что такое регулярный сад
Сад в регулярном стиле
Каждое стилистическое направление в ландшафтном дизайне обладает основными, только ему присущими признаками, которые невозможно спутать ни с какими другими. Увидев, например, в саду или в парке правильные геометрические формы, вы можете быть уверены, что перед вами сад в регулярном стиле.
Однако геометричность форм – это не единственный критерий регулярности. Каким должен быть настоящий регулярный сад, каковы его типовые признаки – давайте разберём.
Для начала немного истории
Регулярный парк ещё называют геометрическим, формальным и французским. Ну, геометрический понятно почему, формальный – от слова форма. А французским его называют, потому что своей наивысшей популярности он достиг именно во Франции XVII-XVIII века (эпоха барокко). Самый яркий пример – это прекрасный парк Версаля, который создал ландшафтный архитектор Андре Ленотр для Людовика XIV.
Франция всегда была законодательницей моды. Если что-то стало модным во Франции, значит, скоро это станет модным во всём мире. Так случилось и с регулярными садами – другие страны Европы быстро переняли новый стиль ландшафтного искусства.
Отсюда и пошло название французский парк. Однако с исторической точки зрения оно неверно. Потому что изначально регулярное направление сформировалось в Италии в эпоху Ренессанса.
Что означает слово – регулярный?
Вообще регулярность – синоним упорядоченности, структурности, правильности. Скорее всего, появлению регулярного стиля способствовало извечное человеческое желание управлять природой, подчинять её себе. И такие парки – это своеобразный способ реализовать своё желание, упорядочить природу. Ведь в них есть возможность противопоставить рукотворное – природному, геометрическое – бесформенному.
Типовые признаки формального направления
В саду формального направления:
• присутствуют строгие, прямые линии
• имеется основная композиционная ось
• в создании всех композиций, в том числе и в планировке сада, использована геометрия
• декоративные и функциональные элементы расположены симметрично
• отсутствует разнообразие элементов, многие из них многократно повторяются
• центром сада является здание, дом
• деревьям и кустарникам придана геометрическая или художественная форма
• имеются чёткие границы между садом и окружающей его местностью
• под разбивку используются в основном ровные поверхности, а при более выраженном рельефе сад оформляется в виде террас, соединяющихся лестницами.
Основные элементы
На протяжении всей истории развития в формальном направлении сформировался набор характерных элементов, которые рекомендованы при создании парков такого типа. И каждый элемент регулярного парка говорит о его рукотворности и искусственности. Поговорим о них подробнее.
Партер
Это декоративная посадочная гряда, чаще квадратной формы (но могут быть и в форме круга, овала), по периметру которой высажены подстриженные низкорослые растения. Заполняет гряду узорный орнамент из декоративных растений, гравий различных оттенков или цветы (партерный цветник). Партеры разделены песчаными дорожками.
Кружевной партер
Кружевной партер отличается от обычного сильно вьющимся, закрученным узором. Узор могут формировать подстриженный тис или самшит, либо цветной гравий, песок.
Партерный цветник
Это орнаментальный цветник, где специально подобранные по цвету и срокам цветения растения формируют сложный узор. В его центре может стоять фонтан, небольшая скульптура или вазон.
Партерный газон
Его, как правило, используют в качестве фона для партерных цветников и солитеров. Однако газон может быть самостоятельным декоративным элементом. Тогда семена трав высаживаются по чётко размеченному шаблонному узору. В этом случае он может иметь обрамление в виде ленты цветного гравия или растительного бордюра.
Боскет
Это участок, где посажена небольшая группа деревьев или кустарников, подвергнутых декоративной стрижке. Такие участки представляли собой искусственные рощицы на плоском газоне или на поляне. А если деревья были расположены по периметру, то такие боскеты назывались зелёными кабинетами.
Аллея
Этот элемент всем знаком и не нуждается в особом представлении. Это прямая дорожка, по краям которой высажены деревья.
Топиар
Куст или дерево, которым посредством стрижки придана определённая, чаще геометрическая, форма.
Живые изгороди
Это непременный атрибут регулярного сада. Живые изгороди выступают не только как декоративные элементы, они также делят территорию на зоны. Их часто используют при создании лабиринтов, бордюров.
Гусиная лапка
Так называют 3-5 дорожек или аллей, сходящихся в одной точке, обычно в центре композиции.
Водоём
Водоёмы сада в регулярном стиле могут быть круглыми, овальными, квадратными, прямоугольными, с чёткой береговой линией. В прибрежной зоне рядами высаживают растения. На больших участках создают каскады.
Скульптура
Скульптурные композиции используются для одушевления сада, а также для усиления перспектив.
При создании сада необязательно использовать все вышеперечисленные элементы. Можно взять некоторые из них, те, что больше подходят к конкретному рельефу, размерам территории, и составить достойную композицию. Главное – соблюдать правила формального направления.
Сад в регулярном стиле
История
Регулярный стиль сада имеет давнюю историю. Он возник во Франции в XVII веке и применялся в садово-парковом искусстве для создания парков и садов при дворцах и замках. Такой сад требует больших и ровных площадей, и создать его – дело очень затратное и по денежным средствам, и по вложению в его устройство человеческого труда и времени.
Рекомендации
Но и на небольших участках вполне можно использовать отдельные элементы этого стиля. Например, такая форма озеленения подойдет для оформления парадного входа в красивый особняк. Заметим, что она должна сочетаться со стилем самого строения, и, к примеру, совершенно не приемлема для деревянного рубленого дома, каким бы большим он ни был.
Все элементы такого сада выполняются в виде геометрических фигур и имеют четкие и правильные контуры. Обязательно должны присутствовать аллеи.
Если в саду есть беседка, то в ее конструкции желательно применить кованые металлические или деревянные резные декоративные элементы.
Такие же фрагменты будут уместны и в составе ограждений. Другой вариант — литой забор, выполненный в строгой классической манере.
Партер сада в регулярном стиле
У сада, выполненного в регулярном стиле, всегда есть один обязательный элемент, называемый «партер». Он представляет собой единую парадную композицию, состоящую из клумб, газонов и водоемов. Это – лицо сада. Здесь может размещаться также фонтан или скульптура.
Настоящий парадный партер занимает большое пространство, и всю композицию целиком можно увидеть только из окон верхнего этажа дома. Но самый простой партер сегодня часто выполняют рядом со многими частными домами и коттеджами – это ухоженный газон правильной формы, ограниченный по периметру бордюром или цветочными клумбами.
Одним из обязательных элементов партера являются цветники. Они могут располагаться отдельно или окружать скульптурную группу, фонтан или крупный вазон, представляя собой довольно сложную композицию и замысловатую форму.
Водоем
Если в составе регулярного сада есть водоем, то он обязательно имеет форму правильной геометрической фигуры. Большой водоем может состоять из нескольких уровней, выполненных в виде ступеней.
Живые изгороди
Саду, оформленному в регулярном стиле, не обойтись без живых изгородей. Они должны быть всегда аккуратно подстрижены, так как выполняются в виде четких геометрических рисунков.
Стрижкой могут быть созданы арки и башенки, и даже закрытые от посторонних глаз «кабинеты». Из таких зеленых стен получаются настоящие лабиринты.
Какие растения применяют в регулярном стиле
В таком саду, как правило, используют растения, которые имеют декоративную листву. Другой критерй — маскимально долгий срок цветения.
К деревьям, которым методом стрижки можно придавать интересные формы, прежде всего, относятся бирючина, самшит, барбарис, тис, туя и можжевельник. Однако не стоит увлекаться большим разнообразием посадок – достаточно использовать в композициях от двух до трех видов.
При создании цветников для этих садов важна строгость формы. А еще для такого сада характерны арабески – клумбы, состоящие из низкорослых растений. Это могут быть яркие шиловидные флоксы, лобелии, колеусы или агератумы.
Если нужны растения, которые цветут весной, то используются обычные для этого времени луковичные. Летом же их сменят ярко цветущие однолетники. Для газонов, как правило, выбирают пару видов низкорослых трав с узкими и мелкими листьями.
Заключение
Регулярный стиль сада подойдет не всем. Если вам нравится парадность и пышность в оформлении территории и жилища, если ваш участок расположен на ровной территории, если у вас достаточно энтузиазма (или средств) для того, чтобы поддерживать свой регулярный сад а-ля Версаль в идеальном порядке — тогда регулярный стиль сада вам подойдет.
Регулярный стиль в ландшафтном дизайне: характерные черты и подбор растений
От внешнего вида приусадебного участка зависит многое. Не секрет, что пребывание на природе снимает стресс, успокаивает, умиротворяет и заряжает организм чистой энергией. Участок, где ландшафтный дизайн тщательно продуман, выполнен в одном стиле, а растения выглядят ухоженными и пышными, всегда будет поднимать настроение, позволяя обрести утраченное душевное равновесие. Многие задумываются над тем, какой стиль выбрать для оформления своего сада. Если вы – любитель четких симметричных композиций, правильных геометрических форм и порядка в жизни и в природе, возможно, регулярный стиль в ландшафтном дизайне – ваш вариант.
Следует отметить, что для регулярного сада потребуется большой участок, на котором можно создать композиции, способные продемонстрировать всю красоту этого стиля.
Характерные черты и особенности регулярного сада
Очень популярны осевые композиции. Они, как правило, формируются вокруг центральной оси – аллеи, дорожки. Часто в центре оси располагается водный объект – пруд или фонтан. По обе стороны от центральной оси формируются симметричные композиции – газоны и клумбы правильной формы, аллеи и аллейки с кустами и деревьями с подстриженными кронами.
Пример осевой композиции на небольшом участке. По обе стороны от центральной дорожки расположены геометрически правильные симметричные газоны, на которых рядами высажены растения, деревья на участке расположены в особой симметрии, образующей интересное сочетание
Боскет – неотъемлемая составляющая регулярного парка. Боскет представляет собой группу кустарников или деревьев, посаженных определенным образом. Особым образом подстриженные растения могут образовывать нечто вроде зеленой беседки или комнаты, завесы, скрывающей посетителей от посторонних глаз, имитировать различные геометрические формы или даже некоторые архитектурные формы – арки, колонны, башенки.
Выделяют две разновидности боскетов:
Пример кабинета в регулярном парке – стриженные кусты образуют зеленую стену, в нишах которой расположены арки, установлены статуи. В центре кабинета – симметричная композиция в виде клумбы. В своем саду тоже можно сделать подобную завесу из кустарников и газона, образующую уютный уголок
Небольшая искусственная рощица, для создания которой можно использовать и декоративные растения в кадках
Регулярный сад немыслим без аккуратных газонов правильной формы, именно они во многом придают такому саду парадный и благородный облик.
История садово-паркового искусства насчитывает не одну сотню лет, уже в 16 веке садовники создавали великолепные регулярные сады и парки, окружавшие императорские дворцы. Во многом этот стиль так и остался непревзойденным, и сегодня удивляя четкостью, изяществом, роскошью и благородством линий.
Конечно, создать настоящий регулярный парк на сравнительно небольшом участке не представляется возможным, но можно использовать некоторые характерные элементы – симметричную посадку растений на геометрически правильных газонах, расположенных вдоль центральной аллеи, или несколько дорожек, расходящихся прямыми линиями от водоема или клумбы.
Два примера образования композиции вокруг центральной дорожки: 1) с помощью арки и симметрично расположенных кустарников; 2) с помощью центральной клумбы и обрамляющей ее гравийной дорожки
Можно высадить цветы на клумбах таким образом, чтобы они образовывали рабатки. Рабатка представляет собой вытянутый прямоугольный цветник, где различные цветы высажены в определенном порядке, образуя красивые узоры. Такая цветочная грядка будет прекрасно смотреться по бокам или между садовых дорожек.
Особым образом высаженные цветы образуют красивые узоры на клумбе и газонах, делая их похожими на пестрый ковер
Регулярный стиль сада предполагает также и использование скульптур или скульптурных украшений в античном стиле. Например, если центральная аллея в вашем саду довольно широкая и протяженная, ее украсят две статуи, расположенные в начале аллеи друг напротив друга. Можно использовать вазы на постаментах, или одну большую вазу в середине центральной клумбы.
Классические скульптуры – украшение регулярного парка, они дополняют композицию, живописно выглядят на фоне роскошной зелени
А также, в классическом регулярном парке обязательно имеется верхняя точка, откуда виден партер – газоны, цветники, высаженные в определенном порядке деревья. Такой сад особенно красив с высоты. В частном доме такой точкой может быть балкон.
Предлагаем вам к просмотру интересное видео по теме:
Выбор растений для регулярного парка
В качестве цветущих растений хорошо использовать однолетники, которые цветут все лето – петунию, бархатцы, ирисы, маргаритки. Весной в регулярном парке особенно хороши луковичные – тюльпаны, крокусы, нарциссы. Растения не должны закрывать края бордюра, четкость линий в регулярном саду должна просматриваться во всем.
Композиция для маленького участка – в центре “букет” из неприхотливых летних цветов, из центра лучами расходятся четыре дорожки в обрамлении рабаток и зеленых газонов
Для симметричной посадки подходят ели и туи. После стрижки хорошо держат форму такие кустарники и деревья, как кизильник, боярышник, барбарис, бирючина, липа, клен и спирея.
Мода на зеленые скульптуры в регулярных садах у нас прочно закрепилась. Такая скульптура гармонично смотрится на газоне, привлекая внимание. В продаже есть и искусственные зеленые скульптуры, по виду мало чем отличающиеся от натуральных
Для создания регулярного сада потребуется немало средств, и уход за ним нужен постоянный – стрижка деревьев, кустарников, уход за газонами, высадка цветов. Состоятельные хозяева для поддержания сада в хорошем состоянии нанимают садовника, но если участок невелик и вы используете только элементы данного стиля, можно управиться и своими силами.
Образ сада: регулярный сад
Если ваше понимание красоты можно описать крылатым выражением «палочки должны быть попендикулярны», значит, регулярный сад – именно то, что вам нужно.
Геометрия и симметрия в саду
Упорядоченный и респектабельный, у большинства людей он ассоциируется с Версалем. Да и само регулярное направление в дизайне сада часто называют «французским стилем». Оставим в стороне рассуждения о том, что родоначальницей регулярных садов была вовсе не Франция, и поговорим о том, что составляет их суть. Для подавляющего большинства людей это геометрическая планировка со стрижеными растениями, скульптурой, фонтанами и цветниками.
Правильная геометрическая планировка характерна не только для регулярных садов. Мы уже рассказывали о садах в духе конструктивизма. Они тоже во многом «геометрические», но не регулярные. Если конструктивизм – это, образно говоря, «сады будущего», то рассматриваемые сегодня – скорее «сады прошлого».
В последних присутствует не только геометрия, но и симметрия. И представлены они не только дворцовыми парками Франции. Из-за богатого исторического прошлого они несут обременительный груз ассоциаций. Cтоит увидеть регулярную планировку, и в памяти всплывают картинки дворцовой жизни. Это ограничивает творчество проектировщика, но касается самого известного у нас французского варианта. А есть и другие: итальянский крестьянский двор (диагонали и круглый центр), мавританское патио (разделенный на четыре равных квадрата двор с тем же квадратом в центре). Если мы возьмем за основу испано-мавританский вариант (сад чор-бак), то в отличие от французского, куда просятся вполне конкретные элементы, здесь у нас более или менее развязаны руки в наполнении. Кто-то может назвать это невежеством, проистекающим из незнания исламских садов. Но мы же и не претендуем на аутентичность, а лишь берем за основу планировку. Впрочем, вернемся к «версальскому» варианту, с которого начали.
Представляя себе сады в подобном духе, мы видим просторы: большие открытые пространства, где люди кажутся маленькими фигурками. В реальности не все могут позволить себе такие площади. Проектируемая территория сокращается, пропорционально ей уменьшаются размеры планировочных элементов. В результате человек на фоне создаваемой картинки выглядит уже не таким маленьким, и мы отходим от дворцовой парковой роскоши, приближаясь к чему-то более похожему на английский регулярный сад пряных трав (стоит заметить, что и английские сады во времена Шекспира были регулярными). Нужно ли тогда играть в «Версаль»? Сократив площадь, мы не сможем сократить пропорционально ей размеры дорожек, фонтанов, скульптур, а самое главное – уменьшить свои собственные размеры, и дворцовый парк на десяти сотках будет выглядеть комично.
Выбирая образ, далекий от «дворцового», например «сад пряных трав», мы с большей легкостью можем смешивать стили, добавлять свои элементы. Например, компенсировать некоторую скучность строгой планировки, наполнив ее не вполне «регулярными» растениями. Это поможет добиться и «консенсуса» в семье. Так, мужчины часто предпочитают геометрию, а женщины – пейзажные посадки. Соединение того и другого может погасить споры. Именно так и поступили Вита Сэквил Вест и ее супруг – сэр Харольд, создавая Сисингхёрст. Получился регулярный по своей планировке сад, но пейзажный в плане наполнения. Этот подход мог бы помочь и коллекционерам. Вообще, чем строже структура, тем более разнообразное наполнение мы можем использовать и наоборот. Это спасение для тех, кто имеет коллекции разнообразных растений.
Классический регулярный сад создается по законам архитектуры и является продолжением дома, здание которого весьма четко выражено стилистически, имеет симметричный фасад и расположено если и не на центральной оси участка, то уж точно не в дальнем углу. Это не всегда возможно в современной ситуации. Поэтому логичнее и приятнее выглядят порой те участки, где регулярная схема применяется не к саду в целом, а лишь к его части: розарию, огороду, площадке для отдыха, входному пространству. Изоляция регулярной от остальных частей сада позволяет преодолеть зависимость проектируемого участка от архитектурного стиля дома. Снимает она и проблему окружающих видов, которая актуальна в любом случае, но в варианте с регулярной планировкой вдвойне. Как правило, окружающие виды не сочетаются с регулярностью сада, и от них приходится закрываться.
У регулярного сада есть и существенный плюс: он будет готов сразу и не потребует долгого ожидания, как это происходит с большинством садов в пейзажном духе. Скульптура, фонари, мощение, вазоны с летниками – готовы сразу. Даже живые изгороди и бордюры сегодня можно купить готовые, чтобы не мучиться с их формированием. И если с выбором фонарей, мощения, скульптуры сегодня проблемы нет, то с растениями надо быть осторожнее: многие виды (самшит, тисс), использующиеся в Европе для стрижки, у нас недостаточно зимостойки. Приходится искать альтернативу (барбарис Тунберга, спирея японская, кизильник блестящий – для бордюров, липа мелколистная и туя западная – для стен). Имитацию стриженых стен можно сделать и из плоских вертикальных опор, увитых вьющимися растениями. Неплохо здесь будет смотреться и пристановочная культура и растения в вазонах.