что такое ромашка блума
Прием в чтении «Ромашка Блума»
Сегодня мы хотим вам продемонстрировать один из популярных приемов развития критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Б. Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, или «таксономия», разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками «Знаю», «Творю» и «Умею». То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.
Этот прием называется «Ромашка Блума» или «ромашка вопросов и ответов». Он достаточно популярен в мире современного образования.
Этот приём основан на работе с текстом. Так как с текстом учащимся приходится работать на различных уроках – приём является универсальным и может быть использован не только учителем любого предмета, но и учителем начальных классов.
Главным в работе с текстом является осмысление информации. Практика показывает, что у современных школьников с этим, не редко, возникают большие проблемы. Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. К сожалению, многие учащиеся испытывают затруднения при формулировке вопроса. А нужно ли их учить задавать вопросы? Перефразируя высказывание Элисон Кинг, можно утверждать, что «умеющие задавать вопросы, умеют мыслить».
Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач образования.
«Ромашка Блума» помогает научить детей задавать вопросы. «Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:
2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является предоставление ученику возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Вопрос следует начать со слова – объясни…
3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?» и направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
6. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?», «Как вы относитесь к поступку главного героя?» и т.д.Вопрос следует начать со слова – поделись…
Возможны два варианта:
• Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с ромашкой.
• Вопросы формулируют сами учащиеся. Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка
Учащиеся читали текст и составляли к нему вопросы.
— Вот это другое дело! А ты на снегу! – сказал он.
— Ну и дурак! – сказал Саня.
На примере текста учащимися были составлены такие вопросы:
Кто главные герои рассказа?
Где происходит действие в рассказе?
Когда происходит действие в рассказе?
Каким описан зимний лес в рассказе?
Если я правильно поняла, то действие в рассказе происходит зимой?
Я могу ошибаться, но по – моему, главные герои рассказа возвращались домой из школы?
Насколько я поняла, Ваня вырезал на стволе дерева свое имя?
Почему Ваня вырезал свое имя на стволе березы?
Почему Саня назвал Ваню «дураком»?
Что изменилось бы, если бы Саня не написал свое имя на снегу?
Как, по вашему мнению, отреагировал Ваня на последнюю реплику Сани?
Мастер – класс учителей начальных классов «Ромашка Блума» как один из приёмов технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения
Выбранный для просмотра документ Ромашка Блума.docx
МОУ Васильевская СШ
Учитель начальных классов Горбатова Анна Вячеславовна
Мастер – класс учителей начальных классов
«Ромашка Блума» как один из приёмов технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера.
Задачи мастер – класса:
-расширить понятие о критическом мышлении и методах развития критического мышления;
— показать приемы использования Ромашки Блума в своей работе;
— научить слушателей использовать данный прием в своей практической деятельности.
Минимальное и максимальное количество участников:
Краткая аннотация: на мастер-классе участники смогут расширить свои представления о приёмах критического мышления, получат опыт их использования при подготовке и проведении урока.
Ожидаемые результаты мастер-класса:
— понимание участниками сути авторской системы педагога-мастера;
— практическое освоение ими важнейших навыков в рамках транслируемого опыта;
— повышение уровня их профессиональной компетентности по основным аспектам демонстрируемой деятельности;
— рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.
Требования к организации мастер-класса:
Классная доска или маркерная, мел или маркер.
Бумага формата А4 по количеству групп.
Аудитория, обеспечивающая возможность организации групповой работы.
I .Презентация педагогического опыта учителей начальных классов
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада встрече с вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на мастер-классе.
Требования современного образования нацеливают на принцип » учить не науке, а учить учиться «.
Такую задачу ставит технология развития критического мышления. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
В педагогике – это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать?
Сегодня я хотела бы вам продемонстрировать один из популярных приемов развития критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Б. Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, или «таксономия», разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками «Знаю», «Творю» и «Умею». То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.
Этот прием называется » Ромашка Блума » или «ромашка вопросов и ответов». Он достаточно популярен в мире современного образования.
Этот приём основан на работе с текстом. Так как с текстом учащимся приходится работать на различных уроках – приём является универсальным и может быть использован не только учителем любого предмета, но и учителем начальных классов.
Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач образования.
«Ромашка Блума» помогает научить детей задавать вопросы.
«Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:
следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
Варианты использования «Ромашки Блума» на уроках
Возможны два варианта:
II . Представление мастер-класса
1. Знакомство Цель: через знакомство подвести к теме мастер – класса. В парах. Люди знакомятся друг с другом, узнают лучшие качества друг друга.
2. Деление на группы по лепесткам ромашки ( каждый цвет лепестка соответствует типу вопроса)
— А как вы знакомились друг с другом? ( задавали вопросы)
— Знаете ли вы каких типов бывают вопросы?
Образец использования приема.
Учащиеся читают текст и составляют к нему вопросы.
Саня и Ваня возвращались из школы домой. Шли они лесом. Лес совсем необычный стал: не рыжий, не зеленый, а бело – серый. Стволы снегом припорошило. Ноги так и проваливаются в снег. А под снегом хрустят и шуршат сухие листья, хвоя и сучья.
Саня взял сучок и что – то написал на снегу.
Ваня посмотрел, прочитал:
— «Саня». Подумаешь! Вот весна придет, снег растает, и ничего от твоих букв не останется.
— Вот это другое дело! А ты на снегу! – сказал он.
— Ну и дурак! – сказал Саня.
На примере текста учащимися могли быть составлены такие вопросы :
Кто главные герои рассказа?
Где происходит действие в рассказе?
Когда происходит действие в рассказе?
Каким описан зимний лес в рассказе?
Если я правильно поняла, то действие в рассказе происходит зимой?
Я могу ошибаться, но по – моему, главные герои рассказа возвращались домой из школы?
Насколько я поняла, Ваня вырезал на стволе дерева свое имя?
Почему Ваня вырезал свое имя на стволе березы?
Почему Саня назвал Ваню «дураком»?
Что изменилось бы, если бы Саня не написал свое имя на снегу?
Как, по вашему мнению, отреагировал Ваня на последнюю реплику Сани?
Как бы вы поступили на месте Вани?
Как бы вы поступили на месте Сани?
Почему поступок Вани вызывает осуждение?
Кто из друзей был прав?
. Дискуссия по результатам совместной деятельности
Насколько полезна вам полученная информация и сможете ли вы её использовать в профессиональной деятельности?
Применение приема технологии развития критического мышления «Ромашка Блума» является удобным средством при отборе вопросов для обсуждения с учащимися изучаемых проблем. В зависимости от типа урока можно начинать разговор с разных по сложности вопросов. Так, на проблемном уроке вначале можно ставить вопросы, связанные с высоким уровнем мышления, а затем искать ответ на них, используя более простые вопросы.
Что было трудным в работе?
Заключительное слово педагога-мастера
Закончить свой мастер – класс мне хотелось бы словами Джона Холта:
«Учиться – значит задавать вопросы. Чтобы задавать вопросы, ребенку нужна вера в себя, а педагогу – умение ее поддержать»
Я хочу поблагодарить вас за работу и поддержку. Надеюсь, вам этот опыт пригодиться в вашей деятельности.
Вопросы по «Ромашке Блума»
Прием «Ромашка Блума» как способ развития критического мышления.
Выбранный для просмотра документ Презентация Microsoft PowerPoint.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Прием «Ромашка Блума» как способ развития критического мышления МБОУ «Средняя школа №2» города Велижа Смоленской области Подготовила: Сафонова Татьяна Евгеньевна, учитель начальных классов Велиж 2016
Прием «Ромашка Блума» создан известным психологом и педагогом Бенджамином Блумом
Простые вопросы «Что?» «Когда?» «Где?» «Как?» назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести определенную информацию Уточняющие вопросы «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то…?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?» предоставление учащемуся возможностей для обратной связи Интерпретационныевопросы «Почему?», «Зачем?», «Для чего?» установление причинно-следственных связей Творческие вопросы «Что изменилось бы…?», «Что будет если…?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет после…?» развитиетворческого мышления, прогнозирования Оценочные вопросы Почему что-то хорошо, а что-то плохо…?», «Как вы относитесь к поступку героя…?» выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов Практические вопросы «Как можно применить…?», «Что можно сделать из…?», «Где в обычной жизни можете наблюдать…?» направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой
Достоинства метода: • Можно использовать на любых учебных предметах; • Наглядность и простота применения • Умение видеть ситуацию и решение с нескольких точек зрения. Недостатки метода: • На первых порах формулировка вопросов может занять большое количество времени. • Трудности могут возникать у учащихся с низким уровнем развития техники чтения, так как данный прием направлен на поиск информации в тексте.
