что такое релокация персонала

Релокация сотрудников: что нужно знать о переезде в другой город

что такое релокация персонала. Смотреть фото что такое релокация персонала. Смотреть картинку что такое релокация персонала. Картинка про что такое релокация персонала. Фото что такое релокация персонала

Релокация — это перевод сотрудника на новое место жительства, связанный с деловыми целями компании. Переезд может быть как долговременным, на несколько лет и больше, так и краткосрочным. К релокации прибегают в нескольких случаях. Например, компания может отправить проверенного сотрудника в другой город, чтобы он помог открыть новую франшизу. Или в ситуации, когда фирма не может найти подходящего человека на важную должность в нужном городе. Компании могут попросить сотрудника переехать, чтобы связать центральную штаб-квартиру с франшизами. Он также может следить за качеством выполняемой работы и передавать данные в главный офис. К такому человеку у штаб-квартиры будет больше доверия, поскольку он приехал из стороннего офиса и не имеет связей с сотрудниками.

Желание переехать может исходить и от самих работников. Когда у фирмы в родном городе нет позиций для роста, человек может попросить перевести его в другой населенный пункт, где он сможет занять более высокую позицию. К кратковременной релокации сроком на несколько месяцев прибегают в ситуациях, когда в компании начинают применяться новые технологии и нужен опытный сотрудник, который поможет обучить иногородний персонал нововведениям. Он помогает команде адаптироваться, разобраться со сложными моментами и наладить новый формат работы. По выполнении своих задач он возвращается в родной город или посещает еще одну франшизу.

В период пандемии многие сотрудники перешли в формат дистанционной работы, вследствие чего потребность в релокации временно сократилась. Но вероятно, что после проведения масштабной вакцинации и отступления пандемии, тренд на перемещение работников вернется обратно. Мобильность сотрудников как и прежде будет важна для перемещения талантов и качественного внедрения новых технологий в регионы.

Мотивация сотрудников

В большинстве случаев инициатива релокации исходит со стороны руководства. При этом компаниям стоит учитывать интересы работников, поскольку переезд в другой город — большой шаг, на который не каждый согласится.

Первое, чему стоит уделять внимание — это повышение в должности. Согласно исследованиям рекрутинговой компании Hays, 35% российских сотрудников могут согласиться на релокацию, если компания предложит им возможность карьерного роста. Это сходится с мировой статистикой, согласно которой более 50% работников готовы переехать ради повышения в должности или увеличения ставки. Зарплата — важный элемент и для российских сотрудников: 74% россиян ответили, что готовы на релокацию даже в непривлекательный город, если получат хорошее жалование. При этом 37% ожидают, что при переезде им увеличат зарплату более чем в два раза.

что такое релокация персонала. Смотреть фото что такое релокация персонала. Смотреть картинку что такое релокация персонала. Картинка про что такое релокация персонала. Фото что такое релокация персонала

Если руководитель предлагает сотруднику релокацию, на решение работника будет влиять город, в который его захотят отправить. Согласно опросам, самым привлекательным регионом России для переезда считается Санкт-Петербург. На втором месте Москва и Московская область и сразу за ними — Краснодар и Казань. Три четверти из тех, кто согласен на потенциальную релокацию — 74% — ответили, что потенциально готовы переехать и в страны СНГ.

Перед руководителями, которые решают отправить сотрудника на релокацию, встает вопрос, какой период будет оптимальным. Россияне считают, что самый комфортный срок переезда — два-три года, так ответили 40% респондентов. Чуть меньше, 32%, сказали, что могли бы переехать на один-два года. И только 20% согласны на релокацию дольше трех лет. Но решающим фактором может стать зарплата: 87% респондентов согласились бы на более длительные сроки при значительном увеличении ставки.

Как организовать релокацию

Первое, что нужно сделать компании, которая хочет отправить сотрудника на релокацию — уведомить его о своем решении. Согласно Трудовому кодексу, сделать это нужно минимум за два месяца до переезда. Если вопрос релокации принципиальный, при отказе компания может уволить сотрудника, но при этом она обязана предложить ему альтернативные должностные варианты, подходящие под его компетенции и статус. По закону, о расторжении договора можно говорить только в случаях, когда работник откажется от всех предложенных вариантов.

Если обе стороны согласны на переезд, то компания должна подготовить документы. Для начала нужно оформить приложение к трудовому договору, в котором будут прописаны условия, на которых осуществляется релокация. В нем должна быть информация о том, как меняется работа сотрудника: его должность, зарплата и любые другие пункты ранее заключенного договора. Далее издается приказ о переводе и делается запись в трудовой книжке.

После оформления бумаг сотрудник HR должен позаботиться о деталях переезда. Фирма должна организовать переезд или перелет, включая билеты и перевозку багажа, оформить и оплатить будущее жилье (включая услуги риэлтора), позаботиться о медицинском страховании и, желательно, оформить ДМС. Для сотрудников с семьями подобрать варианты школ для детей, помочь с их переводом в новые учебные заведения и предложить варианты работы для супруга или супруги работника. Для более комфортного переезда компания может выплатить единоразовую материальную помощь в качестве бонуса за релокацию и периодически оплачивать сотруднику билеты на поездки в родной город.

Как помочь сотруднику при переезде

Адаптация к новому месту жительства — не менее важная часть релокации, чем организационные моменты, связанные с документами и материальными тратами. Этой частью переезда также должен заниматься HR-департамент. При возможности нужна координационная работа HR-ов сразу из двух городов, чтобы процесс прошел максимально гладко для сотрудника. Их главная задача — сделать так, чтобы работник не разочаровался в своем переезде и начал работу на новом месте с энтузиазмом.

Дополнительная обязанность кадровиков — познакомить сотрудника с городом. В лучшем варианте стоит не сразу окунать его в работу, а дать несколько дней на адаптацию. Организовать экскурсии по городу и рассказать о местах, которые стоит посетить. Затем, в письменной или устной форме, составить список ближайших к дому и работе магазинов, ресторанов, аптек и других мест, которые могут понадобиться для комфортной жизни. Если переезд происходит в период пандемии, стоит также ознакомить сотрудника с эпидемиологическими правилами, которые действуют в регионе. Например, рассказать о режиме работы заведений и уточнить, введена ли в городе обязательная вакцинация.

Советы сотрудникам, которые планируют переезд

Не все детали при релокации ложатся на плечи компании. Чтобы переезд не оказался большим стрессом, сотруднику самому стоит включиться в процесс. Для начала стоит решить, что делать с жильем в родном городе: сдать в аренду, полностью от него отказаться или продолжать платить за квартиру. Затем составить список вещей, которые могут пригодиться в другом городе с учетом длительности переезда и местного климата. По прибытии новую квартиру стоит обустроить так, чтобы в ней было приятно находиться. Домашний, комфортный интерьер поможет снизить вероятность сильной тоски по старому дому.

что такое релокация персонала. Смотреть фото что такое релокация персонала. Смотреть картинку что такое релокация персонала. Картинка про что такое релокация персонала. Фото что такое релокация персонала

Далее стоит пообщаться с коллегами в неформальной обстановке и постараться завязать дружеские связи, чтобы социализироваться в новом городе. Для той же цели можно знакомиться с людьми через социальные сети, клубы по интересам или спросить у друзей, вдруг они знают местных, с которыми было бы приятно пообщаться. Не стоит забывать о поддержании связей с близкими из родного города, чтобы не сжигать мосты и не потерять уже существующие контакты. Социальное общение поможет не падать духом и занять вечера после работы.

Не менее важно заранее позаботиться о состоянии своего здоровья. Переезд может оказаться очень напряженным событием, даже если изначально вызывал только положительные эмоции. Хорошая физическая форма поможет оставаться в строю даже в кризисных ситуациях. Моральный настрой тоже играет не последнюю роль. Не стоит сомневаться о своем решении, даже если все пошло не так, как вы планировали. Рассматривайте переезд как новый жизненный опыт, который в том числе поможет продвинуться по карьерной лестнице. Будьте открыты новым возможностям и не исключайте варианта, что жизнь на новом месте сложится лучше, чем могло казаться на первый взгляд.

Источник

Релокация персонала

Новые филиалы, подразделения компаний всегда требуют то количество персонала, способного обеспечить бесперебойное протекание рабочих процессов. Сегодня для работодателя все труднее найти подходящие кадры в черте мегаполиса и его окрестностей. Единственным возможным выходом из ситуации остается привлечение персонала из других регионов. Такой способ переезда сотрудника из родного поселка или города в другую местность (город или другая страна) получил название «релокация».

Релокация персонала – одно из оптимальных решений проблемы дефицита кадров. Она подразумевает перемещение человека в другую местность, включая смену места жительства, в результате получения работы в другом городе или даже стране. К поиску и привлечению персонала таким образом прибегают как интернациональные, так и крупные российские предприятия, независимо от сферы деятельности. Под релокацию попадают специалисты абсолютно всех отраслей: начиная от рабочего персонала (грузчики, продавцы, уборщики и др.) и заканчивая инженерами, нефтяниками и бурильщиками.

Чтобы пригласить сотрудника на работу в компанию из другого города, прежде всего, необходимо его найти. В помощь все возможные ресурсы и способы: интернет (например, сайты по трудоустройству) и органы СМИ; расклейка бумажных объявлений с предложениями по вакансиям; сотрудничество с кадровыми агентствами, региональными центрами занятости и др.

Место поиска нужного сотрудника полностью зависит от его квалификации. Инженеров, архитекторов, IT и других высококвалифицированных специалистов целесообразнее искать в крупных городах. Если же речь идет о сотрудниках рабочих направлений (грузчики, продавцы, уборщики и т.д.), то поиски лучше вести в небольших городах, поселках, селах, деревнях. Эту работу можно поручить местным центрам занятости или нанятому региональному менеджеру от компании. Например, в «СТС Групп» в качестве таких менеджеров работают региональные представители, основная задача которых – привлекать жителей регионов для работы в Москве.

Одно дело – найти подходящего сотрудника, другое – перевезти его и обеспечить комфортными условиями труда и жизни. Релокация персонала предполагает финансовые затраты на переезд, организацию проживания, в некоторых случаях, и питания. Как правило, большую часть расходов берет на себя работодатель. Например, он может оплатить переезд в размере полной стоимости, а жилье компенсировать только, скажем, на 50%. Все положения, касающиеся затрат, прописываются в контракте или договоре, который заключается между сторонами.

При релокации всегда остро стоит семейный вопрос. Не редкость, когда специалист переезжает на новое место вместе со своей семьей. Очень часто работодатели поддерживают данное решение – ведь считается, что такой сотрудник надежен, и риск потерять его после одного или двух месяцев работы почти сведен к нулю.

Но не каждая «вторая половина» имеет возможность переехать. Работа, родители, друзья и многое другое оправданно удерживает на родине. Переезд из небольшого города или поселка в мегаполис может стать выгодным, так как даст возможность найти более высокооплачиваемую работу и даже пойти по карьерной лестнице.

Среди рабочего персонала наиболее распространенный вариант релокации – вахта. Человек уезжает на заработки на срок от одного до нескольких месяцев и по окончании вахты возвращается домой. В данном случае необходимости перевозить всю семью вовсе нет.

Существует еще один вариант релокации, когда сотрудник переезжает на новое место жительства и работы, а семья остается на родине. Тогда в контракте или договоре между работодателем и работником прописывается положение о предоставлении специалисту выходных, чтобы навестить родных. За рубежом такой вариант релокации является чуть ли не самым распространенным.

Чтобы избежать подобной ситуации, все вопросы, касающиеся трудоустройства, условий работы и проживания необходимо обговаривать «на берегу». На HR-менеджере лежит задача как можно тщательнее провести отбор сотрудников, заранее обговорить такие немаловажные моменты, как обязанности на новом рабочем месте, испытательный срок, условия переезда и проживания и т.д. На следующем этапе, заключении трудового договора, важно учесть условия самого сотрудника и внести их в документ. В процессе принятия на работу HR-менеджер должен приложить все усилия, чтобы сотрудник, переезжая на новое рабочее место и жилье, чувствовал себя комфортно.

На сегодняшний день все больше и больше людей готовы на переезд ради работы в другую область, город или страну. С каждым годом таких желающих становится больше. Как правило, основной возрастной состав участников релокации – молодежь (чаще, если речь идет о выпускниках и молодых специалистах) и зрелые сотрудники (чаще, жители регионов, приезжающие в мегаполисы и устраивающиеся на вакансии продавцов, кассиров, водителей и т.д.). Предприятия не перестанут расширяться и открывать филиалы и подразделения в других городах, а люди всегда будут стремиться к карьерному росту и большому заработку…

ВНИМАНИЕ!

1 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.

Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее

Источник

Релокация, объединение/разделение офисов

Релокация, объединение/разделение офисов.

Заполните простую форму для быстрого расчета стоимости проведения аудита либо позвоните нам по телефону. Наши менеджеры ответят на интересующие вас вопросы, сориентируют по срокам и стоимости выполнения работ. Мы строго придерживаемся принципов честности и конфиденциальности в отношениях с клиентом.

Наши специалисты проведут детальный анализ вашего бренда, конкурентов и целевой аудитории. При этом мы учитываем все факторы, способствующие успешному позиционированию бренда: его актуальность для потребителей, понятность, отличие от аналогичных компаний или товаров, последовательность с точки зрения маркетинговых коммуникаций. Это позволяет четко спланировать дальнейшие маркетинговые мероприятия.

На личной встрече в нашем офисе, удобно расположенном в центре Москвы, у вас будет возможность познакомиться и убедиться в компетенции наших экспертов, детально обсудить все пункты подготовленного коммерческого предложения, актуализировать договор, исходя из особенностей ваших текущих задач.

На протяжении всего периода реализации проекта с вами работает персональный менеджер, который всегда готов проконсультировать по текущим вопросам и задачам. Наша компания отличается дружественным подходом, отсутствием формализма, решением конкретных практических задач, стоящих перед клиентом.

Изменение ситуации на рынке, появление новых игроков, появление более современных технологий — все это требует четкого позиционирования компании на рынке, эффективного формулирования своего уникального товарного предложения. В зависимости от поставленной задачи вы получите разработку концепции ребрендинга или создание полностью нового бренда для компании.

Отзывы о нашей работе

Партнерским отношениям UPECO и компании КСК ГРУПП исполнилось пять лет. Для нас она стала незаменимым компаньоном. Подбор персонала мы производим только через ее экспертов. Мы привыкли к закрепленной за нами команде, близко познакомились и выстроили доверительные отношения с экспертами. Импонируют их глубокие познания в специфике нашего бизнеса. Можем похвастать удачными проектами по формированию коллективов маркетингового отдела, департамента поставок, розничной сети и административных структ.

что такое релокация персонала. Смотреть фото что такое релокация персонала. Смотреть картинку что такое релокация персонала. Картинка про что такое релокация персонала. Фото что такое релокация персонала

Примите благодарность от компании «Остин». Нам срочно нужно было закрыть топ-вакансию в рознице. Консультанты отнеслись к задаче внимательно и сразу взялись за дело. Собеседование проводилось в неформальной обстановке, его проведению предшествовало детальное изучение требований и их причин. Мы увидели отличное знание нашей ниши и ее подводных камней. Работа отняла не более месяца. За это время в КСК ГРУПП протестировали трех соискателей. Отбор проводился объективно и оперативно. Результатом мы.

Источник

Поиск сотрудников с релокацией: что нужно знать рекрутеру

Работодатели и соискатели готовы к переездам

Мы спросили у наших рекрутеров, как часто они встречают заявки на подбор с релокацией. В России это распространенная практика — работодатели готовы привозить к себе специалистов из других регионов. Чаще всего перевозят специалистов по продажам, управленцев и редких специалистов, в том числе из ИТ-сферы.

Ольга Григорьева, эксперт по подбору персонала и рекрутер площадки HRspace:
У меня достаточно узкая специализация, поэтому прокомментирую только «свои» отрасли. Сейчас я работаю главным образом с инжиниринговыми и производственными компаниями. Могу сказать, что при поиске технических специалистов и в особенности топов-производственников релокация в порядке вещей. Чаще всего заказчики — это крупные федеральные или региональные компании, но бывают и небольшие. Основная причина — отсутствие нужного специалиста у себя в регионе. К тому же производства нередко находятся в небольших городах, где нет ни вузов, ни аналогичных предприятий. Также я сталкиваюсь с релокацией врачей и финансовых специалистов. Причина та же — нехватка специалистов на местах.

Павел Корчагин, хедхантер и специалист площадки HRspace:
В своей профессиональной деятельности не раз сталкивался с закрытием вакансий с релокацией. В основном такая мера используется, если в регионе отсутствуют либо заняты руководители и специалисты с нужным профессиональным уровнем.
Отмечу также, что далеко не каждая компания может себе позволить такой поиск, поскольку он требует дополнительных ресурсов. Сюда входят время, деньги — как минимум возможность предложить хотя бы скромный релокационный пакет соискателю — и должный уровень подготовки HR-службы. Поэтому, как правило, заказчиком являются крупные федеральные компании или компании в стадии роста, желающие проинвестировать в свой персонал.
Ну и последнее — такой поиск актуален только для определенных сфер и сегментов. В основном релоцируют руководителей и узких специалистов.

Что касается соискателей, то люди готовы переехать в другой город ради действительно выгодного предложения.

Конечно, в основном, люди стремятся переехать из регионов в Москву и Санкт-Петербург, тогда как необходимость с релокацией редких специалистов возникает, наоборот, у компаний в регионах. Но это не значит, что проблема нерешаемая — главное, угадать с мотивацией. Например, достичь карьерных вершин и заняться крупными проектами молодому специалисту в регионе может быть проще, чем в Москве из-за меньшей конкуренции.

Что мотивирует сотрудников

Переезд всегда сопряжен с трудностями и бытовыми хлопотами: чтобы пойти на такой шаг, нужны действительно заманчивые «плюшки». Тем более если речь о не самом привлекательном месте.

Поэтому хорошо, если у рекрутера в арсенале есть ряд аргументов, которые помогут преподнести переезд в выгодном свете. Существенными считаются такие преимущества релокации: возможность повысить уровень своего дохода, профессиональное развитие, более интересные задачи, быстрый профессиональный и карьерный рост, хороший релокационный пакет, смена климата на более благоприятный, отдых от бешеного ритма жизни в большом городе.

Правильная стратегия — выбрать те плюсы, которые есть именно в вашем случае, и акцентировать на них внимание.

Особенности работы с заявкой

Поиск по заявкам с релокацией требует наличия у рекрутера дополнительных навыков и предусматривает использование конкретных инструментов.

Релокационный пакет

Если трудности вас не испугали и вы взялись за работу, начните с анализа заявки на подбор. Прежде всего — условий, которые предлагает работодатель. Обратите внимание на наличие релокационного пакета — предоставления помощи с переездом и компенсации расходов, с ним связанных.

Обязательный минимум для хорошего пакета — предложить компенсацию расходов стоимости билетов, частичную или полную оплату жилья (хотя бы на первое время) и помощь с поиском этого жилья.

Дополнительно мотивировать людей помогут:

Важно и то, на какой срок предоставляется такой пакет — на все время работы, в первый год или два после переезда. Все эти моменты влияют на успех закрытия вакансии, поэтому их стоит детально обсудить с заказчиком. Как вариант — посоветовать скорректировать предложение и добавить в пакет некоторые преимущества.

Бывают еще две ситуации:

Если совсем не удается договориться, можно предложить заказчику альтернативы релокации — внутреннюю ротацию, удаленную работу, изменение структуры предприятия, например объединение нескольких площадок с гибкой локацией, а также перевод роли в другой город, где есть релевантные кандидаты. Иногда такие подходы оказываются более результативными, чем поиск, особенно если дело не в точечном закрытии вакансии, а в регулярной потребности кадров.

Качества идеального кандидата

Помимо проработки вакансии и обсуждений с работодателем, важно учитывать эмоциональный портрет будущего кандидата. Не каждый человек сможет легко адаптироваться на новом месте. Бывает, кандидат соглашается, а после переезда ему становится психологически так тяжело, что он готов всё бросить и вернуться. Как такого избежать? Расспросите кандидата о предыдущем опыте (как давно он живет в этом городе и как часто переезжал), об отношениях к командировкам, о том, какие самые крупные перемены случались в его жизни, бывало ли, что ему приходилось пожалеть о принятом важном решении, и как он тогда поступил. Полезно будет узнать, даже как кандидат проводит отпуска и вообще свободное время. Во-первых, это подскажет, насколько он мобилен и как быстро приспосабливается к новому, во-вторых, можно будет узнать, есть ли на новом месте возможности для его привычных хобби.

Есть ли у вас опыт закрытия вакансий с релокацией? Если да — делитесь в комментариях лайфхаками, инструментами и интересными историями из практики.

Источник

Релокация бизнеса

Релокация бизнеса — это сложный и комплексный проект, характеризующийся немалой долей риска и высокой степенью неопределенности. В статье мы поделились информацией о способах переезда бизнеса, рассказали о некоторых особенностях, которые важно учесть.

Что такое релокация бизнеса

Под релокацией понимается перемещение бизнеса в другое место. Такой переезд может осуществляться внутри страны или за ее пределы.

Различают полную и частичную релокацию. Полная — когда ведение бизнеса полностью прекращается по старому месту и перемещается в новое. Под частичной релокацией понимается явление, когда бизнес в какой-то части остается на старом месте и частично переезжает в новое. То есть по сути бизнес расширяется, захватывая новые территории.

В белорусском законодательстве понятие «релокация» отсутствует. При этом интерес вызывают правовые способы обеспечения данного процесса.

Релокация в другое государство

Чтобы полностью перевести бизнес в другое государство, необходимо:

1) изъять инвестиции из действующего бизнеса. Для этого полностью завершают бизнес на территории страны или прекращают свое участие в нем;

2) перевести инвестиции на территорию другого государства и организовать бизнес там.

— переход оставшегося имущества к владельцу(ам) бизнеса ;

Таким образом, после ликвидации организации собственник бизнеса перестает быть учредителем (участником) белорусской организации и имеет «на руках» свободные средства, оставшиеся после ликвидированного юрлица. Эти активы он может инвестировать в бизнес за пределами Беларуси.

Если в бизнесе участвует несколько партнеров и не все они согласны на релокацию, можно «изъять» свою долю в бизнесе и выйти из него.

Так, участник ООО (ОДО) может:

что такое релокация персонала. Смотреть фото что такое релокация персонала. Смотреть картинку что такое релокация персонала. Картинка про что такое релокация персонала. Фото что такое релокация персонала

———————————
Ч. 2 ст. 97 Закона о хозобществах.
Ч. 1 — 4 ст. 98 Закона о хозобществах.
Ч. 1 ст. 99 Закона о хозобществах.
Ч. 1 ст. 101 Закона о хозобществах.
Ч. 6 ст. 98 Закона о хозобществах.

Частичная релокация бизнеса в другую страну может осуществляться через:

— открытие там новой организации;

— инвестирование в существующую организацию;

— создание обособленной структурной единицы белорусской организации, если это позволяет законодательство страны пребывания.

Выбирая страну для релокации, важно изучить и оценить ряд факторов, способных существенно повлиять на успех предстоящей кампании. Перечислим некоторые из них.

1. Географическая удаленность. Чем ближе страна переезда находится к Беларуси, тем проще реализовать логистику: транспортировать сотрудников с семьями, перевезти оборудование.

2. Наличие в другом государстве русскоязычного делового сообщества, традиций взаимопомощи внутри белорусской диаспоры.

3. Условия ввода иностранных инвестиций и простота в юридическом оформлении субъекта хозяйствования.

4. Насыщенность рынка товарами (услугами), которые планируется производить.

5. Налоговый климат и наличие дополнительных барьеров для вхождения на рынок страны продукта (услуги): сертификация, лицензирование и т.п.

На этапах сбора информации и дальнейшего планирования целесообразно наладить отношения с надежными и квалифицированными консультантами. Профессиональная информационная поддержка и правовое сопровождение процесса релокации бизнеса в другую страну позволят избежать тактических ошибок, нерациональной траты материальных ресурсов и драгоценного времени.

Релокация на территории Беларуси

Обратите внимание!
По общему правилу юрадрес организации не может быть в помещении, предназначенном для проживания граждан . Исключением являются ЧУП и КФХ, когда они зарегистрированы в жилом помещении собственника ЧУП и главы КФХ соответственно .

— отправить по почте;

— подать в регистрирующий орган путем личного обращения;

Примечание
Подробнее об уведомлении регистрирующего органа см. информацию на веб-портале ЕГР.

Частичную релокацию бизнеса в пределах Беларуси можно осуществить, в частности, следующими способами:

Релокацию внутри Беларуси также можно осуществить с помощью таких форм реорганизации юрлиц, как:

Читайте этот материал в ilex >>
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *