что такое релятивизм простым языком
Релятивизм в философии: понятие и основные идеи, виды
Что такое релятивизм, основные идеи
Релятивизмом — это одна из методологических концепций в философии, не признающей абсолютов и универсальных истин в области познания. Термин «релятивизм» происходит от латинского слова «relativus», т.е. «относительный».
Релятивисты твердо убеждены в относительности всего сущего, они не признают существования универсальных нравственных принципов, отмечая лишь присущую индивидам множественность разнообразных моральных взглядов и убеждений, согласование которых между собой принципиально не возможно. Кроме того, они не признают и абсолютные истины, считая все известные сведения о человеке и окружающей его действительности противоречащими друг другу (что мешает привести их к общей мировоззренческой позиции).
Последователи релятивизма рассматривают область познания как совокупность различных оценочных констатаций, способных удовлетворить интересы, пристрастия, пожелания и убеждения отдельных людей и групп людей. Культурные достижения рассматриваются ими как ценности, созданные конкретными людьми в конкретную историческую эпоху, что обуславливает их относительность.
Описываемое учение часто пересекается с философским скептицизмом (а иногда — и с цинизмом), поскольку его основные черты во многом тождественны взглядам античных скептиков. К примеру, подобно скептикам сторонники релятивизма считают любые знания условными и неполными, а потому сильно зависимыми от исторических условий, в которых происходил процесс познания.
Первыми философами, выдвинувшими подобные тезисы, были древнегреческие софисты Протагор и Горгий. Затем релятивизм развивался в рамках античного скептицизма, позже данные взгляды были поддержаны последователями эмпиризма в Англии и скептиками Нового времени, чему способствовала постоянная постановка вопроса об относительности знания, закономерно возникавшая во времена смены одного мировоззрения на другое.
Разновидности релятивизма
Выделяют следующие, часто кардинально отличные друг от друга, разновидности релятивизма:
Развитие идей релятивизма
Предпосылки к возникновению описываемого явления прослеживались еще во взглядах древнегреческих софистов. Так, Протагор, считавший человека мерой всех вещей, подобным высказыванием признавал отсутствие в окружающей реальности объективных и устойчивых предметов и явлений, относя сферу познания к области вкусов и чувств людей, индивидуальных для каждого человека. Таким образом, он стал первым философом, поставившим под сомнение абсолютность знаний.
Схожие черты можно обнаружить и в учениях античных скептиков, считавших получаемые человеком знания ограниченными и условными, зависящими лишь от определенного исторического момента. По мнению античных скептиков, получаемые людьми знания через определенное время будут коренным образом пересмотрены, а это может полностью изменить привычную многим картину мира. Значит, любое знание относительно и не может быть абсолютно достоверным.
Определенное развитие релятивизм получил в конце девятнадцатого и начале двадцатого столетий, что связано с попытками ученых осмыслить физику и происходящие в ней масштабные изменения с философских позиций. В итоге некоторые ученые, опиравшиеся на метафизическую теорию познания, но игнорирующие принцип историзма при проведении ими анализа происходящих в науке изменений, стали всерьез говорить об относительности (как Петцольдт) или даже об условности познания (как Пуанкаре).
Моральный релятивизм
В рамках рассмотрения категории релятивизма, следует упомянуть о моральном релятивизме. Последователи морального релятивизма отрицают не только факт существования нравственности, но и принятые внутри социума моральные нормы, считая их необязательными для исполнения, а также относя понятия о добре и зле в абсолютном понимании к выдуманным. Естественно, при стечении определенных обстоятельств подобное мировоззрение легко перерождается в обыкновенную вседозволенность, поскольку разделяющие указанные взгляды индивиды не только обесценивают нормы нравственности и морали, но и не склонны искать по этому поводу компромиссов с окружающими.
Советский и украинский учёный, кандидат философских наук А.И. Круглов разделяет моральный релятивизм на два направления:
Что такое Релятивизм
Релятивизм (от лат. relativus — относительный) — философская доктрина, которая утверждает, что все знания относительны и абсолютной истины не существует, а есть только истины, в которые верит конкретный человек или культура.
Это точка зрения, согласно которой всё это является субъективным результатом различных условностей и систем оценки: где истина, а где ложь, что правильно и неправильно, стандарты рассуждений и процедуры обоснования также субъективны. А их важность ограничена контекстом, который их породил.
Синоним слова релятивизм — относительность.
Быть релятивистом — значит считать, что разные люди могут иметь разные взгляды на то, что морально и аморально.
Примеры релятивизма
Истина субъективного утверждения (заявление предпочтения, например, «Пломбир — самое вкусное мороженое») относится к человеку, т. е. субъекту, предъявляющему это заявление, поэтому это заявление предпочтения может быть верно для одного человека, но не для другого.
Релятивизм софистов
Одним из известнейших утверждений Протагора (ок. 485 до н. э. – ок. 410 до н. э.) является следующее:
«Человек является мерой всех вещей, существующих, как они существуют, и не существующих, как они не существуют».
Это заявление объясняется следующим образом: у каждого человека способ видеть вещи отличается, ведь все мы разные. Таким образом, вещи не видятся такими, какие они есть, каждому видна только его субъективная оценка этих вещей (их отдельные свойства или стороны).
Рассмотрим эту фразу на примере отвёртки? Рабочий будет решать хорошая эта отвёртка или нет, посмотрев на её качества: удобна она для работы или нет. Для продавца магазина, который ему эту отвёртку продал, она имеет абсолютно другие качества: цена, за которую он её купил, за какую он может её продать, сложно или легко продаются отвёртки вообще.
А люди науки, например физики, видят ту же самую отвёртку как возможный объект исследования с определённой молекулярной структурой и физическими свойствами.
Но это лишь одна из множества интерпретаций этого знаменитого утверждения.
Это видение мира привело мыслителей к эпистемологическому перспективизму, разновидность теории познания, в которой видение мира каждого индивидуума продиктовано личной перспективой каждого человека (т. е. особенности оценки вещей человеком предопределяют процесс его познания).
Из перспективизма уже вышел эпистемологический плюрализм, который говорит о том, что нужно целое разнообразие способов для получения полного описания какой-то области.
Этот перспективизм, в свою очередь, считается и релятивизмом: мы понимаем вещи в зависимости от того, как мы думаем и в какой ситуации находимся; в действительности наше знание становится ситуативно-относительным (релятивным).
Представители релятивизма
Очень немногие философы готовы назвать себя релятивистами, но среди них числятся:
Цинизм и релятивизм
Цинизм (или циничность, от греч. kynismos — «собачий образ жизни человека», образование от kyōn — собака) — учение циничных философов подразумевает демонстративное пренебрежение к нормам нравственности, наглость, дерзость, бесстыдство.
Циник — это человек, который демонстративно показывает своё пренебрежение или игнорирует нормы и традиции общественности.
Кудрявцева Валентина Ивановна в своём автореферате диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук «Цинизм античный и цинизм современный: историко-философский анализ концепции П. Слотердайка» говорит, что цинизм представляет собой социальную опасность, разрушая, а моральный релятивизм ему сопутствует:
«Циническая «переоценка ценностей» подразумевает полный отказ от тех способов организации общественной жизни и культуры, которые были выработаны человечеством на протяжении двух с половиной тысячелетий.
Моральный релятивизм, неизбежно сопутствующий цинизму, подрывает устойчивость социальных связей. Современные циники пропагандируют крайний эгоизм, пренебрежение долгом и обязанностями, дают оправдание предательства и измены.
Цинизм представляет собой нигилизм, отрицающий существующую систему ценностей. Иногда он приводит веские критические аргументы. Но ничего позитивного циник, в принципе, предложить не может. В этом случае он перестал бы быть циником, ведь цинизм всецело ориентирован на разрушение».
Разновидности релятивизма
Моральный релятивизм
Моральный релятивизм (или этический релятивизм) — это представление, согласно которому «правильное» и «неправильное» относятся к системе убеждений или культуре человека.
Эпистемический релятивизм
Эпистемический релятивизм означает, что всё может меняться в разных контекстах и культурах. Например, в некоторых культурах люди верят, что могут научиться истине во сне. Если вы когда-либо чувствовали себя обязанным уважать эту мысль, вы могли бы быть эпистемологом-релятивистом.
Культурный релятивизм
Может относиться к любому аспекту культуры: религии, языку, повседневному поведению.
На практике культурный релятивизм обычно связан с тем, какое поведение является приемлемым или неприемлемым (например, давать или нет чаевые, бракосочетание с детьми или употребление в пищу говядины).
Этот тип релятивизма говорит про все практики, которые являются правильными в одних культурах и неправильными в других.
Негативный релятивизм
Это релятивизм софистов, он гласит о неистинности любых суждений. Они мотивируют это тем, что высказывания были сделаны человеком, а для них изречённая мысль всегда считается ложью.
Формальный релятивизм
Проявляется, когда существует «доля правды», подразумевается, что есть некая истина (чаще всего доступная учёным), но вся полнота знаний пока недоступна нам из-за ограниченности наших познавательных возможностей.
Прагматический релятивизм
Этот тип релятивизма более конструктивен: он заявляет о равноправии всех философских концепций, объясняя это тем, что невозможно их рационально сравнить и выявить наилучшую. У каждой философской концепции есть свои сторонники, и это означает, что она помогает решить какую-то мировоззренческую задачу.
Постмодернистский релятивизм
Это вариация негативного релятивизма, но не такая примитивная, как у софистов. Его представители отрицают монистическую форму релятивизма, возможность и необходимость построения единой философской системы (и каких-либо систем в целом), но не саму возможность философского познания.
Анархический релятивизм
Это постмодернистский плюрализм в области эпистемологии, в этом типе релятивизма «дозволено всё». Его можно считать доведённым до логического предела прагматическим релятивизмом — если что-то существует, что бы человеку ни пришло в голову, значит это кому-нибудь нужно, это имеет право на жизнь.
Социальный релятивизм
По словам Чарльза Д. Болтона в своей книге «Социологический релятивизм и новая свобода» (1958 г.): «социологический релятивизм касается любой области человеческого опыта и поведения». Предполагается, что каждая личность «определяется» социальным контекстом, в котором происходит развитие.
Мотивы, эмоции, чувства, умственные перспективы и позиции индивида формируются в одном процессе, который создаёт и поддерживает объективные социальные миры.
Конечно, биопсихологические (биологическая психология, изучает поведение человека и животных) возможности должны присутствовать, но они приобретают свою специфическую форму только в социальном процессе.
Абсолютный релятивизм
Для развития познания в абсолютном релятивизме всё считается необходимым. Для этого рассматриваются все точки зрения, считаются необходимыми все уровни рассмотрения предмета, не только грандиозных полотен-систем, но и лёгких зарисовок-гипотез.
Он не отрицает объективности познания, но заявляет, что развитие целостного познания возможно только с помощью релятивизма.
Абсолютизм, универсализм и релятивизм
Абсолютизм
Идея абсолютизма в увеличении сходности между культурами: не принимаются во внимание различия между ними и отвергаются все специфические детали. В случае если расхождения выявляются, они объясняются как количественные, т. е. происходит сравнение оценочного характера. Таким образом, культуры исследуются как одинаковые, но всё же неравные.
Универсализм
Сторонники универсализма полагают, что существует единство психики, но с допустимыми довольно значительными внешними расхождениями. Они считают, что основные психологические процессы — общие для всего человечества. Хотя культура оказывает существенное влияние на эти выражения.
Универсалисты проводят исследования с соответствующими поведенческими сравнениями, однако с огромной предусмотрительностью — они пытаются удерживаться от оценок или отдавать предпочтение своей культуре.
Релятивизм
Для сравнения, релятивизм заинтересован в том, чтобы выделить расхождения между культурами, т. е. увеличить различия между культурами (может быть в содержании или в структуре психических процессов каждой культуры).
Релятивисты уважают все исследуемые культуры/народы, их целью является познать эту нацию на их собственном диалекте и отталкиваясь от их ценностей. Для них все культуры разные и все равные.
Метамодернизм, постмодернизм и релятивизм
Метамодернизм — это философия культуры, система понимания мира и система логики, которая помогает нам лучше ориентироваться в эпоху цифровых технологий; а философы культуры помогают нам осмыслить наше время, замечая закономерности в работе целых культур (и отдельных субкультур в этих культурах).
Русская культура, как и любая другая культура, имеет политические и экономические субкультуры, а также те, в которых регулярно создаётся новое искусство.
Поэтому метамодернизм даёт нам объектив, с помощью которого можно рассмотреть почти всё, что произошло в России с момента изобретения Интернета в политическом, социально-экономическом и социокультурном смысле.
Постмодернизм отличается: деконструкцией (понимание через уничтожение стереотипов), иронией, стилизацией (имитация типичных особенностей стиля), релятивизмом, нигилизмом, отречением от общих концепций.
Значение слова «релятивизм»
[От лат. relativus — относительный]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Релятивизм происходит из одностороннего подчёркивания постоянной изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений. Гносеологические корни релятивизма — отказ от признания преемственности в развитии знания, преувеличение зависимости процесса познания от его условий (например, от биологических потребностей субъекта, его психического состояния или наличных логических форм и теоретических средств). Факт развития познания, в ходе которого преодолевается любой достигнутый уровень знания, релятивисты рассматривают как доказательство его неистинности, субъективности, что приводит к отрицанию объективности познания вообще, к агностицизму.
Релятивизм как методологическая установка восходит к учению древнегреческих софистов: из тезиса Протагора «человек есть мера всех вещей…» следует признание основой познания только текучей чувственности, не отражающей каких-либо объективных и устойчивых явлений.
Элементы релятивизма характерны для античного скептицизма: обнаруживая неполноту и условность знаний, зависимость их от исторических условий процесса познания, скептицизм преувеличивает значение этих моментов, истолковывает их как свидетельство недостоверности всякого знания вообще.
Аргументы релятивизма философы XVI—XVIII веков (Эразм Роттердамский, М. Монтень, П. Бейль) использовали для критики догматов религии и основоположений метафизики. Иную роль релятивизм играет в идеалистическом эмпиризме (Дж. Беркли, Д. Юм; махизм, прагматизм, неопозитивизм). Абсолютизация относительности, условности и субъективности познания, вытекающая из сведения процесса познания к эмпирическому описанию содержания ощущений, служит здесь обоснованием субъективизма.
РЕЛЯТИВИ’ЗМ, а, мн. нет, м. [от латин. relativus — относительный] (науч.). 1. Философское идеалистическое учение, отрицающее возможность объективного познания и существование абсолютных истин и считающее все знания относительными (филос.). 2. Приверженность к «принципу относительности», к учению Эйнштейна.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
релятиви́зм
1. филос. методологический подход в философии, заключающийся в абсолютизации относительности и условности знаний и отрицании на этом основании возможности познания объективной истины ◆ Такой релятивизм — не самая прочная база для построения этики. Гайденко Пиама, «Альфа и Омега», 1999–2000 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Никакой релятивизм в догматах, определенных Римским Престолом, не был допустим Мейендорф Иоанн, «Св. Григорий Палама, его место в предании Церкви и в современном Богословии», 1922 г. (цитата из НКРЯ)
2. устар. приверженность общей теории относительности Альберта Эйнштейна
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова субъективность (существительное):
Что такое релятивизм?
Определений много. Выбрал два.
Как оказалось, это своего рода ругательное слово.
Но релятивистам значение этого слова нравится.
РЕЛЯТИВИЗМ (от лат. relativus – относительный).
Формулировка принципа релятивизма, как недостоверности и относительности всякого знания, впервые встречается у древнегреческих софистов Протагора и Горгия, позднее – в античном скептицизме, а также в скептицизме Нового времени и в английском эмпиризме.
Как оказалось, это своего рода ругательное слово.
Но релятивистам значение этого слова нравится.
Я бы ещё добавил к этим определениям. Если у автора объекты материи не материальны, то есть не обладают массой, и процессы также не материальны, то есть объекты взаимодействуют между собой через пустоту бесконтактным способом, то это такие же релятивисты или даже ещё хуже, чем релятивисты – это выдумщики и фантазёры.
Кроме того, если теории построены на постулатах – это будет релятивист. Статья «Что такое постулат?» в самом конце.
Что пишут противники релятивизма?
Вот две статьи.
200 тыс км/с в стекле и
Заключение.
Здесь представлены ответы К.А. Хайдарова (http://bourabai.kz/catechesis.htm)
на вопросы исследователей, возникающие при обращении к эфирной физике, заданные на различных форумах, включая форум на http://bourabai.ru/forum/. Истинность ответов, возможно, будет ясна только в далеком будущем, когда с одной стороны физики отойдут от релятивистской религии, а с другой – когда новые эксперименты и наблюдения прояснят истинную картину.
Мой комментарий. Я не согласен с заключением автора К.А. Хайдарова.
Автор не понимает, что происходит в реальной жизни и в науке физике.
Над образованием на нашей планете установлен тотальный контроль в виде утверждённой программы образования, основой которой является релятивизм. И эта релятивистская религия со своими постулатами является обязательной для всех. Если Вы не согласны с ней, то Вам поставят двойку, а преподавателя выгонят с работы. Естественно, ни о каких кандидатских и докторских и речи не может быть. Как такая гадкая система с образованием удерживается? Для Вас может ответ будет неожиданным. Национальными Академиями всех стран. А руководит всем этим отдел науки Комитета-300.
Пока народ каждой страны не скинет это ярмо такого образования истинную картину в науке физики Вам не видать.
И ещё. Я прочитал по ссылке все статьи. Автор оказался, в конце концов, сам релятивист.
Доклад на Ютубе
http://www.youtube.com/watch?v=eP1iYV96Sr8
Используемые источники
1. Николаев С.А. “Эволюционный круговорот материи во Вселенной”. 8-ое издание,
СПб, 2015 г., 320 с.
2. Николаев С.А. ”Ошибочный перевод Эйлера законов Ньютона“. СПб, 2011 г., 44 с.
3. Николаев С.А. “Постоянна ли скорость света? Конечно, нет”, СПб, 2012 г., 40 с.
4. Энциклопедии.
Значение слова релятивизм
Словарь Ушакова
1. Философское идеалистическое учение, отрицающее возможность объективного познания и существование абсолютных истин и считающее все знания относительными (филос.).
2. Приверженность к «принципу относительности», к учению Эйнштейна.
Начала Современного Естествознания. Тезаурус
Термины Киносемиотики
(лат. relativus — относительный) — относительность знаний, понятий, напр., скорость — понятие относительное, также как «левый», «большой», «короткий» и т.д.
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Учение, утверждающее невозможность абсолютного учения. В широком смысле слова это, конечно, не более чем трюизм. Разве конечный разум способен получить абсолютный доступ к абсолюту, если абсолют есть бесконечный разум или вообще не есть разум? Подлинный смысл понятие релятивизма обретает только в специальном значении, выступающем в двух основных формах. Действительно, необходимо различать, с одной стороны, эпистемический, или гносеологический, релятивизм и, с другой стороны, этический, или нормативный, релятивизм. Обе эти формы могут выступать как слитые воедино (например, у Монтеня), так и разделенные (например, у Спинозы – вторая форма, у Канта – первая).
Эпистемический или гносеологический релятивизм утверждает относительность всякого знания и говорит, что мы не имеем доступа ни к одной абсолютной истине. Он противостоит теоретическому догматизму. Может быть, это одна из форм скептицизма? Не совсем, поскольку относительное знание все-таки является знанием и даже может в рамках своего порядка считаться твердо установленным. В этом смысле безусловными релятивистами являются Монтень и Юм, но также и Кант, который вовсе не был скептиком, как и большинство нынешних ученых. В этом и состоит один из парадоксов квантовой физики: чем больше мы познаем мир, тем слабее в нас ощущение приближения к абсолютному знанию.
Что касается этического или нормативного релятивизма, то он утверждает относительность ценностей. Мы не имеем доступа ни к одной абсолютной ценности; всякое оценочное суждение относится к тому или иному субъекту (субъективизм), к тем или иным генам (биологизм), к определенной эпохе (историзм), к определенному обществу или культуре (социологизм или культурализм) и даже – точка зрения, которую разделяю и я, – ко всему этому, вместе взятому. В этом смысле релятивизм противостоит практическому догматизму. Равнозначен ли он нигилизму? Не обязательно. Относительная ценность не менее реальна и в силу своей относительности не перестает быть ценностью. Например, тот факт, что стоимость товара не является абсолютной (она зависит от условий его производства, рынка, валюты и т. д.), еще не значит, что этот товар вообще ничего не стоит или что цена на него может быть установлена произвольно. Точно так же тот факт, что сострадание ценится по-разному (в зависимости от культуры, эпохи и отдельных людей), еще не значит, что оно вообще не ценится или ценится наравне с равнодушием или жестокостью. Я бы даже сказал так: ценность может быть относительной лишь при условии, что она существует в качестве ценности той или иной группы людей и является для них тем, чем никогда не станет чистое небытие. Релятивизм, вовсе не обязательно приводящий к нигилизму (который является лишь его утрированной формой, как по отношению к гносеологическому релятивизму или умеренному скептицизму такой формой является критикуемый Юмом крайний скептицизм, тогда как умеренный скептицизм он как раз и проповедовал), есть скорее веский довод против него (в интеллектуальном плане) и причина противостоять ему (в моральном плане). По существу, это та же самая причина, по которой релятивизм противостоит и практическому догматизму. Два последних течения сближает между собой общее стремление к признанию исключительно абсолютных ценностей: одни утверждают, что такие ценности существуют (практический догматизм), другие это отрицают (нигилизм), но это расхождение предполагает согласие в чем-то основополагающем, что можно назвать стремлением к абсолютизации. Релятивисты далеко не так требовательны и гораздо более здравомыслящи. Они не ищут абсолют, чтобы в результате обнаружить небытие. Они интересуются реальными условиями рынка (в отношении экономических ценностей), истории, общества и жизни людей (в отношении нравственных, политических и духовных ценностей) и в результате находят достаточно, чтобы с этим можно было жить или в крайнем случае умереть. Пусть кто-нибудь объяснит мне, какие причины могут заставить нигилиста с опасностью для собственной жизни сражаться против варварства и почему ради этой борьбы так уж необходимо провозглашать себя искателем абсолютных ценностей. Но ведь варвар, не раз приходилось слышать мне, скажет вам, что защищает собственные ценности. Например, нацист будет говорить о чистоте расы, культе вождя, нации и силы, которые для него противостоят вашему уважению к правам человека, выдуманным женщинами и евреями. Что я могу на это ответить? Такое действительно происходит, и мне представляется весьма забавным, что в качестве возражения оппоненты апеллируют к той самой реальности, которая и подтверждает мою правоту. Нацист становится нацистом во имя определенных ценностей, а демократ борется с нацизмом во имя других ценностей. Это установленный факт, и он доказывает, что ценности действительно существуют, во всяком случае, существуют для нас и благодаря нам, и этого вполне достаточно. Если вам, чтобы стать антифашистом, необходимо, чтобы и абсолют разделял эти взгляды, это ваше личное дело. Но представьте на миг, что нацистом стал Бог и нам это известно. Вы что, тоже обратитесь в нацистскую веру? Или вообразите себе, что никакого абсолюта вообще нет? Что ж теперь, вы перестанете уважать права человека? Странная это мораль, если она зависит от сомнительной метафизики, а любая метафизика сомнительна.
Тот факт, что всякая ценность относительна, ни в коей мере не доказывает, что на свете нет ничего стоящего. Мало того, последнее предположение выглядит в этом свете весьма маловероятным – разве небытие может быть относительным? Нигилизм – утрированный, уплощенный релятивизм. И наоборот, релятивизм – онтологический нигилизм (по отношению к ценностям, которые не являются ни сущностями, ни идеями в себе) и вместе с тем практический реализм (ценности реально существуют, во всяком случае для нас, потому что они заставляют нас действовать, вернее, потому, что мы действуем ради них). Ценность не есть истина, она – объект желания, а не познания; она принадлежит сфере действия, а не созерцания. В то же самое время она не есть ни чистое небытие, ни простая иллюзия; она действительно имеет значение – по меньшей мере для нас и благодаря нам, потому что она для нас действительно желанна. Иллюзорна в наших ценностях не их ценность; иллюзорно почти всегда возникающее чувство их абсолютного характера. Иными словами, нравственный абсолют существует только в воле и благодаря воле. Именно это я и называю практическим абсолютом, то есть все то, чего я желаю абсолютно, безо всяких условий и торга. Но разве я желаю этого потому, что оно существует в себе? Вовсе нет. Почему же? Потому что это неразрывно связано с моим желанием жить и действовать так, как подобает человеку. Суть всего этого выразил Спиноза в имеющей огромное значение схолии к теореме 9 III книги «Этики»: мы не предпринимаем усилий ради ничто; «мы стремимся к чему-либо, желаем чего-нибудь, чувствуем влечение и хотим не вследствие того, что считаем это добром, а наоборот, мы потому считаем что-либо добром, что стремимся к нему, желаем, чувствуем к нему влечение и хотим его». Тот факт, что всякая ценность относительна к направленному на нее желанию (а значит, и к жизни, истории, отдельному человеку, т. е. биологически, исторически и биографически определенному желанию), еще не повод отказаться от желания или думать, что это желание (которое и само может быть желанным) не имеет ценности. Когда ты любишь, разве тебе необходимо, чтобы Бог или истина любили вместе с тобой? И разве для того, чтобы любить справедливость, необходимо, чтобы она существовала в виде абсолюта? Скорее верно обратное: если бы абсолютная справедливость существовала, она бы в нас не нуждалась, а у нас было бы меньше причин ее любить. Но дело обстоит совсем не так. Справедливость надо любить не потому, что она – добро, а подчиняться ей следует не потому, что она существует. Справедливость – добро потому, что мы ее любим (ее добро – лишний повод к нашей любви, и этим обусловлена ее ценность). И как раз потому, что ее не существует, необходимо, как говорил Ален, ее создать. Нигилизм – философия лени и небытия. Релятивизм – философия желания и действия.
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG relativism)