что такое регистры на аккордеоне

Что такое регистры на аккордеоне

Аккордео́н (от фр. accordéon ) — язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым (аккордовым) или готово-выборным аккомпанементом на левой. Современная разновидность ручной гармоники. В 1829 году это название дал венский органный мастер К. Демиан (нем.) русск.усовершенствованной им гармони. что такое регистры на аккордеоне. Смотреть фото что такое регистры на аккордеоне. Смотреть картинку что такое регистры на аккордеоне. Картинка про что такое регистры на аккордеоне. Фото что такое регистры на аккордеоне

Правая клавиатура аккордеона соответствует фортепианной клавиатуре. Высота звуков повышается сверху-вниз.

Диапазон полноразмерного аккордеона — от ноты Фа малой октавы до Ля третьей октавы (3 октавы и 4 полутона).

Размеры

Таблица 1. Классификация аккордеонов по количеству клавиш на правой клавиатуре.

Левая

Диапазон левой клавиатуры аккордеона с готовым аккомпанементом — одна октава с басовыми (низкими) нотами.

Вертикальные ряды кнопок нумеруются, начиная от меха. В первых двух рядах располагаются басовые ноты. Первый ряд басов является вспомогательным, второй — основным. Далее, по порядку, идут ряды с мажорными и минорными трезвучиями (3-й и 4-й ряды), малыми мажорными септаккордами и уменьшенными септаккордами (5-й и 6-й ряды). Таким образом, от каждой ноты основного басового ряда строятся различные аккорды в горизонтальном ряду. Дублирование басовых кнопок на левой клавиатуре необходимо для удобства игры на аккордеоне.

Оркестровый вид аккордеона (басовый аккордеон) не имеет левой клавиатуры.

Схемы

Источник

Использование тембровых регистров при обучении игре на аккордеоне, баяне

МБУ ДО «Детская музыкальная школа им. А.Г. Абузарова»

«Использование тембровых регистров при обучении игре

на аккордеоне, баяне»

по классу аккордеона

Использование тембровых регистров

при обучении игре на аккордеоне, баяне.

В последние десятилетие ХХ столетия широко и стремительно развивается инструментальное исполнительство на баяне и аккордеоне. Появились инструменты высокого качества. Их широкое распространение дает возможность наилучшим образом решать проблемы эстетического порядка. Для исполнителей на аккордеоне как в нашей стране, так и за рубежом усложнился круг художественных образов, для более глубокого и полного их раскрытия на помощь пришли: использование регистровых тембров и существующий обобщенный опыт регистровки на баяне, аккордеоне.

Среди музыкальных средств художественного воздействия трудно переоценить роль тембров. Они весьма разнообразны.

На тембр оказывают влияние способ звукоизвлечения, среда, в которой возникает и распространяется звук.

В связи с этим необходимость октавных удвоений на органе клавесине и баяне связана не столько с тесситурой звучания музыкального материала, сколько с тембровой палитрой.

Тембры и регистры во многом играют синтезирующую роль, призваны « объединять звуки музыкальной фразы или интонации в произносимые цельности». Баянисты и аккордеонисты обладают большими возможностями активно воздействовать на все три фазы звукоизвлечения (атака, продолжение и снятие), что в значительной степени влияет на окраску звука. Путем различного удвоения обертонов, а также за счет акустических возможностей самого инструмента, исполнители на аккордеоне, равно, как и на органе, клавесине, добиваются ярких художественных эффектов.

Первоначально регистровые переключатели делали с целью увеличения диапазона инструмента, ограниченного небольшой клавиатурой. Постепенно функции регистровки расширились. Условные наименования регистров связаны с органной традицией, где практикуются названия по аналогии с инструментами оркестра.

Тембр аккордеона, баяна зависит от колебания звучащего язычка, а также от силы и количества слышимых обертонов. Они могут быть усилены или ослаблены в зависимости от конструкции дек, резонаторов, корпуса, механик, наличия сурдин и других факторов.

Использование тембровых красок является мало исследованной областью баянного исполнительства. Вопросы регистровки не новы, но одним из самых острых среди них всегда был вопрос чрезмерного увлечения игрой красок, которая порой отодвигала на второй план идею художественного исполнения. Этот вопрос и сегодня стоит перед баянистами и аккордеонистами. Перенасыщение регистровкой (особенно в полифонических произведениях) так же не желательно, как и чрезмерное ее обеднение.

Что касается современных авторов, то они, как правило, в своих сочинениях и обработках обозначают регистровку, и исполнителю остается только выполнить эти указания.

Главные функции регистровки:

— Членение полифонической ткани

Регистры правого полукорпуса

4 «пикколо» что такое регистры на аккордеоне. Смотреть фото что такое регистры на аккордеоне. Смотреть картинку что такое регистры на аккордеоне. Картинка про что такое регистры на аккордеоне. Фото что такое регистры на аккордеоне 16, 4 «орган» что такое регистры на аккордеоне. Смотреть фото что такое регистры на аккордеоне. Смотреть картинку что такое регистры на аккордеоне. Картинка про что такое регистры на аккордеоне. Фото что такое регистры на аккордеоне

8,4 «гобой» что такое регистры на аккордеоне. Смотреть фото что такое регистры на аккордеоне. Смотреть картинку что такое регистры на аккордеоне. Картинка про что такое регистры на аккордеоне. Фото что такое регистры на аккордеоне 16, 8, 8 «баян с фаготом» что такое регистры на аккордеоне. Смотреть фото что такое регистры на аккордеоне. Смотреть картинку что такое регистры на аккордеоне. Картинка про что такое регистры на аккордеоне. Фото что такое регистры на аккордеоне

8 «кларнет» что такое регистры на аккордеоне. Смотреть фото что такое регистры на аккордеоне. Смотреть картинку что такое регистры на аккордеоне. Картинка про что такое регистры на аккордеоне. Фото что такое регистры на аккордеоне 16, 8, 8, 4 «тутти» что такое регистры на аккордеоне. Смотреть фото что такое регистры на аккордеоне. Смотреть картинку что такое регистры на аккордеоне. Картинка про что такое регистры на аккордеоне. Фото что такое регистры на аккордеоне

16 «фагот» что такое регистры на аккордеоне. Смотреть фото что такое регистры на аккордеоне. Смотреть картинку что такое регистры на аккордеоне. Картинка про что такое регистры на аккордеоне. Фото что такое регистры на аккордеоне 16, 8, 4 «орган с кларнетом» что такое регистры на аккордеоне. Смотреть фото что такое регистры на аккордеоне. Смотреть картинку что такое регистры на аккордеоне. Картинка про что такое регистры на аккордеоне. Фото что такое регистры на аккордеоне

8 «концертина» что такое регистры на аккордеоне. Смотреть фото что такое регистры на аккордеоне. Смотреть картинку что такое регистры на аккордеоне. Картинка про что такое регистры на аккордеоне. Фото что такое регистры на аккордеоне

8, 4 «челеста» что такое регистры на аккордеоне. Смотреть фото что такое регистры на аккордеоне. Смотреть картинку что такое регистры на аккордеоне. Картинка про что такое регистры на аккордеоне. Фото что такое регистры на аккордеоне 16, 8, 4 «орган с концертиной» что такое регистры на аккордеоне. Смотреть фото что такое регистры на аккордеоне. Смотреть картинку что такое регистры на аккордеоне. Картинка про что такое регистры на аккордеоне. Фото что такое регистры на аккордеоне

8, 8 «баян» что такое регистры на аккордеоне. Смотреть фото что такое регистры на аккордеоне. Смотреть картинку что такое регистры на аккордеоне. Картинка про что такое регистры на аккордеоне. Фото что такое регистры на аккордеоне 16, 8 «фагот с кларнетом» что такое регистры на аккордеоне. Смотреть фото что такое регистры на аккордеоне. Смотреть картинку что такое регистры на аккордеоне. Картинка про что такое регистры на аккордеоне. Фото что такое регистры на аккордеоне

8, 8, 4 «баян с пикколо» что такое регистры на аккордеоне. Смотреть фото что такое регистры на аккордеоне. Смотреть картинку что такое регистры на аккордеоне. Картинка про что такое регистры на аккордеоне. Фото что такое регистры на аккордеоне 16, 8 «фагот с концертиной» что такое регистры на аккордеоне. Смотреть фото что такое регистры на аккордеоне. Смотреть картинку что такое регистры на аккордеоне. Картинка про что такое регистры на аккордеоне. Фото что такое регистры на аккордеоне

Основу звукового букета правой клавиатуры аккордеона составляют четыре тембра:

Также используется все сочетания двух дек:

что такое регистры на аккордеоне. Смотреть фото что такое регистры на аккордеоне. Смотреть картинку что такое регистры на аккордеоне. Картинка про что такое регистры на аккордеоне. Фото что такое регистры на аккордеоне

В октавных утроениях

что такое регистры на аккордеоне. Смотреть фото что такое регистры на аккордеоне. Смотреть картинку что такое регистры на аккордеоне. Картинка про что такое регистры на аккордеоне. Фото что такое регистры на аккордеоне

что такое регистры на аккордеоне. Смотреть фото что такое регистры на аккордеоне. Смотреть картинку что такое регистры на аккордеоне. Картинка про что такое регистры на аккордеоне. Фото что такое регистры на аккордеоне

Регистры левого полукорпуса

что такое регистры на аккордеоне. Смотреть фото что такое регистры на аккордеоне. Смотреть картинку что такое регистры на аккордеоне. Картинка про что такое регистры на аккордеоне. Фото что такое регистры на аккордеоне

Путем комбинирования этих основных тембров появляется возможность создания 11-ти звуковых вариантов.

Все регистры разделяются между собой звуковысотным и тембральным понятиями. Регистр «пикколо» является транспонирующим на октаву вверх.

Все регистры с «фаготом» транспонируют на октаву вниз.

Звучание остальных регистров соответствует нотной записи: Как уже было сказано выше, отличие регистров состоит и в тембровом отношении.

Применение тембровых регистров

Как известно, баян (аккордеон) гибкий инструмент в динамическом отношении. Обеспечивается это работой меха. Регистровка может выполнять динамическую функцию. Определенный подбор регистров приводит к созданию соответствующей динамической лестницы.

Одноголосные регистры выступают в роли ослабленной динамики, затем следуют двухголосные, трехголосные с «пикколо», далее двухголосные и трехголосные с «фаготом» и т.д.

что такое регистры на аккордеоне. Смотреть фото что такое регистры на аккордеоне. Смотреть картинку что такое регистры на аккордеоне. Картинка про что такое регистры на аккордеоне. Фото что такое регистры на аккордеоне

Тчто такое регистры на аккордеоне. Смотреть фото что такое регистры на аккордеоне. Смотреть картинку что такое регистры на аккордеоне. Картинка про что такое регистры на аккордеоне. Фото что такое регистры на аккордеонеакая последовательность регистров приводит к постепенному устойчивому усилению звучности постепенному crescendo

что такое регистры на аккордеоне. Смотреть фото что такое регистры на аккордеоне. Смотреть картинку что такое регистры на аккордеоне. Картинка про что такое регистры на аккордеоне. Фото что такое регистры на аккордеонечто такое регистры на аккордеоне. Смотреть фото что такое регистры на аккордеоне. Смотреть картинку что такое регистры на аккордеоне. Картинка про что такое регистры на аккордеоне. Фото что такое регистры на аккордеонечто такое регистры на аккордеоне. Смотреть фото что такое регистры на аккордеоне. Смотреть картинку что такое регистры на аккордеоне. Картинка про что такое регистры на аккордеоне. Фото что такое регистры на аккордеоне

Ичто такое регистры на аккордеоне. Смотреть фото что такое регистры на аккордеоне. Смотреть картинку что такое регистры на аккордеоне. Картинка про что такое регистры на аккордеоне. Фото что такое регистры на аккордеонеспользование регистров приведет к постепенному устойчивому снижению звучности,т.е. к diminuendo

Таким же образом можно создавать и динамические контрасты. Сопоставление регистров

Соединение использования регистров с работой меха приводит к еще большему динамическому эффекту. Происходит не только количественное изменение звуковой энергии, но и качественное.

Тембровый план как фактор формы:

Смену (сопоставление) регистров можно использовать в связи со сменой разделов (частей) произведения. Различная тембровая окраска в этом случае способствует членению целого раздела, тем самым способствует лучшему пониманию слушателем формы всего произведения. Применяется при исполнении двухголосных инвенций, прелюдий, пьес в характере народно-песенного многоголосия с прозрачной, не насыщенной полифонической фактурой. Выделение голосов при помощи тембровых регистров в условиях полифонической ткани сразу же одевает ее в новый тембровый наряд.

что такое регистры на аккордеоне. Смотреть фото что такое регистры на аккордеоне. Смотреть картинку что такое регистры на аккордеоне. Картинка про что такое регистры на аккордеоне. Фото что такое регистры на аккордеоне

что такое регистры на аккордеоне. Смотреть фото что такое регистры на аккордеоне. Смотреть картинку что такое регистры на аккордеоне. Картинка про что такое регистры на аккордеоне. Фото что такое регистры на аккордеоне

что такое регистры на аккордеоне. Смотреть фото что такое регистры на аккордеоне. Смотреть картинку что такое регистры на аккордеоне. Картинка про что такое регистры на аккордеоне. Фото что такое регистры на аккордеоне

что такое регистры на аккордеоне. Смотреть фото что такое регистры на аккордеоне. Смотреть картинку что такое регистры на аккордеоне. Картинка про что такое регистры на аккордеоне. Фото что такое регистры на аккордеоне

что такое регистры на аккордеоне. Смотреть фото что такое регистры на аккордеоне. Смотреть картинку что такое регистры на аккордеоне. Картинка про что такое регистры на аккордеоне. Фото что такое регистры на аккордеоне

что такое регистры на аккордеоне. Смотреть фото что такое регистры на аккордеоне. Смотреть картинку что такое регистры на аккордеоне. Картинка про что такое регистры на аккордеоне. Фото что такое регистры на аккордеоне

что такое регистры на аккордеоне. Смотреть фото что такое регистры на аккордеоне. Смотреть картинку что такое регистры на аккордеоне. Картинка про что такое регистры на аккордеоне. Фото что такое регистры на аккордеоне

что такое регистры на аккордеоне. Смотреть фото что такое регистры на аккордеоне. Смотреть картинку что такое регистры на аккордеоне. Картинка про что такое регистры на аккордеоне. Фото что такое регистры на аккордеоне

Аккордеон обладает двумя деками в правой части корпуса – прямой и ломаной. В прямой деке находятся «пикколо» и «концертина». По окраске звука эти регистры светлые, яркие. В ломаной деке находятся «фагот» и «кларнет». Их звучание отличается более матовым, приглушенным тембром.

Практическое использование различных регистров находит самое широкое применение в оригинальных произведениях для аккордеона, а также в переложениях и транскрипциях.

Регистровый план должен формироваться, исходя из задумок композитора и из стилистических особенностей конкретного музыкального произведения. С оригинальными произведениями все достаточно ясно, а вот клавесинные пьесы старых мастеров в переложении для аккордеона будут иметь отличающуюся регистровку от современных фортепианных сочинений, а регистровый план больших органных прелюдий и фуг И.С. Баха будет также отличаться от его же хоральных прелюдий и т.д.

Решая проблему использования баянных регистров, необходимо исходить из формы произведения в целом: именно архитектоника всего произведения диктует нам его регистровый план.

В левой клавиатуре также существуют регистры переключатели. В аккордеоне с готовой клавиатурой, как правило, регистров три: «пикколо», «тутти», «фагот». В готово-выборном аккордеоне регистров-переключателей может быть столько, сколько задумано производителем или исполнителем (в настоящее время исполнители все чаще заказывают инструмент по индивидуальной модификации: определенный вес инструмента, количество клавиш, регистров).

Регистровка органных сочинений .

При переложении органных произведений для аккордеона важное значение имеет регистровка. Приведем обозначение звуковысотных регистров органа и соответствующие обозначения аккордеонных регистров.

2-футовые – звучит на две октавы выше написанного, (но соответствующего регистра нет);

32-футовые – звучит на две октавы ниже написанного (соответствующего регистра нет)

В органных произведениях регистровка обычно не проставлена, так как каждый орган обладает своим ансамблем регистров. При решении вопросов регистровки внимание исполнителя должно быть в первую очередь направлено на развитие музыкальной мысли, на архитектонику всего произведения. Именно форма всего произведения может подсказать нам регистровку каждого отдельного раздела, эпизода и т.д. Весьма справедливы в этом отношении слова А.Швейцера, который говорил: «Регистровка, выявляющая общее настроение, наиболее правильна; всякая другая – как бы она не была остроумна – хуже, так как затемняет подлинную форму произведения».

Аккордеонистам следует обратить внимание на следующую закономерность: если музыкальный материал изложен лишь на двух строчках для мануалов, а в партии педали паузы, то, в большинстве случаев динамика должна быть – p, mp. Скорее всего, это разработанный раздел фуги, интерлюдия. В партии правой руки в этих случаях следует избегать регистра «тутти» и пользоваться более прозрачными тембрами. Со вступлением партии педали обычно предполагается заметное увеличение динамики. Именно для таких эпизодов и целесообразно приберечь регистр «тутти».

При включении регистра с добавлением голосов (допустим, был регистр «орган», а затем включили «тутти», то есть добавили «кларнет» и «концертину») совсем не обязательно играть громче, так как динамика увеличивается естественным образом. Если требуется динамика ff, то лучше включить «тутти». Это рекомендация тем аккордеонистам, которые нюанс ff пытаются извлечь на регистре «орган»; при этом голоса чаще всего не выдерживают форсированного звучания и начинают детонировать.

В экспозициях фуг тему предпочтительнее играть на наиболее ярких регистрах: «баян с пикколо», «орган». Исключение составляют темы сумрачного характера, где можно использовать матовую окраску звучания голосов ломаной деки – «фагот с кларнетом». Переключение регистра в правой клавиатуре освежает звучание и тем самым помогает четче обозначить проявление нового раздела. В произведениях старинных мастеров часто встречаются эпизоды с использованием эффекта «эхо». Здесь вполне естественно воспользоваться не только контрастной динамикой, но и различными регистрами.

Регистровка клавирных сочинений

Дать готовые рецепты использования конкретных регистров невозможно – слишком разнообразны произведения клавирной эпохи, да и регистры на наших инструментах еще слишком различаются по звуку. Здесь очень важен слуховой опыт исполнителя. Важно помнить: регистры в клавирной музыке должны не расцвечивать, не украшать музыкальную ткань, а служить опорой тектонике формы, сменяясь на стыках разделов.

«Перенасыщение регистровкой так же нежелательно, как и чрезмерное ее обеднение» (Власов В.) Использование клавиатур и регистров клавесина давало возможность или придавать различный характер различным произведениям в целом, или окрашивать в различные краски различные части произведения, или придавать разнообразную окраску различным голосам. Задача в том, чтобы сделать ясными характер и структуру музыкального сочинения.

Регистровка подчеркивает динамический план произведения, когда более густые регистры противостоят одноголосным и усиливают динамику. Регистровка также позволяет расширить диапазон аккордеона, а порой и облегчить технику скачков и переноса рук, которыми так насыщена клавирная музыка.

контраст между частями важнее, чем внутри частей;

контраст между основными разделами формы важнее, чем внутри них;

контраст между двумя сонатами важнее внутреннего в каждой из сонат;

После приобретения учащимися начальных навыков игры, необходимо знакомиться на уроках, с различными тембровыми возможностями инструмента. Делать это следует постепенно, на выученных музыкальных произведениях. Играя не сложное музыкальное произведение, полезно послушать, как оно звучит в том или ином регистре. Такие упражнения приучают определять на слух разницу тембрового звучания, и выяснить, при включении какого регистра это музыкальное произведение звучит лучше и интереснее, а на каком регистре звучит грубо и искажается весь характер данного произведения.

Постепенно учащиеся должны знать значение каждого регистра-переключателя, и приобрести навыки не только в правильном применении регистров, но и в технике их включения и выключения.

Для правильного определения места переключения регистров нужно учитывать не только смену характера звучания той или иной части, художественно-интонационный замысел и мелодическую фактуру, но и то, где именно и каким образом произвести переключение регистра, не нарушая ритма и общего темпа произведения, чтобы переключение регистров было незаметно для слушателя.

Необходимо осуществлять меховой контроль звучания при смене регистров.

Переключение регистра может производиться и в местах, где нет паузы или длинной ноты. Что бы это происходило спокойно и не нарушало ровного исполнения (в том же темпе), требуется приобретение особого навыка.

