что такое рельсовая война
Что такое «Рельсовая война»
Великая Отечественная война потребовала от нашего народа, от всей страны неимоверного напряжения сил и возможностей. Беспримерный подвиг солдат на фронте и усилия тружеников в тылу позволили не только переломить ход войны в нашу пользу, но и добиться победы. Важнейшее место в обеспечении общей победы принадлежит партизанскому движению.
Партизаны и их действия в тылу врага – любимейшая тема для фальсификаторов истории всех направлений. Очень удобно, когда в условиях оккупации многие документы просто не сохранились, подвергать сомнению подвиг людей, которые ежедневно совершали героические поступки на вражеской территории.
Действительно, говорить о партизанском движении в первые дни войны как о мощной организованной силе, действующей на оккупированной территории, нельзя. Но понемногу советские партизанские отряды становятся способными влиять не только на обстановку на оккупированных территориях, но и на исход многих фронтовых операций. Партизаны боролись с фашистскими оккупантами своими методами, которые способствовали выведению из строя вражеской техники и общей победе советских войск. Летом 1942 года был создан Центральный штаб партизанского движения под руководством Пантелеймона Кондратьевича Пономаренко, который руководил практически всеми крупными советскими партизанскими соединениями и отрядами.
В 1943 году Ставка Верховного Главнокомандования приняла меры по завершению разгрома гитлеровцев на Курской дуге, подготовке Смоленской операции и наступления с целью освобождения Левобережной Украины. В этих целях планировалось провести операцию советских партизан «Рельсовая война», которая должна была нарушить железнодорожное сообщение и тем самым затруднить перегруппировку и снабжение отступающих фашистских войск.
Операция «Рельсовая война» принесла громадный успех. За указанный период было уничтожено 1529 эшелонов и 115 мостов. В Белоруссии партизаны взорвали 3 бронепоезда и 810 эшелонов с немцами. Движение на железнодорожных магистралях сократилось на 71 %. Отдельные участки дорог были уничтожены полностью. По плану предусматривалось уничтожение 230 тысяч рельсов, что в целом составляло 1330 километров железнодорожных путей. Этот план был выполнен практически на сто процентов.
Итогом операции «Рельсовая война» стало резкое сокращение материально-технического обеспечения и живой силы немцев. Рельсов не хватало, приходилось их сваривать на месте, их стали привозить из Германии. Привлекались дополнительные силы для обеспечения охраны дорог.
Результатом действий советских партизан стало успешное наступление Красной Армии на всех фронтах.
«Концерт» для врага: какую роль в Великой Отечественной сыграла операция «Рельсовая война»
Переломный момент
Лето 1943 года стало своего рода моментом истины в Великой Отечественной войне. Нацисты потерпели болезненные поражения под Москвой и под Сталинградом, однако германская военная машина продолжала функционировать, и гитлеровцы рассчитывали перехватить инициативу под Курском.
Советское командование благодаря согласованным действиям спецслужб было хорошо информировано о планах вермахта. Поэтому для Москвы не стало неожиданностью, что гитлеровцы сосредоточили в районе Курска около 900 тыс. живой силы, а также большие объёмы бронетехники, артиллерии и авиации. В ответ советская сторона соорудила восемь рубежей обороны, а также привела в боевую готовность около 1,3 млн солдат и офицеров.
При этом оставался шанс, что, не справившись с задачей по прорыву советской обороны, нацисты попытаются перебросить на Восточный фронт резервы, которые бы позволили им если не добиться преимущества под Курском, то хотя бы остановить потенциальное контрнаступление Красной армии. Каждый лишний полк, передислоцированный из Европы летом—осенью 1943 года, мог дорого обойтись советским войскам. Чтобы максимально затруднить для вермахта железнодорожные перевозки по территории СССР, командование решило мобилизовать партизан.
К тому времени у них уже был некоторый опыт нанесения ударов по железнодорожным коммуникациям противника, но в 1943-м подобные атаки стали происходить систематически. Идею массированного уничтожения вражеских эшелонов и блокирования таким образом транспортных коммуникаций поддерживал полковник Илья Старинов.
Главный советский диверсант
Илья Старинов родился в 1900 году в селе Войново Орловской губернии. В 1918-м был призван в РККА, попал в плен, бежал, был ранен. После выздоровления его перевели в сапёрную роту инженерного батальона, в составе которой он принимал участие в разгроме белых в Крыму. Это назначение во многом определило дальнейшую судьбу Старинова. В 1921 году молодой красноармеец поступил в Воронежскую школу военно-железнодорожных техников и спустя год стал начальником подрывной команды 4-го Коростенского краснознамённого железнодорожного полка. После обучения в Ленинградской школе военно-железнодорожных техников Старинова повысили до командира роты.
В 1920—1930-е годы он, как военспец по подрывному делу, готовил специалистов по установке минно-взрывных заграждений, а затем и будущих диверсантов. В 1933-м был переведён на службу в Главное разведывательное управление при Генштабе, а затем поступил в Военно-транспортную академию. После её окончания стал заместителем военного коменданта станции Ленинград-Московская.
Однако административная работа была Старинову не по душе. В 1936-м он добился направления в Испанию, где лично готовил масштабные диверсионные операции против франкистов и проводил минно-взрывную подготовку бойцов-республиканцев. По возвращении на родину Старинов стал начальником центрального научно-испытательного полигона железнодорожных войск, а затем принял участие в советско-финской войне. В 1940-м он получил назначение на должность начальника отдела минирования и заграждений Главного военно-инженерного управления.
С началом Великой Отечественной войны Старинов руководил работой по устройству заграждений и минированию сначала на Западном, а затем на Юго-Западном фронте. Благодаря оставленным Стариновым и его подчинёнными «сюрпризам» в Харькове был ликвидирован ряд высокопоставленных немецких офицеров. В ноябре 1941-го Илья Старинов был назначен заместителем начальника штаба инженерных войск Красной армии, а затем, сменив ещё несколько «диверсионных» постов, включая командование бригадой инженерного спецназа, в мае 43-го стал заместителем начальника Украинского штаба партизанского движения.
«Рельсовая война»
14 июля Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение о проведении операции «Рельсовая война», и 3 августа Центральный штаб партизанского движения приступил к её реализации. К участию в операции было привлечено 167 партизанских бригад и отдельных отрядов общей численностью около 100 тыс. человек. Она проводилась на территории БССР, УССР и оккупированных областей РСФСР.
В первую же ночь операции было взорвано 42 тыс. рельсов, а за всё время её проведения — около 215 тыс. из 11 млн, находившихся на оккупированных территориях. Кроме того, только на землях Белоруссии партизаны пустили под откос 836 гитлеровских эшелонов и 3 бронепоезда. Объём перевозок врага к осени сократился на 40%. Пропускная способность железных дорог снизилась, на их оборону нацистскому командованию пришлось бросить дополнительные силы, которые так и не попали на фронт.
«Действия партизан серьёзно осложнили жизнь немецкому командованию. Так, в тылу группы армий «Центр» с 3 по 6 августа (в разгар советского контрнаступления на Курской дуге. — RT) сообщение по железным дорогам было полностью прекращено. Генерал Курт фон Типпельскирх, возглавлявший на тот момент 12-й корпус группы армий «Центр», вспоминал впоследствии, что действия партизан стали одним из ключевых факторов, нарушивших взаимодействие между группами армий «Юг» и «Центр», в особенности — на участке 2-й армии», — рассказал RT учёный секретарь Музея Победы, кандидат исторических наук Сергей Белов.
«Концерт» и «Багратион»
Уже 11 августа 1943 года гитлеровская ставка отдала приказ создать систему оборонительных сооружений в районе Днепра. 26 августа советские войска начали реализацию комплекса взаимосвязанных стратегических операций, известного как битва за Днепр. Нацисты изо всех сил стремились остановить советское наступление на украинском Левобережье и дать время своим инженерным подразделениям подготовить новые оборонительные рубежи на Днепре.
Вернуться к практике рельсовой войны решили летом 1944 года. В июне планировалась одна из крупнейших военных операций за всю историю человечества — «Багратион». В ночь с 19 на 20 июня партизаны перешли к активным действиям. По данным германского командования, бойцы советских партизанских отрядов синхронно произвели свыше 10 тыс. взрывов коммуникаций противника.
«В ночь перед общим наступлением русских на участке группы армий «Центр», в конце июня 1944 года, мощный отвлекающий партизанский налёт на все важные дороги на несколько дней лишил немецкие войска всякого управления. За одну эту ночь партизаны установили около 10,5 тыс. мин и зарядов, из которых удалось обнаружить и обезвредить только 3,5 тыс. Сообщение по многим шоссейным дорогам из-за налётов партизан могло осуществляться только днём и только в сопровождении вооружённого конвоя», — констатировал впоследствии начальник тыловых сообщений группы армий «Центр» полковник Герман Теске.
Масштабные наступательные операции советских войск позволили завершить освобождение территории СССР до конца 1944 года.
«Советский фактор»
«Хотя деятельность партизан была в своё время определённым образом мифологизирована, можно констатировать, что они сыграли огромную роль в ходе Курской битвы и операции «Багратион», — пояснил в беседе с RT писатель и историк Александр Колпакиди.
По его словам, сегодня история данного вопроса, как и история партизанского движения в целом, изучены недостаточно.
«Мы мало знаем о партизанах. По некоторым вопросам мы до сих пор находимся в плену мифов и заблуждений. Например, многие воспринимают все действия партизан в тылу врага как некую самодеятельность. Но это совсем не так. Партизанские отряды действовали под руководством штабов партизанского движения, НКВД и ГРУ. Причём эти три системы не пересекались. Из-за действующего с тех времён режима секретности общественность до сих пор не знает даже, сколько одновременно действовало штабов и управлений, занимавшихся партизанским движением, и кто ими руководил», — подчеркнул Колпакиди в беседе с RT.
Историк добавил, что вопрос реальной результативности действий партизан тоже изучен плохо.
«Проверить это было сложно. Существовали приписки. Например, каждого уничтоженного врага они любили записать в немцы, хотя на самом деле значительную часть из них составляли полицаи-коллаборационисты, ликвидировать которых было всё-таки значительно проще. С другой стороны, о части своих больших заслуг партизаны даже сами не знали: ведь сколько противников было уничтожено в результате атаки на колонну, никто не считал», — отметил Колпакиди.
В качестве примера эксперт привёл ликвидацию целого ряда влиятельных нацистских функционеров, например бригаденфюрера СС Вальтера Шталкера, которого убили в 1942 году партизаны под Ленинградом, но кто именно и как — до сих пор неизвестно.
По словам Колпакиди, большое значение в то время имел так называемый советский фактор.
«Люди в лес шли не просто бить немцев, а именно в советские отряды. Даже поляки, которых убивали бандеровцы на Волыни, в своей массе бежали не в Армию Крайову, бойцов которой многие из них считали предателями, а в отряды СССР. В целом на Украине в рядах именно советских партизанских сил сражалось примерно в шесть раз больше людей, чем числилось в националистических формированиях. Вклад партизан и в рельсовую войну, и в победу в целом, был весьма значителен», — отметил эксперт.
Аналогичной точки зрения придерживается писатель, кандидат исторических наук Алексей Исаев.
«Роль партизан в Великой Отечественной переоценить сложно. Что касается рельсовой войны, то эффект был бы больше, если бы руководство ориентировало партизан на уничтожение не рельсов, а поездов, локомотивов. Рельсы у гитлеровцев были, и они, хоть и с трудом, но меняли их, восстанавливали, а локомотивов не хватало.
Лучшее свидетельство эффективности действий партизан — это признания самих немцев, которые писали, что действия их транспортников были существенно затруднены», — резюмировал Исаев.
Николай Стариков
политик, писатель, общественный деятель
«Концерт» для врага: какую роль в Великой Отечественной сыграла операция «Рельсовая война»
«Концерт» для врага: какую роль в Великой Отечественной сыграла операция «Рельсовая война»
3 августа 1943 года началась операция «Рельсовая война». Около 100 тыс. советских партизан приступили к уничтожению железнодорожных коммуникаций и подвижного состава на оккупированных нацистами территориях СССР. Диверсионная деятельность позволила сократить объём железнодорожных перевозок противника на 40% уже к осени. С сентября 1943-го по август 1944 года были проведены ещё два этапа операции — «Концерт» и «Багратион». По оценкам экспертов, «Рельсовая война» сыграла принципиально важную роль в поддержке наступления советских войск, переломившего ход Великой Отечественной войны. Как советские партизаны сорвали планы гитлеровцев — в материале RT.
Переломный момент
Лето 1943 года стало своего рода моментом истины в Великой Отечественной войне. Нацисты потерпели болезненные поражения под Москвой и под Сталинградом, однако германская военная машина продолжала функционировать, и гитлеровцы рассчитывали перехватить инициативу под Курском.
Советское командование благодаря согласованным действиям спецслужб было хорошо информировано о планах вермахта. Поэтому для Москвы не стало неожиданностью, что гитлеровцы сосредоточили в районе Курска около 900 тыс. живой силы, а также большие объёмы бронетехники, артиллерии и авиации. В ответ советская сторона соорудила восемь рубежей обороны, а также привела в боевую готовность около 1,3 млн солдат и офицеров.
При этом оставался шанс, что, не справившись с задачей по прорыву советской обороны, нацисты попытаются перебросить на Восточный фронт резервы, которые бы позволили им если не добиться преимущества под Курском, то хотя бы остановить потенциальное контрнаступление Красной армии. Каждый лишний полк, передислоцированный из Европы летом—осенью 1943 года, мог дорого обойтись советским войскам. Чтобы максимально затруднить для вермахта железнодорожные перевозки по территории СССР, командование решило мобилизовать партизан.
К тому времени у них уже был некоторый опыт нанесения ударов по железнодорожным коммуникациям противника, но в 1943-м подобные атаки стали происходить систематически. Идею массированного уничтожения вражеских эшелонов и блокирования таким образом транспортных коммуникаций поддерживал полковник Илья Старинов.
Главный советский диверсант
Илья Старинов родился в 1900 году в селе Войново Орловской губернии. В 1918-м был призван в РККА, попал в плен, бежал, был ранен. После выздоровления его перевели в сапёрную роту инженерного батальона, в составе которой он принимал участие в разгроме белых в Крыму. Это назначение во многом определило дальнейшую судьбу Старинова. В 1921 году молодой красноармеец поступил в Воронежскую школу военно-железнодорожных техников и спустя год стал начальником подрывной команды 4-го Коростенского краснознамённого железнодорожного полка. После обучения в Ленинградской школе военно-железнодорожных техников Старинова повысили до командира роты.
В 1920—1930-е годы он, как военспец по подрывному делу, готовил специалистов по установке минно-взрывных заграждений, а затем и будущих диверсантов. В 1933-м был переведён на службу в Главное разведывательное управление при Генштабе, а затем поступил в Военно-транспортную академию. После её окончания стал заместителем военного коменданта станции Ленинград-Московская.
Однако административная работа была Старинову не по душе. В 1936-м он добился направления в Испанию, где лично готовил масштабные диверсионные операции против франкистов и проводил минно-взрывную подготовку бойцов-республиканцев. По возвращении на родину Старинов стал начальником центрального научно-испытательного полигона железнодорожных войск, а затем принял участие в советско-финской войне. В 1940-м он получил назначение на должность начальника отдела минирования и заграждений Главного военно-инженерного управления.
Илья Старинов / © Wikipedia
С началом Великой Отечественной войны Старинов руководил работой по устройству заграждений и минированию сначала на Западном, а затем на Юго-Западном фронте. Благодаря оставленным Стариновым и его подчинёнными «сюрпризам» в Харькове был ликвидирован ряд высокопоставленных немецких офицеров. В ноябре 1941-го Илья Старинов был назначен заместителем начальника штаба инженерных войск Красной армии, а затем, сменив ещё несколько «диверсионных» постов, включая командование бригадой инженерного спецназа, в мае 43-го стал заместителем начальника Украинского штаба партизанского движения.
«Рельсовая война»
14 июля Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение о проведении операции «Рельсовая война», и 3 августа Центральный штаб партизанского движения приступил к её реализации. К участию в операции было привлечено 167 партизанских бригад и отдельных отрядов общей численностью около 100 тыс. человек. Она проводилась на территории БССР, УССР и оккупированных областей РСФСР.
В первую же ночь операции было взорвано 42 тыс. рельсов, а за всё время её проведения — около 215 тыс. из 11 млн, находившихся на оккупированных территориях. Кроме того, только на землях Белоруссии партизаны пустили под откос 836 гитлеровских эшелонов и 3 бронепоезда. Объём перевозок врага к осени сократился на 40%. Пропускная способность железных дорог снизилась, на их оборону нацистскому командованию пришлось бросить дополнительные силы, которые так и не попали на фронт.
Курская дуга. Атака соединений 5 Гвардейской танковой армии в районе Прохоровки. / РИА Новости / © Иван Шагин
«Действия партизан серьёзно осложнили жизнь немецкому командованию. Так, в тылу группы армий «Центр» с 3 по 6 августа (в разгар советского контрнаступления на Курской дуге. — RT) сообщение по железным дорогам было полностью прекращено. Генерал Курт фон Типпельскирх, возглавлявший на тот момент 12-й корпус группы армий «Центр», вспоминал впоследствии, что действия партизан стали одним из ключевых факторов, нарушивших взаимодействие между группами армий «Юг» и «Центр», в особенности — на участке 2-й армии», — рассказал RT учёный секретарь Музея Победы, кандидат исторических наук Сергей Белов.
«Концерт» и «Багратион»
Уже 11 августа 1943 года гитлеровская ставка отдала приказ создать систему оборонительных сооружений в районе Днепра. 26 августа советские войска начали реализацию комплекса взаимосвязанных стратегических операций, известного как битва за Днепр. Нацисты изо всех сил стремились остановить советское наступление на украинском Левобережье и дать время своим инженерным подразделениям подготовить новые оборонительные рубежи на Днепре.
Вернуться к практике рельсовой войны решили летом 1944 года. В июне планировалась одна из крупнейших военных операций за всю историю человечества — «Багратион». В ночь с 19 на 20 июня партизаны перешли к активным действиям. По данным германского командования, бойцы советских партизанских отрядов синхронно произвели свыше 10 тыс. взрывов коммуникаций противника.
«В ночь перед общим наступлением русских на участке группы армий «Центр», в конце июня 1944 года, мощный отвлекающий партизанский налёт на все важные дороги на несколько дней лишил немецкие войска всякого управления. За одну эту ночь партизаны установили около 10,5 тыс. мин и зарядов, из которых удалось обнаружить и обезвредить только 3,5 тыс. Сообщение по многим шоссейным дорогам из-за налётов партизан могло осуществляться только днём и только в сопровождении вооружённого конвоя», — констатировал впоследствии начальник тыловых сообщений группы армий «Центр» полковник Герман Теске.
Масштабные наступательные операции советских войск позволили завершить освобождение территории СССР до конца 1944 года.
«Советский фактор»
«Хотя деятельность партизан была в своё время определённым образом мифологизирована, можно констатировать, что они сыграли огромную роль в ходе Курской битвы и операции «Багратион», — пояснил в беседе с RT писатель и историк Александр Колпакиди.
По его словам, сегодня история данного вопроса, как и история партизанского движения в целом, изучены недостаточно.
«Мы мало знаем о партизанах. По некоторым вопросам мы до сих пор находимся в плену мифов и заблуждений. Например, многие воспринимают все действия партизан в тылу врага как некую самодеятельность. Но это совсем не так. Партизанские отряды действовали под руководством штабов партизанского движения, НКВД и ГРУ. Причём эти три системы не пересекались. Из-за действующего с тех времён режима секретности общественность до сих пор не знает даже, сколько одновременно действовало штабов и управлений, занимавшихся партизанским движением, и кто ими руководил», — подчеркнул Колпакиди в беседе с RT.
Историк добавил, что вопрос реальной результативности действий партизан тоже изучен плохо.
«Проверить это было сложно. Существовали приписки. Например, каждого уничтоженного врага они любили записать в немцы, хотя на самом деле значительную часть из них составляли полицаи-коллаборационисты, ликвидировать которых было всё-таки значительно проще. С другой стороны, о части своих больших заслуг партизаны даже сами не знали: ведь сколько противников было уничтожено в результате атаки на колонну, никто не считал», — отметил Колпакиди.
В качестве примера эксперт привёл ликвидацию целого ряда влиятельных нацистских функционеров, например бригаденфюрера СС Вальтера Шталкера, которого убили в 1942 году партизаны под Ленинградом, но кто именно и как — до сих пор неизвестно.
На советской Украине, освобождённой от немецких оккупантов, во время Великой Отечественной войны / РИА Новости
По словам Колпакиди, большое значение в то время имел так называемый советский фактор.
«Люди в лес шли не просто бить немцев, а именно в советские отряды. Даже поляки, которых убивали бандеровцы на Волыни, в своей массе бежали не в Армию Крайову, бойцов которой многие из них считали предателями, а в отряды СССР. В целом на Украине в рядах именно советских партизанских сил сражалось примерно в шесть раз больше людей, чем числилось в националистических формированиях. Вклад партизан и в рельсовую войну, и в победу в целом, был весьма значителен», — отметил эксперт.
Аналогичной точки зрения придерживается писатель, кандидат исторических наук Алексей Исаев.
«Роль партизан в Великой Отечественной переоценить сложно. Что касается рельсовой войны, то эффект был бы больше, если бы руководство ориентировало партизан на уничтожение не рельсов, а поездов, локомотивов. Рельсы у гитлеровцев были, и они, хоть и с трудом, но меняли их, восстанавливали, а локомотивов не хватало.
Лучшее свидетельство эффективности действий партизан — это признания самих немцев, которые писали, что действия их транспортников были существенно затруднены», — резюмировал Исаев.
Обложка: Немцы осматривают взорванный партизанами эшелон. / РИА Новости
«Положение очень напряженное! Действия партизан невыносимо увеличиваются»
1943 год вошёл в историю Великой Отечественной войны не только победами под Сталинградом и Курском, но и как год массированных ударов советских партизан по тыловой инфраструктуре вермахта. Партизанские отряды активно проводили крупные операции на вражеских коммуникациях – «Рельсовая война» и «Концерт».
«Концерт» – это кодовое название операции, которую партизаны провели с 19 сентября по конец октября 1943 года, продолжение операции «Рельсовая война».
«Рельсовая война»
Во время подготовки к решающему летнему сражению 1943 года с целью разгрома наступающих сил немецкой армии, перехвата стратегической инициативы и перехода Красной Армии в контрнаступление, многочисленные партизанские отряды должны были отвлечь на себя часть сил и резервов противника в тылу, нарушить вражеские коммуникации, возможности по переброске войск и военных грузов. Центральный штаб партизанского движения под руководством Пантелеймона Пономаренко привлёк к операции более 160 бригад и отрядов в Ленинградской области, Белоруссии, Украине, Смоленщине, Орловщине и т.д.
В июле 1943 года советская Ставка отдала приказ о проведении операции.
Операция началась 3 августа 1943 года, и в ней участвовало около 100 тыс. бойцов.
Партизанские бригады и отряды действовали в тылу групп армий «Север», «Центр» и «Юг» (в глубину до 750 километров). Только в первую ночь советские партизаны взорвали 43 тыс. рельсов.
Операция продолжалась до середины сентября 1943 года.
Партизаны взорвали более 200 тыс. рельсов, уничтожили большое количество эшелонов (только партизаны Белоруссии – свыше 800), взрывали мосты и другие сооружения.
Особенно большие разрушения были произведены на железных дорогах Белоруссии. К осени оперативные перевозки фашистов сократились на 40 %. На некоторых дорогах движение было остановлено от 3–15 суток до месяца (август). Немецкому командованию пришлось усиливать охрану коммуникаций, привлекать для ремонта железных дорог дополнительные паровозы и вагоны (подвоз рельсов и прочих материалов), перебрасывать матчасть из Польши и Германии. Местами двухпутные пути переделывали в однопутные, разбирали отдельные участки и пр.
Таким образом, возможности маневра и снабжение вермахта ухудшилось.
Подготовка новой операции
Советское командование оценило результат «Рельсовой войны» положительно.
Было решено продолжить в том же духе. В это время Красная Армия освобождала Орловскую, Смоленскую области, Левобережную Украину, начала битву за Днепр. Необходимо было ударить по противнику с тыла, чтобы облегчить наступление советских армий.
Пономаренко в начале сентября 1943 года утвердил план операции «Концерт».
Целью были железнодорожные пути в тылу противника. Каждый партизанский отряд получил свою задачу, что включало подрыв рельсов, эшелонов, дорожных сооружений и других объектов тыловой инфраструктуры.
К операции привлекли более 190 бригад и отрядов, около 120 тыс. человек.
Операция была тесно связана с предстоящим наступлением советских армий на смоленском и гомельском направлениях и битвой за Днепр.
Было налажено массовое обучение партизан подрывному делу, доставка военных грузов в расположение партизанских формирований.
Начало операции назначили на 19 сентября 1943 года.
Однако из-за неблагоприятных погодных условий к началу операции авиацией перебросили только половину военных грузов. Поэтому старт масштабных мероприятий перенесли на 25 сентября. Но часть партизанских подразделений, которые уже вышли на рубежи атаки, начали операцию по первоначальному плану – 19 сентября. Так, партизаны в Белоруссии в ночь на 19 сентября взорвали около 20 тыс. рельсов.
«Концерт»
Атака белорусских партизан была такой масштабной, что уже в 6 часов утра 19 сентября 1943 года руководство немецких железных дорог в Минске с тревогой извещало:
25 сентября начали действовать основные силы партизан. Они атаковали охрану железных дорог, захватывали железнодорожные перегоны, разрушали и минировали рельсы. В Белоруссии в эту ночь было разрушено ещё свыше 15 тыс. рельсов. Немецкому командованию приходилось принимать чрезвычайные меры по усилению охраны дорог и их восстановлению. Из Германии перебрасывали железнодорожные батальоны и даже части с фронта. Сгоняли местное население для восстановительных работ.
Боевые действия продолжались и в октябре 1943 года.
Всего было уничтожено 148 тыс. рельсов. Операция была остановлена, когда закончились боеприпасы.
Задачи операции не были выполнены полностью, но в целом результат был большим. Коммуникации противника подверглись массированным ударам. Возникла нехватка рельсов. Немцам пришлось перешивать двухпутные участки пути в однопутные, что сокращало возможности железной дороги. Из-за нехватки рельсов сваривали поврежденные, везли из Польши, Чехии и Германии.
При этом отремонтированные участки подвергались новым атакам. В целом пропускная способность железных дорог в немецком тылу в сентябре-октябре сократилась на 35–40 %.
По оценкам военных исследователей, действия советских партизан в ходе двух операций были более чем в 11 раз эффективнее налётов люфтваффе, бомбивших советские тылы в этот же период.
Кроме того, партизанские отряды не только уничтожали железные пути, их действия включали в себя широкий комплекс диверсий в тылу врага. Партизаны атаковали вражеские гарнизоны, важные объекты, уничтожали небольшие подразделения противника, действовали на других коммуникациях, шоссе и т.д. Переброска германских войск на железных дорогах, эвакуация и снабжение были значительно затруднены.
Видя активность советских партизан, активизировалось сопротивление местных жителей оккупантам. Всё больше людей вступали в ряды подпольщиков и партизан, поддерживали их.