что такое ресивер в музыке
Каждому своё: AV ресивер или стереоусилитель?
Сохранить и прочитать потом —
Планируя приобретение тех или иных компонентов домашней аудиосистемы, будущий пользователь сталкивается с большим количеством вопросов, в которых не всегда можно разобраться без специалиста. В результате может получиться набор компонентов, который, может быть и неплохо звучит, но удовольствия своему владельцу не доставляет. Почему так? Всё дело в нюансах, которые порой являются решающими. Например, выбор компонента, отвечающего за коммутацию и усиление звука.
Усилитель или ресивер? Этот вопрос задавал себе чуть ли не каждый, кто планировал покупку новой аудиотехники. Для кого-то это должно было стать новой покупкой, а кто-то апгрейдил уже имеющуюся систему, стараясь привнести в неё больше возможностей и улучшить звучание. И вот на этапе выбора очень многие шли в неверную сторону. Проблема заключается в непонимании принципиальной разницы между этими двумя устройствами. А она есть. Попробуем разобраться…
Итак, начнём с особенностей выбора техники в наши дни. Мы приучены рекламой выбирать то, что обладает максимально возможным набором функций. Естественно, в дальнейшем мы и половиной из этого пользоваться не будем, но на стадии выбора голосуем кошельком именно за обширные возможности. А значит, выбираем AV ресивер. Что такое, в сущности, этот самый ресивер? Если не влезать в технические дебри, то по сути это тоже усилитель, только не стереофонический, а многоканальный. Традиционно в нём не менее пяти каналов усиления. А вместе с ними в одном корпусе находятся система коммутации, декодирования, обработки. То есть, это по умолчанию более сложный по сравнению со стереоусилителем прибор. И, имея какую-то строго определённую сумму на покупку, среднестатистический покупатель выбирает то, в чём больше функций. При этом совершенно игнорируя свои истинные потребности. А выбор этот весьма прост. Если вы большую часть времени работы будущей системы планируете слушать музыку, то вам лучше обратить внимание на стереофонический усилитель. А если вы заядлый киноман, а музыка для вас либо как редкое времяпрепровождение либо как фон, то в этом случае вам нужен AV ресивер.
Почему так? Почему меломану не стоит покупать ресивер? Всё дело в особенностях его конструкции. Как мы уже уяснили выше, при одинаковой стоимости мы можем купить либо простой усилитель либо более сложный AV прибор. Однако, в ресивере у нас функций больше, а значит, где-то нас ждёт компромисс. И он есть. Это аудиотракт. Он более простой и менее требовательный. Во-первых, для стерео используются более качественные элементы. Снова вспомним, что мы располагаем фиксированной суммой на покупку. Отсюда можно сделать логический вывод, что мы купим либо два качественных стереоканала либо пять чуть менее хороших. Не забудем, что в эту стоимость у нас ещё входит процессор, набор декодеров и ещё масса коммутационной электроники. Во-вторых, аудиотракты для музыки и кино создаются по разным принципам. Для музыки важны тонкость, чувствительность к малейшим изменениям, «воздух». В то же время кинофонограмма полна мощными динамическими перепадами звуковых эффектов, яркими и чёткими тембрами, характеризующими ту или иную сцену. Если упростить описание, то музыкальная запись позволяет услышать и представить, тогда как саундртек в кино сопровождает картинку. Да, в обоих случаях звук создаёт определённое настроение, но они принципиально разные.
Против требовательного меломана выступают ещё и особенности схемотехники AV ресивера. Дело в том, что большая часть ресиверов из недорогого и среднебюджетного диапазонов не имеют возможности отключения блока обработки звука: эквалайзера, пространственного процессора, декодеров. И, даже если такой ресивер и оборудован схемой bypass с возможностью обхода процессорной части, то на аналоговый тракт всё равно влияют помехи от работающих микропроцессоров. Многие AV приборы позволяют «хитрость» – подключение стереосигнала непосредственно к многоканальному входу, если ресивер таковым оборудован. В этом случае музыка действительно звучит более естественно и объёмно. Однако, как мы уже говорили выше, конструкция усилителя ресивера такова, что определённая часть музыки так и не достигнет акустических систем, так как затеряется в шумах от наводки электронной части и навеки утихнет в самом аудиотракте. Вряд ли меломан-аудиофил будет рад такому результату.
