что такое роп отходы

РОП в России: как ответственность производителя перекладывается на потребителя

Этот материал подготовлен на основе прямого эфира «Расширенная ответственность производителя: основные понятия». Если вы предпочитаете видео, а не текст, запись эфира можно посмотреть здесь.

Что такое РОП и зачем она нужна

Расширенная ответственность производителя (РОП) — это законодательный инструмент, обязывающий производителя обеспечить утилизацию упаковки и товаров в упаковке после после утраты ими потребительских свойств, то есть после того, как товары или упаковка стали отходами. Субъектом РОП является производитель товаров, подлежащих утилизации согласно Распоряжению Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р «Об утверждении перечня товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств».

Чтобы разобраться, как работает РОП, надо рассмотреть систему обращения с отходами.

что такое роп отходы. Смотреть фото что такое роп отходы. Смотреть картинку что такое роп отходы. Картинка про что такое роп отходы. Фото что такое роп отходы

Как система работает в России?

В общем случае в России эта система выглядит следующим образом:

По российскому законодательству сортировка, ликвидация несанкционированных свалок и захоронение на полигонах по большей части осуществляется за счет тарифа населения. Несанкционированные свалки также оплачивает потребитель: региональный оператор ликвидирует свалку и выставляет счёт муниципалитету, бюджет которого формируется из уплаченных населением налогов.

При реализации описанной системы обращения с отходами потребитель платит за захоронение отходов, которые могли бы стать ценным сырьем.

Как в идеале должна работать система обращения с отходами?

Правильная система предполагает, что после потребления все отходы собираются раздельно, в том числе пищевые. При этом раздельно собранные отходы, кроме пищевых, отправляются на досортировку, а полученное вторсырье используется для производства новых товаров. Из пищевых отходов получают компост и биогаз, прочие отходы накапливаются до появления технологии их переработки.

что такое роп отходы. Смотреть фото что такое роп отходы. Смотреть картинку что такое роп отходы. Картинка про что такое роп отходы. Фото что такое роп отходы

Улучшенная система обращения с отходами требует больше расходов, чем захоронение на полигонах. Дополнительное финансирование требуется:

Чтобы покрыть эти расходы, нужна полноценная РОП. В этом случае система обращения с отходами будет функционировать за счет производителя, а не потребителя.

Сейчас расходы на утилизацию, например в Москве и Подмосковье, где вводится раздельный сбор, частично внесены в тариф населения, а часть оплачивает региональный оператор. Так происходит из-за несовершенства законодательной базы в части обращения с отходами.

Законодательство для субъектов РОП

Российская РОП объединила в себе две модели: самостоятельное обеспечение и уплата экологического сбора в бюджет.

Самостоятельное обеспечение возможно в трех видах:

На сегодняшний день выполнение РОП не подразумевает ответственности за весь объем выпущенной продукции.

Что и сколько требуется утилизировать в рамках РОП

Нормативная база по утилизации включает два документа:

Товары в перечне РП РФ № 2970-р объединены в группы по назначению (использованию) или по сходству технологий переработки. Вся пластиковая тара попала в группу № 49, и правила исполнения РОП позволяют отчитаться по любому виду товаров, входящему в эту группу. Например, производитель выпустил партию йогурта в полистироле, который не востребован у переработчика. Далее собрал и утилизировал рентабельный ПЭТ, и таким образом отчитался о выполнении РОП.

Еще одна особенность законодательства — это норматив утилизации (РП РФ № 2971-р), определяющий ту часть отходов от использования товаров, которую производитель обязан собрать и утилизировать. То есть речь идет не о 100 %. Например, по группе товаров № 5 «Белье нательное» норма утилизации в 2020 году составила всего 10 %. При этом производитель навряд ли собирает использованные носки и трусы, вместо этого он уплачивает экологический сбор в бюджет.

Что касается упаковки, то самый большой норматив утилизации установлен на гофрированный картон — 45 %. Для полимерной упаковки (пластика) норма утилизации всего лишь 20 %. То есть производитель, выпуская продукцию в полистироле или ПВХ, должен собрать и утилизировать лишь пятую часть от произведенного объема, причем с возможностью замены ПВХ на ПЭТ или полипропилен. Также производитель может уплатить в бюджет сумму экологического сбора за 20 % реализованного товара.

Размер экологического сбора в рамках РОП

Сумма, которую субъект РОП должен уплатить в бюджет, зависит от норматива утилизации (НУ), количества выпущенных товаров (материалов) и ставки экологического сбора (СЭС).

что такое роп отходы. Смотреть фото что такое роп отходы. Смотреть картинку что такое роп отходы. Картинка про что такое роп отходы. Фото что такое роп отходы

Ставка экологического сбора — это сумма, которую должен заплатить производитель за одну единицу (штуку) или массу товара.

Количество материалов или товаров, которые должны быть собраны и отправлены на переработку, рассчитывается как НУ, умноженный на количество выпущенных материалов (в тоннах) или товаров (в штуках).

Размер экологического сбора равен произведению СЭС на количество товаров, которое необходимо утилизировать.

Например, для нательного белья ставка экологического сбора — 11 791 рубль, а для полимерной упаковки — 3844 рубля. Согласно российскому законодательству этих средств должно хватить на сбор, транспортировку, досортировку и утилизацию тонны товара. При этом заготовители вторсырья считают невозможным уложить все расходы в указанные суммы, не говоря уже о получении прибыли. Поэтому заготовителю не выгодно принимать полимеры типа полистирола или ПВХ: в отличие от востребованного ПЭТ такое вторсырье не окупит расходы на его сбор, транспортировку, обработку (досортировку, мойку) и утилизацию.

Учитывая мизерную СЭС и низкий НУ производителю проще и экономически целесообразно заплатить небольшую сумму в бюджет, чем заниматься самостоятельным обеспечением РОП.

Учёт и контроль выполнения РОП

Производитель обязан отчитаться в Росприроднадзор о выполнении нормативов утилизации при самостоятельном обеспечении или об уплате экологического сбора.

При самостоятельном обеспечении доказательством выполнения РОП является акт утилизации, выданный утилизатором.

При уплате экологического сбора отследить, куда пошли средства, невозможно.

Пункт 11 статьи 24.5 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» гласит: «Средства в объеме поступившего в федеральный бюджет экологического сбора предоставляются для выполнения нормативов утилизации отходов от использования товаров, обязанность по утилизации которых исполнена производителями товаров, импортерами товаров путем уплаты экологического сбора. Расходование средств поступившего в федеральный бюджет экологического сбора осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации».

Ранее в законе было прописано, что расходование средств экологического сбора должно идти на организацию переработки и утилизации отходов. Современная формулировка говорит о порядке расходования средств, установленном бюджетным законодательством. При этом таких постановлений на данный момент не существует. Следовательно, неизвестна дальнейшая судьба средств, поступающих в бюджет в виде экологического сбора.

Кроме отсутствия контроля за расходованием средств, существует также проблема отсутствия информирования: многие мелкие и средние товаропроизводители не в курсе, что они являются субъектами РОП. Следовательно, они не занимаются сбором и утилизацией своего товара и не уплачивают экологический сбор.

Также не являются субъектами РОП ритейлеры (розничные торговцы), хотя генерируют большие объемы упаковки при перефасовке товаров для продажи конечному потребителю.

Как заставить РОП работать в полную силу

Чтобы РОП в России формировала бюджет, необходимый для реализации правильной системы обращения с отходами, требуется внести ряд изменений в законодательство:

«РазДельный Сбор» — некоммерческая организация. Чтобы продолжать работу, нам очень нужна ваша поддержка. Если вам нравится то, что мы делаем, вы можете оформить регулярное или разовое пожертвование или создать событие на портале «Нужна Помощь». Спасибо!

Источник

Кого все-таки касается расширенная ответственность за утилизацию отходов

что такое роп отходы. Смотреть фото что такое роп отходы. Смотреть картинку что такое роп отходы. Картинка про что такое роп отходы. Фото что такое роп отходы

Вкратце о РОП

РОП предполагает обязанность производителей и импортеров самостоятельно организовать утилизацию определенной части (норматива утилизации) товаров и упаковки, выпущенных в обращение, после утраты ими потребительских свойств.

В случае если субъект РОП не выполняет норматив утилизации самостоятельно, он должен рассчитать и уплатить экологический сбор в части невыполненного норматива. Кроме того, производители и импортеры товаров, подлежащих утилизации, в рамках своей расширенной ответственности должны ежегодно подавать декларации и отчетности.

Нормативы утилизации и ставки экологического сбора пересматриваются и растут каждый год. Несоблюдение правил РОП грозит административной ответственностью и принудительным взысканием неуплаченного экологического сбора.

Упаковка как товар или товар в упаковке?

Особенно сложной для восприятия субъектами РОП на практике оказалась двойственная сущность упаковки.

Текущие правила предусматривают две базовые ситуации:

На сегодняшний день вариант «товар в упаковке» предполагает, что за упаковку отчитывается и платит экологический сбор производитель или импортер товара. В нашем примере это производитель или импортер шампуня.

В варианте «упаковка как товар» ответственным выступает производитель непосредственно упаковки. В нашем примере это производитель банки для засолки.

Концепция реформирования системы РОП, окончательное оформление которой мы ожидаем этой осенью, предлагает переложить на производителей упаковки ответственность за всю упаковку, производимую в России, в том числе реализуемую в формате «товар в упаковке».

что такое роп отходы. Смотреть фото что такое роп отходы. Смотреть картинку что такое роп отходы. Картинка про что такое роп отходы. Фото что такое роп отходы

По замыслу авторов концепции, такое изменение должно увеличить долю субъектов, добросовестно выполняющих свои обязательства по РОП, за счет их укрупнения, то есть снижения их общего количества (ведь производителей упаковки меньше, чем производителей отдельных товаров). Это позволило бы облегчить процессы администрирования РОП и публичного контроля за соблюдением правил утилизации и уплаты экологического сбора.

В то же время в случае изменения правил за ввозимую на территорию РФ упаковку, в том числе в формате «товар в упаковке», будет по-прежнему отвечать импортер. Таким образом, для импортеров в этой части регулирование не изменится.

Ретейл, доставка и общепит

Как известно, большая масса упаковки как отхода образуется именно в названных сферах.

В 2017 году Минприроды пояснило, что на организации, предоставляющие услуги и не являющиеся производителями товаров (например, организации по предоставлению услуг общественного питания, почтовой связи, транспортных услуг и др.), не распространяется обязанность по выполнению нормативов утилизации отходов от использования таких товаров. То есть, например, за упаковку, используемую в столовой, отвечает производитель или импортер этой упаковки (тот, для кого она является товаром).

Торговые организации не отвечают за упаковку товаров, которые продают своим покупателям, если не они их произвели или импортировали.

Вместе с тем всем названным организациям следует обратить отдельное внимание на следующие ситуации, при которых их может касаться РОП:

Источник

Расширенная ответственность производителей и импортеров товаров и упаковки

Механизм РОП внедрен в Российской Федерации с 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Производители и импортеры товаров, которые не обеспечивают утилизацию отходов, уплачивают экологический сбор.

Производители и импортеры ответственны за утилизацию тех товаров, которые произвели, и той упаковки, которую использовали при выпуске товаров на рынок.

что такое роп отходы. Смотреть фото что такое роп отходы. Смотреть картинку что такое роп отходы. Картинка про что такое роп отходы. Фото что такое роп отходы

Ответственность возникает у производителей, импортеров в отношении товаров и упаковки товаров по Перечню.

В первую очередь вы должны подать Декларацию, о том сколько было выпущено в обращение товаров включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительски свойств

Декларация и отчетность предоставляются:

импортерами товаров – в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования;

производителями товаров – в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту государственной регистрации производителя товаров.

В случае если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель одновременно является производителем товаров и импортером товаров, декларация и отчетность представляются в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

Отчетность представляется через личный кабинет природопользователя или на бумажном носителе с обязательным представлением копии на электронном носителе

Путем самостоятельной утилизации:

Обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем товаров, импортером товаров путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов).

Путем уплаты экологического сбора:

Производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор

— договорами, предусмотренными пунктами 4 и 5 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ, в случае, если выполнение нормативов утилизации обеспечивается путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, российским экологическим оператором, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов), или в случае создания ассоциации;

— актами утилизации отходов от использования товаров в соответствии с пунктом 16 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ.

Форма акта утилизации для производителей и импортеров утверждена приказом Росприроднадзора от 30.04.2021 № 236 «Об утверждении формы акта утилизации отходов от использования товаров», зарегистрированным Минюстом России 07.06.2021, регистрационный № 63807, вступающим в силу с 18 июня 2021 года.

Экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу выпущенного в обращение на территории Российской Федерации товара, реализованного для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за календарный год, предшествующий отчетному периоду (на количество единиц товара в зависимости от вида товара), либо на массу выпущенной в обращение на территории Российской Федерации упаковки товара, реализованной для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за календарный год, предшествующий отчетному периоду, и на норматив утилизации, установленный на отчетный период и выраженный в относительных единицах.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СБОР = СТАВКА х НОРМАТИВ х КОЛИЧЕСТВО ВЫПУЩЕННОГО ТОВАРА/УПАКОВКИ

Экологический сбор не уплачивается в отношении того количества товаров, упаковки товаров, которое вывозится из Российской Федерации.

Расчет суммы экологического сбора производится по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

При подаче декларации, отчетности и расчета суммы экологического сбора в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, путем использования электронных сервисов системы учета отходов дополнительное представление на бумажном носителе не требуется.

Сервисы для формирования необходимого формата (XML) документов размещены на официальном сайте Росприроднадзора:

«Личный кабинет природопользователя» https://lk.rpn.gov.ru/

В случае отсутствия технической возможности использования телекоммуникационных сетей декларация и отчетность могут представляться в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования или ее территориальные органы на бумажном носителе в одном экземпляре с обязательным представлением копии на электронном носителе, сформированной с использованием электронных сервисов системы учета отходов, посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении или лично, а также через представителя или курьером.

Расчет суммы экологического сбора в случае отсутствия технической возможности использования телекоммуникационных сетей может представляться плательщиками или их уполномоченными представителями в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования или ее территориальные органы, в которых осуществляется декларирование товаров и упаковки товаров, на бумажном носителе в одном экземпляре (с описью вложения и с уведомлением о вручении).

Уплата экологического сбора осуществляется путем перечисления денежных средств в валюте Российской Федерации:

В случае если плательщик одновременно является производителем товаров и импортером товаров, уплата экологического сбора осуществляется путем перечисления денежных средств в валюте Российской Федерации на счет Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в Федеральном казначействе.

Уплата экологического сбора и представление расчета суммы экологического сбора осуществляются до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом

Постановление Правительства РФ от 08.10.2015 N 1073 (ред. от 23.08.2018) «О порядке взимания экологического сбора» (вместе с «Правилами взимания экологического сбора»)

Обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной:

— со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации (когда Росприроднадзор подтвердит принятие отчетности)

— со дня уплаты экологического сбора.

Административная ответственность установлена за:

— непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год по части 1 статьи 8.5.1 КоАП РФ;

— представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, в неполном объеме либо отчетности, содержащей недостоверные сведения, по части 2 статьи 8.5.1 КоАП РФ.

Источник

Расширенная ответственность производителя

О предоставлении отчетности
о выполнении нормативов
утилизации отходов
от использования товаров
и уплате экологического сбора

Ответы на часто задаваемые вопросы

Информация по приему отчетности по расширенной ответственности производителей и импортеров о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (далее – Росприроднадзор) по вопросу представления декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации (далее – Декларация) и отчетности о выполнении норматива утилизации отходов от использования товаров (далее – Отчетность) сообщает следующее.

Порядок, формы и сроки декларирования производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров (в том числе упаковки) установлены Положением о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 № 1417 (далее – Положение № 1417).

Порядок, формы и сроки представления производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, отчетности о выполнении нормативов утилизации установлены Правилами представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2015 № 1342 (далее – Правила № 1342).

Согласно пункта 10 Положения № 1417 и пункта 11 Правил № 1342 декларация и отчетность представляются ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом.

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206 и от 02.04.2020 № 239 дни c 30 марта по 3 апреля и c 4 апреля по 30 апреля соответственно объявлены не рабочими днями.

Статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Соответственно в 2020 году декларация, отчетность представляются до 6 мая (включительно).

В соответствии с пунктом 11 Положения № 1417 и пунктом 4 Правил № 1342 Декларация и Отчетность представляются производителями товаров, импортерами товаров в форме электронных документов, подписанных простой электронной подписью посредством информационно-телекоммуникационных сетей с использованием программных средств единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров (далее – система учета отходов).

При подаче отчетности в форме электронных документов путем использования программных средств системы учета отходов дополнительное представление отчетности на бумажном носителе не требуется.

Сервисы для формирования необходимого формата (XML) документов размещены на официальном сайте Росприроднадзора:

«Личный кабинет природопользователя» https://lk.rpn.gov.ru/

В соответствии с пунктом 13 Положения № 1417, пунктом 6 Правил
№ 1342 в случае отсутствия технической возможности использования программных средств системы учета отходов Декларация и Отчетность направляются посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о вручении или представляются на бумажном носителе в одном экземпляре лично. При этом в обоих случаях Декларация представляется с копией на электронном носителе, сформированной путем использования электронных ресурсов, предоставляемых Росприроднадзором.

В соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Дмитрия Григоренко от 25.03.2020 № ДГ-П17-2301кв об ограничении допуска посетителей в расположение федеральных органов исполнительной власти на период проведения ограничительных мероприятий по нераспространению новой коронавирусной инфекции COVID-19 в Российской Федерации Росприроднадзором до завершения ограничительных мероприятий приостановлен прием обращений граждан и юридических лиц на бумажных носителях.

В связи с внесением изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 № 1417 «Об утверждении Положения о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств» (далее – Постановление № 1417), постановление Правительства Российской Федерации от 08.12.2015 № 1342 «Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров» (далее – Правила № 1342), постановление Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора» (далее – Правила № 1073) изменены порядок заполнения и перечень сведений, включаемых в декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации (далее – декларация), отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров (далее – отчетность) и расчет суммы экологического года (далее – расчет).

При подаче декларации за отчетный 2019 год в ней указывается количество выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации в течение 2019 года;

Отчетность за отчетный 2019 год составляется на основе данных о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2018 год, с применением нормативов утилизации 2019 года;

Расчет за отчетный 2019 год формируется на основе данных о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за 2018 год, применяя нормативы утилизации 2019 года и ставки экологического сбора.

Ставки сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, отходы от использования которых подлежат утилизации, уплачиваемого производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров (экологического сбора) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 № 284.

Форма расчета суммы экологического сбора утверждена приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488.

Обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной:

со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации;

со дня уплаты экологического сбора.

Производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно.

Согласно пункту 10 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ в отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке.

Обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем товаров, импортером товаров путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов), что установлено пунктами 4, 5 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ.

В соответствии с пунктом 4.1 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ норматив утилизации отходов от использования товаров может быть выполнен за счет утилизации любых отходов от использования товаров, входящих в одну или несколько групп товаров, групп упаковки товаров в соответствии с перечнем товаров, при условии аналогичного назначения таких товаров, такой упаковки товаров и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования.

Перечень товаров содержит столбец «Категория товаров аналогичного назначения и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования» с порядковыми номерами, присвоенными группам товаров, упаковки товаров.

При выборе условия аналогичного назначения товаров, упаковки и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования следует руководствоваться присвоенной категорией товару, упаковке товара согласно перечню товаров.

Производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, установленных статьей 24.5 Закона № 89-ФЗ.

В случае недостижения нормативов утилизации производителем, импортером, которые взяли на себя обязательство по самостоятельной утилизации отходов от использования товаров в соответствии с пунктом 3 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ, предусматривается уплата экологического сбора, рассчитываемого посредством умножения ставки экологического сбора на разницу между установленным и достигнутым фактически значением количества утилизированных отходов от использования товаров.

Производители и импортеры товаров представляют декларацию, отчетность и расчет суммы экологического сбора в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

Декларация и отчетность представляются до 1 апреля года, следующего за отчетным.

Уплата экологического сбора и представление расчета осуществляются до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом.

При исполнении обязанности путем уплаты экологического сбора производителям и импортерам товаров необходимо представлять расчет, отчетность и декларацию.

Представление вышеуказанных документов в электронном виде возможно через личный кабинет природопользователя по адресу: https://lk.fsrpn.ru/#/unauthorized.

В случае отсутствия технической возможности использования телекоммуникационных сетей документы могут представляться в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования или ее территориальные органы на бумажном носителе с учетом требований Правил № 1342, Положения № 1417, Правил № 1073.

При этом в случае отсутствия технической возможности использования телекоммуникационных сетей декларация представляется производителями товаров, импортерами товаров на бумажном носителе в одном экземпляре лично или посредством почтового отправления (с описью вложения и уведомлением о вручении) с обязательным предоставлением копии на электронном носителе, сформированной путем использования электронных сервисов.

Расчет суммы экологического сбора в случае отсутствия технической возможности использования телекоммуникационных сетей может представляться плательщиками или их уполномоченными представителями в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования или ее территориальные органы, в которых осуществляется декларирование товаров и упаковки товаров, на бумажном носителе в одном экземпляре (с описью вложения и с уведомлением о вручении).

Декларация и отчетность предоставляются:

импортерами товаров – в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования;

производителями товаров – в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту государственной регистрации производителя товаров.

В случае если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель одновременно является производителем товаров и импортером товаров, декларация и отчетность представляются в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.

Уплата экологического сбора осуществляется путем перечисления денежных средств в валюте Российской Федерации:

В случае если плательщик одновременно является производителем товаров и импортером товаров, уплата экологического сбора осуществляется путем перечисления денежных средств в валюте Российской Федерации на счет Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в Федеральном казначействе.

Какие документы подтверждают выполнение нормативов утилизации отходов от использования товаров?

Кто становится обязанным обеспечивать выполнение нормативов утилизации отходов от использования товаров в случае производства товаров, входящих в перечень товаров, под заказ третьего лица?

Учитывая позицию, изложенную в письме Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.03.2017 № 09-47/8797 «Об актуальных вопросах исполнения «расширенной» ответственности производителей, импортеров товаров», на организации, предоставляющие услуги с использованием товаров, включенных в перечень товаров, и не являющиеся производителями товаров (например, организации по предоставлению услуг общественного питания, почтовой связи, транспортных услуг и др.), обязанность по выполнению нормативов утилизации отходов от использования таких товаров не распространяется. Выполнение нормативов в отношении упаковки, поставляемой производителями, импортерами таким организациям, исполняется производителями, импортерами упаковки, которая в этом случае для них является товаром. В случае, если производство товара осуществляется под заказ третьего лица и из сырья третьего лица, где право собственности на произведённую продукцию принадлежит третьему лицу – заказчику (торговой марке), который в дальнейшем реализует эту продукцию, обязанность обеспечивать утилизацию данной продукции после ее использования возлагается на заказчика (торговую марку), реализующего продукцию. В случае если производитель товаров реализует произведенные товары владельцу торговой марки (если производство товаров осуществляется по схеме off-take, когда сырье производителю не предоставляется), он несет ответственность за утилизацию отходов от использования товаров.

Какая административная ответственность предусмотрена за невыполнение установленных нормативов утилизации?

Возникает ли обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации отходов от использования товаров, упаковки товаров в случае импорта их для собственных нужд или в случае реализации товаров, не являющихся готовыми к употреблению изделиями (реализуемыми в качестве комплектующих либо сырья (материалов)?

В случае, если товары, упаковка товаров импортируются/производятся не в целях их последующей реализации, а для собственных нужд, то в отношении таких товаров, упаковки товаров импортеры и производители товаров ответственность в части уплаты экологического сбора и представления декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств за отчетный год и расчета суммы экологического сбора не несут. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.07.2018 № 868 внесены изменения в Положение о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 № 1417 (далее – Положение о декларировании), в части дополнения примечания «10» о том, что в случае реализации производителями/импортерами товаров (в том числе товаров в упаковке), не являющихся готовыми к употреблению изделиями (реализуемыми в качестве комплектующих либо сырья (материалов) для производства других товаров, включенных в перечень, или для производства колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, в графе «примечание» отражается информация о товарах, которые исключаются из декларируемого количества. Одновременно отмечаем, что согласно пункту 3 статьи 24.5 Закона № 89-ФЗ экологический сбор для товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, уплачивается только в отношении самой упаковки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *