что такое редакция газеты
Что такое редакция газеты
Статья 19. Статус редакции
Редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности.
Редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме. Если редакция зарегистрированного средства массовой информации организуется в качестве предприятия, то она подлежит также регистрации в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц и помимо производства и выпуска средства массовой информации вправе осуществлять в установленном порядке иную, не запрещенную законом деятельность.
(в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
Редакция может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.
Редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе настоящего Закона, устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором). Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде. Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации.
Не может быть главным редактором гражданин, отбывающий наказание в местах лишения свободы либо имеющий судимость за совершение преступлений с использованием средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», или за совершение преступлений, связанных с осуществлением экстремистской деятельности, а также гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста или признанный судом недееспособным.
(часть шестая введена Федеральным законом от 29.07.2017 N 239-ФЗ)
Структура и работа редакции современных СМИ
Видеоверсия лекции А. Назайкина » Структура и работа редакции современных СМИ «
(готовится к публикации)
Текстовая версия лекции А. Назайкина » Структура и работа редакции современных СМИ «
Структура редакции современных СМИ
Каждое средство массовой информации по своей сути является предприятием. В связи с этим в него входят определенные структурные подразделения, выполняющие необходимые для функционирования предприятия задачи. Основные службы СМИ – это:
– редакция (редакторы, журналисты, творческие и технические работники),
– служба распространения (печатных номеров или эфирного сигнала),
Все службы очень тесно связаны друг с другом. Лицом СМИ, тем, что собственно мы и воспринимаем как СМИ, является редакция. Но сама по себе она функционировать не может. На нее работают другие службы, и она работает на них.
С одной стороны, функциональная структура для всех СМИ достаточно стандартна, но при этом на каждом отдельном предприятии будет свое специфичное внутреннее устройство, свое штатное расписание, свое расписание должностных обязанностей.
Во главе предприятия стоит его собственник. Это может быть один человек или коллектив собственников, как частных, так и представителей государственных или общественных структур. В печатных СМИ собственника называют издателем. Он отвечает за функционирование своего предприятия, за прибыльность его деятельности, определяет общую информационную и рекламную политику СМИ.
Непосредственно управляет предприятием генеральный директор. За работу каждой службы отвечает ее руководитель. За информационную часть – главный редактор или режиссер. За рекламу – директор по рекламе. За распространение – директор по распространению и т.д.
Главный редактор газеты или журнала руководит творческим коллективом, организует информационное наполнение и оформление издания, часто ведет «колонку редактора».
Заместитель редактора контролирует качество и объем текстов, наличие и соответствие заголовков и иллюстраций, соблюдение авторского права и требований законодательства.
Ответственный секретарь формирует «лицо» и содержание номера, обеспечивает его заполнение в срок, передачу в типографию согласно графику.
Художественный редактор отвечает за художественное оформление, за иллюстрации, за фирменный стиль издания. Он находит необходимый изобразительный материал: фотографии, рисунки.
Редактор теле-радиовещания отвечает за монтаж и сведение программ.
Редакция и рекламная служба – это две отдельные равноправные службы. Их сотрудники нередко конфликтуют друг с другом. Так, продавцы рекламы считают, что именно они кормят всех в редакции, и при этом журналисты мешают им работать, публикуя бесплатные новости о той или иной компании. Журналисты же считают, что рекламные работники спекулируют на их труде. И те, и другие борются за место на полосах или в эфире. Иногда какой-либо информационный материал заменяют рекламным, и это, конечно, вызывает негодование у журналиста, чей материал не попал к читателю (зрителю, слушателю).
Часто журналисты пишут даже не для читателя, а для редактора. Он определяет ценность информации, ее объем, фактуру. Поэтому последнее слово по содержанию публикации остается за редактором. В зависимости от масштаба редакции и ее внутренней организации, человеком, принимающим решение, может быть и главный редактор, и редактор отдела, и ответственный за определенную рубрику или полосу.
Как работает редакция СМИ
Для того чтобы действовать эффективно, лучше всего, конечно, непосредственно познакомиться с работой редакции, в частности отдела новостей или отдела информации. Изнутри видна «кухня»: как собираются новости, как и по каким критериям сортируются, как создаются из малозначительных фактов, если вокруг не происходит ничего интересного. Когда понимаешь, как работает редакция и журналисты, то намного проще подготовить подходящий для публикации текст.
Прежде всего стоит отметить, что при всей кажущейся на первый взгляд суматохе, беспорядке, царящих в редакции, вся ее деятельность распланирована, так же как и у других служб.
Во-первых, в целом распланировано информационное содержание. В редакциях есть годовое редакционное расписание, и есть более краткосрочные расписания по определенным темам. Есть еженедельные планы и планы конкретного номера.
Во-вторых, спланирована информационная политика. Так, например, хотя редакции и следят друг за другом, «перехватывают» горячие, актуальные новости, но новости «с душком», опубликованные неделю-две назад в других СМИ, они публиковать вряд ли будут.
В-третьих, четко обозначено время выхода номера издания или передачи в эфир. В связи с тем, что нужно предоставить материалы в печать согласно графику, обозначено время сдачи материалов и время сдачи всего номера издания. Поэтому, каким бы интересным ни был материал, поставить его на полосы после подписания номера в печать невозможно.
Ежедневные вечерние газеты «закрываются» днем и поэтому срочные материалы они обычно могут принять только до определенного утреннег о ч аса. Утренние газеты сдаются вечером, соответственно и срочные материалы можно присылать в течение дня.
Еженедельные газеты и журналы, так же как и ежедневники, с основными новостями работают до последнего – до подписания номера. Но при этом в таких изданиях над большинством статей работа может идти и несколько дней или недель. В связи с этим в редакции еженедельника могут устанавливать разные требования к срокам сдачи материала: для новости – неделя, для статьи – две недели до публикации.
Материалы для местного радио и телевидения лучше предоставлять не менее чем за 2-3 дня до эфира.
Ежемесячные журналы обычно закрывают номер за две недели до выхода. Материалы же готовятся за два-три месяца до закрытия номера. Ведь там нет новостей – обзоры, анализы, комментарии и т.д. Ежемесячные журналы могут принимать информацию за шесть и более недель.
Для того чтобы оценивать временные рамки да и саму возможность публикации, необходимо представлять себе процесс работы с входящей информацией. Журналисты могут сами выходить на те или иные новости, используя свои каналы, свои знакомства. Также новости (или указания на них) могут приходить в редакцию с лент информационных агентств, на услуги которых подписаны все редакции. И еще новости приходят в письмах, в телефонных звонках читателей, в пресс-релизах.
Во многих газетах есть отделы писем, которые обрабатывают входящую почту, сортируя ее и передавая интересные или именные письма в соответствующие отделы или соответствующим журналистам.
Когда материал готов, еще нет гарантии, что он пойдет в печать. Редактор может завернуть его на доработку, «зарезать» по причине низкого качества или в связи с утраченной актуальностью. Кроме того, любой, даже уже поставленный на полосы, материал может слететь в самый последний момент – просто на его место нашлась еще более интересная, актуальная новость.
Каждый материал – это всегда коллективный труд. Пишет журналист, но его на разных этапах подготовки к печати направляют, корректируют, правят, сокращают иногда несколько редакторов.
Еще раз подчеркнем, что у разных СМИ, у разных редакций различные сроки сдачи материалов. Поэтому при работе с конкретной редакцией нужно ориентироваться на ее сроки внутреннего прохождения информации.
Стоит иметь в виду, что ежедневные газеты, с одной стороны, работают над текущим номером, но, с другой, уже заняты завтрашними новостями. Поэтому их «творческий цикл» составляет два дня.
Если выбирается СМИ с длительным разрывом между сдачей материала и выходом, например, журнала из печати и последующим поступлением в продажу, то стоит задуматься, а не устареет ли за это время сам материал. Останется ли он актуальным. Будет ли выполнять возложенную на него информационную миссию.
Время сдачи номера может быть указано в выходных данных газеты. Но чтобы знать наверняка все временные промежутки (планы, подача материала, подписание, закрытие номера), лучше получить информацию непосредственно от сотрудников редакции. Они, кстати, могут рассказать, какие отклонения от планов допустимы или не допустимы, приведут примеры, как кто-то «посадил» номер и что за этим последовало.