Так что же делать? Думаем, это уже понято. Техникой необходимо пользоваться строго по её основному назначению. То есть, если вы любите кино, то выбирайте AV ресивер. Однако, если вы меломан, то забудьте о всех дополнительных функциях и многоканальном звуке. Всё равно вы ими не будете регулярно пользоваться. Лучше заплатите эти деньги за более высокое качество звука.
Что умеет AV-ресивер и зачем он нужен
Содержание
Содержание
AV-ресивер — это мозг домашней медиасистемы. Он берет сигнал от всех источников в доме (плееры, медиасерверы, игровые приставки и т. п.) и распределяет по каждой части домашнего кинотеатра (ТВ, проектор, колонки). Также ресивер позволяет переключаться между различными входами, усиливать аудиосигнал, обработать его эквалайзером и другими эффектами. Что еще он умеет, как его выбрать и что с ним делать дальше?
Спереди они похожи на плеер Blue-Ray или усилитель, но задняя панель ужасает количеством входов и выходов. Это неслучайно: ресивер объединяет в себе цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП, превращающий нули и единицы в аудио), декодер многоканального звука, процессор для настройки звука в каждом канале и усилители мощности на каждый канал. Современные модели поддерживают Bluetooth и Wi-Fi, позволяющие им общаться с беспроводными колонками и мобильными девайсами.
По сути, ресивер — это связующее звено между всеми домашними медиаустройствами. Он поможет объединить их в сеть, легко переключаться между разными источниками, слушать музыку и смотреть фильмы откуда угодно.
Как выбрать ресивер?
Ресивер — сложный девайс с большим количеством характеристик, но большинство из них пришло из других устройств — усилителей, аудиокарт, видеоплееров и т.п. Ресивер лишь объединяет их под одной крышей, так что разобраться во всем этом несложно.
Количество каналов. Это первое, на что нужно обратить внимание. Если дома уже стоит комплект колонок 5.1, понадобится ресивер на соответствующее количество каналов. Если есть планы добавить в эту схему две колонки сверху, чтобы получилось 5.1.2 с возможностью работы с форматом Dolby Atmos, тогда нужно уже 7 каналов, и смотреть необходимо в сторону ресиверов с поддержкой схемы 7.2 и так далее.
Мощность. Мощность лучше брать с некоторым запасом, иначе на большой громкости усилителю будет не хватать пороха в пороховницах, и сигнал будет клипповать — хрипеть, шипеть, шуршать и различным образом искажаться. К примеру, для двух колонок по 80 Вт стоит брать ресивер с усилителями мощностью около 100 Вт на канал. Помимо мощности, надо смотреть на импеданс усилителя. Более подробный гайд по выбору усилителя можно найти тут.
Декодеры. Важный момент, от которого будет зависеть, какие форматы многоканального звука ресивер сможет воспроизводить (все эти DTS:X, Dolby Atmos и т. п.).
Входы и выходы. От них зависит количество различной техники, которую сможет объединить ресивер. К примеру, несколько HDMI-входов позволят подключить к нему игровую приставку, видеоплеер, спутниковое ТВ и медиасервер, выводить картинку с них на телевизор без лишних телодвижений. Коаксиальные и оптические выходы помогут подключать внешнюю аудиокарту ПК или какой-то из приборов по S/PDIF, сократив количество проводов.
Беспроводные соединения. Bluetooth и Wi-Fi играют важную роль в современной медиатехнике. Беспроводные колонки можно поставить куда угодно, избавившись от головной боли с проводами, а со смартфона или планшета можно управлять домашней медиатекой и запускать фильмы одним пальцем, лежа на диване.
ЦАП. Здесь надо смотреть на максимальную частоту дискретизации и битрейт. Стоит отметить, что актуальные стандарты для многоканального звука: DTS (в версии HD Master Audio) и Dolby Atmos — до 24 бит/192 кГц.
Наконец, стоит глянуть на форматы файлов, которые ресивер умеет воспроизводить. Большинство из них также умеет играть как олдскульное радио в диапазонах FM и AM, так и современное интернет-радио.
Наконец, коэффициент гармонических искажений говорит о том, сколько искажений будет вносить ресивер в конечный сигнал. Искажения, вносимые ресивером, становятся ощутимыми, начиная с 0.1% искажений, так что любая модель с показателем ниже подойдет для домашнего пользования (но, конечно, чем ниже, тем лучше). Чем меньше мощность усилителей ресивера, тем больше вероятность, что он надорвется раскачивать большие мощные колонки, и на высоком уровне громкости появятся искажения.
Дополнительные функции
Последние модели ресиверов часто напичканы современными функциями. К примеру, технология Audyssey позволяет автоматически настроить звучание колонок под особенности помещения, в котором они находятся. Калибровка объемного звука настроит его в зависимости от расположения самих колонок относительно слушателя. Обладателям 4К-телевизоров и проекторов пригодится возможность масштабирования видео — автоматического апскейлинга какого-нибудь 360р, вышедшего из ютуба нулевых, до 4К.
Некоторые ресиверы умеют посылать отдельный сигнал на стереоколонки, установленные в другой комнате, за счет сокращения пары каналов, к примеру, с 7.1 до 5.1. Зато появляется возможность смотреть фильм в одной комнате, пока кто-то слушает музыку в другой.
Бывают и фирменные разработки. К примеру, технология Yamaha MusicCast объединяет все поддерживающие ее устройства по Wi-Fi, что позволяет управлять всей системой со смартфона. Можно воспроизвести любой трек откуда угодно: хоть со стриминговых сервисов, хоть из внутренней памяти смартфона.
Некоторые ресиверы поддерживают технологию AirPlay и на лету умеют сопрягаться с техникой Apple.
AV-ресивер, AV-процессор или проигрыватель BLU-Ray?
Основная проблема ресиверов в том, что их цифровая начинка может дублироваться в нескольких приборах (видеоплеере, медиасервере и т. п.), а самый дорогой их компонент — это усилители, которые не всегда достаточно мощные, и не всегда их так много, как хотелось бы.
К примеру, если дома уже обустроено помещение с домашним кинотеатром и мощными колонками по схеме 7.4.1 (а это три фронтальных, две по бокам, две сзади, четыре сверху и сабвуфер), то понадобится ресивер на 11 каналов. Не всегда удается найти прибор с таким количеством каналов, нужной мощности и за приемлемую цену. В таких случаях обычно используют цифровой процессор аудио.
Многоканальные цифровые процессоры отличаются от ресиверов тем, что не имеют на борту усилителей. Однако они поддерживают больше каналов, обладают передовыми протоколами обработки звука и в целом представляют собой более профессиональные устройства.
Такие ставят в крупных любительских кинозалах, чтобы кормить мощную акустику максимально качественным сигналом. С их помощью можно установить в зале несколько сабвуферов, организовать звук 9.1 и вообще сделать все, чтобы аудио в домашнем кинотеатре было лучше, чем в коммерческом кинозале. Причем это будет выгоднее, чем покупать мощный ресивер на более чем десять каналов.
Стоит также отметить, что некоторые ресиверы умеют играть роль цифровых процессоров и оборудованы выходами с преампов (Pre Out), которые можно подключать к внешнему усилителю в обход встроенных в ресивер.
Также есть один лайфхак. Поскольку самыми мощными должны быть три фронтальные колонки, а их сателлиты требуют уже куда меньше ресурсов, то разумно и кормить их разными приборами. Поэтому связка из усилителя для стереоколонок и ресивера для сателлитов очень популярна и дает возможность закупить все поэтапно.
Блюрэй-проигрыватели обычно имеют собственные декодеры многоканального сигнала и соответствующие аудиовыходы. Все, кроме усилителей. По сути, это процессор и проигрыватель в одном флаконе. К нему подключаются внешние усилители или активная акустика. Такой вариант будет самым компактным и лаконичным, однако проигрыватели уступают процессорам и ресиверам по набору функций и часто не способны декодировать наиболее современные форматы многоканального аудио.
Ресивер для стерео
Хоть AV-ресивер и предназначен для использования главным образом с домашним кинотеатром, многие меломаны подключают его к обычным стереоколонкам. Логика очевидна: не у всех есть возможность выкинуть круглую сумму сразу на 5 колонок, сабвуфер и ресивер, поэтому построить домашний кинотеатр можно поэтапно, начав с необходимого минимума.
Многие ресиверы поддерживают биампинг и триампинг в характеристиках. Это значит, что их можно подключать к стереосистеме и даже установить две колонки и сабвуфер соответственно. Хорошо и то, что ресиверы обычно выдают больше мощности для таких конфигураций, поскольку не нужно питать сателлиты. Таким образом, по мощности и качеству звучания ресивер становится сопоставим с усилителями, а по функциональности и различным фичам легко их превосходит.
Заключение
Ресивер — важная часть многоканальной аудиосистемы. Энтузиасты советуют тратить на ресивер около 30% от стоимости всей аудиосистемы домашнего кинотеатра. При этом, кроме своей основной роли, ресивер может выполнять функции стереоусилителя, аудиокарты, коммутатора устройств и даже радиоприемника. Применений этому прибору великое множество, а поддержка беспроводных соединений и современных форматов аудио и видео делает его не только универсальным, но и актуальным устройством.
AV-ресивер в вопросах и ответах
Выбираем осмысленно
AV-ресивер в вопросах и ответах
Выбираем осмысленно
Термин AV-ресивер постоянно на слуху. Общеизвестно, что это центральное звено системы домашнего кинотеатра – краеугольный камень, который берет на себя координацию работы остальных компонентов комплекса. Какие задачи он выполняет, как устроен и почему его не способен заменить ни саундбар, ни пара колоночек к телевизору? Попробуем разобраться в этой статье.
Основной задачей многоканального AV-ресивера является декодирование цифровой звуковой дорожки, сопровождающей фильм или программу, поканальное преобразование цифрового потока в аналоговый вид и усиление каждого канала. Но, конечно, решением основной задачи функционал современного AV-ресивера не ограничивается. Прежде всего, такой аппарат обрабатывает не только аудио, но и видеосигналы. Как минимум он берет на себя коммутацию источников и вывод видео на один или два устройства отображения. Кроме того, AV-ресивер используется не только для просмотра фильмов и различных видеопрограмм, но и для прослушивания музыки – как в многоканальном варианте, так и в классическом стерео. При этом, в ресивер зачастую встроен и источник аудио – как минимум, аналоговый и цифровой тюнеры, а в последнее время все чаще встречаются модели, способные стримить музыку из сети.
Наличие в составе AV-ресивера серьезной по мощности вычислительной платформы позволяет не просто декодировать саундтреки, но и производить различную по характеру предварительную обработку материала. Наиболее распространенным в последнее время стала реализация различных систем автоматической калибровки звучания под акустические особенности кинозала. В работе с видеосигналами кроме коммутации в AV-ресивере зачастую реализуют скалирование (повышение разрешения), а также перевод аналоговых видеосигналов в цифровую форму для последующей обработки и вывода через порт HDMI.
– AV-ресивер или AV-процессор с усилителями мощности?
Разделение тракта по функциональному признаку на отдельные компоненты – вполне логичное решение на пути совершенствования вашей AV-системы. Впрочем, это относится не только к оборудованию домашнего кинотеатра, но и к стереофоническим системам. Если рассмотреть крайний случай подобного разделения, когда используются отдельные моноблоки для усиления каждого канала, то преимущества такого решения очевидны – усилитель каждого канала многоканальной системы в этом случае обслуживается отдельным блоком питания, а значит в любой ситуации, на самом сложном материале, усилители не будут испытывать дефицита подводимой мощности, что самым благотворным образом отразится на динамических характеристиках. Кроме того, выделение процессорной части в отдельный корпус серьезно улучшает ситуацию с взаимными наводками и помехами, а также облегчает организацию качественного питания цифровых схем. Но вернемся к AV-ресиверу, объединяющему под одной крышей все перечисленные узлы. У такого решения лишь одно преимущество, но очень серьезное – компактность, простора установки и сравнительная доступность. Именно поэтому AV-ресиверы не только захватили бюджетный сегмент техники, но и занимают сильные позиции в топовых инсталляциях – далеко не все готовы мириться с пачкой железных ящиков, опутанных проводами.
AV-ресивер Yamaha AVENTAGE RX-A3070
Тип – AV-ресивер | Название – Yamaha RX-A3070 | Выходная мощность, Вт – 9 х 150 (на 8 Ом, 20 Гц – 20 кГц, при загрузке двух каналов, КНИ 0,06%) | Декодирование Dolby Atmos и DTS:X – да | Система автокалибровки – да, YPAO-R.S.C. | Коммутация HDMI v.2.1 с поддержкой 4K 60p (4:4:4), HDCP v.2.2, HDR, BT.2020, входов / выходов – 8 / 2 | Видеоскалер – до Ultra HD | Дополнительно – 3D, CINEMA DSP HD3, USB, Wi-Fi, Bluetooth, Ethernet RJ45, MusicCast, Airplay, Wireless Direct | Энергопотребление (max), Вт – 1210 | Габариты, см – 43,5 x 19,2 x 47,4 | Масса, кг – 19,6
– Какие бывают форматы окружающего звучания?
Основными грандами в области стандартизации многоканальных саундтреков к фильмам стали Dolby Laboratories и Digital Theater System (DTS). Самыми распространенными форматами звуковых дорожек являются соответственно Dolby Digital и DTS, позволяющие кодировать до восьми каналов. При этом, сжатие материала в этих стандартах производится с потерями, аналогично формату MP3. Позже появились форматы, предусматривающие сжатие аудиоматериала без потерь, как это происходит в стандарте FLAC. Они получили названия Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio. Следующий прорыв в окружающем звучании домашнего кинотеатра был связан с появлением новых форматов саундтреков для больших коммерческих кинозалов – Dolby Atmos и DTS:X, дополняющих систему окружающего звучания так называемыми «верхними» каналами, монтируемыми на потолке. Но это лишь внешнее отличие новых стандартов. Главной же их особенностью стал объектно-ориентированный подход при кодировке саундтрека, когда описывается поведение виртуальных источников звука, а раскладывание этой информации по каналам происходит автоматически при декодировании. «Бытовые» варианты Dolby Atmos и DTS:X на «транспортном» уровне используют форматы Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio соответственно. В качестве «потолочных» работают два, четыре или шесть каналов. Таким образом, типичные конфигурации систем окружающего звучания для новых форматов варьируются от 5.1.2 до 7.2.6, где последняя цифра – количество верхних каналов.
AV-ресивер Pioneer VSX-LX303
Тип – AV-ресивер | Название – Pioneer VSX-LX303 | Выходная мощность, Вт – 9 х 170 (на 6 Ом, 1 кГц, при загрузке одного канала, КНИ 1%) | Декодирование Dolby Atmos и DTS:X – да (по схеме до 7.1.2 или до 5.1.4) | Система автокалибровки – да, MCACC | Коммутация HDMI v.2.0 с поддержкой HDR10, BT.2020 и HDCP v.2.2, входов / выходов – 7 / 2 | Видеоскалер 4K – да (для сигнала 1080) | Дополнительно – порт USB (2), Bluetooth A2DP/AVRCP 1.3, Wi-Fi 2.4 / 5 ГГц, Ethernet 10/100 Мбит | Энергопотребление (макс), Вт – 760 | Габариты, см – 43,5 × 17,3 × 37 | Масса, кг – 10,8
– Для форматов Dolby Atmos и DTS:X придется монтировать колонки на потолке? Это ведь очень трудоемко и не всегда в принципе осуществимо. Нет ли других вариантов?
Если по каким-либо причинам вы не можете разместить акустические системы на потолке кинозала, то можно воспользоваться решением, предлагаемым многими производителями. Верхние каналы в этом случае обслуживаются специальными АС, устанавливаемыми поверх фронтальной или тыловой пары, направленными под углом вверх и работающими на отражение от потолка. Если материал потолка хорошо отражает звуковые волны, то «верхние» эффекты не потеряют в выразительности по сравнению с использованием реальной потолочной акустики. Единственный важный момент – ваш AV-ресивер должен поддерживать такую конфигурацию, обрабатывая специальным образом информацию для «верхних» каналов.
AV-ресивер Denon AVR-X8500H
Тип – AV-ресивер | Название – Denon AVR-X8500H | Выходная мощность, Вт – 13 х 190 (на 6 Ом, 1 кГц, при загрузке двух каналов, КНИ 0,7%) | Декодирование Dolby Atmos и DTS:X – да (по схеме до 7.2.6) | Система автокалибровки – да, Audyssey MultEQ XT32 | Коммутация HDMI v.2.0 с поддержкой HDR10, Dolby Vision, BT.2020 и HDCP v.2.2, входов / выходов – 8 / 3 | Видеоскалер 4K – да | Дополнительно – порт USB (2), Bluetooth A2DP/AVRCP 1.3, Wi-Fi 2.4 / 5 ГГц, Ethernet 10/100 Мбит, AirPlay 2 | Энергопотребление (макс), Вт – 900 | Габариты, см – 43,4 × 19,5 × 48,2 | Масса, кг – 23,3
– В характеристиках AV-ресивера часто указывают чипы ЦАП. Какую функцию они выполняют в ресивере?
Микросхемы ЦАП в AV-ресивере выполняют ровно ту же самую функцию, что и в компонентах стереосистемы – внешнем блоке ЦАП, сетевом плеере или проигрывателе CD. То есть, они занимаются переводом цифрового потока в формате PCM или DSD, получаемого от DSP после декодирования многоканальной дорожки, в аналоговый вид для последующего усиления. Такое преобразование осуществляется отдельно для каждого из каналов системы, для чего используются либо отдельные чипы ЦАП, либо многоканальные модели микросхем. Критерий оценки и выбора здесь тоже не отличается от стерео – модели, популярные в компонентах для воспроизведения музыки, хорошо покажут себя и при сопровождении фильмов.
AV-ресивер Onkyo TX-RZ3100
Тип – AV-ресивер | Название – Onkyo TX-RZ3100 | Выходная мощность, Вт – 11 х 200 (на 6 Ом, 1 кГц, при загрузке одного канала, КНИ 1%) | Декодирование Dolby Atmos и DTS:X – да (по схеме до 7.2.4) | Система автокалибровки – да, AccuEQ | Коммутация HDMI v.2.0 с поддержкой HDR10, BT.2020 и HDCP v.2.2, входов / выходов – 8 / 2 | Видеоскалер 4K – да | Дополнительно – THX® Select2™ Plus, порт USB, Bluetooth, Wi-Fi, Ethernet 10/100 Мбит, AirPlay | Энергопотребление (макс), Вт – 340 | Габариты, см – 43,5 × 20,2 × 45,3 | Масса, кг – 22,5
– Зачем AV-ресивер подключают к компьютерной сети и оснащают портами USB?
В наше время все большую популярность приобретает стриминг музыки – либо с домашнего сервера с личной фонотекой, либо со специальных сервисов во всемирной паутине. Сетевой проигрыватель стал составной частью и любого современного AV-ресивера. Именно для его работы ресивер оснащается портами Ethernet и USB, а также адаптерами Wi-Fi. Не очень понятно, почему до сих пор производители не оснащают AV-ресиверы проигрывателями для воспроизведения видео, что было бы логично, учитывая интеграцию этого компонента в компьютерную сеть с одной стороны, и его подключение к устройству отображения AV-системы. Надеюсь, что в скором времени мы увидим и такие модели. Кроме стриминга аудио подключение к компьютерной сети используется для обновления системного программного обеспечения ресивера.
AV-процессор/усилитель NAD T777 V3
Тип – AV-ресивер | Название – NAD T777 V3 | Выходная мощность, Вт – 7 х 140 (на 8 Ом) | Декодирование Dolby Atmos и DTS:X – да (по схеме до 5.2.2, либо 7.2.4 с внешним усилением) | Система автокалибровки – да, Dirac Live Lite | Коммутация HDMI v.2.0 с поддержкой HDR10, BT.2020 и HDCP v.2.2, входов / выходов – 6 / 2 | Видеоскалер 4K – нет | Дополнительно – модульная концепция, MQA, BluOS, порт USB, Bluetooth, Ethernet 10/100 Мбит | Энергопотребление (макс), Вт – нет данных | Габариты, см – 43,5 × 17,2 × 42,5 | Масса, кг – 20,5
– Какие усилители лучше выбирать в составе AV-ресивера? Какой класс усиления выходных каскадов ресивера предпочтительнее?
Учитывая значимость для многоканального AV-ресивера проблемы энергоснабжения, наилучшим выбором здесь будут усилительные каскады, работающие в классе D, которые обладают высоким КПД и не требуют в связи с этим серьезных мер для охлаждения. Особенно это стало актуальным после того, как подобные усилители оставили в прошлом свои детские болячки, негативно влияющие на качество звучания. Современный усилитель, работающий в классе D, не уступает по основным параметрам классическому усилению, сохраняя все свои преимущества.
AV-ресивер Marantz SR-7013
Тип – AV-ресивер | Название – Marantz SR-7013 | Выходная мощность, Вт – 9 х 165 (на 6 Ом, 1 кГц, при загрузке одного канала, КНИ 1%) | Декодирование Dolby Atmos и DTS:X – да (по схеме до 7.2.2) | Система автокалибровки – да, Audyssey MultEQ XT32 | Коммутация HDMI v.2.0 с поддержкой HDR10, BT.2020 и HDCP v.2.2, входов / выходов – 8 / 3 | Видеоскалер 4K – да | Дополнительно – усилительные модули HDAM, порт USB, Bluetooth, Wi-Fi, Ethernet 10/100 Мбит | Энергопотребление (макс), Вт – 710 | Габариты, см – 44,0 × 18,5 × 41,1 | Масса, кг – 14,2
– Почему в отчетах о тестировании AV-ресиверов столько внимания уделяется энергопотреблению?
Мощность блока питания – одна из важнейших характеристик AV-ресивера. Дело в том, что на блок питания в ресивере ложится одна из сложнейших задач – обеспечить энергией все усилители компонента, которых в современных моделях может насчитываться более десятка. Представьте, к примеру, что в технических характеристиках аппарата значится, что мощность каждого канала составляет 100 Ватт. Каналов у ресивера, к примеру, девять. А максимальная потребляемая мощность указана 600 Ватт. Даже если в ресивере работают волшебные усилители с КПД 100%, чего в реальной жизни не встречается, мощности блока питания не хватит для того, чтобы все десять каналов отдали в нагрузку 100 Ватт. Но и в характеристиках никакого обмана нет – просто измерения мощности усилителей производитель проводит отдельно для одного (реже – для двух) одновременно работающих каналов. Некоторым оправданием производителя может считаться тот факт, что в реальных звуковых дорожках фильмов редко встречаются моменты равномерной полной загрузки всех каналов. Но это не снимает проблему энергоснабжения в многоканальных AV-ресиверах полностью. В этом ключе, кстати, проблему облегчает использование энергоэффективных каскадов усиления, работающих в классе D, а в кинотеатральных системах с раздельными компонентами и моноблочным усилением эта проблема решена полностью.
AV-процессор/усилитель Rotel RAP-1580
Тип – AV-процессор/усилитель | Название – Rotel RAP-1580 | Выходная мощность, Вт – 7 х 150 (на 8 Ом, 1 кГц, при загрузке двух каналов, КНИ
– Какие особенности нужно учитывать при установке AV-ресивера?
Современный AV-ресивер, даже оснащенный выходными каскадами с высоким КПД, требует эффективного охлаждения. Если у вас в домашнем кинотеатре нет отдельной аппаратной комнаты с 19-дюймовой стойкой и профессиональными усилителями, а вся электроника размещается непосредственно в кинозале, то вопрос шума системы охлаждения выходных каскадов будет актуальным. Именно поэтому в современных AV-ресиверах крайне редко можно встретить активные системы охлаждения с вентиляторами. Поэтому при определении места установки ресивера нужно предусмотреть достаточные зазоры от вентиляционных решеток на стенках корпуса ресивера до мебельных панелей и стен, а также избегать установки других компонентов непосредственно на ресивер. Перегрев – худшее, что может произойти с вашим AV-ресивером. Кроме того, при расположении ресивера следует учитывать размещение остальных элементов системы домашнего кинотеатра. Особенно это актуально для кинозалов с проектором, где компоненты AV-системы распределены по всему помещению. Дело в том, что длина кабеля HDMI может оказаться критичной, особенно при трансляции видео в современных стандартах 4K/60 Гц, HDR, 4:4:4. И в этом случае, чтобы избежать потенциальных проблем и мучительных экспериментов по подбору нормально работающего кабеля HDMI большой длины, нужно по возможности минимизировать его длину между AV-ресивером и устройством отображения. В случае использования проектора можно рассмотреть возможность установки стойки с аппаратурой у задней стены кинозала – пусть лучше будут длинными акустические провода к фронтальной паре АС и колонке центрального канала.
AV-ресивер Anthem MRX 1120
Тип – AV-ресивер | Название – Anthem MRX 1120 | Выходная мощность, Вт – 11 х 170 (на 6 Ом, 1 кГц, при загрузке двух каналов, КНИ 1%) | Декодирование Dolby Atmos и DTS:X – да (по схеме до 7.2.4) | Система автокалибровки – да, ARC® Anthem Room Correction | Коммутация HDMI v.2.0 с поддержкой HDR10, Dolby Vision, BT.2020 и HDCP v.2.2, входов / выходов – 8 / 2 | Видеоскалер 4K – нет | Дополнительно – DTS Play-Fi, порт USB, Ethernet 10/100 Мбит | Энергопотребление (макс), Вт – 570 | Габариты, см – 43,9 × 16,5 × 37,5 | Масса, кг – 14,5