что такое риск тугоухости
Нарушение слуха у новорожденных детей
Проблема поражения слуха у новорожденных важна как с медицинской, так и с социальной точки зрения. Снижение слуха у ребенка, в отличие от взрослого, приводит к отклонениям в речевом развитии, формировании
Проблема поражения слуха у новорожденных важна как с медицинской, так и с социальной точки зрения. Снижение слуха у ребенка, в отличие от взрослого, приводит к отклонениям в речевом развитии, формировании интеллекта и личности в целом, особенно при возникновении тугоухости и глухоты у новорожденных и детей раннего долингвального возраста.
В соответствии со статистикой Всемирной организации здравоохранения, касающейся индустриально развитых стран, число детей в возрасте до 16 лет, страдающих нарушениями слуха различной этиологии, в России превышает 600 тыс.
Установлено, что у 82% детей с тугоухостью патология возникает на первом году жизни, т. е. до развития речи или в период ее становления, из них у 38,5% детей нарушения появляются в перинатальный период. Cчитается, что почти половина всех нарушений слуха у детей носит врожденный характер и, хотя по статистике на одну тысячу нормальных родов приходится один ребенок с выраженной степенью тугоухости, сведения о распространенности слабых и средних потерь слуха нуждаются в уточнении. По данным ученых разных стран (США, Канады, Мексики, Англии, Дании, Японии), частота врожденной тугоухости колеблется в пределах от 0,8 до 15,5/1000.
Неопределенность и разноречивость данных во многом зависят от трудностей, возникающих при исследовании слуха у ребенка, неточности ретроспективных оценок, отсутствия стандартов при определении различных форм тугоухости, флюктуирующей природы некоторых форм нарушения слуха.
Судьба ребенка с нарушением слуха определяется такими факторами, как возраст, в котором произошло нарушение слуховой функции, срок обнаружения дефекта, степень поражения слуха и правильность оценки потенциальных возможностей остаточной слуховой функции, а при прочих равных условиях — своевременность начала лечебных мероприятий.
Выявление врожденной (ранней) тугоухости в период новорожденности чрезвычайно важно, так как время начала лечения и сурдопедагогическая работа являются определяющими факторами в проблеме реабилитации детей с тугоухостью и глухотой. Своевременный и правильный диагноз делает возможной более успешную интеграцию ребенка в речевую среду.
Анализ возрастной характеристики детей на момент выявления нарушений слуха показал, что 33% детей ставят на учет в возрасте от 3 до 7 лет, т. е. позже критического возраста (1–2 года), дети, взятые на учет от 1 года до 3 лет, составляют 21%, а выявляемость детей с нарушениями слуха до одного года жизни составляет 4%. Это связано со многими факторами, но особенно с несвоевременным обращением родителей к врачу, непростительным откладыванием педиатром или ЛОР-врачом аудиологического обследования ребенка (даже при своевременном обращении родителей), а зачастую — с неполным исследованием или низким его уровнем. В определенной степени это зависит от отсутствия современной диагностической аппаратуры. По данным зарубежных авторов, средний возраст ребенка, когда выявляется врожденная (ранняя) тугоухость, при недейственности скрининговых программ составляет 18–30 мес, и это только при наличии глубоких, двусторонних потерь слуха, без учета слабых и средних потерь.
В связи с этим анализ этиопатогенеза врожденной тугоухости, своевременное выявление этой патологии приобретают первостепенную значимость.
Формирование органа слуха у плода начинается уже с пятой недели внутриутробной жизни и продолжается в течение всего периода беременности.
К 20-й неделе беременности внутреннее ухо плода созревает до размера внутреннего уха взрослого человека. Доказано, что именно с этого момента плод начинает различать частоту и интенсивность звука. Однако созревание височной области коры головного мозга, «ответственной» за слуховое восприятие, продолжается как минимум до 5–6 лет жизни ребенка.
Причины, приводящие к врожденной тугоухости, весьма разнообразны. В зависимости от того, на какой отдел органа слуха было оказано патологическое воздействие, может возникать кондуктивная (поражение звукопроводящего аппарата — наружное и среднее ухо), сенсоневральная (страдают рецепторный аппарат улитки или проводящие пути и кора головного мозга при ретрокохлеарном сенсоневральном поражении) тугоухость. Степень изменения слуха — от незначительного снижения до полной глухоты — зависит от силы патогенного фактора, сроков и продолжительности его действия, а также от сочетания различных факторов. При сочетанном поражении звукопроводящего и звуковоспринимающего отделов наблюдается смешанная форма тугоухости.
В структуре всей детской тугоухости 91,4% этой патологии составляют сенсоневральные поражения, 7,1% — кондуктивные. В последние годы отмечается тенденция к смешиванию этих форм.
Основными причинами, приводящими к кондуктивной тугоухости, являются заболевания наружного слухового прохода, барабанной полости и слуховой трубы (в том числе и пороки развития). В большинстве случаев тугоухость и глухота новорожденных и грудных детей носят сенсоневральный характер.
У детей с проявлениями тугоухости может иметь место и сложный дефект: поражение слухового отдела периферического анализатора и патология центральной нервной системы. Это сочетание объясняется как общностью происхождения и свойств рецепторов улитки и нервной системы, так и патологическими механизмами формирования нарушений слуха. Неблагоприятные факторы в большинстве случаев оказывают влияние не только на слуховой анализатор, но и на различные отделы головного мозга.
Факторы, ответственные за развитие нарушений слуха у детей, т. е. причины тугоухости, в зависимости от момента воздействия подразделяются на антенатальные, интранатальные и постнатальные.
Антенатальные и интранатальные этиологические факторы ведут к формированию врожденных поражений слуха, постнатальные — к ранней тугоухости. Все нарушения слуха у ребенка, возникшие в перинатальный период, считаются врожденными. Отмечены наследственные факторы нарушения слуха, когда тугоухость или глухота наблюдаются у кого-то из близких родственников ребенка; до 50% глухих детей имеют патологию наследственного характера.
Наследственные потери слуха включают в себя большую разновидность генетических синдромов. Идентификация генов, ответственных за потерю слуха, возможна, однако генетически точный диагноз удается установить редко.
При генетической патологии тугоухость чаще проявляется на первом-втором десятилетии жизни и усугубляется с возрастом, а при рождении ребенка дифференциальная диагностика синдромальных и несиндромальных поражений слуха затруднена.
Среди антенатальных неблагоприятных факторов, действующих на плод во внутриутробный период, отмечают:
К интранатальным причинам относятся:
Постнатальные причины формирования тугоухости у детей раннего возраста оказывают неблагоприятное воздействие на организм ребенка уже после рождения. К ним относятся: гипербилирубинемия, инфекции, сепсис, менингиты, менингоэнцефалиты, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, экзогенные ототоксины, недоношенность и др.
Большинство из перечисленных выше факторов приводят к асфиксии, гипоксии, что, в свою очередь, вызывает нарушение кровообращения во внутреннем ухе. Развивающаяся в результате этого ишемия нейросенсорной области лабиринта приводит к дальнейшему расстройству микроциркуляции и ликвородинамики, ацидозу, нарушениям тканевого обмена. Токсическое воздействие продуктов нарушенного метаболизма вызывает развитие микроангиопатии сосудов внутреннего уха и капилляров сосудистой полоски улитки, осуществляющих трофические, обменные и другие процессы, важные для полноценного функционирования улитки, а также поражение рецепторного аппарата спирального ганглия, высокочувствительного к гипоксии.
Внутриутробные вирусные и бактериальные инфекции могут вызывать нарушение гемодинамики внутреннего уха, поражение сосудистой полоски, дегенеративные изменения спирального ганглия, в результате чего возникает поражение сенсоневрального участка органа слуха за счет морфологических изменений его периферического отдела. Кроме того, возможно поражение и центральных отделов слухового анализатора.
Таким образом, развитие патологии слуха имеет в своей основе многообразные механизмы взаимодействия патологических факторов, действующих на разных этапах онтогенеза и приводящих к изменениям на разных уровнях органа слуха. Все это осложняет диагностику тугоухости, особенно в раннем возрасте, и затрудняет выбор правильного лечения и профилактики.
Современный уровень развития медицины позволяет с высокой точностью исследовать слух ребенка практически сразу после рождения. Чем раньше выявляется нарушение слуха, тем более успешными будут все мероприятия, связанные с коррекцией этого нарушения.
Когда же в идеале необходимо проводить диагностику слуха у малыша? По современным представлениям, которые подтверждаются данными наших исследований, диагностику целесообразно начинать в роддоме на третий-четвертый день жизни (в первые два дня в слуховом проходе еще могут сохраняться остатки околоплодных вод, первородной смазки, поэтому результаты более раннего исследования будут необъективными). Существует современный, безболезненный, информативный (хотя, к сожалению, требующий дорогостоящей аппаратуры) скрининговый способ исследования слуха у новорожденного — метод регистрации вызванной отоакустической эмиссии. Диагностика обычно занимает 5–15 мин. Для регистрации задержанной вызванной отоакустической эмиссии используют вводимый в наружный слуховой проход зонд, в корпусе которого размещены миниатюрные телефон и микрофон. Стимулами служат широкополостные акустические щелчки с частотой повторения 20–50 с. Отражаемый микрофоном ответный сигнал усиливается и направляется в компьютер через аналого-цифровой преобразователь. Исследования проводятся во время сна ребенка. Степень тугоухости и топика поражения обследованных детей определяются методом регистрации коротколатентных слуховых вызванных потенциалов. Данные методы являются высокоинформативными при проведении аудиологического скрининга новорожденных.
Излечение дефекта слуха у ребенка зависит, во-первых, от причин тугоухости или глухоты и, во-вторых, от того, насколько рано этот дефект удалось диагностировать. Нарушение слуха у новорожденных детей может быть стойкого или транзиторного характера.
Окончательное заключение о наличии или отсутствии врожденной (или ранней) тугоухости (даже при использовании в диагностике объективных методов исследования слуха) рекомендуется делать не ранее двух, но не позднее трех месяцев жизни ребенка.
Лечение как острой, так и хронической сенсоневральной тугоухости до настоящего времени представляет серьезную проблему. Недостаточная изученность патогенеза сенсоневральной тугоухости приводит к неоправданному применению лекарственных средств или вообще к отказу от лечения.
Успех последнего, в свою очередь, зависит от степени сохранности элементов внутреннего уха и обратимости патологических сдвигов. Считается, что при стойкой, длительно существующей сенсоневральной тугоухости в связи с разрушением морфологического субстрата звуковосприятия медикаментозное лечение неэффективно.
Однако, если на фоне лечения пороги восприятия слуха остаются стабильными, слуховое восприятие у больных улучшается. Замечено, что при регулярном лечении детей с врожденной сенсоневральной тугоухостью улучшаются память, процесс обучения речи, адаптация к слуховому аппарату, разборчивость речи. Поэтому лечение таких больных направлено на замедление и предотвращение процесса дегенерации волосковых клеток слухового анализатора. Сроки начала лечения и его адекватность являются одними из основных факторов, определяющих успех терапии.
Медикаментозная терапия тугоухости должна быть направлена на улучшение состояния рецепторных структур, нормализацию кровообращения и лимфоциркуляции во внутреннем ухе и головном мозге, на нормализацию тканевого и клеточного метаболизма ЦНС. Комплексное лечение включает средства, избирательно воздействующие на каждое звено патогенеза.
К препаратам, оказывающим сосудорасширяющее действие и улучшающим кровообращение в головном мозге и внутреннем ухе, а также приводящим к нормализации метаболизма, относятся компламин и кавинтон. Аналогично действуют винкапан, винкатон, стугерон, циннаризин. Положительной динамике нервных процессов в головном мозге способствуют препараты аминалон и энцефабол. Также при лечении таких больных можно использовать но-шпу и папаверин, обладающие сосудорасширяющим действием. Улучшение тканевого обмена достигается применением кокарбоксилазы, пирогенала, витаминов группы В и Е (додекс, витрум витамин Е, допппельгерц витамин Е, токофер 200, эвитол, веторон-Е, кудесан).
К средствам, стимулирующим проведение нервных импульсов за счет увеличения образования ацетилхолина, относятся галантамин и стрихнин (у детей эти препараты применяются преимущественно в виде электрофореза). Также для улучшения проведения импульса по нервному волокну используют антихолинэстеразные средства: прозерин, оксазил, дибазол.
Широко применяются у детей биогенные стимуляторы: апилак, алоэ, калия йодид и др.
В остром периоде заболевания дополнительно используют умеренную дегидратацию в режиме форсированного диуреза для снижения внутричерепного давления, глюкокортикоидную терапию для улучшения условий кровообращения во внутреннем ухе, детоксические препараты — унитиол, гемодез.
Применение антигипоксантов способствует повышению резистентности тканей к кислородному голоданию.
В условиях острой дисциркуляции и ишемии лабиринта патогенетически обоснованным явилось включение в курс реабилитационного лечения фармакофизической ангиоактивной терапии с использованием магнитного, лазерного воздействия, гипербарической оксигенации.
Комплексная реабилитация включает в себя электроакустическую коррекцию слуха индивидуальными слуховыми аппаратами, дефектологическую и сурдопедагогическую помощь, двигательную реабилитацию, развитие коммуникативной функции и социальной ориентации. Несмотря на предложенные многочисленные схемы и методы лечения, у большинства детей с сенсоневральной тугоухостью единственным способом реабилитации является слухопротезирование.
Реабилитация детей с сенсоневральной тугоухостью и глухотой является комплексной проблемой, результативность решения которой во многом определяется гармоничным сочетанием медицинской и педагогической коррекции нарушенной слуховой функции.
Л. П. Пономарева, доктор медицинских наук, профессор НЦАГиП РАМН, Москва
Тугоухость: причины и виды
Поделиться:
Слух — это одно из пяти чувств, пользуясь которыми человек взаимодействует с окружающим миром. Огромную долю информации мы получаем как раз «через уши». Именно поэтому болезни ушей, которые сопровождаются потерей слуха, очень сильно сказываются на всех аспектах качества жизни людей.
К сожалению, статистика по этому вопросу неутешительна. В настоящее время более 5 % людей всего мира страдают от тугоухости, а к 2020 году, по прогнозам, это число увеличится еще на 30 %. И если раньше тугоухость была преимущественно болезнью пожилых людей, то сейчас патология молодеет, возрастает доля врожденной тугоухости.
Из-за чего возникает тугоухость
Тугоухость — это стойкое снижение слуха, которое приводит к нарушению взаимодействия между людьми и затруднению речевого общения. Причин развития тугоухости достаточно много, но условно все их можно разделить на две большие группы: врожденные (ранняя тугоухость) и приобретенные (поздняя тугоухость).
К врожденным причинам, вызывающим потерю слуха, относятся недостаток кислорода (гипоксия) во время родов, недоношенность, желтуха. Со стороны матери — прием некоторых медикаментов во время вынашивания ребенка (отдельные классы антибиотиков, диуретики и др.), некоторые инфекционные заболевания, перенесенные во время беременности (краснуха, цитомегаловирус, сифилис и др.).
К приобретенным причинам относят инфекции, перенесенные человеком (корь, эпидемический паротит, менингиты и др.), наружные отиты и воспаление среднего уха, постоянное воздействие громких звуков, инородные тела в ухе и перфорация барабанной перепонки, прием лекарственных средств, обладающих негативным влиянием на слуховой нерв, старение, сопровождающееся патологическими изменениями в слуховом аппарате.
Типы тугоухости
Выделяют несколько уровней поражения слухового аппарата. Исходя из них, тугоухость можно разделить на три большие группы. При поражении звукопроводящей системы, к которой относят наружное и среднее ухо, выявляется потеря слуха по кондуктивному типу; если страдает один или несколько элементов звуковоспринимающей системы, а именно внутреннее ухо, слуховой нерв, развивается потеря слуха по нейросенсорному (или сенсоневральному) типу.
Бывают ситуации, когда в патологический процесс вовлекается как звукопроводящая, так и звуковоспринимающая системы, тогда уместно говорить о смешанном типе тугоухости. Независимо от того, какой тип тугоухости выявляется у человека, выделяют несколько степеней снижения слуха, которые рассчитывают по диапазону слышимой речи в децибелах.
Правильная диагностика уровня поражения слухового аппарата и степени снижения слуха играет принципиальную роль в выборе тактики лечения тугоухости.
Как диагностируют тугоухость
Сам факт наличия тугоухости достаточно просто устанавливается врачом-оториноларингологом при проведении речевой аудиометрии — доктор произносит фразы с разной громкостью (обычная разговорная речь и шепот), а затем оценивает процент правильно услышанных слов. Если были выявлены какие-либо нарушения в работе слуховой системы, прибегают к более детальному обследованию.
Для определения степени снижения слуха проводят тональную аудиометрию. Процедура выполняется с помощью специального прибора — аудиометра. Пациент надевает наушники, через которые ему воспроизводят звуки различной частоты. Если человек слышит звук в наушниках, он должен нажать кнопку. Таким образом врач фиксирует числовой диапазон слышимых частот, по которому затем будет выставлена степень снижения слуха.
Для того чтобы различить кондуктивную и нейросенсорную тугоухость, применяют отоскопию и сравнительную оценку костной и воздушной проходимости. Отоскопия — осмотр уха с помощью специальной воронки. Она позволяет оценить проходимость звуковых путей (наличие инородных тел в ухе), определить, повреждена ли барабанная перепонка. Отоскопия чаще всего помогает выявить кондуктивную тугоухость — повреждения наружного и среднего уха.
Читайте также:
Шум в ушах
Сравнительную оценку костной и воздушной проводимости делают с помощью проб с использованием камертона. Звучащий камертон сначала устанавливают на небольшом расстоянии от ушной раковины, а затем прикладывают к костям черепа. Суть метода заключается в способности внутреннего уха воспринимать звуки, которые поступают в ухо как через колебания воздуха, так и через кость.
Если поражен звукопроводящий аппарат, то воздушная проводимость будет значительно снижена, а костная останется в пределах нормы. Если же имеется патология звуковоспринимающей системы, то и воздушная, и костная проводимость будут снижены.
Это лишь некоторые методы, применяемые для уточнения диагноза. Более глубокое обследование проводится специалистами, занимающимися проблемами нарушения слуха, — сурдологами.
Что делать, если болезнь выявили?
Лечение кондуктивной тугоухости, как правило, оперативное. При повреждении барабанной перепонки, патологии слуховых косточек проводятся операции по восстановлению целостности пораженного отдела звукопроводящей системы. Операции приносят хорошие результаты и зачастую позволяют полностью восстановить слух.
При нейросенсорной тугоухости используются преимущественно медикаментозные методы лечения, физиотерапевтические процедуры, электростимуляция. Нужно сказать, что данные методы эффективны на начальных стадиях заболеваний, приводящих к потере слуха. В запущенных случаях, а также при тяжелой степени нейросенсорной тугоухости встает вопрос о применении слухопротезирования (использовании слуховых аппаратов).
Виды тугоухости и характерные нарушения слуха
Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»
Нарушения слуха возникают остро или прогрессируют с течением времени, а сами изменения носят стойкий характер или проходят на фоне лечения. Зная, как проявляется тугоухость: что это за состояние, каковы симптомы и причины тугоухости, сам пациент и его близкие могут вовремя оценить перспективы, принять решение о восстановительной операции, установке импланта или коррекции с помощью слухового аппарата.
Что такое тугоухость и нарушение слуха
Органы слуха обеспечивают связь взрослого или ребенка с внешним миром, давая информацию о наличии других живых и неживых объектов, их приближении или удалении, скорости перемещения, опасности. Общение лежит в основе получения знаний, построения и поддержания межличностных отношений.
Нарушение слуха – признак врожденных или приобретенных заболеваний. По степени выраженности и способности к восприятию речи различают глухоту и тугоухость.
Глухота – это полное отсутствие слуха или такая степень его снижения, при которой человек не понимает обращенную к нему речь.
Тугоухость включает в себя целый спектр нарушений. При этом заболевании человек перестает слышать звуки, отмечает ухудшение разборчивости сигналов определенной частоты. Выделяют 4 степени тугоухости: легкая, умеренная, тяжелая, глубокая. При начальных проявлениях человек испытывает неудобства лишь в некоторых ситуациях. Тяжелая степень – основание для оформления инвалидности, а слуховой аппарат становится постоянным «спутником жизни».
Характерные особенности нарушения слуха
При описании нарушения слуха врач обязательно расспросит пациента о том, когда впервые возникли симптомы, с чем они могут быть связаны, как изменилось состояние с течением времени. Например, глухота после травмы возникает остро, не останется незамеченной и служит причиной для обращения в медучреждение. А вот пациенты с постепенной потерей слуха в силу возрастных изменений зачастую не могут сказать, когда стали увеличивать громкость телевизора, переспрашивать близких.
Последующий осмотр и обследование позволит уточнить выраженность тугоухости и симметричность поражения. Одностороннее снижение слуха характерно для травмы, опухоли, хронического воспалительного заболевания уха. Двустороннее снижение может возникнуть при аллергическом воспалении, применении лекарственных средств.
Уточнение локализации поражения позволит оценить, что может сделать сурдолог для пациента, насколько эффективным станет его вмешательство, как будет ухудшаться состояние здоровья при отказе от медицинской помощи. Так проводниковые нарушения слуха могут носить обратимый характер – после устранения причины пациент начинает лучше слышать. Нейросенсорная тугоухость носит стойкий характер, так как связана с гибелью нервных клеток.
Особенности нарушения слуха у взрослых
Снижение слуха у пациентов трудоспособного возраста чревато утратой профессиональной пригодности, при которой человеку приходится бросать любимую работу и осваивать новую специальность. У этой группы лиц заболевание развивается как результат лекарственной терапии, травмы, операции, острой или хронической инфекции.
У пожилых пациентов тугоухость или глухота может привести к нарушению самообслуживания. Вынужденное бездействие становится причиной более быстрой утраты памяти, при наличии предрасположенности повышается риск деменции (слабоумия).
У трудоспособных и пенсионеров на фоне потеря слуха сопровождается тягостными переживаниями об ухудшении качества общения, возникновении изоляции от окружающих. Это может стать причиной реактивной (то есть, ассоциированной со стрессом) психотической симптоматики. Человек с тугоухостью подозревает, что окружающие переговариваются за его спиной, пользуясь тем, что он ничего не слышит.
Применение препаратов, оказывающих токсическое действие на слуховой нерв, может стать причиной нейросенсорной тугоухости. К группе лекарств с таким побочным действием относят некоторые мочегонные, макролидные антибиотики, нестероидные противовоспалительные средства (НПВС).
Лица с нарушениями мозгового кровотока также входят в группу риска по развитию нейросенсорной тугоухости: тромбоз артерий, питающих внутреннее ухо, приводит к отмиранию нейронов.
Особенности нарушения слуха у детей
Установлено, что у детей с глухотой или тугоухостью более чем в 80% случаев заболевание впервые диагностируется в возрасте до года. У половины из них болезнь носит врожденный или наследственный характер, то есть появляется в результате патологии беременности, родов или передается генетически.
Описывая характерные черты нарушения слуха в детском возрасте, отоларингологи выделяют несколько групп пациентов. В основе лежит время наступления глухоты. Это связано с тем, что кора височных долей – конечный отдел слухового анализатора развивается в «звучащей» среде. Даже при повреждении отделов мозга ребенок имеет шанс сохранить слух: окружающие патологический очаг нейроны образуют новые связи и берут на себя функции погибших. Это явление нейропластичности.
Итак, выделяют несколько вариантов потери слуха у малышей:
У глухонемого ребенка стойкое, двухстороннее нарушение слуха возникло до формирования речи. Он не понимает обращенную речь и стремится наладить общение путем мимики, жестов, манипуляций с предметами.
Позднооглохшие дети теряют слух после какого-либо заболевания или приема ототоксичных препаратов. Даже если тугоухость возникает после формирования речи, отсутствие реабилитационных мероприятий в дошкольном возрасте приводит к интеллектуальному снижению. С течением времени у таких детей обедняется словарный запас, произношение становится неправильным. При снижении, потере слуха в более позднем возрасте прогноз более благоприятный, но в той или иной степени страдает произношение: нарушается артикуляция, интонации, возникают ошибки в ударении, речь становится невнятной.
Слабослышащий ребенок воспринимает звуки, но степень нарушения различается. При дебюте заболевания до 1 года страдает речевое развитие: постепенно исчезает гуление, малыш переходит на язык жестов. Усвоение речи практически невозможно. Признаками более позднего нарушения слуха становятся: бедный словарный запас, искажения слов, нарушение грамматического строя предложения, «смазанная», нечеткая речь.
Ранняя диагностика снижения слуха у детей раннего возраста позволит вовремя начать реабилитационные мероприятия, не пропустить оптимальные сроки для установки кохлеарного импланта, восстановительной операции.
Нарушения слуха могут быть впервые диагностированы в любом возрасте. Отказ от медицинской помощи приводит к ухудшению состояния. Взрослые пациенты могут потерять работу или постепенно утратить навыки самообслуживания. Снижение слуха у детей нередко приводит к речевым нарушениям и отставанию в развитии.
Денисова Ольга Валерьевна
Специалист по подбору и настройке цифровых слуховых аппаратов, специалист по слуху «Аудионика» с 2014 года.