что такое ритм в литературе 3 класс
Занятие 10. Ритм стиха
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.
Для создания стихотворения каждый выбирает стиль, ритм, свои рифмы.
Часто для того, чтобы соблюдать ритм, многие писатели прибегают к таким словам-паразитам, как «уж», «бы», «так» и т.д. Это тоже слова, бесспорно, но они совсем не нужны в подобном случае. Так, например, строка «так уж и мне хотелось бы побыть»- пример того, что часто встречается в стихах начинающих поэтов. Большое количество вводных слов или слов-паразитов говорит об ограниченном языковом запасе пишущего. Прочитайте внимательно свои стихи, найдите эти ненужные слова, замените их на более звучащие. Конечно, над этим надо будет подумать. И читайте. Читайте, читайте, читайте.
А теперь посмотрим, как выглядит графически правильный, красивый ритм.
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придёт серенький волчок,
И укусит за бочок.
Он утащит во лесок,
Закопает во песок.
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ СБОЯ РИТМА
2.Отсутствие правильного чередования в стихе ударных и безударных слогов.
3.Знаки препинания внутри строки (точка, запятые, перенос).
Тем, кто только-только начинает пробовать свои силы в поэзии можно дать ещё несколько советов, помогающих избежать сбоя ритма.
1-ый куплет 1-ая строка 8 слогов
1-ый куплет 2-ая строка 9
1-ый куплет 3-строка 8
1-ый куплет 4-ая строка 9
Второй куплет 8
9
8
9
То же самое во всех последующих куплетах. Конечно, нужно ещё помнить о том, что нельзя использовать в одном стихотворении различные виды рифм (мужская, женская и т.д.)
Со временем, как только у вас выработается музыкальный (или точнее, поэтический) слух вы спокойно обойдётесь без этих советов.
Лекция 5. Ритм и метр
Стихами обычно называют мерную, ритмическую, музыкальную речь.
Ритмика и музыкальность не возникают сами по себе – они следствие определенным образом расставленных ударных и безударных слогов.
Большинство начинающих поэтов начинают писать стихи еще до знакомства с теорией, подражая музыке прочитанных ранее произведений. Но это, во-первых, приводит к досадным сбоям, почти всегда присутствующим в таких стихотворениях. А, во-вторых, ограничивает круг используемых размеров самыми простейшими – обычно двусложными. Из-за этого, стихи получаются монотонными и однообразными.
Суть любого искусства состоит из ремесла и вдохновения. Чтобы выразить что-то необходимо овладеть первичными навыками.
Применительно к поэзии под ремеслом, прежде всего, следует понимать овладение азами метрики и рифм.
……. Ремесло
Поставил я подножием искусству;
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию…
И хотя Сальери у Пушкина герой скорее отрицательный, тем не менее, хорошим ремесленником был не только он, но и Моцарт. Главное различие заключалось во второй составляющей – вдохновении.
***
Музыка в стихах достигается чередованием ударных и безударных слогов.
ТУЧ-ки не-БЕС-ны-е, ВЕЧ-ны-е СТРАН-ни-ки!
СТЕПЬ-ю ла-ЗУР-но-ю, ЦЕПЬ-ю жем-ЧУЖ-но-ю
МЧИ-тесь вы, БУД-то как Я же, изг-НАН-ни-ки
С МИ-ло-го СЕ-ве-ра В СТО-ро-ну ЮЖ-ну-ю.
Легко заметить, что основу музыкального ритма стихотворения М.Лермонтова составляет чередование ударного и последующих за ним двух безударных слогов.
Такое чередование ударных и безударных слогов создает РИТМ стихотворения. Мерой стихотворной речи является МЕТР, имеющий пять различных размеров. Этими пятью метрами измеряется стихотворный ритм.
НО РИТМ И МЕТР ЭТО НЕ ОДНО И ТО ЖЕ.
Посмотрим на стихотворение «Бесы» А.Пушкина.
МЧАТ-ся ТУ-чи, ВЬЮТ-ся ТУ-чи…
Эта строка явно написана двухсложным размером с ударением на первом слоге (хорей) и размер в ней совпал с ритмом. Но посмотрим дальше.
МЧАТся ТУчи, ВЬЮТся Тучи;
НевиДИМкою луНА
ОсвеЩАет СНЕГ леТУчий;
МУтно НЕбо, НОЧЬ мутНА.
Ритмический рисунок этого стихотворения будет следующим:
Однако, если прочитать его на счет раз-два, отбивая ритм, мы получим вполне правильное чередование ритмических отделов.
МЧАТ-ся ТУ-чи, ВЬЮТ-ся ТУ-чи
НЕ-ви ДИМ-ко Ю-лу-НА
ОС-ве ЩА-ет СНЕГ-ле ТУ-чий,
МУТ-но НЕ-бо, НОЧЬ-мут-НА.
Т.е. все мерой ритма этого стихотворения является двухсложный метр с ударением на первом слоге (хорей).
Сопоставив ритм и метр, мы найдем весьма существенные различия.
Что такое ритм в литературе 3 класс
Привет! Я попугай Иннокентий. Я отвечаю за поэтическую часть нашего клуба. Кот Учёный попросил меня рассказать о ритме стихотворения.
В редакцию приходят письма со стихами. Не у всех юных поэтов получается ритм выдержать. Сегодня мы разберемся, что это такое. Надеюсь, этот урок тебе пригодится.
Сравни два предложения. Чем они отличаются?
1. Вот и наступила весна: блестит солнышко, зеленеет трава, прилетели ласточки.
В отличие от первого, второе предложение звучит лаконично, там есть рифма. Ритм у него более четкий. Это стихотворение.
Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц. В стихотворении это чередование слогов – ударных и безударных.
Если у стихотворения чёткий ритм, ты сможешь его напеть, или выстучать, ударяя ладошкой по столу. Попробуй! Я неслучайно взял два предложения о весне.
Сбить ритм может лишний слог, слово. А иногда их отсутствие. У тебя было ощущение, что слово «просится» в строку? Чтобы ритм «не хромал», начинающие поэты часто ставят в стихи междометия, наречия, частицы. «Ведь», «очень», «уж» Это смотрится некрасиво. Я всегда советую заменять слова.
Ты понял, где сбился ритм? Правильно. В третьей строчке. Я, конечно же, посоветовал переделать её. Ученики сначала обиделись, а потом согласились. Через три дня принесли другой вариант. Здесь тоже есть недочёты, но ритм уже не сбивается:
Мой совет: после написания стихотворения, обязательно прочти его вслух. Я всегда так делаю. Нужно понять, сбивается ли ритм. Если он сбился, приходится заменять слово или целую строчку. Но я птица терпеливая. Добиваюсь, чтобы стихи красиво звучали.
Описание презентации по отдельным слайдам:
РИТМ – ОСНОВА ИСКУССТВА
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 1. Найди лишнее: Сказки, песни, скороговорки, стихи, заклички, потешки, побасенки Сказки, песни, скороговорки, заклички, потешки, побасенки ЖАНРЫ
Творчество (создать, придумать, сотворить) Творец – умелый, хорошо знающий своё дело, т.е. искусный искусство
РИСУНОК Орнамент (от латинского«украшение»)
РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК В МУЗЫКЕ
РИТМ, РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК ᴥ⌘ ᴥ⌘ ᴥ⌘ ᴥ⌘ ᴥ⌘ ⍾⎈ ⧑⎈⍾⎈ ⧑⎈⍾⎈ ⧑⎈ ⥉⟰⥉⟱⥉⟰⥉⟱⥉⟰⥉⟱⥉⟰⥉⟱
РИТМ В ИСКУССТВЕ СЛОВА Искусство Театр Музыка Живопись Кино Литература
РИТМ, РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК Где «живёт» произведение искусства? пространство время орнамент звуки музыки картина художника танец кино
РИТМ В ИСКУССТВЕ СЛОВА / / / / / / / / / / / /
РИТМ В ИСКУССТВЕ СЛОВА Ритмическая единица Стихотворная строка / / / / / /
РИТМ В ИСКУССТВЕ СЛОВА Есть ли в прозе ритм? абзац реплики паузы точки запятые
РИТМ В ИСКУССТВЕ СЛОВА Закон «конца строки» Рифма (гр. «соразмерность»)- звукоритмический повтор Со стороны звука: точные неточные Со стороны ритма: ∸ ∸ ― ∸ ― ―
ВЫВОД Основой литературы как искусства слова является РИТМ
ВЫВОД Ритм бывает только в искусстве? Смена дня и ночи Времена года Морской прибой Тиканье часов Сердцебиение Ритмичное дыхание
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
В искусстве велика и разнообразна роль ритма. Ритм — это упорядоченность, чередование каких-либо элементов, происходящее с определённой последовательностью, частотой.
Слово ритм (греческое rhythmos — движение, такт), происходит от rhein — течь. В музыке, поэзии это понятие передаёт «текучесть», напевность мелодии, речи. Ритм является одним из основных элементов выразительности мелодии. Одни ритмы характерны, например, для маршей, другие — для колыбельных и т. д.
Ритм является и основой организации стиха. Значительна его роль в создании настроения, выражаемого в поэтическом произведении.
Формирование понятия РИТМа на уроках литературного чтения
Номер материала: 430319
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Педагогов и учеников предлагают тренировать на случай нападения
Время чтения: 1 минута
В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ФИПИ опубликовал демоверсии ОГЭ и ЕГЭ 2022
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России стартовал прием заявок на конкурс для журналистов-школьников «Медиабум»
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ритм, примеры в литературе
В основе стихотворного ритма (размера) лежит поэтическая стопа. Она бывает двух видов – состоящая из двух слогов или из трёх, с определённым обязательным местом ударения в них. В зависимости от места ударения в стопе выделяют:
I. Двухсложные ритмы (размеры):
1). Xорей: _|_ ___ – ударный / безударный.
БУрЯ мглОЮ нЕбО крОЕт,
ВИхрИ снЕжнЫЕ крУтЯ…
(А.С. Пушкин. Зимний вечер), 4/3-стопный хорей.
Хорей лежит в основе стихотворений М. Лермонтова “Из Гёте: Горные вершины…”; С. Есенина “Нивы сжаты, рощи голы…”.
2). Ямб: ___ _|_ – безударный / ударный.
РОнЯЕт лЕс бАгрЯнЫй свОй УбОр,
СрЕбрИт мОрОз УвЯнУвшЕЕ пОлЕ…
(А.С. Пушкин. 19 октября, 1825 г.), 5/4-стопный ямб
Ямбом написаны стихотворения А. Пушкина “Мороз и солнце; день чудесный”, “Няне”, поэма “Руслан и Людмила”, роман “Евгений Онегин”.
II. Трёхсложные ритмы (размеры):
1). Дактиль: _|_ ___ ___ – ударный / безударный / безударный.
ТУчкИ нЕбЕснЫЕ, вЕчнЫЕ стрАннИкИ!
СтЕпьЮ лАзУрнОЮ, цЕпьЮ жЕмчУжнОЮ…
(М.Ю. Лермонтов. Тучи), 4-стопный дактиль.
Дактилем написаны стихотворения М. Лермонтова “Пленный рыцарь”, “Молитва”, “Небо и звёзды”; А. Пушкина “Царскосельская статуя”.
2). Амфибрахий: ___ _|_ ___ – безударный / ударный / безударный.
НА сЕвЕрЕ дИкОм стОИт ОдИнОкО
НА гОлОй вЕршИнЕ сОснА…
(М.Ю. Лермонтов. На севере диком стоит одиноко…), 4/3-стопный амфибрахий
Амфибрахием написаны стихотворения А. Пушкина “Узник”, “Песнь о вещем Олеге”, “Кавказ”, “Туча”; М. Лермонтова “Листок”, “Три пальмы”.
3). Анапест: ___ ___ _|_ – безударный / безударный / ударный.
НА грИвАстЫх кОнЯх нА кОсмАтЫх,
НА злАтЫх стрЕмЕнАх нА рАзлАтых
ЕдУт брАтьЯ, мЕньшОй И стАршОй…
(И.Бунин. Святогор и Илья), 3-стопный анапест
Анапестом писал Н. Гумилёв (“Мечты”, “Выбор”, “В небесах”), М. Лермонтов (“Соседка”).