что такое рефлекс тени
Рефлекс в живописи и рисунке: наглядное объяснение
Начать объяснение надо с определения, что такое рефлекс в живописи и рисунке?
Термин « рефлекс » означает эффект отражённого света, появляющийся тогда, когда на предмет или его часть падает свет (отсвет), в свою очередь, отражённый от окружающих [этот предмет] объектов.
Как рисовать рефлексы
ПРИМЕЧАНИЕ:
Есть случаи, когда рефлексы намеренно не отрисовываются: это определённые стилизации на упрощение. Вот, типичная картинка, на которой нет объёма, она плоская и всё, что на ней изображено, плоское; нарисовано простыми одноцветными плашками.
Раз там нет объёма, то и рефлексы, соответственно, не используются.
Если же вы хотите, чтобы ваш рисунок «ожил», а предметы были правдоподобны и объёмны, вы должны рисовать рефлексы.
На примере постановочной композиции из геометрических фигур наглядно видно, в каких случаях рефлексы рисуются:
1. В тени, если объект должен закругляться.
2. В тени на части объекта, которая удаляется от вас (на данном рисунке это пирамида), если объект плоскостной.
3. Цветной рефлекс рисуется в тени объекта, со стороны действия цветного света.
А теперь разберём фрагмент цветной работы FIB by Fetasy (fetasy.deviantart.com) и проанализируем его.
И обратимся к ещё одному показательному образцу — фрагменту работы It’not mylast sunset by Risoluce (risoluce.deviantart.com)
* — Собственная тень – это тень, которая образуется на самом объекте
** — Падающая тень – это тень, которая падает от одного объекта на другой
Рефлексы, светотень и цвет тени Тема 13
Рефлексы, светотень и цвет тени. Как разобраться?
Мои дорогие, сегодня в рубрике #невредные советы мы обсудим такие важные понятиях как свет, тень и рефлексы.
В предыдущий четверг мы с Вами проанализировали тон и тоновые отношения в работе,а сегодня поговорим об отдельном объекте и объединим эти знания для работы с цветом в пейзаже.
Итак, самый простой объект для разбора светотени- это шар(на фото посередине слева), на нем сразу же видно направление света, блик, светлые участки, собственную тень(тень на объекте), падающую тень(тень от объекта от самого шара) и рефлекс.
И если со светом более-менее понятно, он находится со стороны источника света,
а тень-в противоположной ему части объекта.
То вот последнему-рефлексу обычно уделяют не так много внимания, а зря! Он как раз основополагающий в нашей теме и очень влияет на тень. Но обо всем попорядку. Для начала остановимся поподробнее на понятии.
Происходит он из-за того, что соседний предмет также освещён светом и отбрасывает,отражает свой свет на «соседей «.
Как я упоминала выше,
На фото два шарика в окружении яркого фона
Ошибкой будет создавать яркие рефлексы на всей поверхности, (левый шарик) ведь их активность будет зависеть как раз от области,в которой они находятся.
Естественный вариант-это правый шарик, там самые светлые,практически не ощутимые рефлексы на светлых областях. Почему? Потому что объект в них активно освещён и цвет его получается как бы «засвеченным», поэтому яркие рефлексы там невозможны(как на шарике слева).
А теперь перейдём к различным факторам, которые влияют на светотень и рефлекс.
Это важно учитывать при рисовании, тут поможет та самая «насмотренность» и наблюдательность, которая нарабатывается на практике и Вы видите как работает фактура. Эти моменты запоминаются и использовать, контролировать их в рисунке становится легче.
Но есть и небольшие правила, которые помогают разобраться.
В графике преобладает светотень и тоновые контрасты, так как это единственное выразительное средство.
Я изобразила драпировки с шариком в карандаше (на фото внизу) где слева мягкая ткань(хлопок, лён), а справа атлас. Они различаются как формой, так и контрастами. Чем более глянцевая поверхность, тем больше тоновый контраст и участки света и тени чаще сменяют друг друга.
А теперь перейдём глубже к рефлексам и их влиянию.
Как выбирать цвет тени?
Разберём пример из книги «Цвет и Свет» джеймса Гарни, он мне очень нравится( на фото ниже).
А, если будете рисовать природный пейзаж в ясную погоду, то какой основной цвет у теней?
Правильно: зеленый приглушенный(как цвет объекта)+ синий (рефлекс от неба) в итоге бирюзово-синие тени, а если много земли, то возможно добавить и коричневатую гамму.
Ну а вдруг погода не ясная? То также зелёный приглушенный(как цвет объекта)+ фиолетовый и так далее.
А теперь давайте снова вернёмся на картинку из книги «Цвет и свет». Если собственные тени верхних объектов( то, что выше, ближе к небу) и падающие тени всех объектов используют рефлекс неба, то собственные тени в объектах ближе к земле и обращённых к земле(например, нижняя часть фронтона крыши) имеют в своём составе рыже- коричневый «рефлекс» от земли.
Так происходит, в основном, только в освещённый день, когда солнце сильно освещает землю и она отражает свой цвет на соседние объекты. Это добавляет живописности.
Итак, резюмирую:
В заключение, хочу сказать, что все эти знания, это не алфавит, который нужно заучивать, многое из этого познаётся только на практике, благодаря тому что вы смотрите вокруг себя и анализируйте цвета.
Но, безусловно, понимание некоторых правил, которые я тут описала и,которые есть в массе источников, помогают Вам чётко понимать как менять свою работу! Создавать именно Вашу задумку! Влиять на погоду!
На цвет и свет, ведь нереально встретить «идеальный» пейзаж, найти «идеальный» референс. да даже, если возможно, то зачем?
Все о теплохолодности, или какого цвета будут тени, свет и рефлексы
Этому правилу учат в каждой художественной школе. Старые мастера широко использовали этот прием. Сегодня его активно применяют художники современности. Почему? Просто это хорошо выглядит!
«Когда рисуешь теплый свет, сделай тень холодной и наоборот»
Сочетание теплых и холодных цветов добавляет работе приятный контраст и делает ее визуально насыщенной и интересной. Давайте разберемся, правда ли это такое универсальное правило и могут ли возникнуть условия, когда оно не сработает.
Сценарий I. Теплый свет — холодная тень
Этот световой сценарий знаком всем: мы видим эту схему в природе, ее регулярно изображают в живописи, часто подчеркивают в пейзажной фотографии. Посмотрим на работу Джона Сингера Сарджента, где он использовал теплый свет и холодную голубую тень. Ее хорошо видно в складках на платье.
Эта работа Хоакина Сорольи с рыбаком на пляже следует аналогичному световому сценарию. На ней тоже прекрасно виден контраст холодной тени и теплого света солнца.
Сценарий II. Холодный свет — теплая тень
Этот сценарий встречается реже, но он не так уж невозможен. Посмотрите на работу Дина Корнуэлла. Люди на картине и стена позади них освещены зеленоватым холодным светом, в тени видны вкрапления теплого коричневого.
Холодный зеленый свет придает сцене тревожное настроение
Аналогичную схему «теплые тени — холодный свет» можно заметить в обычной комнате, если ее окна выходят на север, а интерьер выполнен в теплых тонах. Вторичные источники света, отразившись от стен, пола и мебели, дадут теплые тени, а свет из окна, ориентированного на север, будет голубоватым и холодным. Именно в таких условиях шведский художник Андерс Зорн (Anders Zorn) писал свою жену Эмму:
Белый прохладный свет заливает лицо модели, в то время как тени состоят из смеси темных красных и охристых оттенков.
Еще один пример картины с непростым световым решением — это «Обед на борту» Хоакина Сорольи (Lunch on the Boat Joaquin Sorolla). В сцене несколько источников света. На лодке мы видим множество рефлексов; свет проходит сквозь парус, перекинутый через мачту, и подсвечивает лодку. В зоне фокуса формируется территория с теплой тенью, которая хорошо контрастирует с прохладным солнечным светом снаружи.
Внутри затененного пространства плоскости отражают свет по-разному: те, что смотрят вверх, ловят больше теплого желтого света, чем те, что обращены вбок и вниз.
Почему тень то теплая, то холодная?
Мало кто задумывается, что стоит за правилом «если холодный свет — то теплая тень и наоборот», и как правильно использовать его в работе. На самом деле температура тени не зависит напрямую от температуры света. При естественном дневном освещении у нас, как правило, будет теплый свет, который мы получаем от солнца, и холодная голубая тень. Почему так?
Свет солнца — это основной источник освещения, самый яркий. Его видно везде, кроме тени. В тень тоже попадает свет, но не от солнца, а от других источников освещения — неба и рефлексов. Именно они и определяет цвет тени. Если бы в тени вообще не было света, мы бы там ничего не видели — только черное пятно.
Итак, небо — это еще один самостоятельный источник света. Он менее яркий, чем солнце, поэтому проявляет себя только в тенях, подсвечивает теневые участки и дает им голубоватый оттенок. Тот факт, что именно небо отвечает за цвет теней на Земле, особенно заметен в сумерках, или в «синий час» фотографии — когда солнце уже опустилось за линию горизонта и местность окрасилась в голубоватые оттенки.
Когда художникам нужно показать локацию ночью, часто они рисуют именно синий час. В это время еще достаточно света, чтобы зритель мог различить нужные детали. Bill Zhang, концепт-художник в Microsoft
От чего зависит цвет тени?
Чтобы понять, какого цвета будет тень, в первую очередь нужно разобраться, какое у нас окружение. На этот факт особо обращают внимание художники Дайс Цуцуми и Роберт Кондо, мастера работы с цветом и светом.
Посмотрим на эту работу Дайса — концепт к мультфильму «Хортон».
На картинке изображен солнечный день. Все ли тени здесь холодные?
Мы видим, что большая часть персонажа, слона Хортона, находится в тени. Свет, проходя сквозь растительность, окрашивает ее в зеленоватый оттенок, на спине у Хортона лежит контурный свет от солнца. На хобот попадает немного теплого света, отраженного от земли. Этот же теплый рефлекс перекрашивает тени на части растительности.
Еще один пример работы, где световой сценарий не очень простой — на этот раз из живописи. Вновь обратимся к Сардженту. В этой акварели он рисует солнечный остров Корфу, расположенный в Греции, и много внимания уделяет теням. Дерево за границами кадра отбрасывает на белые стены необычную тень — одновременно теплую и холодную. Почему так получилось?
(Остров) Корфу: Свет и тени Джон Сарджент
Теплые тени на левой стороне здания возникли из-за того, что их окрасил теплый свет рефлекса, отразившегося от земли. Тени на боковой стороне подсветило небо — и превратило их в голубые.
Все работает в сравнении
Всегда стоит помнить, что тон, насыщенность и температура оттенков работают в контексте. Возьмите цвет с насыщенностью 50%, и поместите его рядом с другим, насыщенным на 25% — и первый цвет будет выглядеть намного ярче, чем если бы вы поместили его рядом с еще более насыщенным оттенком (например, на 75%).
Хотя в окружении цвета на коже кажутся ярко-оранжевыми, на самом деле они гораздо менее насыщенные. В других местах кожа кажется зеленоватой или сиреневатой, но это опять не так. Работа Николая Фешина.
Температура цвета тоже относительна. Поместите теплый оттенок рядом с еще более теплым — и первый покажется вам куда холоднее, а практически нейтральный серый в окружении теплого оранжевого поголубеет.
Marco Bucci о цветовой гармонии и теплохолодности
Каждый художник — режиссер своей работы
Если вы автоматически полагаетесь на правило «теплый свет, холодная тень», значит, вы не анализируете окружение в работе, не вписываете объект в пространство. Рисуя концепт-арт, вы не просто копируете реальность, вы ее режиссируете.
Работа получается недостаточно интересной? Придумайте окружение с источниками света, которые помогут создать живописный контраст между холодным и теплым. Возможно где-то нужно будет добавить дополнительный источник света другой температуры, а где-то поместить большой цветной объект, который будет давать необходимые рефлексы.
Так можно сочетать несколько источников света с разной температурой. Автор Jay Kim
Законы светотени: от простых форм до портрета
Чтобы понять как изобразить объем, начинающих учат рисовать геометрические фигуры. Но как передать свет и тень на более сложных формах? Например в портрете? Рассмотрим законы светотени на примере рисунков различных объектов, в том числе рисунке головы человека.
Сначала немного теории
Мы видим окружающий мир благодаря тому, что свет отражается от поверхностей с разной силой. Поэтому мы воспринимаем предметы объемными. Чтобы передать иллюзию объема на плоскости, нужно научиться изображать светотень, которая состоит из:
На примере рисунка шара, куба и головы человека Вы можете увидеть где находятся перечисленные области светотени. Но теперь подробнее о каждой.
