что такое рэк в дайвинге
Рэк (дайвинг)
Рэк или рэк-дайвинг (англ. wreck — кораблекрушение) на сленге подводников — тип погружения, при котором производится спуск на затонувшие суда или объекты. Часто такое погружение связано с проникновением в надголовную среду (каюты, трюмы погибших судов), что требует некоторой практической подготовки.
Список некоторых известных рэков
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Рэк (дайвинг)» в других словарях:
Дайвинг-сигналы — Дайв сигналы набор жестов, используемый аквалангистами для общения под водой. Некоторые виды снаряжения для подводных погружений, такие как полнолицевые маски, шлемы включают в себя оборудование для голосового общения, однако подавляющее… … Википедия
Сигналы (дайвинг) — У этого термина существуют и другие значения, см. Сигнал (значения). Дайв сигналы набор жестов, используемый аквалангистами для общения под водой. Некоторые виды снаряжения для подводных погружений, такие как полнолицевые маски, шлемы… … Википедия
Гидроспелеология — Погружение в пещеру на озере Вадское Кейв дайвинг, пещерный дайвинг, гидроспелеология … Википедия
Надголовная среда — Вход в пещеру. На снимке видно, как ил сразу же выносится течением наружу (фото М. Ведёхина) … Википедия
Кораблекрушение — Судно SS America, потерпевшее кораблекрушение Кораблекрушение катастрофа, произошедшая с судном, обычно приводящая к его сильному разрушению или гибели. Под кораблекрушением понимают полное или частичное за … Википедия
Туризм на Филиппинах — Восход солнца в национальном парке Эль Нидо, Палаван Туризм на Филиппинах является одним из наиболее важных секторов экономик … Википедия
Одесский Горсовет — «Одесский Горсовет» Фотография с места последнего пристанища сухогруза Горсовет … Википедия
Одесский Горсовет (сухогруз) — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Суровый дайв-туризм в России: рэк- и айс-дайвинг
На выставке Moscow Dive Show 2018, которая пройдет с 1 по 4 февраля в Москве, будут представлены самые популярные, а также новейшие маршруты для дайв-туризма. Причем не только выездные, но и внутренние. Крупнейшие дайв-центры и региональные клубы расскажут о лучших российских дайверских маршрутах и предложат групповые и индивидуальные туры для тех, кто хочет узнать больше о своей стране.
У подавляющего большинства дайвинг ассоциируется с тропическими морями, пестрыми рыбками, коралловыми рифами и дельфинами. В нашей стране своя морская живность и интересные моря — северные, а у дайверов популярны погружения к затонувшим кораблям.
Погрузиться под лед Байкала, обнаружить исторический артефакт на дне Черного моря, поучаствовать в дайв-сафари на Камчатке и изучить подводный мир двух столиц — вот далеко не полный список возможностей для дайвинга в России.
Дайвинг на Баренцевом и Белом морях
Холодные суровые моря и живописная природа. Из полюбившихся дайверам мест в первую очередь нужно назвать Лиинахамари – порт в Девкиной заводи фьордообразной Печенгской губы, западнее от полуострова Рыбачий. До границы здесь рукой подать, Норвегия всего в 20 километрах. Эти земли часто переходили из рук в руки, в 1917 году в составе Финляндии отделились от России, а вернулись в ее состав в 1944-м, после кровопролитных боев. Финский город Петсамо тогда снова стал Печенгой, а Лиинахамари – поселком Печенгского района Мурманской области.
(Источник фото: vodabereg.ru).
От советской военно-морской базы, закрытой больше 10 лет назад, здесь почти ничего не осталось. Зато место облюбовали поклонники подводного мира, и в поселке открылась дайверская база. Что можно увидеть под водой? В большом количестве встречаются раки-отшельники, морские звезды, гребешки, камбала, мшанки и завезенные сюда камчатские крабы.
(Источник фото: vodabereg.ru).
Одно из самых интересных погружений обещает рэк «Печора», бывшая немецкая плавбаза подводных лодок, которая после войны перешла в состав Северного флота и стала плавучей казармой. В ходе учений корабль был затоплен и лежит на глубине 55-60 метров. Неподалеку находится еще несколько погибших кораблей, которые почти не обследованы и ждут своего часа.
В северных морях вообще рай для амбициозных рэк-дайверов, мечтающих сделать открытие. Некоторым это удается. Совсем недавно у острова Кильдин, что в 60 километрах от Мурманска, было найдено грузовое судно, затопленное немецкой подлодкой в 1945 году.
Городской дайвинг в столицах
Второй по популярности в России – дайвинг в озерах и карьерах вокруг больших городов. Такие есть в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Перми (Пермь еще и славится своими подводными пещерами, в первую очередь – Ординской).
В Москве главные дайверские места – Щелковский Доломитовый карьер, Москаменка, Сычики. На дне Доломитового карьера для забавы дайверов затоплена машина-«копейка». А не для забавы – самой природой – вдоль берегов на разных глубинах там затоплены деревья, так что, ныряя, можно любоваться настоящим подводным лесом. Правда, летом вода в карьерах начинает «цвести», и видимость падает.
В Петербурге своя карта дайвинга: озеро Воробьево (Светлое) в семи километрах от поселка Моторное, озеро Саперное и карьеры в поселке Шапки Тосненского района.
Конечно, ни коралловых рифов, ни экзотических пестрых рыб, ни акул в карьерах и озерах не встретишь. Зато можно отдохнуть от яркого, но уже привычного подводного тропического мира и обнаружить, что скромная природа пресных вод России тоже очень красива.
Дайвинг на Черном море
Фауна Черного моря втрое беднее средиземноморской, а на глубинах более 150-200 м начинается сероводородная зона и жизнь отсутствует вовсе. Еще один существенный минус – плохая видимость. Чем же интересно Черное море дайверам?
Может, экзотическими рыбами оно и не богато, зато очень богато рэками (от англ. wreck – «кораблекрушение») – затонувшими самолетами и кораблями. У берегов Крыма покоятся целые флотилии. И речь не только об эхе Второй мировой. На дне Черного моря лежат остовы кораблей времен Крымской войны, Первой Мировой и Гражданской. А порой удается найти и совсем древние артефакты – например, останки греческой галеры или судна византийской эпохи; последняя крупная находка такого рода случилась в 2011 году. Некоторые корабли, затонувшие в 1940-е годы во время боевых действий, не найдены до сих пор.
(Источник фото: vodabereg.ru).
Самые знаменитые рэки Чёрного моря: сухогруз «Сакко и Ванцетти», подорвавшийся в 1943 году на мине; эсминец «Громкий» и линкор «Свободная Россия» (экс-«Императрица Екатерина Великая»), затопленные в 1918 году по приказу Ленина, чтобы не достаться в руки немцам, оккупировавшим Крым; тральщик «Червонный Казак», подорвавшийся на мине в 1943 году (тогда погибло 300 человек) и американский бомбардировщик «Бостон», сбитый в том же 1943 году (экипаж самолета был русским).
Дайвинг на Байкале
Ходят легенды, что на дне Байкала лежит золото Колчака. Его пока не нашли, но во время поисков обнаружили много чего другого: например, в 2011 году был найден поезд из фронтового эшелона, затонувший в годы войны (теперь он стал популярным рэком для дайверов), а еще 17-метровую рыбацкую лодку, сделанную без единого гвоздя. До 1956 года поезда ходили прямо по побережью Байкала, поэтому наверняка на дне озера лежит много чего интересного, что еще предстоит отыскать.
Особо стоит упомянуть зимние погружения на Байкале, популярные среди опытных айс-дайверов. Кроме большого опыта и сертификата Ice Diver, для этого требуется много везения. Поэтому перед погружением на Байкале дайверы бросают в воду по монетке на счастье и выходят на заснеженный лед «бурханить»: брызгают из рюмок на четыре стороны и просят бога Бурхана о дайверской удаче.