Телевидение и радио могут быть еще более жесткими по срокам, чем пресса. Там невозможно сдвинуть прямой эфир. И лучшая новость обычно это та, что таковой становится прямо в эфире на глазах зрителей, в ушах слушателей.
Менее «напряжен» в этом отношении интернет. Разместить информацию на сайте можно быстро и в принципе в любое время.
И еще: не пошедшие в номер материалы, конечно, могут попасть в мусорную корзину. Но их также могут использовать и в каком-то из следующих выпусков. С одной стороны, чем больше проходит время от события, тем меньше шансов на выход материалов. С другой – любой журналист вспомнит историю, как какой-то материал не пошел в печать (в эфир) и на нем был поставлен крест, но несколько месяцев спустя, когда готовился спецвыпуск (тематический выпуск), этот материал не просто пригодился, а пошел «на ура».
Хочешь стать настоящим копирайтером? Пройди обучение на программе профессиональной подготовки «Современный копирайтинг» и предъяви работодателю высокие профессиональные навыки! А также диплом МГУ имени М.В.Ломоносова…
Почему в Дзержинске то и дело случаются ЧП
К счастью, обошлось без жертв. Но два человека с травмами и различными повреждениями госпитализированы, медики проводят необходимое лечение. Одна из пострадавших доставлена в ожоговый центр Приволжского исследовательского медицинского университета (ПИМУ). У нее, по словам ректора ПИМУ Николая Карякина, состояние средней степени тяжести: термический ожог лица, туловища и конечностей.
Как сообщил первый заместитель генерального директора завода имени Свердлова Олег Корпатенков, на момент взрыва были остановлены все технологические цепочки. По его словам, работы в цехе по производству взрывчатых материалов, где случился пожар, проводились согласно регламенту. Причина инцидента, как и объем ущерба, пока непонятны.
В администрации Дзержинска сообщили, что превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе не выявлено. Да и в целом обстановка в городе спокойная. По словам Юрия Волкова, очевидца очередного ЧП, в последние годы случались и более резонансные инциденты.
Действительно, «взрывной» интерес к Дзержинску в целом и к заводу имени Свердлова не утихает. Подобные происшествия в городе химиков случаются регулярно, и пока незаметно, чтобы ответственные за безопасность лица извлекли из этих трагедий какие-то уроки.
Структура редакции, отделы, их специализация, функции секретариата.
Хозяин издания как правило, не лезет в дела редакции. Для него главное — прибыль и политический рычаг (когда нужно).
Генеральный директор и Главный редактор. Это разные позиции, но уровень в иерархии у них приблизительно один. Директор отвечает за хоз.вопросы, рекламу, распространение и развитие бизнеса. Главный редактор отвечает за контент. За творческую часть. По своей работе эти два товарища редко пересекаются. Разве, что в моменты рекламных компаний, во время выборов и согласования тиража для продаж. Если директор — ставленник и любимчик хозяина (как правило так и есть), то главред с ним частенько ссорится, поскольку директор пытается влезть в редакционную культуру и контент.
Как правило у генерального директора газеты нету первых замов, да и замов вообще. Есть директора подразделений: директор по рекламе, директор по продажам, директор по развитию, директор по финансовой части, директор по персоналу и маркетинг-директор. У каждого руководителя есть свои отделы, которым он заправляет. Директора по юридическим вопросам — нет. Есть юрисконсульт и все. Есть часть АХО (завхоз), который заведует и гаражом. Это — очень грубый набросок структуры директорской вертикали, но подробнее говорить не стоит, поскольку мало чем отличается от структуры любой компании.
У главного редактора есть первый заместитель и еще 1-2 зама просто, которые курируют разные направления (новости, криминал, светская хроника и т.п.). Это необходимо, поскольку без главреда газета нормально функционировать не может. Это, как капитан корабля, который знает, что нужно дать читателю, когда сдать номер в типографию.
Отдел новостей (самый главный отдел газеты, который отвечает за «горячие» новости». Как правило редактор отдела новостей является еще и заместителем главреда). Частенько подразделяется на подотдел «город» и «страна».
Отдел происшествий (криминальный отдел — еще одно название) — занимается новостями криминальными, преступлениями и ДТП. Это самый опасный отдел. там работают те, кто любит «пощекотать нервишки». Бывало даже такое, что журналисту угрожали семье из-за определенного материала.
Отдел специальных журналистских расследований. Это элита любого издания — спецкорры. В нем (в отделе) работают «зубры» своего дела. Журналисты, как правило с именем и большим опытом за плечами. Этот отдел занимается «громкими делами», выводит «на чистую воду» всех, кто не является «святой коровой». Обычно журналисты этого отдела имеют обширные связи в политикуме и генералитете страны. Не сдают ежедневно материалы в печать, как все, а работают над материалом столько, сколько понадобиться, чтобы «бомбануть».
Отдел политики. Занимается только политическими новостями и публичными деятелями. Достаточно скучный отдел, зато связи работая там, заиметь можно просто отменные. Они же занимаются зачастую и «социалкой» — социально-значимыми новостями.
Отдел светской хроники или отдел культуры. Занимается новостями шоу-бизнеса и мира искусства. Самый «живой» отдел, поскольку журналисты этой редакции постоянно присутствуют на разных тусовках, концертах, вечеринках и т.п. Знают всех «звезд» эстрады, кино и театра. Работать там должен холостяк (или девушка без пары). Почему? Потому, что график работы в этом отделе совершенно непредсказуемый: сегодня ты на концерте у Киркорова, а утром с ним летишь в Токио (по его приглашению). В общем вы меня понимаете… А, еще им («культуре») достается медицина и все, что связано с ней.
отдел новостей мира. Самый маленький отдел, поскольку, все, что требуется от них — шерстить интернет и выдавать интересные новости других стран. Как правило редактор является переводчиком, но с литературными навыками.
В некоторых изданиях есть еще отдел «регионов». Ничего общего с партией не имеет. Эта редакция занимается новостями из регионов страны. Имеет сеть информаторов и собкоров.
Отдел спорта. Это обязательно. Занимается соответственно новостями мира спорта. Самый интересный отдел, загранкомандировки на всякие матчи и чемпионаты в обязанностях
Отдел «интернет». Без этого сегодня никак. Они транслируют новости на сайт издания.
И отдел фотокорров. Это команда фотографов, которые выезжают с журналистом на репортажи, интервью и просто «за фото-новостями». Их возглавляет редактор отдела — бильд-редактор. Который обрабатывает фотографии и координирует деятельность, как правило, не очень дисциплинированных фотокорров )).
Далее идут технические подразделения: отдел верстки и дизайна. Эти спецы «рисуют» газету и делают ее такой. какой потом она достается читателю. Отдел литературной редактуры и корректуры. Это обязательный отдел. Там сидят умные товарищи. Обычно это бывшие преподаватели и профессиональные литераторы (не писатели). Они исправляют ошибки после всех. Сначала заметку пишет журналист (со своими ошибками), потом заметку редактирует редактор отдела. Далее статья попадает к заму главреда (куратору направления), после этого к главному редактору. В общем вы понимаете — кое-какие изменения заметка претерпевает. А вот после главреда текст попадает в литредактуру и корректуру (один отдел). И они, эти ученые мужи, все-равно находят в тексте ошибки (после стольких людей. ). Так, что вы не судите меня строго, если найдете в моем тексте ошибки )) У меня нет такой команды, о которой я написал выше, под рукой, а пять раз перечитывать написанное у меня привычки нет )) Пишу, чтобы донести вам суть. Ну да не в этом дело.
ВПосле литредакторов, уже обработанный текст (без ошибок) попадает на верстку (я о ней говорил) и «верстаки» уже вкладывают текст в подготовленный шаблон. Почему шаблон? Потому, что газета, как правило имеет несколько десятков шаблонов. Как первой полосы, так и внутренних полос. Это для того, чтобы читателю не приелся один и тот же вид. Но структура новостей сохраняется: на первой полосе — самое важное (выносы), вторая — третья, как правило отдается политике. 4-5 — новости и/или «криминал». Это — самый важные полосы в газете. После них идут менее важные — культура, новости мира, спорт и т.д.
Есть еще в газете ( не во всех) отдел «прозвонщиц». Это девушки, которые с утра до вечера сидят на телефонах и выпытывают у разных агентов, информаторов и просто ведомств новости.
Сегодня почти не осталось газет, которые работают в «кабинетной» системе, где каждый отдел сидит в своем отдельном кабинете. Современная редакция — это «ньюзрум» (оупенспейс), где вся творческая часть сидит в одном большущем зале с маленькими перегородками. так главреду легче контролировать все процессы, да и работается веселее )).
С – следующее звено редакционной структуры = отдел координации и планирования.С – исполнительный орган РК, штаб редакции. Назначение С: налаживание взаимодействия творческой части газеты и коммерческой.
С имеет три основных роли: центр общередакционного планирования. организатор выпуска номеров газеты. центр творческой жизни редакции. слежение за дисциплиной, осуществление приема посетителей.
Требования к сотрудникам С (особые качества и специальная подготовка):. особое творческое чутье ответсекретаря (о/с): быстро и точно определить качество и творческий уровень материалов. Указание автору на фактические ошибки, неверный тон, поворот темы, слабость темы, содержание материала.. высокая организованность, продуктивность в использовании рабочего времени, быстрое ориентирование в изменившейся обстановке # замена макета, переверстка. общая широкая эрудиция, высокие знания в области журналистики. О/c необходимо знать все тонкости, нюансы журналистской работы. Его задача – оценить и поправить, а не написать вместо журналиста. О/c должен в совершенстве владеть редактированием, полиграфией, знать процесс выпуска и производства газеты, квалифицированно работать на компьютере.. сотрудник С – человек творческий: он может и сам писать тексты, но должен быть инициатором творческих начинаний, генератором творческих идей по оформлению материалов, от него зависит лицо газеты (от о/c).
Работа С – одна из самых разносторонних, ответственных. Необходимы наиболее авторитетные и опытные журналисты. Структура С зависит от: типа периодического издания периодичности выхода газеты объема номера задач, которые решает газета Вследствие чего происходят изменения в: численности С распределении обязанностей характере этих обязанностей.
Чем больше газета, тем больше С и сложнее его задачи. # «Известия» имеют 15 сотрудников в редакции, о/c, 10 замов о/c, дизайнера, трех помощников по выпуску. С подчинены 6 выпускающих, несколько технических сотрудников, 3 технических секретаря, компзал, корректорская, отдел иллюстраций.
С уменьшением количества уровней облегчается руководство коллективом: сокращается путь прохождения управленческой информации, уменьшается время прохождения текста или иллюстрации, созданных журналистом, на газетную полосу. Во многом изменились и усложнились задачи и обязанности руководителей редакции. Редактор и его заместитель вынуждены теперь сами заниматься оперативным управлением подготовкой и выпуском номеров газеты – давать задания каждому журналисту, контролировать их выполнение, принимать материалы, формировать каждый номер и вести его выпуск. При этом меняются и функции секретариата, который теперь сосредоточивается только на процессе верстки и оформления газеты. У редактора и его заместителя в связи с перегрузкой не всегда хватает времени для встреч с журналистами, решающими творческие вопросы, связанные с подготовкой материалов в газету.
Плоская структура редакции позволяет упростить весь процесс управления коллективом, ускорить принятие решений, направленных на повышение оперативности информации, получаемой читателями издания.
Организация работы редакции
Глава 5. Организация работы редакции
(на примере печатных СМИ)
Печатные средства массовой информации, или периодические печатные издания, испытывая жесткую конкуренцию со стороны электронных масс-медиа, по-прежнему остаются одним из важнейших каналов массовой коммуникации. Это объясняется рядом технологических и содержательных преимуществ этого вида СМИ перед другими. Чтение газеты или журнала не требует использования технических устройств, таких, как телевизор, радиоприемник, компьютер, и наличия электросети и телефонной связи. Информация, опубликованная в прессе, может быть воспринята в любой момент, а не только в процессе ее опубликования. Размер газетной или журнальной площади и сам процесс неспешного чтения позволяют акцентировать внимание читателя на анализе ситуации, обращаться к рациональному началу человека, а не апеллировать к чувствам и эмоциям.
Эти свойства печатных СМИ необходимо учитывать и использовать в профессиональной деятельности специалистам по связям с общественностью. Эта задача облегчается, если имеется представление о принципах создания и функционирования периодического печатного издания, основах взаимоотношений внутри творческого коллектива, конкретных механизмах управления им.
Задача этой главы – познакомить с деятельностью редакции печатного средства массовой информации, основами технологии его производства и издательского маркетинга.
И в том, и другом случае деятельность редакции носит двойственный характер: с одной стороны, это коллектив наемных работников, выполняющих определенные производственные задачи и подчиненных требованиям трудового законодательства и технологической дисциплины, с другой – это объединение людей, занятых совместной творческой деятельностью. В этом дуализме – существенное отличие редакций СМИ от других форм организации человеческой производственной и творческой деятельности.
Соответственно и деятельность компаний по выпуску СМИ регулируется не только законодательством, относящимся к экономической сфере, но и законом «О средствах массовой информации», в частности, трактующим журналистскую деятельность как выполнение общественного долга [1, ст. 49]. Поэтому журналисты, работающие в штате таких компаний, наделены определенными правами, которых нет у наемных работников в обычных коммерческих или производственных организациях: например, творческий сотрудник может отказаться от подготовки материала, противоречащего его убеждениям, что не должно восприниматься как нарушение трудовой дисциплины.
Необходимо также иметь в виду еще одну особенность редакций СМИ: в соответствии с законом «О средствах массовой информации» она действует «на основе профессиональной самостоятельности» [1, ст. 19], т. е. принципе невмешательства кого бы то ни было в творческую деятельность журналистского коллектива. Это требование относится, в том числе, и к учредителям и акционерам компании, выпускающей СМИ.
Каждая редакция, исходя из финансовых возможностей и производственной необходимости, самостоятельно определяет свою организационную структуру. Однако, как бы уникальна ни была устроена редакция, она формируется на единых для всех СМИ принципах «творческого конвейера».
Структурно современная редакция периодического печатного издания (печатного СМИ) состоит из следующих подразделений:
1. Собственно редакция, включающая:
– творческие (профильные) отделы;
– обозревателей и специальных корреспондентов;
2. Служба выпуска, включающая:
3. Коммерческая служба (служба маркетинга), включающая:
– службу связей с общественностью.
4. Администрация, включающая:
Следует иметь в виду, что представленная структура условна, ее реальное наполнение может модифицироваться в каждом конкретном случае, однако любое СМИ сегодня в той или иной степени содержит все или большинство этих элементов.
Имеет смысл также обратить внимание на то, что элементы этой структуры находятся в постоянном системном конфликте, носящем объективный характер (это противоборство ярко было описано Карелом Чапеком в очерке «Как делается газета», вполне актуальном и сегодня).
Этот конфликт проистекает из различия производственных задач, стоящих перед каждой службой редакции. Так, творческие отделы стремятся к максимальному заполнению газетной (журнальной) площади журналистскими текстами и снимками, поскольку, с одной стороны, от этого в ряде случаев зависит размер журналистского гонорара, а с другой, обоснованно полагая, что читательский интерес к изданию привлекает не реклама, а творчество. Кроме того, газетчики ежедневных изданий также заинтересованы в наиболее позднем времени сдачи номера в типографию, поскольку это позволяет более полно отследить новости дня.
В свою очередь, рекламная служба нацелена на максимальную продажу площади рекламодателям, так как от этого зависит размер комиссионных, которые составляют основную часть заработка менеджеров по продаже рекламы. Рекламная служба также зачастую бывает недовольна журналистскими публикациями, которые, по ее мнению, негативно влияют на отношение рекламодателей к изданию.
Службе распространения, отвечающей за доставку тиража издания подписчикам и в розничную сеть, наоборот, выгоднее как можно более раннее время сдачи номера в типографию. Косвенным образом она также заинтересована в большем количестве журналистских материалов, так как это способствует повышению продажи тиража.
Согласно закону, возглавляет редакцию и несет окончательную ответственность за решение о выпуске СМИ в свет главный редактор. Однако следует иметь в виду, что в наше время содержание этого термина в ряде случаев требует уточнения.
Хотя закон позволяет выпускать СМИ и без образования юридического лица, все же в подавляющем большинстве случаев для этой цели образуется некая компания или создается госпредприятие или госучреждение. С точки зрения законодательства такую компанию возглавляет должностное лицо, ответственное за финансово-хозяйственную деятельность, в т. ч. производство и сбыт продукции, трудовые вопросы, т. е. директор. И если в обычной коммерческой компании его компетенция не вызывает разночтений, то в применении к сфере СМИ, согласно духу закона, его власть ограничена только финансово-экономическими и трудовыми (в последнем случае – с оговорками) вопросами. За производство же, поскольку оно носит творческий характер и является общественно значимым, отвечает исключительно главный редактор. Естественно, что в повседневной деятельности редакций, а точнее, компаний по производству СМИ, такое разделение функций часто вызывает внутренние противоречия, носящие как объективный, так и субъективный характер.
В некоторых случаях фактически функции главного редактора (легально или неформально) в таких организациях выполняет генеральный директор, иногда эти должности совмещаются в одну (генеральный директор – главный редактор), иногда вместо главного редактора встречаются и такие наименования должностей, как «шеф-редактор», «исполнительный редактор» и т. д. Следует иметь в виду, что в сложившейся практике в выходных данных изданий, как правило, первой строчкой идет наименование должности того лица, которое и является фактически и функционально главным редактором.
В его полномочия входят:
– принятие окончательного решения о выпуске СМИ в свет;
– формулирование творческой концепции и информационной политики издания и контроль за их реализацией;
– представления редакции в суде при рассмотрении исков о защите чести, достоинства и деловой репутации, предъявленных к редакции;
– прием на работу журналистов и других творческих сотрудников,
– организация работы редакции в целом.
На главном редакторе лежат и иные обязанности, например, представительские функции: как правило, именно он входит от лица издания в различные профессиональные и корпоративные объединения и ассоциации, контактирует с органами власти и иностранными дипломатами, комментирует и высказывает точку зрения издания на различные события.
Назначение главного редактора, как правило, – исключительная прерогатива акционеров издания.
Во многих редакциях встречается также должность шеф-редактора. В советской прессе такого названия не существовало, его появление относится к концу 80-х гг. и, очевидно, оно представляет собой кальку английского выражения editor-in-chief (главный редактор). В сложившейся газетно-журнальной практике шеф-редактор, как правило, это первый заместитель главного редактора, отвечающий за работу творческих журналистских отделов.
В больших редакциях национальных и региональных изданий круг должностных и публичных обязанностей главного редактора настолько велик, что он не в состоянии лично контролировать содержание и качество всех готовящихся к публикации журналистских материалов. Эта функция является главной задачей шеф-редактора.
Он отвечает за создание тематических планов редакции, распределение редакционных заданий между отделами и сотрудниками, контроль и редактирование готовых журналистских текстов, распределение их по полосам издания. Шеф-редактор также, как правило, определяет окончательную структуру текущего номера издания: какой из материалов станет «главным», какие будут анонсированы на обложке или первой полосе, что не будет опубликовано из-за нехватки места или недостаточного качества. Он же чаще всего предлагает введение новых и закрытие старых разделов и рубрик издания, изменение и дополнение тематики.
Во многом функции шеф-редактора сходны с обязанностями ответственного секретаря. Если в штатном расписании редакции отсутствует должность шеф-редактора, значит, их исполняет ответственный секретарь. Но, помимо вышеперечисленной, на нем лежит немало и другой работы. В отличие от шеф-редактора ответственный секретарь возглавляет секретариат – особое редакционное подразделение, занимающееся всеми вопросами подготовки и выпуска номера издания. Если обратиться к армейским аналогиям, то секретариат – это штаб газеты.
Главная задача секретариата – обеспечить выпуск текущих номеров издания и заниматься развитием его дизайна. Поэтому сотрудники секретариата занимаются макетированием полос издания, включая, как правило, и создание заголовков публикаций, готовят иллюстративные материалы, собирают и готовят предложения к текущим и перспективным тематическим планам, контролируют выполнение журналистами редакционных заданий и плановых материалов. Секретариат ведает также т. н. «редакционным портфелем» (именуется также «загоном») – запасом готовых журналистских материалов, которые не носят оперативный характер и могут использоваться для срочной замены снятых из номера публикаций.
На секретариате лежит контроль за версткой полос, корректурой подготовленных текстов и передачей подготовленного к печати номера в типографию. Помимо этой повседневной деятельности, секретариат также ответственен за любые изменения в дизайне издания, вплоть до его коренной модификации.
Помимо ответственного секретаря, в секретариат входят:
– арт-директор, отвечающий за дизайн издания (он же может называться главным художником или главным дизайнером);
– бильд-редактор, отвечающий за подготовку всех иллюстративных материалов;
– фотослужба – группа фотокорреспондентов,
– группа выпускающих редакторов, непосредственно занимающихся подготовкой и оформлением конкретных полос и номеров издания.
Ответственному секретарю подчиняются технические подразделения, входящие в службу выпуска: отдел верстки и корректорская служба. Он также может отвечать за группу специальных корреспондентов в случае, если они не приписаны к одному из профильных отделов редакции.
Одно перечисление обязанностей ответственного секретаря говорит о том, что эта фигура является одной из ключевых в любой редакции, поскольку именно ответственный секретарь обеспечивает устойчивость производственного процесса.
Пишущие журналисты объединены в творческие (профильные) отделы редакции, создаваемые по тематическому принципу. Их конкретные наименования зависят от тематического направления газеты или журнала. Например, для ежедневной общественно-политической газеты будут характерны отделы (редакции) новостей, политики, экономики, социальных проблем, культуры, спорта, преступности. Деловое издание будет структурировано по секторам рынка или видам деловой активности. Журнал, посвященный проблемам культуры, скорее всего, будет поделен на отделы, соответствующие видам искусства (театр, кино, живопись, музыка и т. д.).
Так, например, редакция ежедневной газеты «Коммерсантъ» включает следующие отделы:
Руководители отделов – заведующие или редакторы – как правило, наиболее опытные журналисты, обладающие не только творческими, но и организационными способностями. В их обязанности входит планирование работы отделов, распределение редакционных заданий между сотрудниками, привлечение к сотрудничеству внештатных авторов, редактирование подготовленных сотрудниками отдела и внештатными авторами материалов. При этом редактор отдела, особенно в небольших изданиях, продолжает активно писать.
Важную роль в управлении редакционным коллективом играет редакционная коллегия, создаваемая для обсуждения творческих вопросов и тематических планов издания. В нее входят, как правило, руководители редакции, все или многие руководители отделов и наиболее влиятельные журналисты. Решения редколлегии в необходимых случаях являются рекомендацией для главного редактора, но не могут подменять его административные полномочия.
Пишущие журналисты печатных СМИ подразделяются на корреспондентов, специальных корреспондентов и обозревателей.
Должность корреспондента – первая для большинства новичков профессии. В большинстве редакций корреспондент – наиболее универсальный с точки зрения тематики сотрудник, обладающий достаточным кругозором и использующий широкую жанровую палитру. Главное качество корреспондента – умение независимо от конкретной темы оперативно собрать информацию и изложить ее в форме журналистского произведения.
Специальный корреспондент – журналист, проявивший выдающиеся способности в глубоком изучении темы и талант в ее изложении. Преимущественные жанры спецкора – проблемный репортаж, расследование, очерк, требующие не просто талантливого пера, но и способностей к анализу, глубоких специальных знаний (психологии, экономики, права и др.), умения добывать информацию в условиях противодействия, высокой коммуникабельности, часто – мужества и самообладания. В отличие от корреспондента, работающего в профильном отделе, спецкор может не входить в состав какого-либо из отделов, а подчиняться напрямую главному редактору или ответственному секретарю. Второе отличие спецкора – самостоятельность в творчестве: специальный корреспондент, как правило, не ждет редакционного задания, а сам определяет темы будущих материалов.
Если для спецкора главное – метод создания журналистских произведений, то для обозревателя характерно глубокое знание какой-либо определенной темы. В основном обозреватели работают в аналитических жанрах (статья, обозрение, рецензия, комментарий). Как правило, обозревателями становятся опытные журналисты, долгое время специализирующиеся на освещении одной темы, склонные к анализу явлений и тенденций и способные прогнозировать их развитие. Многие обозреватели имеют не журналистское, а соответствующее их тематике высшее профильное образование (экономическое, военное, техническое и т. п.).
Особенное положение в среде пишущих журналистов занимаю собственные корреспонденты – творческие сотрудники издания, постоянно работающие в другом регионе или стране. Главное качество собкора – универсализм: от него требуются материалы на все темы – от политики до спорта и в любом жанре – от заметки до очерка. Важное свойство собственного корреспондента – умение смотреть на регион своего пребывания со стороны, адаптировать тексты для читателей, не знающих повседневной жизни, традиций, обычаев и особенностей региона или страны, знание информационную политику своего издания.
Внештатные авторы издания, как правило, подразделяются на три основные категории: к первой относятся начинающие журналисты, не находящиеся в штате редакции и выполняющие эпизодические редакционные задания или пишущие по собственной инициативе (к ним также относятся стажеры и практиканты), вторую составляют штатные журналисты других изданий, в третью входят специалисты в различных областях знания и деятельности, пишущих на профессиональные темы. Деятельность внештатных авторов в первую очередь расширяет стилистическую палитру издания.
Современный пишущий журналист, помимо аналитических и литературных способностей, должен владеть и активно развивающимися техническими средствами сбора и обработки информации, главным образом основанными на использовании компьютерных и цифровых технологий. В технический инструментарий газетчика входят:
– персональный компьютер, подключенный к локальной сети редакции и интернету;
– ноутбук с подключением к мобильному интернету.
Соответственно, для наиболее эффективного использования этой техники журналист должен владеть навыками работы с текстовыми редакторами, программами обмена данными, редактирования фотоизображений, сканирования, электронной почтой, базами данных. Понятие журналистского профессионализма включает и умение использовать возможности интернета для поиска и передачи информации. На повестку дня встает необходимость овладения журналистами настольными издательскими системами для самостоятельной верстки своих материалов: это становится актуально и экономически эффективно при использовании лаконичного, хорошо формализованного дизайна на тематических полосах изданий формата А3. При этих условиях современное программное обеспечение позволяет журналисту объединить процессы создания материала с его версткой, что сокращает затраты на персонал. Подобные примеры уже существуют в ряде изданий Европы (так построена, например, работа швейцарской ежедневной газеты Der Bund, выходящей в Берне).
Появление цифровой фототехники также привело к универсализации современного газетчика. Конечно, сама по себе фотокамера, насколько бы она ни была легка в пользовании, не заменит талант и профессионализм фотокорреспондента, однако в изданиях с ограниченными возможностями снимки, сделанные пишущими журналистами, уже стали хорошим дополнением к работам профессиональных фотокорров. А недостаток художественных качеств таких снимков вполне компенсируется их эксклюзивностью и информационной нагрузкой.
Как и на любом производстве, управление редакционной деятельностью строится на основе планирования. Естественно, что в различных изданиях оно имеют свои особенности. Однако в любом случае планирование является одним из важных этапов реализации информационной политики издания.
Тематические планы ежедневной газеты подразделяются на месячные, недельные и план номера. В месячном плане определяются главные направления содержания газеты (например, освещение подготовки к крупному мероприятию, призывной кампании, обсуждение законодательного акта, изучение острой социальной проблемы и т. д.). На содержание месячных планов оказывают влияние сезонные особенности, юбилейные даты, известные заранее проявления социальных процессов. Направления закрепляются за творческими отделами, ответственными выступают руководители отделов. Месячный план обсуждается и утверждается на заседании редакционной коллегии, проходящем раз в месяц.
Недельный план представляет собой перечень конкретных материалов, предполагающихся к публикации в определенные дни недели. Часть из них выделяются как потенциальные «гвозди» (главные темы номера). В недельном плане уже указываются исполнители – корреспонденты и обозреватели. Материал, указанный в недельном плане, становится редакционным заданием, выполнение которого является частью служебных обязанностей. Утверждается недельный план на еженедельной летучке.
План номера верстается на ежедневной утренней планерке, на которой окончательно определяются тема номера, распределение материалов по полосам газеты, включение в номер запасных полос, корректируется содержание номера в зависимости от информационной картины дня. На планерке выдаются оперативные задания сотрудникам по подготовке материалов, идущих в номер.
Последние коррективы в содержание номера с учетом поступающих новостей вносятся на вечерней планерке, как правило, проходящей под руководством ответственного секретаря или шеф-редактора с участием бригады выпуска. Серьезные изменения (замена главной темы, снятие из номера крупных материалов) согласовываются с главным редактором.
Аналогичным образом с поправкой на периодичность планируется содержание еженедельных и ежемесячных газет и журналов.
В формировании тематических планов участвуют все творческие сотрудники редакции: корреспонденты и обозреватели предлагают свои темы редактору отдела, предложения отделов сводятся в общередакционные планы, которые дополняются поручениями главного редактора, ответственного секретаря и других руководителей издания.
Тематическое планирование позволяет избегать дублирования в работе отделов, возникающего на стыке различных тем.
Вся работа редакционного коллектива по выпуску номера подчинена технологическому графику, определяемому временем отправки оригинал-макета номера в типографию. В графике, утверждаемом главным редактором или ответственным секретарем и являющемся внутренним нормативным документом, указываются окончание времени сдачи в службу выпуска оперативных материалов (т. н. dead-line), время подписания и записи поскрипт-файлов запасных и оперативных полос. Срыв этих сроков является нарушением производственной дисциплины.
На основе технологического графика планируется и работа центра верстки и корректорской службы. Секретариат распределяет между верстальщиками и корректорами объемы подготовки запасных (т. е. не планирующихся к включению в текущий номер) и оперативных (намеченных в текущий номер, как правило, содержащих главный материал номера и материалы, подготовленные на основе новостей дня) полос.
Естественно, что планирование невозможно без нормирования труда творческих сотрудников и технических специалистов редакции. Единых научно обоснованных норм по отношению к журналистам по понятным причинам не существует. Каждая редакция определяет их самостоятельно. В большинстве случаев нормой является определенное количество газетных (журнальных) строк или печатных знаков, содержащихся в опубликованных журналистом материалах за месяц. Некоторые редакции включают в норму также принятые, но не опубликованные тексты.
Размер нормы зависит от объема издания, количества штатных творческих сотрудников, уровня их квалификации. В среднем в газетно-журнальной практике норма выработки журналиста составляет 1,5-2 тысячи строк или адекватное им количество печатных знаков в месяц. Невыполнение этой нормы, не связанное с объективными причинами, является основанием для финансовых санкций (снижение или лишение премии) и дисциплинарного взыскания.
Нормирование труда журналистов – всегда предмет компромисса между количеством и качеством: очевидно, что завышенная норма заставляет газетчика «гнать строку», готовить много поверхностных информационных материалов, переписывать пресс-релизы, выдавая их за собственные тексты. Такая ситуация часто складывается в изданиях, по финансовым соображениям не способных содержать относительно большой штат пишущих журналистов.
Глубокий аналитический материал требует длительного поиска информации, общения со многими источниками ее, создания творческой концепции, стилистической шлифовки текста. Естественно, что создание такого материала требует гораздо больше времени. Поэтому во многих редакциях нормы выработки варьируются в зависимости от уровня профессионализма журналиста: чем выше его квалификационный статус и уровень мастерства, тем ниже количество обязательных строк. При этом цена строки для этих сотрудников гораздо выше, чем для остальных журналистов.
Оптимальное нормирование журналистского труда в печатных СМИ заключается в нахождении баланса между глубокими и яркими (аналитическими и публицистическими) и проходными материалами, на который оказывают влияние объем издания и его финансовые возможности.
С нормированием непосредственно связано формирование системы оплаты труда журналистов. Сегодня в редакциях газет и журналов приняты различные ее формы, но в основном они сводятся к следующим разновидностям:
– небольшой оклад плюс гонорар за опубликованный объем материалов;
– фиксированный оклад, выплачиваемый полностью при условии выполнения оговоренного в контракте объема;
– гонорар за опубликованный объем на основе договора подряда (применяется в редакциях, которые в целях снижения налогообложения формально увольняют своих сотрудников, продолжающих фактически работать в издании).
У каждой из этих форм оплаты труда журналистов имеются свои недостатки, влияющие на качество их труда, поэтому выбор конкретной системы зависит от менеджмента компании.
Важным элементом управления редакционным коллективом и обеспечения единой информационной политики издания является процесс прохождения материала. После написания текста журналист передает его руководителю своего отдела, который редактирует его с литературной точки зрения, исправляет смысловые ошибки и анализирует соответствие содержания текста принятой концепции издания. После внесения правок текст с визой руководителя отдела передается в секретариат, в котором аналогичную операцию осуществляет ответственный секретарь или выпускающий редактор. Только после визы секретариата материал направляется на верстку. В отдельных случаях, когда материал может получить особый общественный резонанс, материал читается и визируется главным редактором, который таким образом берет на себя часть ответственности за его выход в свет. Однако и завизированный материал перечитывается еще дважды: на этот раз его читают корректоры – первое чтение осуществляется по гранке, представляющей собой распечатку материала, набранного шрифтом принятых в издании гарнитуры и кегля, второе – по распечатанному макету сверстанной полосы после внесения указанных корректором правок. Конечно, задача корректоров – не контроль информационной политики, а недопущение в номер грамматических и орфографических ошибок.
В редакциях крупных изданий могут существовать и дополнительные стадии прохождения журналистского материала. Ими могут быть, например, т. н. re-writer’ы, переписывающие поступающие в редакцию материалы собственных и внештатных корреспондентов (подобную функцию могут выполнять и литературные редакторы): их задача – приведение таких текстов к стилистическим и смысловым стандартам, принятым в редакции. Иногда вводится контроль за наличием скрытой рекламы (т. н. «джинсы») со стороны рекламной службы газеты. Очень полезна, но крайне редко встречается служба проверки фактических данных (дат, имен, статистических сведений, исторических фактов и т. п.).
Окончательной фазой проверки является подписание номера. Формально в соответствии с федеральным законом это обязан делать главный редактор, на практике своей подписью отвечает за его содержание и оформление выпускающий редактор или ответственный секретарь. Порой функции выпускающего редактора выполняет дежурный по номеру, чьи обязанности по очереди выполняют все творческие сотрудники газеты. В некоторых изданиях дежурная бригада по выпуску номера включает и т. н. «свежую голову» – освобожденного накануне от работы сотрудника, который должен перед утверждением номера перечитать его полностью, дабы исключить ошибки, пропущенные в результате воздействия эффекта «замыливания взгляда».
Перед подписанием номера осуществляется общий контроль оформления выпуска: следует избегать появления двусмысленности при чтении стоящих рядом заголовков или от сочетания заголовка и расположенной рядом с ним иллюстрации к соседнему материалу, схожести заголовков, использования в них одинаковых выражений, названий и фразеологических оборотов. Каноны газетного оформления предостерегают от эффекта «взгляда с полосы», возникающего в случае направления взгляда персонажа снимка в сторону внешнего края газетного разворота. Проверяется соответствие подписей к снимкам, правильность даты и номера выпуска. Все эти несоответствия и ошибки, которые трудно заметить на стадии «сборки» номера из различных элементов, определяются при взгляде на сверстанные полосы издания.
Наряду с процессом прохождения материала важной формой ознакомления творческих сотрудников редакции с принятой информационной политикой издания и ее корректировками являются заседания редакционной коллегии и летучки. В их рамках, помимо обсуждения и утверждения тематических планов, проводится анализ допущенных в течение недели или месяца ошибок и недостатков, определяются лучшие журналистские публикации, что служит для сотрудников редакции критериями качества их работы. Эти заседания являются также удобной формой обратной связи.
2. Технология выпуска печатного СМИ
Современные технологии производства печатных СМИ основаны на повсеместном использовании информационно-компьютерных технологий.
Основные стадии подготовки и полиграфического производства газет и журналов включают в себя:
– набор текстов и «оцифровку» иллюстраций;
– макетирование, включая верстку материалов;
– запись постскрипт-файла и передачу его в типографию;
– допечатную обработку (цветоделение, цветопроба, создание форм, печать форм, подготовка пресса, цветобалансировка);
Первые три стадии осуществляются в редакции издания, остальные – в типографии.
Этот процесс начинается на рабочем столе журналиста в виде набора – переноса текста из рукописного или машинописного варианта в электронный, хотя чаще всего уместнее говорить о переводе текста из нематериальной (из головы) в материальную форму. Большинство редакций использует стандартные версии программ Microsoft Office, некоторые создают оригинальные программные продукты на базе настольных издательских систем и систем документооборота.
После процесса прохождения, описанного в предыдущей части, набранные тексты и иллюстрации в цифровом виде поступают в отдел верстки. Верстка представляет собой процесс размещения текстовых и иллюстративных материалов и элементов оформления на пространстве полосы в соответствии с разработанным секретариатом (службой выпуска) макетом. Последний является композиционным планом размещения материалов на полосе. Полосой в газетно-журнальной практике называется часть страницы определенного формата, занятая т. н. пробельным элементом, оставляющим отпечаток в процессе печати, т. е. текстами, иллюстрациями и элементами оформления материалами. Иначе говоря, полоса – это часть страницы без учета полей.
Все полосы и материалы оформляются в соответствии с принятым в издании моделью дизайна. Она определяет внешний вид издания. Главная цель дизайна – обеспечить удобство восприятия информации (в качественных изданиях) или наиболее сильное эмоциональное воздействие (в массовых изданиях).
Газетно-журнальный дизайн – это принятая в издании концепция оформления текстовых и иллюстративных материалов, основанная на взаимосвязи и взаимозависимости всех элементов, размещаемых на полосе. Такими элементами являются:
логотип – начертание названия издания,
гарнитура – вид шрифта,
кегль – размер шрифта в пунктах,
начертание шрифтов основных (применяемых для набора текстов) и заголовочных,
размер и место размещения фотоиллюстраций,
инфографика – представление различной цифровой и статистической информации в виде диаграмм, таблиц, графиков, карт, схем и рисунков,
соотношение площади текстовых и иллюстративных материалов,
количество и размер колонок текста,
пробелы между материалами,
применение линеек, «плашек» и «заливок» (часть полосы, запечатанная одним цветом), растра (поле периодически (линейный растр) или хаотически (стохастический растр) повторяющихся точек различной величины, создающих иллюзию плавных полутоновых переходов), «вывороток» (размещение текста белого цвета на черном или цветном фоне),
оформление названий рубрик, разделов и полос, подзаголовков и лидов, подписей к снимкам и текстам, и т. д.
В основе газетно-журнального макетирования лежит модульная сетка – разбивка полосы на минимальные доли, рассчитанные на определенное количество печатных знаков. Она позволяет легко определять площадь, необходимую для текста с известным количеством знаков, а также соотносить размеры элементов оформления и пробелы между ними.
Из западноевропейской и североамериканской газетной практики пришло понятие «таблоид», которое в России многими ассоциируется в с т. н. «желтой» или «бульварной» прессой. На самом деле таблоид является лишь определенным форматом издания, ориентированным на предоставление визуальной информации (много снимков и иллюстраций большого размера при минимуме текста). Издание таблоидного типа при этом может быть как «качественным», так и «популярным».
Еще одна доминирующая тенденция последних лет – переход газет на полноцветную печать (для журналов, за исключением научных и отраслевых, полноцветная печать характерна уже давно). Полноцветной печатью называется печать минимум в 4 краски, позволяющая воспроизводить цветные оригиналы (например, фотографии). В этом виде печати применяется 4 основных цвета, на которые делятся все изображения (система CMYK): голубой (Cyan), пурпурный (Magenta), желтый (Yellow), черный (Black).
Разработанная модель дизайна должна сочетать два качества: соответствовать требованиям художественного вкуса и быть технологичной, т. е. облегчать процесс верстки издания.
В большинстве современных изданий в качестве настольных издательских систем используются программные продукты PageMaker (наиболее удобна для ежедневных газет), QarkExpress (применяется при верстке еженедельных газет и журналов) и InDesign (оптимальна для верстки иллюстрированных журналов).
Файлы, содержащие полностью сверстанные и подписанные в печать макеты полос (оригинал-макеты), преобразуются в постскрипт-файлы путем добавления информации и команд, необходимых для управления фотонаборным аппаратом. В этом виде номер газеты целиком отправляется в типографию на диске или с помощью интернета.
Технологический процесс допечатной подготовки в типографии зависит от избранного способа и вида (одноцветной – с применением краски одного, как правило, черного цвета, или полноцветной) печати.
Способ печати, т. е. получения изображения путем нанесения красочного слоя на запечатываемый материал (бумагу, картон, пленку, жесть, пластмассу и др.) при помощи печатных машин, зависит от положения печатных элементов (на которые наносится краска) относительно пробельных. При размещении печатных элементов выше пробельных процесс называется высокой печатью, ниже пробельных – глубокой.
Однако в настоящее время основным способом печати газет и журналов является офсетный (от off-set – в данном контексте можно перевести как «без выступа»), при котором печатные и пробельные элементы находятся в одной плоскости. При офсетной печати красочное изображение с плоской печатной формы передается на промежуточную обрезиненную поверхность по принципу смачиваемости/несмачиваемости, которое затем передается на бумагу. Офсетный способ позволяет печатать в зависимости от типа машин за один проход бумажного листа через машину от 1 до 8 (12) красок.
При полноцветной офсетной печати допечатной подготовка, помимо других стадий, требует провести операции цветоделения, цветопробы и цветобалансировки. Цветоделение – это собственно процесс разделения цветного изображения на 4 основных цвета, хотя обычно под цветоделением понимают многоступенчатый процесс, конечным результатом которого является получение готовых «плёнок» (полноформатных диапозитивов).
Цветность принято обозначать цифрами, обозначающими количество цветов на лицевой и оборотной сторонах печатного листа: например, 4+1 (четыре цвета на лицевой и один на оборотной), 2+1, 4+4 и т. д.
С пленок (аналогичные, только без операции цветоделения, изготавливаются и при одноцветной печати) изображение переносится на специальные печатные формы, которые помещаются в печатные машины. При этом формы с полосами расставляются в печатной машине в таком порядке, чтобы после печати и фальцовки (фальцевания) получилась тетрадь с определенным расположением страниц. Этот процесс называется «спуск полос».
В ходе печати бумага в печатные машины подается в форме листов (как правило, при небольших тиражах) или с разматывающегося рулона (роля). Соответственно печатные машины носят наименование листовых и ролевых.
После выхода из печатной машины готовые тетради проходят фазу фальцовки, т. е. сгибания пополам с тем, чтобы на одной странице размещалась одна газетная (журнальная) полоса. Фальцовка осуществляется на специальных машинах или – при небольшом тираже – вручную.
Из печатного цеха готовый тираж перевозится в цех экспедиции, где он сортируется на партии, предназначенные для различных распространителей (дистрибьюторов) – организаций, занимающихся розничной продажей или доставкой изданий подписчикам.
3. Основы издательского маркетинга
Рынок печатных СМИ подвергается все усиливающемуся давлению со стороны конкурентов: электронных масс-медиа (телевидение и радио) с одной стороны и интернета – с другой. Авторы доклада «Российский рынок периодической печати, 2005 год. Состояние, тенденции и перспективы развития», подготовленного Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям России, отмечают, что «российский рынок печатных средств массовой информации… развивается достаточно динамично – и количественно, и качественно. Этому способствуют ряд причин: благоприятная экономическая ситуация в стране, либеральное законодательство о печати, быстрый рост рынка рекламы, стабильное повышение спроса на качественную печать, совершенствование технологий, отсутствие ограничений для иностранных компаний на владение российскими печатными СМИ и медиаактивами, приток в отрасль внутренних и внешних инвестиций».
В качестве основных тенденций развития издательского бизнеса отмечаются рост капитализации и инвестиционной привлекательности этого рынка, числа слияний и поглощений медиакомпаний, быстрое увеличение количества зарегистрированных печатных СМИ наряду с более чётким их позиционированием с точки зрения тематических и потребительских ниш, читательских и рекламных предпочтений потребителей.
Одновременно авторы доклада подчеркивают негативные явления: падение социальной значимости прессы, «старение» аудитории качественных изданий и рост потребительского спроса на чисто развлекательные издания, недостаточный уровень развития медиаизмерений рынка печати и отраслевой статистики о нём, экономическая и политическая зависимость значительной части российской периодики, особенно региональных и местных газет, от органов власти – их учредителей, других групп влияния, неуклонное повышение на медийном рынке информационной и рекламной роли онлайновых СМИ.
Общая выручка от реализации газет и журналов в России за 2004 года составила около 1,9 млрд. долларов США, в т. ч. доходы от подписки – более 520 млн. и от продажи в розницу – около 1 млрд. долларов США. Помимо этого, в виде рекламы в печатные СМИ было направлено примерно 1,25 млрд. долларов США. В целом размер рынка российской прессы в 2004 году составил более 3 млрд., размер инвестиций приблизился к 800 млн. долларов США.
На дальнейшее развитие этого сектор экономики отрицательно влияют такие объективные и субъективные факторы, как огромная территория страны, суровый климат, недостаточная развитость транспортных и коммуникационных систем, невысокая плотность населения, его низкая покупательная способность и т. д. Серьезным негативным фактором является слабая развитость сети розничных продаж печати, особенно в малых городах и сельской местности. Одновременно институт подписки в силу несовершенства и дороговизны технологий приходит в упадок.
По состоянию на 1 января 2005 года число зарегистрированных печатных СМИ в России превысило 46 тысяч наименований, в том числе, почти 26 тысяч газет, более 16,5 тысячи журналов и около 3,4 тысячи альманахов, сборников, бюллетеней. Эта цифра более чем на 40 процентов больше аналогичного показагода. Хотя следует иметь в виду, что число реально выходящих изданий значительно меньше: по оценке Российской книжной палаты, выходит в свет немногим более половины зарегистрированных изданий.
Одновременно количественный рост печатных СМИ, в первую очередь газет, в России давно не сопровождается сколько-нибудь адекватным ростом их тиражей и физических продаж. Более того, по данным TNS Gallup Media, число читателей сокращается даже у самых известных газет и журналов. Если в 2000 г. у ежедневной общероссийской прессы было 4,2 млн. читателей, то в 2005 таковых осталось около 3,4 млн. Правда, в настоящее время ситуация несколько стабилизировалась, а число читателей журналов и еженедельников (преимущественно развлекательных) даже увеличилось.
Эта тенденция – и отражение в том числе конкуренции со стороны он-лайновых масс-медиа. Наряду с исключительно интернет-изданиями все национальные и большинство региональных и локальных печатных СМИ имеют электронные версии. В разделе RuNet’а «Периодика и СМИ» насчитывается более 1700 сайтов, и эта цифра растет.
Одновременно одной из главных проблем российского издательского бизнеса является неадекватное отношение к нему со стороны как учредителей и акционеров медиакомпаний, так и со стороны их менеджмента. По оценке экспертов, если не учитывать чисто рекламные издания, доля прибыльных изданий составляет не более 10 процентов от общего числа зарегистрированных печатных СМИ. Причины этого – в контроле за СМИ со стороны государственных структур и финансово-промышленных групп, которые воспринимают масс-медиа исключительно как инструменты политического влияния, что исключает возможность их становления и развития как сектора бизнеса.
Однако следует иметь в виду, что это утверждение в первую очередь относится к общественно-политическим изданиям. Вместе с тем издательские проекты, ориентированные исключительно на достижение коммерческого успеха, развиваются гораздо динамичнее. Прежде всего, к ним относятся развлекательные, специализированные, рекламные издания, телегиды и т. п. Эксперты отмечают и быстрый рост количества и тиража т. н. бесплатных изданий и влияния их не только на рекламный, но и на информационный рынок.
В целом развитие газетного рынка в России на ближайшие годы, как прогнозируют эксперты, будет обусловлено следующими тенденциями:
– Количественная стабилизация рынка. Суммарный тираж газет и журналов вряд ли будут расти более чем на 2-3% в год. При этом уход с рынка обанкротившихся изданий будет компенсироваться открытием новых. Одновременно темпы прироста объемов рекламы в газетах, по прогнозу Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР), в гг., скорее всего, замедлятся.
– Увеличение объема изданий. Сохранить и увеличить свою аудиторию большинство общественно-политических газет пытается путем увеличения полосности, т. е. предоставлением большего объема и разнообразия информации.
– Переход на полноцветную печать. Обострение конкурентной борьбы на рекламном рынке вынуждает рекламодателя всё активнее использовать наиболее привлекательные виды печатной рекламы в изданиях повышенного качества (журналы, буклеты, рекламные многокрасочные вкладыши). Удерживать рекламодателей только количественными факторами (тираж) газетчикам с каждым годом становится сложнее. В связи с этим экспертами прогнозируется качественный рост на рынке газет, связанный с переходом большинства общероссийских изданий на цветную печать, что, в свою очередь, неизбежно подтолкнёт к аналогичному переходу на неё и большинства региональных газет. Предсказывается также стабильный рост производства рекламных газет, которые заинтересованы в красочности более других. Параллельно будет увеличиваться доля периодических изданий, распространяемых по персонализированной рассылке в комплекте с дополнительными материалами (цветные вкладки и вложения).
Во многом эти тенденции характерны и для журнального рынка России. В целом он успешно развивается как бизнес: об этом говорят нарастающая конкуренция во всех его сегментах, высокие темпы прироста журнальной рекламы, а также активный вывод на российский рынок русифицированных версий самых известных мировых журнальных брэндов. За пять лет () число журналов, зарегистрированных в Российской Федерации, фактически удвоилось. При этом в отличие от газет безусловными центрами журнального бизнеса являются Москва и Санкт-Петербург: почти 92% наименований и 98% совокупного годового тиража зарегистрированы и выходят в свет в российских столицах.
Эксперты полагают, что с ростом в стране среднего класса создаются дополнительные предпосылки для успешного развития массовых журналов с большими тиражами, в чём крайне заинтересованы и рекламодатели. Прогноз состоит в том, что конкуренция на рынке журналов в годах будет разворачиваться не столько в сфере увеличения тиражей и количества наименований, сколько в области улучшения качества содержания и полиграфического исполнения изданий, скорости его производства и доставки потребителю. При относительно стабильных тиражах, скорее всего, продолжится рост объема печатной массы журналов. Во всяком случае, анализ импорта журналов за последние годы свидетельствует: с 2001 по 2004 годы средний вес экземпляра импортируемого журнала вырос на 30%.
Лидерами по тиражам в 2004 году были кроссвордные журналы, доля которых на отечественном рынке составляет 15%. Вторую позицию занимают телегиды и журналы о кино (14,8%), а третью – женские и развлекательные журналы (более 14%). В целом сформировались рынки мужских журналов и журналов прикладной направленности: компьютерных, автомобильных, пишущих о дизайне и архитектуре и т. д. Все эти издания плотно насыщены рекламой.
На долю еженедельных журналов сейчас приходится около 60% годового тиража и треть годового объёма. Годовой тираж ежемесячных журналов составляет около 35%, а объём – более 60% журнального рынка страны. За исключением небольшого числа журналов-лидеров, тиражи основной массы журнальных изданий не превышают 50 тыс. экземпляров.
По мнению экспертов, в ближайшие три-четыре года с рынка всё активнее будут вытесняться журналы, которые живут исключительно за счет рекламы и не получают доходов от подписки. А в выигрыше окажутся те проекты, которые ориентированы не столько на увеличение оборота, сколько на качество и востребованность продукта рынком.
Анализ этих тенденций является неотъемлемой частью и первой стадией маркетинга при создании нового печатного СМИ. Обобщенно этот процесс можно разделить на следующие этапы:
1. Сегментирование рынка, т. е. определение целевой аудитории будущего издания, исходя из планируемой тематики, направления и формата издания. Первоочередными являются учет регионального, психографического (образ жизни, тип личности, социальный статус), поведенческого (повод для покупки, отношение к товару, готовность к его восприятию, осведомленность, заинтересованность), демографического аспектов.
2. Маркетинговое исследование рынка и аудитории, включающее: а) изучение основных количественно-качественных характеристик аудитории (территориальный анализ, демографический анализ, социальный анализ, анализ доходов, изучение и анализ структуры информационных потребностей), б) определение наличия и состояние конкурентов, в) оценка возможных объемов продаж тиража и рекламы, заинтересованных рекламодателей.
3. Определение модели СМИ, т. е выбор типа издания (газета, журнал), его периодичности, формата, стиля дизайна, характера содержания, других характеристик.
4. Определение экономической модели издания (бесплатное распространение плюс продажа рекламы; распространение по подписке и в розницу плюс реклама; финансирование из средств издателя).
5. Составление бизнес-плана, включающего следующие основные разделы: резюме – краткое описание цели проекта, описание СМИ – основные характеристики, наличие конкурентов в сегменте, описание имеющейся материальной базы и кадрового состава, производственный план – объемные показатели, финансовый план – смета доходов и расходов в динамике, маркетинг – план продвижения СМИ.
6. Изучение реальной аудитории – после запуска проекта в целях корректировки тематики, стилистики и иных характеристик в интересах увеличения объемов продаж.
Следует также иметь в виду, что издательский бизнес, как никакой другой, построен на творческом начале: издания с формально схожими характеристиками могут иметь совершенно различные результаты только потому, что различаются в нюансах: стилистике текстов, особенностях заголовков, неожиданных поворотах темы и т. д. Эти нюансы – при всей важности и значимости других факторов – определяются степенью таланта и профессионализма журналистов, создающих газету или журнал.
1. Редакция средства массовой информация представляет собой уникальное сочетание творческого характера журналистской деятельности с производственно-технологической дисциплиной. Социальная значимость журналистского труда подчеркивается особенностями его законодательного регулирования.
2. Производство продукции печатных СМИ основано на применении информационных технологий. Современная пресса все в большей степени ориентируется на полноцветную офсетную печать.
3. Российская пресса становится все более специализированной, большинство изданий стремятся к узкой тематической направленности. Общественно-политические газеты теряют читателей, одновременно растет аудитория развлекательных изданий. Главная задача издательского маркетинга – определить свою целевую аудиторию, отчетливо форматировать издание и найти стратегию продвижения издания на рынке.
1. Закон РФ «О средствах массовой информации», 27 декабря 1991 г.
3. Богачев рекламной площади в газете. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 139 с.
3. Васильева новости. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 190 с.
4. Ворошилов : Учебник. 5 изд. – М.: Изд. Михайлова, 2004. – 704 с.
5. Ворошилов и технология СМИ: Конспект лекций. – М.: Изд-во Михайлова, 2000. – 48 с.
6. Полвека газетного дизайна/Журналист. 2001. № 8.
7. Грабельников журналиста в прессе. Учеб. пособ. – М.: Изд-во «РИП-холдинг», 2003. – 274 с.
8. Гуревич газеты: Учеб. пособ.:– М.: Аспект Пресс, 2002. – 191 с.
9. Гуревич : Вчера, сегодня, завтра: Учеб. пособ. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 288 с.
10. Давтян основы функционирования редакции: Учеб. пособ. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 160 с.
13. Ныркова делается газета. – М.: Гендальф, 1998. – 66 с.
14. Российский рынок периодической печати, 2005 год: Состояние, тенденции и перспективы развития. Доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ. – М., 2005.
15. Самолетов делается газета? Учеб.-метод. пособ. – СПб.: Факультет журналистики СПбГУ, 1999. – 96 с.
16. Тулупов пресса: дизайн, реклама, типология. – Воронеж: ИНФРА, 1996. – 112 с.