что такое рифма в литературе 4 класс

Что такое рифма простыми словами и какие типы рифм существуют в литературе

Когда стихотворные строки заканчиваются одинаково.

что такое рифма в литературе 4 класс. Смотреть фото что такое рифма в литературе 4 класс. Смотреть картинку что такое рифма в литературе 4 класс. Картинка про что такое рифма в литературе 4 класс. Фото что такое рифма в литературе 4 класс

Рифма – это созвучие концов стихотворных строк:

Выхожу один я на дороГУ,
Сквозь туман кремнистый путь блестИТ.
Ночь тиха, пустыня внемлет БоГУ,
И звезда с звездою говорИТ.

Типы рифмы

Мужская – когда ударение падает на последний слог в строке:

Я в каморку вошЁл,
На колени упАл,
И всю ночь напролЁт,
Безутешно рыдАл.

Женская – ударение падает на предпоследний слог – в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова как раз женская рифма.

Дактилическая – ударение падает на третий слог с конца, два последующих – безударные. У Бунина, например, дактилическая рифма вот здесь в первой и третьей строках:

Желтые ржи, далеко озарЁнные,
Морем безбрежным стоят…
Ветер повеет – они, полусОнные,
Колосом спелым шуршат.

Гипердактилическая – ударение падает на четвертый слог с конца. Пример – из стихотворения Даниила Андреева. Гипердактилическая рифма в первой и третьей строфах:

Я слышу, как в гнездо уклАдываются
Над дремлющим затоном цапли,
Как сумерки с лугов подкрАдываются,
Роняя голубые капли…

Открытая – когда последний звук в строке – гласный. Закрытая – когда последний звук – согласный. Любовь Успенская в «Карусели» сочетает оба типа:

Манит, манит, манит карусель.
В путешествие по замкнутому кругу.
Дарит, дарит, дарит карусель.
То надежду, то досадную разлуку.

Точная – когда последние гласные полностью совпадают, приблизительная – когда совпадают частично. Вот приблизительная рифма из песни GAYAZOV$ BROTHER$:

Иду под пьяным туманом, пинаю воздух найкАМИ,
Душа летит и пролетает над ЯмайкОЙ.
Под пьяным туманом авки твои я лайкАЮ,
Ты рядом с ним, а на тебе моя майкА.

Бедная – когда совпадают только последние гласные: «веснЫ» – «водЫ». Сюда же относятся глагольные рифмы. Они считаются бедными, потому что рифмовать глаголы проще пареной репы: «молчишь» – «грустишь», «поешь» – «зовешь», «проснуться» – «вернуться».

Богатая – когда совпадают гласный и согласный или даже несколько гласных и согласных. Из Пушкина:

Волхвы не боятся могучих владЫК,
И княжеский дар им не нуЖЕН.
Вещает свободно их вещий язЫК,
И с волей небесною друЖЕН.

Составная – когда рифма получается на стыке двух слов. Из песни Трофимова:

А ты стоишь на берегу в синем пЛАТЬЕ,
Пейзажа краше не могу пожеЛАТЬ Я.

Перекрестная – первая строка рифмуется с третьей, вторая – с четвертой. Из Ахматовой:

Мы знаем, что ныне лежит на веСАХ,
И что совершается ныНЕ.
Час мужества пробил на наших чаСАХ,
И мужество нас не покиНЕТ.

Смежная – первая строка рифмуется со второй, третья – с четвертой. Тоже из Ахматовой:

Как за ужином сидеЛА,
В очи темные глядеЛА,
Как не ела, не пилА
У дубового столА.

Кольцевая – первая строка рифмуется с четвертой и образует как бы кольцо, в которое вписываются вторая и третья строки, срифмованные друг с другом. Из Северянина:

Счастье жизни — в искрах аЛЫХ;
В просветленьях мимолетНЫХ,
В грёзах ярких, но бесплотНЫХ,
И в твоих очах устаЛЫХ.

Может ли быть стих без рифмы

Да. Это может быть белый стих, в котором нет рифмы, но есть четкий размер. Например – «Агасфер» Жуковского:

Есть остров; он скалою одинокой
Подъемлется из бездны океана;
Вокруг него все пусто: беспредельность
Вод и беспредельность неба.