Снятие на мгновение руки с клавиатуры и нажатие кнопочного или планочного регистра осуществляется быстрым, но спокойным и мягким движением с последующим ускорением к его концу.

Очень важно, чтобы момент включения регистра проходил на определенное «слово счета» и движение в этом случае, не выводило бы играющего из ритма и тактового размера данного музыкального произведения.

Переключение регистров нужно производить в характере исполняемого произведения и на конкретной ритмической основе.

Все это требует большого внимания от педагога и упорного труда от учащегося.

При игре следует обращать внимание на соответствие включенного регистра в левой стороне аккордеона и силе и характеру звучания включенного регистра в правой стороне аккордеона.

Нажимая на рычажок регистра, можно менять тембр звучания инструмента. Некоторые из тембров напоминают различные струнные или духовые инструменты. Исполняя произведения, написанные для симфонического оркестра, не всегда следует подражать тем инструментам, которые в данном случае использует композитор, так как оркестровые краски очень разнообразны и могут часто сменять друг друга.

Частая смена регистров не дает желаемых результатов, пэтому, подбирая нужные в данном произведении регистры, следует опираться на его общий характер, фактуру и художественный замысел.

1. Вопросы современного баянного и аккордеонного искусства.//Российская Академия музыки имени Гнесиных.М-2010г.

2. В.А Семенов. Об искусстве регистровки на баяне. //. М-2010г.//

3. В.П.Власов. Методика работы баяниста над полифоническими произведениями.// М- 2004//

4. Липс Ф. Об искусстве баянной транскрипции // Изд. «Музыка» М.- 2007

Источник

Что такое регистры на аккордеоне

Цель данного документа – помочь музыкантам разобраться в тонкостях терминологии, чтобы общаться на одном языке с производителями инструментов и со своими коллегами.

А
АККОРД (сленг). Голосовая часть инструмента, полный комплект голосовых планок с наклепанными голосами для одного инструмента.

АККОРДИНА. Инструмент из группы духовых гармоник. Корпус полностью металлический, в отличие от более массивных деревянных Эолины и Вибрандонеона.

АКСЕССУАРЫ (дополнительное оборудование). Все что, не имеет отношение к производству инструмента, его составляющим, но является необходимым дополнением, либо является атрибутом, позволяющим улучшить восприятия инструмента и ассоциацию его с выбранным музыкальным стилем, исполнительским образом музыканта и т.п. Сюда относятся и оборудование для усиления (микрофоны, радиосистемы и пр.), электронные приставки, ремни, чехлы, средства для ухода за инструментом, дизайн корпуса и дополнительное декорирование.

БАЛКАНСКИЕ БАЯНЫ И АККОРДЕОНЫ. Кнопочные и клавишные инструменты, распространенные в странах бывшей Югославии. Кнопочный вариант – баян имеет шесть рядов в правой клавиатуре. Ряды расположены на одном уровне, что облегчает исполнение, трелей, двойных нот, в том числе применение скольжения одним пальцем, разновидности глиссандо. В левой клавиатуре встречаются конструкции с семью рядами – тогда добавляется второй вспомогательный ряд басов. Выборная система отсутствует. Используются для исполнения национальной музыки.

БАНДОНЕОН. Инструмент, особняком стоящий и от аккордеонов и от диатонических гармоник. По сути, бандонеон это немецкая хроматическая гармоника, имеющая довольно большое количество разновидностей, довольно неудобная в освоении, в отношении развития конструкции застывшая на уровне инструментов 19-го века. Выделение бандонеона связано с всемирной популярностью жанра танго, характерным звуком инструмента, его внешним видом. Деятельность Астора Пьяццоллы, его коллег, последователей, своеобразная манера исполнения на инструменте и соответствующий сценический образ, специфические приемы звукоизвлечения, меховедения и артикуляции, связанные с особенностями конструкции инструмента, привлекли большой интерес у слушателей и породили спрос среди исполнителей на этот тип инструмента.

В настоящее время существует разделение на два основных типа бандонеона, ориентированное на систему клавиатуры. Первый называется «диатонический бандонеон». Эпитет «диатонический» не относится к строю инструмента, как это имеет место в национальных гармониках народов разных стран и культур. Диатоническим называют бандонеон с «бессистсемным» расположением кнопок. Клавиатура такой системы была и у инструментов А. Пьяцоллы и у других корифеев танго, и до сих пор является основной для исполнителей, специализирующихся на игре на бандонеоне. В последние десятилетия появились разновидности бандонеона, в которых система клавиатур адаптирована под распространенные кнопочные системы – Bgriff и С-griff системы. Такие бандонеоны называются хроматическими. Система С-griff более удобна для применения в бандонеоне, так как положение кистей рук при игре позволяет удерживать инструмент на колене и управлять им. Bgriff система, принятая в нашей стране, для использования в бандонеонах значительно менее удобна, так как положение рук исполнителя не позволяет удерживать инструмент и одновременно свободно перемещать кисти рук по клавиатуре.

БАРИТОНЫ или баритона́ (сленг). Название группы голосов левого полукорпуса, относящиеся, к выборной клавиатуре и к готовым аккордам. Название не относится к голосам басов левой клавиатуры. Баритоновыми резонаторами называются, соответственно, резонаторы, на которые крепятся планки этих голосов.

БОБЫШКИ (сленг). Детали, в которые вкручиваются кнопки правой клавиатуры. На классических моделях подразумевались деревянные «бобышки». Но они легко повреждались при неосторожном обращении с инструментом, и, в связи с этим, в настоящее время «бобышки» изготавливаются из более прочного синтетического материала «винипласт» и ему подобных.

В
ВАРЬЕТЕ. Направление в конструкции аккордеонов, связанное с исполнением эстрадной музыки. В каталогах зарубежных производителей эти инструменты создают отдельную линию под названием French (французские) или Variete line. Это название относится преимущественно к кнопочным аккордеонам, так как во Франции эстрадную музыку играют преимущественно на кнопочном инструменте, а не на клавишном аккордеоне. Из особенностей инструмента «варьете», помимо двойного фагота, можно упомянуть низкий подъем кнопок правой клавиатуры, расположение переключателей регистров за грифом, на тыльной стороне правой клавиатуры, кнопки в левой типа Mushroom (со шляпками), три ряда басов в 6-и рядной левой клавиатуре, расположенных по большим терциям (например, напротив баса C о на 1-м вспомогательном ряду будет бас E, как на обычных инструментах, а во втором вспомогательном ряду бас Gis). Корпуса современных инструментов типа «Варьете» чаще покрывают разноцветной синтетической краской, а не целлулоидом.

Кнопочные баяны и аккордеоны «варьете» отличаются широким и глубоким корпусом, при относительно небольшой высоте (диапазон таких инструментов обычно не больше 55–56 звуков в правой). Гриф правой клавиатуры меньше, чем у обычных невыборных моделей баянов из Италии или Германии, не прижат к груди исполнителя, но и не отступает от края задней стенки корпуса, как на отечественных баянах. Кнопки правой клавиатуры по диаметру меньше стандартных невыборных европейских моделей и расположены близко друг к другу.

ВИБРАНДОНЕОН. Инструмент, из серии «духовых» гармоник. Выпускается в кнопочном (3 ряда) и клавишном вариантах. Двухголосный инструмент (голоса расположены в октаву), три варианта регистров. Звучанием напоминает бандонеон – отсюда название.

ВОЗДУШНЫЙ КЛАПАН (ОТДУШНИК). Приспособления для бесшумного сведения меха. Обычно воздушным клапаном является последняя верхняя угловая кнопка левой клавиатуры – уменьшенный септаккорд на готовой клавиатуре или несуществующий d 3 на выборной клавиатуре. Другое место расположения кнопки воздушного клапана – крышка левой клавиатуры. Механизм клапана соответствует механизму обычной кнопки, отсутствует лишь голос. В основном своем предназначении клапан должен работать как можно менее шумно. Однако современные композиторы используют отдушник в качестве средства выразительности. Звук, производимый им, имитирует дыхание, шум моря и т.п. В качестве музыкального средства, наибольший эффект дают воздушные клапаны, сделанные некачественно, через которые звук проходит с шумом и свистом. В бандонеоне и оркестровых гармониках отверстие в корпусе под клапан делают большого размера, что позволяет моментально сводить мех. Это необходимо для постоянной игры на разжим.

ГАРМОНИКА – см. Диатоническая гармоника.

ГОЛОСОВАЯ СТАЛЬ (шведская сталь, качество стали). Считается, что для получения качественных голосов нужно использовать сталь, произведенную в Швеции. Осведомленный исполнитель определяет шведскую сталь по характерному синему цвету поверхности голоса, не подвергаемой обработке напильником. Если же цвет не синий, а, например, коричневый, считается, что эта сталь хуже качеством. Иногда встречается другое мнение, что шведская сталь – коричневая, а вот как раз синяя не годится. На самом деле, цвет пятки голоса не имеет отношения к происхождению стали или качеству голоса. Качество предварительной обработки листа стали на месте ее производства, технология закалки определяют структуру данной стали, а значит, и гибкость получаемого язычка. Как правило, цвет поверхности используемой мастерами стали коричневый, а если нужно угодить заказчику и получить «шведскую синюю», то достаточно подержать несколько секунд металл над огнем свечки или зажигалки, и поверхность приобретет нужный оттенок.

ГОРКА. Прямоугольная деревянная панель с отверстиями для кнопок левой клавиатуры. Горка имеет определенный «наклон». «Наклон горки» у разных производителей отличается, вследствие чего вертикальные ряды кнопок левой клавиатуры могут располагаться на одном уровне или под углом, вплоть до образования ступенек, как на клавиатурах инструментов, распространенных в Норвегии. Наклонная горка позволяет исполнителю легче использовать при игре первый палец.

ГРИБКИ. Кнопки левой клавиатуры со шляпками, используемые на баянах типа Variete или French. Шляпки ограничивают глубину нажатия кнопок и увеличивают площадь поверхности кнопки. В каталогах зарубежных производителей такой тип кнопок называется Mushroom (гриб).

Д
ДВОЙНОЙ ФАГОТ. Сочетание голосов ломаной деки, когда помимо имеющегося набора планок регистра «фагот», вставлен второй комплект «фагота» на место планок регистра «кларнет». Обычно в инструменте с двойным фаготом в ломаной деке меняется и сочетание голосов в прямой деке – вместо «пикколо» ставится второй регистр «концертина». Двойная концертина настраивается не в унисон, а с розливом. Такой инструмент (в основном) используется в эстрадной музыке, главным образом исполнителями направления Варьете.

Есть еще одна разновидность двойного фагота. В этом случае второй комплект планок фагота ставится в прямую деку вместо пикколо. Такие инструменты пользовались популярностью у джазовых аккордеонистов, в частности на аккордеоне Petosa с таким набором голосов ранее играл легендарный Фрэнк Марокко.

ДЕКОРИРОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТА. Со времен появления первых гармоник в 19 веке, инструменты покрывались специальной, отделкой, украшениями, резьбой и т.п. В настоящее время все производители множество вариантов отделки инструмента. Самый простой вариант специального дизайна – цветной целлулоид, покрывающий корпус инструмента вместо традиционного черного. Самые распространенные цвета целлулоида белый перламутровый (white pearl), красный, синий. Самый распространенный вариант декорирования, практикующийся еще в 19 века – инкрустация камешками, стеклянными кристалликами, всевозможными вставками из натурального и искусственного материала. Даже на академических инструментах принято отмечать опорные кнопки кристалликами, впаивая или вклеивая их в углубления. Также на кнопках регистровых переключателей символы регистров часто выполняются из кристаллов. В России многосоставная декорация инструментов распространена только у изготовителей гармоник. Зарубежные производители предлагают разнообразные варианты отделки корпуса и клавиатур инструмента цветными стеклянными вставками, существуют исторически сформировавшиеся виды декорирования. Например, знаменитый Eagle design (Орлиный дизайн) Scandalli, до сих пор повторяет рисунок и цвета, выработанные десятилетия назад. Помимо инкрустирования очень распространена покраска корпуса вместо покрытия целлулоидом. Именно яркие многосоставные цвета корпуса и меха, абстрактные линии и рисунки, аккордеонная аэрография стали неотъемлемой частью дизайна инструментов варьете. Кроме вышеперечисленных приемов в качестве декорирования применяется гальванизация металлической фурнитуры инструмента – винтов и гвоздей, уголков меха, креплений ремней.

ДИАТОНИЧЕСКАЯ ГАРМОНИКА. Англ. – diatonic harmonic. Общее название всех видов национальных гармоник. Существует огромное количество разновидностей, различающихся по типу клавиатуры, типу тремоло, количеству рядов, географической и национальной принадлежности, а также принадлежности к определенному стилю народной или эстрадной музыки. Слово harmonica употребляется и для названия губной гармоники.

В настоящее время некоторыми зарубежными производителями освоено производство российской гармоники – хромки. Гармоники европейских фирм не оснащаются цельнопланочными голосами и ломаной декой, которые присутствуют в лучших гармониках отечественных мастеров.

ДИСКАНТА (сленг). Название планок, изготавливающихся отдельно от основных планок для голосов верхнего диапазона регистров пикколо, кларнет и концертина. Планки изготавливаются из более тяжелой латуни, в отличие от основных дюралюминиевых, для улучшения звуковых качеств верхнего диапазона. Обычно дисканта крепятся на резонаторы в перевернутом относительно основных планок положении, для улучшения ответа голосов.

ДУБЛЁРЫ (сленг). Рычаги четвертого и пятого рядов правой клавиатуры кнопочных аккордеонов, называемых дублирующими рядами. Если при штамповке заготовок для дублёров допускается брак – трещины в металле, то при длительной агрессивной эксплуатации дублеры могут ломаться.

ДУХОВЫЕ ГАРМОНИКИ. Название относится к группе инструментов с одной клавиатурой, в которых воздух не нагнетается мехом, а вдувается исполнителем через трубку. К этой группе относятся мелодика, аккордина, вибрандонеон, эолина.

З
ЗАДИНКА. Дюралевая пластина вогнутой формы, закрывающая рычаги под грифом правой клавиатуры. Может быть цельной или с прорезями. По мнению некоторых мастеров и исполнителей прорези увеличивают силу звука инструмента, по мнению других лишь направляют часть звука на исполнителя и тем самым создают для него лишь иллюзию более мощного звучания, в действительности же слушатели разницы не заметят.

ЗАЁМ (сленг). Использование звуков выборной клавиатуры для дублирования голосов баса. Переключатель, расположенный на крышке левого полукорпуса. Механизм заёма соединяют механику басов и выборной клавиатуры. Обычно соединяются голоса большой октавы, образуют таким образом шестиголосный бас. Варианты использования заёма зависят от количества переключателей регистров в левой клавиатуре. Наличие трехголосной выборной клавиатуры позволяет иметь семиголосный бас. Некоторые зарубежные производители изготавливают облегченные инструменты с двухголосным басом (только большая и контроктавы) и с заёмом большой октавы выборной клавиатуры, а иногда и большой, и малой октав. Наличие четырехголосного баса и двухоктавного заёма дает восьмиголосный бас и даже девятиголосный (если есть пикколо в выборной клавиатуре), однако такого рода инструменты мало востребованы из-за большего веса, большого расхода воздуха и прихотливости в эксплуатации.

ЗАЩИТА. Для предохранения инструментов от повреждений используют два вида приспособлений. 1 – крышка на подбородники, изготавливается из дерева и обклеивается целлулоидом. Предохраняет подбородники от ударов, в результате которых может нарушиться работа регистров. Применяется в основном отечественными производителями. За рубежом изготавливается только по заказу в связи с тем, что регистровые машинки зарубежных производителей менее прихотливы. Если для переноски инструментов используются горизонтальные чехлы, в этом случае крышка постоянно соскакивает подбородников и создает много неудобств. Второе приспособление – накладка на правую клавиатуру металлического щитка выгнутого по форме грифа. Защищает клавиатуру и сетку. При транспортировке инструментов производители за рубежом обычно блокируют механизм левой клавиатуры во избежание западания механики, прокладывая картонные полоски или прижимая механику кусками плотного поролона.

ИТАЛЬЯНСКИЕ БАЯНЫ И АККОРДЕОНЫ. На сегодняшний день Италия является страной – лидером в индустрии аккордеона. Только в г. Кастельфидардо и его окрестностях работают около 25-30 производителей инструментов и 70 фирм по выпуску сопутствующих товаров и комплектующих. Итальянские инструменты экспортируются во все страны мира и являются символом качества. Однако и среди итальянских инструментов встречаются инструменты разного уровня. В последние годы итальянские фирмы, как и производители из Германии, размещают часть производства бюджетных моделей в Китае или Корее или используют китайские комплектующие. Такие инструменты, в целом оправдывающие свою цену, все же уступают инструментам, изготовленным полностью в Италии.

КИТАЙСКИЕ БАЯНЫ И АККОРДЕОНЫ. Развитие аккордеонного искусства и индустрии происходило в несколько этапов. Первый этап, появление баяна в КНР, связано с временами дружбы между СССР и КНР, когда в качестве помощи братскому народу Китая в деле создания современной армии вместе с военными и техническими специалистами прибывали и культурные работники, распространявшие искусство игры на баяне как один из вариантов духовного развития воинского контингента. Следующий этап связан с культурной революцией в КНР, когда баян был забыт, а на его место пришел аккордеон. Третий этап, современный, связан с активным освоение кнопочных инструментов, как академических, так и эстрадных, типа варьете. Существовавшие в КНР государственные компании, производили в основном клавишные аккордеоны очень низкого качества. В настоящее время в Китае работают приватизированные и созданные с нуля предприятия с несколькими тысячами сотрудников, производящие в основной массе дешевые и низкокачественные инструменты. В Китае изготовляются копии готово-выборных инструментов известных итальянских брендов. Некоторые европейские торговые и производственные компании изготавливают в Китае или из китайских комплектующих линейки бюджетных инструментов.

КЛАВИАТУРА. На протяжении 19-20 веков во многих странах мира существовали независимые производства инструментов. Разрабатывались специфические конструкции клавиатур, большая часть которых подробно описана в трудах современных отечественных исследователей – М.И. Имханицкого, А.М. Мирека и других. Если не учитывать разнообразие диатонических гармоник, которые в каждой стране, богатой народными традициями, сохраняют свои особенности конструкции и строя, к нашему времени уцелели только несколько видов клавиатур, использующихся в аккордеонах и баянах.

В правой клавиатуре и выборной левой существуют по крайней мере 6 вариантов раскладки. Ниже приводятся названия латинскими буквами, которые трактуются как обозначающие ноту первого ряда системы.

Bgriff. На первом ряду клавиатур находится нота H (за рубежом обозначается латинской буквой B). Система распространенная в странах бывших СССР и Югославии, а также в странах Бенилюкса и в меньшей степени в Польше и Скандинавии.

С-griff. Система правой и выборной левой клавиатур, распространенная в большинстве стран Европы, а так же в странах с преобладанием клавишных аккордеонов. На первом ряду находится нота До (лат. буква С). В наиболее распространенном варианте С-griff системы звуки С, Сis, D и т.д. – расположены на кнопках, которые в системе Bgriff соответствуют звукам F, G, A и т.п. В другом варианте С-griff системы звуки С, Сis, D располагаются на кнопках H, С, Сis диез системы Bgriff.

Финская. Если мы берем во внимание пятирядную кнопочную клавиатуру (трехрядные кнопочные инструменты, корме диатонических гармоник, в Европе не производятся), то оказывается что финская система – это С-griff система, в которой основными рядами будут третий, четвертый и пятый, а вспомогательными первый и второй.

Dgriff. Существует в двух вариантах. 1-й – та же система С-griff, только основные ряды помещены на второй, третий и четвертый ряды и вспомогательные – на первый и пятый5. 2-й – аналог Bgriff, с подменой основных и вспомогательных рядов.

В выборной клавиатуре встречаются все упомянутые выше системы. Отличие Bgriff и С-griff систем состоит не только в расположении хроматизма, но и в направлении движения гаммы. В Bgriff системе низкие голоса расположены в низу левого полукорпуса, а правая клавиатура является как бы продолжением левой. В Cgriff системе выборная клавиатура располагается зеркально по отношению к правой. При исполнении хроматической гаммы обеими руками они будут двигаться параллельно. С клавишными инструментами все гораздо проще. Этот инструмент в невыборном варианте везде одинаков. Выработаны определенные стандарты: размеры клавиш правой клавиатуры, угол наклона грифа.

Конструкция невыборной клавиатуры левого полукорпуса была разработано на фабрике Paolo Soprani еще в конце XIX века и до настоящего времени не претерпела существенной переработки. В клавиатуре левой руки, могут варьироваться количество рядов басов, которых в может быть два или три. Выборная клавиатура до сих пор производится в нескольких разновидностях, связанных с исполнительскими особенностями (то есть исходящими из удобств исполнителей), с самыми разными системами, «раскладками» клавиатур и еще с особенностями внутренней конструкции, которые исполнителя волнуют только в плане качества и надежности. Наибольшее число вариантов возникло при попытках сочетать выборную и готовую клавиатуру.

В настоящее время, помимо известной системы конвертора (см КОНВЕРТОР) продолжает существовать кварто-квинтовая система, которая не является выборной по сути, а лишь отключает некоторые голоса готовых аккордов. В результате вслед за двумя рядами басов идут еще два ряда бывших мажорных и минорных аккордов, на которых расположены ноты октавой выше основных басов, и еще два ряда с нотами, звучащими еще на октаву выше. Такая система позволяет играть мелодическую фактуру. Особенно легко на такой системе даются мелодические ходы по ступеням аккордов, например альбертиевы басы. Хроматические пассажи весьма трудно исполнимы. Такие системы использовались в клавишных аккордеонах, чтобы избежать необходимости освоения выборной системы и из-за более простой и дешевой конструкции механики.

До сих пор встречаются инструменты, в которых выборная и готовая клавиатуры не сменяются путем переключения регистра, а сосуществуют одновременно – три ряда выборной клавиатуры и 6 рядов басов и аккордов.

КОМПРЕССИЯ. Качественная характеристика инструмента, описывающая расход воздуха при игре. Воздух проходит через открытые клапана и через голосовые планки, колебля язычки. Компрессия инструмента зависит от разных показателей. Чаще всего компрессия ухудшается вследствие деформации металлических и деревянных поверхностей и деталей, в результате чего образуются зазоры между прилегающими друг к другу поверхностями. Через зазоры проходит часть воздуха, предназначенного для голосов, в результате мех инструмента очень быстро достигает крайнего положения разжима или сжима, что осложняет исполнение и утомляет музыканта.

Наиболее распространенные причины нарушения компрессии: неплотное прилегание клапанов правой клавиатуры (реже – левой клавиатуры) к поверхности деки, возникающее из-за деформации рычага, износа поролоновой прокладки клапана, ослабление пружины; неплотное прижатие резонаторов к декам из-за деформации деки или деформация резонаторов из-за высыхания/увлажнения дерева. Расход воздуха зависит и от качества голосов. Чем меньше зазор между язычком голоса и стенками проема в планке (притирка голоса), тем лучше компрессия. Расход воздуха зависит от количества регистров и качества работы шторок, закрывающих проемы в деках. Особенно влияет на расход воздуха большое количество регистров в левой руке, так как шторки там расположены не в деках, а непосредственно в резонаторах.

КОНВЕРТОР (конверторная механика). Превращает четыре ряда готовых аккордов в выборную клавиатуру с одним вспомогательным рядом.

КРЫЛО. См. Упор.

КРЫШКА ЛЕВОГО ПОЛУКОРПУСА. Прямоугольная панель закрывающая механику левой клавиатуры. Фиксируется бобышками по 4 углам полукорпуса. на крышке крепятся переключатели заёма и сурдины, выводится кнопка отдушника, и крепится сурдина. Материал – дерево, покрытое целлулоидом или дюралюминий, покрашенный в цвет корпуса.

КУСКОВЫЕ ГОЛОСА. Наиболее распространенный в мире тип голосов. Каждая пара язычков одной ноты (1 на разжим, один на сжим) наклепывается на отдельный фрагмент алюминиевой пластины. Гораздо более дешевый и быстрый в изготовлении тип, в отличии от цельнопланочных голосов. Возможна частичная механизация процесса изготовления.

МЕЛОДИЯ (сленг). Название прямой деки, употребляемое мастерами – изготовителями, в совокупности с рычагами, голосами и резонаторами, относящимися к прямой деке.

МЕЛОДИКА. Инструмент, клавишный инструмент группы духовых гармоник. Имеет пластиковый корпус и довольно скромные акустические характеристики. Также выпускается электронный инструмент в виде мелодики, где электронные датчики реагируют на поток воздуха, вдуваемый исполнителем.

МЕХ. В практике российских исполнителей, играющих на отечественных инструментах, ремонт меха и его полная замена – частая процедура. Ценным подарком для отечественных мастеров – изготовителей меха является ледерин – узкие полосы одноименного материала, которыми обклеиваются сборины меха. Отечественный ледерин крайне быстро изнашивается от трения. Продается ледерин в рулонах десятками метров. В нашей стране наиболее популярен ледерин «елочка», с чередующимися матовыми и глянцевыми поперечными полосками. В Италии же, где такой ледерин закупается, «елочка» относится к эстрадному варианту дизайна и для академических моделей используется редко. На качество меха и износостойкость ледерина «елочка» не влияет.

По старым стандартам итальянских производителей времен расцвета фабрики Paolo Soprani, срок службы меха должен составлять 50 лет. Мех, изготовленный с соблюдением таких установок, получается довольно тяжелым из-за более плотных материалов и толщины сторон деревянной мех рамки. В настоящее время итальянские производители сознательно идут на уменьшение срока службы меха, экономя до 0,8 кг веса. В настоящее время средний срок службы качественного меха составляет 10 лет.

Дизайн меха все больше становится предметом особого внимания эстрадных музыкантов. Этому способствуют современные технологии, применяемые в изготовлении мехов специализирующиеся на этом виде производства фирмы. Если ранее яркая расцветка с геометрическим узором достигалась комбинацией разноцветных полос материала типа ледерин, то сейчас автомат может вырезать лазером на листе материала любой рисунок, вплоть до портрета, который будет виден при разведенном мехе.

МИКРОФОНЫ. Все инструменты семейства гармоник можно укомплектовать внешними накладными или встроенными микрофонами. Встроенные микрофоны представляют собой встраиваемые внутрь корпуса панели с датчиками (3 в правом полукорпусе и 1-2 в левом). Сигнал от датчиков выводится на один стандартный разъем JACK, встраиваемый в нижнюю часть сетки правого полукорпуса.

МЮЗЕТТ. см. Musette.

НАКЛЕПЩИК. Мастер, изготавливающий голоса. Процесс изготовления разделяется на несколько основных этапов. Этапы могут быть разделены между разными мастерами, или же выполняться только одним человеком. 1 этап – вырубка планки и пробивание проемов для голосов с помощью пресса. Эту операцию может производить человек, не имеющий специальных навыков наклепщика. 2 этап – обработка поверхности планки, придание сторонам проемов нужных углов. 3 этап – наклепка голосов, предварительная настройка. См. также аккорд.

НОРВЕЖСКАЯ СИСТЕМА. Разновидность конструкции левой клавиатуры, в которой вертикальные ряды кнопок расположены по ступеням. Получила распространение в Норвегии.

ОТДУШНИК (сленг). См. Воздушный клапан.

ПОДБОРОДНИКИ (вариант – бороды). Профессиональный сленг, обозначающий подбородочные переключатели регистров. Англ. – chins.

ПОДВИЖНОЕ ЛОЖЕ. Система взаимодействия деталей готово-выборной клавиатуре, внедренная в инструментах «Юпитер». Суть в том, что при переключении с готовых аккордов на выборную систему, ложе механики сдвигается и незадействованные выборной системе детали не соприкасаются с основными рычагами. В стандартной готово-выборной механике все соединения готовых аккордов продолжает работать вхолостую и при игре на выборной системе.

ПОДЪЕМ КЛАВИАТУРЫ. Расстояние от поверхности кнопки до поверхности грифа. Или расстояние, которое проходит кнопка или клавиша при полном нажатии. Для отечественных баянов старой конструкции характерен высокий подъем клавиатуры, при котором в технически сложных местах произведений затруднительно нажатие кнопки полностью и из-за чего распространена манера игры «в полкнопки» или «в полнажатия», породившая в сочетании с традиционной баянной аппликатурой специфический баянный вариант штриха non legato.

ПУКЛИ (сленг). 4 ножки, на которые ставится инструмент в горизонтальном положении, крепятся винтами по 4 углам левого полукорпуса и фиксируют крышку левого полукорпуса. Изготавливаются из пластика, реже из резины, которая обеспечивает лучшее сцепление с поверхностью, на которую ставится инструмент. Винт вкручивается в корпус инструмента, проходя пуклю насквозь, либо вставлен в тело пукли и вкручивается руками вместе с ней (оптимальный вариант). У итальянских производителей часто «пукли» составляют одно целое с крышкой левого полукорпуса.

РАЗЛИВ. См. Тремоло.

РЕГИСТРЫ. Несмотря на давно проведенную работу по унификации обозначений и названий регистров, в практике исполнителей регулярно встречаются разночтения. Органная система, описанная в статье В.А. Семенова из настоящего сборника, в расширенном варианте используется зарубежными производителями, в частности при составлении заказом. Несмотря на некоторую сложность, она позволяет безошибочно описать порядок регистров на панели переключателей, или указать необходимые исполнителю подбородники.
В органной системе указывается октавное расположение регистра. 4 – октавой выше написанного. 8 – как написано, 16 – октавой ниже написанного. В случае необходимости указывается расположение регистра в ломаной деке (cassotto) или прямой деке (treble).

Полный вариант обозначения регистра правого полукорпуса в четырехголосном инструмент может выглядеть так:

НАЗВАНИЕ ЗНАК РОССИЙСКОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ОРГАННАЯ СИСТЕМА ЗАПИСИ ТУТТИ TUTTI 16, 8, 8, 4 ОРГАН С КОНЦЕРТИНОЙ HARMONIUM 16, 8 treble, 4 БАЯН VIOLINE 8 treble, 4

В эстрадных инструментах типа варьете встречаются иные комбинации регистров, например, двойной фагот или двойная концертина:

НАЗВАНИЕ ЗНАК РОССИЙСКОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ОРГАННАЯ СИСТЕМА ЗАПИСИ Мюзет (двойная концертина) ТУТТИ TUTTI 16, 8 cassotto, 8 treble, 8 treble БАЯН VIOLIN 8 treble, 8 treble Двойной фагот, Европа ТУТТИ TUTTI 16 cassotto, 16 cassotto, 8+8 treble ДВОЙНОЙ ФАГОТ DOUBLE BASSOON 16 cassotto,16 treble Двойной фагот, США ДВОЙНОЙ ФАГОТ DOUBLE BASSOON 16 cassotto, 16 treble, 8 cassotto, 8 treble

РЕМНИ. Комплект ремней состоит из двух плечевых ремней (с соединительным ремешком или без) и ремня для левого полукорпуса. Множество разновидностей ремней различаются по размеру, используемым материалам, качеству фурнитуры и способу крепления на корпус. Наиболее простые ремни изготавливаются из полностью кожезаменителей. Ремни для профессиональных инструментов изготавливаются с применением натуральной кожи (не впитывает пот, долговечна, но при игре скрипит, особенно мешая при записи), тканевых (типа вельвет, может быть разного качества, быстро изнашивается) или дорогих синтетических материалов, типа алькантары. Помимо традиционной фурнитуры в плечевых ремнях применяются заклепки или карабины, убыстряющие снятие/надевание ремней на инструмент. Фурнитура для ремня левого полукорпуса у производителей из разных стран разная. Например, в Юпитере для фиксации в нижней части полукорпуса используется крепление «лягушка», зацепляющееся за деревянную внутреннюю поверхность, а в инструментах итальянских производителей используется крючок, который зацепляется за металлическую скобу. Помимо плечевых ремней традиционной формы

РЕШЕТКА. См. Сетка.

РО́ЗЛИВ. См. Тремоло.

СЕТКА (вариант – решетка). Изготовленная из дюралюминия (реже дерева) защитная пластина, закрывающая рычаги и клапана правой клавиатуры. Уязвимое место, особенно оберегаемое исполнителями при транспортировке. От ударов остаются вмятины, которые сложно выправить в домашних условиях. Более прочные «сетки» увеличивают вес инструмента.

Отверстия на сетке пробиваются с помощью пресса. В качестве покрытия сетки используется краска, которую наносят методом напыления. Это наиболее оптимальный способ, применяемый в России и Европе. Единственный в своем роде способ изготовления сетки используют в КНДР – покрытие дюралюминиевых заготовок целлулоидом и последующее вырезание отверстий на станке. В России еще можно найти старинный способ изготовления – сетку для невыборного трехрядного инструмента изготавливают около 3 дней, вручную пропиливая рисунок.

Обычно винты или гвозди ставят по 3 или по 4 с лицевой и тыльной стороны полукорпуса. Зарубежные производители часто используют иной вариант – 2 с лицевой, 3 с тыльной и по одному сверху и снизу.

Обоих варианта соединений есть свои достоинства и недостатки. «Шпильки» позволяют быстро собирать и разбирать инструменты. Со временем, однако, такие соединения могут разбалтываться. Самым же главным критерием является качество соединений, а не их тип. В винтовых соединениях может портиться резьба, нарушаться компрессия инструмента.

СПЕЦИФИКАЦИЯ. Отечественными и зарубежными производителями приняты краткие варианты указания основных характеристик инструментов.

Эти «формулы» встречаются в прайс-листах фирм, в описаниях госзаказов, зачастую с опечатками. Стандартная формула должна содержать следующие данные:

Количество кнопок с учетом дублирующих рядов (для кнопочных аккордеонов) и реальное количество нот в правой клавиатуре – 106/64; количество кнопок в левой и нот в выборной клавиатуре – 120/58; голосность – IV, количество регистровых переключателей в правой – 15/7 (основные/подбородочные), «+M» означает наличие регистра «Мастер» на грифе аккордеона, количество переключателей регистров в левой клавиатуре. Цифр 2-4-6 или 2-4-4-6 означает у отечественных производителей варианты сочетаний голосов в басу левой клавиатуры: д?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *