что такое региональный бренд
Сергей Зуйков → Региональные бренды, что это такое и зачем они нужны
На заседании Совета по вопросам интеллектуальной собственности при Совете Федерации РФ в декабре 2017 года было принято решение о необходимости выявления и последующей регистрации региональных брендов.[1] С тех пор упоминания о региональных брендах стали появляться все чаще, однако, мало кто понимает, что означает это понятие и как оно связано с интеллектуальной собственностью.
Понятие регионального бренда
Правовое определение в законодательстве отсутствует, впрочем, детальный анализ термина позволяет раскрыть содержание понятия самостоятельно. Бренд – это совокупность объектов, таких как средства индивидуализации, фирменный стиль, политика компании, репутация предприятия и т. д., в совокупности способствующих возникновению в сознании потребителей ассоциаций между товаром, его качеством и производителем. Логично предположить, что специфика регионального бренда заключается в определенности территории. А значит, региональный бренд — это комплекс объектов материального и нематериального характера, обеспечивающих устойчив ассоциативную связь в сознании потребителей между определенными товарами и их производством на территории региона.
А также видится вполне удачным определение, сформулированное в «Концепции продвижения национального и региональных брендов товаров и услуг отечественного производства на 2007–2008 гг.», принятой Минэкономразвития РФ: «Региональные бренды — бренды российских городов и регионов, выступающие инструментом маркетинга территорий с целью привлечения инвестиций и кадровых ресурсов, а также бренды товаров и услуг, локализованных в определенной географической области…»[2]
Как правило, при развитии бизнеса, средство индивидуализации является своеобразным стержнем, вокруг которого впоследствии развивается бренд, так как потребитель, приобретая продукцию, в первую очередь «сталкивается» с внешним видом товара. Для этих целей можно зарегистрировать товарный знак или наименование происхождения товара. Если планируется использование обозначения в качестве регионального бренда стоит выбирать средство индивидуализации с учетом особенностей объекта и специфики условий использования. Так, одна из особенностей товарного знака заключается в абсолютном характере прав его обладателя. Другие лица не имеют возможности использовать зарегистрированное обозначение без согласия владельца, в то время как политика региональных брендов призвана стимулировать производство на территориях субъектов товаров местными производителями, а не одной организацией. Однако, как показывает практика, регистрация товарного знака для использования в качестве регионального бренда вполне приемлема. В республике Татарстан Комитетом по развитию туризма города Казань был зарегистрирован фантазийный товарный знак со словесным элементом «Казань» для нанесения на различные сувениры, продукты, бытовую химию и тому подобное в отношении 24 позиций по МКТУ. Как отметила глава комитета по развитию туризма Казани, Дарья Санникова, производители могут получить бесплатную лицензию на использование товарного знака.[3]
Другим более популярным средством индивидуализации, используемым в качестве регионального бренда, считается наименование происхождения товара. Согласно отчетам Роспатента, с момента начал популяризации региональных брендов, количество ежегодно регистрируемых наименований мест происхождения товаров ежегодно возрастает и с 2014 года по 2018 год увеличилось с 59 объектов до 99 в год, т. е. практически в два раза.[4] Преимуществами использования наименований мест происхождения товаров являются следующие обстоятельства:
Право на использование наименования места происхождения товара может быть зарегистрировано в отношении неограниченного круга лиц, то есть допустимо коллективное использование обозначение без какого-либо разрешения от одного из правообладателей.
Возможно изменение круга лиц, использующих обозначение, что позволяет актуализировать списки изготовителей, реально функционирующих на территории субъекта.
При подаче заявки на регистрацию заявитель должен обосновать право на его использование в связи с особыми условиями производства товара или его специфическими характеристиками, обусловленными территорией производства, а значит производитель подтверждает, что он действительно изготавливает продукт на указанной территории и способствует улучшению экономического положения в регионе.
Одним из первых регионов, поддержавших развитие и использование региональных брендов, стала Новгородская область, в которой был принят закон о региональных брендах и планируется защита таких наименований мест происхождений товаров как: «Холынские огурцы», «Крестецкая строчка», «Батецкая кукла» и «Старорусская соль».[5]
Для чего нужны региональные бренды
В качестве основных причин продвижения региональных брендов можно выделить следующие:
Выявление традиционных, уникальных товаров, способных вызвать интерес потребителей.
Стимулирование отечественных производителей, благодаря мерам государственной поддержки и предоставления бесплатных лицензий в случае использования товарных знаков.
Экономическое развитие регионов за счет увеличения объемов производства.
Защита интересов локальных производителей, путем регистрации наименований происхождения товаров и товарных знаков, в последующем используемых в качестве региональных брендов.
Изготовление продукции с использованием региональных брендов в целях последующего экспорта.
В заключение следует отметить, что государственная политика по продвижению региональных брендов на сегодняшний день привела к увеличению активности в сфере патентования средств индивидуализации, а также к росту потребительского интереса к продуктам регионального производства — это свидетельствует о целесообразности дальнейшего развития региональных брендов.
Что такое и зачем нужен территориальный брендинг?
Территориальный брендинг начал свое активное развитие в начале 21 века, но в России направление появилось в 2008 году. Развитие бренда регионов является относительно новым явлением для РФ, однако за 13 лет уже более 100 городов России попытались создать и реализовать свои проекты по брендингу территорий. В данном материале специалисты Коммуникационного агентства 4D расскажут о том, что такое территориальный брендинг, зачем он необходим регионам, а также покажут лучшие примеры в России и за рубежом.
При работе с территориальным брендингом нужно четко видеть разницу между такими понятиями как «территориальный бренд», «бренд территории» и «брендинг территории», которые хоть и схожи, но имеют различия по своей сути. Давайте разбираться в особенностях каждого из них.
Территориальный бренд — это бренд страны, региона, города либо иного территориального образования, выступающий важным фактором продвижения территории, опирающийся на политический, экономический, социокультурный потенциал территории и природно-рекреационные ресурсы, а также бренды товаров и услуг, локализованные в определенной географической местности
Бренд территории представляет собой ментальную конструкцию и набор восприятий в воображении потребителя, являясь одним из самых мощных инструментов коммуникации с ее целевыми аудиториями.
Брендинг территории — это целенаправленное формирование образа страны, региона или города в сознании граждан или мировой общественности.
Разобравшись в определениях, стоит отметить, что территориальный брендинг направлен, прежде всего, на:
— Улучшение репутации и повышение имиджа региона;
— Создание положительных ассоциаций и образов у различных аудиторий (туристы, инвесторы и местные жители);
— Приостановку оттока местных жителей;
— Повышение конкурентоспособности среди других городов, для того чтобы удерживать свои позиции на региональном уровне и выходить на новые рынки;
— Расширение зоны своего экономического развития, привлекая к себе внимание новых инвесторов и туристов.
Это наглядно продемонстрировал независимый политический советник по вопросам построения национального бренд-имиджа государства, национальной идентичности и репутации Саймон Анхольт, сформировав концепцию конкурентной идентичности в виде шестиугольника, включающего шесть элементов современного бренда территории:
— система управления (политика);
— инвестиции и иммиграция;
— наследие и культура.
Предложенную С. Анхольтом методику оценки национальных брендов можно применить и к региону по всем 6 параметрам:
– инвестиции и миграция — через степень привлекательности отдельного региона для проживания, работы и обучения, а также инвестиционный климат.
В отличие от «продуктового брендинга» и «брендинга услуг», территориальный брендинг носит многогранный характер ввиду того, что он привязан к истории, культуре и экосистеме региона, которая затем должна включаться в сеть ассоциаций с территорией, связывая ее продукцию, достопримечательности, организации и людей. Например, если мы говорим об исторической личности, то несомненно Петр I будет ассоциироваться с Санкт-Петербургом, а Ярослав Мудрый с Ярославлем.
При создании территориального брендинга всегда необходимо учитывать исторический контекст региона и всего его богатства: историю, выдающихся личностей, достопримечательности, традиции и природные ресурсы. Основываясь на этих факторах, можно создать верную айдентику и визуальные коммуникации.
Разработка любого бренда – территории или организации – трудоемкий процесс, требующий огромного количества сил, времени и денег как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя. Однако зачастую успех такого дизайна зависит от визуального воплощения идеи – какой смысл заложен в айдентику, как она воспринимается потребителем и какие ассоциации у него вызывает.
Человеческое восприятие устроено таким образом, что в первую очередь будет восприниматься именно визуал. И далеко не каждый, кому не понравилось оформление, пойдет изучать продукт или услугу дальше. Именно поэтому один из самых важных этапов разработки любого бренда – это подготовка его идентичности, или айдентики.
Для формирования сильно бренда региона нужно учитывать такие критерии как:
— Обыгрывание названия (например, wowMoscow)
— Географическое положение и окружающую среду (например, Карелия — край тысячи озер)
— История и традиции (например, Великий Новгород – Родина России)
— Организация крупных культурных или спортивных событий (универсиады, юбилеи города)
— Известная личность, родившаяся или проживавшая на территории (Толстой – Ясная Поляна).
Помните, что для успешной разработки концепции бренда региона нужно проанализировать большое количество информации, связанной с регионом, изучить его историю, целевую аудиторию, выслушать пожелания администрации и определить, какой посыл и ключевое сообщение необходимо вложить в работу для достижения эффективного результата.
В идеале вы должны получить квинтэссенцию, отражающую сегодняшние перспективы развития региона с упором на приоритетные целевые группы, содержащие исторические ценности и уникальный облик региона.
В сегодняшних реалиях создание одного лишь логотипа региона недостаточно для реализации полноценного брендинга территорий. Как и в любом другом дизайне вы должны разработать его видение, миссию и задачи. Давайте рассмотрим на примерах.
Одним из самых серьезных и успешных примеров развития территориального брендинга является бренд Нью-Йорка под названием «ILoveNewYork», запущенный в 80-х годах. Знаменитый логотип стал не только символом этого мегаполиса, но и моделью для повторения и подражания со стороны других городов.
Сейчас фирменный стиль Нью-Йорка меняется, но ключевая идея позиционирования города осталась неизменной – город контрастов и возможностей для самовыражения, где логотип можно наполнить своим собственным содержанием, представитель любой культуры, профессии и религии сможет ассоциировать себя с ним.
Следующим узнаваемым примером является конструкция на Музейной площади города Амстердам «I Amsterdam». Она стала популярной для туристов со всего мира и каждый, кто был в этом чудесном городе точно не уезжал без фотографии. Именно она принесла мировую известность официальному слогану и теперь при проведении знаковых мероприятий в столице Нидерландов по всему городу стараются использовать аналогичные, но уменьшенные постаменты.
Такой же прием брендинга используется и в Торонто (Канада), где в центре города расположен арт-объект «Toronto».
В России также существует масса успешно реализованных примеров территориального бренда, которые могли бы отлично конкурировать с мировыми. Одним из таких является бренд города Мурманск. В 2016 году город отмечал свое 100-летие. Это стало прекрасным поводом для обновления городского стиля. Правительство ставило задачу продемонстрировать экономический потенциал и развить арктический туризм. Вся концепция продвижения была построена на тезисе: «Мурманск — форпост России в Арктике». За основу логотипа взято название «Мурманск». Слово выполнено в фирменных цветах: желтый ассоциируется с солнцем, розовый — с рыбой, синий — с морем. Слово имитирует квадрат. Недостающую до квадрата ячейку занимает кирпичик, который символизирует важную составляющую города. Логотип города разместили в общественных местах и создали линейку сувенирной продукции.
В Калуге презентовали концепцию дизайн-оформления города к 60-летию полета человека в космос. По словам разработчиков, лаконичное стилевое решение напрямую отсылает к эпохе первооткрывателей Вселенной и подвигу Юрия Алексеевича Гагарина.
Брендбук разработала команда главного архитектора города Алексея Комова. Логотип выполнен в стиле советского модернизма. Авторы считают, что этот стиль не просто популярен, а лучше всего отражает наследие.
Не стоит забывать и про дизайн презентационных материалов для выставочной деятельности региона. Это позволит лучше донести информацию для потенциальных инвесторов, туристов и местных жителей. Например, Коммуникационное агентство 4D разработало единый дизайн четырех буклетов, учитывающий разное информационное наполнение, для Администрации Томской области. В яркую полиграфическую продукцию, в которой были учтены особенности подачи информации вошли: ключевые цифры, графики и таблицы, названия и логотипы местных производителей. Далее выбранная концепция была доработана с помощью блока универсальных иконок, придуманных по принципу визуализации нестандартной (отчетной) информации.
Региональные бренды, что это такое и зачем они нужны
Понятие регионального бренда
А также видится вполне удачным определение, сформулированное в «Концепции продвижения национального и региональных брендов товаров и услуг отечественного производства на 2007–2008 гг.», принятой Минэкономразвития РФ: «Региональные бренды — бренды российских городов и регионов, выступающие инструментом маркетинга территорий с целью привлечения инвестиций и кадровых ресурсов, а также бренды товаров и услуг, локализованных в определенной географической области…»[2]
Как правило, при развитии бизнеса, средство индивидуализации является своеобразным стержнем, вокруг которого впоследствии развивается бренд, так как потребитель, приобретая продукцию, в первую очередь «сталкивается» с внешним видом товара. Для этих целей можно зарегистрировать товарный знак или наименование происхождения товара. Если планируется использование обозначения в качестве регионального бренда стоит выбирать средство индивидуализации с учетом особенностей объекта и специфики условий использования. Так, одна из особенностей товарного знака заключается в абсолютном характере прав его обладателя. Другие лица не имеют возможности использовать зарегистрированное обозначение без согласия владельца, в то время как политика региональных брендов призвана стимулировать производство на территориях субъектов товаров местными производителями, а не одной организацией. Однако, как показывает практика, регистрация товарного знака для использования в качестве регионального бренда вполне приемлема. В республике Татарстан Комитетом по развитию туризма города Казань был зарегистрирован фантазийный товарный знак со словесным элементом «Казань» для нанесения на различные сувениры, продукты, бытовую химию и тому подобное в отношении 24 позиций по МКТУ. Как отметила глава комитета по развитию туризма Казани, Дарья Санникова, производители могут получить бесплатную лицензию на использование товарного знака.[3]
Другим более популярным средством индивидуализации, используемым в качестве регионального бренда, считается наименование происхождения товара. Согласно отчетам Роспатента, с момента начал популяризации региональных брендов, количество ежегодно регистрируемых наименований мест происхождения товаров ежегодно возрастает и с 2014 года по 2018 год увеличилось с 59 объектов до 99 в год, т. е. практически в два раза.[4] Преимуществами использования наименований мест происхождения товаров являются следующие обстоятельства:
Одним из первых регионов, поддержавших развитие и использование региональных брендов, стала Новгородская область, в которой был принят закон о региональных брендах и планируется защита таких наименований мест происхождений товаров как: «Холынские огурцы», «Крестецкая строчка», «Батецкая кукла» и «Старорусская соль».[5]
Для чего нужны региональные бренды
В качестве основных причин продвижения региональных брендов можно выделить следующие:
В заключение следует отметить, что государственная политика по продвижению региональных брендов на сегодняшний день привела к увеличению активности в сфере патентования средств индивидуализации, а также к росту потребительского интереса к продуктам регионального производства — это свидетельствует о целесообразности дальнейшего развития региональных брендов.
Региональные бренды, что это такое и зачем они нужны
Понятие регионального бренда
А также видится вполне удачным определение, сформулированное в «Концепции продвижения национального и региональных брендов товаров и услуг отечественного производства на 2007–2008 гг.», принятой Минэкономразвития РФ: «Региональные бренды — бренды российских городов и регионов, выступающие инструментом маркетинга территорий с целью привлечения инвестиций и кадровых ресурсов, а также бренды товаров и услуг, локализованных в определенной географической области…»[2]
Как правило, при развитии бизнеса, средство индивидуализации является своеобразным стержнем, вокруг которого впоследствии развивается бренд, так как потребитель, приобретая продукцию, в первую очередь «сталкивается» с внешним видом товара. Для этих целей можно зарегистрировать товарный знак или наименование происхождения товара. Если планируется использование обозначения в качестве регионального бренда стоит выбирать средство индивидуализации с учетом особенностей объекта и специфики условий использования. Так, одна из особенностей товарного знака заключается в абсолютном характере прав его обладателя. Другие лица не имеют возможности использовать зарегистрированное обозначение без согласия владельца, в то время как политика региональных брендов призвана стимулировать производство на территориях субъектов товаров местными производителями, а не одной организацией. Однако, как показывает практика, регистрация товарного знака для использования в качестве регионального бренда вполне приемлема. В республике Татарстан Комитетом по развитию туризма города Казань был зарегистрирован фантазийный товарный знак со словесным элементом «Казань» для нанесения на различные сувениры, продукты, бытовую химию и тому подобное в отношении 24 позиций по МКТУ. Как отметила глава комитета по развитию туризма Казани, Дарья Санникова, производители могут получить бесплатную лицензию на использование товарного знака.[3]
Другим более популярным средством индивидуализации, используемым в качестве регионального бренда, считается наименование происхождения товара. Согласно отчетам Роспатента, с момента начал популяризации региональных брендов, количество ежегодно регистрируемых наименований мест происхождения товаров ежегодно возрастает и с 2014 года по 2018 год увеличилось с 59 объектов до 99 в год, т. е. практически в два раза.[4] Преимуществами использования наименований мест происхождения товаров являются следующие обстоятельства:
Одним из первых регионов, поддержавших развитие и использование региональных брендов, стала Новгородская область, в которой был принят закон о региональных брендах и планируется защита таких наименований мест происхождений товаров как: «Холынские огурцы», «Крестецкая строчка», «Батецкая кукла» и «Старорусская соль».[5]
Для чего нужны региональные бренды
В качестве основных причин продвижения региональных брендов можно выделить следующие:
В заключение следует отметить, что государственная политика по продвижению региональных брендов на сегодняшний день привела к увеличению активности в сфере патентования средств индивидуализации, а также к росту потребительского интереса к продуктам регионального производства — это свидетельствует о целесообразности дальнейшего развития региональных брендов.
Правовая охрана и продвижение региональных брендов – серьезный ресурс для развития экономики регионов
Заместитель руководителя Роспатента
специально для ГАРАНТ.РУ
Тема наименований мест происхождения товаров (далее – НМПТ) и в целом вопросы развития региональных брендов сегодня в центре внимания. Председатель Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко лично провела заключительное в прошлом году заседание Совета по вопросам интеллектуальной собственности при верхней палате российского парламента. Она обратила особое внимание представителей регионов на возможности, которые дают местные бренды для экономического развития регионов и защиты интересов локальных производителей. И даже поручила каждому сенатору до конца 2018 года обеспечить подачу в Роспатент как минимум двух заявок от каждого региона на регистрацию «регионального бренда».
Следует отметить, что поручение В.И. Матвиенко касается, в первую очередь, регистрации в Роспатенте НМПТ. Проявленное со стороны одного из первых лиц государства внимание к такому средству индивидуализации, как НМПТ, представляется очень важным и своевременным, особенно при увеличении потребности в отечественных товарах в условиях санкций. Роспатент на протяжении многих лет проводил работу по привлечению внимания администраций регионов к этому до сих пор мало востребованному с их стороны объекту интеллектуальной собственности. Губернаторам направлялись обращения с предложением организовать работу по выявлению традиционных товаров и регистрации НМПТ, которые могли бы сопровождать эти товары на рынке. После того как к этому процессу были привлечены сенаторы, появилась надежда на успех.
Как связаны между собой «бренд» и НМПТ?
Массово используемое в обиходе, в быту и рекламной литературе понятие «бренд» не имеет правового или юридического статуса. Его нет в российском правовом поле. «Бренд» – это широкое понятие, охватывающее, в том числе ценности и репутацию производителя, стратегию коммуникации с потребителем, устойчивые ассоциации потребителей, связанные с брендом, а также такие средства индивидуализации, как товарный знак и НМПТ. Последние относятся к интеллектуальной собственности и охраняются в соответствии с Гражданским кодексом на основании их государственной регистрации в Роспатенте или в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Что нужно знать об НМПТ для успешной его регистрации и использования? Прежде всего, НМПТ является словесным обозначением, названием географического объекта или производным от такого названия. Такое название может быть современным или историческим, официальным или неофициальным, полным или сокращенным. Важно, что это наименование до подачи заявки на государственную регистрацию НМПТ должно приобрести известность в результате его использования в отношении определенного товара. Причем товар должен обладать особыми свойствами, которые определяются природными условиями (например, климат, состав почвы) или людскими факторами (традициями, технологиями производства, секретами мастерства), а может быть теми и другими условиями и факторами. Например, для товаров сельскохозяйственного производства особые свойства определяются, в основном, климатом, составом почвы. А вот для изделий народных художественных промыслов особые свойства обусловлены преемственностью художественно-технологических традиций, использованием местных материалов и ручного труда. Другими словами, производитель, согласно закону, обязан доказать, что товар не только производится им в данном регионе, но и обладает особыми свойствами, обусловленными его происхождением.
Для того чтобы зарегистрировать НМПТ и получить право его использования, производитель (или группа производителей), прежде чем подать заявку в Роспатент, должен подготовить пакет документов и обратиться за соответствующим заключением в один из четырех уполномоченных федеральных органов, определенных Постановлением Правительства от 17 сентября 2004 года № 481. В случае если заявка подается на регистрацию НМПТ, заявителю следует получить в уполномоченном органе заключение о том, что производимый им в границах географического объекта товар имеет особые свойства, обусловленные характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. Если же заявка подается на право использования ранее зарегистрированного НМПТ, то уполномоченным органом выдается другое заключение – о том, что заявитель производит товар, обладающий теми же особыми свойствами, которые указаны в Государственном реестре НМПТ. Состав документов, необходимых для выдачи обоих видов заключений, определен регламентами каждого из уполномоченных органов.
Минздрав России выдает заключения в отношении минеральной питьевой лечебной, лечебно-столовой и минеральной природной столовой воды. Минпромторг России – в отношении изделий народных художественных промыслов, Минсельхоз России – в отношении товаров сельского хозяйства, продовольственных товаров, пива и безалкогольной продукции, продуктов пчеловодства, товаров, вырабатываемых из рыбы и морских продуктов, а Росалкгольрегулирование – в отношении алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции. Роспатент вправе запрашивать такое заключение в уполномоченном органе самостоятельно, если его не представит заявитель. Однако копия заключения может быть предоставлена уполномоченным органом лишь в том случае, если заявитель ранее обратился в этот орган с соответствующим заявлением, в результате чего заключение было подготовлено. Процесс регистрации и получения права использования НМПТ описан в бесплатной брошюре, опубликованной на сайте Роспатента для свободного скачивания.
Основываясь на многолетнем опыте работы ведомства, сегодня можно указать ряд ключевых проблем, связанных с регистрацией НМПТ и предоставлением права его использования. Прежде всего, это недостаточная осведомленность в вопросах правовой охраны интеллектуальной собственности как самих локальных производителей, так и руководителей региональных органов государственной власти. Фактически, те лица, которые должны быть заинтересованы в использовании НМПТ, плохо представляют, что такое НМПТ, какие существуют основания для регистрации и получения права его использования, какие экономические и социальные выгоды это может принести как местным производителям, так и региону в целом. Как представляется, именно по этой причине за время, прошедшее с момента включения в законодательство понятия НМПТ, из 27 регионов Российской Федерации не было подано ни одной заявки (!) на регистрацию такого средства индивидуализации.
Другие производители, которые хорошо себе представляют, что такое НМПТ, наоборот, порой стремятся стать монополистами, единственными производителями уникального товара, вытеснить возможных конкурентов с рынка. Для этого они пытаются зарегистрировать не НМПТ, а товарный знак. В отличие от НМПТ товарный знак может быть зарегистрирован на имя только одного правообладателя, который становится настоящим монополистом в отношении использования обозначения. Однако для того, чтобы локальные производители не лишились возможности использовать при маркировке товара наименование географического объекта, в границах которого производится товар, закон запрещает регистрацию наименования географического объекта в качестве товарного знака (п.1 ст. 1483 ГК РФ). По общему правилу такое обозначение не обладает различительной способностью, то есть не может служить средством индивидуализации товара только одного производителя. Исключением может быть случай приобретения обозначением различительной способности в результате его длительного и интенсивного использования единственным производителем, если это привело к тому, что потребитель ассоциирует такое обозначение только с продукцией этого единственного производителя. Однако сам институт НМПТ предполагает коллективное использование охраняемого обозначения. НМПТ должен использоваться как эффективный инструмент развития региональных производителей, а не как фактор их сдерживания и ограничения. В достижении данных целей, как представляется, важная роль должна принадлежать местным властям, которые могут оказывать производителям финансовую, организационную, информационную поддержку.
Опыт европейских стран (например, Франции, Италии), в которых система охраны НМПТ существует уже сотни лет, демонстрирует успешность тех производителей, которые создают объединения и совместно разрабатывают требования к товару, технологии его производства, хранения и реализации, а также объединяют усилия для получения правовой охраны НМПТ и защиты от несанкционированного использования. При этом государство и местные власти, с одной стороны, оказывают всемерную поддержку таким объединениям, а с другой – обеспечивают жесткий контроль качества продукции и сохранение особых свойств маркируемого НМПТ товара. Например, во Франции создано и давно функционирует специальное учреждение – Национальный институт происхождения и качества (INAO), осуществляющий функции по контролю за использованием НМПТ и географических указаний (далее – ГУ). Имея отделения в регионах, INAO организует мероприятия, направленные, в том числе на повышение уровня осведомленности в вопросах охраны НМПТ и ГУ как производителей, так и потребителей, и на борьбу с контрафактной продукцией.
На основе исследований законодательства зарубежных стран, международных соглашений в области правовой охраны НМПТ и ГУ, специалистами Роспатента подготовлены предложения в форме законопроекта по изменению ГК РФ с целью совершенствования правового регулирования НМПТ и дополнения перечня охраняемых объектов интеллектуальных прав новым объектом – «географическое указание». Следует отметить, что обязательства по охране ГУ вытекают для Российской Федерации, в том числе Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Указанные предложения будут переданы в рабочую группу, которая формируется в Совете Федерации в соответствии с решением Совета по вопросам интеллектуальной собственности от 19 декабря 2017 года.
Введение в национальное законодательство ГУ позволит за счет установления более мягких требований к нему (по сравнению с НМПТ) предоставить правовую охрану гораздо большему числу отечественных обозначений. Многие товары, которые будут маркироваться ГУ, как предполагает Роспатент, могут обладать высоким уровнем качества и репутацией, не «дотягивая» при этом до уровня товаров, маркируемых НМПТ, с точки зрения их уникальности.
Регистрация ГУ могла бы осуществляться Роспатентом без привлечения других федеральных органов исполнительной власти / уполномоченных органов на основе документов, подтверждающих, что заявитель производит товар, обладающий определенным качеством и репутацией или другими характеристиками, обусловленными его географическим происхождением. Фактически, это проявление принципа «одного окна».
Предполагается также установить в явном виде возможность подачи заявки на НМПТ или ГУ объединениями лиц, например, региональными гильдиями, а также лицами, не являющимися производителями товаров, например, управляющими компаниями, которые занимаются менеджментом группы производств. Объединение производителей для целей охраны и защиты НМПТ и ГУ позволит малым и средним предприятиям, ИП конкурировать на рынке с крупными производителями, в том числе за счет государственной поддержки в рамках специальных программ, разработанных субъектами Российской Федерации. На необходимость разработки таких программ также указано в упомянутом выше решении Совета по вопросам интеллектуальной собственности.
Следует упомянуть предложение, которое, как представляется, позволит преодолеть один из недостатков существующего регулирования – ограниченный перечень товаров, в отношении которых Правительством РФ определены уполномоченные органы. Предлагается в случае отсутствия ФОИВ, уполномоченного на выдачу заключений в отношении определенного товара, наделить такими полномочиями органы, которые определят региональные правительства (например, министерство экономики или министерство природных ресурсов субъекта федерации). Как представляется, региональные власти смогут обеспечить объективность и строгость подходов при выдаче заключений. Гарантией этого является заинтересованность региональных властей в укреплении репутации региона как источника товаров, обладающих особыми свойствами и характеристиками, привлекательными для потребителей.
Как известно, использование НМПТ и ГУ для маркировки товаров служит, в том числе целям формирования потребительского спроса и его удовлетворения в части экологически чистых, традиционных товаров отечественных производителей. Для удобства потребителей и наделения таких товаров конкурентными преимуществами целесообразно утвердить особые эмблемы, которые будут размещаться на товарах, упаковках, этикетках и позволят отличать товары, маркируемые НМПТ, от товаров, маркируемых ГУ, с одной стороны, и от всех иных товаров, не обладающих соответствующими особыми свойствами, с другой. Указанные эмблемы не только подчеркнут особый характер товаров, но и сообщат потребителю о том, что качество товаров контролируется уполномоченными органами.
Развитие сегмента экономики региона, связанного с использованием НМПТ и ГУ – производства, торговли, туризма, экспорта, в свою очередь, положительно повлияет на развитие социальной сферы, начиная от создания новых рабочих мест, заканчивая инфраструктурными преобразованиями. Учитывая это, регионы должны, наконец, в полной мере осознать преимущества НМПТ и ГУ и эффективно использовать их в качестве инструмента экономического развития.