропоте. Людям кажется, что мир обязан дать то, что им не достает, обязан обеспечить им нужный комфорт. Человек начинает сравнивать себя с другими, находя много того, чего не хватает ему – и возникают грехи зависти, ревности, обиды. Желание любой ценой получить то, что хочется, порождают гнев и возмущение. Невозможность обрести желаемое вызывает уныние и отчаяние. А начало всему этому – гордыня!
Где-то в своем представлении-ожидании мы создали иллюзию того, что нам положено все самое лучшее, положено купаться в благодати, независимо от того как мы поступаем. Гордыне кажется, что мир обязан жить согласно ее интересам – помогать, поддерживать, любить. И недовольство здесь – законное проявление, в рамках мира гордыни. Конечно, как можно быть довольным, если материальных средств не хватает на все нужды и желания, если комфорт постоянно нарушается людьми и внешними событиями, если усилия и действия не оцениваются в нужной мере, если все не так как хотелось.
Недовольство возникает и из-за некой планки, которую мы сами себе поставили. Эта планка описывает что и как должно быть в нашей жизни – в чем заключается счастье, каковы должны быть окружающие люди, какими должны быть мы сами. И когда, что закономерно, все происходит не совсем так или вообще не так – мы начинаем страдать. Часто нормы счастливой жизни берутся из информационного поля людей, из прочитанных книг и журналов. Например, многие книги и фильмы о любви описывают красивые отношения, где все заканчивается хеппи эндом. И если один возлюбленный оказался негодяем, то обязательно появляется герой, который содержит в себе все самые прекрасные качества. Он становится заслуженным утешением за все предыдущие беды и страдания. Он все понимает с полуслова, сильный, мужественный и красивый. И в сознании девушек запечатляется непременное ожидание того, что именно так и только так все и должно быть. Что счастливая жизнь – это обязательно благополучное замужество, хорошие дети, дом – полная чаша. И когда человек сталкивается с реальной жизнью – он воспринимает отсутствие необходимых стандартов счастья, как глубокое неудовлетворение и полное отсутствие счастья и радости. То, что в жизни у каждого хватает всего, чтобы быть счастливым – это уже никого не волнует.
Иногда человек и сам не может понять чем он собственно недоволен. Бывает это следствие причин, находящихся глубоко в душе. Так проявляет себя часто гордыня – когда внутренние запросы человека не подтверждаются внешними событиями, он не чувствует признания, которого он, как считает, заслуживает. Или человеку не хватает воли, навыков, уверенности, чтобы реализовать свои таланты, и он закрывается в обиде на мир. И это состояние проецируется на все происходящие с ним события, вызывая недовольство по поводу всего. Иногда такое состояние – результат энергетической нагрузки, где человеку приходиться пережигать слишком много негативной энергетики. В этом случае также надо разобраться с причинами этого. Скорей всего, он сам берет на себя больше, чем нужно. Это происходит через чрезмерное беспокойство за близких, страстное желание их спасти, оправдание их грехов и т.д. Постоянная утечка энергии происходит через любые греховные проявления. И, чувствуя себя истощенными, в нехватке энергетического наполнения, многие выражают это в мир постоянным недовольством и брюзжанием.
Конечно, что-то в жизни нам может нравится, что-то – нет, что-то дает комфорт, что-то – наоборот. И нас эти факторы должны подвигать к действиям, где мы что-то меняем во внешнем мире или меняем свое отношение к этому, что-то переосознаем, пытаясь найти нужный нам путь. Но недовольство – это протест против существующей реальности, это состояние, закрывающее от нас Солнце, оно лишает мира в душе и лишает общения с Богом. Недовольство не дает видеть хорошее, оно лишает радости – человек всегда ощущает себя обделенным жизнью. Недовольство въедается в поведение человека, будто дым, становится привычным способом реагирования. Конечно, наша душа помнит мир гармонии, мир Света, в котором всё находится на своих местах, идет своим чередом, это мир, в котором душа живет в единстве с Богом. В нем полнота и изобилие. Но в мире земном действует вирус греха, он будто червь и тля подтачивает всё в нем пребывающее. Потому и сказал Христос, чтобы мы не собирали здесь никакого богатства, ибо где сокровище наше, там будет и сердце наше, но чтоб собирали его в мире души, где моль и тля не разрушат его. И это еще одна причина появления недовольства – мы ищем счастье и всевозможные блага в этом мире суеты, где все зыбко и преходяще, вместо того, чтобы искать главный смысл и собирать свои богатства в мире души и духа. Кроме того, мы в этот мир пришли не требовать гармонию, а воссоздавать ее, восстанавливать то, что было разрушено.
Одна из основных причин недовольства – это неспособность видеть хорошее и доброе в своей жизни, что проявляется в неблагодарности. Если человек фиксируется на негативе, пропуская мимо то хорошее, что с ним произошло, то в конце дня у него остается самое негативное представление о прожитом дне. Дни же постепенно цепочкой складываются в жизнь. Так и происходит, что человек не понимает, за что ему надо благодарить, если у него в жизни все только плохо и все не так. Результат хронического недовольства переходит в уныние и депрессию, лишая сил жить и преодолевать препятствия.
Недовольство – это бессмысленная реакция на несоответствие ожидаемого происходящему. Бессмысленная – потому что и душу разрушает и ситуацию усугубляет. Даже если и взять случаи, когда действительно ситуация идет с сильным искажением Закона – нам вместо того, чтобы выражать в пространство свое недовольство и возмущение, лучше б собрать силы своей души в обращении к Богу с просьбой о помощи. И приложить все возможные усилия, чтобы изменить происходящее в лучшую сторону. Недовольство же предполагает, что кто-то, но не мы должны немедленно все исправлять. Исправить нам мужа, детей, начальника, дом и продукты. А также поменять людей, чтобы вели себя нормально по отношению к нам. Ну и следом – все остальное! Т.е., в принципе, любое недовольство в глобальном плане обращено к Богу – «Почему Ты, Господи не устроил все нормально и я вынужден все это терпеть!».
Позиция недовольства, как мы видим, говорит о таком отношении к происходящему, где человек выступает в роли заказчика, которому не в должном виде исполнили заказ. Гневно помахивая в пространство путевкой на отдых, где «все включено», люди забывают о том, что никто им ничего не должен. И что Христос, искупив нас от всех должников, освободил нас от рабства, но не говорил, что это значит, что мы можем отдыхать как на курорте. Наше правильное отношение должно выражаться в служении Богу и в благодарности Ему.
Сам Христос говорил, что Он «. не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20:28).
Он говорил: «. Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф.20:25-27).
Т.е. наша задача в этом мире – быть не пользователями, а делателями. Когда же мы ко всему в своей жизни относимся с требованием предоставить лучшее, то это говорит о том, что мы так сильно соединились с миром, что плохо слышим голос своего духа.
Состояние недовольства сужает наше восприятие, ибо оно говорит о неблагодарности, о том, что мы не видим ценности того, что нам дается. Это подобно тому, что если б стол был полон еды, а человек, откусив понемногу от каждого блюда, поплевался и отказался что-либо съесть, так и оставшись голодным. Нам в жизни дано абсолютно все, чтобы мы смогли выполнить свою задачу, но часто мы и близко не используем данных нам возможностей, потому что они кажутся нам не такими, как нам хотелось.
Проявление недовольства – это и нежелание прилагать усилия к изменению своей жизни. Если, например, что-то не нравится в отношениях – надо разобраться в причинах и попробовать изменить их в лучшую сторону. Здесь – и любовь и терпение, и компромисс, и проявление твердой воли. Это изменение самого себя, изменение своего отношения к происходящему. Но легче ничего не менять, а просто возмущаться и изливать недовольство. Конечно, если считать, что в качестве мужа нам положен принц на белом коне, то будет сложно принять реального человека со своими несовершенствами и грехами. Проявление же недовольства говорит и о том, что мы уверены, что сами все делаем хорошо и правильно, в отличие от других. Подобно капризной принцессе, мы отталкиваем и проходим мимо многих обстоятельств своей жизни, которые могли бы помочь нам стать сильнее и крепче, обрести необходимый нам опыт души, но, скривив губы, мы упрямо говорим: «Ни-че-го я не хо-чу. »
«Великое приобретение – быть благочестивым и довольным» (1 Тим.6:6).
Отчего еще возникает недовольство? Оттого, что у нас не хватает душевных сил правильно среагировать на происходящее. Где-то страх, где-то недоработки, неуверенность в себе, сложность сделать правильный выбор и т.д. Например, на работе происходит конфликт, где по поводу нашей работы кто-то, имеющий должностные полномочия, высказывается негативно, обвиняя нас в некомпетентности, в каком-то нарушении. Мы же уверены, что все сделали правильно, но не знаем как это доказать. Нам бы проявить волю, уверенность и спокойно разобраться во всем и доказать свою правоту. А может, и пересмотреть свою работу, найдя в ней изъяны и все исправив. Но этих качеств нам и не хватает, да ситуация и дана для того, чтобы развить нам их в себе, преодолев блоки, что мешают. Не совершая нужных действий и усилий, мы, в результате, громко возмущаемся, чаще – не в глаза начальству, а кому-то со стороны, ходим недовольные и обиженные, сетуя на то, что жизнь так несправедлива. Следующую подобную ситуацию мы уже будем встречать с заранее сформировавшимся убеждением, что сколько ни старайся, а никто этого не оценит и все будет как всегда плохо. Так формируется разрушительная программа в подсознании, которая исказит многие ситуации, что будут происходит с нами дальше.
Иногда бывает человеку кажется, что он приложил все усилия, а ситуация не меняется. И тогда он выказывает недовольство, считая, что имеет на это полное право. Но никто нам не говорил, как именно должна меняться какая-то ситуация. Есть события, которые неизменно сопровождают нас по жизни, потому что через них формируются какие-то качества нашей души, идут какие-то развязки. И чтобы не возникало недовольства – нам не следует так отталкиваться от внешних событий. События могут быть разными, но главное в нашей жизни не они, а то, что происходит в нашей душе – наше отношение к происходящему, качества, с помощью которых мы справляемся с ситуацией, опыт нашей души, крепость и сила, которые формируются в нас.
Грех недовольства, как уже было сказано, часто не зависит от качества происходящих с человеком событий. Один может радоваться и черствому сухарю, потому что живет впроголодь, а другой недоволен тем, что второй день ему подают такой же тортик. Один живет на небольшую зарплату, распределяя на главные нужды средства и ощущает себя счастливым. Другому не хватает денег и при зарплате во много раз большей, и он из-за этого крайне недоволен жизнью. Одна сокрушается тому, что ее муж подарил на праздник не те цветы, которые ей хотелось, и она из-за этого готова с ним развестись, другая спокойно ладит с мужем, который ведет себя намного хуже, но она старается направить его в доброе русло.
Недовольство очень часто привязывает человека к прошлому. Не принимая какого-то события, протестуя против него, хоть оно уже и произошло, человек какой-то своей частью отказывается идти дальше по жизни и остается в прошлом. Например, человеку должны были выделить лучшую квартиру, но ее отдали кому-то другому. Ему же досталась похуже. И много лет, живя в этой квартире, он не может успокоиться, возмущаясь на то, как это несправедливо. Конечно, ему в этой квартире будет неуютно от им же самим наложенных программ, но этот дискомфорт еще больше усиливает его недовольство. Но реально, если б ему досталась та лучшая квартира, то многие события повернулись бы совсем не так, как это нужно было для совершенствования его души.
Мудр тот, кто во всем происходящем умеет находить лучшее, который из того, что даровано ему Богом приобретет большую прибыль. Глуп тот, кто и имея, теряет, оттого, что не ценит. Благодарность – это качество, противоположное недовольству. Человек имеет только то, что ценит, за что благодарен Богу. Все остальное – уходит мимо, будто сквозь пальцы.
Потому и сказано: «Малое у праведника – лучше богатства многих нечестивых» (Пс.36:16).
Благодарность – это не слова и не эмоциональный порыв. Она – способность человека в полноте принять реальность, в полноте принять то, что дано ему Богом и взрастить из того, что ему дано богатый урожай.
Часто недовольство, например, бывает направлено на самого себя – человеку не нравится собственная внешность, или не нравится то, чем он наделен – и голос плохой, и руки не оттуда и т.д. Такое восприятие себя, конечно, блокирует проявление Божьей Воли в человеке, потому что дух недовольства выхолащивает все доброе, подвергая его порче. Вообще, проявляя недовольство, мы буквально ставим информацию порчи на то, чем недовольны. Ведь уверенно, эмоционально утверждаем: «Это все плохо, плохо, плохо». Есть такой анекдот на эту тему, когда мужчина едет в троллейбусе и вовсю возмущается: «Жена – стерва, дети – балбесы, начальник – баран, жизнь – бессмысленна. » Рядом стоит ангел и записывает все его слова, потом, вздохнув, произносит: «Ну что ж, будем исполнять, желание клиента – закон!» Так мы сами себе программируем жизнь и перекрываем пути для проявления Божьей помощи в нашей жизни.
Иногда недовольство видно открыто и выражается в постоянном возмущении по всякому поводу. Но бывает, человек затаивает свое недовольство глубоко внутри, внешне стараясь изображать довольство. Так люди могут выполнять работу, которая им не нравится, так могут жить супруги. Хоть вслух ничего не говорится, но вокруг человека в его недовольстве формируется негативный шлейф, который проникает во все его действия. Иногда так происходит, когда люди узнают Божью Волю по поводу чего-то, которая им не нравится. Боясь высказать вслух свое несогласие, они делают вид, что рады и благодарны, и, скрепя сердце, делают то, чего желает Господь, душой же этому всеми силами сопротивляясь. И при этом не понимают, что если мы что-то делаем в таком внутреннем недовольстве – мы это, по сути, отвергаем. Отвергаем то, что дает нам Господь.
Недовольство, как и осуждение, сближает людей в греховных намерениях. Люди с радостью находят общий язык, возмущаясь против чего-то или кого-то. Этот эффект в полной мере используют средства массовой информации, натравляя массы людей на в нужном направлении. Возникает волна резонанса, имеющая большую разрушительную силу. И пока люди устремлены в одном порыве возмущения к чему-то там вдали, у них под носом спокойно совершаются преступные действия, и кто-то проводит в жизнь свои корыстные планы. Так начинаются бунты, перевороты и революции, вспыхивают войны, происходят убийства. Соединиться в грехе легко – поддаваясь массовому чувству, люди с легкостью организуются для разрушения. А вот чтоб соединиться для созидания необходимо приложить большое усилие, ибо это возможно только через единение в Боге.
Недовольство, с которым человек совершает какие-то действия, переходит на результаты его труда, оно передается и окружающим людям – будто все вокруг посыпается серой тяжелой пылью. И те люди, у которых нет сильного духовного стержня тоже заболевают этим вирусом. Помните сказку о Снежной королеве? Осколок зеркала, которое смастерил нечистый дух, где все хорошее уменьшалось, а плохое выступало ярче – попал мальчику Каю в сердце и он стал видеть во всем лишь плохое. И только самоотверженная, жертвенная любовь Герды помогла ему освободиться от этого осколка. И когда его сердце заплакало – осколок вышел вместе со слезами. От духа недовольства возможно освободиться только через духовное сердце, через любовь, через покаяние. Чтобы осколок злого зеркала, осколок греха, порожденного духом тьмы, вышел полностью из нашей души. Чтобы перестать видеть все в искаженном, дурном свете. И мы б увидели настоящий Божий мир, в котором есть достаточно пространства для нашей реализации, в котором все ситуации возможно обратить на добро, на пользу своей душе.
«Все делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими, непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире, содержа слово жизни. » (Фил. 2:14-16).