что такое ролевой экспансионизм
Что такое ролевой экспансионизм
Причины профессиональных деструкций и деформаций личности. Виды профессиональных деформаций учителя
Любая профессиональная деятельность уже на стадии освоения, а в дальнейшем при выполнении деформирует личность. Можно констатировать, что на стадии профессионализации по многим видам профессий происходит развитие профессиональных деструкций. Особо уязвимы социономические профессии типа «человек-человек».
Характер, степень выраженности профессиональных деформаций зависят от содержания деятельности, престижа профессии, стажа работы и индивидуально-психологических особенностей личности.
Влияние профессиональных деформаций на становление и развитие личности, в частности педагога, достаточно широко исследуется в работах С. П. Безносова, Р. М. Грановской, Э. Ф. Зеера, Ю. С. Крижановской, А. К. Марковой, Э.Ф.Сыманюк и др.
А.К.Маркова на основе обобщения исследований нарушения профессионального развития личности выделила следующие тенденции профессиональных деструкции:
· отставание, замедление профессионального развития сравнительно с возрастными и социальными нормами;
· низкую профессиональную мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда и дезадаптацию;
· искаженное профессиональное развитие, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонений от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности;
· появление деформаций личности (например, эмоционального
истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции).
Главным фактором, ключевой детерминантой развития деструкции является сама профессиональная деятельность. Каждая профессия имеет свой ансамбль профессиональных деформаций. Профессиональные деформации нарушают целостность личности; снижают ее адаптивность, устойчивость; отрицательно сказываются на продуктивности деятельности.
Возникновение профессиональных деструкций у учителя имеет свои проявления: отрицательное отношение к себе, педагогической деятельности, что, безусловно, отражается на качестве взаимодействия с учениками, результативности его функционирования в обществе.
Э. Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк выделяют следующие деформации педагогов: авторитарность, демонстративность, дидактичность, педагогический догматизм, доминантность, педагогическая индифферентность, педагогический консерватизм, педагогическая агрессия, ролевой экспансионизм, социальное лицемерие, поведенческий трансфер.
Профессиональная деформация
Проявление деформации в профессиональной деятельности
Жесткая централизация процесса управления. Преимущественное использование распоряжений, указаний, наказаний. Нетерпимость к критике, переоценка собственных возможностей, потребность командовать другими, черты деспотизма.
Педагогический догматизм
Стремление к упрощению профессиональных задач и ситуаций, игнорирование социально-психологических знаний. Склонность к мыслительным и речевым штампам. Преувеличенная ориентация на свой опыт.
Превышение властных функций, склонность к распоряжениям, приказам. Требовательность и безапелляционность. Нетерпимость к критике коллег.
Педагогическая индифферентность
Проявление равнодушия, эмоциональной сухости и жесткости. Игнорирование индивидуальных особенностей коллег и учащихся. Негативное восприятие этических норм и правил поведения
Педагогический консерватизм
Предубеждение против инноваций. Приверженность устоявшимся профессиональным технологиям.
Профессиональная агрессия
Пристрастное отношение к инициативным, творческим и независимым работникам. Выраженная склонность к оскорбительным замечаниям, занижению оценок, насмешкам и иронии.
Ролевой экспансионизм
Фиксация на собственных личностных и профессиональных проблемах и трудностях. Преобладание обвинительных и назидательных суждений. Преувеличение значения своей роли. Ролевое поведение за пределами учреждения.
Социальное лицемерие
Склонность к морализированию. Вера в свою нравственную непогрешимость. Вербальная нетерпимость к ненормативным формам поведения. Неискренность чувств и отношений.
Поведенческий трансфер
Эмоциональные реакции и поведение, свойственные вышестоящим руководителям и подчиненным. Асоциальные формы поведения.
[Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Профориентология личности: Учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед.ун-та, 2005.]
Проблема школьной неуспеваемости
История возникновения неуспеваемости у каждого отдельного школьника глубоко своеобразна, она связана с индивидуальными чертами его личности и особенностями ее взаимодействия с окружающей средой. Но в тоже время можно выделить определенные типы неуспевающих учащихся. Выявление типов неуспевающих школьников является очень важной задачей не только в теоретическом, но и в практическом отношении, поскольку только при этом возможна разработка путей предупреждения и преодоления неуспеваемости.
П.П. Блонский в своей работе «Трудные школьники» (1927) разделял неуспевающих школьников на типы в зависимости от характера сочетания различных особенностей психического и физического развития. Это была тенденция к целостному рассмотрению вопроса. Однако при характеристике неуспевающих школьников Блонский на первый план выдвигает такое качество, как физическая слабость. Что касается психологических особенностей, то в работе П.П. Блонского они не получили достаточно полного освещения.
Ценный материал по типологии неуспевающих школьников содержится в книге Л. С. Славиной «Индивидуальный подход к неуспевающим» и недисциплинированным школьникам» (1958), в которой выделены группы неуспевающих учащихся в зависимости от того, какая основная причина вызвала неуспеваемость. При разработке указанной типологии автор принимает во внимание существенные стороны личности ученика.
Л. С. Славина выделяет пять групп неуспевающих школьников:
1) школьники, у которых неправильное отношение к учению;
2) усваивающие материал с трудом;
3) школьники, у которых не сформированы навыки и способы учебной работы;
4) учащиеся, не умеющие трудиться;
5) школьники, у которых отсутствуют познавательные и учебные интересы.
Однако при этом остается открытым вопрос о соотношении различных сторон личности у школьников различных групп, учет которого необходим при разработке типологии.
Изучение истории и условий возникновения неуспеваемости у отдельных учащихся дало возможность установить сходство между изученными неуспевающими школьниками.
Для неуспевающих школьников характерна прежде всего слабая самоорганизация: неумение управлять собственными психическими процессами (вниманием, памятью), отсутствие сформированных рациональных способов учебной работы, нежелание думать при решении учебных задач, формальное усвоение знаний. Эти учащиеся, стремясь избежать умственной работы, ищут различные обходные пути, освобождающие их от необходимости активно мыслить. Следствием такой низкой самоорганизации является то, что можно назвать систематической интеллектуальной недогрузкой, которая неизбежно приводит к значительному снижению уровня умственного развития неуспевающих учащихся.
В другой классификации в основу деления неуспевающих школьников на типы было положено различное сочетание двух основных комплексов свойств личности: первый характеризуется особенностями мыслительной деятельности (связанными с обучаемостью), второй – направленностью личности, включающей отношение к учению, «внутреннюю позицию» школьника (Л.С. Славина, 1958; Л.И. Божович, 1968). Возможны соотношения между названными комплексами.
Таких соотношений три:
1. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учению и «сохранением позиции» школьника.
2. Высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению при частичной или даже полной «утрате позиции» школьника.
3. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению при частичной или полной «утрате позиции» школьника. Своеобразие сочетания (и соотношения) выделенных свойств и определяет тип неуспевающего школьника, а также пути преодоления неуспеваемости школьника.
[Монина Г.Б., Панасюк Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. –
Ролевой экспансионизм
Общеизвестно, что профессия, то, чем ты занимаешься, оказывает влияние на тебя, меняет тебя. Управление – не исключение. Стаж работы, пол, содержание профессиональной деятельности, индивидуально-психологические особенности личности менеджера определяют степень выраженности деформаций.
1. Авторитарность — жесткая централизация управленческого процесса, ед иноличное осуществление руководства, использование преимущественно распоряжений и указаний, тяга к наказаниям, нетерпимость к критике, снижение рефлексии — самоанализа и самоконтроля, проявления высокомерия и черт деспотизма. 2. Демонстративность — эмоционально окрашенное поведение, желание нравиться, стремление быть на виду, проявить себя, оригинальное поведение, демонстрация своего превосходства, нарочитые преувеличения, расцвечивание своих переживаний, позы, поступки, рассчитанные на внешний эффект, яркие эмоции, выразительные в проявлениях, но неустойчивые и неглубокие, определяет стиль поведения. 3. Профессиональный догматизм — вследствие частого повтора одних и тех же ситуаций, типовых профессиональных задач формируется склонность к упрощению проблем, применению уже известных приемов без учета всей сложности управленческой ситуации, игнорирование управленческих теорий, пренебрежительное отношение к науке, инновациям, самоуверенность и завышенная самооценка, снижение уровня общего интеллекта. 4. Доминантность — развитие акцентуации характера, удовлетворение потребности во власти, подавление других, самоутверждение за счет своих подчиненных. 5. Профессиональная индифферентность — эмоциональная сухость, игнорирование индивидуальных особенностей работников, отсутствие учета их личностных особенностей. 6. Профессиональное равнодушие — обобщение личного отрицательного опыта, черствость, закрытость, слабо выраженная эмпатия, трудности в общении, эмоциональная усталость, отрицательный индивидуальный опыт взаимодействия с подчиненными и коллегами. 7. Консерватизм — предубеждения против нововведений, приверженность устоявшимся технологиям, настороженное отношение к творческим работникам, регулярное репродуцирование одних и тех же хорошо зарекомендовавших себя форм и методов управления, стереотипные приемы воздействия, штампы, экономия интеллектуальных сил менеджера, отсутствие дополнительных эмоциональных переживаний. 8. Профессиональная агрессия — отсутствие стремления учитывать чувства, права и интересы подчиненных, приверженность к «карательным» воздействиям, требования безоговорочного подчинения, агрессивность в иронии, насмешках и навешивании ярлыков, усиление стереотипов мышления, уменьшение самокритичности. 9. Ролевой экспансионизм — тотальная погруженность в профессию, фиксация на собственных проблемах и трудностях, неспособность и нежелание понять другого человека, преобладание обвинительных и назидательных высказываний, безапелляционных суждений, жесткое ролевое поведение за пределами организации, преувеличение собственной роли и значения. 10. Социальное лицемерие — привычка морализирования, неискренность чувств и отношений, увеличение дистанции между декларируемыми и реальными жизненными ценностями. 11. Поведенческий трансфер — формирование черт ролевого поведения и качеств, присущих подчиненным, вышестоящим руководителям, социального окружения («С кем поведешься — от того и наберешься»). 12. Сверхконтроль — чрезмерное сдерживание своих чувств, ориентация на инструкции, уход от ответственности, подозрительная осмотрительность, скрупулезный контроль деятельности подчиненных. Что такое ролевой экспансионизмВойтиАвторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal Общеизвестно, что профессия, то, чем ты занимаешься, оказывает влияние на тебя, меняет тебя. Управление – не исключение. Стаж работы, пол, содержание профессиональной деятельности, индивидуально-психологические особенности личности менеджера определяют степень выраженности деформаций.
|