Ромашов с нежностью поглядел на нее. «Как это странно, что у нас одни и те же мысли», – сказал он тихо (А. Куприн, Поединок).
Если б он умел или мог быть внимательнее, то он еще четверть часа назад мог бы заметить, что Аглая изредка и тоже как бы с беспокойством мельком оглядывается, тоже точно ищет чего-то кругом себя. Теперь, когда беспокойство его стало сильно заметно, возросло волнение и беспокойство Аглаи, и лишь только он оглядывался назад, почти тотчас же оглядывалась и она. Разрешение тревоги скоро последовало (Ф. Достоевский, Идиот).
Анна улыбалась, и улыбка передавалась ему. Она задумывалась, и он становился серьезен (Л. Толстой, Анна Каренина).
* * * (лат. resonans – дающий отзвук) – 1. симпатическая вибрация в теле, возникшая в ответ на внешнюю вибрацию. Данное физическое явление имеет прямое отношение к развитию вибрационной болезни; 2. метафорически – свойство ситуации, когда два человека или более находятся в согласии относительно её эмоциональных аспектов.
Полезное
Смотреть что такое «Резонанс» в других словарях:
РЕЗОНАНС — (франц. resonance, от лат. resono звучу в ответ, откликаюсь), относительно большой селективный (избирательный) отклик колебательной системы (осциллятора) на периодич. воздействие с частотой, близкой к частоте её собств. колебаний. При Р.… … Физическая энциклопедия
РЕЗОНАНС — (фр., от лат. resonare раздаваться). В акустике: условия полного распространения звука. Доска, служащая для усиления звучности струн в музыкальных инструментах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка
Резонанс — Резонанс: а резонансные кривые линейных осцилляторов при различной добротности Q(Q3>Q2>Q1), x интенсивность колебаний; б зависимость фазы от частоты при резонансе. РЕЗОНАНС (французское resonance, от латинского resono откликаюсь), резкое… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
РЕЗОНАНС — РЕЗОНАНС, резонанса, мн. нет, муж. (от лат. resonans дающий отзвук). 1. Ответное звучание одного из двух тел, настроенных в унисон (физ.). 2. Способность увеличивать силу и длительность звука, свойственная помещениям, внутренняя поверхность… … Толковый словарь Ушакова
резонанс — отзвук, резонон, мезомерия, отклик, адрон, частица, отголосок Словарь русских синонимов. резонанс см. отклик Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2 … Словарь синонимов
РЕЗОНАНС — РЕЗОНАНС, резкое увеличение амплитуды колебаний механической или акустической системы, в случае вынужденных колебаний, вызванных внешним источником. Это явление возникает, когда ЧАСТОТА приложенной силы равна собственной частоте колебаний системы … Научно-технический энциклопедический словарь
РЕЗОНАНС — (франц. resonance от лат. resono откликаюсь), резкое возрастание амплитуды установившихся вынужденных колебаний при приближении частоты внешнего гармонического воздействия к частоте одного из собственных колебаний системы … Большой Энциклопедический словарь
РЕЗОНАНС — РЕЗОНАНС, а, муж. 1. Возбуждение колебаний одного тела колебаниями другого той же частоты, а также ответное звучание одного из двух тел, настроенных в унисон (спец.). 2. Способность усиливать звук, свойственная резонаторам или помещениям, стены к … Толковый словарь Ожегова
РЕЗОНАНС — муж., франц. зык, гул, рай, отзвук, отгул, гул, отдача, наголосок; звучность голоса, по местности, по размерам комнаты; звучность, звонкость музыкального орудия, по устройству его. | В рояле, фортепиано, гуслях: дек, палуба, ·стар. полочка, доска … Толковый словарь Даля
РЕЗОНАНС — (от лат. resonare – повторять) колебания одного из колеблющихся тел, «настроенных» на определенное число колебаний (все тела более или менее способны производить их), которые взаимодействуют с колебаниями, производимыми др. телом, колеблющимся с… … Философская энциклопедия
РЕЗОНАНС — 1. В общем механическом смысле отклик тела, способного колебаться с определенным периодом (т. наз. собственным периодом колебаний), на дошедшие до него колебания того же периода. Явления Р. выражаются обычно в значительном увеличении амплитуды… … Морской словарь
Итак, про резонанс я услышал впервые в школе на уроке физики. Нам рассказывали, что в Санкт-Петербурге в 1905 году обрушился Египетский мост, когда по нему проходил эскадрон гвардейской кавалерии. И мост рухнул на лёд Фонтанки. А в 1940 — разрушился Такомский мост в США.
Нам объяснили, что при совпадении собственной частоты колебаний системы (моста) и частоты внешних колебаний (ударов ног солдат) происходит увеличение амплитуды колебаний системы – это и есть резонанс.
То есть, ходьба строевым шагом может создать частоту колебаний близкую к собственной частоте колебаний моста, тогда он может разрушиться. Чтобы предотвратить такие повреждения существует правило, заставляющее строй солдат сбивать шаг при прохождении мостов.
Второй эксперимент в физике был такой: на бокал воздействовали звуком определённой частоты, который входил в резонанс с собственной частоты бокала и в итоге бокал разрывался.
При резонансе амплитуда собственных колебаний увеличивается, что приводит к разрушению любого объекта пример: если громко крикнуть в очень тонкий стакан и когда частота вашего звукового колебания совпадет с собственной частотой стакана, амплитуда колебаний резко возрастет и стакан разрушится!
Увеличение амплитуды — это лишь следствие резонанса, а причина — совпадение внешней (возбуждающей) частоты с некоторой другой частотой.
В результате резонанса при некоторой частоте вынуждающей силы колебательная система оказывается особенно отзывчивой на действие этой силы. При помощи резонанса можно усилить даже весьма слабые периодические колебания.
Пример: Как сглазить человека и навести на него порчу! Для начала нужно вывести человека из обычного состояния. Его состояние должно быть эмоционально неустойчивым, чтобы откликаться на внешние возбуждающие системы.
И в момент эмоционального упадка, человек особенно восприимчив к внушению и его психику легко перевести на негативную частоту вибраций. Это как настроить приёмник на волну, где будет постоянно играть траурная музыка.
Но резонанс – это совпадение и усиление внутренней частоты с внешним источником. Поэтому нужно человека зациклить на его негативных переживаниях, а потом их просто усилить, чтобы произошло разрушение системы.
Поэтому сглаз и порча реально существуют! Наш мозг вырабатывает электромагнитные волны определённой частоты и порча и сглаз это не более чем зацикливание психики на определённой частоте вибраций!
Ведь согласитесь, эмоциональное состояние счастливого человека отличается от состояния человека убитого горем. А это означает, что их мозг излучает разные колебания электромагнитных волн! И эти волны соответственно входят в резонанс с такой же системой.
Вот поэтому бедные – беднеют, а богатые богатеют. Они притягивают к себе то, что соответствует их собственной частоте колебаний психики!
Оптимально для вхождения в резонанс с другим человеком, рекомендуется выпить спиртного! Тогда вы будете на одной волне с ним и особо подвержены чужому влиянию и более восприимчивы. Вам его речи покажутся особо созвучны с вашими убеждениями. Но внимание! Всегда подумайте с кем употреблять спиртное! Ведь во время резонанса человек может «слить» Вам свою негативную энергию. Тем самым перевести Вашу психику на негативную частоту вибраций.
В нашей культуре принято, что лучший психолог это подружка. Взяли бутылочку вина, выпили, вошли в резонанс, вам «слили» нагатив, а потом вы думаете: странно, а почему после наших душевных встреч у меня всё не ладится?!
Возьмите 5 своих друзей, сложите их зарплату и разделите на 5. И вы в среднем получите ваш доход! Вот поэтому думайте, с кем общаетесь и на какой дистанции!
Термин эмоциональный резонанс был введён после научного эксперимента проведённого в институте Анохина. Двух крыс — родственников (мать и сына) разместили в лабораториях разных корпусов института. Подопытные животные не могли ни видеть, ни слышать, ни осязать друг друга. Когда крысе — сыну причиняли боль электрическим током, то у крысы-матери, находящейся в другом помещении, начиналось усиленное сердцебиение.
Это доказывает, то связь происходит на уровне электромагнитных волн. И человек, который давно уже не общается с другим человеком (безответная любовь) может до сих пор от него завесить.
Точно так же и здоровье матери, как физическое, так и психическое влияет на успешность её сына. С возрастом мужчины, мать ребёнку заменяет любящая его жена. Вот почему говорят, что за каждым успешным мужчиной стоит любящая его женщина. То есть, женщина своей верой в своего избранника усиливает его резонанс, придаёт ему уверенности, мотивирует и вдохновляет.
В основном женщины поддерживают успешных мужчин и с радостью с ними резонируют! Они просто усиливают его резонанс. И точно так же наоборот, если что-то не идёт, то лучше ей об этом и не знать. Вместо вдохновения можно получить угнетение, хотя конечно бывают исключения из правил.
Мать ребёнка точно не предаст! Это зависит от того в какой роли находится женщина по отношению к мужчине, матери или ребёнка. Когда женщина любит, — она отдаёт свою созидательную энергию. И если мужчина не глуп, он сможет её материализовать в полезные в быту вещи! А когда женщина пользуется мужчиной, то он так же заметит это во внешних проявлениях качества жизни и по своему самочувствию! Всё пойдёт на спад!
Любое взаимодействие людей происходит в сторону резонанса или в сторону диссонанса. Во время общения вы или чувствуете прилив сил (амплитуда ваших колебаний возрастает) или ваши волны гасятся, и вы чувствуете упадок сил.
Точно так же и с психикой человека. Когда нет разлада между душой и умом, то вы в резонансе. То есть в гармонии. А у невротика душа и разум конфликтуют – поэтому его психика находиться в диссонансе. И сами понимаете, какое качество жизни его ожидает.
Задача психолога перевести психику человека на позитивную частоту вибраций. Настроить струны души человека, чтобы они звучали в унисон. Бахтин называл это «Полифоничность сознания». Даже хороший музыкант не сыграет музыку на расстроенном инструменте. Только тогда, когда ваша психика полифонична, все инструменты, как в оркестре дополняют друг друга, ваша жизнь будет как песня!
И тогда вы являетесь камертоном, и все другие будут подстраиваться под вас, тем самым увеличивая ваш собственный резонанс! Это и есть эмоциональное лидерство!
Также одна из задач психолога – изменить отношение клиента к проблеме! Поскольку не мысли материальны, а человек реализует своё отношение к ситуации. То есть, какое значение человек придаёт данной ситуации, такова будет и его дальнейшая реакция.
Существует два варианта: Вы или входите в чужой резонанс или навязываете свой. Можно конечно и войти в чужой, если он более благоприятный. К примеру: Женщина умнее и более успешна, чем мужчина. Но поскольку в основном женщины ориентированы на мужчин, которые их превосходят, то тогда придётся самому задавать тон.
«Эмоциональный резонанс – это эмоциональное возбуждение, вызванное сигналами эмоционального возбуждения другой особи. В случае отрицательной реакции «жертвы», «наблюдатель» тоже испытывает отрицательные эмоции, и стремиться прервать с ним связь. Поэтому излучайте только позитивные эмоции!
Если ты с чем-то борешься, ты только усиливаешь действие этого воздействия. Выплывать из водоворота нужно по течению! Нравится жаловаться? Пожалуйста, но помните, вы тем самым переводите свою психику на другую частоту электромагнитного поля! Но подумайте, нужно ли это Вам?!
Последний пример: принцип режиссёра Тарантино! Если Вы хотите чего-то достичь в определённой профессиональной сфере, то нужно войти в эту систему и без разницы кем! Тарантино начинал с того, что продавал билеты в кино.
Хотите стать депутатом, идите в помощники депутата. Мой знакомый хотел иметь свой ресторан, для этого он пошёл работать барменом. Через год он познакомился на работе с обеспеченной девушкой и теперь имеет свой ночной клуб. Главное вклиниться в систему, войти с ней в резонанс и чётко понимать чего ты хочешь!
Использование резонансного подхода в консультировании и психотерапии
Петрушин С.В. (Казань)
Петрушин Сергей Владимирович
– доктор психологических наук, Институт психологии и педагогики Казанского федерального университета.
Аннотация. В статье обосновывается новый оригинальный подход в психологическом консультировании. Он является интегративным и включает в себя элементы методов практической психологии и психотерапии. Спецификой данного подхода является построение особых отношений в процессе консультирования между психологом и клиентом, которые называются резонансными. Акцент в его описании делается на использовании эмоционально-чувственной сферы консультанта как основного «инструмента» диагностики и помощи. В результате такого подхода значительно повышается точность и скорость консультирования, а также снижаются энергетические затраты консультанта.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Создание отечественных моделей психологической помощи и психотерапии является важной задачей дальнейшего развития этого направления в России. На сегодня в практике психологической и работы используются в основном зарубежные модели, такие как психоанализ, гештальт-терапия, НЛП и т.п. В большинстве своем это эффективные методы помощи в лечении и коррекции личности, но все-таки они не всегда учитывают особенности российского менталитета. Общее для них заключается в том, что помощь человеку рассматривается во многом как интеллектуальная работа, где объектом такой работы является другой человек. Специфика российского подхода, в отличии от европейских методов заключается в усилении душевной работы самого психолога, в раскрытия в процессе психотерапии духовной составляющей общения между людьми. Наличие именно сердечно-душевного контакта является важным отличием и большим ресурсом в практике становления российской психотерапии и практической психологии.
Нами предлагается интегративная модель психологической помощи, которую мы обозначили как «резонансное консультирование (р-консультирование)». В чем же его новизна?
Во время процесса общения психолога и клиента происходит много самых различных событий. Поэтому ситуацию психологического консультирования можно представить многомерным информационным полем. Находясь в нем, консультант должен четко знать, на что обращать внимание, а что может быть второстепенным и не относящимся к проблеме. Центры его внимания — доминанты восприятия — могут быть совершенно различными. В зависимости от того, на что именно консультант настроен обращать внимание, центрироваться, выявляется и его собственная позиция в процессе консультирования. Можно выделить следующие центрации в качестве основных, которые важны при решении психологической проблемы.
В первом случае главным объектом внимания психолога является клиент. Консультант слушает то, о чем он говорит, наблюдает за его поведением, анализирует и интерпретирует излагаемую информацию (рис. 1).
Рис. 1. Схема первой позиции: объект внимания — клиент (клиент-центрированный подход).
В таком случае консультация представляет собой интеллектуально-творческую деятельность, где психолог сам или совместно с клиентом находит решение его загадки. Еще З. Фрейд писал, что любой клиент бессознательно уже знает решение своей проблемы. Поэтому задача психолога заключается в том, чтобы помочь ему осознать свое знание. Здесь есть определенное сходство с научной работой — выбирается проблема, выдвигаются гипотезы по ее решению, которые затем проверяются. Интерпретация предлагается по мере готовности клиента, либо он подталкивается к самостоятельным выводам.
Во втором случае зона моего внимания увеличивается — помимо клиента, я начинаю учитывать характер наших актуальных взаимоотношений, его отношение ко мне как психологу. Данный подход строится на предпосылке, что человеческие проблемы в большей степени являются сложностями взаимоотношений, что они вскроются во время нашей психологической работы (рис. 2).
Рис. 2. Схема второй позиции: объект внимания — взаимоотношения психолога и клиента (центрация на отношениях).
Специфика возникающих отношений между психологом и клиентом является отражением актуальных проблем клиента с окружающими. Внутренний конфликт, в котором «застрял» человек, обязательно будет воспроизводиться во внешних отношениях с консультантом. Например, если в своей жизни клиент требователен и высокомерен, то эти черты проявятся и во взаимоотношениях с психологом во время их консультативной беседы. По мнению многих авторов (К. Роджерс [4]; Г. Алпорт [8]; И. Ялом [7]; Мясищев В.Н. [2] и др.), именно отношения являются краеугольным камнем в психотерапии и консультировании, они есть цель и средство психологической помощи.
Наблюдая и анализируя возникающие взаимоотношения, психолог может помочь клиенту обнаружить характер его конфликтных взаимоотношений, которые тот может не осознавать. Например, клиент приходит за помощью по поводу своих взаимоотношений с женой, но все попытки психолога помочь им отвергаются и обесцениваются. Психолог может обратить внимание на эту противоречивость поведения человека. Затем можно более внимательно рассмотреть возникающие взаимоотношения и обнаружить, что клиент пытается «победить» психолога (хотя на тот момент клиент этого, конечно, не осознавал). Таким образом, его истинная проблема не та, о которой он сообщил, а иная, что заключается в его нереализованном желании самоутверждения.
Помимо перечисленных центраций, можно сделать еще один акцент внимания, который как раз лег в основу предлагаемого метода резонансного консультирования. Третий элемент консультативной ситуации часто остается «за кадром» восприятия психолога. Тем не менее он является весьма важным для успешной психологической работы. Этот элемент — сам психолог-консультант. То есть ситуация консультации — это не только мой клиент, не только наши с ним взаимоотношения, но в такой процесс входит и моя собственная личность.
На мой взгляд, данный ресурс консультирования не до конца еще использован в психотерапии. Не только с клиентом, но и психологом тоже происходят разные изменения: в теле возникают самые различные ощущения, сменяются эмоциональные состояния, в голове проносятся различные мысли и ассоциации. Нередко эти состояния имеют негативные характеристики — страх перед клиентом, скованность, излишнее волнение. Иногда эти внутренние процессы бывают очень яркими и даже отвлекают внимание от того, что говорит клиент. Как к этому относиться? Выводить эти эмоции и чувства за скобки нашего общения или можно как-то использовать «для пользы дела»?
Мои многолетние наблюдения в роли консультанта укрепили меня в мысли, что происходящее с психологом в процессе консультирования далеко не случайно, а может иметь непосредственное отношение к проблеме клиента. Получается, что поиск решения проблемы можно искать не только в нем или наших взаимоотношениях, но и …в самом консультанте! Бессознательное клиента знает все, но и мое бессознательное тоже знает решение его проблемы. Оказывается, что «просто» наблюдая за собой во время консультации, можно также получить очень важную информацию о клиенте. Поэтому в подражание К. Роджерсу я иногда называю резонансный подход «консультант-центрированной терапией».
Основное отличие предлагаемого метода «Р-консультирование» заключается в том, что психолог выступает не в отстраненной исследовательской позиции (как, например, в психоанализе), не в диалоге двух отдельных личностей со своим богатым внутренним миром — психолога и клиента (гуманистический подход), а становится «частью» личности клиента. Для этого психолог намеренно подвергается влиянию клиента и при этом наблюдает, что с ним «делает» клиент (рис. 3).
Рис. 3. Схема третьей позиция: объект внимания — психолог в резонансе с клиентом (консультант-центрированный подход).
Таким образом, специфика Р-консультирования заключается в создании особых, основанных на резонансе, отношений между психологом и клиентом (резонансные отношения). Данный подход позволяет Р-консультанту снизить дистанцию и психологические границы в паре. Тогда возможно действительное взаимодействие, взаимопонимание, взаимоотношения. Возможно, именно о таком общении писал К.Г. Юнг: «Встреча двух личностей подобна контакту двух химических субстанций – если они войдут в резонанс друг с другом — обе трансформируются».
Обобщая все вышесказанное, можно отметить, что в идеале на каждом этапе консультирования психологу желательно включать в свое внимание все возможные центрации: то есть видеть клиента; видеть себя; видеть, что он делает с вами; видеть, что вы делаете с ним; видеть, какие у вас возникают взаимоотношения.
Изначально понятие «резонанс» является техническим термином и используется обычно в физике. Но идея резонанса может быть приложена и к человеческому общению. В принципе, у человека может быть резонанс не только с другим человеком, но и с группой, городом, временем, природой, музыкой и многим другим. При этом происходит как бы снятие психологических границ между человеком и другими субъектами. Входя в резонансные отношения, два человека становятся единой системой, возникает новая целостность.
Резонансный подход отличается как от слияния, так и от эмпатии. Прежде всего, он строиться на диалоге душевных состояний психолога и другого человека. В результате этого возникает целостное пространство, которое объединяет психолога и клиента. При грамотном слушании этого пространства можно найти ответы на все вопросы. В резонансе возможно, отражая скрытое, бессознательное другого человека, создавать целое, объединяющее пространство для совместной психологической работы.
В основе предлагаемого метода резонансного консультирование лежит не отстройка от состояния другого человека, как например, в психоанализе борьба с контр-переносом. Наоборот, происходит перестройка отношений в диаде «психолог-клиент» в единую «гиперличность». С помощью специальных техник осуществляется неотождествленное слияния субъективных реальностей психолога и клиента. Если психотерапевтическое взаимодействие рассматривать как некую целостность, то в этом случае логично предположить, что другого человека в этой «гиперличности» можно рассматривать фигурой (то есть сознательной частью психики), а психотерапевт — фоном (то есть отражением бессознательного клиента).
Например, общение с депрессивным человеком может вызвать раздражение и злость у психотерапевта. Чтобы лишнего не травмировать, психотерапевт будет скрывать эту агрессию. С точки зрения р-консультирования, то, что происходит с психотерапевтом во время консультации и есть отражение проблемы клиента: психотерапевт пытается подавлять злость, но это и есть суть депрессии. Поэтому психотерапевт должен отнестись «по-рабочему» к своему эмоциональному состоянию. Если он сможет разотождествиться и осознать свое состояние не только как свое, но и как фоновое клиента, он сразу выйдет на решение проблемы, через помощь в обучении клиента культурным формам проявления злости по отношению к своим обидчикам.
Следует отметить, что элементы резонансного подхода можно обнаружить в различных психотерапевтических методах. Например, он очень близко соприкасается с современными тенденциями в психоанализе, в частности с интерсубъектным подходом Х. Когута [5]. В нейро-лингвистическое программирование хорошо проработана идея, что для полноценного контакта необходима предварительная подстройка общающихся друг к другу. Б. Хеллингер, разрабатывая метод семейных системных расстановок писал о феномене «замещения», многократно им обнаруженном, легшем в основу метода семейных системных расстановок. В одной из последних работ Б. Хеллингер использовал термин «созвучие» как наиболее важный компонент в своей работы [6]. Даже в бизнес-психологии уже появляются работы, связанные с резонансным подходом в управлении («резонансное лидерство», Р. Бояцис) [1].
Проблема заключается в том, что даже те авторы, которые отмечали феномен «резонанса», крайне скупо писали о том, как этому можно научиться. Помимо концепции, нами разработана специальная подготовка психолога способам построения резонансных общения. Именно такая спецподготовка делает качественным отличие специалиста-консультанта от «обычного» человека. Эта подготовка включает в себя овладение, наряду с психотерапевтическими средствами (формирование и анализ переноса и сопротивления, способность к де-идентификации с профессиональной ролью и созданию нулевой Я-концепции, быть «здесь и теперь», уход из «средней зоны») и специальными методикам построения глубинного общения. В настоящее время нами найдены создана специальная методика, которая позволяют значительно развить и расширить диапазон восприятия душевного состояния человека, включив в них тонкие подпороговые излучения. Более подробно о ней будет сказано в следующем материале.
Всем, кого заинтересовал метод резонансного консультирования, предлагаю продолжение общения. Буду признателен, если кому-то захочется поделиться со мной своими мыслями, разработками, идеями. Пишите на сайт: www.petrushin.ru.
1. Бояцис Р. Резонансное лидерство: Самосовершенствование и построение плодотворных взаимоотношений с людьми на основе активного сознания, оптимизма эмпатии. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
2. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии // Психология отношений. – Москва–Воронеж, 1995.
4. Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. – М.: ЗАО «ЭКСМО-Пресс», 1999.
5. Столороу Р., Брандшафт Б., Атвуд Дж. Клинический психоанализ. Интерсубъективный подход. – М.: Когито-Центр, 1999.
6. Хеллингер Б. Порядки помощи. – М.: Институт консультирования и системных решений, 2006.
7. Ялом И. Дар психотерапии. – М.: Эксмо, 2005.
8. Alport G.W. Personality: A Psychological Interpretation. – N.Y.: Henry Holt & Co, 1937.
Ссылка для цитирования
Петрушин С.В. Использование резонансного подхода в консультировании и психотерапии [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2013. – N 1 (18). – URL: http://medpsy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка» (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.