что такое резонаторы в вокале
Что такое резонаторы в вокале
По сравнению с обычной речью (КПД которой составляет ничтожные доли процента) эффективность певческого голосообразования в десятки раз выше, и это обусловливается более эффективным использованием певцом резонаторной системы.
Резонаторы обеспечивают большую мощность и полетность певческого голоса, способность его озвучивать большие оперно-концертные залы, преодолевать «звуковую завесу» оркестрового сопровождения, без какого-либо перенапряжения и заболевания голосового аппарата певца в течение многих лет профессиональной певческой деятельности. Исследования с помощью специальной измерительной аппаратуры показывают, что простейший сонастроенный с вибратором резонатор способен усилить звук до 10000 раз по мощности. Резонатор, будучи посредником между вибратором и акустической воздушной средой, повышает коэффициент полезного действия вибратора, переводя значительно большую часть его энергии в звуковую форму.
Прекрасной иллюстрацией роли резонаторов как усилителей звука являются духовые музыкальные инструменты, например медные. Губы трубача являются как бы аналогами голосовых связок, т. е. вибратором, возбудителем звука, а сам инструмент — резонатором. Голос трубы раздается на километры!
Помимо увеличения силы певческого голоса, т.е. придания ему большой энергии, резонатор также способствует переносу этой энергии слушателю. Это свойство хорошо известно под термином «полётность» голоса. Полетность голоса связана с таким профессионально важным свойством певческого голоса, как «близкий звук». Близкий звук обусловлен особой организацией резонаторной системы, при которой у певца возникает ощущение звука как бы вне голосового аппарата. Такого ощущения рекомендовал добиваться И. С. Козловский — «звук под носом», как он образно выражался. Близкий звук, возникающий при высокой активности певческих резонаторов, характеризуется еще одним важным свойством: такой звук и слушатель, даже далеко сидящий в зале, ощущает как бы близко от себя, а не где-то далеко на сцене.
Голосовой аппарат человека представляет собой автоколебательную систему, в которой резонаторы и вибратор (вместе с дыхательным аппаратом) являются взаимосвязанными элементами единого целого. Здесь сам по себе вибратор не может обеспечить звук необходимой силы и качества тона. Эти свойства придает ему резонатор. Резонатор также нуждается в возбудителе звуковых колебаний, которые он существенно преобразует по тембру и усиливает. В результате и образуется единая автоколебательная система, в которой звучащим телом становится уже не вибратор (голосовые связки), а резонатор, точнее воздух в резонаторе (т.е. в дыхательном тракте певца).
Таким образом, в системе вибратор-резонатор именно резонатор берет на себя главную роль в образовании звука. Что касается голосовых связок, то они ввиду своих малых размеров и несогласованности с воздушной средой не могут обеспечить эффективного превращения энергии дыхательного аппарата в звук, так как имеют крайне низкий коэффициент полезного действия.
Разумеется, силу голоса можно пытаться увеличить и за счет напряжения работы гортани, нажима на нее дыханием, увеличением плотности смыкания голосовых связок, их жесткости и т.п. — пренебрегая при этом даровым источником силы голоса, которую могут дать резонаторы. Но этот путь насилования голосового аппарата отвергается в искусстве пения как бесперспективный и с профессиональной точки зрения — безграмотный. Он быстро приводит голосовой аппарат к истощению, к возникновению таких, увы, распространенных профессиональных заболеваний, как фонастения (слабость голоса) и даже афония, кровоизлияниям в слизистую оболочку голосовых связок, опухолей гортани и т.д.
Поэтому все искусство пения заключается в том, чтобы переложить усилия по производству звука с голосовых связок на резонаторы, максимально освободить гортань и голосовые связки от напряжения и вместе с тем максимально активизировать резонаторы.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Практические методики развития голосовых резонаторов
Практические методики развития голосовых резонаторов
Если вы когда-либо слышали свой собственный голос в записи, то наверняка удивлялись тому, каким он оказывался слабым, глухим, незнакомым. Быть может, вы, как большинство людей, в таких случаях решали, что звук при записи искажается; а быть может, задумывались над тем, что над вашим голосом нужно еще долго работать. Запись может искажать голос, но современные цифровые технологии позволяют передавать все звуковые вибрации в практически неизменном виде. В чем же дело? Почему наш голос, такой глубокий, такой сильный, такой объемистый и звонкий — когда мы слышим его изнутри, на выходе оказывается слабым и поверхностным? Все дело в том, что при прохождении через ткани голосового аппарата звук теряет до 80% силы. Эти 80% растрачиваются на сотрясение, или вибрацию, этих тканей, то есть голос попросту «гасится». Что же делать? Избавиться от окружающих голосовой поток тканей мы не можем; остается для усиления голоса использовать их ресурсы. Кроме мягких тканей, поглощающих звук, голосовой аппарат имеет полости с твердыми стенками(кости или хрящи), отталкиваясь от которых звук не только не ослабеет по пути к выходу, но усиливается в несколько раз. Эти полости называются резонаторами. Любому профессионалу важно знать эти резонаторы и уметь контролировать вибрирование звука в полостях, через которые проходит голосовой поток.
К. С. Станиславский предложил прием овладения головным резонатором — «тихое мычание», или «едва слышный стон». Этот прием, по существу, есть дыхание, посылающее звук вертикально вверх. Вот что он писал:
Певцы говорили мне: «Звук, который «кладется на зубы» или посылается «в кость», то есть в череп, приобретает металл и силу». Звуки же, которые попадают в мягкие части неба или в голосовую щель, резонируют, как в вате.
Кроме того, из разговора с одним певцом я узнал другую важную тайну постановки голоса. При выдыхании во время пения надо ощущать две струи воздуха, выходящие одновременно изо рта и из носа. При этом кажется, что при выходе наружу они соединяются в одну общую звуковую волну перед самым лицом поющего.
Другой певец сказал мне: «Я ставлю звук при пении совершенно так же, как это делают больные или спящие при стоне, с закрытым ртом. Направив таким образом звук в маску и в носовые раковины, я открываю рот и продолжаю мычать, как раньше. Но на этот раз прежний стон превращается в звук, свободно выходящий наружу и резонирующий в носовых раковинах или в других верхних резонаторах маски».
Все эти приемы были проверены мною на собственном опыте с целью найти тот характер звука, который мне мерещился.
Во время этих поисков я совершенно случайно заметил, что когда стараешься вывести звук в самую маску, то наклоняешь голову и опускаешь подбородок вниз. Такое положение помогает пропускать ноту как можно дальше вперед. Многие из певцов признали этот прием и одобрили его.
«Маска» — это понятие связано с резонированием голоса певца в носовой и придаточных полостях, то есть в верхней части лица, которая обычно прикрывается на костюмированных шествиях, маскарадах.
Однако при попытке послать звук в маску есть риск загнать его в нос. Из всех резонаторов носовой — самый сильный, а среди головных — доминирующий. Носовой призвук лишает голос выразительности и объемности. Но даже если посыл звука верный, и звуковой поток упирается не в нос, а в верхние зубы, существует опасность отрыва головного резонатора от грудного. Если задняя стенка нёба и языка напряжены, нижний регистр звукового столба перекрывается, отрезается от общего звучания. В этом случае звучит только голова, и голос приобретает металлический оттенок. Многие актеры и певцы привыкают к этому «металлу» в голосе, так что это уже стало почти нормой. Однако такой голос холоден и тонок, возможности его ограничены.
Приведенные далее упражнения направлены именно на соединение двух регистровых зон, двух резонаторов — грудного и головного. Упражнения выстроены таким образом, что их выполнение позволяет выравнивать регистры — нижние и верхние, грудные и головные. Воздушный поток, направляемый снизу вверх, уносит звук кверху. Нижние тона при этом отражаются в груди и спине, средние доходят до твердого затылка, твердого нёба и зубов; высокие ноты резонируют в костях черепа, лобной пазухе, носовой полости. Все тело начинает звучать, превращаясь в один голосовой инструмент.
Упражнение 1. Исходное положение — стоя, руки опущены вдоль тела. Запрокиньте голову назад, откройте рот и немного вытянитесь вверх. Положение гортани — «на зевке». Одну руку положите на живот, другую — на грудь. Возьмите глубокое дыхание через рот и потяните звук «АААА». Попробуйте звук на разной высоте — в нижнем, среднем и высоком регистрах. При любой высоте в груди должна ощущаться вибрация. Если на какой-то ноте грудная клетка не вибрирует, значит, либо в гортани появился зажим и ушел «зевок», либо вы сбросили дыхание.
Упражнение 2. Запрокиньте голову назад, откройте рот. Одну руку положите на грудь, другую — на живот. Активно, быстро, глубоко вдохните. Произносите отрывисто:
Теперь то же самое повторите, потянув звуки:
Упражнение 3. Запрокиньте голову назад, откройте рот. Одну руку положите на грудь, другой коснитесь переносицы. Возьмите глубокий вдох и, поднимая голову, потяните звук «ХААА — ММММ». При этом слог ХААА произносите, когда голова еще запрокинута, а «ММММ» — когда голова вернется в обычное положение. Почувствуйте, как вибрация переходит от груди к переносице. Однако звуковая вибрация не должна совсем уходить из груди — она должна распределиться между грудным и головным резонатором.
Упражнение 4. Запрокиньте голову назад, откройте рот. Обе руки положите на грудь. Возьмите глубокое дыхание и как можно ниже произнесите «ХАААААА». Начинать лучше со среднего регистра, затем постепенно опуститься так низко, как это возможно. Легонько постучите по груди, чтобы звук стал вибрирующим. Повторяйте так до тех пор, пока не запомните это ощущение грудной вибрации. Немного передохните, затем начните упражнение снова, но на этот раз попытайтесь добиться вибрирующего звука без стучания по груди, просто основываясь на воспоминании о звуке. Это упражнение очень хорошо развивает грудной резонатор.
Упражнение 5. Исходное положение — стоя. Спина прямая, плечи опущены. Наклоните голову, подбородком коснитесь груди. Возьмите глубокое дыхание и потяните звук «ИИИИИ». Медленно поднимайте голову и переводите ее назад, в запрокинутое состояние. Можете касаться одной рукой груди, а другой рукой — макушки головы. Ваша задача — почувствовать переход от одного резонатора к другому.
Упражнение 6. Исходное положение — стоя. Спина прямая, плечи опущены, руки лежат на нижних ребрах. Кончиком языка пощупайте зону у корней верхних зубов. Туда вы будете направлять звук. Возьмите активное, глубокое дыхание одновременно через рот и нос. На выдохе четко и громко говорите:
Произносить слоги следует небыстро. Если вам не хватило дыхания — быстро, бесшумно возьмите новый вдох в середине фразы. Главное — следите за тем, чтобы все звуки были направлены в зону у корней верхних зубов.
Упражнение 7. Исходное положение — лежа на спине. Одну руку положите на ребра, другую — на живот. Возьмите быстрое, глубокое дыхание носом. Руками вы должны ощущать,как раздвигаются ребра и выпячивается живот. На выдохе произносите слоги:
Постарайтесь почувствовать, в чем разница между произнесением слогов в положении стоя и лежа. Как распределяется резонаторная вибрация? Какие зоны больше задействованы в положении стоя и лежа?
Упражнение 8. Исходное положение — стоя. Возьмите глубокое дыхание ртом. Выдыхайте через нос с одновременным звуком «ММММ». Выдох должен быть очень быстрым, при этом диафрагму держать не надо, живот и грудь должны «опасть» очень быстро. Звук «ММММ» направляйте в верхние зубы, при этом в губах должно появиться ощущение щекотания.
Упражнение 9. Вдохните глубоко, активно, быстро. Дыхание возьмите одновременно носом и ртом. Гортань — в положении «на зевке». На выдохе потяните звук «ММММ». Так «мыча», опустите голову. Вибрация уйдет в головной резонанс. Прикоснитесь к носу, лбу, макушке головы, чтобы почувствовать эту головную вибрацию. Продолжая «мычать», поднимайте медленно голову, стараясь сохранить вибрацию в головном резонаторе. Для этого направляйте звук в корни верхних зубов. Показатель правильной работы резонатора — когда вибрирует лоб. Добейтесь этого ощущения.
Упражнение 10. Возьмите глубокое дыхание одновременно носом и ртом. На выдохе протяните звук «ММММ». Губы должны быть сомкнуты едва-едва, только чтобы получилось «мычание». Горло широкое, положение гортани — «на зевке». Звук должен хорошо резонировать в груди (чтобы почувствовать грудной резонатор, можно откинуть голову назад, затем вернуться в нормальное положение). Звуковой поток направляйте в верхние зубы. Когда заработают все резонаторы, меняйте звуки. Произносите «ННННН», «ЗЗЗЗЗ», «ВВВВВВ».
Упражнение 11. Возьмите глубокое, активное дыхание ртом. Не забывайте контролировать диафрагму при помощи рук. Как в предыдущем упражнении, потяните звук «ММММ», только закончите его гласной: «ММММА». Сразу же сбросьте дыхание, пусть звук оборвется резко. То же самое повторите с остальными звуками: «ННННА», «ЗЗЗЗА», «ВВВВА». Усложните упражнение: попробуйте произнести звуки по слогам: «МА-МА-МА-МА», «НА-НА-НА-НА», «ЗА-ЗА-ЗА-ЗА», «ВА-ВА-ВА-ВА».
Упражнение 12. Исходное положение: лежа на спине. Выполните какое-нибудь упражнение на расслабление. Ваша задача — полностью расслабиться. Возьмите активное, глубокое дыхание носом. Протяните звук «ММММ», направляя его в голову. Представьте себе, что звук отталкивается от черепной кости и летит обратно, заполняя собой все тело. Почувствуйте вибрацию звука не только в голове и груди, но и во всех частях тела. Представляйте эту вибрацию, старайтесь заполнить ею каждую клетку тела. Ваше тело — один звучащий инструмент. «Мычите» до тех пор, пока это ощущение не станет явным.
Упражнение 13. Для этого упражнения вам понадобится тахта или кушетка без спинки. Поверхность должна быть ровной и не слишком мягкой. Вы должны лечь на спину так, чтобы можно было свесить голову вниз. Немного подышите животом, расслабьтесь. Затем возьмите активное дыхание носом. Протяните звук «ХАМММ». На звуке медленно поднимайте голову. Попытайтесь уловить переход вибрации от одного резонатора к другому. Это упражнение не рекомендуется выполнять больше трех раз за один цикл. В том случае, если почувствуете слабость или головокружение — переведите дух. Чтобы кровь отлила от головы, полежите немного на высокой подушке.
Упражнение 14. Исходное положение — стоя или сидя. Возьмите глубокое дыхание, на выдохе потяните звук «ММММ». Постучите подушечками пальцев по губам, крыльям носа, переносице, лбу, щекам, подбородку, голове. Затем «простучите» кулачками грудную клетку, воротниковую зону, позвоночник (где можете достать), брюшину и пах. Наблюдайте, как изменяется вибрация и характер звука при постукивании по разным частям тела.
Полный свод современных технологий подготовки и проведения публичных выступлений изучается в курсе «Искусство деловой презентации». Овладеть доходчивым, впечатляющим и воздействующим живым словом вы можете изучив курс «Ораторское мастерство и искусство речи» (упражнения для настройки своего голоса вы можете изучить во втором блоке этого курса). Желающим расширить свои познания в этой и смежных областях рекомендуем обучение по индивидуальной программе, с возможностью составления своего учебного плана из десятков психологических и управленческих дисциплин.
Опера и вокал
Сайт для вокалистов
Резонансное пение
Как петь в маску?
Какое главное отличительное свойство оперного певца, бросающееся в глаза? Он громко поет без микрофона, его слышно в огромном театральном зале даже на галерке. В чем секрет? В резонансном пении, в резонаторных полостях, которые есть у каждого человека, но не все умеют ими пользоваться.
В древних залах при реставрации или раскопках часто находят керамические горшочки, замурованные в стены, потолок или под зрительские кресла. Они выполняли роль усилителей звука. Природа дала человеку свои резонаторные полости, которые усиливают звуковую волну, дают голосу полетность. При этом резонаторы делят на верхние головные (верхний отдел гортани, ротовая, носовая полости, придаточные пазухи) и нижние (грудная полость). Самое главное — «попасть в резонаторы» и найти «маску«. Пение в маску вместе с верной опорой дыхания гарантирует вам сохранность вашего голоса, поэтому они так важны. Эти два условия позволяют петь долго не утомляясь.
Маской считается та область лица, на которой обычно носится маскарадная маска. В этой области в процессе пения должно ощущаться что-то вроде жужжания или вибрации. Чтобы почувствовать эту область, достаточно помычать, то есть пропеть звук Ммм, представив при этом, что во рту у вас что-то есть (зубы разомкнуты). Если вы положите руку на нос, то явно почувствуете вибрацию. При этом в горле никаких ощущений быть не должно. Помните, что в вопросе нахождения маски лучший помощник — чуткое ухо педагога.
Для того, чтобы зазвучали все резонаторы процесс пения должен протекать свободно и осуществляться при должной опоре дыхания. Дело в том, что в вокале все тесно связано. Если зажато дыхание или вы его толкаете из себя, то автоматически зажмется и гортань, так как связкам не справится с большим потоком воздуха самостоятельно. Им начинают помогать внешние мышцы и корень языка, который встает дыбом. Из-за напряжения всех этих мышц нарушается естественный резонанс. Какая-то часть полостей может озвучиваться, но не в полной мере, и тембр предстает в искаженном виде. Поэтому прежде всего стоит заняться нахождением опоры, затем расслаблением и нахождением свободы плеч, рук, шеи, челюсти, языка. Вся верхняя часть тела должна быть свободна на всем диапазоне голоса. Тогда резонаторные полости сами ответят в полной мере. Имейте в виду, что специальное вталкивание воздуха в нос или грудь не дадут результатов.
Что касается грудного резонатора, с ним нужно быть осторожнее, особенно легким голосам. Нельзя искусственно растягивать грудное звучание вверх (выше фа первой октавы). Для женских голосов это губительно. Если вы все делаете правильно и поете свободно, то грудь будет отвечать сама на всем диапазоне в той или иной мере. Специально расширять голос, стараться делать его больше и объемнее, чем он есть, опасно, можно потерять верха и сделать тембр глухим.
Таким образом, самое главное — обретение свободы, снятие зажимов и правильная опора дыхания. При соблюдении всех условий резонаторы будут отвечать в полной мере.
Резонаторы голоса
Резонанс – физическое явление, но оно имеет прямое отношение к вокалу. Всем известно, что голос человека является определенными звуковыми колебаниями, а вот как использовать резонаторы голоса – вопрос не из легких.
Немного теории
Школа Artvocal.ru предлагает всем желающим пройти курс обучения и научиться управлять своим голосом. Вокальное искусство подразумевает не только его силу, но и разные способы извлечения звука, именно это – главный показатель профессионализма. Поэтому так важно знать все резонаторы голоса у человека.
Итак, начнем. Воздух, который набирается в момент вдоха в легкие, проходит достаточно длинный путь: сначала он попадает в гортань, затем в бронхи. И вот здесь начинается волшебство! Благодаря мышцам, которые можно напрягать или расслаблять, звук на выдохе приобретает именно тот окрас, который и нужен! Все полости с воздухом и можно назвать резонаторами, так или иначе влияющими на звук.
Пробный урок
4 урока
8 уроков
Верхние и нижние резонаторы голоса
Все наши резонаторы условно разделены на две группы: нижние – они же грудные – расположены ниже голосовых связок, а верхние – соответственно, выше. Нижние резонаторы позволят сделать бархатистыми так называемые грудные звуки, чаще всего они низкие. Высокие тона будут зависеть от второй группы резонаторов, к тому же они могут быть очень разными по звучанию.
Обучение правильному резонированию – интересный этап для начинающего вокалиста. Наши педагоги обладают большим опытом, необходимым для планомерного обучения, а кроме того, с интересом наблюдают за ростом учеников и радуются их успехам. К слову, красивый тембр голоса, которым славятся известные певцы, это результат правильного обращения с резонаторами, и никак иначе!
Резонаторы голоса увеличивают его амплитуду, что сразу же сказывается на исполнении вокальной партии: известно, что в пределах одного произведения громкость может регулироваться от шепота до максимально возможных показателей. Различные техники исполнения благодаря умению правильно резонировать пригодятся как в классическом вокале, так и в современных вокальных жанрах.
Упражнения для верхних резонаторов
Общее правило таких упражнений – добиться ощущения легкой вибрации верхней губы и гортани. Все эти упражнения направлены на исправление слишком глухого звука.
Вокальный аппарат: строение и специфика звукоизвлечения
Красивым голосом восхищаются, приятный тембр – не только дар природы, но и результат занятий по вокалу. Для начинающих вокалистов необходимо овладеть техникой постановки голоса, а для опытных мастеров важно оттачивать собственные голосовые возможности.
В том и другом случае требуется понимание специфики создания звуков, процессов взаимодействия дыхательного и речевого аппарата, изучения механизмов пения. Это даст возможность расширить диапазон вокальных возможностей и усовершенствовать технику извлечения звуков. Рассмотрим, из чего же состоит вокальный аппарат.
В нашей школе работают опытные специалисты, которые помогут добиться больших успехов в овладении вокальным мастерством даже тем, кто безуспешно пытался «запеть» на протяжении многих лет. Для наших преподавателей нет недосягаемых высот, и ученики начинают свои первые шаги с изучения анатомии голосового аппарата.
Голосовой аппарат: специфика работы при звукоизвлечении
Нижняя челюсть, губы, язык и зубы активно участвуют в процессе формирования звуков. В зависимости от специфики строения этих органов или имеющихся дефектов может возникнуть такой эффект, как шепелявость или, к примеру, картавость. В процессе занятий вокальным мастерством развивают:
В зависимости от длины и толщины эластичных мышц формируется низкий или высокий звуковой регистр (мужские и женские голоса). Обладатели низких басов имеют толщину связочных мышц (не более 5 мм), а для высокого сопрано характерны иные параметры (около 2 мм). Перламутровый цвет – признак здоровья связок, которые краснеют при воспалении. При большом напряжении на этот орган могут возникнуть проблемы со звукоизвлечением: голос становится сиплым или хриплым, требуется медицинское вмешательство.
С чего начинается процесс пения?
Полость носа и глотка (носоглотка) влияют на процесс звукообразования. С помощью трахеи, бронхов и легких звуки формируются посредством движения воздушных потоков и извлекаются в зависимости от степени развитости вокального аппарата. Именно поэтому профессиональные вокалисты воздействуют на аудиторию с помощью силы голоса, его тембра и чистоты.
Грамотно используя возможности легких, можно существенно повысить свое вокальное мастерство. На практических занятиях преподаватели учат, как работать с диафрагмой, чтобы звукоизвлечение происходило свободно, без усилий.
Трахея и бронхи также участвуют в процессе образования звуков в голосовом аппарате. Бронхиальное дерево представлено стволом-трахеей, ответвлениями-бронхами и гортанью. Такая система нуждается в надежной защите, поэтому вокалисты предпочитают не находиться на холоде длительное время и не употреблять холодной пищи.
Если происходит воспаление в этой зоне, последствия могут быть самые непредсказуемые (временная потеря голоса или изменение тембра). Таких ситуаций лучше избегать, поскольку они могут отразиться на дальнейшей карьере исполнителя.
Голосовые резонаторы: органы усиления силы звука
Резонатор способствует наращиванию интенсивности звуковой волны. Этот орган создает определенный тембр голоса и окраску. Верхние резонаторы (головные) формируют звук, а нижние (грудные) позволяют правильно его транслировать. Прорыв воздуха провоцирует колебание связок – появляется звук. Такая звуковая атака звука (твердая, мягкая, придыхательная) обеспечивают выработку тактики использования ресурсных возможностей звукоизвлечения:
Используя различные тактики, можно добиться эффектного звучания, передачи самых тонких интонаций. Регулярные занятия вокалом позволят повысить вокальное мастерство и создать собственную манеру исполнения.