что такое ресурсный класс в обычной школе
Что такое ресурсный класс в обычной школе
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: В нашей стране в большинстве случаев ресурсные классы в образовательных организациях открываются по инициативе родителей особых детей.
Статья:
Основная цель инклюзивного образования — создание благоприятных условий обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые обеспечат им адаптацию и включение в общество. Обучение в ресурсном классе позволяет реализовать право особого ребенка на получение общего образования совместно с типично развивающимися сверстниками.
Ресурсный класс — это специальная образовательная модель, которая предполагает инклюзивное образование и индивидуальное обучение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) или другими ментальными нарушениями. Ресурсный класс обеспечивает право на образование любому ребенку и позволяет организовать обучение каждого ученика в наиболее благоприятной для него среде в соответствии с его особыми образовательными потребностями и возможностями.
Что такое ресурсный класс?
Понятие «ресурсный класс» может быть использовано в разных значениях. Это может быть «группа учеников», которые испытывают различные сложности при освоении образовательной программы в условиях общеобразовательного класса. В этом случае школьники зачисляются в обычные классы школы.
Ресурсным классом может также называться пространственная зона, в которой сосредоточены максимально возможные для образовательной организации ресурсы (организационные, средовые, кадровые), которые способствуют инклюзии ребенка с аутизмом или с другими ментальными нарушениями в школьную среду.
В нашей стране в большинстве случаев ресурсные классы в образовательных организациях открываются по инициативе родителей особых детей. Родители объединяются в инициативные группы и формируют запрос на создание в школе специальных условий обучения.
При организации ресурсного класса учитываются следующие условия:
Как устроены ресурсные классы
Для работы ресурсного класса необходимо наличие организованного и оборудованного в соответствии со всеми требованиями помещения, которое также может называться «ресурсной комнатой».
В этом помещении (ресурсном классе/комнате), как правило, выделяют ряд зон:
В ресурсном классе могут обучаться и те дети, которые основную часть времени проводят на уроках в общеобразовательном классе, а в ресурсном проводят отдельные часы, и те, для кого обучение в ресурсном классе является основным.
Подходы и методы
Обучение в ресурсном классе позволяет индивидуализировать обучение для каждого ученика. Индивидуальная образовательная программа для учащегося ресурсного класса составляется в соответствии с рекомендациями ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии). При разработке программы также учитываются трудности и потребности ребенка, выявленные в ходе тестирования/углубленной диагностики. Адаптированная образовательная программа разрабатывается и реализуется всеми специалистами, работающими с учеником.
На основании индивидуальных потребностей каждого ученика организуется рабочее место, разрабатывается расписание, выбираются учебные материалы. Также специалисты определяют методы обучения, например, может быть использован метод прикладного анализа поведения (АВА).
Исходя из требований к организации учебного пространства, в ресурсном классе не должно быть больше 8 человек. Это позволяет одновременно со школьниками находиться в классе тьюторам (по количеству учеников), педагогу ресурсного класса, а также, при необходимости, другим специалистам.
Формы работы в классе
Ресурсные классы не являются коррекционными. В ресурсном классе, как и в коррекционном, обучение осуществляется по адаптированным образовательным программам, однако на этом их сходство заканчивается.
Главное отличие заключается в том, что ученики ресурсного класса последовательно включаются в учебную деятельность общеобразовательных классов. Включение ребенка в работу общеобразовательного класса происходит в индивидуальном режиме. Это касается сроков, продолжительности пребывания, выбора уроков, которые посещает ребенок. Совместное решение о готовности ученика посещать уроки общеобразовательного класса принимают супервизор и куратор ресурсного класса.
В ресурсном классе применяются разные формы обучения: индивидуальная (основная форма), групповая и обучение в естественных условиях.
На индивидуальных занятиях проводится работа по формированию и развитию когнитивных, речевых, игровых и академических навыков. Длительность индивидуального занятия, которое проводит тьютор или другой специалист, зависит от возможностей ребенка и может быть короче обычного урока. Структура индивидуальных занятий также зависит от многих факторов: особенностей ребенка, содержания его адаптированной образовательной программы, индивидуального расписания и расписания общеобразовательного класса.
Групповые занятия — это еще одна форма работы в ресурсном классе. Уроки могут проводить разные специалисты: учитель ресурсного класса, педагог-психолог или тьютор. Групповые занятия направлены на формирование навыков, необходимых для обучения в общеобразовательном классе, закрепление и обобщение знаний, полученных на индивидуальных занятиях, развитие умений социального взаимодействия.
Успешность работы ресурсного класса зависит от слаженной командной работы, которая предполагает четкую структуру и иерархию в группе специалистов, в состав которой включены: тьютор, учитель ресурсного класса, учитель-дефектолог, куратор.
Ключевая роль тьютора
Тьютор может быть рекомендован ребенку как на первых этапах, так и на протяжении всего периода обучения в школе. Помощь тьютора может сокращаться или использоваться фрагментарно по мере адаптации ребенка.
Тьютор сопровождает ребенка на уроках в общеобразовательном классе, при необходимости приходит ему на помощь в выполнении заданий и общении с одноклассниками. Тьютор также помогает адаптировать материал урока в соответствии с особенностями ученика, которого он сопровождает.
Тьютор постоянно находится с ребенком и использует для обучения различные режимные моменты и свободную деятельность ребенка. Это способствует их эффективному закреплению.
В обязанности тьютора входит:
Тьютор необходим, если у ребенка отмечаются трудности регулирования собственного поведения, которые нарушают учебный процесс в классе, есть признаки дезадаптивного поведения, например:
Другие специалисты
Учитель ресурсного класса
Учитель-дефектолог — специалист, который обладает знаниями по психолого-педагогическому сопровождению особых детей. Деятельность учителя-дефектолога направлена на помощь ребенку в освоении адаптированной образовательной программы.
К основным направлениям работы учителя-дефектолога в ресурсном классе относятся:
Куратор оказывает помощь специалистам при разработке и корректировке адаптированной образовательной программы и ее индивидуальной части, консультирует по вопросам разработки и реализации поведенческой программы, планов-конспектов, осуществляет помощь в ходе анализа результатов мониторинга и результатов наблюдений за поведением учеников ресурсного класса, проводит консультирование учителя ресурсного класса по вопросам, возникающим в ходе обучения школьников.
Обучение по методу прикладного анализа поведения
В том случае, если в ресурсном классе реализуется метод прикладного анализа поведения (ABA), в команду специалистов включаются также супервизор и педагог-психолог.
Супервизор — высококвалифицированный специалист АВА, который утверждает программы, составленные на основе тестирования, контролирует их реализацию и динамику продвижения детей, утверждает план перехода ученика в общеобразовательный класс, контролирует поведенческие программы, проводит тренинги и супервизии для учителя ресурсного класса и психолога.
Педагог-психолог проводит обучение педагогов, принимающих участие в обучении и сопровождении детей ресурсного класса, консультирует родителей по различным вопросам, осуществляет урегулирование конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений, утверждает и корректирует учебные планы, проводит мониторинг и оценку работы ресурсного класса.
Учитель ресурсного класса, работающий по методу АВА, составляет и корректирует индивидуальные программы и планы уроков, проводит тренинги инструкторов ресурсного класса по программам, осуществляет диагностику и анализирует полученные результаты, проводит мониторинг и коррекцию работы инструкторов ресурсного класса по планам, обучает тьюторов и корректирует их работу, консультирует родителей учащихся ресурсного класса, собирает информацию для супервизии по каждому школьнику класса.
Движение к инклюзии
В настоящее время ресурсные классы существуют в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Белгороде и других городах. Так, в Москве был реализован пилотный образовательный проект «Инклюзивная молекула» (ресурсный класс), направленный на создание и обеспечение образовательных условий для детей с РАС и ментальными нарушениями.
Помощь в открытии инклюзивных классов и поддержку родительских инициативных групп оказывает РОО помощи детям с РАС «Контакт», МГАРДИ, фонд «Выход», Центр проблем аутизма, АНО БО «Журавлик» и АНО «Ресурсный класс».
Модель «Ресурсный класс» для детей с РАС и ментальными нарушениями позволяет создать комфортные и эффективные условия обучения и для школьников ресурсного класса, и для обычных учеников, и для педагогов школы, и для ее администрации.
Кому мешают ресурсные классы?
В городе на Неве поставить ребенку диагноз «аутизм» проблематично даже при наличии ярко выраженных симптомов. Что в итоге отражается на его образовании и социальной адаптации.
Петербургские родители детей с расстройствами аутистического спектра всерьез обеспокоены развитием событий вокруг ресурсных классов. Одним из поводов для возмущения послужил сюжет, вышедший на одном из петербургских телеканалов в конце февраля, в котором рассказывается о визите вице-губернатора Ирины Потехиной и уполномоченного по правам ребенка Анны Митяниной в общеобразовательную школу № 312 Фрунзенского района, где уже три года назад открылся ресурсный класс для детей с аутизмом.
В городе не хватает ресурсных классов для таких детей, и, с одной стороны, Анна Митянина пообещала, что «все возможное для того, чтобы каждый из таких ребят получил все возможные образовательные услуги, какие только могут быть».
С другой стороны, авторы сюжета, ссылаясь на слова чиновников, заявили, что проблемы возникают, в том числе, и из-за того, что некоторые родители намеренно не указывают диагноз ребенка, из-за чего в школе он оказывается без должной поддержки. С точки зрения родительского сообщества это заявление выглядит не только оскорбительным, но и абсурдным.
Ресурсный класс — специально организованное пространство в общеобразовательной школе для занятий с детьми, имеющими те или иные ментальные нарушения. В нем дети занимаются по специальным программам, но постепенно все больше и больше времени проводят за его пределами — в обычных классах. Даже если «особый» ребенок проводит в РК основную часть учебного дня, все равно он находится среди обычных детей гораздо чаще, чем если бы он обучался в коррекционной школе или тем более дома, что способствует его социальной адаптации. По мнению специалистов, такая форма инклюзивного образования наиболее эффективна для детей с РАС.
«Для тех детей, кому, по мнению наших чиновников и психиатров, не подходит инклюзия, существуют коррекционные школы. Но часто специалисты коррекционных школ не умеют работать с детьми, имеющими поведенческие нарушения, и „выдавливают“ их на домашнее обучение. Да, есть Региональный центр аутизма, но потребностей города он не покрывает, попасть туда очень сложно», — поясняет директор центра инклюзивных социальных проектов «Элеос», мама ребенка с РАС Наталья Денисова.
«С детьми с РАС не умеют работать и в коррекционных детских садах, там также нет специалистов, обученных взаимодействию с ними, в частности прикладному анализу поведения, — говорит Иржина Бельчусова, чей ребенок уже обучается в одном из РК. — Государство не предоставляет детям с РАС такую поддержку, соответственно, родители вынуждены обращаться в коммерческие структуры. Но эти расходы не всем по средствам: одно часовое занятие у хорошего специалиста стоит от 1,5 до 2 тыс. рублей. А в день нужно 6-8 часов таких занятий. И при использовании прикладного анализа поведения результаты достигаются довольно быстро: у моего ребенка серьезные положительные изменения произошли уже через десять дней».
Сегодня в Петербурге отрыто пятнадцать РК, в которых учится 52 ребенка. При этом, по статистике Комитета по здравоохранению, в городе более четырехсот детей с официально подтвержденными расстройствами аутистического спектра, у более чем ста детей диагноз — «ранний детский аутизм». Но, по мнению родителей «особых» детей, на самом деле эти цифры сильно занижены. Именно в городе на Неве получить диагноз «аутизм» проблематично даже при наличии ярко выраженных симптомов, так как подтвердить этот диагноз официально могут только в Центре восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С. С. Мнухина.
Специалисты центра до сих пор говорят о «гипердиагностике» аутизма, о том, что сегодня это просто «модный диагноз», и уверены, что встречается он очень редко. Вместо аутизма в медицинском учреждении детям ставят, например, умственную отсталость, что, увы, влияет на дальнейшее образование детей (но об этом чуть позже). То есть, по мнению родителей, медики придерживаются устаревшего взгляда на данное нарушение — напомним, что в советской психиатрии отдельного диагноза «аутизм» вообще не было. В результате некоторые семьи даже временно переезжают в другие регионы, где с постановкой диагноза подобных сложностей не возникает. На таком фоне слова чиновников о том, что родители скрывают диагнозы своих детей, звучат даже как-то цинично.
«Наш город в плане диагностики представляет собой „белое пятно“, — говорит Наталья Денисова. — поскольку Ленинградская школа детской психиатрии считает, что этот диагноз ставить не надо. И наши дети становятся заложниками системы».
Всемирная организация здравоохранения в 2019 году заявляла, что в настоящее время приблизительно один из 160 детей имеет РАС (а в некоторых хорошо контролируемых исследованиях сообщаются существенно большие цифры). Центр по контролю и профилактике заболеваний США опубликовал в 2020 году свою статистику, согласно которой РАС встречаются у каждого 54-го ребенка. Но и в регионах России цифры кардинально отличаются от петербургских. Как мы уже сказали выше, в Санкт-Петербурге в ресурсных классах учатся 52 ребенка. А, например, в Новосибирске в РК — 90 детей. Это при том, что у нас количество детей на город приблизительно в три раза выше, чем в Новосибирске.
«Есть еще моменты, почему статистика по детям с особенностями развития не отражает реальную картину, — добавляет Иржина Бельчусова. — Порой психиатры и неврологи говорят родителям: „Вы не получите инвалидность, пока ваш ребенок не полежит в стационаре“. И некоторые родители отказываются от такого — не хотят отправлять своего ребенка в психиатрическую больницу. Года три-четыре назад такое встречалось довольно часто».
В Петербурге проблема ресурсных классов особенно горячо начала обсуждаться с начала этого года. В январе появилась петиция родителей на имя губернатора Александра Беглова, где было сказано о нехватке инклюзивных образовательных площадок для детей с РАС. 19 февраля детский омбудсмен Анна Митянина разместила на своих страницах в соцсетях вроде бы оптимистичный пост об открытии новых ресурсных классов, однако подчеркнула, что направление ребенка в конкретное учебное заведение будет зависеть от заключения психолого-медико-педагогической комиссии.
Тематическая общественность постаралась напомнить, что врачи должны только определять образовательные потребности ребенка, но по закону не имеют права влиять на его образовательный маршрут. Далее последовал вышеупомянутый визит чиновников в школу № 312 и вышедший по следам визита новостной сюжет.
«Родители, которые сейчас обращаются в районные комитеты образования в составе инициативных групп, во-первых, не скрывают диагнозы детей, во-вторых, стали писать обращения заранее — так в Московский район письмо про открытие РК в 2021–2022 годах поступило в сентябре 2020-го, Пушкинский район написал первое письмо в августе 2019 года, — рассказывает автор петиции Анна Чистякова. — Мы бы очень хотели наладить диалог с представителями власти, чтобы развеять ошибочные убеждения, которые существуют вокруг диагноза „аутизм“ и возможностей образования детей. Но, например, на такие выездные встречи, как эта, нас не позвали. И даже тем родителям, чьи дети сейчас обучаются в РК школы № 312, не дали высказаться».
В нынешней ситуации родители детей с РАС отмечают не только слабую компетентность представителей городских властей в вопросе, который они должны решать. Возникают сомнения в том, собираются ли они вообще содействовать открытию новых ресурсных классов. «Мы все-таки надеемся прийти к взаимопониманию с чиновниками», — говорит Иржина Бельчусова.
Наталья Денисова подтверждает: «Вот у нас в городе есть хороший пример — Калининский район. Мы общались с администрацией — абсолютно адекватные люди. В районе в этом году зачислят в ресурсный класс еще троих детей». По словам Анны Чистяковой, районные комитеты образования стали приглашать на встречи инициативные группы родителей для обсуждения возможности открытия новых ресурсных классов. А это значит, что дело после широкого общественного обсуждения сдвинулось с мертвой точки».
Тем не менее на сегодняшний день решение об открытии нового ресурсного класса ни в одном районе города не принято официально. Пока в организации новых ресурсных классов в нынешнем году родителям прямо отказали в Выборгском, Красногвардейском, Невском, Центральном, Василеостровском районах, еще в некоторых районах ведутся переговоры с пока неопределенным результатом.
Игорь Лунев
«Росбалт» представляет проект «Все включены!», призванный показать, что инвалидность — это проблема, которая касается каждого из нас. И нравственное состояние общества определяется тем, как оно относится к людям с особенностями в развитии.
Проект белорусских родителей для всех, кому близка проблема аутизма
Данный документ был разработан инициативной родительской группой проекта «Инклюзивная молекула», направленного на создание и развитие ресурсных классов для обучения детей с аутизмом в общеобразовательных учреждениях. Родители создали закрытую группу в сети Фейсбук, где публиковали вопросы директоров школ, а затем обращались к специалистам за ответами. Все нижеприведенные вопросы реальны — их слышали родители, когда обсуждали с директорами московских школ возможность открыть ресурсный класс.
Модератор и выпускающий редактор проекта Евгения Лебедева (кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии развития ФГБУН Институт психологии РАН и мама детей с РАС), консультанты — Анастасия Козорез, Елена Кутепова, Татьяна Медведева, Елена Цырульникова и многие другие специалисты, заинтересованные в том, чтобы дети с РАС могли бы ходить в детский сад и учиться в школе.
Постепенно документ будет дорабатываться, и вы можете принять участие в его разработке. Присылайте вопросы от ваших знакомых директоров школ и детских садов на адрес emishina@outfund.ru, и мы обязательно найдем тех, кто сможет на них содержательно ответить.
Уважаемые коллеги!
В этом документе собраны ответы на вопросы директоров школ, к которым обращаются инициативные группы родителей с просьбой принять в школу детей с аутизмом. В школах, которые принимают таких детей, в международной практике часто организуются ресурсные классы. Если в школе есть такой класс — обучение ребенка с аутизмом становится возможным и эффективным, а школа на практике реализует принципы инклюзивного образования. Сегодня такие проекты есть и в России. Мы будем рады расширить список ответов и готовы принять ваши вопросы. Полная версия с новыми ответами на вопросы будет опубликована на сайте Департамента образования Воронежской области, на сайте фонда «Выход» и на сайте Института проблем инклюзивного образования (МГППУ). На вопросы отвечали специалисты образовательных учреждений, где обучаются дети с РАС, а также представители общественных организаций, созданных родителями детей с аутизмом. Рецензент: Институт проблем инклюзивного образования (МГППУ).
1. Какие особенности могут быть у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)?
Иногда дети с РАС отличаются от других детей настолько мало, что их особенности заметны только специалистам. Но все-таки чаще особенности детей с РАС отчетливо проявляются при общении с ними.
Ребенок может ни разу не взглянуть на собеседника или не поддерживать контакт глазами во время разговора, при этом ничего не отвечая, так что складывается впечатление, что он не замечает, что к нему обращаются.
Бывает и обратная ситуация: ребенок может говорить на интересующие его темы без остановки, не видя, что собеседник потерял интерес к разговору и хочет его завершить. Детям с РАС, как правило, непонятны скрытые мотивы поступков других людей, им почти недоступно понимание иронии собеседника, а также употребление слов в переносном значении.
Чаще всего дети с РАС имеют особенности речевого развития, которые могут варьироваться от полного отсутствия речи до небольших особенностей в интонациях.
Некоторые дети с РАС учатся читать довольно рано, даже до того как начинают говорить фразами, и запоем прочитывают чуть ли не всю школьную программу еще до того, как они поступят в школу, или настолько серьезно увлекаются каким-то предметом, например историей, что знают школьную программу по этому предмету не хуже учителя.
Но у большинства детей с аутизмом интеллектуальное развитие происходит неравномерно: сильными сторонами часто являются зрительное восприятие, внимание к деталям, большой объем механической памяти. Слабыми сторонами часто оказываются непонимание общего смысла текста и пересказ прочитанного заученными фразами или фрагментарное восприятие устной речи, что может, например, затруднить занятия математикой, потому что хотя ребенок умеет выполнять арифметические действия, ему не удается понять условие задачи.
У многих детей с РАС есть особенности развития сенсорной сферы. Некоторые дети не переносят громких звуков или яркого света, сильным раздражителем также может стать запах или прикосновение (причем окружающим все это, как правило, не доставляют никаких неудобств). То, что может восприниматься как странности в поведении, часто является реакцией ребенка на сенсорные раздражители, причиняющие ему большие неудобства, а иногда даже боль.
Дети с РАС могут успокаивать себя при помощи привычной стимуляции. Например, при воздействии яркого света или громкой музыки некоторые дети могут трясти кистями рук, или подпрыгивать на месте, или катать колесики у игрушечной машинки, держа ее максимально близко к глазам. Механизмы этих действий похожи на те, которые мы демонстрируем, покачивая ногой или накручивая волосы на палец при неприятном разговоре или долгом ожидании.
Странности в поведении ребенка с РАС (так же как любое странное поведение ребенка без РАС) могут получить объяснение специалиста, и с помощью практических занятий с ребенком и его родителями такое поведение может быть изменено.
2. Зачем детям с РАС нужна общеобразовательная школа? Разве им не лучше в коррекционной?
Конечно, само по себе пребывание ребенка с РАС в общеобразовательной школе не гарантирует эффективного обучения академическим навыкам. Но создание специальных условий (ресурсный класс, адаптированная программа, помощь тьютора), а также присутствие типично развивающихся детей в качестве модели для подражания и среды для общения помогает ребенку с РАС быть более успешным в освоении школьной программы, способствует формированию коммуникативного поведения, расширению жизненного опыта и лучшей социализации.
После школы ребенку с аутизмом предстоит жить в том же обществе, что и выпускникам обычных школ. Чем раньше они познакомятся друг с другом, тем выше шансы на то, что между ними сложится понимание и взаимодействие. Ребенку с аутизмом, который ходит в школу вместе с обычными детьми, гораздо проще будет ощущать себя частью общества, чем выпускнику коррекционной школы.
3. Зачем обычным детям учиться вместе с детьми с аутизмом? Что им это дает?
О преимуществах инклюзивного образования для обычных детей написано много научных работ учеными разных стран, где эта практика существует уже долгие годы. Например, доказано, что выпускники инклюзивных школ обладают более развитыми способностями к коммуникации, лучше понимают окружающих, демонстрируют большую гибкость и креативность. Кроме того, работа в инклюзивном классе, где созданы специальные образовательные условия, дает педагогам уникальный опыт. Педагог, понимающий непростые особенности ребенка с аутизмом, легко найдет подход к проблемам обучения у обычного ребенка, а если этого недостаточно, может воспользоваться помощью специалистов ресурсного класса, поэтому выигрывают все дети. Есть и другие преимущества.
В школе, где дети с раннего возраста учатся понимать особенности друг друга, возникает атмосфера доверия — и развиваются лучшие качества: толерантность, забота, доброта. И все дети чувствуют себя более комфортно.
4. Ребенок с РАС будет учиться в обычном классе?
Для детей с РАС создаются ресурсные классы, в которых проводится подготовка к обучению в обычном классе.
5. Что такое ресурсный класс?
Ресурсный класс — это отдельный кабинет для специальных занятий, где ученики с РАС могут заниматься по специальной программе, составленной в соответствии с их индивидуальными образовательными потребностями.
Ученики с РАС посещают часть уроков в ресурсном классе, а часть — вместе со своими одноклассниками в общеобразовательном классе. Учитель ресурсного класса может вести занятия в небольших группах или работать с ребенком индивидуально.
Учащиеся общеобразовательных классов также могут получать в ресурсном классе дополнительную помощь специалистов.
6. Кто решает, когда ученик с РАС будет готов к включению в обычный класс?
Решение о том, что ребенок с РАС готов к включению в обычный класс, принимает учитель ресурсного класса.
Решения о выборе уроков, которые ребенок будет посещать, об увеличении количества времени нахождения в классе, об уменьшении тьюторской поддержки, согласовываются с учителями общеобразовательного класса. При необходимости учитель ресурсного класса адаптирует учебные материалы под нужды ученика.
7. Какие задачи решает учитель ресурсного класса? Что входит в его обязанности?
Учитель ресурсного класса — это ведущий специалист по организации работы с учениками с РАС в школе. Он должен иметь высшее специальное педагогическое образование. Оптимальным для работы в ресурсном классе является учитель-дефектолог.
Если работа ресурсного класса строится на основе Прикладного анализа поведения (АВА), учитель должен иметь дополнительное образование в этом направлении.
В обязанности учителя ресурсного класса входит:
— проведение диагностики особенностей развития учащихся ресурсного класса;
— проведение индивидуальных и групповых занятий с учениками, посещающими ресурсный класс;
— организация работы по коррекции нежелательных форм поведения у учащихся с РАС;
— составление, адаптация и корректировка образовательных и коррекционных программ и учебных планов;
— составление планов уроков ресурсного класса;
— адаптация учебных материалов с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
— адаптация учебных планов общеобразовательных классов для учащихся с РАС;
— составление рекомендаций по созданию в школе особых условий для учащихся с РАС;
— консультирование родителей и работников школы;
— мониторинг эффективности образовательного процесса для учеников с РАС.
8. По какой программе будет учиться ребенок с РАС?
Требования к программам описаны в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с РАС. На данный момент существует четыре варианта образовательной программы, по которой могут обучаться ученики с РАС. Учитель ресурсного класса в сотрудничестве с учителями общеобразовательных классов при составлении программы должен определить, какие знания, умения и навыки являются наиболее приоритетными для данного ученика и в каком формате их усвоение будет наиболее эффективным: при индивидуальных формах работы, в ресурсном классе или в общеобразовательном классе, а также какие материалы, методы и приемы должны быть использованы при его обучении.
Требования к АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра
8.1 Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования. Данный вариант предполагает, что обучающийся с РАС получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников, не имеющих ОВЗ, находясь в их среде и в те же сроки обучения (1–4-е классы).
8.2 Адаптированная образовательная программа основного общего образования. Данный вариант предполагает, что обучающийся с РАС получает образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих ОВЗ, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1–5-е классы) — для детей, получивших дошкольное образование; шесть лет (1– 6-е классы) — для детей, не получивших дошкольное образование.
8.3 Адаптированная образовательная программа для учеников с умственной отсталостью. Этот вариант предполагает, что обучающийся с РАС получает образование, которое по содержанию итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников с РАС, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: шесть лет (1–6-е классы).
8.4 Специальная индивидуальная программа развития. Данный вариант предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития), получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: шесть лет (1–6-е классы).
9. Среди детей с РАС школьного возраста есть неговорящие дети. Когда они заговорят, и от чего это зависит?
Есть дети, которые никогда не будут пользоваться устной речью. Но для общения и передачи информации мы не всегда используем именно устную речь. У нас есть разные способы. Мы можем показать жестом, написать, напечатать, составить схему.
Для детей, не пользующихся устной речью, созданы разнообразные системы альтернативной коммуникации, используя которые они могут отвечать на вопросы, выражать просьбы, рассказывать о чем-то интересном, болтать с друзьями.
В школе должны быть созданы условия, при которых ребенок сможет использовать все возможные средства коммуникации, и тогда отсутствие устной речи не станет препятствием для учебы или общения со сверстниками.
10. Могут ли дети с РАС представлять собой опасность для обычных детей?
Агрессивность не является отличительной чертой детей с РАС. Однако они могут обороняться в ответ на то, что они воспринимают как угрозу или насмешку.
Иногда поведение ребенка c аутизмом может выглядеть как агрессивное, когда он пытается сообщить о своих неприятных ощущениях, например — из-за слишком громких звуков или сильных запахов.
Важно помнить, что дети, у которых есть потенциально опасные формы поведения, не включаются в учебный процесс в общеобразовательном классе.
11. Детям свойственно повторять друг за другом слова и действия. Не станут ли дети с РАС примером плохого поведения для других детей? Есть ли способы этого избежать?
Возможно, что другие дети будут иногда повторять какие-то действия своих одноклассников с РАС. Но они не станут перенимать и присваивать данное поведение, потому что у них сформированы свои, привычные формы поведения для возникающих жизненных ситуаций.
Если у детей появятся вопросы, почему их одноклассник с РАС ведет себя именно так, важно объяснить им причины такого поведения и то, как ему можно помочь научиться вести себя по-другому.