что такое римский час
Каким был счет времени при римлянах?
В то время, когда Иисус жил на земле, у народа Палестины были два способа определения времени — римский и иудейский. Иудеи делили сутки на две части по 12 часов в каждой, простиравшиеся примерно с 6 часов вечера до 6 часов утра и с 6 часов утра до 6 часов вечера.
Так образовывался суточный цикл, который начинался с заходом солнца. Однако часы они считали от восхода. К примеру, в притче Иисуса, приведенной в 20-й главе Евангелия от Матфея, Он говорит о человеке, который выходил нанимать работников в три, шесть, девять и одиннадцать часов. По нашему счету это было бы 9 часов утра, полдень, 3 часа дня и 5 часов вечера, потому что мы пользуемся римским методом, при котором счет ведется от полуночи до полудня и от полудня до полуночи.
В Библии используются оба способа исчисления времени. Однако в Новом Завете только Иоанн следует римскому счету. Остальные новозаветные авторы используют иудейскую систему. Например, когда Иоанн говорит в Ин. 19:14, что «была пятница перед Пасхою, и час шестой», это значит, что было 6 часов утра. Однако, когда Лука пользуется иудейской системой в Деян. 10:9, «около шестого часа», значит, что был полдень.
Чтобы еще более запутать дело, иудеи и римляне поделили ночь на «стражи». В Ветхом Завете речь идет о ранней, средней и поздней стражах. Однако в новозаветные времена иудеи стали считать стражи по римскому обычаю как вечернюю, полуночную, рассветную и утреннюю.
Счёт времени в древнехристианскую эпоху
иеромонах Михаил Арранц, Юрий Рубан
Пытаясь реконструировать общую схему древнехристианскрй молитвенной практики, особенно суточного круга (этому посвящена восьмая глава), мы оказываемся в мире римских календарных понятий. Многие выражены привычными терминами («час», «полночь», «утро»), и это может приводить к недоразумениям. Необходимо поэтому определить их историческое значение и соотношение с современными понятиями.
Слово день (dies) обозначало у древних римлян как естественный («световой») день — время от восхода до заката солнца, — так и день гражданский (сутки) т. е. время от полуночи до полуночи.
Точного деления дня на определенные промежутки первоначально не было. Разделение суток на часы (horae temporales) началось только с введением солнечных и водяных часов (III—II вв. до н. э.). С тех пор время от восхода до заката солнца делилось на двенадцать равных отрезков («часов»), и на столько же частей делили время от заката до восхода солнца. Ясно, что римские ночные часы были длиннее дневных зимой и короче их летом. Сравняться между собой — и соответствовать нашему фиксированному часу (60 минутам) — они могли только в период равноденствия (см.: Санчурский, с. 199–200). Конечно, это сезонное различие более заметно на Севере, нежели в странах Средиземноморья.
Для военной караульной службы римляне делили ночь (от заката до восхода солнца) на четыре «стражи» (лат.: vigiliæ, custodiæ, греч. φυλακαί), вошедшие в гражданское употребление и позднее даже ставшие временно́й рамкой христианского суточного цикла. По рассказам Полибия, Тита Ливия, Тацита и других авторов, в начале каждой стражи раздавался громкий звук воинских труб, слышимый на большом расстоянии1. Этот факт не мог не влиять на жизнь (и сон) окрестного населения, то есть практически всех граждан империи, по которой были капиллярно распределены римские легионы и многочисленные сторожевые караулы.
Первая ночная стража продолжалась с начала «ночи» (с 18 часов) до 21 часа по нашему счислению, вторая — с 21 часа — до полуночи. Римский историк Плиний Старший (погиб в 79 г. н. э.) определяет начало третьей стражи в полночь, а начало четвертой — к пению петухов (Естественная история. X, 21). Ритор Фриних Аравийский (П в. н. э.) дополняет данные Плиния, говоря, что т. н. «получи» (μέσαι νύκτες. — siс!) продолжались с 3‑го или 4‑го часа ночи (по нашему — с 20-ти или 21 часа) до пения петухов, или «утра» (ὄρθρος), т. е. до 3 часов утра2. Обратим внимание, что в данном случае «полночь» (букв. средняя часть ночи) не момент смены суток (о часов, как мы привыкли), а довольно продолжительный период времени, включающий в себя вторую и частично третью военные стражи.
Значение греческого слова ὄρθρος, о́ртрос со временем менялось, и это надо учитывать при чтении древних текстов, а особенно — их переводов. Впоследствии его переведут не совсем точным понятием «утро» (откуда и название соответствующего богослужебного часа — Утреня). В древности слово обозначало весьма продолжительный период времени — начиная с первого пения петухов, когда обычно еще темно, вплоть до самого начала дня, т. е. всю четвертую стражу ночи (т. е. от 3‑х до 6 часов утра по современному счислению). В него включались еще два хронологических момента, имеющие большое значение для «утреннего» богослужения:
а) лат. «аlbа», — когда небо белеет, т. е. только-только начинает рассветать, и
б) лат. «аurora», греч. ἕως, «утренняя заря», «денни́ца», — когда небо алеет уже непосредственно перед восходом солнца.
Монахи начинали «утреннюю» службу еще перед рассветом. Утреня городская, или «соборная», разумеется, начиналась позднее — с восходом солнца. Память этого закрепилась в названии двенадцати молитв, читаемых теперь священником на Утрене перед царскими вратами, это — ἑωθηναί, т. е. молитвы «утренней зари», молитвы «денницы», содержание которых непосредственно связано с этим периодом суток. (Другой вопрос, что в русской практике они очень часто читаются не в свое время и потому теряют свой смысл.)
Возникает вопрос: как считали время Иисус Христос и апостолы? Рассмотрим характерные евангельские свидетельства:
«Итак, бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозаин дома: вечером ли, или в полночь, или в пение петухов, или утром» ( Мк. 13:35 ). «Если и во вторую, и в третью стражу придет» ( Лк. 12:38 ). «В четвертую же стражу ночи Он пришел к ним» ( Мф. 14:25 ; ср. Мк. 6:48 ).
Сопоставляя тексты, находим, что деление ночи здесь вполне совпадает с общеримским. Порядок евангельских ночных страж, в переводе древних часов на современные, выглядит так:
Время и часы древних
Все те, кто умеет читать, уже понял, что в этой работе пойдет речь об особенностях времяисчисления некоторых древних (и частично по сей день существующих) культур. Во время повествования автор обязуется избежать напыщенной научности
Все те, кто умеет читать, уже понял, что в этой работе пойдет речь об особенностях времяисчисления некоторых древних (и частично по сей день существующих) культур. Во время повествования автор обязуется избежать напыщенной научности. Так что в этой статье вы не найдете никаких каббалистических таблиц и вычислений, кроулианских мракобесий, библейской откровенности и резких революционных выводов
Древние египтяне
Именно они создали самый древний солнечный календарь в 4236 до нашей эры. Впрочем, при этом они одновременно и радостно пользовались сразу тремя календарями – звездным (по которому вели сельское хозяйство), солнечным (гражданским) и лунным (для религиозных праздников).
Египтяне изобрели первые солнечные часы (отбрасывающий тень обелиск). Солнечный день делился на 12 частей (10 плюс 2 на закат/рассвет), однако в начале никто не удосужился установить длину часа, то есть египтяне, как в последствие и римляне, имели часы разной продолжительности. Тем не менее, именно древним египтянам принадлежит изначальная идея разделения суток на 24 часа.
Дело в том, что считали они не десятками, а дюжинами. Впрочем, это ничуть не помешало им жить декадами – неделями длиною в 10 дней. Египтяне так же придумали способ измерения ночных часов с помощью прибора под названием меркет, который позволял определить переход звездой меридиана, а так же с помощью водных часов.
Позже эти дни были организованы в 2 дополнительных месяца – Интеркаларис и Марседониус. До Юлия Цезаря Новый год начинался 1 марта. Само летоисчисление велось с года создания Рима (753 год до н.э.). Римские годы не нумеровались, а получали имя 2-х консулов, которые во время него правили (на выборном посту consules ordinarii). Понятное дело, что возможность попасть в историю только усиливала конкуренцию за это доходное место.
Как уже упоминалось, ранне-римский календарь был безнадежно запутан. Позже римляне стали использовать более точный календарь, в котором количество лишних дней было доведено до 5. До 321 года до Рождества Христова римская неделя состояла из 8 дней, представленных на календаре латинскими буквами от А до Н. Эту идею римляне взяли у евреев, хотя не понятно, что им мешало сразу научиться у вавилонян, которые первыми установили правильные размеры недели – 7 дней.
О том, что час состоит из 60 минут, люди договорились лишь в XII-XIV веках, когда были созданы первые часы. А современное деление часа на 60 минут пошло, в конечном счете, от астрономов древнего Вавилона. Просто число 60 крайне удобно в употреблении – круглое и без остатка делится на 2, 3, 4, 5, 6, 10, 12, 15, 20 и 30.
Ацтеки
Круглый календарь ацтеков стал всемирно распространенным символом не только их исчезнувшей цивилизации, но и всей Мексики в целом. Многие видели изображение круглого каменного календаря, который сейчас трепетно хранится в музее, но мало кто знает, что этот колосс весит целых 24 тонны.
Майя
Имели несколько способов летоисчисления. Один год (божественный) состоял из 365 дней, другой (человеческий) из 260-ти. Причина – майя считали, что человеческий мир находится на грани постоянной катастрофы по причине борьбы сил добра и зла, и поэтому очень уважали богов, которые выступали на стороне добра.
Вот и отдали Богу – богово, а человеку – человеково: в «человеческом» году месяца длились всего-навсего 19-20 дней. То, что майя были философской цивилизацией, доказывается и тем, что у них существовали названия для супербольших отрезков времени – пиктун (7885 лет), кабатун (158 000 лет) и кинчултун (около 3 миллионов лет).
Кроме этого у них существовало 3 календаря – длинный счет, тзолкин и хааб. Чем они отличались друг от друга, писать не хочу и не буду, поскольку по этому поводу современные ученые спорят с пеной у рта и по сей день. Богатая была цивилизация: и испанцев накормила, теперь вот ученых кормит. А тем того и надо. Знай пиши себе диссертации про майя и их календари: благо правду узнать не у кого. Хороший оппонент – это мертвый оппонент.
Арабы
Живут по лунному календарю, а значит у них год на 11 дней короче, чем у нас, а арабское время исчисление начинается с 622 года нашей эры, т.е. с момента, когда Мухаммед «разменялся» на Медину. Арабский год короче, а потому несмотря на то, что европейское летоисчисление началось на 6 веков раньше, оба календаря сойдутся в 20874 году.
Месяц у арабов начинается с того дня, когда можно увидеть серп молодой луны. Так как заранее непонятно, в какую ночь этот серп будет виден, все печатные арабские календари по определению точными быть не могут. Тем не менее, именно они и являются официальными календарями в Саудовской Аравии и некоторых других странах.
Евреи
Имеют, понятное дело, свой календарь, который является официальным в государстве Израиль. Это солнечно-лунный календарь. Месяц, точно так же, как и у арабов начинается с новой луны. День начинается с заката или с момента, когда видны определенные три звезды или же (это просто песня!) «в зависимости от религиозных обстоятельств». Как не вспомнить шутку: «Сколько будет 2х2? – А мы покупаем или продаем?»
Китай
Как и евреи, используют солнечно-лунный календарь. Считают годы не линейно, а 60-летними циклами. Сейчас, кстати, идет 20-й год 78-го цикла. Новый год начинается с новолуния между 21 января и 21 февраля (в этом году праздновался 1 февраля). Каждые 19 лет китайцы устраивают себе 13-й месяц. Обычно это «второй август», идущий после обычного августа.
Бонус
Из относительно современных календарей наиболее интересен французский республиканский, введенный в 1793 году. С рвением, которое выделяет их даже из среды импульсивных по определению революционеров, республиканцы изменили не только календарь, но и время. Их день состоял из 10 часов по 100 минут в каждом, а в каждой минуте было 100 секунд. (По мнению автора столь волюнтаристкое отношение к времени в какой-то мере доказывает определенную надуманность сего понятия в целом.)
Месяцы революционеры называли в честь деревьев, цветов и орудий труда. Год состоял из 36 декад, а 5 последних дней получили свои специальные названия – День Добродетели, Гения, Труда, Разума и Наград. Год начинался в день осеннего солнцестояния 22 сентября, а летоисчисление – с года революции (откуда же еще?). И хотя декады заменили недели, выходным остался последний день.
Стоит ли говорить, что даже радикально настроенным французам не понравилось отдыхать раз в 10 дней. Поэтому немудрено, что этот календарь Наполеон благополучно отменил в 1805 году, чем значительно увеличил свой, как принято выражаться в наши дни, рейтинг.
Время в Риме: интересные факты
Как определяли время в Риме в древности и в эпоху средневековья: интересные факты и сохранившиеся традиции. Как выглядели Солнечные часы Августа, что такое каноническое время, французские часы и зачем стреляет пушка на Яникуле
Как определить который час? Сегодня этот вопрос может вызывать недоумение – для этого необходимо лишь взглянуть на часы или, если они вдруг остановились, поинтересоваться у прохожих. А как определяли время в Риме?
С самой древности время являлось важной составляющей любой жизнедеятельности. Сегодня все просто: по расписанию работают офисы и магазины, учебные заведения и транспорт, люди назначают друг другу встречи или договариваются созвониться. Мы постоянно смотрим на часы и контролируем время, но когда-то все было совершенно по-другому: в мире не было никакого общепринятого и официального его измерения.
Время в Древнем Риме: часы света и темноты
В Древнем Риме время суток делилось на две части: dies и nox — период света и темноты. Последнее римляне делили на четыре временных отрезка, так называемых vigiliae, соответствовавших продолжительности смены военного караула.
Световой день также был разделен по подобной схеме, но состоял из 12 временных отрезков, называемых horae. Однако такая схема исчисления была недостаточно точной, так как продолжительность каждого отрезка светового дня менялась в зависимости от времени года.
Считается, что первые солнечные часы появились в Риме около III в. до н.э., и были установлены на Римском форуме.
Для определения времени днем римляне использовали солнечный меридиан, называемый solarium. Известный сегодня как Римский меридиан, он представлял собой линию, разделенную на 12 секторов, имевших разную величину. Такие солнечные часы позволяли определять horae по размеру отбрасываемой от гномона тени.
Солнечные часы Августа
Однако, привезенные римлянами из Греции, они имели значительную погрешность в исчислении времени, поскольку предназначались для другой географической широты.
Лишь через много лет часы заменили на новые, более точные. Они были установлены первым римским императором Октавианом Августом недалеко от Алтаря Мира на Кампо Марцио — Марсовом поле, большой равнинной местности за оборонительными стенами, которая использовалась для военных учений (отсюда и название, связанное с Богом войны).
Огромные солнечные часы, известные как Horologium Augusti, предположительно имели размеры порядка 180×80 метров, а в качестве гномона (элемента, отбрасывающего тень и указывающего время) был взят обелиск Псамметрициана, привезенный Августом в 10 году до н.э. из Гелиополя в Египте.
В нынешнее время часы Августа не сохранились. В 1979 году, на глубине 8 метров в подвалах зданий Кампо Марцио был обнаружен участок древнего травертинового тротуара площади с градуированной линией и надписями на греческом языке, относящимися к зодиакальным символам, а древнеегипетский обелиск из красного гранита украшает площадь Монтечиторио.
Как исчисляли время ночью
Для определения времени в темный период суток, использовался гидрологиум особый прибор, похожий на песочные часы, только вместо песка в него помещалась обычная вода. Подобные устройства применялись также и в дневное время. В публичных заведениях и домах зажиточных горожан следить за течением времени поручалось рабам, в обязанности которых входило объявление вновь наступившего часа, а обозначали время порядковыми числительными — первый час, второй час и т.д.
Каноническое время в Риме
Деление суток на две части, состоявшее из четырех временных периодов по 3 часа, использовалось вплоть до средневековья. На рубеже V-VI веков были определены так называемые канонические часы, соответствовавшие проведению литургий и определявшие расписание церковных служб: mattutino — литургия, совершавшаяся в полночь; идущая следом за ней через 3 часа laudes; далее prima, terza, sesta, nona, vesprae и completorium, проводившиеся каждые три часа.
Астрономический меридиан
Начиная с XIII века, в Европе начали появляться первые механические часы. Для всеобщего обозрения их устанавливали на специальных башнях, но чаще всего — на церковных колокольнях. Таким образом, каждый мог контролировать течение времени: колокола регулярно отбивали наступивший час.
Однако, все механические городские часы были не синхронизированы и наступление нового часа в разных частях города происходило в разное время. Так было вплоть до XVIII века, пока Папа Клемент XI не обеспокоился об установлении официального времени, единого для целого города. Для этого он заказал известному в те времена астроному Франческо Бьянкини разработку и изготовление главного меридиана, по которому можно было бы не только сверять время, но и использовать его в качестве астрономического и религиозного календаря.
Так называемая Линия Клементина (Linea Clementina) длиной 44 м была установлена в базилике Santa Maria degli Angeli e Martiri. Астрономический меридиан и сегодня можно увидеть на мраморном полу церкви.
Луч солнца, проникающий через небольшое отверстие в верхней части стены здания церкви, отбрасывает на астрономический меридиан световое пятно, размеры, форма и расположение которого указывают время, дату и течение религиозного календаря.
Сегодня разобраться с показаниями меридиана простому человеку довольно сложно, однако когда-то это был единственный официально принятый и, соответственно, достоверный «измеритель времени. Астрономический меридиан использовали по прямому назначению на протяжении 150 лет, хотя расположение Полярной Звезды, являющееся одним из основополагающих ориентиров для чтения показаний прибора, отмечено на нем вплоть до 2100 года.
Современные астрономы утверждают, что меридиан, находящийся в базилике Santa Maria degli Angeli e Martiri, является уникальнейшим изобретением, единственным в своем роде и до сих пор дающий точные показания.
Время в Риме отсчитывали с тесно связанной с религией определенной «схеме» называемой «L’Avemmarìa» (по названия молитвы «Аве Мария»). Отсчет часов в данном случае начинался от времени чтения вечерней молитвы. Например, «21-й час» по такой схеме наступал по истечению двадцати одного часа от последней прочтенной молитвы «Аве Мария». Такое исчисление времени также не являлось четким — в зимнее время вечернюю молитву читали на час раньше, чем в летнее. Поэтому тот же 21-ый час отличался от официально принятого времени.
Запутались? Но и это еще не все особенности римского времени. Когда на колокольнях церквей начали появляться механические часы, то на них было нанесено всего 6 делений, а не 12 как принято сейчас. Церковные циферблаты показывали каноническое время, т.е. часы, в которые нужно совершать молитвы. В то же время колокола били до 12 раз, а количество часов в сутках — 24! Сложно себе представить в работе всю эту систему: 21-ый час Авеммария (что в современном измерении времени соответствует 16 часам) показывался на каноническом циферблате цифрой 3, а колокола били 9 раз.
Шопотерапия в Риме
Города бутиков и магазинов на любой вкус — поездка в один из самых больших аутлетов в Европе
Лингвотур — поговорим по-итальянски!
Основы итальянского по ассоциативной методике на неспешной прогулке по романтическим местам города
от €105 за экскурсию
Кино-сны или 1½ день с Феллини
Рим кинематографический — по атмосферным местам знаменитого итальянского режиссера и его персонажей
от €96 за экскурсию
Французские часы и римская пушка
Привычная сегодня система отсчета времени впервые появилась после вторжения в город наполеоновских войск в начале 1800-х гг., и называлась «французскими часами»: время в Риме стали отсчитывать от наступлении полдня. Однако поначалу она не прижилась и вскоре, после изгнания французов из Рима, была снова заменена на использовавшуюся ранее привычную систему отсчета канонического времени.
Только в середине XIX века Папа Пий IX официально перевел город на «французские часы» и с тех пор полдень стал официальной точкой, от которой стоило производить отсчет времени в Риме.
Однако как же было определить этот самый полдень? Городские колокольни продолжали начинать отбивать часы в разное время, и нужно было как-то решать вопрос синхронизации. Папа Пий IX предложил весьма интересное решение данной проблемы. С 1 декабря 1846 года каждый день, в 12 часов, пушечный выстрел, производившийся с открытой площадки Замка Святого Ангела, объявлял о наступившем полдне. На тот момент в Риме уже было установлено несколько астрономических меридианов, один из которых находился в небольшой башне, возвышавшейся над старой астрономической обсерваторией. Именно по этому меридиану и определялось наступление полдня в Риме.
Солдаты, в обязанности которых входило произвести выстрел из пушки ровно в 12 часов дня, находились на расстоянии порядка полутора километров от использовавшегося эталонного меридиана. Как же они могли узнать точное время для его осуществления? Для этого была разработана нехитрая система оповещения: на крыше церкви Сан Игнацио, расположенной рядом с обсерваторией, был установлен длинный шест, на котором помещен подвижный шар. За несколько минут до наступления полдня, благодаря специальной системе, этот шар поднимался вверх, подавая знак солдатам зарядить пушку и подготовиться к выстрелу. Как только луч света указывал на меридиане наступление полдня, шар резко падал и в тот же самый момент раздавался пушечный выстрел.
В 1903 году пушка, совершающая выстрел и обозначая тем самым наступление полдня в Риме, была перенесена на вершину холма Монте Марио. Однако вскоре это место посчитали слишком отдаленным от центра города, определив для нее холм Яникул, являющийся наивысшей точкой исторического центра.
И сегодня, много десятилетий спустя, также можно услышать традиционный пушечный выстрел, оповещающий о наступившем в Риме полдне. Понаблюдать за этим теперь может каждый — многие жители и гости города приходят на Яникул в ожидании этого главного полуденного действа.
Отели в районе холма
Хотите остановиться на Яникуле? Посмотрите, что мы для вас нашли
КАЛЕНДАРЬ И ЧАСЫ В РИМЕ
КАЛЕНДАРЬ И ЧАСЫ В РИМЕ
…Мы говорим: годы-завистники
Мчатся. Пользуйся днем, меньше всего веря грядущему.
Гораций. Оды, I, II, 7—8
Римляне, как и греки и другие народы, многократно (и не всегда удачно) изменяли свою систему исчисления времени, пока не выработали знаменитый римский календарь, в основном сохранившийся и до сих пор.
Согласно литературной традиции, в начальную эпоху существования Рима (датой основания города считается 753 год до н. э.) римский год, так называемый Ромулов год, делился на 10 месяцев, первым из которых был март — месяц, посвященный легендарному отцу Ромула богу Марсу и потому носивший его имя. Этот год включал в себя всего 304 дня, распределенных по месяцам неравномерно: апрель, июнь, август, сентябрь, ноябрь и декабрь имели по 30 дней, а четыре других месяца — по 31 дню. Некоторые ученые ставят под сомнение эти сведения о первом римском календаре, применявшемся в легендарный царский период истории города, однако упоминания о бытовавшем некогда десятимесячном годе мы находим у многих римских писателей, таких, например, как Овидий (Фасты, I, 27–29; III, 99, 111, 119) или Авл Геллий (Аттические ночи, III, 16, 16). Память же о том, что именно «месяц Марса» был первым месяцем в году, можно обнаружить в названиях таких месяцев, как сентябрь (от «септем» — семь), октябрь («окто» — восемь), ноябрь («новем» — девять) и декабрь («децем» — десять). Итак, наши девятый, десятый, одиннадцатый и двенадцатый месяцы считались в Риме соответственно седьмым, восьмым, девятым и десятым.
Календарь для определения месяца, недели и дней. Вверху — боги-покровители дней недели: Сатурн, Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера.
Вместе с тем источники сообщают весьма разные, часто противоречащие друг другу известия об этом первом римском календаре. Так, в жизнеописании второго римского царя Нумы Помпилия Плутарх рассказывает, будто при Ромуле «в исчислении и чередовании месяцев не соблюдалось никакого порядка: в некоторых месяцах не было и двадцати дней, зато в других — целых тридцать пять, в иных — и того более» (Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Нума, XVIII). Отсутствие точной, однозначной информации делает особенно сложным изучение того, как древние римляне измеряли время.
Следует также иметь в виду, что и в Италии, хотя и в меньшей степени, чем в Греции, существовали календарные различия регионального характера. Римский грамматик III в. н. э. Цензорин в своем обстоятельном трактате «О дне рождения» (X, 22, 5–6) утверждает, что в городе Альба март состоял из 36 дней, а сентябрь — только из 16; в Тускуле месяц квинтилий (июль) насчитывал 36 дней, а октябрь — 32; в Арретии же этот месяц имел целых 39 дней.
Первоначально, сообщает Плутарх, «римляне понятия не имели о различии в обращении луны и солнца» (Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Нума, XVIII). По преданию, царь Нума, приняв во внимание разницу между лунным и солнечным годом, ввел в римский календарь еще два месяца — январь и февраль. Об это реформе мы узнаем и из сочинения Тита Ливия (От основания города, I, 19, 6), который говорит, что царь разделил год на двенадцать месяцев в соответствии с движением Луны. Таким образом, в основе раннеримского календаря лежал лунный год. Согласно Макробию (Сатурналии, I, 13), в календаре Нумы семь месяцев — январь, апрель, июнь, август, сентябрь, ноябрь и декабрь — имели по 29 дней, четыре: март, май, июль и октябрь — по 31, и лишь февраль — 28 дней. Такое распределение дней по месяцам объясняют суеверием римлян, избегавших четных чисел как «неблагоприятных».
В середине V в. до н. э. особая комиссия из 10 видных граждан (децемвиров), задачей которой была выработка законов, попыталась осуществить еще некоторые реформы календаря. С введением дополнительных месяцев (это предусматривала еще реформа царя Нумы), повторявшихся через определенные промежутки лет, тогдашний римский календарь должен был приблизиться к солнечному циклу. Сведения об этой реформе приводит в своем труде Макробий (Сатурналии, I, 13, 21), ссылаясь на анналистов II в. до н. э. Современные исследователи склонны, напротив, полагать, что эта многовековая традиция не во всем достоверна и что «Ромулов год» длился гораздо дольше. Возможно, что двенадцатимесячный цикл был введен лишь триста лет спустя после смерти славного царя Нумы и что именно это событие связано с деятельностью упомянутых римских децемвиров.
Но независимо от того, когда год был разделен на 12 месяцев, основой системы исчисления времени оставался лунный год, а введение дополнительных дней не устранило всех проблем упорядочения календаря. С 191 г. до н. э. жрецы — понтифики — в силу закона Глабриона имели право вводить дополнительные месяцы по собственному усмотрению (а не так, как в Греции — со строго определенной периодичностью). Подобная деятельность жрецов не опиралась на какие-либо научные представления или расчеты: так, через два года на третий вводили дополнительный месяц, насчитывавший то 22, то 23 дня. Произвольное обращение с календарем привело к совершенному хаосу и неразберихе. Примером этому может служить ситуация, сложившаяся в 46 г. до н. э., когда разница между — номинальным и фактическим моментом годичного цикла составила уже 90 дней, поскольку с 59 до 46 г. до н. э. вообще не было «високосных» лет. Времена года перестали совпадать с соответствующими им месяцами, и потому Макробий имел полное право назвать 46 год до н. э. «годом замешательства». Об этом же напоминает своим читателям Светоний: «Из-за нерадивости жрецов, произвольно вставлявших месяцы и дни, календарь был в таком беспорядке, что уже праздник жатвы приходился не на лето, а праздник сбора винограда — не на осень» (Светоний. Божественный Юлий, 40).
Почему понтифики так долго не вводили дополнительных месяцев, сказать трудно. Некоторые ученые видят причины такого невнимания к календарю в эти годы в том, что жрецы испытывали политическое давление со стороны влиятельных лиц, занятых именно в эти десятилетия взаимной борьбой и интригами. Так, например, в 50 г. до н. э., рассказывает Дион Кассий (Римская история, XL, 62), трибун Курион, будучи одним из понтификов, старался склонить членов жреческой коллегии к тому, чтобы ввести дополнительный месяц и тем самым продлить год, а с ним и время его магистратуры как трибуна. Когда предложение это было в конце концов отклонено, Курион перешел на сторону Цезаря и, очевидно, возложил вину за неупорядоченность календаря на приверженцев антицезарианской «партии». Напротив, Цицерон, бывший тогда наместником в Сицилии, в очередном письме к Аттику просит его употребить все свое влияние и добиться, чтобы в текущем году никаких изменений в календарь не вносилось и чтобы прежде всего не вводили дополнительного месяца (Письма Марка Туллия Цицерона, CXCV, 2). В этом случае также имели значение личные интересы и расчеты Цицерона: он уже не хотел больше исполнять свои обязанности на далеком острове, стремясь как можно скорее вернуться в Рим.
Устранить произвол и беспорядки в системе исчисления времени, исправить календарь выпало на долю самого Цезаря. Его реформа календаря, который в память о нем стал называться юлианским, не только придала более или менее окончательную форму римскому календарю, но и заложила важнейшие основы того, каким мы пользуемся сегодня. В 46 г. до н. э., по поручению Цезаря, александрийский математик и астроном Созиген установил годичный цикл, состоящий из 365,25 дня, и определил число дней, приходящихся на каждый из месяцев. Чтобы свести год к целому числу дней — 365, пришлось удлинить февраль, так что раз в четыре года этот месяц получал дополнительный день. При этом не прибавляли 29 февраля, как это теперь делаем мы, а просто повторяли день 24 февраля. Так как римляне, как мы увидим в дальнейшем, определяли то или иное число месяца исходя из того, каким по счету был этот день от ближайшего к нему предстоящего дня, называемого «календы», «ноны» или «иды» (при этом считали и сам день календ, нон или ид), то 24 февраля выступало как шестой день перед мартовскими календами (1 марта), а дополнительный день после него, также 24 февраля, приходилось уже называть «дважды шестым» (биссекстилис). Отсюда и весь этот удлиненный на один день год стали называть «биссекстус», от чего и произошло наше слово «високосный». Цезарь установил, пишет Светоний, «применительно к движению солнца, год из 365 дней и вместо вставного месяца ввел один вставной день через каждые четыре года». Желая сделать началом любого нового года 1 января, диктатор вынужден был в том же памятном римлянам 46 году до н. э. поступить так: «Чтобы правильный счет времени велся впредь с очередных январских календ, он вставил между ноябрем и декабрем два лишних месяца, так что год, когда делались эти преобразования, оказался состоящим из пятнадцати месяцев, считая и обычный вставной, также пришедшийся на этот год» (Светоний. Божественный Юлий, 40). Итак, новый, юлианский календарь вступил в силу 1 января 45 г. до н. э. и Европа пользовалась им еще многие века спустя.
Если в греческом календаре названия месяцев происходили от названий важнейших празднеств и религиозных обрядов, приходившихся на тот или иной месяц, то в Риме первые шесть месяцев носили названия, связанные с именами богов (за исключением февраля), а остальные шесть, как уже говорилось, обозначались просто по их порядковому номеру: квинтилий (от «квинкве» — пять), т. е. июль, секстилий (от «секс» — шесть), т. е. август и т. д., — считая по-прежнему от марта и, таким образом, не нарушая традиций древнейшего римского календаря. Первый месяц — январь — был посвящен Янусу, богу всякого начала, и потому назван в его честь. Февраль был месяцем «очищения» (фебруум), избавления от всяческой скверны, совершавшегося во время праздника Луперкалий (15 февраля). Март был связан с богом Марсом, покровителем города, а апрель — с Венерой (греческой Афродитой). Название месяца мая происходило или от имени местной италийской богини Майи, дочери Фавна, или же от имени Майи, матери бога Меркурия. Наконец, июнь — месяц, посвященный Юноне, супруге всемогущего Юпитера.
Названия месяцев римского календаря сохранились в большинстве европейских языков, отразивших, однако, те изменения в римской календарной номенклатуре, которые произошли уже в первые десятилетия после цезаревой реформы. Среди безмерных почестей, оказанных Цезарю в Риме, Светоний упоминает и «наименование месяца в его честь» (Там же, 76). Квинтилий должен был отныне называться «месяцем Юлия», т. е. июлем. Спустя некоторое время таких же почестей удостоил сам себя Октавиан Август: «Календарь, введенный божественным Юлием, но затем по небрежению пришедший в расстройство и беспорядок, он восстановил в прежнем виде; при этом преобразовании он предпочел назвать своим именем не сентябрь, месяц своего рождения, а секстилий, месяц своего первого консульства и славнейших побед» (Светоний. Божественный Август, 30). Так возник привычный для нас месяц август. Подобные переименования месяцев в честь высших властителей угрожали превратиться в обычную практику, когда следующему императору — Тиберию предложили назвать своим именем сентябрь, а октябрь наречь «Ливием» в честь своей матери, жены Августа (Светоний. Тиберий, 26). Но император решительно отказался, рассчитывая произвести на римский народ хорошее впечатление своей непривычной скромностью. Согласно Диону Кассию, Тиберий ответил льстецам-сенаторам: «А что вы будете делать, если у вас будет тринадцать цезарей?» (Римская история, LVII, 18). Продолжись такая практика переименований — и скоро бы действительно не хватило в римском календаре месяцев для увековечения памяти тщеславных императоров. Но не все преемники Тиберия проявляли подобную сдержанность и здравый смысл. Так, Домициан, который, по словам Светония, «с молодых лет не отличался скромностью», не упустил случая внести в календарь свое имя, точнее — оба своих имени: приняв после победы над германским племенем хаттов прозвище Германик, он переименовал в свою честь сентябрь и октябрь в «Германик» и «Домициан», так как в одном из этих месяцев он родился, а в другом стал императором (Светоний. Домициан, 12–13). Понятно, что после убийства Домициана заговорщиками сентябрь и октябрь снова получили свои прежние наименования.
И все же пример ненавистного римлянам императора не остался без подражания. В конце II в. н. э. император Луций Элий Аврелий Коммод Антонин проявил в этом отношении инициативу, идущую намного дальше тщеславных замыслов его предшественников. По свидетельству историка Геродиана (История римской империи, I, 14, 9), он задумал переиначить весь календарь так, чтобы не один или два, а все месяцы напоминали о нем и его царствовании. Впрочем, его биограф Лампридий в III в. н. э. писал, что подобная идея исходила не от самого императора, а от его льстецов и прихлебателей (Лампридий. Жизнеописание Коммода, 12). Отныне римский год должен был включать в себя такие месяцы: «амазоний», (Коммод любил, когда его наложницу Марцию изображали в виде воинственной амазонки), «инвикт» (непобежденный), «феликс» (счастливый), «пий» (благочестивый), «луций», «элий», «аврелий», «коммод», «август», «геркулес» (Геркулес, или Геракл, воплощение силы и храбрости, был любимым героем императора, который желал даже внешне походить на его изображения), «роман» (римский) и «экссуперантий» (выделяющийся). Есть все основания полагать, что такой календарь, введенный в Риме фантазией Коммода, сохранялся лишь до конца его правления.
Внутреннее деление римского месяца было довольно сложным. Обычно месяц делился на три восьмидневных периода; последний день каждого из них называли нундинами (от «новем» — девять: римлянам было свойственно при измерении определенного промежутка времени считать и завершающий день предыдущего периода, так что восьмой день римской недели назывался девятым). Однако на такие восьмидневные отрезки был разделен не отдельный месяц, а весь год в целом, так что хронологические рамки римских недель и месяцев не совпадали. В календаре до реформы Цезаря год насчитывал 44 восьмидневные недели и еще три дня, а в календаре юлианском год состоял из 45 восьмидневок и 5 дней. Семь дней недели считались рабочими (речь шла здесь прежде всего об исполнении служебных обязанностей), а на восьмой день в городах устраивали большие рынки, на которые сходились люди из окрестных деревень и которые также назывались нундинами. Неизвестно, как появился обычай отмечать рыночным днем конец недели, ведь уже сами древние не могли решить, был ли этот день праздничным или просто нерабочим. Во всяком случае для римских крестьян, являвшихся в нундины в город со своим товаром, этот день поистине был праздничным. В эпоху империи характер нундин значительно изменился: право устраивать рынок стало широко распространенной привилегией, предоставлявшейся городским общинам или даже частным лицам, которым император или сенат считали возможным дать разрешение на организацию торгов два раза в месяц. Так, в Помпеях, в доме купца Зосима, археологи обнаружили исписанные таблички с обозначением сроков проведения ярмарок — нундин в различных городах в течение одной недели: в субботу — в Помпеях, в воскресенье — в Нуцерии, во вторник — в Ноле, в среду — в Кумах, в четверг — в Путеолах, в пятницу — в Риме. Из письма Плиния Младшего сенатору Юлию Валериану явствует, что нундины устраивались не только в городах, но и в частных имениях, однако для этого нужно было добиться специального разрешения. Не всегда это было просто, и если кто-либо в сенате противился этому, дело могло затянуться надолго. Например, когда знакомый Плиния, сенатор Соллерт, пожелал устроить рынок у себя в имении и обратился за разрешением в сенат, жители города Вицетия (нынешняя Виченца) направили в сенат свою делегацию с протестом, боясь, что перемещение торгов из города в частное владение уменьшит их доходы. В результате дело было отложено, и надежды на его положительное решение оставалось мало. «В большинстве случаев, — замечает Плиний, — стоит только тронуть, пошевелить — и пошло, пошло ползти все дальше и дальше» (Письма Плиния Младшего, V, 4). Даже император Клавдий, желая держаться скромно, как простой гражданин, вынужден был испрашивать у должностных лиц разрешения, чтобы открыть рынок в своих имениях (Светоний. Божественный Клавдий, 12).
Со временем в римском календаре произошли очередные перемены, и неделя стала включать в себя семь дней. Под влиянием христианских обычаев император Константин Великий в законодательном порядке провозгласил воскресенье («день Солнца») днем, свободным от работы.
Античные названия дней недели, как и названия некоторых месяцев, были связаны с именами богов и также вошли в современные европейские языки — английский, французский, немецкий, итальянский, испанский. Римская неделя состояла из таких дней:
понедельник — «день Луны»;
вторник — «день Марса»;
среда — «день Меркурия»;
четверг — «день Юпитера»;
пятница — «день Венеры»;
суббота — «день Сатурна»;
воскресенье — «день Солнца».
Сутки в Риме делились на день — от восхода до захода солнца — и ночь. Обе эти части суток в свою очередь делились на четыре промежутка времени, в среднем по три часа каждый. Естественно, эти промежутки имели зимой и летом разную продолжительность, ибо и само время дня и ночи менялось. Представление о суточном цикле древних римлян и о его сезонных колебаниях может дать следующая таблица:
Ночь также делилась на четыре части по 3 часа в каждой, от захода до восхода солнца. По принятой для этого военной терминологии, эти трехчасовые промежутки римляне называли «вигилиями» («стражами»).
Помимо календаря официального существовали и календари народные, основанные на повседневных наблюдениях за явлениями природы, движением небесных светил и т. п. Не будучи плодом каких-либо научных изысканий, народные календари находили себе, однако, успешное применение в сельском хозяйстве, в деревенском быту населения Италии. Календари, изготовляемые крестьянами для собственного обихода, были очень просты и выглядели примерно так: на каменной плите высекали римские цифры, обозначавшие числа дней месяца, наверху изображали богов, давших имена семи дням недели, а посередине располагали знаки зодиака, соответствующие двенадцати месяцам: Козерог, Водолей, Рыбы, Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец. Передвигая какой-нибудь камешек в пределах этой простейшей таблицы, римские крестьяне отмечали им любую дату.
Иной характер имел календарь религиозный, фасты, определявшие, в какой день можно проводить собрания и осуществлять необходимые правовые формальности. Долгое время сведения эти были доступны лишь патрициям, входившим в жреческие коллегии, благодаря чему римские патрицианские семьи с их связями с посвященными в тайны государственного управления жрецами обладали большим влиянием в делах Римской республики. Публичными, доступными для всех фасты сделал только Гней Флавий (возможно, секретарь знаменитого римского цензора Аппия Клавдия), и это было одной из причин ослабления влияния патрициев на государственные дела. Достоверно ли это предание, мы не знаем. Во всяком случае уже Цицерон высказывался о нем с большой осторожностью: «Есть немало таких, которые полагают, будто первым обнародовал фасты и изложил правила применения законов писец Гней Флавий. Не приписывай этой выдумки мне…» (Письма Марка Туллия Цицерона, CCLI, 8). Как бы то ни было, Цицерон также отмечает, что монопольное право определять, в какие дни какими делами можно было заниматься, давало большую власть.
Как уже говорилось, у римлян была весьма сложная система исчисления и обозначения дней месяца. Дни определялись по их положению относительно трех строго установленных дней в каждом месяце, соответствовавших трем фазам движения Луны:
1. Первая фаза — появление нового месяца на небе, новолуние: первый день каждого месяца, называвшийся в Риме календами (название происходит, вероятно, от слова «кало» — созываю; ведь в этот день жрец официально оповещал граждан о начале нового месяца). «Календы января» — 1 января, «мартовские календы» — 1 марта.
2. Вторая фаза — Луна в первой четверти: пятый или седьмой день месяца, называвшийся нонами. День, на который приходились ноны в том или ином месяце, зависел от того, когда в этом месяце наступало полнолуние.
3. Третья фаза — полнолуние: тринадцатый или пятнадцатый день месяца, называвшийся идами. На 15-й день иды, а на 7-й — ноны приходились в марте, мае, в квинтилии (июле) и октябре. В остальные месяцы они приходились соответственно на 13-е и 5-е число.
Дни месяца отсчитывали от каждого из этих трех определенных дней назад, так что, например, 14 мая обозначали как «день в канун майских ид», а 13 мая — как «третий день перед майскими идами» (об особенностях римского счета дней речь уже шла выше). После того как иды проходили, счет дней начинали вести от ближайших предстоящих календ: скажем, 30 марта — «третий день перед апрельскими календами».
Возможно, стоит привести здесь римский календарь целиком (см. стр. 135).
В календы один из жрецов-понтификов наблюдал Луну и после жертвоприношений публично провозглашал, на какой день приходятся ноны и иды в этом месяце.
Год в Риме, как и в Греции, обозначали по именам высших должностных лиц, обычно консулов, например: «В консульство Марка Мессалы и Марка Пизона». Такая система датировки применялась и в официальных документах, и в литературе.
Начальной точкой летосчисления был для римлян год основания их великого города. Отнюдь не сразу римские историки условились между собой, какую дату следует официально считать исходной. Лишь в I в. до н. э. возобладало мнение ученого-энциклопедиста Марка Теренция Варрона, предложившего считать годом основания Рима 753 год до н. э. (в принятой у нас системе хронологии). В соответствии с этой датировкой изгнание из Рима царей следовало отнести к 510/509 г. до н. э. Со времени установления республики и вплоть до эпохи правления принцепса Октавиана Августа счет лет в Риме вели при помощи консульских списков, и только тогда, когда с упадком республиканского строя власть консулов стала терять реальное значение, в исторической хронологии фундаментом летосчисления стала эра «от основания города» (не случайно именно это название получил обширный исторический труд Тита Ливия). В VI в. н. э. христианский писатель Дионисий Малый впервые начал датировать события годами, прошедшими «от рождества Христова», введя тем самым понятие новой, христианской эры.
Для определения времени в течение суток римляне пользовались теми же самыми приспособлениями, что и греки: знали и солнечные часы, и водяные — клепсидры, ибо и в этом случае, как и во многих других, они успешно перенимали опыт и достижения греческой науки. В самом деле, сведения о различных типах приборов, показывающих время, мы находим у римского ученого Витрувия, однако говорит он о часах, изобретенных греками. Первые солнечные часы римляне увидели в 293 г. до н. э., если верить Плинию Старшему, или в 263 г. до н. э., как утверждает Варрон. Последняя дата представляется более вероятной, так как часы эти были доставлены в Вечный город из Катины (ныне Катания) на острове Сицилия как трофей во время 1-й Пунической войны (264–241 гг. до н. э.). Этими солнечными часами, установленными на холме Квиринал, римляне пользовались почти сто лет, не догадываясь, что часы показывают время неправильно из-за разницы в географической широте: Сицилия расположена гораздо южнее Рима. Солнечные часы, приспособленные к римским условиям, устроил в 164 г. до н. э. Квинт Марций Филипп. Но и после этого римляне могли узнать время лишь в ясный, безоблачный день. Наконец, спустя еще пять лет цензор Публий Сципион Назика помог согражданам преодолеть и это препятствие, познакомив их с хронометром, им еще не известным, — с клепсидрой. Установленные под крышей водяные часы показывали время в любую погоду как днем, так и ночью (Плиний Старший. Естественная история, VII, 212–215). Первоначально в Риме часы были только на Форуме, так что рабы должны были каждый раз бегать туда и докладывать своим господам, который час. В дальнейшем приспособление это стало распространяться все шире, появилось больше часов для общественного пользования, а в самых богатых домах солнечные или водяные часы служили теперь и для удобства частных лиц: при определении времени, как и в других областях жизни, устройства неодушевленные все чаще вытесняли собой «живое орудие» — раба.
Водяные часы охотно применяли ораторы, поэтому регламент их выступлений стали измерять клепсидрами, а выражение «просить клепсидру» значило просить предоставить слово для выступления. Плиний Младший, рассказывая в одном из своих писем о ходе судебного разбирательства по делу Мария Приска, обвиненного в Африке в каких-то должностных преступлениях, упоминает и о своей собственной речи на суде в защиту жителей провинции. В Риме было принято, что все выступающие в суде располагают для своих речей строго определенным временем (обычно тремя часами). Образцовой, заслуживающей одобрения считалась краткая речь, длившаяся не более получаса. Однако иногда дело требовало пространного изложения аргументов, и оратор мог просить судью прибавить ему клепсидр. Говорить дольше положенного позволили тогда и Плинию: «Я говорил почти пять часов: к двенадцати клепсидрам — а я получил объемистые — добавили еще четыре» (Письма Плиния Младшего, II, 11, 2—14). Выражение «двенадцать клепсидр» означало, что в водяных часах вода перетекла из одного сосуда в другой 12 раз. Четыре клепсидры составляли примерно 1 час. Таким образом, речь Плиния, длившаяся, по его сообщению, шестнадцать клепсидр, заняла внимание слушателей на целых 4 часа. Вполне вероятно, что судьи имели право регулировать скорость движения воды в часах, дабы вода вытекала быстрее или медленнее, в зависимости от того, хотели ли судьи сократить или продлить речь того или иного оратора.
С какими трудностями сталкивались римляне при исчислении времени, показывает в своей «Естественной истории» Плиний Старший. Он вспоминает, что в римских «Законах XII таблиц» упоминались только два момента суток — восход и заход солнца. Несколько лет спустя прибавился полдень, о наступлении которого торжественно объявлял особый посыльный, состоявший на службе у консулов и следивший с кровли сенатской курии (курия Гостилия на Форуме), когда солнце окажется между ростральной трибуной и Грекостасом — резиденцией иностранных (в первую очередь греческих) послов, ожидающих приема в Риме. Когда же солнце от колонны, воздвигнутой в честь Гая Мения, победителя латинов в 338 г. до н. э., склонялось к Туллианской тюрьме на Форуме, тот же вестник провозглашал наступление последнего часа дня. Все это, разумеется, было возможно лишь в ясные, солнечные дни.
Читайте также
ХАОС ВО ВРЕМЕНИ — ВРЕМЯ В ХАОСЕ: КАЛЕНДАРЬ И ЧАСЫ В ГРЕЦИИ
ХАОС ВО ВРЕМЕНИ — ВРЕМЯ В ХАОСЕ: КАЛЕНДАРЬ И ЧАСЫ В ГРЕЦИИ Итак, что время не есть движение, но и не существует без движения — это ясно. Поэтому, когда мы исследуем, что такое время, нужно начать отсюда… Аристотель. Физика, IV, II, 219 а История любого календаря — это история
4. Изгнание папы Сильверия. — Голод в Риме. — Человечность готов. — Витигес занимает римскую гавань. — portus и Ostia. — Прибытие подкреплении в Рим. — Готы отбивают вылазку. — Нужда в Риме возрастает. — Окопы готов и гуннов
4. Изгнание папы Сильверия. — Голод в Риме. — Человечность готов. — Витигес занимает римскую гавань. — portus и Ostia. — Прибытие подкреплении в Рим. — Готы отбивают вылазку. — Нужда в Риме возрастает. — Окопы готов и гуннов Велизарий имел основание заподозрить верность
1. Варварство X века. — Невежество римского духовенства. — Инвектива галльских епископов. — Замечательное возражение. — Упадок Монастырей и школ в Риме. — Грамматика. — Театральные представления. — Народный язык. — Полное отсутствие в Риме литературных талантов
1. Варварство X века. — Невежество римского духовенства. — Инвектива галльских епископов. — Замечательное возражение. — Упадок Монастырей и школ в Риме. — Грамматика. — Театральные представления. — Народный язык. — Полное отсутствие в Риме литературных
2. Медленное возрождение интереса к наукам. — Григорий V. Гений Сильвестра II, чужеземца в Риме. — Боэтий. — Итальянская историография в X веке. — Венедикт Сорактский. — Памфлет на императорскую власть в Риме. — Каталоги пап. — Житие св. Адальберта
2. Медленное возрождение интереса к наукам. — Григорий V. Гений Сильвестра II, чужеземца в Риме. — Боэтий. — Итальянская историография в X веке. — Венедикт Сорактский. — Памфлет на императорскую власть в Риме. — Каталоги пап. — Житие св. Адальберта Погасить свет
1. Столетнее юбилейное торжество в Риме. — Рихард Анибальди из Колизея и Джентилис Орсини, сенаторы, 1300 г. — Тосканелла подчиняется Капитолию. — Данте и Иоанн Виллани в качестве паломников в Риме
1. Столетнее юбилейное торжество в Риме. — Рихард Анибальди из Колизея и Джентилис Орсини, сенаторы, 1300 г. — Тосканелла подчиняется Капитолию. — Данте и Иоанн Виллани в качестве паломников в Риме Бонифаций VIII пережил еще один великий триумф, раньше чем подвергся тяжелым
1. Ученые папы и кардиналы. — Некультурность Рима. — Отсутствие в Риме университета. — Папская дворцовая школа. — Иннокентий IV приказал учредить училище правоведения. — Собрание декреталии. — Господство изучения права в XIII веке. — Статуты общин. — Карл Анджуйский декретирует учреждение в Риме уни
1. Ученые папы и кардиналы. — Некультурность Рима. — Отсутствие в Риме университета. — Папская дворцовая школа. — Иннокентий IV приказал учредить училище правоведения. — Собрание декреталии. — Господство изучения права в XIII веке. — Статуты общин. — Карл Анджуйский
5. Петрарка и монументы древности. — Уничтожение их выжиганием извести. — Сетования Хризолораса об участи статуй в Риме. — Вкус к пластике водворяется лишь после возрождения античной науки. — Публичные бюсты в Риме. — Отыскание группы Нила. — Архитектура. — Перечисление античных сооружений Петраркой
5. Петрарка и монументы древности. — Уничтожение их выжиганием извести. — Сетования Хризолораса об участи статуй в Риме. — Вкус к пластике водворяется лишь после возрождения античной науки. — Публичные бюсты в Риме. — Отыскание группы Нила. — Архитектура. — Перечисление
3. Соответствие между античной Тарквинийской войной в Риме и средневековой Готской войной в Риме
3. Соответствие между античной Тарквинийской войной в Риме и средневековой Готской войной в Риме Выше был описан замечательный параллелизм между античными и средневековыми событиями в истории Рима, проявляющийся при хронологическом сдвиге примерно на 1053 года. Этот