что такое ркм для гособоронзаказа
Калькуляции цены и комплект РКМ ГОЗ
Расчетно-калькуляционные материалы по Гособоронзаказу
Типовые формы РКМ ГОЗ
Состав комплекта РКМ, а также используемые формы обосновывающих документов определяются видом продукции (работ, услуг), технологическим циклом изготовления, сроками поставки, требованиями заказчика ГОЗ и условиями контракта.
До марта 2018 года в качестве основных типовых форм исполнители ГОЗа применяли формы Приложений N 1 – 14 к приказу ФСТ от 18.04.2008 N 118, а для продукции с длительным технологическим циклом производства (более одного года) формы Приложений N 1д – 15д, введенных приказом ФСТ от 09.02.2010 N 44-а.
Оба этих приказа ФСТ отменены Приказом ФАС России от 05.03.2018 №264/18 «О признании утратившими силу некоторых приказов Федеральной службы по тарифам».
Стоит отметить, что данный приказ ФАС об отмене форм ФСТ №118 и 44-а опубликован не был.
Аналогичные формы для РКМ ГОЗ были утверждены приказом ФСТ от 24.03.2014 Они предусмотрены для различных видов военных заказов (НИОКР, серия, ремонт, сервис, утилизация). Рекомендации по заполнению были даны Минпромторгом (Приказ от 03.07.2014 N 1257). Несмотря на отмену в 2017 году Постановления Правительства РФ от 05.12.2013 №1119 данные формы (по Приказу ФАС №469-а) оставались действующими.
В соответствии с Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2017 года №1465, с 3 марта 2018 года Приказом ФАС России от 31.01.2018 №116/18 формы Приказа ФСТ №469-а заменены новыми типовыми формами РКМ.
Таким образом, формы РКМ по приказам ФСТ №118, №44-а и №469-а свою силу утратили, и с 5 марта 2018 года до 26 октября 2019 года единственными действующими формами документов, обосновывающими цену оборонной продукции, являлись 22 вида форм, утверждённых Приказом ФАС №116/18.
Действующие формы РКМ для ГОЗ
Формы по финансово-хозяйственной деятельности в целом
РКМ на миллион
Особенности калькулирования себестоимости и цены продукции ГОЗ
Калькулирование – исчисление себестоимости (цены) путем суммирования величин статей затрат (и размера прибыли). Цена продукции есть сумма обоснованных затрат по калькуляционным статьям и величины прибыли. Применяется при формировании цены затратным методом и методом индексации по статьям затрат.
Исполнители ГОЗ производят расчет величин калькуляционных статей цены продукции в соответствии с согласованными основными экономическими показателями (нормативами) с учетом значений индексов и дефляторов для индексирования цены по статьям затрат.
Плановая калькуляция формируется на основании нормативной потребности сырья и материалов, покупных полуфабрикатов (ППФ) и комплектующих изделий (ПКИ); нормативной трудоемкости; стоимости работ и услуг сторонних организаций производственного характера, затрат на спецоснастку, испытания и прочих расходов.
Состав затрат (перечень калькуляционных статей) на производство единицы военной продукции и создание научно-технической продукции военного назначения, поставляемой по ГОЗу, определяется приказом Минпромэнерго №200 («Двухсотый приказ») Минпромторга №334. Группировка затрат по статьям осуществляется в зависимости от целевого назначения затрат и мест их возникновения. Отнесения затрат на себестоимость должно производиться преимущественно прямым методом.
Все затраты по ГОЗ должны быть документально подтверждены и экономически оправданы (обоснованы).
Разработка нового порядка определения состава затрат взамен «Двухсотого приказа» 2006 года проводилась Минпромторгом в течении нескольких лет.
Приказ №334 (новый «двухсотый приказ»)
Основные обоснованные экономические нормативы и показатели
Норматив страховых взносов
Используемые сокращения при калькуляции и подготовке РКМ по ГОЗу
Действующие формы РКМ (новые). Калькуляционные и расчетные материалы по гособоронзаказу. Пакет РКМ для обоснования цен и себестоимости военных изделий и НИОКР. Согласование основных экономических показателей, используемых при подготовке РКМ ГОЗ.
Гособоронзаказ: о чем нужно знать участнику
эксперт по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ, начальник отдела кадров АО «Тульский патронный завод»
Закупки по госооборонзаказу по-прежнему вызывают множество вопросов даже у тех, кто давно работает по 44-ФЗ. Разбираемся, в чем особенности закупок по 275-ФЗ
Статья подготовлена по материалам вебинара «Гособоронзаказ. Как выйти на закупки по 275-ФЗ», который провела эксперт по 44-ФЗ и 223-ФЗ, начальник отдела кадров АО «Тульский патронный завод» Татьяна Руцинская.
Нормативное регулирование ГОЗ
Впервые начав работать с государственным оборонным заказом (ГОЗ), надо понять, каково соотношение двух основных законов, регулирующих эту сферу. Общий порядок госзакупок предусмотрен законом № 44-ФЗ. Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ является по отношению к нему специальным нормативным правовым актом, который вводит условия для ГОЗ, в том числе описывает особенности:
Есть еще несколько важных документов, которые регулируют оборонные закупки. Их тоже надо изучить и отслеживать изменения.
Кроме того, в сфере ГОЗ работает своя терминология. Новичкам сложно сразу перестроиться и понять, чем контракт отличается от госконтракта и откуда взялись исполнители второго и третьего уровней. Поэтому мы подготовили полезную памятку, в которой раскрыли основные понятия, используемые при работе с ГОЗ, и сделали обзор нормативно-правовой базы.
В конце статьи есть шпаргалка
Особенности закупок по 275-ФЗ
Одно из значимых отличий гособоронзаказа — ограничения по участникам закупок. Ими могут быть только юридические лица. Индивидуальные предприниматели, иностранные компании, физические лица не будут допущены к участию, даже если подадут заявку, оформленную по всем правилам.
Предметом закупок могут быть самые обычные товары/работы/услуги, как по 44-ФЗ или 223-ФЗ, то есть ГОЗ — это не только про вооружение. Но в зависимости от объекта и условий проведения закупки в рамках гособоронзаказа (ГОЗ) делятся на две группы:
Регистрация участников в ЕИС
Кроме ограничений по закрытым процедурам, на закупках по ГОЗ действует общий порядок регистрации в ЕИС (ст. 24.2 № 44-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 30.12.2018 № 1725).
При первой регистрации руководитель или уполномоченный сотрудник должен:
Ранее мы писали подробный материал об общих правилах и необходимых документах для регистрации в ЕИС.
Если организация уже зарегистрирована в ЕИС, аутентифицированную запись можно использовать и для закупок по ГОЗ.
Регистрация в ЕИС дает аккредитацию на три года на всех федеральных торговых площадках. Пройти регистрацию на новый срок надо не ранее чем за 6 месяцев и не позднее чем за 3 месяца до даты окончания срока регистрации.
Одновременно с этим ЕИС вносит организацию в ЕРУЗ — Единый реестр участников закупок.
Порядок открытия лицевых счетов
Для участия в гособоронзаказе головной исполнитель и исполнители второго и третьего уровней по 275-ФЗ должны открыть специальные лицевые счета (Постановление Правительства РФ от 25.12.2019 № 1819) в одном из уполномоченных банков. Через них будут проводиться любые расчеты в рамках ГОЗ. Если госконтрактов несколько, для каждого должен быть отдельный счет.
Исполнитель предоставляет в территориальный орган Федерального казначейства документы, необходимые для открытия счета. В течение двух дней Казначейство проверяет информацию об организации и не позднее следующего рабочего дня после завершения проверки:
Если есть сложности, госзаказчик не позднее двух рабочих дней с момента получения уведомления должен подтвердить открытие лицевого счета или мотивировать отказ. На следующий день Казначейство открывает лицевой счет головному исполнителю или отказывает и возвращает все документы.
Идентификатор как обязательный элемент
Техническая особенность закупок по ГОЗ — наличие идентификатора. Это специальный код, который заказчик присваивает госконтракту с головным исполнителем (Приказ Минобороны, Федерального казначейства от 11.08.2015 № 475/13н), ставится через дробь перед номером госконтракта. С этим номером документ входит в реестр контрактов.
Далее идентификатор проставляют на всех контрактах, платежках, внутренних приказах, которые сопровождают выполнение заказа в рамках одного гособоронзаказа и пр. Это подтверждение затрат и залог того, что денежные средства по ГОЗ будут перечислены. Идентификатор действует на протяжении всего периода, пока стороны исполняют контракт.
Разряды идентификатора означают:
Идентификатор не может быть повторно присвоен другому госконтракту.
Порядок расчетов по госконтракту
Вне зависимости от того, каков предмет закупки, вы должны помнить об особенностях расчетов в гособоронзаказе:
В обычных закупках действует правило невмешательства в финансово-хозяйственную деятельность участника закупки, но в рамках ГОЗ существует четкая законодательная регуляция. Закон № 275-ФЗ дает заказчикам право проверять, как используются перечисленные деньги.
Вывести деньги со спецсчета на обычный расчетный счет можно только после исполнения контракта. Если в рамках госконтракта несколько различных спецификаций, то прибыль можно получить лишь после исполнения всего контракта, а не его отдельной спецификации. Это главное отличие расчетов по 275-ФЗ.
Пример. Организация «А» участвует в закупке на уборку помещений и выступает в роли головного исполнителя. Средства от заказчика она получит после приемки всех работ. Организация «Б» участвует в крупной закупке военной техники как исполнитель в рамках кооперации. У нее заключен контракт с головным исполнителем на поставку партии деталей. Организация «Б» получит деньги по своей спецификации только после того, как заказчик перечислит деньги по всему госконтракту головному исполнителю.
Чтобы перевести деньги со счета в уполномоченном банке на свой счет, исполнитель должен предоставить в банк следующие документы:
Списание денег с отдельного счета возможно, только если во всей цепочке документов по закупке будет указан идентификатор. Если его нет, расходы могут быть признаны нецелевыми, и деньги за товар или работу исполнитель не получит, хотя контракт будет выполнен.
Права и обязанности заказчика
Главный принцип взаимодействия заказчика и исполнителей — прозрачность. В отличие от закупок по 44-ФЗ или 223-ФЗ, в системе гособоронзаказа организатор имеет право запрашивать информацию:
Более того, это может делать не только заказчик, но и органы финансового мониторинга и прокуратура. В закупке военных средств, техники, боеприпасов к приемке товаров может подключиться военное представительство. Это дополнительная ответственность головного исполнителя и исполнителей.
Еще одна обязанность установлена п. 6 и 6.1 ст. 6 Закона № 275-ФЗ. Это связано с обязанностью Заказчика возместить организации все расходы из собственных средств, связанные с выполнением ГОЗ, включая запасы необходимой продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Это условие должно быть включено в госконтракт, а сумма не должна превышать установленную цену.
Права и обязанности головного исполнителя
Головной исполнитель определяет состав субподрядчиков, обосновывает с их участием цену на продукцию, сроки и условия финансирования поставок продукции. При необходимости госзаказчик формирует кооперацию и уведомляет ее участников о порядке работы, соблюдая требования законодательства РФ о гостайне.
По согласованию с госзаказчиком головной исполнитель определяет уполномоченный банк и уведомляет о своем выборе участников кооперации. Далее вписывает в контракты условие о работе с уполномоченным банком и об использовании отдельного счета для работы по ГОЗ.
По запросу заказчика или банка головной исполнитель в течение пяти рабочих дней предоставляет информацию о каждом исполнителе-субподрядчике и иную информацию согласно Закону 275-ФЗ. Это важное отличие закупок по 275-ФЗ. В госзакупках по 44-ФЗ на субподрядчиков не возлагается ответственность, а исполнителю не надо предоставлять заказчику все документы на привлеченные организации.
Головной исполнитель также обязан:
Головной исполнитель вправе:
Прибыль поставщика
По поставкам военной техники и техники специального назначения приняты ограничения по прибыли (Постановление Правительства от 02.12.2017 № 1465). Она не должна превышать 1% плановых привнесенных затрат и 20% плановых собственных затрат организации на поставку, включая производство продукции.
В закупках вне ГОЗ то, каким образом распределяется прибыль и какое процентное соотношение она имеет к затратам организации, не регулируется законодательно. В закупках же по 275-ФЗ эта норма распространяется на весь список исполнителей.
Если речь идет о закупках опытно-конструкторских работ или военной техники, то головному исполнителю и другим исполнителям придется использовать калькуляции себестоимости, утвержденные Приказом Минпромторга от 08.02.2019 № 334.
Роль государства
Чтобы обеспечить безопасность и выполнение заказов по 275-ФЗ, Правительство РФ строго контролирует сферу и выдвигает жесткие требования ко всем этапам закупки. Но при этом берет на себя ряд обязательств, которые поддержат исполнителей, например, предоставляет:
Ответственность по ГОЗ
На закупки по ГОЗ распространяется действие КоАП и УК РФ. За нарушения предусмотрена административная и уголовная ответственность — все, как и в закупках по 44-ФЗ. Но есть и свои особенности (ст. 15 275-ФЗ).
Например, предусмотрены отдельные штрафы за отказ от исполнения обязательств по госконтракту. Не вправе отказаться от исполнения обязательств:
Суммы штрафов за отказ: на должностное лицо — от 30 000 до 50 000 руб., на организацию — от 300 000 до 1 000 000 руб. (ч. 2 ст. 7.29.2 КоАП РФ).
За попытку извлечь личную выгоду и нанести ущерб интересам общества или государства руководителя организации накажут:
Участвовать в закупках в рамках гособоронзаказа сложнее, чем в обычных торгах: есть нюансы в порядке расчетов, отчетности перед заказчиком, работой с банками — их все надо учитывать. Это может отпугнуть тех, кто только планирует выходить на закупки по 275-ФЗ. Но сфера ГОЗ хоть и накладывает серьезные ограничения, в то же время дает преимущества, в том числе государственные гарантии в части безопасности сделки и финансовой поддержки.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
Гособоронзаказ: нормативная база и основные понятия 429.1 КБ
Представление расчетно-калькуляционных материалов при обосновании цены на продукцию по государственному оборонному заказу: правовые вопросы
Е.А. Свининых, доктор юридических наук, доцент
В рамках статьи автор раскрывает правовую основу истребования у хозяйствующих субъектов расчетно-калькуляционных материалов для обоснования цены (прогнозной цены) на продукцию по государственному оборонному заказу. Рассматриваются установленный порядок представления указанных материалов и юридические последствия их непредставления. Дается общая характеристика отдельных форм документов, относящихся к расчетно-калькуляционным материалам.
Одним из основных принципов, на которых согласно п. 4 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Закон о гособоронзаказе) основывается государственное регулирование цен на продукцию по государственному оборонному заказу (далее – ГОЗ), является обоснованность затрат головного исполнителя поставок продукции по ГОЗ (далее – головной исполнитель) и исполнителей, участвующих в поставках продукции по ГОЗ (далее – исполнители). Расчетно-калькуляционные материалы (далее – РКМ) представляют собой документацию, в которой указанные хозяйствующие субъекты обосновывают цену на продукцию, поставляемую по ГОЗ. Необходимость такого обоснования связана с законодательным запретом действий (бездействия), влекущих за собой необоснованное завышение цены на указанную продукцию (ч. 3 ст. 8 Закона о гособоронзаказе).
1. Правовая основа истребования у хозяйствующих субъектов РКМ и юридические последствия неисполнения ими этого требования. Закон о гособоронзаказе содержит прямое указание на представление РКМ только применительно к головным исполнителям. Так, согласно п. 19 ч. 1 ст. 8 Закона о гособоронзаказе головной исполнитель представляет по запросу государственного заказчика или контролирующего органа (в настоящее время – ФАС России. – Прим. авт.) информацию о цене предлагаемой к поставке продукции и соответствующие РКМ.
Что касается исполнителей, то их обязанность представлять РКМ на поставляемую ими продукцию не закреплена в Законе о гособоронзаказе expressis verbis. Заключение о ее наличии делается на основе анализа целой совокупности законоположений. По мнению ФАС России, исполнители должны представлять РКМ при обосновании цены предполагаемой к поставке продукции. Этот вывод подкреплен ссылкой на положения п. 1 ст. 7.1, пп. 1, 19 ч. 1, пп. 8, 19 ч. 2 ст. 8 Закона о гособоронзаказе[1]. Заметим, что обязанность исполнителей представлять РКМ может быть закреплена в заключаемом с ними контракте.
Говоря об обязанности хозяйствующих субъектов представлять РКМ, необходимо также указать на требования Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу[2] (далее – Положение о государственном регулировании цен). Однако следует сразу же подчеркнуть пределы действия данного Положения. Оно устанавливает порядок государственного регулирования цен только на определенные виды продукции, поставляемые в соответствии с государственными контрактами (контрактами) по ГОЗ. Эти виды перечислены в п. 6 Положения о государственном регулировании цен.
В вышеназванном Положении рассматриваемая нами обязанность хозяйствующих субъектов возлагается не только на головного исполнителя и исполнителей[3] (п. 47), но и на потенциального головного исполнителя (пп. 72, 74, подп. «в» п. 108, пп. 109, 123, 154, 163) и исполнителей, планируемых им к привлечению к поставкам продукции, необходимой для выполнения государственного контракта[4] (подп. «г» п. 108, абз. 3 п. 123, абз. 2 п. 154). При этом, наряду с понятием «расчетно-калькуляционные материалы», в Положении о государственном регулировании цен используется и более широкое понятие «обосновывающие документы».
Помимо вышеназванных нормативных правовых актов, обязанность руководителей организаций своевременно предъявлять РКМ, обосновывающие уровень цены на военную продукцию, предусмотрена абз. 8 п. 15 Положения о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации[5].
Следует упомянуть о существующих на практике проблемах при истребовании РКМ у потенциальных исполнителей низших уровней кооперации. Нередко они отказываются готовить и представлять РКМ своему возможному заказчику. При малых объемах закупки на небольшие суммы многие потенциальные исполнители не заинтересованы в подготовке внушительного объема документов, обосновывающих цену на закупаемую у них продукцию.
По мнению ФАС России, отказ исполнителей, занимающих доминирующее положение на товарном рынке продукции по ГОЗ в соответствии со ст. 14 Закона о гособоронзаказе, препятствует обоснованию головным исполнителем цены на поставку такой продукции и, как следствие, подготовке потенциальным единственным поставщиком предложения о цене государственного контракта. Такие действия (бездействие) исполнителя препятствуют своевременному размещению и исполнению ГОЗ, а также ущемляют интересы головных исполнителей и могут быть квалифицированы как нарушение ч. 6.1 ст. 6 Закона о гособоронзаказе либо ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» с последующим применением мер ответственности, предусмотренных ч. 2 ст. 7.29.2 или ч. 1 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ)[6].
Обратим внимание на то, что при применении затратного метода определения цены истребование РКМ от потенциальных исполнителей необходимо лишь в отношении номенклатурной позиции комплектующих изделий (полуфабрикатов) и работ (услуг), расходы на закупку которой составляют не менее 10 % суммарных расходов на закупку покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), работ (услуг) производственного характера и не менее 1 млн руб. либо не менее 5 % указанных суммарных расходов, если они составляют 1 млрд руб. и более (абз. 5 подп. «г» п. 37 Положения о государственном регулировании цен).
Что касается исполнителей, то во избежание сложностей при истребовании от них РКМ заказчикам рекомендуется включать в контракты условия об обязательности и сроке представления обосновывающих документов, а также определять их состав. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 14.55.2, ст. 23.82 КоАП РФ ФАС России уполномочена привлекать нарушителей к административной ответственности, если бездействие исполнителя запрещено законодательством Российской Федерации в сфере ГОЗ и привело или могло привести к необоснованному завышению цены на продукцию по ГОЗ.
В случае когда цена на продукцию подлежит государственной регистрации, отсутствие РКМ на работы (услуги) сторонних организаций является основанием для принятия ФАС России решения об отказе в регистрации цены и возврата документов на доработку (подп. «д» п. 134 Положения о государственном регулировании цен).
2. Перечень РКМ и порядок их представления. В Положении о государственном регулировании цен нет четкого разграничения РКМ и иных обосновывающих документов. Закреплен лишь общий перечень необходимых обосновывающих документов. На наш взгляд, к РКМ следует отнести те обосновывающие документы, которые подготовлены хозяйствующим субъектом и позволяют определить цену его продукции.
В силу требований п. 37 Положения о государственном регулировании цен хозяйствующие субъекты при подаче своих предложений о цене (прогнозной цене) продукции, которые сформированы с использованием установленных данным Положением методов определения цены, в обязательном порядке представляют следующие обосновывающие документы:
а) проект протокола согласования цены (прогнозной цены) единицы продукции, планируемой к поставке единственным поставщиком;
б) сведения об объемах поставки продукции, в том числе по ГОЗ, включая экспортные поставки;
в) предложение о выборе вида цены на продукцию, планируемую к поставке единственным поставщиком.
Вышеуказанные документы можно отнести к общим, так как они представляются во всех случаях.
Если для определения цены применяются затратный метод, метод анализа рыночных индикаторов, метод сравнимой цены, метод индексации базовой цены, метод индексации по статьям затрат, то следует представить дополнительные обосновывающие документы. Они перечислены в подп. «г» – «з» п. 37 Положения о государственном регулировании цен. К примеру, при применении затратного метода требуется представить плановую калькуляцию затрат, отчетную калькуляцию затрат на ранее поставленную продукцию, а в случае ее отсутствия – на аналог, расшифровку материальных расходов, связанных с поставкой продукции, и пр.
Согласно п. 38 Положения о государственном регулировании цен формы общих и дополнительных обосновывающих документов, представляемых при применении затратного метода, которые предусмотрены подп. «г» – «з» п. 37 данного Положения, утверждаются ФАС России. Соответствующие формы документов утверждены приказом ФАС России от 26 августа 2019 г. № 1138/19[7] (далее – приказ № 1138/19).
В силу требований п. 2 приказа № 1138/19 и п. 76 Положения о государственном регулировании цен все материалы представляются на бумажном носителе и в электронном виде на оптических носителях (CD-R) в форматах электронных копий и таблиц. Для ускорения их рассмотрения рекомендуется вместе с комплектом РКМ представлять сканированные копии подтверждающих первичных документов на оптическом носителе (DVD, CD). Структуру хранения (папок) на диске рекомендуется организовать в соответствии со структурой калькуляции и с указанием в названии папки и файла порядкового номера в соответствии с расшифровкой[8].
При отсутствии данных для заполнения отдельных форм необходимо представлять формы с нулевыми значениями.
3. Комплектность РКМ. Общие требования к комплектности РКМ головного исполнителя и исполнителей совпадают. РКМ представляются в объеме обосновывающих документов, предусмотренных пп. 37, 109 Положения о государственном регулировании цен.
Перечень документов, подлежащих заполнению и представлению головным исполнителем (исполнителями), зависит от вида цены на продукцию, применяемых способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и метода определения цены на продукцию[9]. Напомним, что согласно ч. 1 ст. 11 Закона о гособоронзаказе при заключении контракта в случае размещения ГОЗ у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) применяются три вида цен на продукцию по ГОЗ: ориентировочная (уточняемая) цена, фиксированная цена и цена, возмещающая издержки.
Что касается методов определения цены на продукцию, то в п. 9 Положения о государственном регулировании цен закреплен следующий набор основных методов определения цены на продукцию: метод анализа рыночных индикаторов, метод сравнимой цены и затратный метод. Кроме того, данное Положение предусматривает возможность применения двух методов, вторичных по отношению к затратному методу, – метода индексации базовой цены и метода индексации по статьям затрат.
4. Общая характеристика форм основных документов, подлежащих представлению головным исполнителем (исполнителями). Характеризуя формы документов, необходимо сделать несколько предварительных замечаний.
Во-первых, в приложении 5 приказа № 1138/19 все формы разделены на два вида в зависимости от того, для обоснования цены на какую продукцию представляются документы. Для продукции с длительным циклом изготовления, превышающим один год, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, применяются формы, в нумерации которых используется буква «д».
Во-вторых, при заполнении форм необходимо руководствоваться Положением о государственном регулировании цен, пояснениями к каждой форме, а также Порядком определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа (далее – Порядок определения состава затрат)[10]. Данный Порядок утвержден приказом Минпромторга России от 8 февраля 2019 г. № 334[11].
Базовым документом в комплектах РКМ является протокол (согласование[12]) цены (прогнозной цены) единицы продукции и выбора вида цены (форма № 1 (1д). В протоколе дается общая характеристика вида поставляемой продукции, выбранных вида цены и метода определения цены.
Плановая калькуляция затрат (форма № 2 (2д) позволяет раскрыть структуру цены. При формировании цены с использованием аналогового подхода плановая калькуляция затрат представляется по форме № 2А (2Ад).
Наименование статей калькуляции соответствует наименованиям затрат, включаемым в цену на товары (работы, услуги), поставляемые (выполняемые, оказываемые) в рамках ГОЗ.
Обратим внимание на то, что плановая калькуляция затрат заполняется с учетом положений учетной политики организации, а также исходя из норм и нормативов расхода материальных ресурсов. Каждый числовой показатель, указанный в плановой калькуляции, подробно раскрывается в расшифровке по другим формам.
Статья калькуляции «Материальные затраты» отражает величину затрат на приобретение материальных ресурсов, относящихся на себестоимость продукции в качестве прямых затрат, исходя из норм и нормативов расхода материальных ресурсов и цен их приобретения, включая наценки (надбавки) и комиссионные вознаграждения. При этом подлежит вычету стоимость возвратных отходов. Возвратные отходы включают стоимость остатков сырья, материалов, полуфабрикатов и других материальных ресурсов, образующихся при производстве продукции и утративших частично потребительские качества исходного материала (подп. «в» п. 13 Порядка определения состава затрат). Например, производитель осуществляет обработку металла. В результате обработки образуются отходы, которые в дальнейшем сдаются согласно договору на переработку. Эти отходы и относятся к возвратным.
Затраты на оплату труда включают, помимо прочего, дополнительную заработную плату. Это начисления за неотработанное время, которые относятся на себестоимость продукции пропорционально основной заработной плате работников организации, непосредственно участвующих в поставке продукции (п. 14.2 Порядка определения состава затрат). Речь идет о выплатах работникам, находящимся в отпуске или освобожденным от работы в связи с временной нетрудоспособностью.
При планировании страховых взносов на обязательное социальное страхование учитывается уровень, сложившийся по данной статье затрат в отчетном периоде (абз. 2 п. 15 Порядка определения состава затрат), т. е. за прошедший год.
Отчетная калькуляция затрат (форма № 3 (3д) представляется за последний отчетный период в случае, если продукция ранее поставлялась. При продолжительности технологического цикла производства продукции более одного года либо если год начала производства продукции не соответствует году окончания ее производства и поставки (или завершения отдельных этапов поставки продукции, если государственным контрактом (контрактом) предусмотрены такие этапы), сведения представляются по каждому году выполнения работ.
Расшифровки затрат на приобретение сырья, материалов и вспомогательных материалов (форма № 4 (4д), полуфабрикатов (форма № 5 (5д), комплектующих изделий (форма № 6 (6д), на оплату работ и услуг сторонних организаций производственного характера (форма № 7 (7д), по работам (услугам), выполняемым (оказываемым) сторонними организациями (формы № 7.1 (7.1д), 7 (7д) НИР (ОКР), а также расчет-обоснование норматива транспортно-заготовительных затрат (форма № 8 (8д) заполняются в соответствии с разработанной организацией документацией.
Цена приобретаемых материалов, полуфабрикатов, покупных комплектующих изделий должна быть подтверждена первичными документами: необходимо заполнять все строки ссылками на первичные документы, из которых взята цена. По всем ценам, не подтвержденным первичными документами, в составе РКМ должны быть предоставлены подтверждающие материалы (копии коммерческих предложений, распечатки из сети «Интернет» с указанием даты распечатки и т. п.).
Цена на закупаемые товары индексируется на соответствующий год закупки, а не на год поставки готового изделия.
Расшифровка затрат на основную заработную плату (формы № 9 (9д), 9 (9д) НИР (ОКР) раскрывает затраты на основную заработную плату основных производственных рабочих, инженерно-технических и других категорий работников, непосредственно участвующих в процессе производства продукции.
Система оплаты труда организации устанавливается коллективным договором, соглашением, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Затраты на оплату труда начисляются за выполнение операций по сдельным нормам и расценкам, оплату труда рабочих-повременщиков и других категорий основных работников. Размер этих затрат определяется исходя из трудоемкости и тарифных ставок (окладов) основных работников за выполнение нормы труда (трудовых обязательств), дифференцированных по видам работ и признаку сложности (квалификации) за единицу времени.
В состав начислений стимулирующего характера включаются премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство и иные начисления, предусмотренные системой оплаты труда, применяемой в организации.
Смета и расчет общепроизводственных затрат (форма № 11 (11д) отражают затраты, связанные с управлением и обслуживанием производства, приведенные в приложении № 5 к Порядку определения состава затрат. Обратим внимание на то, что в данном приложении к общепроизводственным затратам отнесены затраты на содержание аппарата управления цеха, в частности службы технического контроля. Поэтому общепроизводственные затраты, как правило, несут большинство исполнителей, занимающихся производством.
Общепроизводственные затраты могут включаться в себестоимость продукции пропорционально базе распределения по выбранному организацией показателю прямых затрат, характеризующему продукцию контракта и иную продукцию, выпускаемую организацией, в соответствии с учетной политикой организации или иным документом, сформированным главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, и утвержденным руководителем организации. В качестве такого показателя приоритетной является основная заработная плата основных работников.
В смете и расчете общехозяйственных затрат/административно-управленческих расходов (форма № 12 (12д) указываются затраты, связанные с управлением деятельностью организации в целом в соответствии с составом общехозяйственных затрат, приведенным в приложении № 6 к Порядку определения состава затрат. Исключение составляют затраты, включенные в себестоимость продукции прямым методом отнесения затрат.
Так же как и общепроизводственные затраты, общехозяйственные затраты включаются в себестоимость продукции пропорционально базе распределения по выбранному организацией показателю прямых затрат, характеризующему продукцию контракта и иную продукцию, выпускаемую организацией, в соответствии с учетной политикой организации или иным документом. В качестве такого показателя приоритетной является основная заработная плата основных работников.
На продукцию внутризаводского оборота, к которой относится продукция собственного производства, потребляемая внутри организации на производственные нужды, общехозяйственные затраты не распределяются.
Смета и расчет коммерческих (внепроизводственных) затрат (форма № 13 (13д) отражают затраты, связанные с подготовкой продукции к транспортировке в соответствии с технической документацией и условиями поставки (п. 25 Порядка определения состава затрат).
В расшифровке специальных затрат (форма № 14 (14д) раскрываются затраты в соответствии с составом специальных затрат, приведенным в приложении № 4 к Порядку определения состава затрат. Данные затраты носят разовый характер.
Специальные затраты включаются в себестоимость продукции пропорционально количеству изделий или трудоемкости годовой (при необходимости – многолетней) производственной программы выпуска изделий, если возмещение данных затрат не предусмотрено в рамках отдельного государственного контракта (контракта).
В расшифровке затрат на специальное оборудование для научных (экспериментальных) работ (форма № 15 (15д) указываются соответствующие затраты при условии, если это предусмотрено технической документацией на создание научно-технической продукции или условиями государственного контракта (контракта) на создание научно-технической продукции либо продукция является составной частью создаваемого спецоборудования и необходима для выполнения государственного контракта (контракта) по созданию научно-технической продукции.
В расшифровку затрат на специальную технологическую оснастку (форма № 16 (16д) включаются затраты на изготовление, приобретение, ремонт и поддержание в рабочем состоянии технологической оснастки целевого назначения, к которой относятся специальный инструмент и специальные приспособления – технические средства, обладающие индивидуальными (уникальными) свойствами и предназначенные для обеспечения условий изготовления (выпуска) конкретной продукции.
Отметим, что затраты по специальной оснастке включаются в себестоимость продукции по ставке погашения на единицу изделия в соответствии с требованиями технической документации, исходя из объема выпуска продукции.
Расшифровка затрат на подготовку и освоение производства (форма № 17 (17д) отражает, помимо затрат на подготовку и освоение новых видов продукции, также и пусковые затраты. Состав указанных затрат приведен в приложениях № 2 и 3 к Порядку определения состава затрат.
Данные затраты, как и специальные, носят разовый характер. К примеру, в случае закупки опытно-конструкторской работы и небольшой партии серийной продукции затраты на подготовку и освоение производства возникают при изготовлении первой партии серийной продукции.
В расшифровку прочих прямых затрат (форма № 18 (18д) включаются затраты, не вошедшие в иные формы. Перечень прочих прямых затрат закреплен в п. 22 Порядка определения состава затрат.
В расчете затрат на командировки (форма № 19 (19д) указываются затраты на служебные командировки основных работников, непосредственно связанные с производством продукции и авторским сопровождением изготовления продукции в порядке и размерах, установленных ст. 168 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).
Размер суточных, связанных с проживанием основных работников вне места постоянного жительства, за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации определяется в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации. Напомним, что по общему правилу, установленному ч. 4 ст. 168 ТК РФ, порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.
В случае нахождения основных работников в командировке в состав командировочных расходов также включаются выплата среднего заработка за время нахождения в пути в соответствии со ст. 167 ТК РФ и страховые взносы на обязательное социальное страхование в соответствии с установленными тарифами. При планировании страховых взносов на обязательное социальное страхование учитывается уровень, сложившийся по данной статье затрат в отчетном периоде.
В состав затрат на командировки включаются затраты при следовании в командировку на территории иностранных государств в следующих целях:
а) организации кооперации по поставкам продукции, в том числе комплектующих изделий иностранного производства, предусмотренных условиями государственного контракта (контракта) и (или) технической документацией;
б) выполнения договоров о развитии военно-технического сотрудничества на весь срок производства и гарантийного обслуживания продукции;
в) выполнения задач по требованию государственного заказчика.
Расчет и обоснование прибыли (формы № 20 (20д) состоит из двух таблиц. Таблица 2 заполняется только в случае предложения об установлении уровня рентабельности выше 20 % и не более 25 % собственных затрат предприятия.
При обосновании прибыли необходимо учитывать положения пп. 54 – 58 Положения о государственном регулировании цен.
Сведения об объемах поставки продукции, в том числе по государственному оборонному заказу, включая экспортные поставки (формы № 21 (21д), заполняются в случае применения одного из следующих методов определения цены на продукцию: затратного метода, метода индексации базовой цены или метода индексации по статьям затрат, предусмотренных Положением о государственном регулировании цен.
Помимо вышерассмотренных форм, в приложении 5 к приказу № 1138/19 предусмотрены сведения о нормативах и экономических показателях организации, используемых при определении цены продукции (форма № 22 (22д), и расчет (обоснование) трудоемкости (форма № 23 (23д).
[1] О предоставлении расчетно-калькуляционных материалов на поставляемую продукцию: письмо ФАС России от 30 дек. 2016 г. № ДФ/92147/16. Документ официально опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
[2] Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. № 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
[3] В абз. 15 п. 2 Положения о государственном регулировании цен эти понятия объединены единым термином – «поставщик». – Прим. авт.
[4] В абз. 18 п. 2 Положения о государственном регулировании цен потенциальный головной исполнитель и привлекаемые им исполнителя объединены единым термином – «потенциальные поставщики». – Прим. авт.
[5] Постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 1995 г. № 804 «О военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации».
[6] Об обеспечении взаимодействия государственных заказчиков с ФАС России в случае отказа единственного поставщика либо организации, занимающей доминирующее положение на рынке, от предоставления расчетно-калькуляционных материалов, обосновывающих цену продукции, и (или) от заключения государственного контракта (контракта): письмо ФАС России от 28 марта 2019 г. № ДФ/24765-ПР/19. Документ официально опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
[7] Об утверждении форм документов, предусмотренных Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 года № 1465: приказ ФАС России от 26 авг. 2019 г. № 1138/19. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 30.11.2019).
[8] Презентация по теме «Порядок представления и требования к комплектности РКМ». С. 12. URL: http://mil.ru/files/morf/Prezentaciya.pptx (дата обращения: 30.11.2019).
[9] На сайте Минобороны России представлены материалы совещания «Порядок представления и требования к комплектности расчетно-калькуляционных материалов» (URL: http://mil.ru/pubart.htm?id=12244101 (дата обращения: 30.11.2019). Они были подготовлены на основе приказа ФАС России от 31 января 2018 г. № 116/18 «Об утверждении форм документов, предусмотренных Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. № 1465», который утратил силу. Несмотря на это, размещенные на сайте описи расчетно-калькуляционных материалов в зависимости от применяемого метода определения цены не утратили своего практического значения.
[10] Об определении состава затрат, включаемых в цену продукции по ГОЗ, см. подробнее: Славинский П.В. Изменения законодательства о порядке определения состава затрат, включаемых в цену продукции по государственному оборонному заказу // Оборонно-промышленный комплекс: вопросы права. 2019. № 1. С. 7 – 10.
[11] Об утверждении порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа: приказ Минпромторга России от 8 февр. 2019 г. № 334. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 30.11.2019).
[12] Согласование прогнозной цены – в случае проведения процедур определения прогнозной цены единицы продукции потенциального единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). – Прим. авт.