Ледовое поле Байкала только на вид плоское. Если посмотреть «изнутри», можно увидеть торосы: километры сломанного льда, выдавленного внутренними течениями. Льдины, как острые пики, торчат вниз метров на десять. Заплывать в ледяные гроты нельзя – в любой момент подвижный лед может схлопнуться.
Байкал между островом Ольхоном и Большой Землей – это Малое море. Сам Ольхон невелик – 70 км в длину, 10 км в ширину, но здесь самая глубина: полтора километра и глубже. На лед выезжают на машинах, но ремни не пристегивают – если машина провалится, нужно успеть выбраться. «Уазики» везут пару отапливаемых вагончиков: в них дайверы переодеваются для погружений.
Безусловно, зимний дайвинг требует, помимо исследовательского азарта и жажды приключений, еще и хорошего гидрокостюма. Но пейзажи, не только подводные, но и надводные, настолько захватывающи и необычны, что оно того стоит.
(Источник фото: DeeperBlue.com).
Дайвинг на Дальнем Востоке
На дайверской карте Японского моря можно отметить Дальневосточный морской государственный заповедник, бухту Витязь, мыс Таранцева, мыс Шульца, бухту Галечную, камни Алексеева, бухту Опасную, бухту Песчаную, залив Петра Великого с островами Императрицы Евгении. Между прочим, именно здесь встречается самый большой осьминог в мире: гигантский осьминог Дофлейна, взрослые особи которого вырастают до 150 см, а весят около 30 кг. Сфотографироваться с ним – мечта любого дайвера. А 30-тиметровая морская капуста создает иллюзию, будто гуляешь среди лиан.
Для самых смелых и умелых сезон начинается с наступлением зимы. С закрытием сезона для маломерных судов дайверы переключаются на погружения с берега, что еще и выгодно: цена такого погружения – 200-700 рублей. Есть вариант зафрахтовать судно под регистром, чтобы выходить на погружения, пока зима не закроет бухты льдом, но это удовольствие не из дешевых – 25-30 тысяч. Нырять приходится при температуре 0°C, приноравливаясь к воде изумрудного цвета. Такой становится вода, когда соленая морская смешивается с пресной после сильного снегопада.
(Источник фото: Konndratuk Aleksei/ uwvision.com)
Очень распространено и подледное погружение. В Приморье есть несколько особо популярных дат для айс-дайвинга: Новый год, Рождество, Крещение и Международный чемпионат по подледному ориентированию, где команды выполняют норматив прохождения между заданными майнами (прорубями) по компасу на время.
Говоря о дальневосточном дайвинге, можно еще упомянуть дайв-сафари по Камчатке, Курильским и Командорским островам. Дайв-сафари – это когда дайверы путешествуют на корабле и, делая остановки, погружаются по ходу следования. Маршруты проходят по местам миграции касаток, горбатых китов, сивучей, а в воде встречается великое множество голожаберников, моллюсков и гигантских осьминогов.
Мы рассказали только о нескольких способах понырять в России – за кадром осталось немало мест для интересных погружений и тайн, которые еще предстоит открыть. Не уставайте удивляться и помните о технике безопасности!
Некоторые погружения с затонувшими кораблями включают проникновение в обломки, что делает невозможным прямой подъем на поверхность для части погружения.
СОДЕРЖАНИЕ
Причины затонувших кораблей
Кораблекрушение может быть привлекательным для дайверов по нескольким причинам:
Типы погружений на затонувшие корабли
Каждый последующий уровень сопряжен с дополнительными опасностями и повышенным риском и, следовательно, обычно требует дополнительного обучения и опыта для развития требуемой компетентности, а также может потребовать дополнительного оборудования и компетентности для его эффективного использования.
Проникновение в пределах световой зоны представляет большую опасность из-за над головой и большей близости конструкции крушения, но из-за близости видимой точки выхода и некоторого количества внешнего света эти опасности более управляемы. Однако очевидно, что существует гораздо больший риск запутывания и ила внутри конструкции, а также необходимость двигаться сбоку к определенной точке выхода, прежде чем можно будет всплыть в случае чрезвычайной ситуации.
Полное проникновение влечет за собой самый высокий уровень рисков, включая риск заблудиться внутри конструкции, риск полной темноты в случае нескольких отказов освещения и невозможность выхода без посторонней помощи в случае полного нарушения подачи дыхательного газа.
Эти классификации в целом совпадают с традиционным разделением на « рекреационный » дайвинг на затонувшие корабли (преподается в качестве специального курса агентствами по обучению дайверов-любителей и обычно ограничивается «световой зоной» и / или 100–130 кумулятивными глубинами плюс проникновение) и « техническим «дайвинг на затонувшие корабли (преподается как отдельный курс в агентствах по обучению технических дайверов).
Процедуры и безопасность
Подключение к затонувшему кораблю
При использовании якорного троса для управления подъемами и спусками между якорным тросом и кормой судна может использоваться «тросик», чтобы обеспечить безопасный переход между этими точками при течении. При катании на лодке с катером существуют альтернативные методы спуска, в том числе свободный спуск и спуск по линии стрельбы.
Дайвинг на проникновение
Альтернативный подход, популяризируемый дайверами на северо-востоке Америки, называется «постепенное проникновение». Прогрессивное проникновение избегает использования катушек, но дайвер делает несколько последовательных проникновений, каждое из которых последовательно глубже предыдущего, запоминая схему движения как внутрь, так и наружу. Метод уязвим к полной потере видимости в иле, любой дезориентации в незнакомой местности или из-за азотного наркоза. Как технике дайвинга, прогрессивное проникновение не преподается ни одним из основных агентств по обучению дайверов.
Глубокое погружение на затонувшие корабли
Обучение
Влияние любительского дайвинга на затонувшие корабли
Было обнаружено, что влияние рекреационного дайвинга на ценности рекреационного дайвинга и культурное наследие затонувших кораблей включает четыре основных типа:
Защита затонувших кораблей
Во многих странах затонувшие корабли юридически защищены от несанкционированного спасения или осквернения.
В Соединенном Королевстве три закона защищают затонувшие корабли:
В 2003 году министерство культуры Греции издало министерский приказ, классифицирующий «любые обломки корабля или самолета, затонувшие более чем за 50 лет с настоящего момента» как культурные ценности / памятники с охранной зоной в 300 метров вокруг них. Условия посещения любого памятника в Греции устанавливаются Министерством культуры.
В южноафриканских водах обломки кораблей или самолетов, а также любой связанный с ними груз, обломки или артефакты возрастом более 60 лет и находятся под защитой Закона о ресурсах национального наследия № 25 от 1999 г. (NHRA). Закон о спасении и находках не распространяется на исторические кораблекрушения, которые NHRA считает археологическим материалом, и как таковые являются собственностью государства, находящейся в ведении SAHRA в доверительном управлении нации, и не могут быть потревожены ни при каких обстоятельствах. способом, за исключением условий разрешения, выданного Южноафриканским агентством ресурсов наследия (SAHRA). За нарушение закона предусмотрены суровые наказания, в том числе большие штрафы и тюремное заключение. Все сотрудники южноафриканской полицейской службы, таможни и акцизных служб могут действовать в качестве инспекторов по наследию в соответствии с Законом с полномочиями обыскивать, конфисковывать и арестовывать. Исторические затонувшие корабли можно посещать при условии, что места не будут потревожены или нарушены, и никакие артефакты не будут удалены или повреждены.
Места для дайвинга на затонувшие корабли
Для технических дайверов есть несколько затонувших кораблей, получивших широкую популярность. В течение многих лет SS Andrea Doria считался вершиной испытаний для затонувших судов, но с момента популяризации тримикса в качестве дыхательного газа технические дайверы ныряют на более глубокие и более сложные затонувшие объекты, а Андреа Дориа теперь рассматривается некоторыми как хороший тренировочный затонувший корабль для тримикс-дайверов.
Вопросы проникновения
Погружаясь на рэк, надо ли проникать внутрь? Нет, если у вас нет специальной подготовки.
Рэк-дайвинг на открытой воде
В дополнение к тому, что он делает исследования внешней части рэка более безопасными, начальный курс рэк-дайвинга – это первый шаг к более продвинутому уровню. Тренировочные погружения ориентированы на осмотр объектов с целью обнаружения потенциальных опасностей и на изучение техник, помогающих сохранять постоянную уверенность в своем местонахождении на рэке относительно ходового конца. Металлические части корабля могут сделать ваш компас практически бесполезным, поэтому эта часть курса учит использовать естественные ориентиры.
Ограниченное проникновение (Limited penetration)
Следующий уровень тренировок учит навыкам ограниченного проникновения. Дайверы этого уровня (LPD) используют традиционное снаряжение для рекреационного дайвинга, но некоторые также берут с собой ходовые катушки для простейшей навигации. Поскольку этот курс предлагается и рекреационными, и техническими дайв-школами, определение ограниченного проникновения не очень ясное. Большинство технических школ включает в это понятие плавание в простых сквозных частях рэка, где риск оказаться в ловушке из-за перекрытого прохода минимален, и дайвер может оставаться внутри естественно освещенной зоны возле входа. LPD ни в коем случае не должны полагаться на свет проникающий сквозь иллюминаторы и другие непроходимые отверстия, но всегда должны держать место входа-выхода в поле зрения.
Самый опасный враг для LPD – это потеря видимости. Чистая вода внутри рэка на обратном пути почти всегда замутнена частицами ржавчины, илом и другими осадками. Плохой контроль плавучести, плохая техника гребков ластами и даже пузырьки выпускаемого воздуха могут стать причиной ухудшения видимости, подняв песок, ил и сбив осадок с ржавых стальных переборок над головой.
Из досадной неприятности облака ила и осадков могут превратиться в опасного дезориентирующего врага, который полностью лишит вас возможности видеть. Чтобы облегчить такого рода трудности, LPD учатся проникать только в открытые проходы, с широкими входами и, по возможности, больше, чем с 1 выходом.
Полное проникновение (Full penetration)
Технический рэк-дайвер должен владеть теми же навыками, что и кейв-дайвер, и понимать, что любое погружение на рэк – это погружение с декомпрессией. Поэтому большинство тренировочных программ кроме навыков проникновения включает также технику расчета и подбора газовых смесей, чтобы обеспечить этапные декомпрессионные остановки во время всплытия. Тренировки часто включают использование подъемного парашюта или поверхностного буя, чтобы дайв-бот мог определить местонахождение дайвера, сместившегося по течению во время прохождения декомпрессии.
В дополнение к этапному баллону и поверхностному бую, технический рэк-дайвер должен использовать вместо обычного баллона баллон большой емкости (15-18 л), имеющий вентиль с двумя выходами или спарку с манифолдом с запорным (изолирующим) вентилем и двумя портами для присоединения регуляторов. Оба варианта позволяют дайверу взять больший запас газа и два независимых комплекта регуляторов, каждый из которых состоит из первой и второй ступеней, соединенных 1.5-2-метровым шлангом.
Если во время исследования рэка, неожиданно случится катастрофическая сбой в одной из систем вентиль-регулятор (например, неконтролируемая утечка воздуха на 2-ой ступени), то дайвер сможет перекрыть неработающий регулятор и переключиться на другой. Это позволит сохранить источник газа и спокойно покинуть рэк, не дыша из одного легочника с партнером. Если ситуация ухудшится, и один из дайверов обнаружит, что основной запас воздуха израсходован, длинный шланг позволит партнерам пользоваться общим источником газа, даже если им придется проходить узкие проходы друг за другом.
Технические рэк-дайверы также используют консервативную технику, называемую правилом третей. Простыми словами, дайвер использует одну треть газа во время того, как плывет от отправной точки; одну треть, чтобы вернуться к отправной точке, а еще одну треть сохраняет в качестве резерва на всякий случай.
Технические рэк-дайверы используют ходовые катушки и маркеры направления (пещерные стрелки), чтобы ориентироваться внутри корабля. Во время курса проникновения дайверы осматривают структуру рэка с целью обнаружить шаткие и непрочные конструкции и альтернативные выходы на открытую воду, на случай, если место входа станет непроходимым.
Рэк-дайвинг
Рэк-дайвинг – одно из наиболее увлекательных направлений этого водного развлечения, под которым обычно подразумевается погружение к затонувшим объектам.
Дайвинг с археологическим подтекстом
Название такого направления дайвинга как раз и произошло от английского слова «wreck», что означает «кораблекрушение». Потерпевшие крушение суда, специально затопленные отслужившие свой век эксплуатации баржи и корабли и поглощённые пучиной морской самолёты – все эти объекты манят своей загадочностью и таинственностью ценителей настоящих подводных приключений.
Интересен рэк-дайвинг ещё и тем, что позволяет одновременно соприкоснуться с артефактами исторических кораблей и при этом иметь возможность изучить редких обитателей подводного мира, избравших в качестве уединённого жилья эти затонувшие объекты.
Такие представители морской флоры и фауны способствуют тому, что со временем любые затонувшие корабли и самолёты просто превращаются в искусственные рифы, и это также придаёт рэк-дайвингу особую привлекательность в глазах ценителей подводных погружений.
Техника безопасности
Стоит отметить, что рэк-дайвинг относится к сложным разновидностям этого водного увлечения и поэтому требует отличной базовой и специальной подготовки, и технике безопасности в данном случае стоит уделять особое внимание. Вот несколько основных правил безопасности, о которых непременно стоит помнить тем, кто собирается осуществить погружение к затонувшим судам.
Непременно стоит пройти полноценный курс обучения непосредственно по рэк-дасйвингу (базовая дайверская подготовка обязательна).
Отправляясь к местам затонувших кораблей и самолётов, также непременно следует брать с собой несколько запасных источников освещения на случай, если основной откажет или будет случайно утерян. Многие дайверы поплатились жизнью, оставшись навеки узниками затонувших корабелей, именно из-за такой, казалось бы, мелочи.
Без освещения можно заблудиться в трюмах и каютах затонувших кораблей, а более длительное, чем предполагалось, нахождение под водой может привести к нехватке кислорода до момента поднятия на поверхность воды. Поэтому тщательное планирование погружения к затонувшим объектам и следование всем правилам техники безопасности является основой рэк-дайвинга.
При входе в затонувший объект необходимо накрепко завязать верёвочный ориентир, который не стоит выпускать при прохождении различных отсеков. Это позволит найти выход при путешествии обратно. Кроме того, наличие ориентиров позволяет легко проходить различные участки затонувших кораблей при плохой видимости.
Во время путешествия по затонувшему кораблю не стоит забывать об ограниченных запасах газа, и лучше пораньше подняться на поверхность, чем оказаться в подводной западне.
Рэк-дайвинг – занятия увлекательное, но одним из важнейших аспектов его является соблюдение техники безопасности погружений, ведь лишь в таком случае это водное развлечение не окажется трагическим.
Популярные направления
Среди мест, в особенности популярных у любителей рэк-дайвинга, стоит отметить Красное море, где встречается немало затонувших барж и баркасов. Нередко этот регион называют настоящей «меккой рэк-дайверов». Многие затонувшие суда достаточно хорошо сохранились и представляют собой интересные места для подводных приключений.
В особенности много объектов рэк-дайвинга в водах Индийского и Тихого океанов, что связано с расположением в этих регионах мест, где проходили основные боевые действия в годы Второй мировой войны. Поэтому дайверы могут полюбоваться здесь не только скрытыми на дне затонувшими кораблями, но и оказавшимися под водой сбитыми истребителями.
Если говорить про отечественные рэк-сайты, то стоит отметить Финский залив, где на дне сохранились суда времен Русско-шведской войны, и Крым, в котором также хватает интересных для изучения затонувших судов. Правда, существенным минусом рэк-дайвинга в Чёрном море является плохая видимость.