что такое резервная емкость аккумулятора

Резервная емкость батареи

что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть фото что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть картинку что такое резервная емкость аккумулятора. Картинка про что такое резервная емкость аккумулятора. Фото что такое резервная емкость аккумулятора

что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть фото что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть картинку что такое резервная емкость аккумулятора. Картинка про что такое резервная емкость аккумулятора. Фото что такое резервная емкость аккумулятора

Наиболее важными показателями автомобильного аккумулятора для автовладельца являются, конечно же, его емкость и ток холодной прокрутки. Ведь именно эти свойства АКБ используются постоянно и каждый день. Однако существует характеристика батареи, показатель которой очень часто даже не указан на ее красивой этикетке. Однако именно он однажды сможет спасти вам жизнь — не меньше.

Речь, конечно же, идет о резервной емкости батареи (RC, reserve capacity — на английском). Сухим языком определений резервная емкость расшифровывается как время в минутах, за которое полностью заряженная батарея разрядится до напряжения 10,5 В при токе разрядки 25 А и температуре 25 °С. А фактически эта величина означает время, в течение которого машина будет ехать при вышедшем из строя генераторе, используя для питания электроприборов только аккумуляторную батарею. Под электроприборами подразумевается необходимый минимально запас — топливная аппаратура, система зажигания, фары. 25 А — это именно тот ток, который эти системы потребляют на среднем легковом автомобиле с бензиновым двигателем.

Когда речь идет о вашем конкретном автомобиле, от этого «усреднения», естественно, необходимо уходить. Понятно, что дизель в среднем будет потреблять меньше тока — нет системы зажигания, а значит, дизельный автомобиль при прочих равных проедет без генератора гораздо дольше бензинового. Далее следует учитывать оснащенность машины: системы стабилизации, электронные помощники, автоматический климат-контроль — все это потребляет, хоть и невеликий, но ток. А стало быть, современная машина гораздо больше зависит от электроэнергии. Время года также вносит свои коррективы — зимой на одном аккумуляторе далеко не уедешь.

Таким образом, формальное значение резервной емкости, приведенное в документации к АКБ, на практике может означать разное время работы машины на одном только аккумуляторе. Кроме того, необходимо помнить, что паспортное значение резервной емкости дано для нового полностью заряженного аккумулятора. «Подсаженная» АКБ значительно теряет в резерве.

От чего технически зависит резервная емкость, помимо потребления? Конечно же от основной емкости батареи. При равном токе разряда 25 А батарея емкостью 100 А·ч проработает почти в два раза дольше, чем 55 А·ч. Это еще один аргумент в пользу установки максимально емких батарей на ваш автомобиль. Также при учете резервной емкости важна конструкция батареи: способность выдерживать глубокий разряд увеличивает резервную емкость. Именно поэтому современные кальциевые батареи обладают, как правило, большей резервной емкостью, чем традиционные.

Как мы уже сказали, о резервной емкости вспоминают крайне редко — только в случае отказа генератора. Но если вы находитесь за городом и, не дай бог, зимой на трассе, именно большая резервная емкость автомобильного аккумулятора способна обеспечить вам возвращение к цивилизации своим ходом — то есть в некоторых случаях буквально спасти жизнь!

Источник

Аккумулятор, особенности выбора, ч. 3

что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть фото что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть картинку что такое резервная емкость аккумулятора. Картинка про что такое резервная емкость аккумулятора. Фото что такое резервная емкость аккумулятора

Итак, прежде чем идти и покупать аккамулятор, необходимо определиться с параметрами, которым он должен соответствовать, чтобы нормально функционировать в сочетании с другим электрооборудованием автомобиля.

Основными параметрами считаются следующие:
электрическая (номинальная) емкость, А•ч;
значение пускового тока (тока стартерного разряда при регламентированном напряжении на полюсных выводах в режиме пуска двигателя автомобиля), А;
размеры корпуса АКБ;
масса АКБ.

Электрическая емкость характеризует количество электричества, которое способна отдать АКБ при длительном режиме разряда или способность аккумулятора давать определенный ток в течение определенного времени.

Так, емкость 60 ампер-час означает, что аккумулятор может давать ток в 1 ампер в течение 60 часов (или в 2 ампера в течение 30 часов и т.д.).

Электрическая емкость батареи определяется либо при 20-часовом разряде, либо в режиме резервной емкости.
Грубо говоря, емкость – это сколько электричества «умещается» в аккумуляторе. Причем размеры (длина-ширина-высота) здесь не так важны, как особенности конструкции и, следовательно, внутренние возможности накапливать энергию.

Вообще-то, то, что пишут на этикетках европейских и отечественных АКБ – есть номинальная электрическая емкость, то есть емкость 20-часового разряда батареи. Именно она регламентируется в большинстве нормативных документов производителей (в Росии – это соответствие ГОСТу 959-91).

Для определения номинальной емкости батарею непрерывно разряжают при температуре 25°C током, равным 0,05 C20 (имеется в виду, 0,05 А от величины номинальной емкости, указанной производителем при 20-часовом режиме разряда). Получается, что для АКБ емкостью 60 А•ч ток разряда составляет 3 А, а для АКБ, емкостью 90 А•ч – 4,5 А. При определении номинальной емкости разряд прекращается, если 12-вольтовая батарея через положенные 20 часов стала длительно выдавать ток с напряжением 10,5 В.

На аккумуляторах американского производства зачастую можно прочитать такую характеристику, как резервная емкость. Между прочим, в Америке это более почитаемый параметр, чем номинальная емкость. Он показывает интервал времени (в минутах), в течение которого аккумулятор способен давать ток 25 А (т.е. в течение какого времени он сможет подменять собой вышедший из строя генератор).

Или же – это запас емкости аккумулятора, измеренный в минутах при разряде током в 25 А для батарей любой емкости при температуре 27°C. К примеру, для АКБ номинальной емкостью 55 А•ч резервная емкость может составлять 85-90 минут. Это значит, что при выходе из строя генератора, автомобиль сможет двигаться еще примерно 1,5 часа за счет энергии АКБ.

Причем, резервная емкость — время (в минутах), в течение которого аккумулятор при токе разрядки в 25 А способен поддерживать напряжение не ниже 10,5 вольт.
По американским понятиям резервная мощность – наиболее важное значение, так как показывает время, за которое можно проехать ночью при минимальной электрической нагрузке автомобиля при неработающем аккумуляторе.

Почему стоит ограничение в 10,5В, думаю, понятно: такое напряжение еще позволяет уверенно пускать двигатель стартером.

Что касается установленного времени, то когда-то был стандарт – 2 часа (считалось, что это необходимое время, чтобы среднестатистический американец смог добраться до ближайшего сервиса). Со временем число сервисов увеличилось настолько, что смысл в 2-часовом ограничении отпал, но остался непреложный принцип: чем больше, тем лучше.

Пусковая мощность — величина максимальной выходной мощности, которую аккумулятор может выдавать в течение 30 секунд при температуре минус 18 градусов С. Этот показатель характеризует способность аккумулятора запускать холодный двигатель.

Но дело в том, что производитель может подгонять данный параметр под разные стандарты.
Так, российские ТУ и германский DIN – имеют более жесткую спецификацию. Она называется: стартерный режим разряда (короткий разряд).
Согласно ее при температуре электролита –18°С (холодный пуск), и при токе разряда 255 А напряжение на клеммах через 30 секунд после начала испытаний не должно быть менее 9В. Причем, при дальнейшем разряде батареи напряжение имеет право снизиться до 6 В не ранее чем через 150 секунд. Именно такая проверка энергетики гарантирует, что выдержавший ее аккумулятор обеспечит нам не менее трех-пяти полноценных попыток пуска двигателя.

Кстати, пуск – это 10 секунд работы плюс 30 секунд передышки.

Почему за отправную точку взята температура минус 18°С? Да просто в соответствии с товарными маслами за зимнюю температуру пуска бензинового двигателя принимается −20° С, а для дизельных двигателей — до −15-17°C. А посему выходит, что «средняя температура по больнице» равна примерно –18°С. При более низких температурах для дизелей уже предполагается применение средств облегчения пуска (аэрозоль, подогрев топлива, масла, воздуха и т.д.). Подобные же средства облегчения в зимних условиях могут применяться и для пуска бензиновых двигателей.

Другой, более мягкий стандарт – по SAE (США) или EN (Стандарт Евросоюза). Он называется: ток холодной прокрутки.
Специалисты, разрабатывающие этот стандарт, считают, что максимальная нагрузка на аккумулятор приходится именно в первые секунды пуска двигателя, а потом ему становится гораздо легче. Поэтому согласно данной спецификации на холодный запуск требуется нагрузка выше, чем по ТУ и DIN – около 440А. Но уже через 10 секунд такой нагрузки напряжение на клеммах не должно «просесть» ниже 7,5В, а через 30 секунд – ниже 7,2В (в предыдущих было – 9В).
Требование то же – аккумулятор в мороз должен выдержать не менее 3-х пусков (по 10 секунд работы с 30-секундными паузами).

В общем, мощность аккумулятора, характеризуемая временем стартерного разряда, показывает, как долго она сможет обеспечивать попытки запуска двигателя. Поэтому понятно, что чем больше емкость АКБ, тем больше в запасе у автовладельца попыток запустить двигатель. Но здесь есть и свои подводные камни.

Источник

Большой тест 6 автомобильных аккумуляторов иностранных брендов 2021. Часть 2: резервная ёмкость

что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть фото что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть картинку что такое резервная емкость аккумулятора. Картинка про что такое резервная емкость аккумулятора. Фото что такое резервная емкость аккумулятора

Привет, Хабр! Что означает надпись 100 min на стартерной аккумуляторной батарее (АКБ)? Минимум 100 ампер реального пускового тока, 100 дней срока службы, или, может быть, 100 мин в значении неприятных скрытых особенностей, которые проявятся в процессе эксплуатации?

К счастью, это число означает всё-таки резервную ёмкость, — время, в течение которого аккумулятор сможет питать бортовую сеть при отказе генератора, тем самым, позволит куда-то доехать, вместо того, чтобы встать и ждать эвакуатора. Для практики эксплуатации автомобиля этот параметр гораздо более значим, чем ёмкость 20-часового разряда тремя амперами, которых не хватит ни на зажигание, ни на световые приборы, особенно необходимые для безопасности ночью и при слабой видимости. Но насколько заявленные 100 минут соответствует действительности? — Проверим на опыте!

Испытания шести кальциевых АКБ в корпусе L2: Topla Energy, Banner Power Bull, Ista 7 series, Mutlu SFB, Exide Excell и Varta Стандарт продолжаются.

В первой части теста мы исследовали ёмкость 20-часового разряда по ГОСТ, в итоге получили такую таблицу.

что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть фото что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть картинку что такое резервная емкость аккумулятора. Картинка про что такое резервная емкость аккумулятора. Фото что такое резервная емкость аккумулятора

Также важнейшей характеристикой стартерного аккумулятора является, конечно же, ток холодной прокрутки — ТХП, который в России нормируется по международному стандарту EN.

что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть фото что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть картинку что такое резервная емкость аккумулятора. Картинка про что такое резервная емкость аккумулятора. Фото что такое резервная емкость аккумулятора

После первого видео все аккумуляторные батареи были поставлены в режим хранения при напряжении 13.1 В, чтобы исключить саморазряд.

что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть фото что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть картинку что такое резервная емкость аккумулятора. Картинка про что такое резервная емкость аккумулятора. Фото что такое резервная емкость аккумулятора

что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть фото что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть картинку что такое резервная емкость аккумулятора. Картинка про что такое резервная емкость аккумулятора. Фото что такое резервная емкость аккумулятора

что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть фото что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть картинку что такое резервная емкость аккумулятора. Картинка про что такое резервная емкость аккумулятора. Фото что такое резервная емкость аккумулятора

Испытаем аккумуляторы тестером Konnwei KW650.

что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть фото что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть картинку что такое резервная емкость аккумулятора. Картинка про что такое резервная емкость аккумулятора. Фото что такое резервная емкость аккумулятора

Как видим, температура, срок хранения, долив дистиллированной воды, профиль заряда действительно влияют на параметры АКБ, и это влияние наглядно видно по показаниям приборов, — цифровых экспресс-тестеров, нагрузочных вилок, ареометров и рефрактометров, электронных нагрузок. Реальный эксперимент и сравнительный анализ его результатов подтверждают теоретические положения и опровергают мифы.

что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть фото что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть картинку что такое резервная емкость аккумулятора. Картинка про что такое резервная емкость аккумулятора. Фото что такое резервная емкость аккумулятора

По этой таблице можно сделать несколько интересных выводов:

Чтобы преобразовать в тепло столь значительную мощность, воспользуемся модульной электронной нагрузкой Atorch DL24M. Каждый из четырёх разрядных модулей имеет мощность 150 Вт.

что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть фото что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть картинку что такое резервная емкость аккумулятора. Картинка про что такое резервная емкость аккумулятора. Фото что такое резервная емкость аккумулятора

Нагрузка подключается по Bluetooth к смартфону или ПК. Управлять работой и наблюдать за результатами можно с помощью приложения.

что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть фото что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть картинку что такое резервная емкость аккумулятора. Картинка про что такое резервная емкость аккумулятора. Фото что такое резервная емкость аккумулятора

Также имеется подключаемый шлейфом модуль дисплея с кнопками для управления, которым мы и воспользуемся.

что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть фото что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть картинку что такое резервная емкость аккумулятора. Картинка про что такое резервная емкость аккумулятора. Фото что такое резервная емкость аккумулятора

С телефона можно наблюдать и за показаниями мультиметра с токоизмерительными клещами постоянного тока HoldPeak HP-570C-APP, тоже снабжённого Bluetooth и приложением.

что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть фото что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть картинку что такое резервная емкость аккумулятора. Картинка про что такое резервная емкость аккумулятора. Фото что такое резервная емкость аккумулятора

Между мультиметром и нагрузкой наблюдаем разницу показаний в 30 милливольт. Запускаем разряд.

что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть фото что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть картинку что такое резервная емкость аккумулятора. Картинка про что такое резервная емкость аккумулятора. Фото что такое резервная емкость аккумулятора

На электронной нагрузке установлено 25 ампер, клещи постоянного тока показывают 24.6. Температура в помещении 27.2 градуса Цельсия. При 20-часовых разрядах она также была в пределах 26-27 градусов.

что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть фото что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть картинку что такое резервная емкость аккумулятора. Картинка про что такое резервная емкость аккумулятора. Фото что такое резервная емкость аккумулятора

Произвели разряды всех шести АКБ, ставим их на заряд. Смотрим таблицу результатов.

что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть фото что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть картинку что такое резервная емкость аккумулятора. Картинка про что такое резервная емкость аккумулятора. Фото что такое резервная емкость аккумулятора

АКБ полностью зарядились, простояли три дня под буферным напряжением 13.1 вольта, далее последовали двое суток отстоя. Снимем показания тестера.

что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть фото что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть картинку что такое резервная емкость аккумулятора. Картинка про что такое резервная емкость аккумулятора. Фото что такое резервная емкость аккумулятора

У тяжёлых Mutlu SFB 60 и Varta Стандарт L2-2 пусковой ток, упавший в предыдущем замере, в этот раз возрос наиболее значительно из всех шести. Причём падение было менее одного процента, прирост — более чем на 1%. В целом, характеристики токоотдачи всех испытуемых аккумуляторов стабильны. И прибор Konnwei в очередной раз продемонстрировал повторяемость показаний.

▍ Выводы

Смотрим итоговую сводную таблицу. Жёлтым отмечены низкие показатели, индиго — высокие.

что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть фото что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть картинку что такое резервная емкость аккумулятора. Картинка про что такое резервная емкость аккумулятора. Фото что такое резервная емкость аккумулятора

А у самого лёгкого из шести Exide Excell EB620 всё наоборот. Второе место по фактической и первое по удельной ёмкости 20-часового разряда, а по резервной второе место с конца. Ток холодной прокрутки превышает паспортный менее чем на 1%.

Отметим, что на наклейке Exide Excell EB620 находится надпись, что эта АКБ не предназначена для применения в автомобилях с системой «Старт-стоп». (Как впрочем, и все традиционные стартерные АКБ, не являющиеся AGM, EFB или приближенными к EFB по устойчивости к долговременному PSoC, — partial state of charge, состоянию частичной заряженности, и повышенной глубине повседневного циклирования).

Ista 7 series 6СТ-60А2 подтвердила свой проигрыш во всём, кроме пусковых характеристик и низкой цены. Она явно предназначена для старых автомобилей с малым числом потребителей электроэнергии и при этом высоким током, требуемым безредукторным стартером. Все результаты испытаний свидетельствуют о тонких пластинах, потому надёжность и долговечность этого аккумулятора вряд ли будут высокими.

Статья написана в сотрудничестве с автором экспериментов и видео — Аккумуляторщиком Виктором VECTOR.

Источник

Емкость аккумулятора — что это такое

Сегодня много портативных электроприборов, работающих независимо от электросети. И для их питания нужен аккумулятор – многоразовый источник тока, в корпусе которого происходят обратимые внутренние химические процессы. Аккумуляторные батареи стоят в автомобилях, смартфонах, колонках и другом оборудовании. Емкость аккумулятора – ключевой параметр, на который смотрят при выборе. От значения зависит, сколько энергии сможет отдавать источник тока за отрезок времени.

что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть фото что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть картинку что такое резервная емкость аккумулятора. Картинка про что такое резервная емкость аккумулятора. Фото что такое резервная емкость аккумулятораЕмкость АКБ — это параметр, показывающий сколько энергии сможет отдавать источник тока за отрезок времени.

Что такое емкость аккумулятора

АКБ – устройство, способное многоразово накапливать и расходовать электрическую энергию. Общий объем накопленной энергии – это емкость. Зависеть параметр может от разных факторов, но немалую роль играет площадь гальванической пары.

Каждая аккумуляторная батарея в своей конструкции имеет пластины (катод и анод), посредством которых создается электрический потенциал. Пластины именуют гальванической парой, а сам аккумулятор – гальванической батареей. Энергоемкость элемента питания напрямую зависит от площади пластин.

Технологии на месте не стоят, и сейчас есть небольшие по размерам аккумуляторы, с емкостью выше, чем несколько лет назад. Удельный вес электролита тоже падает. Этого удалось добиться, в том числе, изменив толщину пластин в парах. В структуру катода и анода добавляются компоненты, повышающие прочность и устойчивость. Именно поэтому в свинцово-кислотных батареях чаще встречается кальций, а не сурьма.

Пластины тоже делают по новой технологии. Раньше были плоские, сейчас – сепараторные. Это разделители, заполняемые пастами и смазками. Составы вспомогательных средств обновляются, а вместе с ними повышается энергоемкость и срок службы АКБ.

Гальванические пары по-разному накапливают энергию. Доступно больше 30 типов аккумуляторных батарей, где у каждой свои материалы. От значения потенциала пары зависит емкость. Так, наиболее выносливые литий-полимерные и литий-ионные элементы.

Для появления потенциала между анодом и катодом должна образоваться химическая реакция. А на ее интенсивность во многом влияет температура. И тут второй момент – емкость АКБ зависит также от значения температуры. 100% энергоемкость обеспечивается при +25°. Когда температура меняется на 1°, вместе с нею на 1% и емкость. При нагреве – повышается, на морозе – падает. Именно поэтому зимой, когда ставят автомобиль на стоянку, батарея извлекается и уносится в теплое место.

Единицы измерения

Если отталкиваться от физики, электроемкость определяется в Кулонах (1 Кл = 1 Ампер в секунду). А измеряется в Фарадах, т.к. при отдаче тока напряжение на контактах батареи падает. Большая часть аккумуляторов не терпят, когда их доводят до глубокого разряда. Есть порог, ниже которого опускать напряжение не стоит, что позволяет продлить срок службы устройства.

В жизни емкость источников питания указывается в ампер-часах, чтобы потребителям было проще подобрать необходимую батарею. Так принято для автомобильных устройств. Если емкость невысокая, измеряемая миллиамперами, то обозначаться она будет как миллиампер-часы (мАч).

Впрочем, встречаются измерения в виде Ватт часы.

Как проверить емкость

От уровня емкости зависит плотность электролитов, определяемая таким прибором, как ареометр. На только что купленных элементах питания на корпусе пишутся основные параметры, но их реально вычислить и самому.

Наиболее простой способ проверить емкость аккумулятора – воспользоваться тестером типа Кулон. Это прибор, с помощью которого можно определить энергоемкость и параметр напряжения батареи. Тестер в работе не сложен, на манипуляции уходит немного времени и сил, а полученные в домашних условиях результаты близки к реальным. Кулон просто подсоединяют к клеммам АКБ.

что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть фото что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть картинку что такое резервная емкость аккумулятора. Картинка про что такое резервная емкость аккумулятора. Фото что такое резервная емкость аккумулятораТестер Кулон для проверки емкости.

Измерить эти параметры можно и другими способами, которых достаточно. Чаще всего используют прибор – мультиметр. Способ хоть не дает 100% информации, она приближена к действительности. Перед началом проверки полностью заряжают аккумулятор, соединенный с потребителем (хватит лампы 60 Вт). Далее на цепь подают напряжение. Если в течение двух минут лампочка не гаснет, то смотрят на показания тестера. Когда показания упадут ниже стандартного напряжения АКБ, значит, она разряжается. После замеряют время, за которое полностью израсходовалась энергия, берут значение тока нагрузки потребителя, и перемножают. Число, которое получится – энергоемкость аккумулятора.

С помощью мультиметра можно узнать емкость любой АКБ, но этот способ требует свободного времени.

Резервную

Ранее пометка RC на корпусе была больше маркетинговым трюком. Производитель понимал, что его устройство имеет меньшие пусковые токи, чем у стартерных аналогов, зато отличается тяговыми характеристиками. Впоследствии параметр резервной емкости стали указывать все компании.

Померить можно подав нагрузку в 25 А. Отрезок времени, за который АКБ будет подпитывать нагрузку до уровня в 10.5 В, засекают в минутах. Достаточно посмотреть на результат – это и будет резервная емкость.

Остаточную

Батарея в ходе эксплуатации постоянно получает и теряет заряд. Но выезжая в короткие поездки, она недополучает заряд, а в длинные – перезаряжается. Зимой, при минусовой температуре, она и вовсе может уйти в глубокий разряд. У автомобилистов редко имеются интеллектуальные зарядные устройства, которые бы отслеживали рабочие параметры элемента питания. Реальный уровень емкости, который еще называют остаточным, напрямую зависит от условий эксплуатации батареи. И чем она старше, тем ближе время замены. Принято, что если остаточная энергоемкость меньше 50% от изначального уровня – пора менять.

Замерить можно разными способами и методиками, воспользоваться формулами, таблицами, тестерами. В быту удобно сделать так – разрядить аккумулятор нагрузкой с током в 1/20 от изначальной энергоемкости, как в методе выше. Результат и будет означать остаточную емкость.

Емкость при последовательном и параллельном соединении АКБ

Есть устройства, требующие повышенных значений тока и напряжения, которые не обеспечивают стандартные элементы питания. В таких ситуациях соединяют аккумуляторы, и связки бывают разные.

Доступно три схемы:

В сборке используют батареи, изготовленные по одной технологии. Например, не получится «связать» Li-Ion и Ni-Mh АКБ.

Если при последовательном соединении использовать батареи разной емкости, то у той, которая менее емкая, повысится внутреннее сопротивление. Напряжение начнет сильнее падать на других «банках», и наиболее слабый элемент быстро потеряет заряд.

При параллельном соединении требуется, чтобы элементы питания были одинаковы по напряжению. Допустим, если объединить батарею с высоким напряжением и малой энергоемкостью с батареей более емкой, но меньшим напряжением – «слабая» АКБ замкнет.

Взяв внешний элемент питания в количестве нескольких штук, причем одной фирмы, нельзя быть уверенным, что сборка окажется сбалансированной. Номинальный параметр емкости и напряжения при последовательном и параллельном соединении меняется, а значит «слабые» батареи быстрее износятся.

Энергоемкость АКБ – важная характеристика, на которую смотрят, подыскивая замену. На корпусах устройств написаны все рабочие параметры, но это номинальные значения. Измерить текущие, то есть реальные, можно и самому, для чего в большинстве случаев достаточно вооружиться мультиметром. Но если тестирования выполняются регулярно, стоит потратиться на специальный тестер, с которым на проверку будет уходить несколько секунд.

Источник

Реальный тест 6 отечественных автомобильных аккумуляторов 2021. Часть 3: резервная ёмкость

что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть фото что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть картинку что такое резервная емкость аккумулятора. Картинка про что такое резервная емкость аккумулятора. Фото что такое резервная емкость аккумулятора

Привет, Хабр! Зима не за горами, кое-где уже заморозки, так что автомобилисту самое время вспомнить об аккумуляторной батарее (АКБ). Ведь при низкой температуре и пуск двигателя затруднён, и сам аккумулятор отдаёт меньше тока и ёмкости. Последняя особенно актуальна при наличии нагревательных приборов для облегчения пуска и повышения комфорта. А в самом худшем случае, электролит замёрзнет, и АКБ придёт в негодность. Чтобы этого не произошло, необходим хороший аккумулятор и адекватное с ним обращение.

Эта статья завершает отчёт о серии испытаниях шести отечественных АКБ премиум-сегмента в корпусе L2:

что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть фото что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть картинку что такое резервная емкость аккумулятора. Картинка про что такое резервная емкость аккумулятора. Фото что такое резервная емкость аккумулятора

Остался неиспытанным только один малоизвестный эксплуатационный параметр автомобильного свинцово-кислотного аккумулятора, — его резервная ёмкость.

Как же так? Ведь ёмкость аккумулятора была измерена, вот она, указана в таблице? — Но то ёмкость по ГОСТ, разряда током 5% номинальной ёмкости, он же ток 20-часового разряда, при температуре 20 градусов Цельсия до напряжения под нагрузкой 10.5 вольт.

5% от типичных для корпуса L2 шестидесяти — это три ампера. Реальное электрооборудование автомобиля потребляет на порядок больше.

При разряде бо́льшим током свинцовый аккумулятор отдаёт до одного и того же напряжения под нагрузкой меньше ампер*часов. Это связано не только с падением напряжения на внутреннем сопротивлении, но и с эффектом Пейкерта. Образуются более крупные кристаллы сульфата свинца, которые «запечатывают» активные массы и препятствуют их эффективному разряду.

Чтобы ослабить эффект Пейкерта, в активные массы вводят добавки, действие которых связано с капиллярным эффектом. Наиболее популярными являются кремнезёмные, асбестовые и углеродные, включая графен. Особенно часто такие добавки вводятся в тяговые (deep cycle) батареи, для которых рабочим режимом разряда является 2-часовой, и премиум резервные (HR), у которых нормируется ёмкость 15-минутного разряда.

Это ёмкость разряда аккумулятора током 25 ампер до напряжения под нагрузкой 10.5 вольт. Измеряется она не в ампер*часах, а в минутах, что отражает цель измерения данной характеристики применительно к реальной эксплуатации под капотом автомобиля.

Все АКБ полностью заряжены и подключены к зарядным устройствам (ЗУ) в режиме буферного хранения для компенсации саморазряда.

что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть фото что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть картинку что такое резервная емкость аккумулятора. Картинка про что такое резервная емкость аккумулятора. Фото что такое резервная емкость аккумулятора

Перед разрядом взвесим АКБ и осуществим входной контроль 200-амперной нагрузочной вилкой Автоэлектрика Н-2001 и прибором экспресс-диагностики Konnwei KW650.

что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть фото что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть картинку что такое резервная емкость аккумулятора. Картинка про что такое резервная емкость аккумулятора. Фото что такое резервная емкость аккумулятора

Цветом индиго в таблице выделены высокие показатели, жёлтым — низкие.

что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть фото что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть картинку что такое резервная емкость аккумулятора. Картинка про что такое резервная емкость аккумулятора. Фото что такое резервная емкость аккумулятора

что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть фото что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть картинку что такое резервная емкость аккумулятора. Картинка про что такое резервная емкость аккумулятора. Фото что такое резервная емкость аккумулятора

Добавка кальция в материал активных масс повышает их прочность и снижает потерю воды при эксплуатации, но и затрудняет полный заряд аккумулятора, периодическое выполнение которого обязательно для повышения надёжности, сохранения ёмкости и токоотдачи, продления срока службы АКБ.

что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть фото что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть картинку что такое резервная емкость аккумулятора. Картинка про что такое резервная емкость аккумулятора. Фото что такое резервная емкость аккумулятора

Температура всех аккумуляторов составляет 25.4 — 25.7 градусов Цельсия. Приступаем к разряду модульной электронной нагрузкой Atorch DL24M. Её мини-обзор можно посмотреть в отчёте об испытании резервной ёмкости шести L2 АКБ иностранных брендов.

что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть фото что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть картинку что такое резервная емкость аккумулятора. Картинка про что такое резервная емкость аккумулятора. Фото что такое резервная емкость аккумулятора

Получаем следующие результаты.

что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть фото что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть картинку что такое резервная емкость аккумулятора. Картинка про что такое резервная емкость аккумулятора. Фото что такое резервная емкость аккумулятора

Все АКБ успешно справились с тестом, отдав более 100 минут резервной ёмкости, из них Tubor Titan Arctic, АКОМ Reactor и Decus Hard более 120 минут. Ставим АКБ на заряд.

что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть фото что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть картинку что такое резервная емкость аккумулятора. Картинка про что такое резервная емкость аккумулятора. Фото что такое резервная емкость аккумулятора

Основной заряд аккумулятора с самым низким внутренним сопротивлением, — АКОМ Reactor 6СТ-62VL, — адаптивное ЗУ Бережок-V1 производит самым большим током, до 12.1 А.

что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть фото что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть картинку что такое резервная емкость аккумулятора. Картинка про что такое резервная емкость аккумулятора. Фото что такое резервная емкость аккумулятора

Внутреннее сопротивление АКБ Decus Hard 6СТ-60AH VL несколько выше, соответственно ниже ток на данной стадии основного заряда, — 9.8 А.

Чем ниже внутреннее сопротивление аккумулятора, тем более эффективно он заряжается как зарядным устройством, так и генератором транспортного средства. Внутреннее сопротивление зависит от состояния активных масс и снижается при своевременном адекватном обслуживании, — полном стационарном заряде и контрольно-тренировочных циклах (КТЦ).

Потому проведение полного стационарного заряда, обеспечивающего десульфатацию и устранение расслоения электролита, раз в несколько месяцев, необходимо для обеспечения высоких эксплуатационных характеристик АКБ.

что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть фото что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть картинку что такое резервная емкость аккумулятора. Картинка про что такое резервная емкость аккумулятора. Фото что такое резервная емкость аккумулятора

Наступил следующий день, идёт этап дозаряда с перенапряжением для десульфатации и перемешивания электролита. Адаптивное ЗУ автоматически подбирает не только ток, но и напряжение согласно особенностям АКБ. На гибридный Ca+ аккумулятор АкТех Зверь ЗВ-60-3-L 6СТ-60L3У подаётся 14.8 В, тогда как на кальциевый Ca/Ca Space 6СТ-60VLA 16.7 В. Такое напряжение удерживается на клеммах не постоянно, а периодически.

что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть фото что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть картинку что такое резервная емкость аккумулятора. Картинка про что такое резервная емкость аккумулятора. Фото что такое резервная емкость аккумулятора

Убивает ли свинцово-кислотные аккумуляторы заряд напряжением 16 и более вольт? — Смотря какие, и как заряжать.

После завершения заряда в автоматическом режиме, ЗУ были переведены в режим буферного хранения. Отключим все ЗУ, предоставим аккумуляторам отстояться в течение суток и произведём замер характеристик.

что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть фото что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть картинку что такое резервная емкость аккумулятора. Картинка про что такое резервная емкость аккумулятора. Фото что такое резервная емкость аккумулятора

Измеренная рефрактометром плотность электролита во всех АКБ составила 1.30 — 1.31 килограмм на кубический дециметр, что свидетельствует о полной заряженности и отсутствии расслоения.

Итоги теста

Как видим, контрольно-тренировочный цикл с менее глубоким, чем 20-часовой, разрядом, и зарядом в адаптивном автоматическом режиме, ощутимо поднял пусковой ток всех батарей. Ввод в эксплуатацию всех шести АКБ и восстановление трёх из них, имевших недобор характеристик до номинальных, можно считать завершённым.

что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть фото что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть картинку что такое резервная емкость аккумулятора. Картинка про что такое резервная емкость аккумулятора. Фото что такое резервная емкость аккумулятора

1 место: Несмотря на потерю характеристик за полтора года хранения без подзарядки, Tubor Titan Arctic 62.1VL стал абсолютным чемпионом по отдаваемой полезной ёмкости, как резервной, так и 20-часового разряда. Это самый дорогой и тяжеловесный из 6 проверяемых аккумуляторов, причём и по удельной резервной ёмкости на единицу массы он вышел победителем. Достоинства этой АКБ обусловлены не избыточной массой свинца, а качеством материалов и высоким технологическом уровнем.

Отметим, что потерю 6.2% ТХП от номинального за полтора года хранения или эксплуатации нельзя назвать плохим результатом. В мире химических источников тока нет ничего вечного, они — расходный материал.

что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть фото что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть картинку что такое резервная емкость аккумулятора. Картинка про что такое резервная емкость аккумулятора. Фото что такое резервная емкость аккумулятора

Второе место: На втором месте по резервной ёмкости и пусковому току АКОМ Reactor 6СТ-62VL. Среди испытуемых у него средняя масса, наивысший удельный пусковой ток и достойная ёмкость 20-часового разряда. Это прекрасная АКБ для современных автомобилей со множеством потребителей электроэнергии в бортсети и системой старт-стоп.

Третье место по резервной ёмкости и второе по 20-часовой, несмотря на почти год складского хранения, занял аккумулятор Space 6СТ-60VLA. Самый лёгкий из испытуемых, на втором месте по удельной резервной и 20-часовой ёмкости, и при этом на предпоследнем по паспортному и удельному пусковому току. Фактический измеренный ТХП после первого КТЦ вышел на паспортное значение, а после второго превысил его на 1%. АКБ показала себя достойно.

Результаты теста АкТех Зверь ЗВ-60-3-L 6СТ-60L3У также достойные, но для устаревшей гибридной Ca/Sb технологии, по которой он произведён. А по сравнению с пятью Ca/Ca она на последнем месте по ёмкости и ближе к хвосту по пусковому току.

Эту АКБ можно рекомендовать для старых автомобилей с небольшим числом потребителей в бортсети и низким бортовым напряжением. Но даже при последнем контролировать уровень электролита и доливать дистиллированную воду придётся часто, в противном случае батарея отправится в утиль. Аккумулятор чуть дороже, чем Space, но имеет значительно более высокий пусковой ток, что важно для старых автомобилей.

что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть фото что такое резервная емкость аккумулятора. Смотреть картинку что такое резервная емкость аккумулятора. Картинка про что такое резервная емкость аккумулятора. Фото что такое резервная емкость аккумулятора

В отличие от гибридной, благодаря современным кальциевым сплавам, Тюмень Premium имеет значительно более низкую массу. И при этом прекрасный пусковой ток и самую низкую среди всех шести цену. Что делает данную АКБ ещё лучшим вариантом для старых авто.

Что касается Decus Hard 6СТ-60AH VL, характеристики этой АКБ очень близки к АКОМ Реактор, разве что масса на 700 граммов больше, а пусковой ток несколько ниже. Оба аккумулятора являют собой превосходный выбор для современного легкового автомобиля.

Статья написана в сотрудничестве с автором экспериментов и видео — Аккумуляторщиком Виктором VECTOR.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *