что такое регистр органа ответ

Значение слова «регистр»

что такое регистр органа ответ. Смотреть фото что такое регистр органа ответ. Смотреть картинку что такое регистр органа ответ. Картинка про что такое регистр органа ответ. Фото что такое регистр органа ответ

1. Спец. Список, указатель чего-л.; книга, содержащая такой список, указатель. Регистр книг и журналов.

2. Муз. Участок звукового диапазона музыкального инструмента или человеческого голоса. Средний регистр. Низкий регистр.Молодые люди и особенно барышни, тем более наивные, говорят на очень высоком регистре, нередко доходящем до визга. Станиславский, [О различных направлениях в театральном искусстве]. [Дрозды и соловьи] поют примерно в одном регистре — своего рода птичье меццо-сопрано. Шулейкин, Дни прожитые.

3. Муз. В клавишных духовых и язычковых музыкальных инструментах (орган, фисгармония, аккордеон и т. п.) — группа труб или язычков одинакового тембра.

4. Распределитель, регулятор в некоторых машинах и приборах. || Ряд клавиш в пишущей машинке, в счетных и иных машинах.

5. Орган государственного надзора за качеством строящихся и находящихся в эксплуатации морских и речных судов.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Регистр (цифровая техника) — последовательное или параллельное логическое устройство, используемое для хранения n-разрядных двоичных чисел и выполнения преобразований над ними.

Регистр процессора — сверхбыстрая память внутри процессора, предназначенная для хранения адресов и промежуточных результатов вычислений (регистр общего назначения/регистр данных) или данных, необходимых для работы самого процессора.

Регистр флагов (FLAGS) — регистр процессора, биты (флаги) которого отражают состояние процессора и свойства результатов предыдущих операций.

Регистр (музыка) — часть звуков, объединённых каким-либо признаком, главным образом тембровым. В каждом голосе условно различают три регистра: высокий, средний и низкий.

Регистр органа — ряд труб органа одинакового тембра (см.: Орган (музыкальный инструмент)#Регистры).

Регистр букв — см. заглавная буква, Строчная буква, Чувствительность к регистру символов’.

Регистр — в иконографии смысловая часть композиционного ряда, отделённая широкой полосой.

Регистр — отопительный прибор, состоящий из нескольких гладких труб, соединенных параллельно.

Регистр населения — поимённый и регулярно актуализируемый перечень жителей, служащий целям административного учёта населения.

Регистр бухгалтерского учёта (учётный регистр) — элемент организации бухгалтерского учёта на предприятии, предназначенный для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учёту первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учёта и в бухгалтерской отчетности.

Федеральный регистр медицинских работников — база данных медицинских и фармацевтических работников, работающих в учреждениях подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации и Федеральному медико-биологическому агентству.

Стилевой регистр — система отбора языковых средств в зависимости от социальной ситуации.

РЕГИ’СТР, а, м. [от новолатин. registrum из regestum — внесенное, записанное]. 1. Список чего-н., реестр; указатель, книга для записей (спец.). || Указатель (спец.). Р. лиц, упомянутых в книге. 2. Степень высоты и силы голоса (муз.). Тенор — голос верхнего регистра. || Приспособление в музыкальных инструментах (рояль, орган) для изменения высоты, тембра и силы звука (муз.). 3. Распределитель, регулятор в различных машинах и приборах. || Ряд букв и клавишей в пишущей машине. Верхний р. Нижний р.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

реги́стр

1. список, указатель чего-либо, а также книга для записи таких указателей

2. лингв. подвид языка, характеризуемый своей лексикой, грамматикой, синтаксисом или фонологией

3. муз. диапазон, степень высоты голоса или музыкального инструмента ◆ Кукольник подвывал, капал на доску слезами, переносил голос то в верхний регистр, то в нижний. Борис Евсеев, «Евстигней», 2010 г. // «Октябрь» (цитата из НКРЯ)

4. муз. группа звукоизвлекающих механизмов с одинаковым тембром

5. комп. специализированная область сверхоперативной памяти компьютера

6. техн. комп. группа знаков на клавишах пишущей машинки или на клавиатуре компьютера

7. спец. государственный орган, осуществляющий контроль за постройкой и эксплуатацией судов ◆ Российский морской регистр судоходства ◆ Регистр Ллойда

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

что такое регистр органа ответ. Смотреть фото что такое регистр органа ответ. Смотреть картинку что такое регистр органа ответ. Картинка про что такое регистр органа ответ. Фото что такое регистр органа ответПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова заюлить (глагол), заюлил:

Источник

Опции темы
Поиск по теме

Дорогие органисты и не только!
Вот нашел то, о чем тихо мечтал.
Устройство, описание трубы для каждого из регистров и образец звучания многих (не всех).
Их там Огроммммммное количество.

Для некоторых даже есть картинки в разрезе лабиального отверстия.

P.S. А я уж хотел напроситься к кому-то на «между уроков» послушать и записать неск. секунд правильного звучания, чтобы хоть примерно синтезировать потом для своего синтезатора.

Да, это на самом деле очень хороший ресурс. Только вот с образцами звучания: порой одни и те же по названию регистры звучат уж очень по-разному. Скажем, там говорят про Dulzian как про самый мягкий язычковый голос. Но лично мне попадался Dulzian, приближающийся по жесткости звучания к не самому мягкому Vox humana или Oboe.

Всего-то на икону нажал, чтобы сдвинуть!

Если коротко, то:
Разные органостроители да в разных странах по-разному понимают (отождествляют) звук для присвоения ему имени.

Вот в а/р словаре значится 1- мягкий, приятный (dulcify) и 2- цимбалы (dulcimer). Может отсюда «ноги растут»?
А фран, итал, испан, амер могут понимать совсем иначе. Может так быть или вряд ли? Есть ли это какой-либо международный стандарт?

А вот тут можно послушать и посмотреть ноты коллекции свадебной музыки, записанные в церкви Mikaelinkirkko в г.Турку: http://www.haamusiikki.info/xkghsitr. fnsjvirjk.html
Органист Marko Hakanpää, страница http://kotisivu.dnainternet.fi/hmarko/ и порядком уменьшенная ее английская версия http://kotisivu.dnainternet.fi/hmarko/index_en.htm

А я всю жизнь страдал об устройствах внутренностей в комплексе. Видел несколько картинок отдельных узлов.

В продолжение темы мне хотелось бы рассмотреть вопрос о том, какую «идеологическую» нагрузку несут язычковые голоса. Иными словами, каковы принципиальные особенности звучания тех или иных голосов и, стало быть, какова их область применения. С языками типа Trompette 8′, Trommeten 8′, Posaun 16′, Posaun 32′ все более-менее ясно.
Лично меня бы интересовали голоса Vox Humana, Oboe, Cromorne, Dulzian, Schalmei, Regal, Barpfeife.
В каких случаях действительно уместно применение такой «тяжелой артиллерии», как Bombarde 16’&32′, Tuba 8′, Clarion 4′?
Профессиональный ответы приветствуются. Надеюсь, что спрошенное не есть беспробудная глупость.

Беспробудная глупость, к слову сказать, бывает у дилетантов, и Вы на него не похожи. Зато бывают ответы с беспробудным унижением.

Мой ответ не профессиональный, но вспоминается нечто по этому поводу от биографов И. С. Баха. Говорили, что он использовал самые немыслимые сочетания регистров вплоть до абсурдных, приводя в ужас служителей церквей, но он искал таким образом те единственно уместные. Экспериментатор, так сказать. что такое регистр органа ответ. Смотреть фото что такое регистр органа ответ. Смотреть картинку что такое регистр органа ответ. Картинка про что такое регистр органа ответ. Фото что такое регистр органа ответ.
Не потому ли он никогда или почти никогда, как писали биографы, не указывал точной регистровки в своих сочинениях. Как бы намекая, что это процесс творческий.

Но ведь опыт коллег по цеху всегда полезнее и проще.
Надеюсь, что это отвеченное тоже не является столь же беспробудной глупостью.

1. Беспробудная глупость, к слову сказать, бывает у дилетантов, и Вы на него не похожи.

2. Мой ответ не профессиональный, но вспоминается нечто по этому поводу от биографов И. С. Баха. Говорили, что он использовал самые немыслимые сочетания регистров вплоть до абсурдных, приводя в ужас служителей церквей, но он искал таким образом те единственно уместные.
3. Не потому ли он никогда или почти никогда, как писали биографы, не указывал точной регистровки в своих сочинениях. Как бы намекая, что это процесс творческий.

Вообще у слушателей «со стажем», на мой взгляд, есть некий консерватизм относительно восприятия органного звучания.Когда он привыкает к исполнению чего-то кем-то в одной регистровке, то это же сочинение исполненное в другой регистровке моментально отзывается внутренней неприязнью к такому «прочтению» материала.
Хотя со временем и оно становится приемлемым и даже интересным для того, кто раньше его «не принимал душой».
А может так происходит и у исполнителей?

По своему слушательскому опыту сужу. Но не утверждаю, что так происходит у всех и всегда. Так что не бейте меня ногами.

Вот BWV-582 в исполнении А.Ф. Гедике и Е. Лисицыной. Разница!

1. Ну «абсурдных» в смысле не общепринятых что ли. Не слышимых ранее публикой (церковно-прихожанской).

2. Вообще у слушателей «со стажем», на мой взгляд, есть некий консерватизм относительно восприятия органного звучания.Когда он привыкает к исполнению чего-то кем-то в одной регистровке, то это же сочинение исполненное в другой регистровке моментально отзывается внутренней неприязнью к такому «прочтению» материала.

3. Вот BWV-582 в исполнении А.Ф. Гедике и Е. Лисицыной. Разница!

1. Тогда предлагаю отказаться от слова «абсурдный». Абсурдной я бы назвал комбинацию, противоречащую природе органа, составленную из в принципе не сочетающихся голосов, только если это сочетание не привлечено для реализации вполне определенного художественного замысла.

3. Сомневаюсь, что мне эти записи придутся по душе, но в воспитательных целях было бы интересно послушать.

Источник

Регистр органа

что такое регистр органа ответ. Смотреть фото что такое регистр органа ответ. Смотреть картинку что такое регистр органа ответ. Картинка про что такое регистр органа ответ. Фото что такое регистр органа ответ

что такое регистр органа ответ. Смотреть фото что такое регистр органа ответ. Смотреть картинку что такое регистр органа ответ. Картинка про что такое регистр органа ответ. Фото что такое регистр органа ответ

Регистр органа (также просто регистр) — это часть механики духового органа, открывающая доступ сжатого воздуха (в сложных словах часто используется немецкое слово «винд-») к некоторому набору органных труб.

Также для краткости словом «регистр» называют и расположенные на пульте регистровые рукоятки или кнопки, с помощью которых органист или его ассистент управляют механизмом регистров. Этот же термин используется для органов управления электронными органами, имитирующими звук духовых, кроме органа Хаммонда.

Также регистрами называют и сами наборы труб, управляемые одной регистровой рукояткой.

Регистровка — искусство подбора регистров для данного музыкального произведения. Поскольку состав и возможности органов чрезвычайно разнообразны, композиторы редко прописывают регистровку, оставляя её на усмотрение исполнителя.

Содержание

Тон и длина трубы [ | ]

что такое регистр органа ответ. Смотреть фото что такое регистр органа ответ. Смотреть картинку что такое регистр органа ответ. Картинка про что такое регистр органа ответ. Фото что такое регистр органа ответ

Высота тона органной трубы зависит от её длины. При прочих равных, более длинные трубы издают более низкие звуки, с укорочением трубы высота звука увеличивается. Регистры, производящие ноты, которые соответствуют клавишам, как если бы это были клавиши фортепиано, называются «унисонами». Регистры с трубами длиннее или короче производят ноты в заданном интервале от нажатой клавиши (октавы, квинты, терции, и пр., то есть аликвоты и микстуры).

Регистр обозначают на регистровой рукоятке числом футов, причём футовость органных труб не имеет прямого отношения к их физической длине. Унисоны относятся к 8-футовым регистрам, потому что длиннейшие открытые трубы в них имеют приблизительно 8 футов длины, но закрытые трубы того же строя, физически имеющие длину 4 фута, по-прежнему будут называться 8-футовыми.

Унисоны [ | ]

Октава, в которой звучит данная труба, обратно пропорциональна её футовости, то есть укорочение трубы вдвое перемещает ноту на октаву вверх, 4-футовый регистр звучит на октаву выше 8-футового, 2-футовый — на октаву выше 4-футового. Аналогично, 16-футовый регистр звучит на октаву ниже 8-футового, 32-футовый — на октаву ниже 16-футового.

Соответствие футовости октавам

ФутовостьОктава по ГельмгольцуОктава словесноОктава по научной нотацииЧастота нижнего C (A 1 =440), Гц
64-18,176
32С2—H2субконтроктава016,352
16С1—H1контроктава132,703
8С—Hбольшая265,406
2c—hмалая3130,81
1c 1 —h 1первая4261,63
1 2c 2 —h 2вторая5523,25
1 4c 3 —h 3третья61046,5

что такое регистр органа ответ. Смотреть фото что такое регистр органа ответ. Смотреть картинку что такое регистр органа ответ. Картинка про что такое регистр органа ответ. Фото что такое регистр органа ответ

Аликвоты и результанты [ | ]

Футовость аликвотного регистра даёт понятие о его интервале от октавы. Например, регистр 2 + 2 3 фута (то есть 1 3 от 8 футов) звучит на частоте втрое выше, то есть на дуодециму выше 8-футового регистра. Эта третья гармоника (G) (называемая также дуодецимой, квинтой, qvinta, rorkvint, или nazard [nasard]) — наиболее распространённый регистр, следом за ним идёт пятая гармоника (E) (терция) ( 1 + 3 5 фута) и шестая G) (larigot, nasat) ( 1 + 1 3 фута). Изредка используются и более высокие нечётные гармоники септима ( 1 + 1 7 фута) и нона ( 8 9 фута).

Аликвоты обычно настраиваются по гармоникам и потому звучат в чистые интервалы, за исключением описанных выше объединённых регистров. Некоторые органы содержат аликвоты-обертоны 16- и 32-футовых регистров для создания разностных частот, например, квинт-бас 10 + 2 3 фута. Такие вспомогательные регистры, настроенные на квинту выше или кварту ниже нижнего региистра (например, 16-футового) создают иллюзию наличия следующего регистра октавой ниже (в нашем примере 32-футового). и таким образом удаётся сэкономить на габаритах и стоимости басовых регистров. Такие виртуальные басовые регистры называются результантами.

Некоторые аликвоты

Номер

ИнтервалФутовостьНота, звучащая,

Название
( 1 + 1 2 ) [note 1]P55 + 1 3G4Квинта (Quint)
( 2 + 1 2 ) [note 2]M103 + 1 5E5Большая Терция (Gross Tierce)
3P122 + 2 3G5Дуодецима (Nazard, Twelfth)
5M171 + 3 5E6Терция (Tierce, Terz)
6P191 + 1 3G6Larigot
7m211 + 1 7B♭6Септима (Septième)
9M238 9D7Нона (None)
13M278 13A7Терцдецима (Tredezime)
19m318 19E♭8Mollterz
48P401 6G9Quadragesima

Микстуры [ | ]

Микстуры — регистры, содержащие несколько труб, настроенных выше унисона, обычно по октавам и квинтам. Количество труб указывается римской цифрой, например, обозначение «Mixture V» означает 5 труб, которые подключаются одной регистровой рукояткой.

Корнеты [ | ]

Корнеты — регистры типа микстура, но используемые для солирования. Корнет всегда содержит квинту и большую терцию, а в зависимости от регистра, и октавы, и малую септиму и нону. Корнет с двумя или тремя трубами для каждой клавиши называется «sesquialtera».

Механизм [ | ]

Органные трубы организованы по двойному принципу: по нотам и по тембрам. Набор труб, издающих различные ноты одного тембра, называется ранком или регистром. Клавиши мануалов и педали управляют нотами, причём нота может быть взята в одном или нескольких регистрах, чем, собственно, и управляет регистровый механизм. Регистровая рукоятка может управлять одним или несколькими регистрами одновременно. В наше время говорят «открыть» или «включить» регистр, хотя в старые времена у органов по умолчанию были открыты все регистры, и лишние, наоброт, перекрывались, отчего, например, в английском языке за регистровыми рукоятками закрепилось название «stop». Конкретная реализация регистровой механики может быть различной, но описанный выше принцип — един везде.

Некоторые небольшие органы Англии, Испании и Португалии [1] обладают «раздельными регистрами», в которых две регистровые рукоятки управляют по отдельности верхней и нижней частью регистра. Такое устройство механики позволяет в верхней части клавиатуры использовать иную регистровку, нежели в нижней, что удобно для небольших органов, в особенности одномануальных.

Ранки, которые не разделяются и не расширены (см. ниже Объединение, заимствование и расширение), содержат обычно столько же труб, сколько клавиш, то есть, обычно, 61 трубу для мануалов и 32 — для педали.

Методы переключения регистров [ | ]

За долгую историю развития духовых органов было изобретено несколько методов включения и выключения регистров. Наиболее древний использует шлейфы — полосы (обычно деревянные), расположенные под трубами данного регистра. В шлейфах для каждой трубы просверлено отверстие, и в положении закрытого регистра отверстия в шлейфах не совпадают со входными отверстиями труб, воздух в трубы не поступает. Для того, чтобы регистр зазвучал, шлейф сдвигается в сторону до совпадения отверстий. Такая система была изобретена задолго до того, как электричество начало использоваться на практике, и потому является чисто механической, хотя старые органы с механическими передачами при ремонтах переделывались на электрические.

Также для переключения регистров используются конические клапаны и другие системы управления подачей воздуха, в зависимости от количества регистров, конструкции воздуховодов и регистровых ящиков.

Объединение, заимствование и расширение [ | ]

Объединение регистров — способ увеличения возможностей органа без добавления труб, когда одна регистровая рукоятка управляет несколькими регистрами. К примеру, 8-футовый Гедект может быть объединён с 4-футовым регистром того же тембра на том же или на другом мануале. При этом при нажатии одной клавиши будут звучать две ноты, нормальная для этой клавиши и октавой выше.

Заимствование (дублирование) регистров — подключение одного набора труб к нескольким регистровым рукояткам, часто на разных мануалах и педали. [2]

Расширение регистров — метод подключения дополнительных наборов труб выше верхнего или ниже нижнего конца основного регистра.

Объединение и заимствование (дублирование) обычно используются в органах с физически существующими трубами, но некоторые старые электронные органы также использовали эти методы для расширения исполнительских возможностей при ограниченном наборе синтезируемых регистров.

Заимствование между мануалами появляется в английских органах около 1700 года, но расширение регистров для заимствований других нот — изобретение сравнтельно недавнее. Расширение и объединение регистров широко используется в театральных органах, чтобы получить как можно больше голосов из ограниченного числа труб. Объединение и дублирование типичны для учебных и небольших церковных органов. В больших церковных и симфонических инструментах традиционно расширение регистров используется мало, только если габариты органа ограничены и не позволяют разместить все необходимые трубы. Чаще используется заимствование 16-футовых регистров из мануала в педаль, потому что дополнительные басовые регистры дороги и занимают много места.

Подводные камни этих методов [ | ]

Объединение и расширение регистров позволяют сильно увеличить исполнительские возможности, но требуют от органиста внимательного отношения к регистровке, особенно в контрапункте (композициях, в которых много нот пишутся одна против другой и звучат, таким образом, одновременно). Часто в органах регистры подгоняются под свою конкретную роль, например, 4-футовый регистр может звучать тише, чем 8-футовый того же тембра, и вместе они будут плохо сочетаться. Язычковые 16-, 8- и 4-футовые регистры обычно имеют множество разнообразных тембров, а объединением их получится регистр более бедный, некоей средней между ними всеми окраски.

Номенклатура [ | ]

Регистры имеют собственные имена, которые обычно бывают основаны на самых разнообразных фактах, от характера звучания через страну происхождения и эпоху, в которую орган был построен вплоть до места расположения регистра в инструменте. Маркировка регистровых рукояток даёт органисту два рода сведений о регистре:

Язычковые регистры часто обозначаются красным цветом.

Списки регистров обыкновенно организованы по подразделениям органа (обычно регистр имеет свой «родной» мануал или педаль), внутри подразделений лабиальные регистры стоят прежде язычковых, затем регистры организованы по высоте строя от нижних октав к верхним, и наконец от громких к тихим. «Небесные» (челесты — celeste — слегка расстроенные относительно основных регистров трубы, дающие биения) записываются после своих основных регистров. Например:

Prestant 16′
Prestant 8′
Gemshorn 8′
Chimney Flute 8′
Principal 4′
Harmonic Flute 4′
Twelfth 2 + 2 3
Super Octave 2′
Mixture IV
Trumpet 8′
Clarion 4′
Tremulant
Swell to Great

Bourdon 16′
Open Diapason 8′
Stopped Diapason 8′
Salicional 8′
Voix Céleste 8′
Octave 4′
Röhr Flute 4′
Nazard 2 + 2 3
Block Flute 2′
Tierce 1 + 3 5
Cymbale III
Contra Fagotto 16′
Trompette 8′
Hautbois 8′
Vox Humana 8′
Tremulant

Subbass 32′
Open Diapason 16′
Subbass 16′
Lieblich Gedeckt 16′
Octave 8′
Bourdon 8′
Choral Bass 4′
Rausch Quinte II
Posaune 16′
Tromba 8′
Great to Pedal
Swell to Pedal

Классификация регистров [ | ]

Регистры подразделяются на пять крупных категорий:

Источник

О тембрах органных регистров

Орган

© М., «Музыка», 1977

Содержание

УСТРОЙСТВО ОРГАНА 2

Трубы и регистры 2

О тембрах органных регистров 4

Регистры принципального тембра 4

Регистры флейтового тембра 5

Регистры группы Streicher 5

Составные регистры сочетающие в себе несколько рядов (хоров) труб 5

Механизмы управления 6

ОРГАН ДРЕВНЕГО МИРА 7

ОРГАН СРЕДНИХ ВЕКОВ 10

ОРГАН ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 11

ЗОЛОТОЙ ВЕК ОРГАННОЙ МУЗЫКИ 15

«СИМФОНИЧЕСКИЙ» ОРГАН РОМАНТИКОВ И РЕНЕССАНС БАХОВСКОГО ОРГАНА 22

ОРГАН В ПРИБАЛТИЙСКИХ РЕСПУБЛИКАХ 34

СОВЕТСКАЯ ОРГАННАЯ КУЛЬТУРА 36

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ 41

ВСТУПЛЕНИЕ

«Пусть читатель, органист, музыковед, историк или любитель музыки помнит, что грандиозный и магический инструмент, вдохновивший на создание стольких шедевров и явившийся источником стольких радостей, имеет своим предком удивительную машину, придуманную задолго до пашей эры, греческим механиком с творческим умом».

Орган привлекает внимание своими огромными выразительными возможностями, богатством тембров, масштабами звучаний, широтой звукового диапазона. Звучность полного органа поражает своей грандиозностью: всепоглощающее фортиссимо заставляет содрогаться, трепетное пианиссимо едва ощутимо.

В статье «Два слова об органе» В. Стасов дал исчерпывающую характеристику органу: «Этот инструмент есть по преимуществу выразитель глубочайших и могущественнейших стремлений человеческого духа; ему в особенности свойственно воплощение в музыкальных образах и формах стремлений нашего духа к колоссальному и беспредельно величественному; у него одного существуют те потрясающие звуки, те громы, тот величественный, говорящий как будто из вечности голос, которого выражение невозможно никакому другому инструменту, никакому оркестру. » И дальше: «Невозможно ожидать где бы то ни было проявления и полного развития высших и глубочайших сторон музыки без того, чтобы в этом развитии орган не играл самую первую роль» (Статьи о музыке, вып. 1. М., 1974, с. 88, 89).

УСТРОЙСТВО ОРГАНА

О специальных терминах, встречающихся в тексте без расшифровки, а также терминах, имеющих непосредственное отношение к органным конструкциям, см. в Кратком словаре специальных терминов. Термины иноязычного происхождения, утвердившиеся в русском языке, даются в русском написании (например, микстура, позитив и др.).

Трубы и регистры

Каждая органная труба издает только один звук, определенного тембра и громкости. Высота звука определяется длиной трубы, чем меньше труба, тем выше звук. Трубы бывают открытые и закрытые, с широкой и узкой мензурой, что влияет на характер и силу звука данной трубы.

Все огромное количество звучащих труб органа (в больших концертных органах оно достигает нескольких тысяч) делится на две неравные группы: лабиальные и язычковые.

Лабиальныеявляются основной группой в органе.

Ряд труб одинакового устройства и тембра, соответствующий количеству клавиш клавиатуры, образует определенный регистр. Таким образом, на каждую клавишу приходится столько труб, сколько в органе регистров (звучащих голосов). Кроме того, есть регистры, в которых на каждую клавишу приходится несколько трубок, образующих набор обертонов к основному тону: октава, квинта, терция и т. д. Такой регистр называется микстура, то есть смесь.

Трубы Fernwerk и Echowerk помещаются вдали от главного органа и соединяются с одним из его мануалов посредством электрической трактуры. Fernwerk представляет собою маленький самостоятельный орган, звучащий как бы издали. В очень больших органах группа голосов, находящихся на самом верху корпуса, называется Kronwerk.

Все регистры органа можно подразделить на несколько групп: принципалы и флейты, составляющие основу органного звучания; голоса особо характерных тембров, в том числе язычковые, применяемые в качестве солирующих и в различных сочетаниях (Quintaton, Gamba, Schalmei, Oboe и т. д.); искусственные обертоны (или аликвоты), то есть очень высокие голоса, не используемые отдельно, а подключаемые к основным и солирующим на расстоянии октавы, квинты, терции, септимы, ноны; инструментальные имитаторы, составленные из ряда труб разных характерных тембров и подражающие звучанию старинных духовых инструментов (корнет, раушпфейфе, цинк и другие); микстуры, объединяющие в одном регистре ряды обертонов принципального тембра и создающие так называемую звуковую корону (Mixtura, Zimbel, Scharf); громкие язычковые голоса, включаемые, как правило, при полном звучании органа (Trompete, Posaun и другие).

Каждый обертоновый ряд, входящий в микстуру, или ряд труб характерных тембров инструментального имитатора, называется хором. Таким образом, смешанный регистр может быть двух-, трех-, четырех- и более рядным (хорным) или кратным. Чтобы хоры в смешанном регистре звучали слитно, требуется высокое искусство интонировки, обеспечивающее нужное равновесие силы звука и тембра интонируемых рядов труб. Это зависит от органного мастера.

Регистры флейтового тембра

Трубы с более широкой, чем у принципала, мензурой образуют регистры флейтового тембра. Их звучание мягкое, «округлое», лишенное острых обертонов. Интонируются флейтовые регистры в пределах от рр до мягкого f. Трубы большей частью деревянные, но бывают и металлические, открытые и закрытые. Встречаются в любых звуковысотных положениях.

Имеется еще много разновидностей флейтового тембра различных оттенков: Doppelflote, Waldflote, Spizflote, Bachflote и другие.

Флейты широко применяются в качестве сольного голоса, фона и в самых различных комбинациях. Обязательно присутствие флейт вместе с принципалами в полном звучании органа. Различные флейты располагаются на всех клавиатурах.

Регистры группы Streicher

Регистры с мензурой более узкой, чем у принципала, образуют группу так называемых Streicher. Они имеют характерный призвук, напоминающий тембр струнных смычковых инструментов. Их звучание характерно в нюансе от рр до mf. Используются преимущественно в качестве сольного голоса, а также фона, и в очень тихих аккордных эпизодах. Трубы металлические, открытые, часто с дополнительными приспособлениями у лабиального отверстия, воздействующими на тембр.

Составные регистры сочетающие в себе несколько рядов (хоров) труб

Комбинированные регистры, имитирующие старинные инструментальные тембры или дающие оригинальную обертоновую смесь. Их хоры составлены из голосов различных тембров. Все эти регистры, как правило, используются в сочетании с основными восьмифутовыми.

Механизмы управления

Важнейшей частью механизмов управления является кафедра, или клавиатурный стол (Spieltisch). Она имеет несколько клавиатур для игры руками (мануалы). Объем каждой из них обычно равен четырем, пяти октавам. Их диапазон простирается от До до соль. За каждым мануалом закреплен свой комплекс звучащих голосов (регистров). Внизу у клавиатурного стола находится ножная клавиатура, обычно имеющая тридцать клавиш, охватывающих диапазон от До большой октавы до фа первой октавы. Над мануалами и по обеим сторонам от них помещаются особые клапаны, или выдвижные рычаги, для включения звучащих голосов. Эти устройства тоже называются регистрами. Кроме того, клавиатурный стол имеет различные кнопки и педали для управления вспомогательными механизмами, облегчающими включение и смену голосов. Так, например, механизм копуляции соединяет в различных комбинациях мануалы и педаль. Благодаря этому можно одновременно получать сочетания тембров, закрепленных за разными клавиатурами. В больших современных органах имеются специальное приспособление Walze, позволяющее последовательно включать регистры от самого тихого до самого громкого и обратно. Этот эффект своеобразного ступенчатого усиления и ослабления звука достигается путем постепенного поворота валика (Walze), расположенного внизу над педальной клавиатурой. Для плавного же усиления или ослабления звучности уже включенных регистров используется специальное устройство, называемое швеллерным ящиком (швеллер). Суть его состоит в том, что набор труб одной из клавиатур (werk) помещается в закрытый со всех сторон ящик, одна из стенок которого представляет собою жалюзи, открываемое и закрываемое нажатием специальной педали. При закрытом жалюзи трубы, помещенные в ящике, звучат приглушенно, при постепенном открывании звук усиливается и как бы приближается. Это изобретение впервые появилось в Англии, в середине XVIII века. В баховских органах его еще не было.

Органы с электрической трактурой достаточно широко распространены в городах Советского Союза. Такие органы стоят в Ленинграде (в залах Филармонии, Хоровой капеллы, Малом зале консерватории, в Театре оперы и балета имени С. М. Кирова) (Орган в Театре оперы и балета имени С. М. Кирова установлен в 1965 году. Это инструмент фирмы Валькер, переведенный на электрическую трактуру. Звучащие трубы оставлены старые. Вся реконструкция осуществлена органным мастером В. Пржитульским), в Москве (в Зале имени П. И. Чайковского), в Ереване (в залах филармонии и Дома композиторов) и т. д. Особый интерес представляет орган Одесского оперного театра. Это большой концертный орган фирмы Ригер-Клосс, расположенный весьма своеобразно: звучащие трубы с соответствующими механизмами и два воздуходувных агрегата находятся в шести ложах верхнего яруса по обе стороны сцены. Клавиатурный стол для игры во время спектаклей расположен в оркестровой «яме», второй клавиатурный стол (копия первого) для игры во время органных концертов выкатывается из-за кулис на середину сцены. Электрическая трактура, собранная в кабеле, соответственно подведена в оркестровую яму и на сцену, где подключается к клавиатурному столу.

Звучащие трубы, виндлады, каналы, подводящие воздух, трактура и все сопутствующие механизмы обычно заключены в корпусе органа. Фасад его также заполнен трубами, но часть из них или даже все могут иметь чисто декоративное значение. В этом случае они не связаны с механизмами органа. Расположение и художественное оформление фасада определяется стилем зала. В органостроении фасад инструмента называется проспектом.

Воздуходувный агрегат (вентилятор, электромотор, «магазинный мех») обычно выносится за пределы корпуса и даже в другое помещение. При наличии беззвучно работающего мотора весь агрегат может быть расположен в самом корпусе.

ОРГАН ДРЕВНЕГО МИРА

Когда же, где и кем был изобретен этот прошедший многовековой путь развития музыкальный инструмент?

Очевидно, речь идет о применении меха для нагнетания воздуха в трубы. Большинство историков сходится на том, что соединение флейты Пана с мехом (по-видимому, волыночным) подало первую мысль об органе.

В последней четверти XIX века при раскопках Помпеи были обнаружены древние музыкальные инструменты. У одного из них сохранилось одиннадцать труб, стоящих на бронзовой подставке, видимо, это была усовершенствованная флейта Пана, но дату создания и автора инструмента установить не удалось.

Ряд историков называют флейту Пана древним органом, предшествовавшим гидравлосу (водяному органу), последний же явился непосредственным прототипом современного органа. Кто же был создателем гидравлоса и что представлял собою этот инструмент?

Гидравлический орган стал широко использоваться в музыкальной практике в Риме в середине I века до и. э. Подробное описание гидравлоса дают греческие ученые: Герон Александрийский (II век до н. э.) в труде «Пневматика» и Витрувий (I в. н. э.) в книге «Архитектура».

Изобретенный Ктесибием механизм регистров давал возможность при нажатии клавиши извлекать звуки любого имеющегося ряда труб в отдельности. Сравнительное совершенство этого инструмента заключалось в том, что клавиши нажимались пальцами, а не локтем, как это было позже, в средние века.

Завоевав Грецию, римляне восприняли ее культуру и широко применяли на практике достижения греческих ученых в области строительства, гидротехники, астрономии и т. д. Музыка также, играла большую роль в общественной жизни Рима, но характер ее стал иным: она не воспитывала, не облагораживала человека, не играла социально-организующей роли; в Риме на первом плане были зрелища, кровавые игры гладиаторов, состязания борцов и атлетов, придворные церемонии и другие торжества. Гидравлический орган приобретает в это время наибольшую популярность. По свидетельству римского императора Септимия Севера Дюция (193-211), гидравлос обладал красивым н очень громким звуком, поэтому его использовали для сопровождения всех этих представлений в обширных цирках и театрах. Военный устав предписывал участие музыки даже при совершении казни; здесь также использовался гидравлос.

По свидетельству Светония, император Нерон был большой любитель гидравлоса и даже сам выступал на состязаниях в Дельфах.

Гидравлический орган просуществовал примерно до VIII-IX века н. э. Однако еще задолго до его исчезновения начались поиски иного технического решения, обеспечивающего ровную подачу воздуха в звучащие трубы: наряду с мехами, накачивающими воздух, инструмент получает и меха, регулирующие его давление. Это было своеобразное стабилизирующее устройство, придававшее ровность и устойчивость звуку. Орган с такой системой мехов получил название пневматического. Это изобретение приписывают Византии, но точных сведений мы не имеем.

Орган нового типа описывает Юлиан Отступник (IV век н. э.). Это был пневматический орган довольно большого размера. Воздух шел не прямо в трубы, а собирался в резервуаре из бычьей кожи, куда накачивался двумя мехами типа кузнечных. У него был красивый звук, клавиши легко отвечали при нажатии, что давало возможность исполнять подвижную музыку. Органист играл стоя, как на гидравлосе. Орган такого типа изображен на барельефе обелиска Феодосия Великого в Константинопольском императорском дворце (IV век н. э.). На основании этого барельефа можно представить орган, посланный Константином Капроником в 757 году французскому королю Пипину Короткому (714 или 715-768), который поместил этот орган в церкви аббатства Корнелия в Компьене.

Дальнейшая судьба органа тесно связана с бурной историей Рима. Ряд восстаний и многочисленные войны привели в 395 году Римское государство к расколу на Западную и Восточную империи, из которых последняя получила название Византийского государства. В 476 году Западная империя пала. На смену рабовладельческому строю приходит феодальное общество и, следовательно, новая феодальная культура. С падением Рима прекращает свое существование и орган. Некоторое время он сохраняется в Византии и Константинополе, а затем исчезает и здесь, чтобы снова появиться в эпоху средневековья.

ОРГАН СРЕДНИХ ВЕКОВ

В эпоху раннего средневековья орган в Западной Европе начинает свое существование как

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *