что такое религия в философии
Религия
Что такое религия
У термина «религия» есть разные трактовки, каждая из которых по-своему верна. Религию можно определить, например, так:
мировоззрение и поведение людей, которое определяет вера в существование какой-либо сверхъестественной силы;
система символов, моральных правил, обрядов и культовых действий, исходящая из представления об общем порядке бытия;
вера в сверхъестественное (в Бога);
совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, которая собирает людей в единую общность;
одна из форм приспособления человека к окружающему миру, способ удовлетворения духовных потребностей.
Религиозное сознание тесно связано с верой, и эти понятия часто используют как синонимы.
Вера — это безоговорочное принятие чего-либо за истину без поиска доказательств и дополнительных рассуждений. |
Главные признаки религии — это:
иррациональность — вера в абсолютную истинность;
догматизм — отсутствие необходимости в доказательствах;
ритуальность — молитвы и другие священнодействия;
вера в сверхъестественное;
Мы раскрыли определение религии. Давайте рассмотрим функции религии и узнаем, как она воздействует на общество.
Функции религии
Основные функции религии:
Мировоззренческая. Религия формирует определенную картину мира у последователей. Через призму веры человек видит и понимает мир, общество и себя.
Ценностно-смысловая. Религия отвечает на вопросы о смысле и цели жизни, участвует в создании ценностных ориентиров.
Психологическая (компенсаторная). Через молитву, медитацию или обращение к Богу верующий получает утешение в трудную минуту, снимает стресс.
Коммуникативная. Общая вера объединяет людей, дает возможность ощущать себя сопричастным и не одиноким. Кроме того, через религиозные обряды верующий может обращаться к святым, Богу, ангелам и т. п.
Культурно-транслирующая. Религия может быть фактором развития искусства, через религиозные произведения происходит передача культурного наследия.
Воспитательная. Религия способствует социализации человека, прививает определенные правила поведения в обществе.
Регулятивная. Вера упорядочивает стремления и деятельность человека.
Интегрирующая и дезинтегрирующая. Религия объединяет группы верующих, но в то же время противопоставляет друг другу социальные группы, исповедующие разные религии.
Примеры функций религии: самопроверка
Подумайте, какие функции религии проявляются в этих примерах. Правильные ответы вы найдете в конце статьи.
В 1815 году Россия, Пруссия и Австрия заключили так называемый Священный союз, целью которого было подавление революционных настроений. Позднее в союз вступили и другие христианские монархии.
При синагоге работают языковые курсы, на которых любой желающий может бесплатно выучить иврит и лучше узнать еврейские традиции и культуру.
В заведении не продают алкоголь, так как хозяин и большинство посетителей — мусульмане, а Коран запрещает употребление алкоголя.
Ранние формы религии
Есть четыре типа древних религий, которые существовали много веков: тотемизм, шаманизм, фетишизм, анимизм.
Тотемизм — это способ связи человека с окружающим миром через поклонение тотему. В качестве тотема чаще всего выступает животное, реже — растение или какой-то неодушевленный предмет.
Шаманизм — взаимодействие с миром духов через проводника, который называется шаманом. Считается, что шаманы умеют общаться с духами и высшими силами, поэтому все племя прислушивается только к его словам и указам.
Фетишизм — вера в предметы, которые обладают сверхъестественными силами. Такие предметы называют фетишами. Ими может быть что угодно, например, камень необычной формы или драгоценный металл.
Анимизм — вера в духов. Это могут быть духи умерших людей, животных и растений или духи, которые обитают в определенной местности.
По количеству почитаемых богов все религии делят на политеистические и монотеистические.
Политеизм — это многобожие или язычество. Буддизм, синтоизм, индуизм — это политеистические религии.
Монотеизм — вера в одного Бога-творца. Примеры монотеистических религий: ислам, христианство, иудаизм.
Современные религии
В наши дни выделяют три типа религиозных верований:
Родоплеменные верования — те самые тотемизм, шаманизм, фетишизм и анимизм, о которых мы рассказали выше. Это архаические религии, но они сохранились в некоторых обществах, например, у племен Африки или канадских индейцев.
Национально-государственные религии тесно связаны с отдельным народом, этнической общностью. Например, индуизм и джайнизм преимущественно распространены на территории Индии, иудаизм — в Израиле, синтоизм — в Японии, даосизм и конфуцианство — в Китае.
Мировые религии выходят за пределы одной нации или государства и охватывают большое число верующих по всему миру. Таких религий три: христианство, буддизм и ислам.
Каждая религия построена на целом своде правил, ограничений, норм поведения, включает систему культовых действий, обрядов. Давайте узнаем немного о каждой из трех мировых религий, а потом обобщим знания в сводной таблице.
Христианство
Христианство зародилось в I веке нашей эры на востоке Римской Империи и быстро распространилось по другим провинциям. Уже в V веке религия вышла за пределы Римской Империи и охватила европейские государства, а в XVI–XX веках миссионеры активно обращали в христианство жителей других материков. Сегодня религия насчитывает ориентировочно 2,4 миллиарда приверженцев.
Это монотеистическая религия. В центре христианской веры — идея единства Бога Отца, Сына и Святого Духа. Бог в представлении христиан совершенен, он воплощает абсолютный разум и любовь.
Христиане считают, что душа бессмертна, и верят в воскресение всех людей. Духовный мир для приверженцев этой религии важнее материального. Цель жизни человека — духовный рост, а достичь его можно через смирение, посты и молитвы.
Главная книга — Библия, которая состоит из Ветхого и Нового Завета, символ — крест.
В христианстве есть три направления:
Православие исповедуют в России, некоторых странах СНГ и Восточной Европы.
Католицизм распространен в Западной Европе, Литве, Чехии, Польше.
Протестантизм характерен для США, Канады, Австралии и Великобритании.
Ислам
Ислам — это самая молодая мировая религия. Он возник в Западной Аравии в VII веке, а его основоположником был пророк Мухаммед. Первое мусульманское государство, Халифат, активно вело завоевательные войны с соседями и обращало их в ислам. Благодаря этому уже в первые сто лет своего существования религия обрела последователей в Передней и Средней Азии, Индии и Закавказье, Северной Африке и на Балканском полуострове. Сегодня ислам исповедуют примерно 1,9 миллиарда людей.
Это монотеистическая религия, родственная иудаизму и христианству. Всемогущий Бог, которого почитают мусульмане — Аллах. Как и христиане, мусульмане верят в бессмертие души и возможность ее спасения после смерти. Символы ислама — звезда и полумесяц, главная книга — Коран. Доказательства веры мусульманина — ритуальная молитва, соблюдение поста и паломничество в Мекку (город, в котором зародился ислам).
Наиболее крупных ветвей ислама — две:
Суннизм распространен в Центральной и Южной Азии, Африке.
Шиизм характерен для Азербайджана, Ирана и Ирака.
Буддизм
Буддизм — самая древняя из трех мировых религий, он зародился в VI веке до нашей эры. За первые два тысячелетия своего существования буддизм проник на Шри-Ланку, в Китай, Японию и Тибет, распространился по Юго-Восточной и Средней Азии. Сегодня буддизм исповедуют около 500 миллионов жителей Земли. В России эта религия распространена на территории Бурятии, Калмыкии, Тувы.
В отличие от христианства и ислама, в буддизме нет ни Бога-творца, ни идеи о бессмертной душе, ни представления о грехе и его искуплении.
Основа религии — учение о четырех благородных истинах, в которых говорится о страдании, его причине (жажде), прекращении страдания (нирване) и Благородном пути, ведущем к прекращению страдания. Буддисты верят в бесконечную цепь перерождений — сансару, и в карму — закон связи между действиями человека и его дальнейшей жизнью.
Два основных течения буддизма:
Хинаяна распространена в Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде, Лаосе и Камбодже.
Махаяна распространена на Дальнем Востоке, в Центральной Азии, на Западе
РЕЛИГИЯ
Смотреть что такое РЕЛИГИЯ в других словарях:
РЕЛИГИЯ
Философы и богословы определяли Р. различно, выдвигая вперед ту или другую особенность отношений человека к тому высшему существу или тем высшим силам. смотреть
РЕЛИГИЯ
(от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа) мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфиче. смотреть
РЕЛИГИЯ
РЕЛИГИЯ
РЕЛИГИЯ
РЕЛИГИЯ
РЕЛИГИЯ
РЕЛИГИЯ
РЕЛИГИЯ
РЕЛИГИЯ
РЕЛИГИЯ
РЕЛИГИЯ
— одна из форм мировоззрения, связанного с верой в сверхестественные силы, в их влияние на жизнь людей, на существование человека после смерти; специфическое отражение людьми проявлений природных и общественных сил. Религия возникла в первобытном обществе как попытка осознания людьми их бытия. На протяжении многих веков религия способствовала консолидации жителей стран в народы, способствовала укреплению государств. В то же время религиозный фанатизм приводил к войнам между странами и к кровавым конфликтам между общинами, принадлежащими к различным конфессиям, внутри стран. Все религии делятся на политеистические и монотеистические. Политеизм — многобожие, вера во многих богов. Свойствен ранним религиям. Политеистическими религиями были верования и культы древних народов долины Тигра и Евфрата (Двуречья, Месопотамии), шумерийцев, вавилонян, ассириян, халдеев, Древнего Египта, античной Греции. Монотеизм — главным объектом культа считается единый бог. Монотеистические религии — иудаизм, христианство, ислам.
Следы первых верований первобытного человека относятся к эпохе мустье (около 100 тыс. лет назад). В позднем палеолите человек изображал в пещерах и на открытых местах различных священных животных, по которым можно судить о первобытных верованиях. Около 10— 12 тыс. лет назад украшение пещер прекращается. Остаются только рисунки на предметах обихода и орудиях.
Около 8— 9 тыс. лет назад появляются настоящие храмы, устроенные в поселках, где жили люди. Вместо тайных храмов в пещерах святилища делают открытыми. Если ранние тайные святилища могли посещать лишь посвященные мужчины, то теперь — все жители поселка. Если до сих пор каждое племя верило в разных животных (судя по рисункам в пещерах, верили почти во всех животных, на которых охотились), то теперь их количество резко сократилось. Например, в Вавилоне и Ассирии было всего 4 главных (астральных) бога: Мардук — крылатый бык, главный бог, Набу — крылатый человек, Негал — крылатый лев и Нинуркт — крылатый орел.
Б.А.Рыбаков проследил в быту и обрядах славян обычаи, которые существовали около 6 тыс.лет назад, в энеолите. И сейчас, и тысячу лет назад на русских избах устанавливались одинаковые наличники с замысловатыми кружевами. Они означали изображение мира, вселенной. И оказалось, что жители Руси представляли мир так же, как и 5 — 6 тыс. лет назад изображали его люди неолита и энеолита Юго-Восточной Европы. На древних сосудах сохранились рисунки разделенные на три части: в верхней изображалось скопление воды, в середине помещалось изображение солнца, луны, полос дождя, внизу растут деревья, стоят люди или животные. Сложное трехчленное деление орнаментируемой поверхности, видимо, отражает представление о трехчленном делении мира.
Религия основана на способности человеческого сознания формировать абстрактные представления, оторванные от действительности. Религия играла и продолжает играть важную роль в личной и социальной жизни людей многих стран мира, предписывает верующим нормы поведения. Принято выделять примитивные, местные и «мировые» религии. К примитивным религиозным представлениям, возникшим еще в первобытном обществе, относятся тотемизм, магия, фетишизм и анимизм, культ предков, а также шаманизм.
Шаманизм возник в первобытности, но сохранился в том или ином виде у многих этносов до сих пор. В основе шаманизма лежит вера в сверхестественные способности отдельных людей (шаманов) выступать в качестве посредников с миром добрых или злых духов (божеств) и таким образом обеспечивать удачливость промысла, отвращать несчастья, помогать больным, переводить умерших в загробный мир и т. д. Общение с духами (камлание) шаман обычно совершает публично, облачаясь в специальный наряд и совершая танцы под бубен, обычно впадая при этом в состояние экстаза. В России шаманизм продолжает бытовать до сих пор в остаточных формах у большинства народов Сибири и Дальнего Востока.
С возникновением классового общества начали складываться сложные местные формы религии. Вначале они возникали среди какого-либо одного народа или группы народов, объединенных в государство (к ним относятся иудаизм, индуизм, синтоизм и др.), затем появились религиозные системы, распространившиеся среди народов разных стран и континентов. К таким «мировым» религиям относятся буддизм, ислам и христианство, которые подразделяются на отдельные направления и церкви.
Буддизм появился в Индии около 500 г до н.э. Он развился из учения Будды, считавшегося одним из просветленных существ, в этой религии нет богов. Основная доктрина состоит в карме, добрые и плохие дела соответствующим образом воздаются в этой или следующей жизни после реинкарнации. Существует два основных направления буддизма: хинаяна (в Юго-Восточной Азии) и махаяна (на севере Восточной Азии). Ламаизм в Тибете и Дзен в Японии —это секты махаяны. Символ религии — лотос. Эту религию исповедуют более 247.5 млн человек. В России буддизм распространен в Калмыкии и Бурятии.
Католицизм окончательно сформировался в результате разделения его на римско-католическую и православную (византийскую) ветви. Для католицизма характерно наличие единого центра (Ватикана) и единого главы в лице Папы римского, считающегося наместником Иисуса Христа на земле и непогрешимым в делах веры и нравственности. К основным источникам вероучения в католицизме относится не только Библия (преимущественно Евангелие), но также и обращения (энциклики) Папы римского и постановления Вселенских соборов. В католицизме особенно распространен культ Богоматери (Мадонны), почитание апостолов Петра и Павла, в честь которых устраивают красочные шествия. Все католические священнослужители дают обет безбрачия (целибат). Официальным языком богослужения является латинский, но в 1965 г. разрешено использование и национальных языков. Применяется четырехугольный крест. Католицизм распространен главным образом в юго-западной Европе (Италии, Испании, Франции и других странах) и в Латинской Америке. В России имеются небольшие группы католиков.
Православие сложилось в Византии и отделилось в 1056 г. от ранее оформившегося католицизм. Характеризуется подчинением верховной государственной власти, поэтому в ходе распространения православия в соседних с Византией странах стали возникать самостоятельные (автокефальные) церкви со своими главами (патриархами): болгарская, грузинская (глава — «каталикос»), сербская и др. Обет безбрачия в православии распространен лишь на «черное духовенство» (монашество), обычным священнослужителям предписано вступать в брак. Православные церкви отличаются обилием икон, но отсутствием скульптур, обычная для католических костелов органная музыка заменена хоровым пением, вместо четырехконечного креста используется шести или восьмиконечный крест и т. д. Распространение православия на Руси началось с 988 г., когда его принял князь Владимир и его приближенные. Однако русская православная церковь долгое время подчинялась Константинопольскому патриарху, ставившему во главе ее своих митрополитов; окончательно самостоятельной она стала лишь в 1580 г., когда ее глава получил статус «Патриарха Московского и всея Руси». В 1721 г. по указу Петра Первого руководство Русской православной церковью, не поддерживающей его реформы, перешло к синоду во главе с назначаемым царем «генерал-прокурором». После революции 1917 г. было восстановлено главенство патриарха, церковь была официально отделена от государства с сохранением контроля за ее деятельностью. От русских православие распространилось среди народов уральской языковой семьи (мордва, марийцы, удмурты и др.), среди некоторых тюркских народов (чуваши, часть татар, якуты) и западных групп монголоязычных бурят. Формально его приняли и коренные народы Сибири, сохранив, однако, многие элементы шаманизма. В середине XVII в Русской православной церкви вследствие реформ патриарха Никона произошел раскол, и от нее обособились группы староверов (старообрядцев) разных направлений (поповцы, беспоповцы и др.), притеснения которых прекратились лишь в начале ХХ в. В 1994 г. возникла автокефальная церковь на Украине.
Протестантизм совокупность религиозных течений и церквей, возникших с периода Реформации (XVI в.) как оппозиция католицизму. К ним относятся лютеранство, кальвинизм (реформатство и пресвитерианство), англиканство, методизм, баптизм и др. Главная идея протестантизма — возможность людей общаться с Богом непосредственно, минуя церковную иерархию во главе с Папой римским, неприятие идеи «чистилища»между раем и адом, культа Богоматери и «святых», монашества и безбрачия. Духовенство в протестантизме обычно избирается мирянами, в церкви или молитвенных домах нет икон, обрядность сокращена и упрощена, богослужение ведется на национальных языках. Протестантизм распространен главным образом среди народов германской языковой церкви (немцев, англичан, американцев, шведов и др.). В России его придерживаются, в основном, верующие немцы.
Среди других религий необходимо выделить иудаизм — религию древних иудеев, их потомков евреев, которая была основана, согласно Ветхому Завету, на заветах Бога Аврааму, около 2000 г. до н.э. и обновленная заветами Моисею около 1200 г. до н.э. Базируется на концепте вездесущего вечного Бога, чья воля отражена в Торе, и у которого особое отношение к еврейскому народу. Образ жизни верующих регламентируется Талмудом — сводом иудаистских трактатов, в которых дается толкование книг Ветхого Завета, главным образом первых пяти (Торы). Талмуд определяет деятельность и поведение в быту и по праздникам, уголовное и семейное право и т. д. Евреи-иудаисты, строго следующие Талмуду, называются талмудистами. Кроме тех, кто живет в Израиле, большая часть евреев проживает в США, в России, Украине, Белоруссии, Англии, странах Содружества. Всего евреев примерно 18 млн (9 живет в США, 5 млн в Европе, 4 млн в Азии, Африке и островах Тихого океана).
Каждая религия (кроме первобытных верований) имеет свои священные книги. Крайне обширна буддийская религиозная литература, которая насчитывает тысячи сочинений. Наиболее ранний и полный сборник буддийской канонической литературы — Трипитака (Типитака), представляет собой откровения Будды, в изложении его учеников. Трипитака состоит из трех частей. Первая посвящена принципам организации буддийских монашеских общин, подробно регламентирует всю жизнь монахов и их отношения с мирянами; вторая — излагает учение Будды в форме его притч и бесед с учениками; третья часть содержит теологическую трактовку основ буддизма.
Основная священная книга в исламе — Коран, написанный основателем ислама, пророком Мухаммедом, посланником Аллаха. Коран состоит из 114 глав (сур), в которых содержатся молитвы и заклинания, пророчества о конце света, об аде и рае, мифологические (заимствованные главным образом из Ветхого Завета и Евангелия) исторические сказания, а также предписания, регулирующие семейные и общественные отношения, определяющие подчиненный статус женщин и т. д. Суры расположены по числу входящих в них «стихов» и в ряде мест допускают различное толкование.
Священные книги индуистов Веды, начали складываться в середине 2‑го тысячелетия до н.э. Веды представляют собой сборники текстов, отражающих древние религиозные верования населения долины Ганга, они содержат основные принципы жизни верующих, связанные с драхмой (долгом), кармой (воздаянием) и сансарой (перерождением после смерти). Важнейшую часть Вед составляют четыре сборника: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Ахтарведа.
В религиозных книгах содержатся описания многих гигиенических навыков и медицинские советы, которые имели важное значение для поддержания здоровья населения.
По своему социальному значению религиозная принадлежность долгое время (в странах Европы особенно в средние века с их религиозными войнами, а в ряде стран Азии — до сих пор) оттесняла на задний план этническую принадлежность, оказывала сильное влияние на процесс формирования государств и наций. Так православные сербы обособились от одноязычных с ними хорватов-католиков и боснийцев-мусульман. До сих пор исповедание разными частями нации различных религий обычно ослабляет ее этническую целостность.
Религии принадлежит заметная роль в просвещении населения. В России деревенские дьячки и батюшки учили детей грамоте, церковно-приходские школы давали начальное образование. Миссионеры христианских конфессий в отдаленных районах Африки, Азии, Южной Америки занимались обучением аборигенов. Шаманы, ламы, жрецы лечили население. Особенно больших успехов в лечении больных достигли ламаисткие монахи, накопившие огромный опыт в использовании лекарственных растений и составлении из них сложных лекарственных средств. В монастырях собирались, переписывались, накапливались и сохранялись исторические хроники, летописи, травники, медицинские наставления
Большую роль в жизни религиозных общин играют культовые сооружения — постройки, специально возводимые для богослужений и различных религиозных обрядов. Сооружение таких особых культовых зданий началось в первобытном обществе только в конце средней ступени варварства или даже на высшей его ступени. До их появления культовые церемонии совершались на открытых местах у алтарей, отмечаемых обычно одиночными, большими, вертикально поставленными каменными глыбами — менгирами. Затем создаются уже более сложные магалитические постройки — дольмены и кромлехи, состоящие также из больших каменных глыб или плит. Наиболее древние мегалитические памятники относятся к эпохе неолита. Культовые сооружения не только позволяют судить об идеологии общества данного периода, но и представляют собой ценный источник по истории материальной культуры. Для их возведения использовались лучшие достижения строительного искусства, которыми располагало общество на данном уровне развития производительных сил: строительные материалы, строительная техника, разработка архитектурного замысла — все должно было соответствовать уровню задач, поставленных при возведении такого рода сооружений, являвшихся наиболее важными в функциональном отношении. Как их планировка, так и внешний облик диктовались выполняемыми ими культовыми функциями и заложенными в них религиозными идеями, однако в трактовку деталей непременно проникали народные художественные взгляды в силу того, что непосредственными строителями были мастера из народа.
Чем различаются религия и философия
Философия и религия, несмотря на существующие между ними различия, совпадают в одном: каждое из этих направлений духовной практики реализуется только через призму Всевышнего, независимо от того, что он собой олицетворяет — разум или веру.
Если рассматривать религию и философию по отдельности, то религия представляется средством спасения заблудшей души, достижения удовлетворённости жизнью, обретения в ней радости и покоя. Верховным представителем этого средства, обладающим всеобъемлющей силой и способным решить эту непростую задачу, является Бог. Общение с ним и позволяет достичь все указанные цели. Путём к Богу становится Вера в его существование.
Философия как наука ставит перед собой, по сути, те же вопросы. Только верховный посредник здесь разум, а путь к цели прокладывает познание. Оно и выискивает в жизни её абсолютную первооснову, сводя воедино и выстраивая в стройную концепцию все достижения существующих в мире наук.
Исключением из этих двух направлений поиска всеобъемлющей спасительной истины является лишь буддизм. В нём путь к Богу прокладывается не через верование, а через сознательную деятельность, ведущим инструментом которой выступает медитация. Этот процесс концентрации сознания позволяет, отбрасывая все излишние мысли, сосредоточиться на главной цели и тем самым достичь нирваны — высшего счастья, доступного для человека и бога.
Какими понятиями оперирует философия и религия
Философия на пути продвижения к истине опирается на ряд категорий. Основные из них: бытие, материя, сознание и диалектика. Кратко их содержание можно выразить следующим образом.
Бытие в философской идеологии означает мир, окружающий человека, со всеми его материальными предметами и природными, а также духовными явлениями. Развитие этого мира обусловлено энергией, заложенной в материи и духе, сущность которых противоположна лишь внешне. В исходном принципе она всё равно едина и объясняется термодинамическими процессами, происходившими в истоке образования жизни и происходящими ныне по ходу её эволюции.
Основу материального бытия составляет материя. Исторически при научном определении материи сложилось несколько идеалистических подходов:
Современный взгляд, которого придерживаются, например, российские философы, воспринимает материю в качестве объективной реальности и первопричины бытия. Высший дух, сам человек, его социальное окружение — всего лишь вторичное проявление материи, её производные.
Сознание образует духовную часть бытия. Единство взглядов современных философов по этому вопросу останавливается только на том, что оно существует и имеет нематериальную природу. В остальном наблюдается разность гносеологических подходов.
Так физикализм вообще не считает сознание самостоятельной субстанцией, а лишь порождением материи. Диаметрально противоположный ему солипсисм воспринимает материю как порождение сознания.
Нет общего понимания и вопросах о происхождении сознания. Оно полагается:
Биологическая точка зрения опирается на предположение, что живые организмы, отличные от человека, тоже в той или иной степени обладают сознанием. На это указывает определённая организованность их действий: закономерности в поведении, привычках, склонность к лидерству и подчинению, а также внушаемость. В современной науке всё это в основном не принимается во внимание и относится просто к инстинктам, а вовсе не к проявлениям сознания.
Диалектика является теорией, отражающей развитие материи во времени и логику её познания на каждом этапе эволюции. В «Диалогах» Платона она выглядит как искусство вести мастерский диалог на философские темы в поисках истины. У Гегеля это уже способ мышления. Его диалектический «закон о переходе количества в качество» рассматривает материальный мир в качестве резерва, в котором неизменные вещи, никак не зависящие друг от друга, накапливаясь, в какой-то критической точке посредством сознания обретают новые качества.
Религия, согласно философско-религиозным воззрениям, являет собой особую организацию сознания, при которой материя воспринимается исключительно глазами Бога. Отсюда проистекают и основные постулаты всех мировых религий. Главный из них — возлюби Господа Бога и своего ближнего как его земное отражение.
Второй постулат мы находим в Евангелие от Матфея [6, 33]: «Ищите… Царства Божия и правды его». Иными словами, духовный идеал в этом мире должен главенствовать над прагматикой и управлять ею. В реальности этому способствуют храмы, иконы, предметы богослужения, молитвы.
Третий постулат говорит о том, что общественный и государственный статус духовной миссии в идеале должны совпадать [Основы социальной концепции Русской Православной церкви, с. 7]. В жизни это по множеству причин выходит не так, хотя государство чаще всего осознаёт, что соблюдение нравственных нормативов только способствует достижению земного благоденствия.
Четвёртый постулат Православной церкви провозглашает единство церкви, народа и власти. Исторические противоречия в этом вопросе, склонявшие власть и церковь к противостоянию с народом, как показала практика, являются неоправданными и бесперспективными. Если центральная власть и церковь сильны, они всегда должны советоваться с народом.
Пятый постулат призывает личность находиться в единстве с обществом. Только такая гармония позволяет обеим сторонам осуществить своё становление в Царствие Божием, а с этим и удовлетворение в обычной жизни.
Соотношение религии и философии
Как уже было сказано выше, религия и философия во многом схожи относительно предмета своего исследования: и тут и там — жизнь. Различны лишь методы исследования. Религия действует интуитивно, нередко просто иррационально, руководствуясь только непосредственным опытом и верой.
Философия опирается преимущественно на формальную логику и является не столько самой жизнью, сколько способом её познания. Однако и тут не обходилось без религиозной интуиции, она дополняла картину бытия деталями, недоступными ни одному из логических методов. Понимание таинственности бытия и его глубины служит только на пользу философии, открывает перед ней необозримые и манящие перспективы.
Гегель относился к религиозному учению как к незрелому философствованию. Его атеизм не позволял рассмотреть в религии высшую ступень эволюции человеческого духа. Великий философ-материалист полагал, что в перспективе религия ассимилируется с философией и станет такой же её частью, как и все остальные науки.
Такое мировоззрение было широко распространено среди учёных. Согласно ему, в соотношении этих двух практик, философия занимает главенствующее место уже в силу того, что основывается на глубоких естественнонаучных знаниях, свободном мышлении и логике. Религии остаётся лишь роль подчинённого, способного только слепо верить в постулаты философии и следовать им на практике.
Время показало поверхностность этих взглядов. По мере развития теологии, философии религиозного толка, теологами было доказано, что истинное верование отнюдь не слепо и также базируется на знании. Бог существует. Как люди к нему приходят — через веру или науку — особого значения не имеет. Просто путь через Веру короче, а значит, эффективней.
С другой стороны, нельзя не признать великую пользу и от научной философии. В поиске всеобъемлющих основ бытия, касающихся человека и природы, философия охватывает всю Вселенную в попытке найти в ней всеединство и таким образом вырывается за пределы, доступные Разуму.
В чём отличия философии от религии
Анализ исследований религиозных и светских философов позволяет выделить три основных отличия между философией и религией:
Невзирая на разницу в подходах к мироустройству, философские и религиозные идеологии тесно связаны друг с другом в практической плоскости: их постулаты во многом схожи и в целом направлены на воспитание не только ума, но и души. Что из этого следует в том или ином случае предпочесть — уже суверенный выбор каждого.