что такое ристалище и капище
Славянские языческие капища — места силы и почитания богов
К апища — особые места почитания богов, или места силы. Древние капища наших предков располагались, как правило, на возвышенностях вдали от населённых пунктов. Эти священные места предназначены для почитания и славления богов, принесения им треб, устроения обрядов и священных празднеств. На капищах были установлены так называемые капи (изваяния богов).
Значение слова «капище»
Однозначной трактовки значения слова «капище» у современных лингвистов нет. Однако существуют различные варианты объяснения происхождения названия древнего святилища наших предков. Рассмотрим несколько версий происхождения слова «капище» и его значения.
Итак, из всех вышеприведённых версий, не противоречащих друг другу, а скорее дополняющих смысловую основу слова, капище — это в древней Руси место особой силы, огороженное по кругу, находящееся на возвышенности, являющееся средоточием высших сил. Это сакральное место для установления капи, где происходят обряды почитания и славления богов.
Сколько раз, поднимая голову в небо и глядя на звёзды, мы задавали себе вопросы о том, как устроен мир? В детстве это было часто, потом всё реже и реже, а потом мы и вовсе перестали глядеть в небо, потому что в материальном мире появилось больше актуальных забот. Но вопросы-то остались без ответа…
Попробуем разобраться в том, что нам о мироустройстве говорят Веды — древние писания, в которых содержится информация и об окружающем мире, и о нас самих.
Как выглядят славянские капища
Внешнее и внутреннее устройство древних капищ
Согласно сведениям, полученным на основании проведённых археологических раскопок, можно выделить общие особенности структуры и устройства культовых объектов славян. Чтобы определить, каково было устройство капищ наших предков, выделим ряд конструктивных деталей, которые были характерны для большинства святилищ.
Есть ещё несколько характерных черт капищ и святилищ, в частности: вход в капище, огневище, Алатырный камень и капь должны быть на одной линии; близ капища должен располагаться лес, священная роща; на территории святилищ должны быть родники, водоёмы с чистой водой, священные колодцы или целебные источники; перед входом — открытое место, поляна, где собирался народ.
Алатырь-камень — это центр мира, лежащий в начале всех начал, так называемый «Пуп Земли», всем камням Отец, могучая сила, наделённая целительными свойствами. На нём произрастает величественное Мировое Древо, а из-под него во все стороны мира текут живительной водицей наполненные реки жизни. Он даёт начало всем путям мироздания, он исток всех дорог и всех сил мира.
Помимо археологических данных, на основе которых можно сделать выводы о характере культовой архитектуры славян, также источниками информации о том, что представляли собой святилища наших предков, к сожалению, являются записи христианских миссионеров, одной из задач которых, помимо приобщения населения Руси к христианской вере, был сбор сведений об изначальной вере славян. Почему «к сожалению» — описание обрядов и празднеств не то чтобы были осуждаемы и намеренно опорочены, но большей частью совершенно не поняты ими. Ибо лишь сердцем открытым можно узреть сакральный смысл священнодейств, творимых во славу богов нашими предками на земле русской. Сведения об изначальной вере, конечно, были записаны в контексте того, что они разрушили и от чего избавлялись (что-то вроде «отчёта о проделанной работе»). Их задачей было разорение капищ, сокрушение кумиров богов, которых сжигали или топили в реках, также опорочивание изначальной веры славян и возведение на неё хулы.
Христианскими миссионерами были придуманы небылицы про кровавые жертвы. Тем не менее, благодаря их записям, можно выявить некоторые детали обустройства капищ. Они также свидетельствуют о том, что идолы ставились на вершинах и возвышенностях или на берегах рек. О храмах восточных славян они не упоминают в своих летописях. Есть одно упоминание о храме славян, в котором приносили требы, в саге об Олафе Трюггвасоне. Сохранилось свидетельство в повествовании монаха Иакова «Память и похвала Владимиру» о «храмах идольских и требищах», которые князь Владимир, «огнём и мечом» крестивший Русь, разрушал.
Некоторые учёные считают, что культовые сооружения у восточных славян были наподобие тех, что известны нам из летописных источников о балтийских славянах, другие полагают, что всё же восточнославянские племена отличались тем, что их святилища всегда были под открытым небом, что ни в коем случае не умаляет их значимость, а скорее напротив — указывает на истинное единение с Природой.
Ибо Храмом Родовым является сама Природа-Матушка, лишь в полном единении Духом с коей обряды во славу богов наших свершаться могут. Потому святилищами почитались и священные рощи, дубравы, и камни, и берега озёр да рек, где живой лик Солнца Трисветлого сияет и светом своим места почитания богов озаряет.
Языческое капище — типология и структура
Рассмотрим, какие типы капищ можно выделить:
Капища могут быть посвящены всем богам, Триглаву или одному богу, кумир коего устанавливается в центре.
Капища-святилища состоят из самого капища и требища, всегда отделённые и огороженные от остальной территории. На требищах организовывается принесение народом треб богам. Требы означают «требование» от богов какого-то блага для народа. А вот капище считается самым сильным местом, куда могли пройти только волхвы.
К капищу через ров проложен Калинов мост, представляющий собой переход между мирами, и пересечь эту грань могут лишь жрецы. По периметру рва возжигаются костры, образуя нерукотворную стену огненной пелены дыма, отделяющую капище от остального мира. Иногда у входа в святилище стоит оберегающий это место «Страж» в виде малого Чура. Также по обе стороны врат в капище возжигаются очищающие огни.
Обратимся также к наследию балтийских славян, в частности Арконскому храму, которое поможет прояснить некоторые детали устройства святилищ-храмов. Так повествует Гельмольд в своей «Славянской хронике» XII в. о девятивратном городе Ретре, окружённом глубоким озером, который был центром богопочитания. Там был построен большой храм, где стоял на пурпурном ложе сделанный из золота идол бога Радегаста. По мосту через озеро к храму проходили только жрецы богов. Согласно описанию Арконы Саксоном Грамматиком в «Деяниях Данов» XII в., это был город, расположенный на вершине скалы на острове Рюген (сегодня часть германской земли Мекленбург), ограждённый природной защитой. Посреди этого города находился храм из дерева на открытой площади, «прекрасной работы, но почтенный не столько по великолепию зодчества, сколько по величию бога, которому здесь воздвигнут кумир». Это было изваяние четырёхглавого бога Святовита, которое было отделено красной шторой, представляющей собой образ огненного пламени, отделяющего его от этого мира.
Функции и предназначение капищ. Обряды на капище
На капище свершаются обрядовые священнодейства, обход по коло, славление богов и принесение треб и даров богам. На крупных обрядовых священнодействах присутствуют волхвы и жрецы богов.
На капище жертвоприношение, или принесение треб богам, происходит в следующей последовательности: очищение, призыв природных духов места, зачин обряда, славление богам, принесение треб и завершение обрядового действа. Делается всё так, чтобы Сердце чувствовало единение с высшими силами.
Бог Род — бог-прародитель, изначальная созидающая сила, творец мироздания, существующий вне времени и пространства. Он поРОДил всю Вселенную. Всё сущее в этом мире есть его творение, из него произошедшее и в нём неизменно пребывающее. Он есть изначальная беЗпричина всего сущего. Род является персонификацией многообразия богов и предков в единстве проявленном.
На капище славяне приносили всегда беЗкровные жертвы богам, или требы — в виде кваса, киселя, мёда, каравая, масла, молока, зерна, каши. Возносились они в небесную обитель богов через краду священного огня. Обряд сей символизирует единение Неба и Земли, посредником в коем проявляет себя огонь-Сварожич.
Дабы принести требу и вознести славление богам, входят на требище, как правило, с западной стороны лицом к Солнцу (на восток). К богам обращаются только с чистым сердцем. На территории святилища всё должно быть благопристойно и мирно. Здесь нет места суете бренного мира и думам о мирском. Поэтому негоже находиться на капище с мрачным настроением и дурными мыслями. Также пред свершением обрядов и преподнесением даров богам до́лжно совершить омовение и надеть чистые одежды.
На капище должны во время треб и обрядов быть возожжены очищающие костры по всем восьми сторонам света. Пламень огненный на требище возжигается от Живого Огня, который добывается особым способом.
Обход обрядовый на капище во славу богов светлых происходит посолонь (то есть по кругу по часовой стрелке). Чтить богов Тёмной части Кологода стоит противосолонь (против часовой стрелки).
На капищах также происходят торжественные благословения плодов, дарованных щедрой Землёй-Матушкой. Из обрядов известно также, что на Радогощ (в день Осеннего равноденствия) на капище сжигали соломенную птицу в знак прощания со светлой частью Кологода 4 (считается, что в этот святодень врата Сварги Пречистой закрываются, дабы открыться вновь с весенним Солнцем).
Древние капища славянских богов
Славянские капища в России и в мире
Где именно стояли древние капища ныне установить доподлинно невозможно. Однако есть версии и предположения, основанные на археологических данных и анализе топонимических названий. По сохранившимся с давних пор названиям некоторых мест можно определить, что эти места были связаны с теми или иными богами. Конечно, редко где упоминалось непосредственно имя бога, но определённые черты, свойственные богу, а также имена христианских святых, коими были заменены боги, могут быть отражены в названиях мест.
Немало свидетельств сохранилось о том, что церкви и храмы христианские возводились на тех местах, где ранее находились капища родных богов. Само слово «церковь» означает «круглый храм» (от лат. circus— круг), а если быть точнее — установленная христианская святыня на месте древнего капища.
В. Н. Дёмин в книге «Загадки русского севера» высказывает предположение, что Соловецкий монастырь был построен на месте древнего святилища, ссылаясь на слова известного искусствоведа и исследователя древнерусской культуры проф. Веру Григорьеву Брюсову, у которой в течение многочисленных поездок по Северу и исследования культурного наследия этих мест, сложилось твёрдое убеждение, что многие христианские религиозные постройки были возведены на местах, где ранее находились древние капища. Также он упоминает об одной из деревень Швейцарии, где на территории католической церкви стоит менгир (каменный столб), который возвышается внутри церкви рядом с алтарём. Очевидно, что он не был уничтожен при разорении древнего святилища в том месте и был включён в комплекс храма. По всей видимости, не без оснований. Доказательств тому очень много. О чём поговорим далее в статье.
Монастырь Перунский (Перыньский), или монастырь Рождества Богородицы, в Новгороде, впервые упоминаемый в летописях в 1386 г., был установлен на месте, где ранее стоял кумир Перуна. Здесь изначально было место силы — капище Перуна. Немного остановимся на описании урочища и святилища Перынь (в средневековых источниках это место называется «Перынь» и даже «Перунь»). Вот как его описывает археолог-славист В. В. Седов : урочище Перынь расположена близ Великого Новгорода, где река Волхов вытекает из озера Ильмень. На холме, где произрастает сосновая роща, располагалось центральное святилище новгородских славян, здесь находилась округлой формы площадка (21 м. в диаметре), огороженная глубоким рвом по кругу в виде восьмилепесткового цветка, на площадке находилась яма, вероятно для установки идола Перуна (который был сброшен в Волхов, согласно летописи), перед которым находилось место для треб, сложенное по кругу из камней. В каждом «лепестке», представлявшем собой выступ рва, по-видимому, разжигали костры, а в восточном, обращённом к реке, горел «негасимый» огонь.
Историк и этнограф М.И. Без-Корнилович в своей книге «Исторические сведения о примечательных местах в Белоруссии с присовокуплением и других сведений, к ней же относящихся» (XIX в.) упоминает о капище Перуна, расположенном у озера Воловое. Также Скит Перын на берегу реки Волхова, предположительно, был воздвигнут на месте капища Перуна.
Теперь рассмотрим, в каких местах, вероятно, могло находиться капище Велеса. Как известно, христианским «преемником» бога Велеса стал Святой Власий, унаследовавший основные черты Велеса: Владыка животного мира — Велес, а св. Власий — покровитель животных. Поэтому, скорее всего, все церкви, названные именем этого святого, изначально строились на местах разрушенных капищ бога Велеса.
Церковь св. Власия на одной из новгородских улиц, древнее название коей Волосовая, возведена на месте, где по преданию стоял кумир Волосов (Велеса). В названиях некоторых монастырей можно обнаружить имя Велеса, например: Волотов монастырь и церковь Богоматери на Волотове. Эти места могут также являться капищами Велеса в древности.
Считается, что капища Велеса, как правило, находились в лесах или на берегах рек и озёр. Природными святилищами Велеса почитаются места силы, где лежат камни священные, или валуны. Одним из таких мест считается Голосов (Велесов) овраг в Коломенском (г. Москва), подробнее о нём можно почитать здесь.
В окрестностях Переславля-Залесского, на берегу Плещеева озера, находится Ярилова Гора, которая в стародавние времена была капищем Ярилы, сына Велесова. Рядом с этой горой лежит древнейший валун Синь-камень. Николаевский монастырь во Владимире над рекою Каличкою по преданию был возведён на месте уничтоженного капища.
Капища — это места силы, которые были использованы христианами, чтобы строить на них свои церкви, монастыри и храмы. Можно смело предположить, что все места земли русской, где стоят нынче или ранее стояли, но были разрушены, старинные христианские храмы, изначально являлись капищами и святилищами родных богов наших. Из этого также следует вполне очевидный вывод, что христианство пришло на Русь не благодаря добровольному принятию новой веры душой и сердцем, а внедрено было большей частью насильственно.
Но не все капища были разрушены с приходом христианства, о чём свидетельствуют раскопки. Рассмотрим, какие ещё места предполагаемых святилищ были найдены учёными в России и мире. Культовым религиозными центрами, расположенными в крупных городищах-святилищах, на возвышенностях, наряду со знаменитой Арконой, вероятно, являлись: святилище на горе Шлежа в Силезии, капище на Лысой Горе (Польша), святилище в Добжешуво в Свентокжицких горах и в Радзиково в Польше, вышеупомянутое святилище Перынь под Новгородом, а также збручские городища Богит, Звенигород и Говда (Украина). Священные горы на берегу реки Збруч прославились благодаря найденному здесь в 1984 г. знаменитому Збручскому идолу. На Богите находилась площадь, в центре которой стоял идол (сохранилось квадратное углубление), огороженная по кругу с симметрично расположенными по периметру восемью ямами. Чуть ранее в статье было сказано про Перынь, которое также было огорожено рвом с восемью выступами. Похожую структуру капищ можно отметить на Воргольских скалах в Липецкой области и Поганьско (Чехия).
Древние капища в Москве
Столица России город Москва, возможно, являла собой изначально городище с расположенным в центре капищем. В центре сейчас находится территория Кремля и Красная Площадь.
Известно, что у славян существовали целые городища-святилища, огороженные по кругу глубоким рвом, не имеющим оборонительного значения. В центре такого городища находилась площадка с идолами. Можно предположить, что центральное капище славянских богов некогда находилось на территории, где сейчас расположен Храм Василия Блаженного на Васильевском спуске Красной площади.
Многие исследователи высказывают предположение, что здесь находилось капище Перуна, обосновывая это строением храма: центральный шатровый храм и восемь церквей вокруг, что схоже с предполагаемой формой капища Перуна — восьмиугольником, который отражает один из символов Перуна — восьмилучевое коло. В центре был установлен кумир Перуна и по восьми направлениям света были распределены окружающие его святилища богов. Эта символика, по-видимому, была использована архитекторами при проектировании храма на этом месте. Как ни странно, в храме можно обнаружить древние символы Солнца.
В Замоскворечье, на Пятницкой улице, до 1935 года находился храм Параскевы Пятницы (ею в христианстве заменили богиню Макошь), и был построен он, видимо, на месте, где было капище Макоши. Сейчас здесь расположен вестибюль станции метро Новокузнецкая. Ещё одна церковь «Параскевы Пятницы у Старых Поль» стояла до 1928 года в Охотном ряду — также предполагаемое место древнего капища Макоши. На её месте к 1935 году было построено здание Совета труда и обороны, в котором сейчас расположилась Государственная Дума. Название «Чертолье» происходит не от «чёрта» в том понимании, к которому мы привыкли, а к «черте», то есть границе. Бог Велес является стражем врат иномирья, что на границе между мирами. Именно он решает, кому дозволено пересекать эту грань, а кому нет. Так что это место, вероятно, имеет отношение к Велемудрому богу Велесу. «Чертольями» также именовали раньше древние капища. А если обратить внимание на то, что здесь находятся такие улицы, как Волхонка (Велес — бог мудрости и покровитель волхвов), Сивцев вражек («вражек» — это овраг), Большой и Малый Власьевские переулки, Остоженка (в старину «Власьева слобода»), то вырисовывается вполне очевидная картина — здесь когда-то почитали бога Велеса.
В Москве можно предположить ещё много мест, где в стародавние времена могли находиться капища родных богов, будь то Трёхгорка Пресни, Воробьёвы горы, Поклонная гора и т. д. В рамках данной статьи не будем останавливаться на них подробно. Ясно одно, у нас большой простор для исследований и изысканий, на основе уже известных фактов и версий, можно определить местонахождение множества священных мест по всей России.
P. S. Со времени прихода на землю русскую христианства было уничтожено многое, что связывало нас с обычаями и традициями наших предков. Но можно ли навсегда искоренить то, что живёт в сердце и на чём взращена душа? Вряд ли. Поэтому неизбежно возрождаются исконные верования, ибо обитель их священная — сердца наши. Можно уничтожить капища, кумиры богов и другие рукотворные культовые объекты, но нельзя уничтожить тот светлый источник, сияющий в наших душах, являющийся искрой от вечного света вышнего святилища Сварги пречистой. Потому мы, дети богов, не предали их, не отвернулись и не забыли, но в капище сердца своего из века в век бережно несли Любовь и хранили верность.
Урок литературы в 7-м классе «И.А. Бродский «Пилигримы». Тема и идея стихотворения»
Разделы: Литература
Иосиф Александрович Бродский родился 24 мая 1940 г. в Ленинграде. В 1955 г., не доучившись в школе, ушел из 8 класса и поступил работать на военный завод. Часто менял места и виды работы (фрезеровщик, техник-геофизик, санитар, кочегар, фотограф), пытаясь найти такую, которая оставляла бы больше времени на чтение и сочинительство: Интенсивно изучал языки, посещал лекции на филологическом факультете ЛГУ, изучал историю литературы.
Писать стихи, по его собственному свидетельству, Бродский начал в 16 лет. К 1963 г. он был уже хорошо известен и ценим как поэт среди молодежи и в неофициальных литературных кругах. Официальная литература его отвергала, возможности опубликоваться не было, и он жил только случайными заказами за стихотворные переводы.
Круг общения его очень широк, но ближе всего Бродский сходится с такими же юными поэтами, студентами Технологического института Евгением Рейном, Анатолием Найманом, Дмитрием Бобышевым. Именно Рейн познакомил его с Анной Андреевной Ахматовой, уверенно выделившей Бродского из его окружения, одарившей его дружбой и предсказавшей ему блестящее поэтическое будущее.
В 1963 г. обострились отношения поэта с ленинградскими властями. Хотя он не писал антисоветских стихов, идеологических работников раздражала независимость его творчества и личного поведения. Была организована травля, опубликован пасквиль “Окололитературный трутень”, а в феврале 1964 г. Бродский был арестован. После первого закрытого судебного разбирательства его поместили в судебную психбольницу, затем на втором, открытом, процессе обвинили в тунеядстве и приговорили к высылке на 5 лет с обязательным привлечением к физическому труду.
Ссылку Бродский отбывал в Коношском районе Архангельской области, в деревне Норенской (сегодня библиотека в поселке Коноша носит имя Бродского). Он написал здесь много известных стихотворений. Его посещали друзья и любимая женщина – Марина Басманова (в 1967 г. она родила от него сына Андрея).
В 1965 г. Бродский был досрочно освобожден благодаря заступничеству Ахматовой, Маршака, Шостаковича и других деятелей искусства, под давлением широкой кампании возмущения как в СССР, так и за рубежом. Но по-прежнему ни один журнал и ни одно издательство не осмеливались его публиковать.
В 1972 г. поэт был вынужден покинуть родину. Отправляясь в вынужденную эмиграцию, он написал письмо Генеральному секретарю КПСС Леониду Брежневу, в котором выразил надежду, что ему разрешат публиковаться в русских журналах и книгах.
Бродский уезжает в США, где получает признание и нормальные условия для литературной работы. Он преподает русскую литературу в университетах и колледжах. Продолжает писать стихи на русском и прозу на английском. На Западе, в основном в США, вышло при его жизни более 10 книг.
В 1987 г., в возрасте сорока семи лет, Бродский был награжден Нобелевской премией по литературе “за всеохватное авторство, исполненное ясности мысли и поэтической глубины” (Бродский – один из самых молодых лауреатов Нобелевской премии за все годы ее присуждения). Прочитанная им “Нобелевская лекция” остается интеллектуальным и эстетическим бестселлером, трактующим проблему независимости творческой личности от социального окружения, тему преемственности и моральных обязательств, трагичности бытия и уроков истории грядущим поколениям.
В Париже в 1991 г. Бродский познакомился с итальянской аристократкой Марией Соззани (русской по матери) и женился на ней. В 1993 г. родилась дочь Анна Александра Мария.
В 1995 г., к пятидесятипятилетию поэта, в Санкт-Петербурге журнал “Звезда” организовал международную научную конференцию, посвященную его творчеству. Тогда же был подписан указ Анатолия Собчака о присвоении Иосифу Бродскому звания почетного гражданина Санкт-Петербурга. Собчак настойчиво приглашал Бродского в Петербург, в Россию, но Броский, после некоторых раздумий, отклонил это предложение.
В ходе жизни в Америке Бродского постоянно беспокоили проблемы с сердцем. Болезнь сердца привела к смерти. Иосиф Бродский умер в возрасте 55 лет, 28 января 1996 г. Похоронен, по его последней воле, в Венеции.
Иосиф Бродский стал всемирно известным поэтом. Рано осознавший свой поэтический дар и призвание, а также свое высокое значение и предназначение в обществе, он проявил несгибаемую твердость в отстаивании своего права на свободу выражения, с честью вынеся все испытания.
Начиная с 90-х годов российские издательства активно публикуют Бродского. Вышло шеститомное собрание его сочинений, множество книг и статей о нем.
Предлагаю прочитать и определить тему и идею стихотворения И.А. Бродского “Пилигримы”.
(Чтение стихотворения или учителем, или специально подготовленным учеником. У каждого ученика должен быть текст.)
Мои мечты и чувства в сотый раз
идут к тебе дорогой пилигримов.
В. Шекспир
Мимо ристалищ, капищ,
мимо храмов и баров,
мимо шикарных кладбищ,
мимо больших базаров,
мира и горя мимо,
мимо Мекки и Рима,
синим солнцем палимы,
идут по земле пилигримы.
Увечны они, горбаты,
голодны, полуодеты,
глаза их полны заката,
сердца их полны рассвета.
За ними ноют пустыни,
вспыхивают зарницы,
звезды встают над ними,
и хрипло кричат им птицы:
что мир останется прежним,
а, останется прежним,
ослепительно снежным
и сомнительно нежным,
мир останется лживым,
мир останется вечным,
может быть, постижимым,
но все-таки бесконечным.
И, значит, не будет толка
от веры в себя да в Бога.
. И, значит, остались только
иллюзия и дорога.
И быть над землей закатам,
и быть над землей рассветам.
Удобрить ее солдатам.
Одобрить ее поэтам.
1958
(Если есть слова, значения которых не понятны, то нужно обратиться к толковому словарю С.И. Ожегова.)
2. Тема стихотворения: пилигримы – люди, живущие на земле. Идея стихотворения: Пилигримы проходят свой путь, ничего не меняя вокруг.
3. В каком возрасте Бродский написал это стихотворение?
(Молодой человек, полный сил и энергии. Это время определения жизненного пути.)
4. 1958 год. На каком этапе исторического развития находилась Россия в эти годы? (Развеян культ личности Сталина. Развито атеистическое движение. Эти годы названы годами “оттепели”. В искусстве и в литературе появляются яркие, самобытные личности, идущие в разрез с общественным мнением. И все-таки традиция социалистического реализма еще очень сильна. Литературный герой – это типичный человек, один из массы, из “железного потока”.)
5. Приведите описание пилигримов.
Увечны они, горбаты,
голодны, полуодеты,
глаза их полны заката,
сердца их полны рассвета.
Это прямо образ советского человека – жить ради светлого будущего.
6. А кем является лирический герой, тот, кто со стороны наблюдает путь пилигримов?
(Это личность, которая не хочет быть такой как все.)
7. Есть такое крылатое выражение “Все мы в этом мире только странники”. Почему так говорят? А пилигримы кто?
(Пилигрим – 1. Паломник, путешественник-богомолец. 2. Путешественник, скиталец. Мы приходим в этот мир лишь на отведенное нам Богом время. Мы пилигримы.)
8. Проанализируем первые восемь строк стихотворения.
Мимо ристалищ, капищ,
мимо храмов и баров,
мимо шикарных кладбищ,
мимо больших базаров,
мира и горя мимо,
мимо Мекки и Рима,
синим солнцем палимы,
идут по земле пилигримы.
– С помощью каких слов, приемов поэт создает движение?
(Движение создает слово мимо. С него начинается пять строк. Такой прием в литературе называется анафора. Анафора (от греч. аnaphora – вынесение вверх) – повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной сроки или прозаической фразы.)
– Найдите еще примеры анафоры в этом стихотворении.
– Движение обычно создается при помощи глаголов. Обратите внимание, много ли глаголов в этом стихотворении. Почему же в этом стихотворении так мало глаголов? (Движение пилигримов неспешное, несуетливое, они все видят, все замечают, все понимают.)
– Мимо чего они проходят? (Ристалище и капище, храм и бар, кладбище и базар и т.д.)
– Можно ли назвать эти слова синонимами, автор соединил их союзом и? (Это антитеза. Антитеза – (от греч. antithesis – противоречие, противоположение) – противопоставление.)
– Найдите в стихотворении еще примеры антитезы.
– Почему так много противопоставлений, антонимов в стихотворении?
(Мир состоит из противоречий, из борьбы этих противоречий. Пилигримов эта жизнь уже не привлекает, они проходят мимо нее.)
9. Как автор изображает пространство и время в следующих строках:
За ними ноют пустыни,
вспыхивают зарницы,
звезды встают над ними,
и хрипло кричат им птицы:
что мир останется прежним,
да, останется прежним,
ослепительно снежным
и сомнительно нежным,
мир останется лживым,
мир останется вечным,
может быть, постижимым,
но все-таки бесконечным.
(Пространство и время безгранично, вечно).
10. Каково отношение лирического героя к Богу?
И, значит, не будет толка
от веры в себя да в Бога.
(От того, что человек верит в себя или в Бога, мир не меняется.)
11. Внимательно прочитаем заключительную часть стихотворения.
. И, значит, остались только
иллюзия и дорога.
И быть над землей закатам,
и быть над землей рассветам.
Удобрить ее солдатам.
Одобрить ее поэтам.
Слова …И, значит. подчеркивают, что дальше подводится итог всему сказанному. Жизнь прошла мимо или пилигримы прошли мимо жизни, остались только иллюзия – мечты людей, дорога – жизненный путь человечества, закаты – ночь, рассветы – день, земля – место обитания. Одни люди – солдаты – живут только для того, чтобы удобрить землю своим прахом, другие – поэты – для того, чтобы ее воспевать.
12. Обратимся к эпиграфу стихотворения:
Мои мечты и чувства в сотый раз
идут к тебе дорогой пилигримов.
В. Шекспир
– Как эпиграф раскрывает художественный замысел автора?
(С помощью образа пилигримов лирический герой хочет передать свои чувства к любимой женщине).
– Конкретизируем тему и идею стихотворения.
Домашнее задание: письменный анализ стихотворения И.А. Бродского “Пилигримы”.