что такое религиозные войны
Религиозные войны
Полезное
Смотреть что такое «Религиозные войны» в других словарях:
Религиозные войны — Религиозные войны ряд вооружённых столкновений в Европе XVI и XVII веков между протестантами и католиками. Содержание 1 Причины 2 История 2.1 XVI век 2.2 … Википедия
РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ — Войны между католиками и протестантами в конце XVI века. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка
РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ — во Франции (гугенотские войны) войны между католиками и кальвинистами (гугенотами) во 2 й пол. 16 в., за религ. оболочкой к рых скрывалась сложная борьба различных социальных сил. Современники называли Р. в. гражданскими войнами, это назв. часто… … Советская историческая энциклопедия
религиозные войны — Клуэ Франсуа. Портрет Франциска II Клуэ Франсуа. Портрет Франциска II религиозные войны () войны во Франции между католиками и кальвинистами () во второй половине XVI в. Современники называли их гражданскими войнами. Во главе лагеря католиков… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»
религиозные войны — во Франции, в 1562 1594 (или 1562 1598), между католиками и гугенотами. Возглавляла и тот, и другой лагерь феодальная знать (стремившаяся ограничить королевскую власть): католиков герцоги Гизы, гугенотов Антуан Бурбон (вскоре, однако,… … Энциклопедический словарь
Религиозные войны — войны, которые велись под религ. лозунгами (напр., крестовые походы, альбигойские войны, гуситские войны и др.). Под этими же лозунгами проходили завоевание Пиренейского п ова арабами и Реконкиста, завоевание турками Константинополя и т.д … Средневековый мир в терминах, именах и названиях
Религиозные войны — гугенотские войны, войны во Франции между католиками и кальвинистами (гугенотами (См. Гугеноты)) во 2 й половине 16 в.; за религиозной оболочкой этих войн скрывалась сложная борьба различных социальных сил. В исторической литературе… … Большая советская энциклопедия
Религиозные войны — см. Реформация … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Религиозные войны — Религи озные в ойны (во Франции, ист.) … Русский орфографический словарь
Религиозные войны (значения) — Религиозные войны: Религиозные войны (политика) вооружённые конфликты на почве религиозных разногласий. Религиозные войны (сленг), также холивар обмен сообщениями в интернет форумах и чатах, представляющий собой бессмысленные дискуссии, в… … Википедия
Религиозные войны
Религиозные войны — ряд вооружённых столкновений в Европе XVI и XVII веков между протестантами и католиками.
Содержание
Причины
Религиозная реформация XVI века вызвала целый ряд войн в Европе, — как междоусобных, так и международных.
История
XVI век
За непродолжительными и имевшими местный характер религиозными войнами в Швейцарии и Германии в конце первой половины XVI в. наступила эпоха страшных религиозных войн, получивших международный характер — эпоха, охватывающая собой целое столетие (считая от начала шмалькальденской войны в 1546 г. до вестфальского мира в 1648 г.) и распадающаяся на «век» Филиппа II Испанского, главного деятеля международной реакции во второй половине XVI столетия, и времена тридцатилетней войны в первой половине XVII в.
В это время католики отдельных стран протягивали друг другу руки, возлагая свои надежды на могущественную Испанию; испанский король стал во главе международной реакции, пользуясь не только средствами, какие доставляла ему его громадная монархия, но и поддержкой католических партий в отдельных странах, а также нравственной и денежной помощью папского престола. Это заставляло и протестантов разных государств сближаться между собой. Кальвинисты в Шотландии, во Франции, в Нидерландах и английские пуритане считали своё дело общим; королева Елизавета много раз оказывала содействие протестантам.
Реакционным попыткам Филиппа II был дан отпор. В 1588 году потерпела крушение его «непобедимая армада», посланная для завоевания Англии; в 1589 г. во Франции вступил на престол Генрих IV, умиротворивший страну и в одно и то же время (1598) давший свободу вероисповедания протестантам и заключивший мир с Испанией; наконец, Нидерланды успешно вели борьбу с Филиппом II и принудили его преемника заключить перемирие. Едва окончились эти войны, раздиравшие крайний запад Европы, как в другой ее части начала готовиться новая религиозная борьба.
XVII век
В силу перемирия, заключённого на двенадцать лет (1609), прекратилась война между католической Испанией и протестантской Голландией; в Германии были уже заключены протестантская уния (1608) и католическая лига (1609), которым вскоре после того пришлось вступить между собой в вооружённую борьбу. Тогда же снова началась война между Испанией и Голландией; во Франции гугеноты произвели новое восстание; на северо-востоке шла борьба между протестантской Швецией и католической Польшей, король которой, католик Сигизмунд III (из шведской династии Васа), лишившись шведской короны, оспаривал права на неё у своего дяди Карла IX и его сына Густава-Адольфа, будущего героя тридцатилетней войны. Мечтая о католической реакции в Швеции, Сигизмунд действовал заодно с Австрией.
Оценка
Таким образом, в международной политике второй половины XVI и в первой половине XVII вв. видно разделение европейских государств на два вероисповедных лагеря.
Из них большей сплочённостью и более агрессивным характером отличался католический лагерь, во главе которого стояли Габсбурги, сначала испанские (во времена Филиппа II), потом австрийские (во время тридцатилетней войны). Если бы Филиппу II удалось сломить сопротивление Нидерландов, приобрести Францию для своего дома, а Англию с Шотландией превратить в одну католическую Британию, — а таковы были его планы, — если бы, несколько позже, осуществились стремления императоров Фердинандов II и III, если бы, наконец, Сигизмунд III справился со Швецией и с Москвой и употребил часть польских сил, какие действовали в России в смутное время, для борьбы на западе Европы в интересах католицизма, — победа реакции была бы полной; но у протестантизма появились защитники в лице таких государей и политических деятелей, каковы Елизавета Английская, Вильгельм Оранский, Генрих IV французский, Густав-Адольф шведский, и в лице целых народов, национальной независимости которых грозила католическая реакция.
Борьба принимала такой характер, что и Шотландии, в царствование Марии Стюарт, и Англии, при Елизавете, и Нидерландам и Швеции, при Карле IX и Густаве-Адольфе, приходилось отстаивать свою независимость вместе со своей религией, так как в католическом лагере господствовали стремления к политической гегемонии над Европой.
Католицизм стремился в международной политике к подавлению национальной независимости; протестантизм наоборот связывал своё дело с делом национальной независимости. Поэтому, в общем, международная борьба между католицизмом и протестантизмом была борьбой между культурной реакцией, абсолютизмом и порабощением национальностей, с одной стороны, и культурным развитием, политической свободой и национальной независимостью — с другой.
Межконфессиональные вопросы во все времена становились одной из причин жесткого противостояния между цивилизациями. Борьба конфессий часто доходила до массового кровопролития, что буквально погружало в хаос целые народы на долгие годы. В чем выражается межконфессиональное противоборство сегодня, и кому выгодно его культивировать для достижения своих целей? Об этом и пойдет речь в материале.
Очевидно, что сегодня главными центрами религиозного противостояния являются Ближний Восток и Западная Европа. В первом случае отголоски Крестовых походов или, как принято говорить сейчас, Крестовые походы новой эпохи, буквально захлестнули арабский мир. Однако при ближайшем рассмотрении ситуации можно обнаружить, что религия в большинстве случаев выступает лишь поводом для того, чтобы решать, скажем так, самые что ни на есть утилитарные проблемы.
Яркие примеры последнего времени – вторжение натовских войск в Ливию, революция в Египте, попытки расшатать Сирию.
На первом же этапе военной агрессии в Ливию полковник Каддафи объявил, что западная цивилизация объявила против ливийского народа Крестовый поход. Но по большому счету слово «крестовый» здесь абсолютно неуместно, ведь в реальности цель нападения на Ливию – это отнюдь не насаждение христианской цивилизации, а банальное стремление к свержению неугодных политиков с одновременным получением доступа к ресурсам страны. Слова Каддафи о крестовом походе – это попытка привлечь на свою сторону мусульманский мир, который, по его (Каддафи) замыслу, должен был многое противопоставить западной агрессии. Только вот полковник допустил роковую ошибку с призывом к исламской цивилизации: он, похоже забыл, что даже средневековые Крестовые походы были крайне далеки от насаждения христианской морали на мусульманские земли. И в случае с Папой Урбаном II, и в случае с новыми западными лидерами, цена вопроса была весьма близкой по своему содержанию. Западная цивилизация в обоих случаях старалась найти новые источники дохода, стать полноценной владелицей новых земель, богатых ресурсами. Единственная разница – так это то, что в XI веке Урбан II прикрывал откровенно захватническую миссию христианской идеей, которая исторически ничего общего с жаждой власти и обладания материальными ценностями не имела (но не для Папы); а в веке XXI «сильные мирные сего» решили оправдать свое вторжение ценностями демократическими.
В связи с этим большинство разумных людей понимают, что ни в первом, ни во втором случае оправдания так и не сработали. «Освобождение Гроба Господня» вылилось в кровавую бойню и тотальное разграбление ближневосточных городов, которое отвлекло европейцев от внутренних проблем и принесло существенную материальную прибыль организаторам «миссии». И ведь самое удивительное, что то же самое происходит и сегодня. «Демократия» в Ливии и Египте, которую «построили» западные страны, сегодня ничем не отличается от той «победы христианства», которую объявили в Средние века. Те же кровь, хаос, безвластие и полная неопределенность впереди.
Не нужно забывать и о том, что как в Средние века не гнушались примкнуть к Крестовым походам те, кто никакого морального права не имел носить христианский крест, так и в новое время «демократическую» миссию в Северной Африке и на Ближнем Востоке поддерживают государства, власти которых сами при одном только слове «демократия» вздрагивают и готовят приказы своей армии на уничтожение соответствующих проявлений на своей территории. Именно поэтому призывы полковника Каддафи к мусульманской общественности планеты не привели к результату, так как религия в том вопросе, когда на карту поставлены миллиардные прибыли, как обычно, уходит на второй план.
Самое печальное заключается в том, что, как и любая идеология, религия нередко сама используется в качестве инструмента для сведения счетов. Для того чтобы настроить общество «за» или «против», в некоторых государствах мира просто достаточно сжечь Библию или Коран. При этом те, кто имеет достаточно холодную голову на плечах, понимают, что все эти акции сожжения – не более чем эпатаж с одновременным желанием привлечь массовое внимание. Как заставить, к примеру, афганца, который не умеет даже читать, поучаствовать в политической жизни? Никакие обзорные статьи и убеждения здесь явно не помогут. Самый действенный способ – это надругательство над религиозными святынями, после которого можно в одночасье заиметь сотни тысяч сторонников, готовых «за веру» «помочь» решить поставленные кем-то цели.
Чего стоит безумная акция американского пастора Терри Джонса, который устроил акцию с сожжением Корана. Слова о небольшом костре дошли до исламских государств, где общественность возмутилась деянием священнослужителя из Флориды. В Афганистане провокация вызвала нападения на сотрудников международных организаций со стороны местных жителей. В итоге пастор сам спровоцировал несколько десятков смертей не только среди приверженцев исламской веры, но и среди своих же единоверцев, участвующих в операции на территории Афганистана. Самого же пастора ждало наказание от… противопожарной службы за разведение костров в неположенном месте (сумма штрафа – 271 доллар, который он преспокойно заплатил из фонда прихожан). Здесь открытым остается вопрос, знали ли прихожане, на что пойдут их пожертвование церкви, в которой «трудился» господин Джонс.
Пример с американским пастором – еще один пункт в длинном списке использования идеологии (будь она религиозная или общественно-политическая) в своих интересах. Имеет ли отношение «подвиг» Терри Джонса к реальному религиозному противостоянию? Безусловно, нет! Это лишь ход самопиара, из которого пастор извлек свою выгоду. С сожжением Корана Джонс нанес куда большей вред престижу христианской церкви, чем исламу. В связи с этим закрадывается подозрение: Терри Джонс, часом, сам ни исламистский ли провокатор будет, который решил оригинальным способом подвигнуть исламский мир на «борьбу с неверными»…
Получается, что межконфессиональное противостояние – это лишь внешняя оболочка того, что называется «достижение личных целей». Куда удобнее центр тяжести переместить на межконфессиональные противоречия, чем попытаться объяснить реальную цель те или иных сомнительных действий.
Вполне стыкуется с такого рода философией и то, что сегодня принято называть войнами за демократию. Складывается впечатление, что уже сейчас термин «демократия» стал, чуть ли, ни ругательным. Там, где вырастает очередная волна хаоса, всё пытаются переложить на «переходный на пути к чистой демократии» период. Мол, поживете так еще при взрывах, крови и тотальном развале экономики еще лет 10-15, и будет вам светлое демократическое будущее…
Все мы прекрасно помним, как аналогичная идея культивировалась в России в начале девяностых. Нас просили еще немного затянуть пояса, потерпеть, забыть о своем национальном характере, сделать ставку на тот образ жизни, который насаждался извне. Привнесенная в сознание разруха привела к тому, что нас заставили с подозрением относиться к представителям других религий, национальностей, да и к окружающим себя людям вообще. Согласитесь, что заставить подчиняться себе человека гораздо проще, если его сознание заселено целым сонмом маний и фобий.
В связи с этим нужно сказать, что каждый здравомыслящий человек должен понимать, что слова о том, что мир стоит на грани войны между христианством и исламом, демократией и антидемократией, белым и черным – это лишь действенное прикрытие для достижения совершенно иных целей. И эти цели, которые обычно описываются термином «Разделяй и властвуй», нам хорошо известны.
Религиозные войны — оправдание насилия во имя Бога?
Религиозные войны являются черным пятном на христианской истории, ведь они подрывают саму веру в библейского Бога. Как вы могли бы прокомментировать их, ведь из-за них было убито и замучено огромное количество людей!
Религиозные войны, их причины и учение Библии
Большинство войн, которые на первый взгляд начинались по религиозным соображениям, начинались вовсе не из-за религии. Эти войны начинались из-за желания денег и власти и не имели никакого отношения к религии.
Несмотря на это, в некоторых случаях люди все же отправлялись на войну с целью защитить свои религиозные взгляды. Самым известным случаем таких войн можно считать мусульманские войны, которые проходили с 7 по 9 века, когда мусульманские армии во имя Аллаха прошли через Северную Африку, весь Ближний Восток, Испанию и другие места. Эти войны могут считаться примером, когда религия используется в качестве главной мотивации для войны.
К сожалению, христианство здесь не исключение. Речь идет о крестовых походах, которые совершались против мусульман на Ближнем Востоке с 11 по 13 века. Сюда можно смело добавить крестовые походы Римской Католической Церкви против других христиан — таких как альбигойцы на юге Франции в 13 веке и последователи Гуса в 14 веке.
Протестантские правители обычно не начинали войны по религиозным причинам, но 30-летняя война в Европе имела некоторый религиозный подтекст. Это правда, что сотни тысяч, а может и миллионы невинных жителей были ограблены, перемещены, изнасилованы и убиты в этих, якобы вдохновленных Богом, войнах.
Все это может очень расстраивать человека, верящего в библейского Бога. Мы можем сказать, что это «они» сделали это, не мы, но подобное перекладывание ответственности не помогает неверующему человеку найти ответы. В этой ситуации необходимо подражать Иисусу Христу, быть скромными и принять какую-то часть ответственности за эти греховные действия, совершенные во имя Бога Авраама. Нам необходимо взять ответственность, несмотря на то, что мы лично не принимали участие в этих событиях, а затем нам надо объяснить, почему мы не поддерживаем подобные войны во имя Бога.
После того, как мы взяли на себя часть ответственности за ужасы войны во имя религии, мы должны объяснить, что это полностью противоречит тому, как жил и чему учил Иисус Христос. Любой, кто знает учение и жизнь Иисуса Христа, согласится, что подобные войны просто неприемлемы. Иисус точно не согласился бы на подобный метод защиты своих убеждений. Те, кто поступают подобным образом, думают, что делают это во имя Бога, но они очень сильно ошибаются. Иисус всегда был бескомпромиссным пацифистом! Это очевидно, но я все же хочу процитировать Библию:
Вы слышали слова: «Люби ближнего своего, но ненавидь врага своего». Я же говорю вам: любите врагов своих и молитесь за тех, кто преследует вас, (От Матфея 5:43,44)
Дорогие друзья, не будьте мстительны, предоставьте это гневу Божьему. Ибо записано в Писании: «Мщение принадлежит Мне, Я отплачу», — говорит Господь. (К Римлянам 12:19)
Джон Окс
Перевод Петров Игорь
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ
Полезное
Смотреть что такое «РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ» в других словарях:
Религиозные войны — Религиозные войны ряд вооружённых столкновений в Европе XVI и XVII веков между протестантами и католиками. Содержание 1 Причины 2 История 2.1 XVI век 2.2 … Википедия
Религиозные войны — (гугенотские войны) войны во Франции между католиками и кальвинистами (гугенотами) во 2 й половине 16 в. Современники называли их гражданскими войнами. Во главе лагеря католиков встали герцоги Гизы, во главе кальвинистов члены боковой линии… … Исторический словарь
РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ — Войны между католиками и протестантами в конце XVI века. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка
религиозные войны — Клуэ Франсуа. Портрет Франциска II Клуэ Франсуа. Портрет Франциска II религиозные войны () войны во Франции между католиками и кальвинистами () во второй половине XVI в. Современники называли их гражданскими войнами. Во главе лагеря католиков… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»
религиозные войны — во Франции, в 1562 1594 (или 1562 1598), между католиками и гугенотами. Возглавляла и тот, и другой лагерь феодальная знать (стремившаяся ограничить королевскую власть): католиков герцоги Гизы, гугенотов Антуан Бурбон (вскоре, однако,… … Энциклопедический словарь
Религиозные войны — войны, которые велись под религ. лозунгами (напр., крестовые походы, альбигойские войны, гуситские войны и др.). Под этими же лозунгами проходили завоевание Пиренейского п ова арабами и Реконкиста, завоевание турками Константинополя и т.д … Средневековый мир в терминах, именах и названиях
Религиозные войны — гугенотские войны, войны во Франции между католиками и кальвинистами (гугенотами (См. Гугеноты)) во 2 й половине 16 в.; за религиозной оболочкой этих войн скрывалась сложная борьба различных социальных сил. В исторической литературе… … Большая советская энциклопедия
Религиозные войны — см. Реформация … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Религиозные войны — Религи озные в ойны (во Франции, ист.) … Русский орфографический словарь
Религиозные войны (значения) — Религиозные войны: Религиозные войны (политика) вооружённые конфликты на почве религиозных разногласий. Религиозные войны (сленг), также холивар обмен сообщениями в интернет форумах и чатах, представляющий собой бессмысленные дискуссии, в… … Википедия