что такое ресурсная карта
«Ресурсная карта». Описание методики
Картирование — представление собственных интересов, мотивов, планов, достижений в виде карты. Принято использовать разного рода ресурсные карты. Созданная ребёнком по определённым правилам карта становится отличным материалом для прояснения его интересов и целей, образовательных приоритетов, достижений. Лучше, если карта будет иметь масштаб, название, цветовые обозначения, условные знаки.
Примерные тематики карт:
«Мои интересы»,
«Карта моего образования»,
«Моё будущее»,
«Куда пойти учиться?» и т.д.
Карта имеет внутреннюю и внешнюю сторону представления. Например, когда мы имеем дело с географическими картами, то используем их как ресурс для ориентации во внешнем пространстве.
Отдельного внимания заслуживают условные знаки карты. Когда дети начинают придумывать, что они могут означать, запускаются очень интересные процессы осмысления своих действий. Какие материки я изображу? Как они будут называться?
Также карты могут быть использованы для представления и осознания своего внутреннего ресурса – своих интересов, замыслов, качеств и т.д.
Таким образом, картирование (работа с картой) может стать основой совместной работы педагога и учащегося, отражающей возможные направления индивидуального образовательного движения школьника, пространство его самоопределения и целей, образовательные ресурсы среды.
Возможно построение разных видов карт (карты познавательного интереса, образовательных маршрутов и т.д.). Наиболее полный спектр образовательных задач, возможностей и векторов движения может быть представлен в личностно-ресурсной карте.
На подготовительном этапе с ребёнком можно затронуть такие понятия, как «интерес», «ценности и смыслы», «приоритеты», «личный смысл и значение», «время, которое уделяется интересам», «мотивы». Когда ребёнок начинает понимать, что любая деятельность имеет личные смыслы и человек занимается тем или иным делом в силу разных обстоятельств.
Затем, когда ребёнок начинает набрасывать интересы и понимать, как и в виде чего их можно изобразить, в каком размере нарисовать и какие цвета использовать – тут продолжается работа по осознанию себя и своей деятельности.
На рефлексивном этапе можно говорить о таких понятиях, как «лидерство», «творчество», «общение» — т.е. выделять вместе с ребёнком какие-либо критерии, которые важны для ребёнка в том или ином виде деятельности.
Ресурсная карта
Что такое ресурсы? Ресурсы — это то, с помощью чего можно удовлетворить различные человеческие потребности, которые вы можете использовать в вашей жизни, в бизнесе для достижения результатов.
Но как найти ресурсы и начать развиваться? В этом вам поможет одно упражнение — составить, так называемую, ресурсную карту.
О том, как ее реализовать, читайте в этой статье.
Что такое ресурсная карта?
Это некая визуализация ваших возможностей. Самый простой способ — это делать ее в электронном виде или на ватмане. Взять стикеры, ватман, разделить по сферам, например, деньги, связи и другие направления, которые вам интересны. Пишете: какие связи, какие возможности, какие ресурсы у вас на данный момент есть.
Очень часто, когда мы начинаем свое дело, мы даже не знаем, что у нас есть.
У вас есть опыт в определенной сфере на данный момент, например, у вас есть отличный навык создавать презентации, что в дальнейшем вам очень поможет при создании сайта. Либо у вас есть полезные знакомства — дядя Вася в налоговой, который поможет решить вопросы в случае чего.
На самом деле у вас уже на данный момент есть в заначке огромное количество ресурсов. Мы это не осознаем, потому что мы этого не видим, соответственно не используем.
Например, мой телефон забит огромным количеством контактов, в соцсетях есть выход на интересных людей: известные блогеры, знаменитости, бизнесмены, предприниматели – где-то мы познакомились, на конференции, тренинге, семинаре, просто друг друга добавили и пообщались, где-то произошел коннект с этим человеком. Но я даже не осознаю, что с этим человеком могу пообщаться, увидеться, и через него получить такие ресурсы, как деньги других людей, ресурсы других людей, связи других людей.
Ресурсы – ваша сила, которую вы можете использовать. Поэтому важно визуализировать и составлять ресурсную карту.
Допустим, первый пункт — вы пишете туда, какие возможности у вас есть по привлечению денег.
У меня, например, есть инвестиционные фирмы — «Альфа поток», где я могу запросить кредитную линию на миллион. У меня там хороший высокий рейтинг, как у человека, у которого большие обороты в бизнесе. Это мой ресурс, который я могу использовать, если мне вдруг нужны будут деньги.
Ваша задача — составить свою ресурсную карту, которая уже есть на данный момент и после этого начать её расширять. Поверьте, каждый из вас через знакомого знакомого может выйти на тех людей, которые нужны.
Может быть отец вашей лучшей подруги владелец самого большого маркетингового агентства в вашем городе или, например, директор Башнефти. Через одного человека или напрямую. Это же круто!
Или ваш друг занимается типографией, и вы можете попросить распечатать любое количество листовок по себестоимости либо в кредит.
Чем больше у вас таких ресурсов, тем больше возможностей. Ваша задача — их осознать и понять, составив ресурсную карту. Только таким образом вы сможете «открыть новые двери» и возможности.
Личностно-ресурсное картирование как средство работы тьютора. И не только…
В коллективной монографии рассмотрен процесс личностно-ресурсного картирования как средство и совместная деятельность тьютора и его подопечного – тьюторанта в процессе построения индивидуальной образовательной или учебной программы. Также представлен опыт членов Межрегиональной тьюторской ассоциации по разработке конкретных технологий личностно-ресурсного картирования. Каждая из этих технологий ориентирована на определенную возрастную группу, но также может быть адаптирована и перенесена на иные возрастные группы. Для тьюторов, преподавателей общего и высшего образования, воспитателей, психологов, социальных работников, руководителей образовательных учреждений, аспирантов, магистрантов направлений педагогической подготовки и всех, кто интересуется организацией тьюторского сопровождения в сфере образования и развития человека.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Личностно-ресурсное картирование как средство работы тьютора. И не только… предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Ковалева Татьяна Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая лаборатории индивидуализации и непрерывного образования Института непрерывного образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»
Бережнова Елена Викторовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры мировой литературы и культуры ГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации» (МГИМО МИД России)
Шалашова Марина Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, директор института непрерывного образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»
Рекомендовано к изданию решением Ученого совета Института непрерывного образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (Протокол № 1 от 28.08.2018 г.)
в личностно-ресурсное картирование, или Размышления о специфике тьюторской работы
Первые локальные проекты, разрабатывающие идею тьюторства как особого типа сопровождения человека (тьюторанта) в построении им своей индивидуальной образовательной программы, появились в России в 1988–1995 годах. В нашей стране разработка и реализация этих проектов связана прежде всего со Школой культурной политики (руководитель ШКП — П. Г. Щедровицкий; проект тьюторского сопровождения в условиях региональных образовательных программ); с Центром социально-педагогического проектирования «Эврика» (руководитель — А. И. Адамский; проект Международной детской школы), со школой-лабораторией «Эврика-развитие» Академ-городка г. Томска (с 1991 года директор школы — Т. М. Ковалева; с 1996 года — Л. М. Долгова; введение в школьное пространство позиции тьютора).
Следующий этап развития отечественной тьюторской практики стал разворачиваться с 1996 года, когда в Томске была проведена 1 Всероссийская научно-практическая тьюторская конференция. Задавая ежегодно приоритетный фокус исследования становящейся тьюторской практики, она стала постоянным этапом анализа и проектирования новых задач на следующий год для всего тьюторского сообщества. Со временем тьюторская конференция стала международной, и ее проведение было перенесено в Москву. В этом году в Московском городском педагогическом университете состоится уже 11 международная (23 Всероссийская) научно-практическая конференция; в этот раз по теме: «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: идея и реализация функции посредничества».
Конечно, в контексте исторического времени прошел еще совсем небольшой период, и пока можно говорить лишь о самых первых шагах разработки инструментария и технологий тьюторской работы, но в то же самое время за эти годы уже произошло немало событий для институционального закрепления этой новой для России педагогической профессии.
Так 3.08.2007 г. в Министерстве юстиции Российской Федерации была зарегистрирована Межрегиональная общественная организация «Межрегиональная Тьюторская Ассоциация», целью которой с самого начала стало объединение заинтересованных людей самых различных, далеко не только психолого-педагогических профессий, начинающих осваивать тьюторскую практику; организация экспертизы, повышения квалификации и переподготовки в области тьюторства, а также оказание практической и методической поддержки в развитии тьюторских практик во всех институциональных и неинституциональных форматах современного образования.
С 2008 года профессия тьютора официально вошла в список должностей педагогических работников общего, дополнительного и высшего профессионального образования (приказы Минздравсоцразвития РФ от 5.05.2008 г. №№ 216-н и 217-н, зарегистрированные 22.05.2008 г. соответственно под № 11725 и № 11731 в Министерстве юстиции Российской Федерации).
В 2009 году в Москве начала работать магистерская программа «Тьюторство в сфере образования» (руководитель программы — Т. М. Ковалева) сначала в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ), а с 2017 года — в Московском городском педагогическом университете (МГПУ). Сейчас в университетах разных регионов страны насчитывается уже 14 таких магистерских программ.
26.01.2017 г. Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) был зарегистрирован Приказ № 45406 об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания», где одной из трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт, было названо тьюторское сопровождение обучающихся, и указано наименование должности и профессии «тьютор».
В 2018 году Межрегиональная тьюторская ассоциация выиграла президентский грант на реализацию проекта «Профессионально-общественная экспертиза качества индивидуализации образования и тьюторства» и связанную с этим разработку специфики тьюторской деятельности в следующих 5 треках:
• сопровождение индивидуальных образовательных программ детей с ОВЗ;
• сопровождение индивидуальных образовательных программ одаренных учащихся;
• сопровождение индивидуальных образовательных программ в условиях онлайн-обучения;
• сопровождение индивидуальных образовательных программ детей, оставшихся без попечения родителей;
• сопровождение индивидуальных образовательных программ в условиях семейного образования.
Осуществляя деятельность по институциональному закреплению профессии тьютора, мы с самого начала понимали, что параллельно с этим необходимо разрабатывать средства тьюторской работы, причем как общие технологии тьюторского сопровождения, так и специальный методический инструментарий для работы тьютора с каждой категорией детей и взрослых. В связи с этим с самого начала в Межрегиональной тьюторской ассоциации в рамках постоянно действующих проектно-исследовательских и экспертных семинаров стали сначала разрабатываться, а затем экспертироваться и проверяться на практике различные методические и технологические средства, необходимые и тьюторам, и педагогам с тьюторской компетентностью для осуществления ими процесса сопровождения индивидуальной образовательной программы.
Одним из основных средств такой тьюторской работы стала работа с образовательными картами. Почему именно картирование стало для нас пониматься как ключевой инструмент тьюторской работы?
Тьюторское сопровождение — это процесс сопровождения развития человека, основанный на принципе индивидуализации, когда за человеком признается способность и право определять свой образовательный путь, исходя из собственных интересов, с опорой на опыт, инициативу и личные стратегии реализации своих замыслов.
Картирование, или процесс создания карты, как культурный прототип человеческой деятельности, связан, в первую очередь, со стремлением человека осваивать окружающий мир и объективировать уже полученные им знания через различные способы фиксации знания о мире. Карта возникает как один из способов фиксации познания мира и имеет важные характеристики, которые позволяют рассматривать ее и сегодня в контексте тьюторской деятельности.
Издавна на карте человек объективировал окружающий мир таким, каким он его видел в зависимости от своих задач. Если он занимался какой-либо хозяйственной деятельностью (охота, скотоводство, земледелие и т. д.), то и на карте им фиксировались те объекты, которые способствовали его пониманию и дальнейшему их использованию в рамках этой деятельности.
Карта во многом отражала субъективную картину того человека или группы людей, которые ее создавали. Они видели и фиксировали то, что совпадало с их уровнем знания, опыта, представлений в той или иной области познания окружающего мира. Таким образом, объективируя ту или иную реальность, карта всегда позволяет читать, анализировать, получать информацию, исходя из поставленных нами целей и задач.
Важно отметить, что в тьюторском сопровождении имеет значение не только и не столько сама карта, сколько организация совместного процесса картирования. Через организацию этого процесса может анализироваться как работа тьюторанта со своей индивидуальной образовательной программой, так и работа самого тьютора. Использование процесса картирования тьютором решает следующие задачи:
• удержание тьютором посреднической позиции;
• активизация позиции тьюторанта в его самостоятельной работе над индивидуальной образовательной программой;
• переход тьюторанта от совместной деятельности с тьютором к индивидуальному картированию.
Первый опыт работы с образовательными картами начал оформляться в Гуманитарном лицее г. Ижевска еще в 1997 году учителем географии и членом тьюторской школьной команды Митрошиной Т.М., которая и ввела в тьюторское сообщество понимание образовательной карты, как особой, принципиально отличающейся от всех других видов карт.
«Образовательная карта — это карта, отражающая, в первую очередь, субъективный опыт ее создателя в процессе образования, сделанная с использованием условных знаков и в условной масштабности. Ввиду того что любая географическая карта — это объективная модель реальной действительности, мы считаем, что образовательная карта — это субъективная модель действительности образования», — пишет в 1 главе этой книги Т.М.Митрошина и формулирует основные правила построения таких карт.
Ресурсы. Личная Карта Ресурсов
— У меня совсем нет ресурсов! Где взять ресурсы?! Мой психолог не помогает мне найти ресурсы! – хор клиентов.
— Вы должны сначала наработать ресурсы! Давайте поищем ваши ресурсы! А какие ресурсы у вас есть сейчас? – хор психологов.
А теперь вопрос – что за зверь такой «ресурсы»? Как узнать, что он есть, или что его нет, и где его взять, когда его нет? Особенно, когда нет, ведь в другие периоды о ресурсах редко кто задумывается, хотя рачительный хозяин своей судьбы «готовит сани летом, а телегу зимой».
Ресурсы. Что это такое? Какие они бывают?
Действия с ресурсами. В плюс и в минус. Какие они бывают?
Создаем свою карту индивидуального стиля обращения со своими ресурсами.
Ресурсы. Что это такое? Какие они бывают?
Если простыми словами, то ресурсы – это ваша или чужая, но доступная вам жизненная энергия в любой форме.
Начнем с самого начала. Можно читая статью потихоньку набрасывать свою личную Карту Ресурсов, отмечая ее области цветом или значками.
В части ресурсов у нас могут быть следующие состояния:
— дыра, провал, воронка, пустота поглощающая. Т.е. ресурсы уничтожаются, минусовое, отрицательное поле
— нет ресурсов, дно, исчерпаны ресурсы
— комфортное состояние, достаток
— затор и застой от избытка ресурсов.
Можно для себя нарисовать что-то вроде шкалы, линейки от минус до плюса, и обозначить для себя разными цветами разное состояние.
Теперь выделяем области жизни (просто для удобство, можно использовать другую градацию). И подробно пишем, какие ресурсы у нас есть фактически сейчас или нет, распределяя их между разными состояниями. Можно сделать табличку, чтобы было удобнее.
4.в. Любовь (отношения)
Конечно удобнее делать эту работу совместно с психологом (некоторые ее этапы), или в мини-группе с психологом, как бы подтверждая дополнительно свои ресурсы, замечая то, что, возможно полностью игнорировалось до сих пор.
Можно взять небольшую серию консультаций у психолога чтобы проработать свою Карту Ресурсов личную, и знать, что у вас есть в наличии, а что нужно пополнять срочно или постепенно.
Важно проработать именно всю карту ресурсов, так как очень часто бывает, что слившись и застряв в каком-то отрицательном дефиците, человек, погружаясь в эту воронку перестает видеть, чувствовать и ценить те области где у него с ресурсами очень благополучно все. И тогда это негативное состояние начинает расползаться. А нам нужно наоборот, его фиксировать и уменьшать.
Бывает такое, что в какой-то области есть перекос в негатив, например, множество кредитов и платежи по ним, долги. (Уходит человек в минус, и воронка нарастает).
В работе у него «достиг дна» или нет работы, или он зарабатывает минимум, который не закрывает его платежи.
А в весе (или в зависимостях) у него не просто избыток, а «затор и застой от переизбытка».
Или в области друзей «затор и застой» очень много «жертв-жалобщиков», которые тянут его ресурсы на себя.
И когда человек видит всю систему его жизни целиком, затем анализируем его способы обращения с ресурсами, в разных областях жизни, он может начать менять то, что ему не нравится.
Действия с ресурсами. В плюс и в минус. Какие они бывают?
Посмотрим парочку примеров анализа ресурсов из полной системной работы (аудита, создания своей личной Карты Ресурсов).
Возьмем один пример материальных ресурсов (деятельность) и один нематериальных.
У Васи есть несколько объектов недвижимости в собственности, высокая должность, дающая власть и статус. Финансовые накопления, отличное образование, основное и дополнительные в этой сфере.
В родительской семье у него есть много поддержки и удачные сценарии родителей.
В области отношений он внимателен к своей зоне общения, и поддерживает массу полезных связей.
В области хобби у него зона перенасыщения, он перепробовал многое. Его дом завален избыточными «игрушками», комп не читанными книгами, не смотренными фильмами.
В зоне «тело, здоровье» наш Вася находится в зоне «приемлемого комфорта», заботится о теле, лечится вовремя, ведет здоровый образ жизни.
Все хорошо с семьей, супруга, дети.
В зонах любовь и личность у него две шикарные «темные дыры», поглощающие положительные эмоции от остальных ресурсов.
Он годами игнорирует свою потребность в людях, близких по духу, в определении своих личных ценностей и смыслов, и в отношениях близости и любви с равными (не родителями и детьми).
Обесценивая, отрицая, вытесняя свою актуальную потребность, он частично пытался ее закрывать зоной хобби.
В итоге из кризиса середины жизни вышел не очень удачно, в состоянии «дожить до смерти», его фон общий депрессивный, мысли о самоубийстве отложены, как противоречащие необходимости «вырастить детей».
На этой стадии воронку еще можно останавливать и разбираться с ней, а можно подождать, пока она начнет заполнять другие сферы жизни, разрушая их, так как «где тонко, там и рвется». И если пошел расход витальности в минус, то нужно закрывать «дыру в космос» качественно.
При работе с Картой Ресурсов при подходе к болевой, проблемной области вы можете испытывать сильное сопротивление, тошноту, дискомфорт и иные неприятные симптомы.
Дальше вопрос личного выбора – увидеть то, что есть сейчас реальности, пережить соответствующие отрицательные чувства и что-то менять, или продолжать закрывать глаза на «дыру» в какой-то области жизни, пока она не захватит особо значимую область (обычно к психологу приходят тогда, когда в кризис вошла зона: дети, работа, семья, здоровье, эмоциональное состояние достигло стадии депрессии, ПА, сильного страдания).
Если посмотреть на действия нашего Васи, то оказывается, что в благополучных областях он
А вот в зоне личности и отношений он действует противоположным образом.
Отвергает свои потребности. Когда в юности он писал стихи, читал серьезные книги о поиске смысла. Сейчас это давно «забыто». Растрачивает свои возможности, когда знакомиться с кем-то, на кого откликается душой или духом (не коммерческой или статусной выгодой), то отталкивает и отвергает эти возможности. Расходует как НЕ ценное то, что могло бы сделать его счастливым.
Если проанализировать его путь, то он ПОВТОРИЛ сценарий родителей, а не нашел свой собственный на базе их опыта. И поэтому его родители очень счастливы, а у него все хорошо, но «сдохнуть от тоски охота».
Теперь посмотрим историю Светы.
У нее избыток и достаток ресурсов в области личности, отношений, семьи, друзей, любви.
И у нее «дно» в области работы. Ушла с одной, ищет другую.
И начинающаяся «яма», пустота в финансах. Она начала уходить в кредиты, которые ей нечем платить, так как нет работы.
Ее стратегии в областях чувств и людей – это активность, щедрость, она поощряет положительные моменты, знает чего и кого хочет, и у нее буквально «зона везения и избытка там».
В областях работы и финансов Света отвергает те варианты, которые есть. Игнорирует и отрицает свои возможности. Она с удивлением смотрит на людей, у которых нет друзей, и которые ищут какой-то гибрид Эйнштейна и Джоли в друзья, желая только получать что-то.
При этом в работе она хочет статус как у двух президентов сразу, и чтобы при этом свободный график и много похвалы и поощрения.
Как будто бы в минусовых областях она становится «другим человеком», точнее там гуляет ее теневая сторона, которую она пока игнорирует.
И как только наша Света внимательно и бережно, с любовью и интересом начинает понимать что и как она делает в проблемных областях, почему она помнит «днюхи», ценит радости и печали своих друзей, а начальников считала «козлами и самодурами», несмотря на то, что ее на работе ценили и хорошо платили, и поощряли, и отладит свои действия, у нее начнет наполняться зона ресурсов в проблемных областях.
Общая схема работы со своими ресурсами:
И да, делайте сами. А если самим трудно, то можно использовать ресурс – психолога.
Нормальное состояние – это благополучие во всех областях жизни.
Ресурсные метафорические карты
Как мы уже говорили, метафорические ассоциативные карты предназначены для работы с подсознанием – для нахождения внутренних блоков, препятствий, страхов и для решения конфликтов, которые они создают. При использовании метафорических карт мы обращаемся к своему подсознанию, в котором, как мы знаем, содержатся ответы на все наши вопросы. Ведь источником всех наших затруднений мы сами и являемся. Карты помогают прорабатывать все моменты, которые служат для нас причинами проблем, для этого существуют различные техники работы с метафорическими картами. Также они позволяют найти наши собственные ресурсы, которые будут способствовать решению стоящих перед нами задач и достижению целей.
Виды метафорических карт
Метафорические карты бывают разной тематики, и в зависимости от того, на что направлена работа с ними, будет зависеть и выбор той или иной колоды. К примеру, для отработки проблем во взаимоотношениях можно использовать одну из самых известных колод «Персона» (Persona) с изображениями на картах самых разных людей.
То же самое, но для детей и подростков – колода «Персонита» (Personita), соответственно, с изображениями детей.
Для работы над отношениями в паре подойдет колода «Танду» (Tandoo), на этих картах можно увидеть самые разные сюжеты из серии он и она.
Колода «Экко» (Ecco) с абстрактными рисунками подойдет для людей с образным мышлением, послужит для раскрытия творческого потенциала.
Специфичный набор карт «Коуп» (Cope) предназначен для работы с душевными травмами самого разного характера. Помогают выявить проблему и снизить или вовсе устранить влияние травмирующих событий на жизнь человека.
Метафорические карты «О» (Oh) представлены двумя колодами. Одна является набором рисунков разной тематики, другая состоит из рамок, дополняющих эти рисунки каким-либо словом.
Сочетание изображений и слов, означающих различные чувства и явления, открывает возможности для составления самых разных комбинаций, что активирует нашу фантазию, творческий потенциал и позволяет увидеть больше, чем мы способны видеть обычно. Колода является универсальной, с ее помощью можно отрабатывать самые разные запросы.
Ресурсные метафорические карты
Отдельная категория метафорических карт это ресурсные метафорические карты. Они призваны вдохновлять и воодушевлять, давать ресурс, который поможет нам справиться с проблемами и добиться желаемого. Ведь мало бывает понять, что именно для нас создает некие сложности и каким образом создавшиеся ситуации можно разрешить. Помимо этого, нужно найти силы, чтобы реализовать это. Именно этой цели и служат ресурсные метафорические карты.
Самая, пожалуй, известная из подобных колод – «Морена» (Morena). На них изображена жизнь бразильского племени Шингу, которые, по словам художника, который их запечатлел, являются самыми счастливыми людьми в мире.
Глядя на карты из этой колоды, вполне понимаешь, почему у него сложилось такое мнение о них – вся колода очень теплая, яркая, мирная, ее герои предаются самым душевным занятиям. И многим она действительно помогает найти и пробудить в себе тот самый ресурс, который нужен для совершения необходимых изменений в жизни.
Также в качестве ресурсной колоды может послужить описанная выше колода «Экко».
Вдохновляет и будит воображение колода «Сага» (Saga) с изображениями фантазийных сюжетов.
Женская ресурсная колода «Она» с рисунками Виктории Кирдий. Наверняка многие знакомы с ее теплыми, душевными, мечтательными рисунками, которые действительно при одном только взгляде на них пробуждают в душе самое лучшее.
И, конечно, не могу не сказать о своих колодах, в частности о наборах карт «Для тебя», «Душа моя» и «Иди вверх». В отличие от других моих колод они как раз в большей степени направлены на мотивацию, вдохновение, на нахождение своих источников сил и энергии на желаемые свершения.
Для тебя
Душа моя
Иди вверх
Ресурсные метафорические карты – как использовать
Самый простой способ использования ресурсных метафорических карт это получение ответа на вопрос:
– что является моим ресурсом в решении поставленных задач?
Можно задать вопрос и иначе:
– в чем заключается мой скрытый ресурс, о котором я не догадываюсь или о котором забыла, но который пригодится мне сейчас?
– что поможет мне в достижении моей цели?
– какой свой ресурс я могу использовать для реализации задуманного?
– какие возможности и ресурсы дает мне сложившая ситуация?
После того как вытянули карту на сформулированный запрос, описываем, что видим на ней, что чувствуем, о чем эта карта говорит нам, на какой наш ресурс, который мы имеем в своем распоряжении, она указывает.
Для реализации этих простых техник можно использовать видео, в котором представлена одна из моих колод – «Для тебя». Сформулируйте свой запрос и выберите любой момент видео. Карта, которую вы увидите, и будет ответом на ваш запрос.
Интуитивные и метафорические карты «Для тебя» видео
Конечно, ресурсных метафорических карт, как и их видов вообще, гораздо больше, чем описано в этой статье. Я написала только о знакомых и относительно близких и понятных мне колодах.
Многие психологи сейчас создают свои наборы карт под свои задачи и стиль работы. Но понятно, что во всем этом разнообразии нам ничто не мешает искать что-то свое, что будет наиболее сильно откликаться в душе и давать те самые ресурсы, которые нам нужны.