Верлибр – когда нет ни рифмы, ни четкого стихотворного размера. Это как проза, но в стихотворных строках. Пример – из Уитмена:

Прощай, мое Вдохновенье!
Прощай, мой милый товарищ, моя дорогая любовь!
Я ухожу, а куда — и сам не знаю,
Не знаю, что ждет меня впереди, не знаю, встретимся ли мы с тобою, —
Так, значит, — прощай, мое Вдохновенье.

P. S. Яндекс, не накладывай, пожалуйста, фильтр на статью из-за низкой уникальности. В ней виноваты стихи, а не я.

Источник

Памятка по литературному чтению «Виды рифм»

Рифма ( размеренность, ритм) — созвучие в окончании двух или нескольких слов. Расположение рифмующихся строк в стихе.

Существует три основных типа рифмы :

1. парная (иначе — смежная), когда рифмуются между собой две соседние строчки:

2. перекрестная, когда первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой и т. д.:

3. кольцевая (иначе — опоясывающая), когда первая строка рифмуется с четвертой, а вторая с третьей:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в эти каторжные норы
Доходит мой свободный глас .

Рифма ( размеренность, ритм) — созвучие в окончании двух или нескольких слов. Расположение рифмующихся строк в стихе.

Существует три основных типа рифмы :

1. парная (иначе — смежная), когда рифмуются между собой две соседние строчки:

2. перекрестная, когда первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой и т. д.:

3. кольцевая (иначе — опоясывающая), когда первая строка рифмуется с четвертой, а вторая с третьей:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в эти каторжные норы
Доходит мой свободный глас .

что такое рифма в литературе 4 класс. Смотреть фото что такое рифма в литературе 4 класс. Смотреть картинку что такое рифма в литературе 4 класс. Картинка про что такое рифма в литературе 4 класс. Фото что такое рифма в литературе 4 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

что такое рифма в литературе 4 класс. Смотреть фото что такое рифма в литературе 4 класс. Смотреть картинку что такое рифма в литературе 4 класс. Картинка про что такое рифма в литературе 4 класс. Фото что такое рифма в литературе 4 класс

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

что такое рифма в литературе 4 класс. Смотреть фото что такое рифма в литературе 4 класс. Смотреть картинку что такое рифма в литературе 4 класс. Картинка про что такое рифма в литературе 4 класс. Фото что такое рифма в литературе 4 класс

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

что такое рифма в литературе 4 класс. Смотреть фото что такое рифма в литературе 4 класс. Смотреть картинку что такое рифма в литературе 4 класс. Картинка про что такое рифма в литературе 4 класс. Фото что такое рифма в литературе 4 класс

Номер материала: ДБ-615961

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

что такое рифма в литературе 4 класс. Смотреть фото что такое рифма в литературе 4 класс. Смотреть картинку что такое рифма в литературе 4 класс. Картинка про что такое рифма в литературе 4 класс. Фото что такое рифма в литературе 4 класс

что такое рифма в литературе 4 класс. Смотреть фото что такое рифма в литературе 4 класс. Смотреть картинку что такое рифма в литературе 4 класс. Картинка про что такое рифма в литературе 4 класс. Фото что такое рифма в литературе 4 класс

Бельгийский город будет платить детям виртуальные деньги за отказ от неэкологичного транспорта

Время чтения: 0 минут

что такое рифма в литературе 4 класс. Смотреть фото что такое рифма в литературе 4 класс. Смотреть картинку что такое рифма в литературе 4 класс. Картинка про что такое рифма в литературе 4 класс. Фото что такое рифма в литературе 4 класс

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

что такое рифма в литературе 4 класс. Смотреть фото что такое рифма в литературе 4 класс. Смотреть картинку что такое рифма в литературе 4 класс. Картинка про что такое рифма в литературе 4 класс. Фото что такое рифма в литературе 4 класс

В России стартовал прием заявок на конкурс для журналистов-школьников «Медиабум»

Время чтения: 2 минуты

что такое рифма в литературе 4 класс. Смотреть фото что такое рифма в литературе 4 класс. Смотреть картинку что такое рифма в литературе 4 класс. Картинка про что такое рифма в литературе 4 класс. Фото что такое рифма в литературе 4 класс

В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери

Время чтения: 2 минуты

что такое рифма в литературе 4 класс. Смотреть фото что такое рифма в литературе 4 класс. Смотреть картинку что такое рифма в литературе 4 класс. Картинка про что такое рифма в литературе 4 класс. Фото что такое рифма в литературе 4 класс

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

что такое рифма в литературе 4 класс. Смотреть фото что такое рифма в литературе 4 класс. Смотреть картинку что такое рифма в литературе 4 класс. Картинка про что такое рифма в литературе 4 класс. Фото что такое рифма в литературе 4 класс

Только каждый 10-й россиянин может дать платное образование своим детям

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок литературного чтения в 4-м классе «Рифма. Виды рифмы»

Учет психологических особенностей младшего школьника при выборе содержания урока с целью реализации личностного подхода.

Каждый учитель мечтает о том, чтобы учение на его уроках было интересным для учащихся. Как же сделать урок интересным? Все ли уроки могут быть интересными? В чем истоки интереса?

По словам В.А. Сухомлинского: «Урок идет интересно – это значит, что учению, мышлению сопутствуют чувства приподнятости, взволнованности ученика, удивление, иногда, даже, изумление перед открывающейся истиной, осознание и чувствование своих умственных сил, радость творчества, гордость за величие разума и воли человека».

Учитель должен стремиться к тому, чтобы ученики сами открывали источники интереса, в этом чувствовали собственный труд и успех, что само по себе представляет один из важнейших источников интереса. Без активного умственного труда не мыслимы ни интерес, ни внимание школьников.

Очень важной задачей является постоянное поддерживание, углубление желания ученика быть открывателем, реализовывать это желание с помощью глубоко продуманного содержания урока, методов и приемов, средств обучения. При этом в первую очередь опираться на знание психологии младшего школьника.

Младшие школьники – это дети от 6 до 10 лет – ученики начальной школы.

Именно этот возраст благоприятен для формирования у детей способности к длительной целенаправленной деятельности.

На возраст 8-9 лет приходится максимум игровой двигательной активности детей.

В этот период существенные изменения претерпевают структура и функции мозга. Создаются предпосылки для более совершенного опознания зрительных стимулов, меньшую роль начинают играть эмоциональные характеристики стимулов, а большую роль – информационные; совершенствуется выделение наиболее значимой информации по заранее заданной инструкции или по внутреннему побуждению.

Перестройка внешней жизни младшего школьника сопровождается перестройкой его внутренней психической жизни, главное изменение которой состоит в том, что психические процессы приобретают характер произвольности. Ребенок научается управлять восприятием, мышлением, памятью, в некоторой степени и своими эмоциями и воображением.

Характеризуя развитие мышления первоклассника, можно сказать, что оно в большей степени выражено наглядно-образным: ребенок способен вычленять существенные свойства и отношения предметов окружающего мира; использовать схемы и схематические изображения; способен к обобщению (на уровне конкретных предметов). Для него характерен начальный уровень развития логического мышления: способность к выводам на основе имеющихся данных.

К 3-4 классу – овладевает приемами понятийного мышления: способностью устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми понятиями.

Сформированность важнейших учебных действий развивается от умения выделить ее в цель деятельности, сформированности внутреннего плана умственных действий, умений выполнять задания взрослого – к ориентации на всю систему требований, заданных учебной задачей, к навыкам логических операций, систематизации знаний, переносу учебных навыков.

Развитие речи – от понимания смысла текста или простых понятий – к пониманию смысла изучаемых понятий, речи, обращенной к школьнику, к использованию речи как инструмента мышления, грамотности и богатому словарному запасу.

Развивается тонкая моторика от сложной двигательной активности при обучении письму к понятности письма, аккуратности оформления работ.

Умственная работоспособность и темп учебной деятельности – от способности сосредоточено работать в течение 15-20 мин., способности работать в едином темпе со всем классом – к сохранению учебной активности в течение всего урока, адаптации к учебной нагрузке.

Наиболее важным новообразованием в этом возрасте является формирование личности школьника.

Под личностью понимают человека, становящегося субъектом своей жизни, определяющего свою линию жизни в окружающем его обществе, занимающего в этом обществе определенное место и исполняющего свою особую роль.

Следовательно, школьник является личностью в той мере, в какой у него формируются и развиваются волевые свойства, делающие его субъектом своей жизни, умеющим намечать линию своей жизни, управлять своим поведением и деятельностью для осуществления этой линии жизни.

При этом у школьника должны развиваться и крепнуть социальные качества – взгляды, убеждения, мировоззрение, определенное отношение к окружающему миру, людям и к самому себе.

Выделяют следующие виды ценностности психического развития личности:

При этом необходимо учитывать особенности мотивационной сферы первоклассника:

Наличие и характер учебной мотивации для ученика 3-4 классов характеризуется предпочтением «трудных» заданий, ориентацией на освоение способов получения знания (а не на готовое знание). Проявлением интереса к закономерностям, принципам. Наличием мотива самообразования, представленного интересом к дополнительным источникам знаний.

Учитывая это, учитель начальных классов должен так организовать и проводить учебный процесс, чтобы:

Для этого:

Урок может быть использован в рамках традиционной программы и в рамках ОС «Школа 2100»

УРОК ЧТЕНИЯ (4 класс). ТЕМА: РИФМА. ВИДЫ РИФМЫ.

Цели урока:

I. Учитель: сегодня на уроке вам придется читать, говорить, высказывать свои мысли, советоваться с товарищами. Речь ваша должна быть четкой, выразительной.

Для этого проведем небольшую разминку:

а) артикуляционная гимнастика:
– движение языка по верхним зубам (лево-право) два раза;
– движение языка по нижним зубам (лево-право) два раза;
– круговые движения языком (лево-право) два раза;
– цоканье под счет в заданном темпе;
– «улыбка»-«трубочка» (несколько раз)

б) дыхательная гимнастика;

в) чтение скороговорки:
ЖУРЧАЛИ РУЧЬИ И УРЧАЛИ.
ЖУЖЖАЛИ ШМЕЛИ НАД РУЧЬЯМИ.

II. Учитель: вы готовы к дальнейшей работе.

Сегодня на уроке мы с вами прикоснемся к творчеству замечательного человека, который начал писать еще подростком. Однажды его тетрадь с произведениями попала в руки А.С. Пушкина, который с восторгом их прочитал и сразу поместил в своем журнале «Современник».

Я говорю о Федоре Ивановиче Тютчеве. Послушайте: (читаю стихотворение: «Весенняя гроза»).

Беседа по вопросам.

III. Учитель: послушайте внимательно то, что я сейчас прочитаю:

Ласковые лучи солнышка посылают на землю тепло. По канавам бегут звонкие ручейки. Быстро шагает весна. Набухли и лопнули почки. Оживают поля и леса. В небе слышатся первые раскаты грома.

– Что объединяет этот фрагмент и произведение Ф.И. Тютчева? (одна тема)

– Можно ли, в таком случае, утверждать, что это произведения одного жанра?

– К каким жанрам они относятся?

– Чем стихотворение отличается от рассказа? (рифмой)

– Что такое рифма? Прочитать по словарю Даля (стр. 565).

– Вы умеете составлять рифмы, или рифмовать слова?

Ученики подбирают рифмы к словам:

Весна – (красна)
Грачи – (трубачи)
Скворец – (певец)
Поют – (клюют)

– Ребята, у нас получились стихи? (нет)

– Почему? (нужны стихотворные строчки)

Исходя из этого, я хочу предложить вам более полное определение рифмы:

(Определение написано на доске) РИФМА – это созвучие слов в окончании стихотворных строк.

Рифма придает благозвучие стихотворению, подчеркивает музыкальность стиха, его ритм. (ученики подчеркивают ключевые слова в определении)

Давайте вместе попробуем сочинить небольшой стих:

Она весну встречает –
Сережки… (надевает)
Накинута на спинку
Зеленая …(косынка)
А платьице – в полоску,
Ты узнаешь…(березку).

Динамическая пауза под музыку.

Гимнастика для глаз (Методика Базарного).

IV. Учитель: стихи каждого поэта отличаются оригинальностью, чем-то особенным, что позволяет по нескольким строфам узнать автора. Это можно объяснить многим. Но я хочу предложить вам для раздумья такую гипотезу: «Рифмы бывают разные». Попробуем это доказать.

Класс делится на группы. Каждой группе предложено четверостишие(Каждая строчка на отдельной полоске бумаги).Учащиеся находят рифмующиеся строчки, дают название рифме, делают вывод о том, что рифмы бывают разные.

Весенний воздух свеж и чист…
Вот зеленеет первый лист.
Видна в проталинах земля.
Вокруг ручья бегут, звеня.

Живет у нас под крышей
Непризнанный артист,
И целый день мы слышим
Художественный свист

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;

Вывод: рифмы бывают парные, перекрестные, опоясывающие.

Теперь попробуйте определить какую рифму использовал Ф.И. Тютчев в стихотворении «Весенняя гроза». (перекрестную)

IV. Учитель: Сейчас вы получите сложное задание.

У вас на партах есть строчки из строф стихотворения. Вы должны быстро сложить четверостишие и прочитать стих, используя парную или смежную рифму.

ВЕСЕННЕЕ НАСТРОЕНИЕ (М. ПЛЯЦКОВСКИЙ)

Деньки стоят погожие,
На праздники похожие.
А в небе – солнце теплое,
Веселое и доброе.

Все реки разливаются,
Все почки раскрываются.
Ушла зима со стужами
Сугробы стали лужами.

Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные,
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.

Учитель:

Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей – (весеннее!)

А какое настроение у вас? Вам понравилось сочинять стихи?

V. Подведение итогов. Оценки.

VI. Домашнее задание: Стихотворение Ф.И. Тютчева выучить наизусть. По желанию придумать четверостишие о весне. Определить в нем вид рифмы.

VII. Для настоящего поэта писать стихи – все равно, что дышать, жить. Известный поэт К.Д. Бальмонт рассказал:

«КАК Я ПИШУ СТИХИ»
Рождается внезапная строка,
За ней встает немедленно другая,
мелькает третья ей издалека,
Четвертая смеется, набегая,
И пятая, и после, и потом
Откуда, сколько – я и сам не знаю.
Но я не размышляю над стихом.
И, право, никогда не сочиняю.

Учитель: Я знаю, что некоторые из вас пытаются писать стихи. Нет ли среди них стихов о весне?

Источник

Что такое рифма

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

С рифмой мы встречаемся раньше, чем начинаем говорить.

Родители читают детям стишки, потешки, поют колыбельные.

Поэтический текст прекрасно воспринимается во многом из-за ритма, но рифма — не меньшее волшебство.

что такое рифма в литературе 4 класс. Смотреть фото что такое рифма в литературе 4 класс. Смотреть картинку что такое рифма в литературе 4 класс. Картинка про что такое рифма в литературе 4 класс. Фото что такое рифма в литературе 4 класс

Кто и когда первым заметил гармонию (это как?) рифмующихся строк, какие бывают рифмы и для чего они нужны – читайте здесь.

Рифма — это.

Рифма – это сходные по звучанию окончания поэтических строк. Термин происходит от греческого слова «соразмерность, ритмичность». Рифмующиеся слова обозначают границы строки, а пары рифм – границы строф (это как?).

Немаловажным условием созвучия является ударение. Должны совпадать именно ударные слоги, на которых и держится звуковой облик слов.

Например, когда Незнайка из сказочной повести Носова пытался научиться основам поэтического мастерства у Цветика, он подумал, что прекрасный пример рифмы: «веник-пряник». Однако того, что оба слова заканчиваются на «ник», оказалось недостаточно, ведь ударные гласные – разные.

Чтобы стало совсем понятно, подберём настоящие рифмы к слову «веник»: пленник, соплеменник, денег (звучит как деник), вареник. А со словом «пряник» созвучны слова: племянник, странник, многогранник. Может быть, вы придумаете ещё?

Из истории термина

Любопытно, что рифма – это сравнительно молодое явление человеческой культуры. Письменные памятники древнейших народов не знают рифмы.

Шумерские и аккадские эпические поэмы, памятники раннеиндийской цивилизации строго структурированы по ритму, богаты ассонансами (это как?), но лишены рифмующихся строк.

Дохристианская Греция чрезвычайно тонко обращалась с ритмикой и звукописью, но и там рифма в чистом виде отсутствовала.

Учёные пришли к выводу, что первыми открыли и развили полноценную систему рифм китайцы. В сборнике древней китайской поэзии «Шицзин», составленном великим Конфуцием, представлено более 300 стихотворений (это как?) со сквозной рифмой, что говорит о достаточно давней и хорошо разработанной традиции.

Знала рифму и древнейшая арабская поэзия. Ещё в доисламский период в лирических песнях кочевых народов присутствуют рифмующиеся окончания.

Широкое распространение рифмы началось в период раннего восточного средневековья. Так, в 3-7 веках индийская поэзия обогатилась мощной структурой рифмующихся двустиший.

С Востока эта традиция перешла на Запад, закрепилась в раннехристианской, а затем — в монастырской европейской культуре. Со временем рифма в большинстве европейских стран стала считаться непременным условием «правильного» стихосложения.

Что касается России, то рифма была присуща народному стиху раешнику, но отсутствовала в более древних памятниках (воинских повестях, былинах, сказаниях).

Её распространение характерно для периода христианизации Руси и последовавшего вслед за тем расширения культурных границ. В светскую литературу рифма пришла в 16-17 веках через переводную латинскую и французскую поэзию.

Виды рифм

Всякий поэт знает, что рифма различается:

Точная – неточная.

Если в рифмующихся словах совпадает большинство звуков, рифма считается точной: конь – огонь. Если совпадает меньшая часть фонем, рифма неточная: снежок – ледок.

Простая – сложная.

Когда мы рифмуем отдельные слова, это простая рифма (пень – лень), когда соединяем между собой группы слов (в окне – на дне) или одно слово с группой слов (давно — всё равно), рифма называется составной или сложной.

Равносложная – неравносложная.

Равносложной бывает такая пара рифм, в каждом из слов которой число слогов одинаково: зи-ма – са-ма. В неравносложной количество слогов различно: зи-ма — ку-терь-ма.

Мужская – женская – дактилическая.

Усечённая – замещённая – йотированная.

Способы рифмовки

В классическом стихосложении, представленном в школьной программе, поэтические тексты чаще всего делятся на четверостишия. Это вид строфики – самый распространённый в русской поэзии.

Рифмующиеся строки могут располагаться внутри четверостишия по-разному.

В зависимости от этого выделяют следующие способы рифмовки:

Проиллюстрируем все три вида:

Над землёй метель кружится,
Словно сказочная птица.
Где падёт её перо,
Там сияет серебро.

Слова «кружится» – «птица», «перо» – «серебро» стоят рядом, в соседних (параллельных) строчках и образуют пары. Такую рифмовку называют парной или параллельной.

Над землёй метель кружится,
Сыплет белое перо.
Там сияет серебро,
Где земли коснётся птица.

Теперь рифмуются 1 и 4, 2 и 3 строчки. Если соединить их линиями, получится часть колечка или пояска с короткой внутренней и длинной внешней стороной, поэтому такую рифмовку называют кольцевой или опоясывающей.

Самая привычная для нас схема выглядит так:
Над землёй метель кружится,
Рассыпает серебро,
Словно сказочная птица,
Обронившая перо.

Рифмуются 2 и 4, 1 и 3 строки. Если соединить двумя линиями пары рифм, эти линии пересекутся, образуя крест. Данный способ рифмовки назвали перекрёстным.

Использовать все три вида рифмовки в одном стихотворении не приветствуется, особенно, если человек только начал осваивать стихосложение, но мастер способен сотворить из такого соединения чудо!

Так, А.С.Пушкин придумал новый вид строфы, записав три четверостишия с разными способами рифмовки и увенчав их итоговым двустишием. Таким стихом написаны главы его знаменитого романа «Евгений Онегин». Созданную поэтом строфу стали называть «онегинской».

что такое рифма в литературе 4 класс. Смотреть фото что такое рифма в литературе 4 класс. Смотреть картинку что такое рифма в литературе 4 класс. Картинка про что такое рифма в литературе 4 класс. Фото что такое рифма в литературе 4 класс

Заключение

Многие современные поэты устали от рифмы и с удовольствием пишут белые стихи, в которых присутствует ритм, а рифма считается необязательной. Такие тексты также называются верлибрами.

Не думайте, что авторы верлибров не умеют рифмовать. Умеют, но иногда им хочется освободиться от любых условностей и отпустить свою мысль на волю. Ведь творчество – это и есть свобода.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Самый мощный рифматор это Маяковский. Хоть он и конъюнктурщик конечно. Но если достанет из широких штанин, то мало никому не покажется. Такие поэты раз в сто лет рождаются.

А всё остальное — про птичек, погоду и жизнь в зимне лесу — это чтобы было чем занять детей в школе. А то когда они ничем не заняты, начинают свои стихи сочинять. Про школу, учителей и одноклассников. А потом скандалы, слёзы, родителей в школу.

Хорошая рифма безусловно придает стихам большую четкость и структурированность. Но, важно чтоб она не была самоцелью, а произведение все-таки передавало какой-то смысл.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *