что такое редакционная политика
Редакционная политика
Редакциóнная поли́тика — термин из области журналистики, описывающий многоуровневый комплекс принципов и предписаний (преимущественно формальных), лежащих в основе организации работы редакции средства массовой информации.
Обыкновенно, редакционная политика является некоторым практическим воплощением постулатов редакционного устава, однако, в условиях изменчивости внешних обстоятельств, может корректироваться ответственным лицом (например, главным редактором). Помимо формальной стороны, редакционная политика имеет нравственный аспект, выраженный в следовании моральным принципам, разделяемым редакторским составом и сотрудниками редакции.
Содержание
Функции редакционной политики
Редакционная политика может определять:
Кроме того, неотъемлемой и важнейшей частью редакционной политики является «кодекс корпоративной этики», охватывающий широкий перечень проблем, таких как вопросы взаимодействия с представителями иных СМИ, органами государственной власти, общественными институтами и потребителями информационного продукта.
Критика
Одним из наиболее заметных изъянов формализованного подхода к ведению журналистской деятельности выглядит тезис о репрессивном воздействии строгого производственного регламента на свободу принятия решений субъектами редакционной политики, свободу творческого и профессионального самовыражения автора. [источник не указан 574 дня]
В действительности, в условиях рыночной экономики, для частного издания, стеснённого жёсткими рамками редакционных постулатов, существует значительная угроза выпадения из реального информационного контекста, в виду неуниверсальности принятых профессиональных норм. [источник не указан 574 дня]
Плюсы редакционной политики
В условиях ограниченности кадровых и производственных ресурсов, структурирующая роль редакционной политики является фактором оптимизации деятельности, а также инструментом определения целей и доступных методов работы.
HR-контент: как составить редполитику для блога компании
Подготовка контента для карьерной странички, блога компании или раздела в интранете требует определенного умения. Если на вас возложена эта задача, то вы должны регулярно создавать качественные материалы, тестировать и выбирать форматы и эффективные каналы распространения. Вам нужно готовить статьи, которые будут интересны и полезны целевой аудитории: сотрудникам, соискателям, потенциальным кандидатам или клиентам компании.
Основа регулярности и качества – структурированный подход. Поэтому, если над контентным проектом работают больше двух авторов, если вы имеете четкое представление о том, какими должны быть статьи, то настала пора задуматься о составлении редакционной политики.
Какая польза от редполитики
Редполитика – это свод правил, руководство по подготовке контента для корпоративной редакции. Она содержит требования к тематике статей, стилистике, оформлению, вплоть до правил написания аббревиатур, и верстке текста.
Основная задача такого документа – унифицировать процесс подготовки текстов и других видов контента. Авторы с его помощью избавятся от повторяющихся ошибок, а у ресурса появится единый стиль и вид. Редполитика содержит ответы на многие вопросы и помогает новым авторам быстро подключаться к работе, а ответственному за проект меньше редактировать и ругаться с исполнителями.
С помощью редполитики структурируют накопленный опыт, документ постоянно совершенствуют в соответствии с изменениями курса. Не бывает шаблонных редполитик, их пишут под конкретный проект и дополняют полученными в процессе работы знаниями.
Когда не нужно писать редакционную политику
Описывать требования к контенту не нужно, если:
Вы только недавно приступили к работе над корпоративным контентом. Редполитика – это результат, описание накопленного опыта. С нее не нужно начинать работу. Когда набьете шишки и ясно поймете, к чему стремитесь, тогда и составляйте.
Вы в одиночку отвечаете за контент или у вас лишь один автор. В этом случае проще общаться с ним без бюрократии.
Вы не выработали четкой стратегии, не знаете, какие статьи нужны вашей аудитории, о чем писать в корпоративном паблике в Facebook или какие рассылки слать соискателям.
Вы создаете контент нерегулярно.
Как составить редполитику: от большего к меньшему
Для редакционной политики важна структура, она помогает не запутаться в информации, учесть большую часть ошибок в работе над контентом, помнить о требованиях.
Начать можно с общей информации, постепенно переходя к частностям. Например, грубо структура политики для контентной страницы в интранете может выглядеть так:
Общие данные: кто мы? Информация о ресурсе, в чем его польза для читателей. Кто целевая аудитория, описание, особенности. Основополагающие принципы работы, для чего этот проект.
Какой контент готовит редакция: виды, тематика. Полезное действие, что он должен давать читателям.
Как нужно и не нужно писать. Что допустимо, а что – нет.
Названия, аббревиатуры и оформление типографических символов (кавычки, тире и т.д.).
Работа с изображениями.
Порядок взаимодействия сотрудников редакции.
Составлять редакционную политику должен руководитель контентного проекта, главный редактор.
Примеры редакционных политик медиаресурсов
Работа с HR-контентом имеет свою специфику, однако не сильно отличается от работы с любыми другими материалами в СМИ в принципе. Поэтому при составлении редполитики корпоративной редакции можно воспользоваться наработками медиапроектов: посмотреть идеи, структуру и содержание. Редполитики некоторых изданий:
Итак:
Редполитика – небольшой документ с описанием проекта и важными требованиями к авторам контента. Если в редполитике будет два десятка страниц, сотрудники корпоративной редакции его просто не прочитают.
Задача редполитики – унифицировать работу с контентом.
Редполитика должна постоянно дополняться. В нее нужно вносить распространенные повторяющиеся ошибки, использовать опыт, накопленный в процессе работы.
Редполитика должна обладать четкой структурой.
Не начинайте работу над контентным проектом с редполитики. Она должна стать логическим продолжением вашей работы.
Не составляйте ее, пока четко не определите стратегию и критерии для контента.
Редполитика не нужна, если вы делаете контент нерегулярно или над проектом работают лишь двое.
Составлять редполитику лучше от общего к частному: начните с целей и полезности проекта, закончите вопросами оформления и взаимодействия сотрудников.
Для редполитики не существует шаблонов, ее составляют индивидуально для каждого проекта. Однако подсмотреть идеи можно в редполитиках крупных медиаресурсов.
Актуальные и интересные HR-кейсы в нашем Telegram. Подписывайтесь на канал!
Редакционная политика: зачем она блогу и как её составить
Если контент, который был использован для наполнения вашего сайта, оказался некачественным, то в первую очередь нужно винить в этом заказчика. Как правило, опытные копирайтеры справляются с поставленными перед ними задачами довольно легко, когда они понимают, чего хочет заказчик. И если ТЗ помогает разобраться в технических и структурных аспектах материала, то редакционная политика определяет всё остальное — стиль, слог, содержание и др.
В этой статье мы разберем, что представляет из себя документ с редакционной политикой и из каких элементов он должен состоять, кому она может быть полезна, а кому вовсе не подойдет.
Содержание статьи:
Закажите статью у лучших копирайтеров Биржи
Что такое редакционная политика?
Под редполитикой принято подразумевать рабочий инструмент для блога, который состоит из трех компонентов: брендбука, трудового договора и грамотно составленного ТЗ. При правильном использовании редакционная политика позволяет определить качество текстов на веб-ресурсе и рассказать, какие задачи должны быть возложены на редактора, а какие — на автора.
Если с сайтом работает один или два автора, то использовать редполитику вовсе не обязательно. Но вот когда редактору приходится работать с десятками авторов, этот инструмент становится просто незаменимым — редактор может легко контролировать качество статей и избавляет себя от необходимости тратить время на личный контакт с каждым копирайтером.
Зачем нужна редакционная политика
Использование редполитики направлено на решение 4 основных задач:
1. Систематизировать внутренний редакционный опыт.
2. Стандартизировать контент, придать сайту узнаваемый фирменный стиль.
3. Исключить ошибки копирайтеров, обусловленные «авторским видением».
4. Упростить работу для всех, кто отвечает за создание и выпуск контента.
> Читайте также наше «Интервью с Константином Рудовым — главным редактором блога «Текстерры»» — в нем мы поговорили о нюансах ведения контент-маркетинга в малом бизнесе и о его перспективах в будущем.
Когда не нужно писать редакционную политику
Если вы не можете четко ответить на два вышеуказанных вопроса, то и создавать редполитику пока не имеет смысла. Для начала определитесь со своими принципами и целями, а только потом, когда поймете, что созрели, — приступайте.
Правила составления редакционной политики
Старайтесь уделять внимание наиболее важным аспектам. Если вам попадаются малозначимые вопросы, то смело их выкидывайте, так как лишняя «вода» редполитике только вредит. Старайтесь делать редакционную политику не слишком длинной, но и не слишком короткой. Длинную вряд ли кто-то дочитает до конца, а короткая не позволит отразить все важные истины.
Структура редполитики
Чем ответственнее вы подойдете к процессу структурирования редполитики, тем проще вам будет находить нужные сведения в будущем. Кроме того, вы уменьшите вероятность возникновения ошибок при систематизации знаний и никогда не проглядите что-то важное.
Итак, какую же структуру должна иметь редакционная политика?
В состав редакционной политики входят наиболее сложные, досаждающие авторам рабочие моменты. Редполитика должна в обязательном порядке соответствовать тематике вашего сайта: если у вас автомобильный блог, то уделять внимание специфике составления кулинарных рецептов просто глупо.
Внимание! Редакционная политика пишется с расчетом на конкретный блог или сайт, поэтому об универсальности можете забыть. Кроме того, не стоит красть чужие стандарты: такой подход не принесет ничего хорошего. Уберите все лишнее, сделайте удобные для восприятия разделы, и структура редполитики сразу приобретет аккуратный вид.
Раздел 1. Идеология и цель
Задумайтесь над тем, каким вы хотите видеть ваше издание. Постарайтесь разграничить подходящие под выбранную вами концепцию статьи и те, которые ей противоречат. Работе по выделению целевой аудитории также нужно уделить особое внимание. Подумайте над тем, кто составляет львиную долю посетителей вашего сайта. Где они учатся и работают? Сколько им лет? Чем они интересуются? Получить ответы на эти вопросы крайне важно — это существенно сократит время, необходимое для выполнения доработок.
Нельзя забывать и о настроениях издания. Если вы ведете юмористический блог, то все тексты должны быть выдержаны в легком и ненавязчивом стиле. И наоборот, тексты для новостного сайта нужно писать в деловом нейтральном духе.
Помните, что пренебрежительное отношение к подбору настроений текстов может привести к тому, что контент вашего веб-ресурса так никогда и не привлечет внимание большого количества пользователей.
> Читайте также нашу статью «10 советов для блога, который не приводит клиентов», в которой мы рассказываем о том, что делать, если блог не выдает высоких показателей трафика и конверсии.
Раздел 2. Сайт и разделы
Для сайтов, имеющих несколько различных тематических рубрик, нужно описать специфику каждой. Автор не должен путаться в форматах статей из различных разделов: необходимо четко понимать, где находятся, например, кейсы, а где — фичеры.
Опытные специалисты по созданию редполитик рекомендуют уделять некоторое внимание техническим нюансам: это позволит быстрее разобраться в том, какие публикации подходят для размещения, а какие нет.
Раздел 3. Структура статьи
Создание любой качественной статьи подразумевает ее структурирование. Вы же не хотите, чтобы контент сайта не вызывал у пользователей ничего, кроме смеха и издевок, направленных в вашу сторону, правда?
В раздел редакционной политики, посвященный структуре, обязательно нужно вписать все структурные элементы: заголовки, абзацы, маркированные списки и т. п. Также не забывайте о ссылках и правилах подбора фото- и видеоматериалов.
Пример структуры статьи:
1. Заголовок.
2. Краткое вступление, посвященное теме статьи и аудитории, для которой она предназначена.
3. Подзаголовок H2.
4. Текстовой блок с двумя-тремя списками.
5. Заключение, в котором автор подводит итоги вышесказанному и пишет призыв к какому-либо действию (поставить лайк, купить товар и т. д.).
Разумеется, статья может иметь и более сложную структуру: тут все зависит только от ваших пожеланий и профессионализма автора.
Раздел 4. Слова и предложения
Созданию этого раздела нужно уделить особое внимание, так как именно в нем даются ответы на самые спорные филологические вопросы. И подвергается корректировке чаще всего именно этот раздел.
Здесь нужно постараться указать максимальное количество так называемых «трудных» слов: 1. Аббревиатуры: AIDA или Аида, ПК или PC?
2. Англицизмы: must die или маст дай, offline или оффлайн?
3. Терминология. Разрешить использование или запретить? Если терминология допускается, то в каком варианте — дефиниция или определение?
4. Сленг. Винт или жесткий диск? Жаба или JavaScript?
5. Жаргон. Протупить или допустить ошибку? Достать или надоесть?
6. Использование буквы «ё»: ёж или еж, слёзы или слезы?
7. Обращение к читателю: Вы или вы? Мы или я? Обращение от первого лица или от третьего?
Многие сайты стараются уделять особое внимание написанию компаний (Akella или «Акелла»), веб-сайтов («Гугл» или Google) и некоторых вещей (iWatch — «айВотч»). Старайтесь выбирать те варианты, которые будут максимально органично смотреться в тексте.
В обязательном порядке укажите правильный вариант написания вашей компании: название пишется кириллицей или латиницей, с кавычками или без и т. п.
Что дальше?
Помните — каждая новая статья, «свежий» тренд и формат подачи контента будут вынуждать вас пересматривать редакционную политику и принимать меры по ее корректировке. Пока веб-сайт существует и наполняется различным контентом, редполитика будет требовать дополнений.
По мнению экспертов, свою силу редакционная политика обретает только тогда, когда процесс ее исполнения тщательно контролируется. Вот тут-то и проявляется профессионализм редактора, которому приходится прилагать немало усилий, дабы его детище функционировало максимально эффективно. Да, добиться нужного результата порой очень проблематично, однако никто не говорил, что работать с редполитикой легко.
Помните, что ни один документ не заменит человеческое отношение — главным в материале остается польза для читателя.
Регистрируйтесь на eTXT, создавайте заказы согласно своей редакционной политике и развивайте бизнес вместе с нами!
Что такое редполитика и зачем она нужна сайту
Понятие редакционной политики приходит из журналистики. Не совсем понятно, зачем она нужна в блоге о поисковой оптимизации и продвижении. Но именно эта страница на вашем сайте может задать качественный импульс в ранжировании.
Редакционная политика — это свод принципов, определяющих подход к созданию контента. Здесь и далее мы оптимизируем все определения так, чтобы вы сразу могли понимать, как это относится к сайту.
Редполитика создается ответственным за онлайн-медиа человеком: часто владельцем или главным редактором. Помимо основных правил по работе с информацией, документ определяет нравственные нормы, которые разделяют все сотрудники: редакторы, дизайнеры, авторы.
Что определяет редакционная политика:
Редполитика также может содержать кодекс корпоративной этики, где прежде всего имеется в виду правдивость, точность и объективность информации.
Пока что слишком сложно и непонятно. Давайте конкретнее рассмотрим, что может сделать редполитика для сайта:
Какой должна быть хорошая редполитика
Простой и понятной
Ее будут читать авторы, оптимизаторы, маркетологи — все те, с кем вы будете сотрудничать, возможно, даже ваши клиенты. Поэтому лучше обойтись без сложных терминов.
Лаконичной
Чем длиннее документ, тем он скучнее и тем меньше шансов, что его осилят до конца. В то же время редполитика должна быть достаточной, чтобы объяснить все этапы работы с текстом.
Конкретной
После прочтения редакционной политики у автора, клиента, оптимизатора не должно оставаться вопросов. А в памяти должен отложиться четкий список хорошо и плохо, можно и нельзя.
Зачем вам редакционная политика на сайте
В последней редакции Инструкций по оценке качества сайтов Google указывает, что у качественного новостного или информационного ресурса должна быть утвержденная редакционная политика.
High E-A-T news sources typically have published established editorial policies and robust review processes. (pp 3.2)
Мы не знаем точно, как учитывается наличие такой страницы в ранжировании сайтов, но Google четко указывает, что у новостных сайтов с высоким уровнем E-A-T (компетентности, авторитетности и доверия) имеется редакционная политика.
Если вы хотите повысить авторитетность своего сайта, показать клиентам и партнерам серьезность подхода к работе, то редполитика вам нужна.
Редполитика также может повысить доверие читателей к вашему сайту, если вам удастся просто и доступно объяснить принципы отбора и проверки материалов, тем самым доказать, что вам стоит доверять.
Редполитика может стать тем самым главным отличием от конкурентов в выдаче, особенно в направлении новостных изданий, где выделить основные отличительные критерии качества весьма сложно.
Как создать редакционную политику
Не существует единых стандартов создания редакционной политики. Мы не станем умничать и давать рекомендации, как написать крутую редполитику. Ведь у нас у самих такой страницы еще нет. Но мы покажем вам несколько примеров известных онлайн-медиа. Возможно, вы найдете среди них то, что близко вам по духу и форме, и создадите собственную по образу и подобию.
А у вас есть редакционная политика? Поделитесь с нами в комментариях, что думаете об этом и может ли такая страница на сайте повлиять на его ранжирование.
Редполитика. Как, зачем и кому + FAQ для самых любопытных
По своему опыту хочу сказать, что далеко не всегда от копирайтеров вообще получается добиться нужного результата. Почему так? Конечно, половина зависит от самого автора: если человек «нулячий», сферу не понимает или включает режим «я художник, я так вижу», то перевоспитать или вырастить из него спеца — процесс сложный и неактуальный. А вот если все дело в неправильной постановке задачи, тогда решить вопрос можно малой кровью — созданием редполитики.
Редакционная политика — это НЕ инструкция по написанию хорошей статьи, где подробно разжеваны тонкости журналистики или копирайтинга. Это свод устоев и правил редакции, рабочий стандарт, пособие для преодоления трудностей и выхода из неоднозначных ситуаций, с которыми автор сталкивается в процессе написания. И уже из этого вытекает польза, которую редполитика может принести сайту.
Зачем нужна редполитика
Редполитика выполняет 4 задачи:
1. Систематизирует внутренний опыт редакции.
2. Стандартизирует материалы, формирует тот самый узнаваемый стиль сайта.
3. Не оставляет авторам возможности ошибиться и оправдывать это авторским видением, помогает писать сильные тексты.
4. Упрощает работу редактору, контент-менеджеру, корректору сайта — всем ответственным за выпуск контента.
Редакционная политика — не сухой свод законов, а реальные примеры из практики авторов, которые помогают справиться с подводными камнями, сделать крутой текст, точно соответствующий концепту ресурса.
Для редактора или контент-менеджера редполитика будет важным рабочим инструментом: она упростит работу и позволит сразу задать определенный стандарт, которому должен следовать автор. Если рассматривать ее со стороны контент-маркетинга, то это не менее важный документ, чем контент-стратегия. Если контент-стратегия задает направление, то редполитика помогает придерживаться этого направления и не отклоняться от курса.
Сила редполитики в практичности: она не только объясняет правила, но и помогает их применять, — Людмила Сарычева.
Кому нужна редполитика?
На самом деле, хочется ответить «всем», но это не вполне корректно. Не каждый маркетолог, контент-менеджер, редактор сумеет грамотно внедрить новый профстандарт в среду авторов. Все завязано на целях редакции и результатах, которые она хочет получить. Перед тем как браться за задачу, задайте себе два вопроса:
1. Какую цель вы преследуете, планируя создать редполитику?
2. К каким результатам хотите прийти?
Четкого ответа на эти вопросы нет? Значит, потребность в редполитике пока не сформирована. Если ответ абстрактен, в духе «чтобы писать лучше», важно задать себе следующий вопрос: как редполитика на текущем этапе поможет вам писать лучше? И тут кроется основной подвох.
Если концепция сайта/издания не сформирована четко, что часто встречается на начальных этапах работы, редакционная политика будет в принципе бессмысленна, см. подзаголовок «Зачем нужна редполитика». Ее цель — четкий регламент порядков редакции, организация единого формата с единым концептом, единой задачей и «единости» в целом. Пока издание не сформировало собственные принципы и цели работы, редполитика ничем не может помочь, так как ей практически нечего регламентировать.
В то же время ничто не мешает сделать «демоверсию» редполитики, своего рода общую инструкцию работы со спорными моментами. Позже ее можно будет трансформировать в полноценную редполитику, когда формат издания будет окончательно сформирован.
Общая рабочая инструкция для авторов в агентстве копирайтинга Hands with Pens
Крупные издания в какой-то момент сводят свои внутренние правила в книги. Правила разных издательств часто противоречат друг другу — это нормально. Главное, чтобы внутри издания соблюдались единые правила, — заметки с курса Ильяхова из блога Всеволода Устинова.
Структура редполитики
Это нормально, если редполитика начинается с одной страницы вордовского файла, где в пяти абзацах написано буквально «пишите нормально, пожалуйста». Сначала возле этого «пишите нормально» появится пара примечаний о том, что такое нормально; потом — как это нормально сделать. Появятся примеры и еще спорные моменты, и еще. Со временем придет пора структурировать массив материалов: скорее всего, вам захочется сделать это уже на второй-третьей странице сплошного текстового полотна про профстандарты.
В структурированной редполитике проще найти нужный ответ, систематизировать свои знания и не проглядеть что-то важное.
Примечание: в начале файла имеет смысл сделать структуру с перелинковкой на пункты разделов, если вы не хотите замучить авторов необходимостью скролить десятки страниц.
Структура с перелинковкой в редстандартах Тинькофф-журнала
Что должно быть в редполитике в целом
В редполитике отображают все спорные, сложные моменты, с которыми сталкиваются авторы в процессе работы. Редакторская политика должна относиться к реальности вашего сайта: если у вас кулинарный портал, нет смысла «на будущее» указывать правила написания азиатских и арабских имен, как это сделано в большей части редполитики The New York Times.
Важно, чтобы редакционная политика была ориентирована на конкретное издание, портал, блог. Она не может быть универсальной. В Догме — редполитике Ведомостей, — самый большой раздел посвящен работе с источниками. Если вы ведете информационно-полезный, а не новостной сайт, половина разделов Догмы вам не пригодится. В Тинькофф-журнале 18 страниц занимает раздел «Темы». Если ваши авторы работают по редакторскому плану, а не предлагают свои темы для статей, у вас его не будет. В методичке BBC один из самых крупных разделов — «Вред и правонарушения», что актуально для журналистов и не актуально для авторов, к примеру, Лайфхакера.
Не гонитесь за красивой формой и не пытайтесь сделать одинаковые по объемам разделы, внося в свой файл чужие стандарты. Они бессмысленны и только отвлекут автора при изучении. Все что не применимо практически в вашем издании — лишнее. Его надо выкинуть.
Важно! Приведенные ниже разделы — это пример из собственного опыта. Ваша редполитика может иметь совершенно другую структуру, содержать другие разделы или не содержать что-либо из указанных ниже. Помните про индивидуальность создания редполитики.
Раздел 1. Идеология и цель
Сначала важно указать принципы, не касающиеся «технической стороны вопроса»: о чем допустимо и недопустимо писать, каков концепт издания, что вы хотите доносить людям, какие темы табуированы. На информационно-полезных сайтах типа Моих Советов и Лайфхакера к этому пункту в 90% случаев относится политика, религия — это конфликтные темы, а если вы пишете для широкой аудитории (в примерах это все СНГ), то без скандалов не обойтись.
Для новостных порталов это правило не работает, однако даже Daily Nation в своей редакционной политике указывает:
Wording should be temperate and non-inflammatory
Формулировки должны быть сдержанными и неподстрекательскими.
Journalists working for the Group are expected to subordinate their individual political or religious views and to remain apolitical and neutral on religious matters in the course of discharging their official duties so as not to allow their political or religious affiliations or views to influence their editorial judgment.
От журналистов Nation Media Group ожидается, что их личные политические и религиозные взгляды будут отодвинуты на второй план, а сам журналист сможет оставаться аполитичным и нейтральным относительно религии в ходе выполнения служебных обязанностей, чтобы не допустить влияния политических и религиозных убеждений и взглядов на их редакторские суждения.
Тут же выделяется целевая аудитория; люди, для которых вы пишете. Кто они, почему (зачем) они читаю ваш сайт? Чем они занимаются и интересуются, если это влияет на контент, то сколько им лет, откуда они? Все эти вопросы важно осветить — сократит риск необходимости еще одной доработки.
Раздел «Идея журнала», пункт «Для кого пишем» в редстандартах Тинькофф-журнала
Настроение и стиль издания тоже указываются. Если ресурс сатирический, там нужна совершенно особая атмосфера текста. В духе, когда у вас издание по типу еженедельника Charlie Hebdo, автор четко должен понимать, что материал в стиле Медузы туда не подойдет. Если вы ведете сайт с полезными статьями для мам, материалы не должны содержать напоминать те же новости Ведомостей. И по аналогии.
Раздел 2. Сайт и рубрики
На сайте с несколькими рубриками важно описать специфику каждой, чтобы автор понимал, чем формат статей в раздел «Новости науки» отличается от рецептов в «Кулинарные эксперименты». Если для каждого раздела присущ свой формат (к примеру, для «Игр» только фичеры, для «Бизнеса» только кейсы), то этот раздел редполитики — место, где все подобные нюансы важно отобразить.
ВAIC News Editorial Policy это реализовано очень просто: после названия вида новости идет блок «Цель и контент», где описывается назначение и особенности материала для рубрики. Потом блок «Процедура» с порядком работы над контентом: как утверждается тема, собирается материал, какие правки может внести редактор и так далее. Последний блок — «Длина», тут указан минимальный и максимальный размер статьи.
Раздел «Контент» в редакционной политике The American Institute for Conservation of Historic & Artistic Works
Сюда же можно вписать технические возможности сайта: какие публикации/элементы статьи возможно разместить, а какие нет.
Раздел 3. Темы и идеи статей
Примечание: раздел актуален только для тех сайтов, которые принимают авторские темы.
Если в первом блоке вы базово рассказали про контент, то здесь важно предметно рассмотреть выбор идеи и ее конвертацию в приличный материал в итоге. Как придумать идею, как понять, что она хороша, как сделать из нее тему статьи — все сюда.
Вы придумали крутую идею. Теперь еще раз просмотрите Раздел 1 редполитики. Эта идея не касается табу, не нарушает принципы издания? Если «да», измените идею так, чтобы стало «нет». После этого оцените, насколько эта тема актуальна в целом, как ее можно раскрыть, насколько она узкая. Если надо — сузьте. К примеру:
Не «100 способов продвижения сайта», а «100 способов продвижения при помощи SEO, не считая текстов с ключами».
Не «Как правильно воспитывать и обучать ребенка», а «Какие книги помогут в воспитании ребенка-билингва в русско-итальянской семье».
Список интересных вам тем можно собирать в отдельный файл + кратко описывать общий курс сайта: куда мы пишем, а куда даже не смотрим. Так, к примеру, реализован этот раздел у MadCats.
Раздел «Условия публикации» на сайте MadCats
Раздел 4. Структура статьи
Любой материал должен быть структурированным, иначе получится что-то в духе: «Я настолько нелогичен, что конь стул 28».
В этот раздел редполитики важно вписать обязательные структурные элемент и их особенности. К ним относятся: заголовки, подзаголовки, абзацы, списки. Оформление линков, подбор фото/видео, правила создания скринов также имеет смысл указывать в этом блоке.
Пример структуры статьи:
2. Вступление: о чем статья, кому полезна, зачем ее читать.
4. Блок текста, при необходимости дополнительные подзаголовки Н3-Н4, списки.
5. При необходимости несколько таких блоков.
6. Итог. Резюмировать статью, написать призыв к действию (лайкнуть, поделиться, добавить в закладки — одно целевое действие на выбор).
Все пункты можно развернуть и описать более подробно, как это сделано в редполитике Тинькофф-журнала:
Раздел «Структура», пункт «Вложенная структура» в редстандартах Тинькофф-журнала
Раздел 5. Слова и предложения
По моим наблюдениям, этот раздел часто получается самым объемным, так как здесь сосредотачиваются все спорные филологические моменты. И именно этот раздел чаще всего дополняется.
Здесь уместно указывать все «трудные слова»:
1. Правила написания аббревиатур: SIM-карта или симкарта? Аида, АИДА или AIDA?
2. Англицизмы и другие заимствованные слова: офлайн, оффлайн или offline? Мастхэв или маст-хэв?
3. Терминология. Допустима или нет? Если «да», то дефиниция или определение?
5. Сленг и просторечия: тупить или медленно соображать? Кинуть/кидануть или обмануть?
6. Буква «ё»: емкость или ёмкость? Объем или объём?
7. Обращение к читателю: ты, вы или Вы?
Для многих сайтов актуально указывать, как правильно писать названия брендов или компаний (Нью-Йорк Таймс, «The New York Times», The New York Times), сайтов (Яндекс или Yandex), а также отдельных вещей типа Айфон/iPhone, Google/Гугл/Гугль. Выделите (это важно и обязательно!), как правильно писать название вашей компании/сайта: с кавычками или без, латиницей или кириллицей, с заглавной или прописной буквы.
Как использовать редполитику…
. чтобы не оказалось, что ее создание было лишней тратой времени
Когда автор приносит статью, которая не соответствует редакционной политике, у вас есть полное право вернуть ее на доработку. Редполитика — это должностная инструкция автора. Если текст не соответствует ей, автор не выполнил свою работу. Возвращайте авторам материалы, если они не соответствуют вашим правилам.
Редакционная политика — это библия на прикроватном столике каждого человека в редакции. Каждый копирайтер и журналист, контент-менеджер, редактор, корректор и все-все-все, кто работает над текстовым контентом на сайте должны четко это понимать. В противном случае разработка редполитики действительно будет провальным действием, на которое были затрачены ресурсы, а вот пользы по итогу ноль.
Из этого вытекает очень важный пункт:
Редполитику важно не только создать, но и привить ее использование каждому сотруднику.
Ответственным за это может быть и редактор, и контент-менеджер. Сваливать работу на стороннего специалиста или руководителя не имеет смысла: первый не поймет важность ситуации, второй хочет получить результат, оставляя процесс на усмотрение рабочей группы. Поэтому прежде чем браться за создание редакционной политики, подумайте, каким образом вы будете ее насаждать и какие меры принимать, если авторы будут игнорировать прописанные профстандарты.
Q: Кто должен делать редполитику?
А: Созданием должен заниматься человек, который отвечает в издании за качество готового контента, чаще всего это редактор. Он видит, с какими ошибками сталкиваются авторы, у него больше всего возможностей; именно редактор может совместить понимание процесса с видением результата.
Q: Как заполнять разделы?
А: Несколько раз замечаете одни и те же ошибки или отличающиеся версии слов у разных авторов? Внесите спорный момент в раздел и сообщите всем сопричастным про апдейт.
Q: Кто отвечает и следит за контролем?
А: Оптимальный вариант, когда это делает тот же человек, который разрабатывал редполитику, если он ушел — его преемник на той же должности.
Q: Почему можно и почему нельзя копировать чужую?
А: Можно — если вам важно прописать общий стандарт сразу, с первого дня работы сайта. Нельзя — если вы работаете уже некоторое время: в этом случае чужая редполитика может идти вразрез с уже имеющимися стандартами работы. Плюс, она будет оторвана от реальности редакции из-за специфики разных изданий — и разных редполитик.
Q: Когда работа над редполитикой заканчивается? (спойлер: никогда)
А: Каждая новая статья, новый формат подачи контента, новый топик и тренд — все они будут приносить новые спорные моменты, которые важно фиксировать в редполитике. Поэтому пока сайт живет и наполняется контентом, редполитика будет требовать дополнений.
Q: Я до этого нигде не сталкивался с редполитикой. Ее вообще кто-то делает, кроме пары указанных выше сайтов?
A: Делают, другой вопрос, что издания не публикуют внутренние стандарты редакции на главной странице. Редполитику Ведомостей, к примеру, можно найти на сторонних ресурсах, а на методичку ВВС я впервые наткнулась случайно, перейдя с главной сайта на About Us, потом в раздел Editorial guidelines, а уже потом на саму страницу Guidelines.
Плюс редполитика — не всегда редполитика. Часто ее собирают как условия публикации — так, к примеру, сделала Нетология с разделом «Условия публикации», который вмещает, по сути, стандартное наполнение редакционной политики.
Q: Окей, а коммерческая выгода от этого будет? Какую пользу изданию принесет редполитика?
А: Наличие редполитики прямо не влияет на коммерческую сторону вопроса. Косвенно тем не менее она все же может повлиять на успешность и доходность за счет улучшения качества материалов, стандартизации и создания единого стиля издания. Все это даст читателям хороший контент; хороший контент, в свою очередь, влияет на читаемость; читаемость — на популярность; популярность дает больше шансов привлечь инвесторов или увеличить доход другими способами (к примеру, рекламой).
Однако в сфере контент-менеджмента важно понимать, что просто писать хорошие материалы недостаточно. Их важно продвигать, популяризировать ресурс, делать его известным, а не ждать, пока известность сама свалиться с неба. Поэтому чисто ради коммерческого успеха нет смысла заморачиваться с редполитикой — это не сработает. А вот создать внутреннюю культуру — да, это реально. И это огромный плюс, который никогда нельзя скидывать со счетов.
Сильный контент не получится создать без вкладывания в него массы сил. Сделайте регламентированные профстандарты одним из инструментов в контент-маркетинге и создавайте крутые материалы для развития проектов и сайтов!