что такое реечный домкрат
Принцип работы реечного домкрата
Домкрат очень эффективен для использования в автомобиле, так как прост, надежен и удобен в применении.
Одной из разновидностей является реечный домкрат.
Это достаточно несложная конструкция из разнообразия подъемных механизмов. Представляет собой дырчатую металлическую рейку (длина может варьироваться), рукоятки, упорной площадки.
Площадка механизма расположена низко от земли, что достаточно удобно для установки под автомобиль, поднимает грузы весом от двух до двадцати тонн.
Домкрат может работать как лебедка в продольном положении.
При помощи встроенных передач в домкрате распределяется разный вес. Первая передача поднимает грузы в шесть тонн. Вторая передача поднимет тяжести весом от шести до пятнадцати тонн. Третья ступень обеспечивает подъем груза весом более пятнадцати тонн.
Принцип работы домкрата
Подъем происходит за счет работы храпового механизма, передвигаемого по металлической рейке. При помощи рычага передвигается корпус домкрата, в котором находятся упоры, и груз движется по дырчатой рейке. Когда в начале движения рычаг находится строго параллельно рейке, нагрузка приходится на большую площадку. Когда рычаг опускается, шатун упирается в малую площадку, нагрузка приходится на верхний упор до тех пор, пока он не защелкнет отверстие в рейке. Далее ручка поднимается обратно, и нижний упор перемещается ровно на одно отверстие. Это составляет один цикл подъема.
При опускании все выполняется в обратном порядке.
Состав реечного домкрата
Как работает реечный домкрат: несколько видео
1. Реечный домкрат. Инструкция по эксплуатации
2. HI-Lift реечный домкрат сделанный для бездорожья, проверено
3. Как вытащить машину из болота
4. Как поднять легковое авто ХайДжеком (реечным домкратом)
5. Опрокидыватель авто, ролик
Полезная информация
Простое устройство реечного домкрата позволяет его использовать в строительстве и на автотранспорте. Изредка при выполнении ремонта, монтажа и демонтажа.
Основными потребителями домкратов остаются водители внедорожников. Для экстремального вождения он подходит оптимально.
Реечный домкрат «вытащил» бесконечное множество тяжелых внедорожников по всему миру.
Поэтому он необходим любому начинающему автолюбителю, который собирается ездить вне дорого, и денег лучше не жалеть.
В дополнение возможно использовать пластмассовую подставку либо деревянную доску. В этом случае домкрат не погрузится в мягкую или влажную почву.
В обычном варианте домкрат реечный используется только в машинах с металлическим бампером или рамой.
Для автомобилей с пластиковым бампером лучше применить аксессуар Lift Mate. Устройство позволяет цеплять домкрат за диск. Звучит грозно, но это всего 2 небольших крюка, с цепью на конце, и упор от контакта с машиной.
Как упоминалось выше домкрат можно использовать и как механическую ручную лебедку.
Преимущества реечного домкрата
Прост в работе, работает с большими грузами. Мощный, большой коэффициент полезного действия (КПД). Высокий подъем.
Из недостатков — большие размеры. Длина рейки может составлять нескольких метров. Возить такой домкрат могут только владельцы внедорожников и крупных авто.
Также необходимо возить подложку под башмак.
Реечный домкрат — незаменимый помошник
Домкрат – это устройство для поднятия грузов. Он очень эффективен и пользуется высокой популярностью у автомобилистов из-за удобства в использовании. Домкрат располагается под грузом, что помогает поднять тяжесть без вспомогательных инструментов, таких как цепи, канаты и т.д. В этом материале мы расскажем об одном из видов этого устройства под названием «реечный домкрат», которым больше всего пользуются водители внедорожников.
Домкрат располагается под грузом, что помогает поднять тяжесть без вспомогательных инструментов
Реечный домкрат – описание
Этот мобильный инструмент служит для подъёма тяжёлых грузов, в частности, автомобилей. Ввиду простоты конструкции приспособление считается очень надёжным и долговечным. Основными рабочими элементами такого домкрата являются дырчатая рейка, подъёмный механизм, рычаг, а также опорная пятка.
Изделие является незаменимым помощником фаната off-road. С помощью инструмента можно снова поставить на ход своего «четырёхколёсного товарища», который застрял в болоте либо в снегу. Только реечная вариация устройства позволяет поднять одну из осей машины на высоту свыше полутора метров.
Все реечные домкраты могут быть электрическими или с ручным приводом. Несмотря на такое различие, принцип работы устройства сохраняется. Так, происходит взаимодействие храпового механизма с рейкой. Корпус поднимают и перемещают по рейке. Здесь предусмотрена опора и рычаг. Также есть механический кожух, защищающий все детали от возможного загрязнения.
Реечные модели делятся на две группы:
Устройство
Принцип работы данного инструмента основывается на взаимодействии храпового механизма и зубчатой рейки.
Процесс работы с речным домкратом происходит следующим образом:
Как выбрать
Да, реечный домкрат выбирают по грузоподъемности и высоте подъема (ход рейки). Также стоит обращать пристальное внимание на минимальную высоту подхвата и высоту подъема — эти два параметра определяют, с какой высоты от земли Вы сможете захватить груз и до какой высоты его поднять с помощью домкрата реечного типа.
И ниже представлен перечень всех основных параметров, на которые стоит обращать особое внимание при выборе реечного домкрата:
Плюсы и минусы
Как и у любого другого инструмента, у хайджека есть свои плюсы и минусы. Сначала рассмотрим его преимущества:
Несмотря на видимую легкость конструкции, он справляется с огромными грузами, что делает его подчас незаменимым
Но есть у реечных домкратов и определенные минусы:
Правила использования и работы
Приведём перечень основных правил эксплуатации реечного домкрата:
Не смазывайте домкрат моторным маслом. Оно вскоре накопит грязь, и устройство перестанет плавно работать или вовсе начнёт подклинивать.
Теперь рассмотрим пошаговую инструкцию по использованию реечного домкрата. Подъём груза осуществляется в следующем порядке:
Работать с реечным домкратом нужно очень аккуратно, ведь конструкция подъёма подчас очень неустойчива. Хватит незначительного отклонения, чтобы груз завалился в сторону. Поднятая машина может рухнуть даже от порыва ветра либо резкого движения ручки домкрата.
Реечный домкрат – это универсальное приспособление, без которого практически невозможно обойтись в суровых условиях езды по бездорожью. При работе с устройством придерживайтесь вышеупомянутых правил, рекомендаций и инструкций.
Реечный домкрат Hi Lift он же Hi Jack (хай джек, хайджек) — восстановление, доработка, смазка.
Немного истории, текст взят из данной статьи
Хай, Джек! История реечного домкрата
Одна из самых необходимых вещей в любом внедорожнике – это реечный домкрат Hi-Lift, который иногда называют еще и хайджеком. Хайджек умеет поднимать грузы до 16 тонн, опускать их, толкать, перемещать, тянуть и даже сжимать. Этот домкрат позволяет поднять автомобиль на весьма приличную высоту.
Он незаменим в одиночных поездках, когда возникает необходимость подложить что-нибудь под колесо застрявшего в грязи автомобиля,
или поднять и выбросить внедорожник из глубокой колеи.
Пригодится он и при ремонте. Кроме того, хайджек можно использовать как мощную ручную лебедку благодаря наличию на нем петель – правда, для этого вам потребуется металлический трос или толстая такелажная цепь.
Реечные домкраты Hi-Lift появились еще в конце 19 века. Их придумал американский учитель из Индианы, Филипп Джон Харра.
Он изобретательствовал по необходимости – когда в карманах начинал гулять ветер, и возникала острая необходимость в деньгах. Технические разработки Харры пользовались огромным спросом, и он умудрялся продавать их за немалые деньги. Первый набросок хайджека, который сделал Харра, сразу же убедил изобретателя, что этот инструмент станет универсальной палочкой-выручалочкой для фермеров, причем убедил настолько, что Харра бросил учительство и основал собственную компанию — The Bloomfield Manufacturing Co. Ставку он сделал именно на свой хай-лифт, развернув широкую рекламную кампанию чудо-инструмента, который «умеет тянуть, приподнимать, поддерживать…» Однако, как это нередко бывает с гениальными изобретениями, опередившими время, первый хай-лифт Харра сумел продать лишь через десять лет – в 1905 году, когда в жизнь американцев прочно вошел автомобиль. Первым покупателем стал не фермер (на кого, собственно, и рассчитывал Харра), а автомобилист. Где один, там и два — изобретение стало быстро набирать популярность у владельцев железных коней, а глядя на них, заинтересовались хай-лифтом и фермеры, и даже лесники. Вскоре и они стали использовать его для поддержки покосившихся стен, корчевания пней и поднятия тяжестей.
Удивительно – прошло больше ста лет, но конструкция хай-лифта осталась прежней, лишь деревянная рукоятка сменилась стальной. А так это все та же дырчатая рейка и подъемная машинка с зубчатой передачей и противовозвратной системой, которую когда-то набросал на бумажке талантливый изобретатель Филипп Джон Харра.
А теперь я расскажу чем отличается оригинальный домкрат от собратов китайцев, и аналогов в россии таких как Сорокин инструмент например (тот же китай короче), или Matrix.
Так вот при выборе у многих даже не стоит выбора, китай подешевле на пару тысяч или же оригинал, старый добрый джек, он суров и могуч, обращаться с ним нужно только применяя грубую силу, он не прихотлив, он требует минимум деталей, и требует минимум смазки (пару пшиков литиевой или WD-40).
На примере покажу чем отличается китайский аналог Farm Jack и оригинал фирмы Hi-Lift
Рейка вроде такая же, но прочность занижена у китайца. Ручка у оригинала крепкая и съемная, пятка у китайца из металла тупо сварена кустарно, у оригинала литье.
Символ джиперской веры, или Всё о реечном домкрате
Краткий курс истории
До наших дней изобретение дошло с минимальными изменениями. Самое заметное из них – превращение зубчатой рейки в дырчатую. Оно произошло после ряда небольших трансформаций механизма в 1910 году. И хотя при этом полностью сменился набор деталей, принцип работы хай-джека полностью сохранился. В 1920-х домкрат получил ещё два важных новшества: деревянную рукоять сменила стальная труба, а в качестве оси промежуточного рычага, также называемого шатуном, стали использовать предохранительный болт заданной прочности, ломающийся первым при превышении нагрузки на механизм. С тех пор больше ничего существенно не менялось, и Hi-Lift получил свой современный вид.
Принцип работы
| |
Переключение в режим спуска меняет алгоритм работы рычажной системы. Движение ручки вниз в начале хода переставляет без нагрузки нижнюю площадку на одно отверстие ближе к земле. В конце хода, после того как нижняя площадка зафиксировалась, дальнейшее движение ручки вниз выводит из зацепления палец верхней площадки. Теперь нагрузка передаётся и на ручку, и на нижнюю опорную площадку. Поэтому ручку надо крепко придерживать, возвращая в вертикальное положение. Если в это время ручку отпустить, она вырвется из рук и начнёт самостоятельно с большой силой и скоростью летать вверх-вниз. Механизм будет работать самопроизвольно и неконтролируемо под весом, давящим на клюв. Пытаться ловить ручку в этом случае категорически запрещено! Это чрезвычайно опасно. Чтобы не оказаться в травмпункте, просто отойдите и наблюдайте, как домкрат самостоятельно опускает груз. Скорее всего, он справится с делом вполне благополучно, без серьёзных разрушений.
Из-за такой особенности механизма реечный домкрат под нагрузкой нельзя оставлять даже на мгновенье в режиме спуска, не придерживая ручку. Если машину нужно по каким-то причинам оставить на домкрате, его необходимо переключить на подъём, а рукоять поднять вертикально вверх. Вот так:
Реечный домкрат, особенно высокий, вообще требует крайней внимательности и осторожности в работе. Из-за соотношения высоты подъёма к опорной площади он довольно неустойчив. Поэтому, поднимая груз, необходимо тщательно следить за сохранением строго вертикального положения рейки и при необходимости придерживать её за вершину. Если перекос при подъёме устранить не удаётся, лучше опустить груз, переставить домкрат и начать всё заново. Иначе продолжение подъёма закончится обрушением. По той же причине неустойчивости поднятый автомобиль необходимо зафиксировать на упорах и подставках, прежде чем начинать какие-либо работы. Категорически запрещено работать под машиной, вывешенной только на хай-джеке! Чтобы её уронить, достаточно порыва ветра или случайного касания.
Но в определённых ситуациях неустойчивость реечного домкрата можно употребить себе на пользу. Например, для того, чтобы поставить на твёрдые бортики свалившуюся в колею машину. Надо лишь вывесить поочерёдно переднюю и заднюю часть над колеёй и, соблюдая осторожность, толкнуть в нужную сторону.
Особенности ухода
Реечный домкрат неприхотлив, прост и почти безотказен. Единственное, что ему требуется – чистота. Если механизм забился грязью, что на офф-роуде случается сплошь и рядом, перед работой его необходимо дочиста вымыть. Хотя бы в ближайшей невзболомученной луже. После этого очень желательно слегка пролить его любой жидкой проникающей смазкой, способной вытеснять воду. Использовать более густые субстанции типа моторного, трансмиссионного или подсолнечного масла, а тем более любую консистентную смазку ни в коем случае нельзя! Они быстро наберут в себя песок и грязь и превратятся в абразив, что сделает работу механизма невозможной. Мыть, сушить и слегка смазывать проникающей смазкой хай-джек рекомендуется также время от времени в профилактических целях. Места смазки обозначены красным:
Хранить хай-джек желательно всегда смазанным и держать в сухости, перевозя в багажнике или салоне внедорожника. Если его постоянно держать на улице, например, прикрутив к экспедиционному багажнику или бамперу, необходимо использовать специальный защитный чехол. Иначе подъемный механизм быстро забьётся грязью и реагентами, наберёт влагу и при долгом неиспользовании закиснет настолько, что восстановить его работоспособность станет серьёзной проблемой.
Это – идеальный вариант защиты:
Но достаточно даже так:
Модификации и магия цвета
Первые реечные домкраты были выкрашены в зелёный. Сейчас в этом цвете Hi-Lift Jack Company, ведущая свою прямую историю от основанной Филиппом Дж. Харрой в 1895 году Bloomfield Manufacturing Company, выпускает только специальную коллекционную серию с винтажным дизайном, современной конструкцией и факсимиле подписи изобретателя.
Помимо двух основных универсальных серий в производственной программе Hi-Lift Jack Company регулярно появляются «специальные выпуски», посвящённые различным юбилеям, событиям и категориям пользователей. Некоторые из них, более приспособленные к определённым видам деятельности, затем надолго остаются в постоянном производстве. Так, сейчас фирма выпускает реечные «спецустройства» для обслуживания прицепного сельхозоборудования, для пожарных и спасателей, для джиперов. Да, для любителей офф-роуда существует особый инструмент, ещё более приспособленный к потребностям покорителей бездорожья. X-treme Jack создан на базе красной модели, но отличается легкосъёмным креплением пятки и устройством многофункциональной верхней проушины, упрощающей работу в качестве ручной лебёдки. А специально для любителей квадриков и прочих лёгких вездеходов существует модификация UTV-Jack, оснащённая такой же проушиной, только максимально облегчённая и с укороченной рейкой.
Функционал без границ
За более чем век существования оригинальных Hi-Lift, кто только не пытался копировать, дорабатывать и оптимизировать этот замечательный многофункциональный инструмент. В основном получалось немного дешевле. Но Hi-Lift так и остаётся символом, а многочисленные копии то всплывают на гребне рыночной волны, то вновь пропадают в пучине ширпотреба. Справедливости ради, среди них можно найти вполне работоспособные устройства. Но гораздо интереснее искать всё новые и новые способы применения хай-джека, как на бездорожье, так и вне его. В руках опытного и смекалистого джипера этот инструмент находит бессчётное количество дел, помогая не только извлекать безнадёжно застрявший автомобиль, но и ремонтировать его в периоды офф-роудного затишья. А довольно большое число различных приспособлений, придуманных для расширения функционала реечного домкрата, превращают его поистине в волшебную палочку.
Чтобы не тратить время на перевязывание узлов и укорачивание-удлинение разных верёвок, существует готовый такелажный набор, помогающий быстро превратить домкрат в лебёдку и эффективно пользоваться всей длиной рейки. Две стальные цепи с крюками и креплениями на клюв и рейку, буксирная стропа, шакл, перчатки и стильная сумка, куда всё это богатство можно убрать.
Идея использовать достаточно длинную и лёгкую рукоять домкрата в качестве единого сменного черенка для всего шанцевого инструмента привела к созданию набора Handle-All. Лопата, топор, кирка и кувалда – все главные приспособления, сопутствующие внедорожно-инженерным работам на местности теперь можно брать с собой в одной компактной, но вместительной сумке! Но применять домкрат в качестве домкрата всё же приходится наиболее часто. Поэтому в ту же сумку при желании можно постараться уместить ещё и подставку под подошву Offroad Base, которая в несколько раз расширяет площадь опоры и повышает устойчивость реечного домкрата. Особенно на слабых грунтах.
Вот только не всё в современном автомобильном мире можно подцепить с любой стороны прочным металлическим клювом. Для ситуаций, когда велик риск «попортить шкурку», а также в случаях, когда нужно поднять только колесо, не тратя время и длину рейки на растяжение всего вертикального хода подвески, отлично подходит приспособление под названием Lift-Mate, в обиходе называемое «подтяжки».
Если же машину надо подцепить именно за край металлического бампера или какую-то другую прочную кромку силового обвеса, где клюв будет слишком длинен и неудобен, то отлично подойдёт Bumper Lift. Это устройство специально предназначено для такой задачи и рассчитано на подъём грузов до 1360 кг.
Автомобили, оборудованные стандартным легковым фаркопом типа «шар», очень просто поднимать за него при помощи нехитрого металлического приспособления в виде специальной скобы с полусферическим углублением точно по размеру шара. В оригинальной коллекции аксессуаров Hi-Lift такого предмета, кстати, нет. Видимо потому, что в США фаркоп с шаром обычно вставляют на быстросъёме в стандартное квадратное гнездо, куда клюв хай-джека тоже свободно помещается. Но согласитесь, если фаркоп уже установлен, то поднимать машину, не вынимая его, будет гораздо удобнее!
|