что такое реставрация в истории
Реставрация
Профессиональная реставрация появилась в момент накопления частных коллекций искусства, когда возникла необходимость продлевать срок существования (функционирования) предмета искусства. Первые сведения о реставраторах датируются средневековьем, серьёзные школы профессиональной реставрации стали складываться в XVII—XVIII веках.
Существует множество видов реставрации, которые делят по разным признакам. Во всех видах основная цель реставрации — восстановить утраты предмета (дефекты, полученные в результате эксплуатации — сколы, удары, разломы и многое другое) и улучшить его внешний вид, а также законсервировать предмет.
Реставрация существует коммерческая и музейная (музейная реставрация). В первом случае цель реставрации восстановить функциональность, во втором случае главной целью становится консервация, то есть сохранение текущего состояния. При этом музейная реставрация предполагает, как правило, только консервацию, а вмешательство в предмет применяется только в случаях крайней необходимости, например, при очевидных признаках обратимых процессов разрушения.
«§ 4. Сущность консервации монументов в том, чтобы поддерживать их в неизменном состоянии.»
— «Международная хартия по консервации и реставрации монументов и достопримечательных мест», Венеция, 1964 год.
Содержание
История реставрации
Этические проблемы реставрации
Реставрация, подобно любому другому виду человеческой деятельности, не является неизменной системой принципов и методов, но имеет свое историческое развитие и зависит от того, во имя чего сохраняется и реставрируется памятник.
По Ю.Г. Боброву, «развитие практической и теоретической деятельности породило три основные методологии, суть которых выражают три Великие Идеи реставрации.
Основные принципы научной реставрации и консервации:
По мнению немецкого реставратора Ю. Генс, к реставрации объектов искусства не применимо высказывание «Заказчик всегда прав!». Это отличает её от омногих других профессий, оказывающих коммерческие услуги. Кодекс профессионального реставратора не даёт права по прихоти клиента нарушать принцип: «не навреди». [5]
Для России сферу охраны памятников регулируют:
Значение слова «реставрация»
1. Восстановление в первоначальном виде чего-л. обветшалого или разрушенного (обычно произведений искусства, памятников старины). [Архитектор] был вызван для реставрации кладбищенской церкви. Чехов, Старость. [Штруф] занимался также реставрацией картин, и Петр Евграфович нанял его промыть загрязненный лак на тестевом портрете. Леонов, Скутаревский.
2. Восстановление прежнего, свергнутого политического строя. Что такое реставрация? Переход государственной власти в руки политических представителей старого порядка. Ленин, Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905—1907 годов. — Какого ты мнения, друг мой, — спрашивал он, — о реставрации монархического начала в современной Франции? Куприн, Поединок.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Профессиональная реставрация появилась в момент накопления частных коллекций искусства, когда возникла необходимость продлевать срок существования (функционирования) предмета искусства. Первые сведения о реставраторах датируются средневековьем, серьёзные школы профессиональной реставрации стали складываться в XVII—XVIII веках.
Существует множество видов реставрации, которые делят по разным признакам. Во всех видах основная цель реставрации — восстановить утраты предмета (дефекты, полученные в результате эксплуатации — сколы, удары, разломы и многое другое) и улучшить его внешний вид, а также законсервировать предмет.
Реставрация существует коммерческая и музейная (музейная реставрация). В первом случае цель реставрации восстановить функциональность, во втором случае главной целью становится консервация, то есть сохранение текущего состояния. При этом музейная реставрация предполагает, как правило, только консервацию, а вмешательство в предмет применяется только в случаях крайней необходимости, например, при очевидных признаках обратимых процессов разрушения.
— «Международная хартия по консервации и реставрации монументов и достопримечательных мест», Венеция, 1964 год.
РЕСТАВРА’ЦИЯ, и, ж. [латин. restauratio]. 1. Восстановление в первоначальном виде попорченного или обветшалого (особенно произведений искусства). Р. картины. Р. дворца. 2. Восстановление прежнего, свергнутого политического строя. Окончательная победа социализма есть полная гарантия от попыток интервенции, а, значит, и реставрации, ибо сколько-нибудь серьезная попытка реставрации может иметь место лишь при серьезной поддержке международного капитала. Сталин [«К итогам работ XIV конференции РКП(б)»]. 3. [Р прописное]. Период с 1814 по 1830 г. во Франции, когда после Наполеона Бонапарта власть вновь перешла к Бурбонам, династия к-рых была свергнута во время буржуазной революции конца 18 в. (истор.). Эпоха Реставрации. Люди времени Реставрации.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
реставра́ция
1. действие по значению гл. реставрировать; восстановление в первоначальном виде чего-либо обветшавшего или разрушенного (обычно произведений и памятников искусства, зданий и т. п.) ◆ Когда проходила реставрация здания, на фасад повесили картонную имитацию этих окон, чтобы гармоничный облик Университетской набережной не был нарушен. Нина Щербак, «Роман с филфаком», 2010 г. // «Звезда» (цитата из НКРЯ) ◆ О его художественной и исторической ценности говорит тот факт, что, когда в 1979 году проводилась капитальная реставрация дворца, французское министерство культуры предлагало за этот гобелен провести реконструкцию всего здания. Олег Гриневский, «Тысяча и один день Никиты Сергеевича», 1997 г. (цитата из НКРЯ)
2. книжн. действие по значению гл. реставрировать ◆ Известно также, что реставрация монархии не удалась потому, что Гамбетта и Клемансо, оппортунист и радикал, организовали в значительной части Франции ряд вооруженных комитетов, готовых восстать, как только начнется государственный переворот. П. А. Кропоткин, «Записки революционера», 1902 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Но возрождение язычества, реставрация языческих религий есть безумие, есть дело, враждебное религии. Н. А. Бердяев, «Философия свободы», 1911 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: выправление — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
РЕСТАВРАЦИЯ
Смотреть что такое РЕСТАВРАЦИЯ в других словарях:
РЕСТАВРАЦИЯ
РЕСТАВРАЦИЯ
реставрация ж. 1) Восстановление в первоначальном виде обветшалых или разрушенных памятников искусства. 2) перен. Восстановление свергнутого политического строя.
РЕСТАВРАЦИЯ
РЕСТАВРАЦИЯ
РЕСТАВРАЦИЯ
РЕСТАВРАЦИЯ в архитектуре и искусстве, укрепление и восстановление разрушенных, повреждённых или искажённых памятников истории и культуры (архитектур. смотреть
РЕСТАВРАЦИЯ
РЕСТАВРАЦИЯ во Франции, период вторичного правления династии Бурбонов, свергнутой в кон. 18 в. в результате Великой франц. революции. Различают 1-ю Р. смотреть
РЕСТАВРАЦИЯ
РЕСТАВРАЦИЯ
РЕСТАВРАЦИЯ
РЕСТАВРАЦИЯ
РЕСТАВРАЦИЯ и, ж. restauration f., нем. Restoration <лат. restauratio восстановление. 1. Восстановление в первоначальном виде чего-л. попорченного. смотреть
РЕСТАВРАЦИЯ
Лит.: Филатов В. В. Русская станковая темперная живопись: Техника и реставрация. М., 1961; Грабарь И. Э. О древнерусском искусстве. М., 1966; Ополовников А. В. Реставрация памятников народного зодчества. М., 1974; Методика реставрации памятников архитектуры / Под ред. Е. В. Михайловского. М., 1977; Реставрация произведений станковой масляной живописи. М., 1977; Восстановление памятников культуры: Сб. ст. / Под ред. Д. С. Лихачева. М., 1981.
РЕСТАВРАЦИЯ
-и, ж. 1.Восстановление в первоначальном виде чего-л. обветшалого или разрушенного (обычно произведений искусства, памятников старины).[Архитектор] бы. смотреть
РЕСТАВРАЦИЯ
Реставрация (Restoration) (1660), восстановление в Англии и Шотландии монархии Стюартов в рез-те воцарения Карла II, находившегося в изгнании сына казненного короля Карла I. Оливеру Кромвелю так и не удалось примирить роялистов с респ. строем; его правление в большей степени опиралось на армию, чем на поддержку народа. Со смертью Кромвеля в 1658 г. протекторат потерял свою гл. опору, а его преемника Ричарда Кромвеля армия без особого труда отстранила от власти. Хорошо продуманные действия генерала Монка в Шотландии и Англии и Кларендона, находившегося в изгнании вместе с Карлом II, обеспечили бескровную Р. в мае 1660 г. Перед тем как покинуть Голландию, Карл II в Бредской декларации (Бреда) пообещал прощение и фактически выразил намерение сотрудничать с парламентом. Р. сопровождалась восстановлением роли англиканской церкви, ростом состояний «кавалеров» (хотя те, кто продал поместья, чтобы заплатить штрафы, не могли получить их обратно), подъемом культурной и обществ, жизни. Но, как скоро убедился Карл II, Р. не вернула монархии Стюартов абс. власть. смотреть
РЕСТАВРАЦИЯ
Предпосылкой Р. является безупречная консервация объекта, которая обеспечивается точностью, знакомством с материалом, тесным контактом между ре. смотреть
РЕСТАВРАЦИЯ
Триер Триас Трас Травея Траверс Трава Тис Тирс Тире Тир Тиара Тес Терция Терраса Терия Твие Тверца Тая Тарас Тара Таиса Таис Таир Таец Таврия Тавр Сятие Стрия Стр Стерва Стер Стая Стация Старцев Старица Старец Ставец Став Ситце Ситар Сиерр Сивер Сет Серия Серир Серв Сера Севр Сев Свитер Свита Света Свая Сват Свара Сатир Сати Сартр Сарта Сарра Сари Сара Саарец Саар Ряст Ряса Рия Рита Рис Риа Рет Реставрация Рев Рая Рация Рацея Расцвет Растр Растеря Раст Раса Раия Раис Рават Итр Истра Истец Исаев Иса Ера Еврат Евр Ева Все Врата Врасти Вица Витя Вита Вит Вист Вис Вира Вие Вести Вест Вес Верста Версия Верист Вера Ватер Вата Вася Варя Вар Ваия Ваер Аят Атас Трясавица Ася Асцит Астр Трясца Аста Артерия Царев Арт Ария Царствие Цата Цвести Ариец Арест Ареса Цвет Цвета Цета Цистра Ярица Аравия Аист Аир Авт Австрия Ясир Австерия Авист Авиа Авест Аверс Авария Аварец Авар Яствие Австриец Ява Цитра Цитер Арат Циста Цис Цея. смотреть
РЕСТАВРАЦИЯ
1) Орфографическая запись слова: реставрация2) Ударение в слове: реставр`ация3) Деление слова на слоги (перенос слова): реставрация4) Фонетическая тран. смотреть
РЕСТАВРАЦИЯ
РЕСТАВРАЦИЯ восстановление в первоначальном виде: 1) произведений искусства, пострадавших от времени; 2) общественно-политического строя или прав. смотреть
РЕСТАВРАЦИЯ
РЕСТАВРАЦИЯ реставрации, ж. (латин. restauratio). 1. Восстановление в первоначальном виде попорченного или обветшалого (особенно произведений искусства). Реставрация картины. Реставрация дворца. 2. Восстановление прежнего, свергнутого политического строя. Окончательная победа социализма есть полная гарантия от попыток интервенции, а, значит, и реставрации, ибо сколько-нибудь серьезная попытка реставрации может иметь место лишь при серьезной поддержке международного капитала. Сталин («К итогам работ XIV конференции РКП(б)»). 3. (Р прописное). Период с 1814 по 1830 г. во Франции, когда после Наполеона Бонапарта власть вновь перешла к Бурбонам, династия к-рых была свергнута во время буржуазной революции конца 18 в. (истор.). Эпоха Реставрации. Люди времени Реставрации.
РЕСТАВРАЦИЯ
(лат. resauratio — восстановление) — восстановление памятников культуры и искусства, разрушенных временем, неблагоприятными условиями бытования, губительными воздействиями. Реставрируются археологические находки, архитектур-ные сооружения, произведения изобразительного и декоративно-пракладного искусства. Основными фор-мами реставрации являются: консервация — сохранение памятника в дошедшем до нас виде; частичная реставрация — выявление скрытых под историческим наслоениями подлинных фрагментов памятника; пол-ная реставрация — восстановление целостного перво-начального облика памятника. смотреть
РЕСТАВРАЦИЯ
Реставрация – это вовсе не скучно, как может показаться на первый взгляд! Она представляет собой интересную, увлекательную, благородную и невероятно полезную сферу человеческой деятельности.
Итак, что такое реставрация? Какие ее виды существуют? И каково значение слова «реставрация»? Попробуем ответить на все эти вопросы в нашей статье.
Реставрация: значение и происхождение слова
У любого термина есть свое происхождение. Итак, что же такое реставрация? Слово это происходит от латинского restauratio, что значит «восстанавливать», «воссоздавать». В самом широком смысле это процесс восстановления чего-либо в его прежнем, исходном облике. Возрождение, воссоздание, восстановление, реконструкция – все эти слова так или иначе являются синонимами термина «реставрация».
Определение этого понятия в более узком значении немного иное. В частности когда речь идет о восстановлении культурного наследия. В этом случае реставрация – это комплекс специфических мероприятий, направленных на укрепление памятников человеческой культуры, их сохранение, восстановление утраченных или же поврежденных элементов. Речь идет не только об архитектурных сооружениях. Под этим понятием подразумевается также восстановление произведений изобразительного искусства, археологических артефактов и т. п.
Первые сведения о реставрационных работах датируются эпохой Средневековья. А в середине XVII века в Европе начинают создаваться серьезные школы профессиональной архитектурной реставрации.
Что можно отреставрировать?
Реставрировать можно много чего: мебель, старинные здания, мосты, картины, скульптуры, автомобили, мотоциклы, фотографии… Занятие это не такое рутинное и скучное, как может показаться на первый взгляд. Например, реставрация своими руками мебели – это не столько работа, сколько настоящее искусство, волшебство! Ведь мастер, занимающийся этим делом, возвращает новую жизнь тем предметам интерьера, которые другие уже давно бы выбросили на свалку.
Существует и такое понятие, как «реставрация зубов». Это процесс восстановления их формы и функций при повреждении. Интересным и довольно востребованным занятием является реставрация фотографий. Она предполагает удаление пятен, трещин и заломов на старых снимках. Существуют также технологии, позволяющие восстанавливать порванные фотографии.
В некоторых гуманитарных науках тоже употребляется слово «реставрация». Определение по истории, например, у данного термина следующее: это восстановление рухнувшего политического строя или режима в определенном государстве. В национальной истории Франции даже выделяют отдельный период – эпоху Реставрации (конец XVIII – начало XIX века).
Памятники архитектуры и важность их сохранения
Архитектурными памятниками называют недвижимые объекты материального или духовного творчества человека. Ими могут быть как отдельные здания (церкви, костелы, дворцы, замки), так и их комплексы (улицы, площади или целые поселения). При этом любой такой объект должен иметь определенную ценность: историческую, градостроительную или художественную.
Памятники архитектуры являются частью культурного наследия общемировой цивилизации. Кроме того, они дают нам информацию об особенностях и ценностях той или иной исторической эпохи. Именно поэтому сохранение памятников старины – это очень важная задача современного общества. И к ее выполнению следует подходить комплексно, грамотно и со всей ответственностью.
Кстати, реставрация – это далеко не всегда удел опытных профессионалов и узких специалистов в этой области. Например, французская компания Rempart предлагает на волонтерских началах заняться этим интересным делом обычным людям и студентам. Чтобы поучаствовать в одном из их проектов, человеку достаточно оставить заявку и заполнить соответствующую анкету.
Архитектурная реставрация: особенности и принципы
Здания разрушаются вследствие непродуманных и безответственных действий человека, из-за вредных условий окружающей среды или же просто со временем.
Согласно действующему российскому законодательству, к реставрации относят обширный комплекс исследовательских, проектных, ремонтных и инженерных мероприятий, которые производятся на недвижимых памятниках истории, культуры и архитектуры.
В ходе традиционной реставрации, как правило, осуществляется:
Реставрация любого архитектурного или культурного памятника происходит согласно принципам историзма, целесообразности, научности и минимизации вмешательства команды реставраторов в исходный исторический материал.
Как реставрируют исторические здания?
Процесс реставрации того или иного объекта включает в себя несколько последовательных этапов. Начинается он с комплексного и всестороннего исследования памятника, которое предусматривает как внешний осмотр здания, так и тщательное изучение разнообразных архивных материалов. Также очень важно вести постоянный мониторинг сооружения, дабы вовремя выявлять все его «болезни» и повреждения.
Следующий этап реставрационных работ – это проектирование. На основе результатов комплексного исследования памятника составляется детальный эскизный проект его реставрации. В дальнейшем он рассматривается и утверждается (либо не утверждается) соответствующей комиссией.
Реставрационные мероприятия в обязательном порядке сопровождаются подробной фотофиксацией всех проводимых работ. Причем главный архитектор вправе в любой момент остановить работы, обнаружив те или иные ошибки в проекте.
В современной реставрации применяется ряд специальных материалов и красок. Среди них левкас (особая разновидность грунта), скипидар, шеллак (природная смола), пастель, сусальное золото, диметилформамид, клеи животного происхождения и т. д.
Виды реставрационных работ
На практике существует несколько разновидностей реставрационных работ в зависимости от конечной цели данного мероприятия. Такой целью может быть либо восстановление отдельных утраченных элементов здания, либо устранение дефектов конструкции (трещин, сколов, разломов и т. п.), либо улучшение внешнего вида памятника.
Исходя из этого реставрация может быть коммерческой или музейно-научной. В первом случае целью проводимых работ является полное восстановление функциональности здания, а во втором – лишь его консервация, сохранение.
Реставрация также бывает:
Здесь все вполне очевидно. Целостная реставрация заключается в полном восстановлении исходных особенностей и функций того или иного здания. Работы в этом случае наиболее сложные в техническом плане. Фрагментарная (или частичная) реставрация сводится к ремонту лишь одного из элементов конструкции здания. Например, это может быть очистка главного фасада от различных сторонних наслоений.
Что такое раскрытие, консервация и реконструкция?
Реставрация – это некое обобщенное понятие, объединяющие в себе несколько отличающихся друг от друга по содержанию работ: раскрытие, консервацию, ремонт и реконструкцию. Все они могут быть либо этапами единого реставрационного процесса, либо самостоятельными мероприятиями. Давайте в общих чертах познакомимся с сущностью и особенностями этих работ.
Раскрытие – это разновидность реставрационно-восстановительных работ, которая более характерна для предметов и памятников искусства. Суть его заключается в том, чтобы избавить тот или иной культурный памятник от наслоений более позднего возраста. То есть раскрыть, «докопаться» до его первоначального вида. В качестве примера можно привести раскрытие старинных фресок Спасо-Преображенского храма в белорусском городе Полоцке. В 2015 году, чтобы «освободить» живопись XII века, реставраторам пришлось снять два более поздних слоя XIX столетия.
Консервация – это комплекс мероприятий, направленных на приостановление процесса разрушения конкретного памятника. К ним относятся очистка, дезинфекция, гидрофобизация, укрепление стен и сводов и т. п. Под реставрационным ремонтом подразумевают комплекс работ, направленных на устранение износа сооружения и восстановление первоначального декоративного облика его фасадов.
Реконструкция – самый сложный и ответственный вид реставрационный работ. Это коренная перестройка здания с полной или же частичной перепланировкой помещений внутри него.
Реставрация «до» и «после»: несколько удачных примеров
Сохранением старинных сооружений и архитектурных комплексов в Европе начали активно заниматься лишь в XVIII веке. Сегодня реставрационные работы во многих европейских государствах ведутся с использованием новейших технологий и привлечением высококвалифицированных специалистов. Давайте рассмотрим несколько удачных примеров восстановления исторических зданий.
На фотографиях ниже замок Пьерфон во Франции до и после реставрации. Из руин его восстановили еще в конце XIX века по распоряжению Наполеона III.
Петергофский дворец – еще один пример превосходной реставрации. Ансамбль был разрушен в годы Второй мировой войны.
Знаменитая Фрауэнкирхе в Дрездене тоже была разрушена войной. Ее восстановили практически с нуля в начале 2000-х.
Как спасают памятники архитектуры в развитых странах Европы?
Очевидно, что реставрация старинных зданий – удовольствие не из дешевых. В нашей стране охрана архитектурных памятников зачастую уходит на второй, а то и на третий план. Но в некоторых европейских странах все по-другому. Наиболее трепетно за своим архитектурным и историческим наследием следят в Германии, Италии, Франции, а также Чехии.
Например, немецкое законодательство предусматривает огромные штрафы за повреждение или незаконную реконструкцию памятников национального зодчества (от 50 тысяч до 1 миллиона евро). Не менее жесткие правила и в Чехии. К примеру, если в старинном особняке находятся ценные предметы искусства, то его владелец будет обязан даже соблюдать определенный температурный режим в своем доме.
А вот Франция, дабы спасти свои многочисленные архитектурные памятники, продает их в частные руки. Кроме этого, французы активно привлекают к восстановлению своего культурного наследия волонтеров со всего мира.
Реставрация
Реставрация (лат. restavratio — восстановление ) — комплекс мероприятий, направленный на предотвращение последующих разрушений и достижение оптимальных условий продолжительного сохранения памятников материальной культуры, обеспечение возможности в дальнейшем открыть его новые, неизвестные ранее свойства.
Профессиональная реставрация появилась в момент накопления частных коллекций искусства, когда возникла необходимость продлевать срок существования (функционирования) предмета искусства. Первые сведения о реставраторах датируются средневековьем, серьёзные школы профессиональной реставрации стали складываться в XVII—XVIII веках.
Существует множество видов реставрации, которые делят по разным признакам. Во всех видах основная цель реставрации — восстановить утраты предмета (дефекты, полученные в результате эксплуатации — сколы, удары, разломы и многое другое) и улучшить его внешний вид, а также законсервировать предмет.
Реставрация существует коммерческая и музейная (музейная реставрация). В первом случае цель реставрации восстановить функциональность, во втором случае главной целью становится консервация, то есть сохранение текущего состояния. При этом музейная реставрация предполагает, как правило, только консервацию, а вмешательство в предмет применяется только в случаях крайней необходимости, например, при очевидных признаках обратимых процессов разрушения.
Все виды работ, проводимых на поврежденных произведениях искусства, принято называть одним общим термином — реставрация. Между тем это обобщающее понятие охватывает три по существу различных комплекса работ: консервацию, собственно реставрацию и реконструкцию.
В практике реставрации эти виды работ могут сосуществовать как различные этапы единого процесса или же быть самостоятельными, с привлечением соответствующих каждому специфических способов и средств.
«§ 4. Сущность консервации монументов в том, чтобы поддерживать их в неизменном состоянии.»
— «Международная хартия по консервации и реставрации монументов и достопримечательных мест», Венеция, 1964 год.
История реставрации
«Настоящее сохраняет прошлое для передачи будущему». Консервация и реставрация столь же древние, как и само произведение искусства, поскольку процесс разрушения заложен уже при его создании. Искусство, как и человек, не может избежать старости. Реставрация существовала еще в античности: Плиний Старший и Витрувий описывают перенесение фресок. В III в. н.э. появилась и первая критика реставрации. В средние века реставрация религиозных картин производилась либо для того, чтобы сохранить моленные образы, либо для того, чтобы привести их в соответствие современным вкусам. Это было их счастьем, так как из-за равнодушия последующих эпох, особенно XVII и XVIII вв., к средневековым картинам многие из них погибли. Из источников мы знаем, что забота по улучшению произведений предшественников доверялась знаменитым художникам; так, Лоренцо ди Креди поправлял картины Паоло Уччелло и Фра Анджелико. В Генте в 1550 Ян ван Скорел и Ланселот Блондель получили задание привести в порядок алтарь работы Яна ван Эйка, в который они внесли некоторые собственные элементы.
Во Франции первые упоминания о консервации и реставрации живописи связаны с устройством коллекции Франциска 1 в Фонтенбло: картины «мылись», «чистились» и «освежались». Приматиччо, который играл главную роль в росписях Фонтенбло, был обязан поддерживать в хорошем состоянии и картины.
В ту эпоху реставрация знаменитых произведений, как правило, доверялась не менее знаменитым художникам; иногда же ею занимались ловкие копиисты, способные подражать мастеру. В XVII в. в Фонтенбло возникла целая группа художников консерваторов-реставраторов. Картины были деталями интерьеров и поэтому часто увеличивались или уменьшались в соответствии с той декорацией, в которую они должны были вписаться. Со второй половины XVII в.частым становится «дублирование» оригинальной картины.
В XVII веке Шарль Лебрен, первый художник короля, получил титул «хранителя картин» и был обязан содержать в порядке коллекцию королевских картин, расположенную в Лувре, по уходу за которыми он использовал «умелых людей», о чем свидетельствуют источники.
Этические проблемы реставрации
Реставрация, подобно любому другому виду человеческой деятельности, не является неизменной системой принципов и методов, но имеет свое историческое развитие и зависит от того, во имя чего сохраняется и реставрируется памятник.
Важнейшие принципы современной научной реставрации, провозглашенные международной Венецианской хартией, состоят в том, что «реставрация должна являться исключительной мерой. Ее цель — сохранение и выявление эстетических и исторических ценностей памятника. Она основывается на уважении подлинности материала и достоверности документов. Реставрация прекращается там, где начинается гипотеза. ».
По Ю. Г. Боброву, «развитие практической и теоретической деятельности породило три основные методологии, суть которых выражают три Великие Идеи реставрации.
По А. Ф. Лосеву, «Реставрация предстает как форма или способ физической реализации процесса культурного наследования, и в этом смысле, подчиняется его закономерностям».
Основные принципы научной реставрации и консервации:
Принцип историзма. В основе данного принципа лежит «… научное познание объективной действительности, в соответствии с которым объекты и явления должны рассматриваться с одной стороны в их закономерном историческом развитии, а с другой стороны в связи с конкретными условиями их существования. Принцип историзма включает также предсказание развития изучаемых объектов и явлений в будущем».
По мнению немецкого реставратора Ю. Генс, к реставрации объектов искусства не применимо высказывание «Заказчик всегда прав!». Это отличает её от омногих других профессий, оказывающих коммерческие услуги. Кодекс профессионального реставратора не даёт права по прихоти клиента нарушать принцип: «не навреди».
Однако главным все же остается мастерство реставратора, его знание живописи, его тактичность, благоразумие и моральные качества. «Эмпирическое на протяжении веков и обновленное тогда, когда от старых методов ничего не остается, искусство реставрации, мало известное широкой публике, да и самим художникам, вызывает, однако, всеобщее любопытство и даже самые противоречивые страсти» (Гулина).
Для России сферу охраны памятников регулируют:
Национальные реставрационные службы
Каждая страна имеет свою собственную структуру, где охрана памятников, реставрация, научное изучение, преподавание не всегда собраны воедино, но многочисленные музеи имеют свои мастерские и лаборатории (Каирский музей, музей в Нью-Дели, Британский музей и Нац. гал. в Лондоне, Художественный музей в Дюссельдорфе и Базеле, Реставрационные мастерские в Москве). Во Франции под эгидой Управления музеями существуют две реставрационных службы: одна предназначена для ухода за картинами в национальных музеях, другая осуществляет инспекцию музеев, деятельность которых не ограничивается только живописью. Обе службы работают в тесном контакте с научной Лабораторией музеев Франции.В 1970 под эгидой Исторических памятников в Шан-сюр-Марн была создана научная лаборатория и мастерские по охране и реставрации произведений искусства. Они работают в пяти направлениях: камень, витраж, дерево, настенная живопись и гроты. Наконец, отвечая давним чаяниям, в 1977 в Париже был основан и в 1978 открыт Французский институт реставрации; его важнейшей задачей является подготовка реставраторов высокого уровня.
Основные виды реставрации
Copyright © Галеон
г. Москва, Сущёвский Вал, 75с1