Спасибо за внимание!
Источники Учим детей задавать вопросы. Примеры и приемы работы [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://pedsovet.su/metodika/priemy/5669_kak (дата обращения 28.09.2016) Изображение. [Электронный ресурс] Режим доступа https://pixabay.com/ru/ (дата обращения 03.10.2016) Изображение. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения 25.10.2016)
Выбранный для просмотра документ Ромашка Блума.docx
Сафонова Татьяна Евгеньевна
(МБОУ «Средняя школа №2» города Велижа Смоленской области)
П рием «Ромашка Блума» как способ развития критического мышления.
Цель: продемонстрировать прием «Ромашка Блума» из технологии развития критического мышления.
Задачи: дать понятие о данном приеме; через практическую работу показать применение данного приема.
Говоря словами Алисон Кинг «умеющие мыслить, умеют задавать вопросы». К сожалению, во время уроков мы часто сталкиваемся с тем, что многие дети затрудняются сформулировать вопрос. Этому их нужно учить. Умение формулировать вопросы позволит нам формировать такие виды УУД, как познавательные и коммуникативные.
В том потоке информации, в котором мы живем, необходимо научить детей анализировать её, уметь выразить свое отношение к ней, отвергать ненужную, т.е. формулировать вопросы и находить на них ответы. Такую задачу ставит технология развития критического мышления и один из её приемов «Ромашка Блума»
2. Сущность приёма (показ презентации).
Прием «Ромашка Блума» создан известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом.
Ромашка состоит из 6 лепестков, каждый из которых содержит вопросы определенного типа.
Простые вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести определенную информацию: «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?»
Уточняющие вопросы обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то…?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?»
Целью этих вопросов является предоставление учащемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
Интерпретационные вопросы (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слов «Почему?», «Зачем?», «Для чего?». Эти вопросы направлены на установление причинно-следственных связей.
Творческие вопросы. Чаще всего эти вопросы содержат частицу «бы», элемент условности, предположения, прогноза: «Что изменилось бы…?», «Что будет если…?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет после…?»
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо…?», «Как вы относитесь к поступку героя…?»
Практические вопросы. Направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как можно применить…?», «Что можно сделать из…?», «Где в обычной жизни можете наблюдать…?», «Как бы вы поступили на месте героя…?»
3. Использование приёма «Ромашка Блума» на уроке окружающего мира, тема «Почва ».
Можно использовать на любых учебных предметах;
Наглядность и простота применения
Умение видеть ситуацию и решение с нескольких точек зрения.
На первых порах формулировка вопросов может занять большое количество времени.
Трудности могут возникать у учащихся с низким уровнем развития техники чтения, так как данный прием направлен на поиск информации в тексте.
Развитие познавательных и коммуникативных УУД.
Использование приема «Ромашка Блума» на внеурочной деятельности ОРКСЭ
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Использование приема «Ромашка Блума»
на внеурочной ОРКСЭ
Автор: Аникина Надежда Сергеевна,
учитель начальных классов МБОУ НОШ № 2 города Камешково
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Применение ромашки Блума на внеурочной деятельности ОРКСЭ
Тема: «Что есть красота» по стихотворению Заболоцкого «Некрасивая девочка»
Белый лист – простые вопросы (Что? Где? Когда? Как?)
Найдите описание девочки. Какое возникло у вас впечатление о девочке? Что подчеркивает эпитет худая?
Чем привлекает вас девочка?
Какой она вам представляется?
Желтый лист – уточняющие вопросы
Если я вас правильно понял, то девочка совершенно спокойно реагировала на равнодушие окружающих по отношению к себе и искренне радовалась чужому счастью? Докажите эту мысль, используя цитаты из текста.
Если я правильно понял, то в стихотворении автор размышляем о красоте внешней и внутренней? Что значит выражение «внутренняя красота»?
Синий лист – интерпретационные
Почему мальчики забыли про свою подругу? (как любые маленькие дети – они немного эгоисты)
Почему девочка не завидовала чужому счастью?
Наступления какого дня боится автор? Почему? (в мире взрослых часто внешность играет большую роль в судьбах людей, люди не видят души в человеке)
Почему поэт надеется, что девочка сумеет преодолеть боль, которую ей неизбежно нанесут люди своим отношением?
Зеленый лист – творческий вопрос
Как вы думаете, как изменился бы мир, если бы люди начали ценить в первую очередь красоту внутреннюю?
Предположите, как, по вашему мнению, может сложиться судьба девочки в нашем мире?
Фиолетовый лист – практический вопрос
Где в обычной жизни вы могли сталкиваться с подобной ситуацией?
Что можно сделать, чтобы люди более терпимее относились друг к другу?
Испытывали вы те же чувства, что и героиня?
«Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся»
Красный лист – оценочные вопросы
Как вы думаете, к какой мысли хотел привести читателя автор?
Можно ли ответить на вопрос, поставленный Заболоцким: что есть красота (Сосуд она, в котором пустота // Или огонь, мерцающий в сосуде)?
Чем же человек может наполнить сосуд своей души, чтобы она была красива?
Описание слайда:
Спасибо за внимание.
«Ромашка Блума» является одним из эффективных приемов, которые можно использовать на разных стадиях урока. Она помогает научить детей задавать вопросы к тексту самостоятельно. Учащимся нравится формулировать и записывать вопросы к произведению (на любом этапе работы), работу можно проводить в парах, группах и индивидуально. Наиболее интересны детям практические вопросы: «Как поступили бы вы…?»
Использование приема «Ромашка Блума» позволяет осуществлять дифференцированный и личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Мастер-класс по теме «Ромашка Блума» как один из приёмов технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения
Мастер – класс учителя начальных классов
«Ромашка Блума» как один из приёмов технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера.
-расширить понятие о критическом мышлении и методах развития критического мышления;
— показать приемы использования Ромашки Блума в своей работе;
— научить слушателей использовать данный прием в своей практической деятельности.
I .Презентация педагогического опыта
— Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада встрече с вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на мастер-классе.
— Какие ассоциации у вас вызывает этот цветок? (слайд 1)
— Вы совершенно правы (слайд 2). Вы перечислили те ассоциации, которые вызывает этот цветок, т.е. ту информацию, которую дает этот цветок. А как вы считаете: это информация важна или нет? (ответ да или нет).
— Да, в настоящее время мы живем в огромном потоке информации. Поэтому мы должны научить детей анализировать эту информацию, уметь выразить своё отношение к ней, отвергать ненужную, т.е. формулировать вопросы и находить на них ответы.
— А как вы думаете, о чем пойдёт речь?
— Действительно, мы будем говорить о ромашке, но не о полевом цветке, а ромашке Блума (слайд 3)- приеме технологии РКМЧП.
Цель моего мастер-класса: дать понятие приему Ромашка Блума.
Требования современного образования нацеливают на принцип » учить не науке, а учить учиться «.
Такую задачу ставит технология развития критического мышления. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
В педагогике – это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать?
Этот прием называется » Ромашка Блума » или «ромашка вопросов и ответов». Он достаточно популярен в мире современного образования.
Этот приём основан на работе с текстом. Так как с текстом учащимся приходится работать на различных уроках – приём является универсальным и может быть использован не только учителем любого предмета, но и учителем начальных классов.
Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач образования.
«Ромашка Блума» помогает научить детей задавать вопросы.
«Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса (слайды 5-6). Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:
2. Уточняющие вопросы . Такие вопросы обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Целью этих вопросов является предоставление ученику возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Вопрос следует начать со слова – объясни…
6. Оценочные вопросы . Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?», «Как вы относитесь к поступку главного героя?» и т.д. Вопрос следует начать со слова – поделись…
Варианты использования «Ромашки Блума» на уроках
Возможны два варианта:
II . Образец использования приема
— Ознакомьтесь с кратким содержанием рассказа Н.Н. Носова «Огородники» и составьте к нему вопросы.
Размышление над текстом
-На доске цветок с 6 лепестками. Каждый
Кто главные герои рассказа?
Где происходит действие в рассказе?
Когда происходит действие в рассказе?
Что ребята решили организовать в лагере?
Если я правильно поняла, то действие в рассказе происходит в пионерском лагере?
Я могу ошибаться, но. по-моему, главные герои рассказа боролись за красное знамя?
Насколько я поняла, Мишка больше суетился, чем работал?
Почему мальчики оказались в отстающих?
Почему друзьям, всё-таки, досталось красное знамя?
Что изменилось бы, если бы Мишка добросовестно трудился, а не бегал на другие участки?
Как, по вашему мнению, можно было получить красное знамя ещё в самом начале смены?
Как бы вы поступили на месте Миши?
Как бы вы поступили на месте рассказчика, друга Миши?
Почему поступок Миши вызывает осуждение?
Кто из друзей был прав?
— А вот ка справились с этим заданием четвероклассники.
Примеры из практики: Н. Носов «Огородники».
— Распределите вопросы по типам. Определите, какие вопросы относятся к какому типу.
2 . Дискуссия по результатам совместной деятельности
Насколько полезна вам полученная информация и сможете ли вы её использовать в профессиональной деятельности?
Применение приема технологии развития критического мышления «Ромашка Блума» является удобным средством при отборе вопросов для обсуждения с учащимися изучаемых проблем. В зависимости от типа урока можно начинать разговор с разных по сложности вопросов. Так, на проблемном уроке вначале можно ставить вопросы, связанные с высоким уровнем мышления, а затем искать ответ на них, используя более простые вопросы.
Что было трудным в работе?
Заключительное слово педагога-мастера
Закончить свой мастер – класс мне хотелось бы словами американского психолога, учителя и исследователя Джона Холта:
«Учиться – значит задавать вопросы. Чтобы задавать вопросы, ребенку нужна вера в себя, а педагогу – умение ее поддержать»
Я хочу поблагодарить вас за работу и поддержку. Надеюсь, вам этот опыт пригодиться в вашей деятельности.
Краткое содержание рассказа Н. Носова «Огородники»
В рассказе описываются события, происходящие в пионерлагере. Рассказчик и его друзья прибыли в пионерлагерь для отдыха. Вожатого звали Витя. По словам Вити, каждая группа сажает в лагере свой огород. Автор и его команда поделились на группы для обработки земли. Работа должна проходить в качестве соревнования. Отстающим ученикам должны помогать другие пионеры.
Рассказчик и его друг Миша попросились в одну группу. По общему согласию ребята решили вручить знамя той паре пионеров, которая закончит перекопку быстрее. А в конце лета это красное знамя достанется тому, у кого будет хороший урожай и ухоженный огород. Миша и его друг получили 12 участок, который находился возле реки. Мишка жаловался на плохое качество земли, поскольку на этом участке была дыра и старый пень. Вожатый Витя посоветовал преодолеть все трудности самостоятельно.
Все пионеры начали вскапывать почву, в том числе Миша с другом. Время от времени Миша бегал на другие участки, чтобы сравнить. Друг посоветовал копать, а не бегать, потому что они могут отстать. Из-за беготни Мишки в тот день мальчишки обработали мало земли. Наступило время обедать, и все пошли в столовую. Миша с другом хотели после обеда немного покопать. Но вожатый Витя запретил, сказав, что нужно отдыхать.
На следующее утро Миша с другом побежали на огород, чтобы копать. Немного поработав, Мишка попросил у вожатого рулетку для измерения участка. Миша измерял вскопанную землю каждые 5 минут. Затем он бросил считать и начал копать. Миша наткнулся на торчащий корень и принялся его тянуть. Вытащенный корень был очень длинный и перешел на соседний участок. А Мишка не мог угомониться. Его друг разозлился и срезал корень. Длина срезанного корня по меркам Миши составляла 6 метров. Из-за того, что Мишка не хотел трудиться, друзья чуть не поругались. Пока мальчики спорили, наступило время обеда.
Вечером товарищи договорились копать ночью, пока все спят. Ночью Миша разбудил его, и они пошли на свой участок. Луна светила хорошо. Так, что все было отчетливо видно. Мальчишки вскопали почти всё и пошли спать. А наутро выяснилось, что они копали не свой участок. Мальчики из соседнего участка выиграли красное знамя, а потом помогли Мише и другу закончить работу.
Зато в конце лета красное знамя досталось друзьям. У них самый большой урожай помидоров и кабачков оказался.
Вопросы по «Ромашке Блума»