что такое рефлексивное чтение
Технология рефлексивного чтения: как научить детей работать с текстом, читать его и понимать
Технология рефлексивного чтения повышает мотивацию к обучению, формирует навыки самообразования, учит эффективно работать с большими объемами информации, что крайне важно в современном мире, где качество чтения может определять успех человека. В этой статье мы рассматриваем несколько приемов и стратегий, позволяющих научить детей работать с текстом осознанно.
Слово «рефлексия» определяется как «форма психической деятельности, которая проявляется в постоянном анализе своих мыслей, действий, переживаний».
Отражением сути технологии рефлексивного чтения (ТРЧ) являются слова Ж.Ж. Руссо: «Если вы мне расскажете, я это быстро забуду, если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечете меня в дело, я буду это знать и запомню».
Структура технологии рефлексивного чтения
Применять стратегию рефлексивного чтения при работе с текстом можно на разных этапах.
Методика Ривина
Александр Григорьевич Ривин преподавал в первой половине XX века на Украине. Публикаций его собственных работ нет, но о формах работы, которые он использовал, написали его ученики и современники, поэтому в разных источниках описание его методов обучения разнятся.
Суть методики заключается в том, что ученик получает свою тему и прорабатывает ее по очереди с несколькими одноклассниками. Методика учит читать абзацами, выделять основную мысль и передавать одним предложением.
Одновременно в классе изучается несколько тем. По каждой из них подбираются рассказы, которые раздаются ученикам.
Ставится цель: изучить материал данной статьи так, чтобы уметь ее изложить, ответить на вопросы.
Алгоритм работы по методике Ривина рассмотрим на примере ученика Вани.
Ваня получает тему, записывает в тетради число и название, расчерчивает таблицу:
Формирование навыков смыслового чтения у младших школьников
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Когда ребенок действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
В процессе обучения смысловому чтению у младших школьников формируются умения:
Виды смыслового чтения
Выделяют следующие виды чтения:
Просмотровое чтение — вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации или факта.
Ознакомительное чтение — вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация.
Изучающее чтение — вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается.
Рефлексивное чтение — самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.
Методы и приемы обучения смысловому чтению
Для обучения смысловому чтению используются следующие методы и приемы:
Этапы формированию умений и навыков смыслового чтения
Работу по формированию умений и навыков смыслового чтения необходимо проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу. Какие основные этапы нельзя пропускать?
Работа с незнакомыми словами (объяснение незнакомых слов)
Учитель обязательно должен определить, понятен ли детям смысл отдельных слов. Ему необходимо уточнить это во время прочтения, чтобы у учеников сформировался навык самостоятельного выделения незнакомых слов, значение которых необходимо расшифровать. Такие слова можно подчеркивать и искать их трактовку в словаре после прочтения, либо значение объясняется учителем.
Начинающий читатель зачастую отчетливо не осознает, что в тексте есть непонятное для него слово. Такое слово проскальзывает в контексте, оставляя иллюзию понятности. Любой учитель сталкивался с этим явлением, задавая детям вопрос после чтения текста: «Какие слова были непонятны?». Как правило, дети таких слов не называют. Выяснение значений ряда слов из прочитанного текста убеждает, что многие из них остались за бортом понимания. Существующая в школе практика разбора слов, недостаточно эффективна, так как дети иногда не понимают очень простые на первый взгляд слова. Поэтому, не исключая словарную работу перед чтением, у детей важно создать установку на самостоятельное выделение при чтении непонятных слов и выяснение их значений. В методике обучения пониманию текста делается акцент на том, чтобы каждое непонятное ребенку слово было для него словно красный сигнал светофора, препятствующий дальнейшему движению.
Пример
Виталий Бианки «Заяц, косач, медведь и весна»
Прочитай понятия и толкования слов и словосочетаний. Раскрась пары соответствующим цветом.
На первых этапах работы с текстом необходимо прерывать чтение для выяснения непонятных детям слов. Постепенно учащиеся привыкают во время чтения подчёркивать непонятные слова. Затем эти слова обсуждаются: можно ли понять слово из контекста или нужно воспользоваться словарём.
Работа с ключевыми словами
В любом написанном материале непременно присутствуют ключевые слова, без которых теряется смысл произведения. Учитель должен помочь школьникам найти их и объяснить необходимость применения и смысл, который они несут. Интересна будет работа с ключевыми словами в таком виде: Учитель или ученик читают рассказ, повесть или что-либо другое. Далее педагог спрашивает детей, какие главные слова они могли бы выделить, и записывает их на доске, а дети — в тетради. После этого предлагается воспроизвести прочитанный текст, используя данные ключевые слова. Записывать такие слова можно и по ходу чтения.
Серьезно страдает понимание текста от невнимания к ключевым, наиболее важным в тексте словам. Иногда от одного слова зависит смысл всего текста, и без «зацепки» за это слово нельзя понять правильно текст.
Обращать внимание детей на такие слова нужно при чтении любого текста.
Пример
Г.Скребицкий «Белая шубка»
Подчеркни в отрывке из текста слова, которые объясняют, почему автор так назвал свой текст.
Утро было тихое, накануне ночью насыпало много снегу. Лес сделался белый, мохнатый.
В один миг наш зайка в заснеженных кустах исчез.
Вот когда ему белая шубка пригодилась!
Работа со словами-образами
Получить удовольствие от чтения художественного текста невозможно без чуткого отношения к словам-образам или художественным средствам, найденным автором произведения. Знакомство со словами-образами, в которых скрываются секреты красоты текста, начинается с понятия о сравнении. Сравнение позволяет сделать образ, возникающий у читателя, более ярким, полным, объемным, но с начинающим читателем нет необходимости обсуждать литературоведческие понятия, так как не это является главным в понимании, основное внимание нужно уделить обогащению образного ряда с помощью использованных автором художественных средств.
Нужно обращать внимание не только на слова-образы, но и на звуки, части слов, на формы или порядок слов.
Работа с многозначными словами
Найди хорошо знакомые слова в другом, непривычном, употреблении.
С вилкой или ножом нужно обращаться очень осторожно, потому что они острые.
Горчица была такой острой, что у Вани выступили на глазах слезы.
Алеша простыл и поэтому не пошел гулять с ребятами.
Когда Анна Ивановна вышла в переулок, хулиганов и след простыл.
Работа с фразеологизмами
1. Замените в предложении выделенные слова фразеологизмами.
Пример
1. Юля долго спорила с подругой, что подарить Вере на день рождения. Наконец, они договорились (нашли общий язык).
Ученые беспокоятся и предупреждают (бьют тревогу): земле угрожает экологическая катастрофа.
2. Определите, какой фразеологизм подойдет к этому тексту.
Пример
Дача располагалась в живописной роще, в очень удобном месте: рядом (в двух шагах) протекала речка, и до станции было совсем недалеко (рукой подать).
3. Составьте диалог, используя фразеологизмы:
Пример
— Ты вчера долго решал задачу по физике?
— Да, очень долго. А ты сразу решил?
— Я долго … (ломал голову), но без помощи старшей сестры ничего не смог сделать.
Рассказ по предложению
Прочитай предложение, подумай и составь по нему небольшой рассказ. Принцип составления рассказа – разворачивание текстовой информации.
Пример
И тогда я почувствовал такую досаду и так рассердился, что бросил этот дневник за книжный шкаф, который стоял у нас в классе.
Близилось родительское собрание. Мама сказала, что если с отметками у меня все хорошо, то в субботу пойдем в парк. А у меня была двойка по пению. Я очень не хотел, чтобы Мария Ивановна ставила эту двойку в дневник, потому что тогда прощай парк. И когда Мария Ивановна собирала дневники, я свой ей не отдал. На большой перемене мы с мальчишками побежали в спорт. Зал смотреть новее тренажеры. Когда мы вернулись, то я увидел, что дневник мой лежит на парте и двойка в нем стоит как миленькая. Оказывается, Наташка, моя соседка по парте, увидела мой дневник, решила, что я нечаянно забыл отдать его на проверку, и отнесла дневник классной. И тогда я почувствовал такую досаду и так рассердился, что бросил этот дневник за книжный шкаф, который стоял у нас в классе.
Применение метода «диалог с автором текста»
Диалог с автором текста происходит в результате активного вычитывания текстовой информации с целью понять «загадки» текста, разглядеть позицию автора, осознать свое отношение к этой позиции. Диалог часто начинается уже при знакомстве с названием произведения, а заканчивается самостоятельным поиском ответов на вопросы, которые остались нераскрытыми в тексте. Если говорить о целенаправленном использовании этого метода в учебных целях, его можно разделить на несколько этапов:
Методисты считают метод «диалог с автором текста» наиболее значимым на этапе до чтения (работа с заголовком) и по ходу чтения текста, так как он активизирует процессы, участвующие в понимании. После такого диалога читателю намного проще перейти к анализу тех мыслей и чувств, которыми автор хотел поделиться с читателем, создавая свое произведение.
Прогнозирование содержания текста по заголовку настраивает читателя на восприятие текстовой информации.
Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение.
Пример
Рассказ А.П. Гайдара «Совесть»
Урок начинается с размышлений учащихся над смыслом названия произведения: когда мы говорим о совести? Наверное, тогда, когда кто-то совершил не очень благовидный поступок. Что-то в этом поступке заставляет нас насторожиться, подумать, почему так произошло. По совести, ли поступил человек? Должен ли он был поступить иначе? Почему в некоторых ситуациях людей называют бессовестными? Эти и подобные вопросы появляются, когда читатель пытается предугадать, предвосхитить изложение событий в тексте, т.е. думает над тем, что ему предстоит узнать при знакомстве с произведением.
Далее идет первичное прочтение текста. Это очень ответственный момент на уроке, т.к. именно при первом знакомстве с текстом в процессе постепенного погружения в него возникает масса вопросов, на которые хочется найти ответ в самом произведении. Как это реально может происходить на диалоговом уроке?
Начало произведения: «Нина Карнаухова не приготовила урока… и решила не идти в школу».
После чтения этого эпизода сразу возникает вопрос: почему? Почему не приготовила урока? Почему решила не идти в школу? Естественно следует цепочка предположений: не приготовила урока, потому что болела голова, поленилась, не справилась с заданием, слишком поздно села за уроки и т.п.; решила не идти в школу, потому что …
«Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу».
После прочтения эпизода возникает естественный вопрос: как чувствует себя человек, который что-то делает украдкой? Видимо, очень неуютно. Он весь находится в напряжении, возникает желание стать невидимкой. Когда что-то делаешь украдкой, становится стыдно. Наверное, и Нина, украдкой пробираясь в рощу, чувствовала себя неважно. В такой момент человека невольно жалеешь. Самому совсем не хочется быть на его месте.
Пусть дети на какое-то время, выдвигая свои предположения, сравнивают себя с героем произведения. Это им поможет в дальнейшем глубже понять данную ситуацию, детальнее ее проанализировать.
На этом этапе младшие школьники эмоционально оценивают ситуацию, соотносят ее со своим жизненным опытом. Это происходит при чтении каждого эпизода. На данном этапе пока нет анализа текста в полном смысле слова. Ведь это первое чтение, но оно осуществляется на диалоговом уроке путем постепенного «погружения» в текст, в процессе «разговора с автором текстом».
Дети должны уметь самостоятельно находить скрытые в тексте вопросы, делать остановки в чтении, когда появляются возможности для прогнозирования дальнейшего содержания.
Задача учителя в начале обучения диалогу с автором текстом – останавливать чтение тогда, когда в тексте есть прямой или скрытый вопрос и организовывать вероятное прогнозирование, а по ходу чтения – проверку прогнозов детей. Главное – научить видеть существенную информацию в тексте и не задавать поверхностных вопросов.
Развитие читательского воображения
Многие трудности понимания и запоминания текста связаны с неразвитым воображением. Развитие читательского воображения предполагает работу как над воссоздающим, так и над творческим воображением.
Тренироваться «включать» воображение следует на небольших текстах, содержащих 1-2 образных элемента, которые легко воссоздаются. Постепенно количество таких элементов можно увеличивать, переходя к воспроизведению целых картин. Задание состоит в том, чтобы представить описываемое и воспроизвести свои представления устно или письменно, словами или красками.
Какие методические приемы могут активизировать воображение читателя?
Эффективными будут словесное и графическое рисование, особенно на материале тех произведений, которые не сразу порождают зрительные образы. Это относится к лирическим стихам, текстам, насыщенным сложным психологическим анализом либо с обилием пейзажных зарисовок.
Огромную роль играет и работа с иллюстрациями профессиональных художников, их рассматривание и анализ.
Составление диафильма, сценария мультфильма, конструирование из бумаги или пластилина литературных персонажей, элементов интерьера будет также способствовать «пробуждению» воображения.
Не следует забывать о значении таких приемов, как инсценирование или драматизация, как отдельных эпизодов, так и всего произведения. При этой работе детям придется не раз перечитать текст, обращая внимание на детали художественного пространства и времени, портретные характеристики, описания поведения героев.
По возможности нужно обращать внимание начинающего читателя на то, как автор с помощью слов помогает нам не только «увидеть» картины художественного мира, но и «услышать» звуки природы, человеческого голоса, «вдохнуть» аромат леса или теплого летнего вечера.
Для развития творческого воображения можно использовать такие задания: придумай своих героев, свои приключения, другой конец для произведения.
Обучая работе с текстом, можно формировать начальные формы познавательной и личностной рефлексии:
Осознанность чтения
Осознанность чтения предполагает сформированность следующих умений:
Для проверки осознанности чтения предлагайте разным ученикам разные задания.
Пример
Чудесная ёлка
Ребята устроили в лесу праздник для птиц и зверей. Под Новый год они украсили ёлку ягодами. К верхним веткам дети привязали кусочки хлеба. К нижним веткам прикрепили морковку. Под ёлку в снег воткнули кочан капусты. Утром прилетели стайки нарядных птиц. Они радостно щебетали, угощались подарками. Вечером под ёлкой около кочана капусты хлопотали два зайца. Они лакомились вкусной капустой и сладкой морковью.
Задание 1. Определи и отметь галочкой предмет, который не упоминается в рассказе.
Задание 2. Ответь на вопрос: Для кого дети нарядили ёлку?
Задание 3. Составь картинный план для пересказа текста.
Задание 4. Подчеркни предложение, выражающее основную мысль текста. Для проверки осознанности чтения, хорошо применять деформированный текст.
Спасибо за внимание! Буду рада, если данный материал вам пригодился!
Смысловое чтение: методы и приемы
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Когда ребенок действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
В процессе обучения смысловому чтению у младших школьников формируются умения:
генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи).
Виды смыслового чтения.
Выделяют следующие виды чтения:
Просмотровое чтение — вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации или факта.
Ознакомительное чтение — вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация.
Изучающее чтение — вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается.
Рефлексивное чтение — самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.
Методы и приемы обучения смысловому чтению.
Для обучения смысловому чтению используются следующие методы и приемы:
Развитие умения анализировать задание.
Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию.
Ответы на поставленные вопросы (как письменные, так и устные).
Определение последовательности событий в прочитанном тексте.
Формулирование простых выводов после прочтения текста.
Преобразование прочитанного текста в таблицу.
Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.
Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста.
Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения.
Нахождение нужной информации в различных информационных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д.
Этапы формированию умений и навыков смыслового чтения.
Работу по формированию умений и навыков смыслового чтения необходимо проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу. Какие основные этапы нельзя пропускать?
Работа с незнакомыми словами (объяснение незнакомых слов).
Учитель обязательно должен определить, понятен ли детям смысл отдельных слов. Ему необходимо уточнить это во время прочтения, чтобы у учеников сформировался навык самостоятельного выделения незнакомых слов, значение которых необходимо расшифровать. Такие слова можно подчеркивать и искать их трактовку в словаре после прочтения, либо значение объясняется учителем.
На первых этапах работы с текстом необходимо прерывать чтение для выяснения непонятных детям слов. Постепенно учащиеся привыкают во время чтения подчёркивать непонятные слова. Затем эти слова обсуждаются: можно ли понять слово из контекста или нужно воспользоваться словарём.
Работа с ключевыми словами.
В любом написанном материале непременно присутствуют ключевые слова, без которых теряется смысл произведения. Учитель должен помочь школьникам найти их и объяснить необходимость применения и смысл, который они несут. Интересна будет работа с ключевыми словами в таком виде: Учитель или ученик читают рассказ, повесть или что-либо другое. Далее педагог спрашивает детей, какие главные слова они могли бы выделить, и записывает их на доске, а дети — в тетради. После этого предлагается воспроизвести прочитанный текст, используя данные ключевые слова. Записывать такие слова можно и по ходу чтения.
Серьезно страдает понимание текста от невнимания к ключевым, наиболее важным в тексте словам. Иногда от одного слова зависит смысл всего текста, и без «зацепки» за это слово нельзя понять правильно текст.
Обращать внимание детей на такие слова нужно при чтении любого текста.
Работа со словами-образами.
Получить удовольствие от чтения художественного текста невозможно без чуткого отношения к словам-образам или художественным средствам, найденным автором произведения. Знакомство со словами-образами, в которых скрываются секреты красоты текста, начинается с понятия о сравнении. Сравнение позволяет сделать образ, возникающий у читателя, более ярким, полным, объемным, но с начинающим читателем нет необходимости обсуждать литературоведческие понятия, так как не это является главным в понимании, основное внимание нужно уделить обогащению образного ряда с помощью использованных автором художественных средств. Нужно обращать внимание не только на слова-образы, но и на звуки, части слов, на формы или порядок слов.
Смысловое чтение через рефлексию на уроках по ФГОС (статья)
Описание разработки
Принципиальное отличие ФГОООО заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат.
Во главу ставится личность ребёнка, а не просто набор информации, обязательной для изучения.
В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, которые позволяют решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи обучающихся.
Художественная литература является средством эстетического, нравственногo и социального воспитания детей, спoсобствует повышению их познавательной и творческой активности.
На уроках учитель мотивирует школьников и формирует интерес к художественной литературе.
Расширяя читательский кругозор обучающихся на уроках внеклассного чтения и на внеклассных занятиях мы формируем привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг.
Правильно подготовленные и проведённые уроки по ФГОС готовят детей к пониманию социальной значимости чтения в нашем обществе, укрепляют в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности.
Основная образовательная программа по ФГОС ООО неслучайно включает раздел «Стратегии смыслового чтения и работы с текстом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного». Школьники зачастую не ориентируются в прочитанном материале, не понимают смысла и главной тематики, да и читать вовсе не желают.
Уроки литературы, уроки внеклассного чтения, внеклассная работа по предмету способствуют расширению читательского пространства реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.
Занятия с рефлексией решают задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание.
При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля.
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке по ФГОС является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Бывает групповой и индивидуальной.
Рефлексия осуществляется на протяжении всего учебного процесса, выполняя на разных его этапах различные функции. Используется на всех этапах обычного урока.
При этом, важно, что в процесс рефлексии вовлечены и учащиеся, и учитель. Как показывает опыт, в случае неучастия кого-либо из субъектов процесса обучения в процессе рефлексии, весь механизм рефлексии оказывается неэффективным.
Обучение рефлексии на уроках литературы можно условно разделить на этапы:
1 этап – анализ своего настроения, анализ своих успехов
2 этап – ежедневный самоанализ (ведение рефлексивного дневника)
3 этап – анализ работы одноклассников
4 этап – анализ работы группы как своей, так и других.
Использую часто на уроках литературы рефлекцию в устной и письменной форме.
Школьники говорят о том, что выражение своих мыслей в форме повествования, диалога или вопросов помогает прояснить некоторые значимые проблемы.
Среди приёмов устной рефлексии –диалог, перекрёстная дискуссия, круглый стол.
Эвристическая беседа. К письменным формам рефлексии относятся эссе, письменное интервью, читательский дневник, стихотворные строки.
Очень надеюсь, что к концу обучения в школе обучающиеся научатся:
— откликаться на содержание текста:
— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
— находить доводы в защиту своей точки зрения;
— откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
— на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
— в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
— использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Содержимое разработки
Смысловое чтение через рефлексию на уроках по ФГОС.
Ермак Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы,
МОУ «СОШ с.Воскресенское»
Принципиальное отличие ФГОООО заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребёнка, а не просто набор информации, обязательной для изучения. В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, которые позволяют решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи обучающихся.
Художественная литература является средством эстетического, нравственногo и социального воспитания детей, спoсобствует повышению их познавательной и творческой активности. На уроках учитель мотивирует школьников и формирует интерес к художественной литературе. Расширяя читательский кругозор обучающихся на уроках внеклассного чтения и на внеклассных занятиях мы формируем привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг. Правильно подготовленные и проведённые уроки по ФГОС готовят детей к пониманию социальной значимости чтения в нашем обществе, укрепляют в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности.
Основная образовательная программа по ФГОС ООО неслучайно включает раздел «Стратегии смыслового чтения и работы с текстом. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного». Школьники зачастую не ориентируются в прочитанном материале, не понимают смысла и главной тематики, да и читать вовсе не желают. Уроки литературы, уроки внеклассного чтения, внеклассная работа по предмету способствуют расширению читательского пространства реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия с рефлексией решают задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание.
Рефлексия осуществляется на протяжении всего учебного процесса, выполняя на разных его этапах различные функции. Используется на всех этапах обычного урока. При этом, важно, что в процесс рефлексии вовлечены и учащиеся, и учитель. Как показывает опыт, в случае неучастия кого-либо из субъектов процесса обучения в процессе рефлексии, весь механизм рефлексии оказывается неэффективным. Обучение рефлексии на уроках литературы можно условно разделить на этапы:
1 этап – анализ своего настроения, анализ своих успехов
2 этап – ежедневный самоанализ (ведение рефлексивного дневника)
3 этап – анализ работы одноклассников
4 этап – анализ работы группы как своей, так и других.
Использую часто на уроках литературы рефлекцию в устной и письменной форме. Школьники говорят о том, что выражение своих мыслей в форме повествования, диалога или вопросов помогает прояснить некоторые значимые проблемы. Среди приёмов устной рефлексии –диалог, перекрёстная дискуссия, круглый стол. Эвристическая беседа. К письменным формам рефлексии относятся эссе, письменное интервью, читательский дневник, стихотворные строки.
Очень надеюсь, что к концу обучения в школе обучающиеся научатся:
• откликаться на содержание текста:
— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
— находить доводы в защиту своей точки зрения;
• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Рефлексия основывается, прежде всего, на умении понять себя, свои чувства и чувства других, поэтому для развития рефлексивных способностей можно использовать упражнения, основанные на игровых тренингах (. Например, «Автопортрет», «Без маски», «Карусель», «Комиссионный магазин», «Здесь и теперь» и другие. Начинать такую работу необходимо с первых уроков литературы у пятиклассников, хотя это и не просто.
Результатом уроков с рефлексией формируются предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Это осознавать значимость чтения для личного развития; формировать потребность в систематическом чтении; использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. И так, результатом являются:
Регулятивные учебные умения:
Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
Уметь определять свою роль в работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
Коммуникативные учебные умения:
Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
Участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома
Универсальные учебные действия:
Находить книгу в открытом библиотечном фонде;
Выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
Формулировать и высказывать своё впечатление о книге и героях;
Характеризовать книгу, определять тему и жанр,
Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
Слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
Овладевать правилами поведения в общественных местах(библиотеке);
Систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.