Кроме описанной последовательности, есть ещё одна закономерность. На схематичном рисунке видно, что если провести перпендикуляр к направлению света, то он совпадет с самыми темными местами предмета. Т. е. тень будет располагаться перпендикулярно свету, а рефлекс будет находиться на противоположной блику стороне.
Форма границы между светом и тенью
Следующее, на что нужно обратить внимание — это на границу света и тени. На разных предметах она приобретает разную форму. Посмотрите на рисунки шара, цилиндра, куба, вазы, и на рисунок головы человека.
Конечно, граница между тенью и светом чаще всего размытая. Четкой она станет только при ярком направленном свете, например, при свете электрической лампы. Но начинающим художникам следует научиться видеть эту условную линию, тот рисунок, который она образует. Эта линия везде разная и постоянно меняется в зависимости от изменения характера освещения.
На рисунке шара видно, что линия границы имеет изгиб, т. е. похожа на овальную форму. На цилиндре — она прямая, параллельная сторонам цилиндра. На кубе — граница совпадает с ребром куба. А вот на вазе, граница между светом и тенью представляет собой уже извилистую линию. Ну, а в портрете эта линия приобретает сложную, замысловатую форму. Граница света и тени здесь зависит и от характера освещения, и от формы головы человека, черт лица и анатомических особенностей. В данном рисунке она проходит по краю лобной кости, по скуловой кости, и далее вниз, к нижней челюсти. В рисунке головы человека очень важно различать светотень на всей голове в целом и светотень на каждом отдельном участке лица, например, на щеках, губах, на носу, подбородке и т. д. Начинающим художникам следует приучить себя видеть рисунок, который образует граница между светом и тенью. Например, особенно причудливый характер она приобретает в природных формах. Одно дело — рисовать простые геометрические фигуры, и совсем другое — стволы деревьев, листву, рельеф каменистого берега, лепестки цветов, траву… Чтобы научиться передавать объем или светотень на таких сложных объектах, сначала учатся на простом. Далее, усложняют задачу. Например, начинают с рисунка цилиндра, а с приобретением уверенности можно порисовать складки на тканях. Потом — натюрморты. Ну, а дальше, и пейзажем можно заняться или портретом.
Направленный и рассеянный свет
Чтобы легче было разобраться в вышеизложенных аспектах, можно поэкспериментировать со светом от настольной лампы. Она дает яркий и резкий свет, при котором хорошо видны рефлексы, тени… Попробуйте подсветить какой-либо предмет сначала с одной стороны, а потом — с другой. Попробуйте поменять направление света, приблизить или удалить лампу. Это поможет Вам наглядно увидеть все тонкости обсуждаемой темы.
В изобразительном искусстве есть прием, который получил название «кьяроскуро». Его суть заключается в противопоставлении света и тени. Известным художником, активно использовавшим кьяроскуро был Караваджо. На его полотнах хорошо виден этот прием. При искусственной подсветке создаётся среда, в которой свет становится очень ярким, а тень очень темной. Это даёт тоновой контраст и делает живопись насыщенной и резкой. При таком освещении хорошо видны все нюансы светотени и начинающим будет проще научиться передавать объем. При рассеянном дневном свете (когда облачно) тени не так сильно выражены как в солнечную погоду (или при свете лампы). Поэтому в процессе обучения лучше использовать искусственную подсветку с одним источником света. При нескольких источниках, ситуация усложняется и в постановке можно наблюдать несколько падающих теней, а вышеизложенная последовательность — свет-полутень-тень-рефлекс — может быть изменена.
Итак, чем же на практике отличается рисунок, когда используется направленный или рассеянный свет? На иллюстрации видно, что при яркой подсветке полутень становится уже, и будет выглядеть менее выраженной. Граница между светом и тенью хорошо заметна. А падающая тень имеет четкие края и выглядит более темной. При рассеянном свете — все с точностью до наоборот. Полутень шире, тень мягче, а падающая тень не имеет четкого контура — ее граница становится размытой.
Все эти особенности светотени будут заметны не только при электрическом свете или его отсутствии. Когда в ясный день светит солнце, свет будет четко направленным и резким. Когда облачная погода — он будет рассеянным. Соответственно это скажется на светотени деревьев, ландшафта или даже интерьера комнаты, освещенной светом из окна.
Заключение
Можно еще долго продолжать обсуждение данной темы. Но лучше всего наблюдать своими глазами за реальным миром. Как освещены объекты? Как меняется светотень и при каких условиях? Задавайте себе эти вопросы и находите ответы, когда наблюдаете за натурой. Нет ничего лучше натуры. Поэтому, помня описанные выше закономерности светотени, наблюдайте, запоминайте, делайте зарисовки с натуры. Тогда Вы сможете уверенно воплотить законы светотени на практике.
Понятие терминов тень, светотень, рефлекс, блик. Как наложить тени на рисунок правильно
Дата публикации: 04.01.2017
Чтобы рисунок выглядел более реалистичным, мы делаем тени, тем самым создаем ему объем.
Понятие терминов свет, тень, светотень, рефлекс, полутон и блик
Светотень – это переход от светлого участка объекта к темному.
Рефлекс – отражение того, что окружает предмет на рисунке. Рефлекс всегда будет темнее полутонов и светлее тени, так как это ее часть.
От чего зависит тень?
Как правильно затенить объект
Для начала надо правильно понять форму, которую нам необходимо затенить. Более сложные объекты, такие как человек, природа или вещи построены из самых легких форм предмета – сферы, цилиндра и куба.
Итак, для начала выбираем карандаш. Тени лучше всего рисовать карандашами 8b. Лучше всего иметь простые карандаши разной твердости, чтобы рисунок получался более объемным.
Далее делаем набросок нашего объекта, который мы будем затенять. Слегка нажимая на карандаш, вырисовываем очертания объекта. Лучше рисовать с натуры, видя предмет своими глазами, так легче определить тень. Поставьте предмет перед собой и включите свет, и вы увидите, что он отбрасывает тень, которую впоследствии вы перенесете на рисунок.
Затем определите источник света, чтобы наметить, где будет тень предмета.
Штрихи
Штрихи – прерывистые линии, помогающие затенить объект на рисунке.
Выберите способ штриховки, который вам удобен. Существуют три вида штриховки : прямая, круговая и крестовая. Прямая штриховка рисуется параллельными линиями и отлично подходит для таких объектов, как волосы, платья и так далее.
Круговая штриховка делается с помощью кругов разного размера и разной силы нажима. Это позволяет создать более реалистичный объект.
Крестовая штриховка делается с помощью крестообразных линий, которые позволяют придать более темную тень вашему объекту на рисунке.
Всегда держите карандаш как можно более горизонтально, чтобы тени были натуральными.
Я вам предлагаю на отдельном листке попробовать все виды штриховки и выбрать более удобный для вас.
Переходим к самому главному- штриховке. На объект накладываете сначала один слой штриховки, рядом с ним рисуете другой слой, чтобы наши два слоя не пересекались. Если они пересекутся, то образуется темное место, от которого в процессе работы сложно избавиться. После того, как вы наложили первые слои теней, в промежутках между слоями накладываете второй слой, но штриховка должна быть другая, то есть надо изменить наклон штрихов. Затем сверху, там где надо, накладываете третий, четвертый, пятый и последующие слои штрихов.
Растушевка теней
Теперь, когда штриховка сделана – надо растушевать линии. Пальцами это делать не надо. Для этого можете взять ткань, кусок бумаги и аккуратно, плавными движениями, сильно не нажимая, разотрите карандаш. Затем посмотрите на ваш рисунок. Если нравится – то хорошо, а если же нет – то приступаем к следующему шагу.
Исправляем ошибки
Самая распространенная ошибка – неправильно определена тень, блик и так далее. Для исправления еще раз проверьте, в том ли месте у вас тень и видно ли блик и рефлекс. Контуры между светлыми и темными местами не должны быть четкими. Если же образовались темные стыки между слоями штриховки, возьмите ластик и аккуратно прикоснитесь к темному месту. Повторяйте этот шаг нужное количество раз.
С первого раза ни у кого не получается. Вы должны стремиться к совершенству, идти к своей мечте. Помните, что даже самые великие и известные художники не сразу начали рисовать картины, а начинали с простых вещей, которые, возможно, учитесь рисовать вы.
Подписаться
Подпишитесь, чтобы получать новые статьи о рисовании!
Популярные статьи
ЧОУ ДПО «ОЦ «Аристек»
Лицензия на осуществление
образовательной деятельности
Комитета по образованию Правительства
Санкт-Петербурга № 3354 от 13.03.2018
По окончании обучения выдается
удостоверение установленного образца
в соответствии с законом
«Об образовании в РФ» № 273-ФЗ