что такое речевые действия в русском языке
Речевое действие
Смотреть что такое «Речевое действие» в других словарях:
РЕЧЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ — РЕЧЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ. Действие, составляющее элемент речевой деятельности … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
речевое действие — действие, составляющее элемент реневой деятельности … Толковый переводоведческий словарь
Речевое действие или внутриречевое действие — (speech act and illocutionnary act) – любое социальное действие, выполняемое на основе произнесения (например, обещание, приветствие, просьба, согласие, проклятие) … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
РЕЧЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ или ВНУТРИРЕЧЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ — (speech act and illocutionnary act) любое социальное действие, выполняемое на основе произнесения (например, обещание, проклятие). Связанный особенно с философами Дж. Остином и Дж. Сирлем, анализ таких внутриречевых действий (и перлокутионарных… … Большой толковый социологический словарь
Речевой акт (речевое действие, речевой поступок) — элементарная, минимальная (далее неделимая) единица речевого поведения. Р. а., объединенные в единицы более высоких уровней (речевой шаг, цикл, взаимодействие), образуют дискурс. Теория Р. а. возникла в русле лингвистической философии и восходит… … Педагогическое речеведение
РЕЧЕВОЕ УМЕНИЕ — РЕЧЕВОЕ УМЕНИЕ. То же, что коммуникативное умение. Способность человека осуществлять то или иное речевое действие в условиях решения коммуникативных задач и на основе выработанных навыков (см. речевой навык) и приобретенных знаний. Р. у.… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
действие коммуникативное — ДЕЙСТВИЕ КОММУНИКАТИВНОЕ (от лат. communicare делать общим, связывать; общаться) форма обмена информацией, интеракция deductio, социальная перцепция. Коммуникативным является действие, осуществляемое в релевантной знаковой системе,… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Действие речевое — осуществляется как громкая речь или внешняя речь про себя, которые различаются по свей функции: сообщение чего либо другому или себе … Словарь-справочник по педагогической психологии
Действие речевое — осуществляется как громкая речь или внешняя речь про себя, которые различаются по свей функции: сообщение чего либо другому или себе … Словарь по педагогической психологии
Речевое действие (речевой акт) и типы речи
На предыдущих страницах мы рассмотрели понятие цели и выяснили, что, участвуя в речевом событии, человек сознательно или бессознательно стремится к ее осуществлению. Таким образом, говоря, он совершает поступок, действует. Еще древние утверждали, что «слово — вид дела». Это подтверждают и современные лингвисты (Дж. Остин, Дж. Сирл, Х. Грайс). Остину принадлежат следующее высказывание: «Слово есть дело». Итак, говоря, мы совершаем определенное действие, направленное на адресата. «Это действие, определяемое целью (намерением) говорящего, называется в неориторике и прагматике «речевой акт», «речевой поступок», «речевое действие». (21, 56). Очевидно, что речевые акты разнообразны и их существует большое количество. Ученые- лингвисты составили их классификацию, в основу которой и положили речевое намерение. В соответствии с речевыми целями (намерениями) говорящегобыли выделены типы речевых актов и типы речи.(См. таблицу 1).
ТИПЫ РЕЧЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ И ТИПЫ ДИСКУРСА
ЦЕЛЬ ГОВОРЯЩЕГО | ТИП РЕЧЕВОГО ДЕЙСТВИЯ | ТИП РЕЧИ |
1.Сообщить, информировать | Сообщение, информация | Информирующий |
2. Высказать и доказать и свое мнение | Убеждение | Аргументирующий |
3. Побудить к действию | Побудить к действию | Агитирующий |
4.Обсудить проблему, найти истину вместе с собеседником | Поиски смысла | Эвристический (гр. euriko — нахожу) |
5.Выразить свое видение добра и зла, прекрасного и постыдного | Оценка (похвала и порицание) | Эпидейктический (гр. — (deiknumi — показываю, приветствую) |
6.Доставить удовольствие себе и собеседнику самим процессом речевого общения | Игровые речевые акты | Гедонистический (гр. hedomai — радуюсь), или диатребический (гр. diatribe — провожу время) |
7. Выразить и возбудить эмоции, предложить свою «эмоциональную» картину мира | Эмотив | Поэтический, художественный |
Кратко поясним таблицу. В любой реальной речи осуществляется сразу несколько целей говорящего и, соответственно, выступает несколько речевых актов. Возьмем для примера фрагмент из речи Д. С. Лихачева на первом съезде народных депутатов СССР. «…Буду говорить только о состоянии культуры в нашей стране, и главным образом о гуманитарной, человеческой ее части. Я внимательно изучил предвыборные платформы депутатов. Меня поразило, что в подавляющем большинстве из них даже не было слова «культура»… Между тем без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют и социальные законы, экономические законы, не выполняются указы и не может существовать современная наука, ибо трудно, например, проверить эксперименты, стоящие миллионы, огромные проекты «строек века» и т.д.… О крайне низком состоянии культуры в нашей стране свидетельствует, во-первых, состояние памятников культуры и истории. Это перед глазами у всех, я не буду об этом говорить. Во-вторых, это состояние библиотек и архивов… В-третьих, состояние музеев, состояние образования, в первую очередь — среднего и начального, где закладывается культура человека».
Далее Д. С. Лихачев подробно останавливается на положении дел в перечисленных областях. В конце речи он дает конкретные предложения, которые помогут поднять культуру нашей страны и улучшить экономическое положение учреждений культуры: «Вы скажете, откуда взять деньги, чтобы повысить уровень жизни людей, чьи профессии обращены к человеку, а не к вещам. Я реалист. Рискуя нажить себе врагов среди многих своих товарищей, скажу. Первое. Надо сократить — и очень решительно — чрезвычайно разросшийся и хорошо обеспеченный административный аппарат всех учреждений культуры и министерств….» и т.д.
При анализе выступления Лихачева возникает вопрос, к какому же типу речи его отнести? Каковы намерения выдающегося ученого, общественного деятеля? Привлечь внимание депутатов к проблемам культуры, убедить их в том, что воспитание культурного человека — первоочередная задача общества, проинформировать об истинном положении дел в сфере образования, воспитания, побудить депутатов к конкретным действиям. Чтобы определить тип речи, надо выяснить, какое речевое намерение в выступлении преобладает, какого результата ожидает оратор. Если вы прочитаете речь Лихачева полностью (см.; «Русское красноречие / Авторы-сост.: Купина Н. А., Матвеева Т. В. — Екатеринбург: ИД «Сократ», 2002), то придете к выводу, что главная его цель — побудить депутатов к конкретным действиям.Отсюда следует вывод: тип речи— убеждающий, а точнее агитирующий.
В дальнейшем мы подробнее остановимся на информирующем, аргументирующем, эпидейктическом типе речи. Здесь же поясним гедонистический, или диатрибический. Возьмем для примера разговор приятельниц по телефону, разговор « ни о чем», то, что мы называем болтовней. «В этой ситуации речь самоценна, самодостаточна, направлена как бы «сама на себя» — это прежде всего инструмент совместного получения удовольствия: ничего нового ни один из собеседников не узнает; все оценки давно известны, единственное, ради чего предпринимаются такие дружеские беседы, длящиеся нередко часами, это установление общности эмоционального фона, «приятность», радость от эмоционального контакта, самоутверждение партнеров в качестве нужных, эмоционально важных друг для друга. Вспомните, как часты в беседах такого типа шутка (которая стороннему наблюдателю может показаться и не слишком остроумной), намек, занимательный рассказ о забавной ситуации… и т.д. — все то, что призвано доставить радость собеседнику» (21, 58).
Возвращаясь к таблице, подчеркнем, что в ней названы только те типы речевых актов, которые особенно важны в курсе общей риторики. В реальном, живом общении встречается множество разновидностей речевых поступков: получить помощь, завоевать сострадание, наказать и т.д. — но они не являются предметом наших рассуждений.
Кроме приведенной классификации существует множество других классификаций красноречия. Самая распространенная из них — жанрово-тематическая. (См. таблицу 2)
ОСНОВНЫЕ РОДЫ И ВИДЫ РЕЧИ (по Н. Н. Кохтеву)
Вид речи | Род речи |
Академическая | лекция вузовская, школьная научный доклад научный обзор научное сообщение научно-популярная лекция |
СУДЕБНАЯ | прокурорская (обвинительная) адвокатская (защитная) |
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ | доклад (выступление на съезде, конференции, собрании, заседании) парламентская митинговая военно-патриотическая дипломатическая агитаторская политическое обозрение |
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ | речь на приеме приветственная застольная (тост) надгробная |
ДУХОВНАЯ (церковно-богословская) | слово (проповедь) официальная церковная |
Описание этих типов речи вы найдете в учебниках Кохтева.
Мы же обратимся к речевой ситуации и к речевому поведению говорящего.
Говоря о речевом событии, нужно учесть еще один момент: компоненты речевой ситуации и сама речь должны соответствовать друг другу, составлять гармоничное единство.
Какие действия можно назвать речевыми
Ответ или решение 2
В русском языке существует понятие речевых действий. Их главным признаком является тесная взаимосвязь с речью. Она заключается в выражении мыслей, суждений, высказывании собственного мнения и так далее.
Речевые действия
Такие действия непосредственно связаны с воспроизведением информации. Она может быть выражена в устном или текстовом варианте. Конкретные речевые действия следует указать более подробно:
Таким образом, можно выделить три основных типа речевых действий. Это «говорить, писать, читать». Такие действия прямо считаются речевыми и относятся к ним безусловно.
Слушать, беседовать
Нередко указывается, что «слушать, беседовать» являются речевыми действиями. Однако к таким утверждениям следует относиться критически. Так, «беседовать» представляет собой разновидность действия «говорить». Ведь «говорить» включает в себя и «беседовать». Такие действия заключаются в общении с собеседниками. А «говорить» можно в виде монолога. Поэтому, понятие «говорить» охватывает понятие «беседовать».
Действие «слушать» также охватывается действием «говорить». Ведь собеседник неизбежно случает говорящего. Поэтому, необходимости в выделении в отдельные речевые действия «слушать, беседовать», нет.
Если тема касается устной речи, то к речевым действиям можно отнести: разглагольствовать, сетовать, беседовать, говорить, дискуссировать, интервьюировать, кричать, петь, сказать, шептать, выкрикивать, сообщать, заявлять и т.п.
Если затрагивается письменная речь, то: писать, печатать, набирать (текст) и т.д.
Некоторые относят к речевым действиям – думать, мыслить, но данные слова относятся к мыслительной группе.
Понятие о речевой деятельности. Речевые действия
Понятие речевой деятельности
Речевая деятельность – лишь один из видов деятельности людей и, значит, обладает чертами, общими с другими видами деятельности.
В самом общем виде понятие деятельности можно определить как специфически человеческую форму активного отношения к окружающему миру, содержание деятельности составляет целесообразное изменение и преобразование действительности. Следовательно, деятельность человека характеризуется осознанностью, как писал Алексей Никол. Леонтьев, регулируется психическим отражением реальности, т.е. человек должен воспринять что-то, представить, понять, удержать и воспроизвести в памяти.
Речевая деятельность психологически организована так же, как любая другая деятельность. Вместе с тем она обладает и собственными чертами. Рассмотрим специфические черты речевой деятельности.
1) РД включена в неречевую деятельность. Она развертывается ради нее и в этом отношении занимает подчиненное положение. Люди говорят друг с другом, чтобы скоординировать свои действия, чтобы изменить положение дел или свое состояние (состояние собеседника), получить информацию, недостающую для совершения каких-то действий или понимания чего-нибудь. Иногда, правда, люди уточняют смысл собственно высказывания, но и такие уточнения имеют своей конечной целью координацию внеречевых действий.
2) РД детерминирована внеречевой деятельностью. 3) РД сама по себе предстает как деятельность. Теперь остановимся подробнее на 2 черте РД.
В чем конкретно это проявляется детерминированность РД внеречевой деятельностью?
Во-первых, внеречевая деятельность детерминирует содержание и способы речевого общения: а) содержание речи направлено на совместную деятельность людей, а б) способ – это отбор языковых знаков и построение речевых высказываний, которые бы отвечали целям взаимодействия.
Во-вторых, это проявляется в том, что речь обусловлена общностью знаний о мире, общностью социального опыта (вспомните старика Хаттабыча), знанием языка, умением соотносить языковые единицы с реальным миром.
В-третьих, речевая деятельность детерминирова определенной коммуникативной ситуацией. Каждый говорящий осмысливает ее в рамках своего жизненного опыта и в соответствии с этим выстраивает общение.
3) Речевая деятельность сама по себе предстает как деятельность.
Иначе говоря, любое высказывание представляет собой продукт сложных действий говорящего человека.
1 и 2. Рассмотрим действия говорящего. Речевые действия побуждаются определенным мотивом, преследуют некоторую цель.
3. В сознании в связи с этим возникает замысел, который разворачивается в виде программы, или плана. Чтобы речевые действия могли совершиться, должны быть соблюдены прежде всего 2 условия: 1) собеседники должны быть готовы к участию в данном действии, т.е. у них должны быть общие интересы и 2) собеседники должны быть способны к восприятию средств и способов речевого воздействия.
4. Итак, собеседники должны располагать средствами для совершения Действий. Ими могут быть как языковые знаки, так и неязыковые.
5. Говорящий человек организует эти средства в соответствии с планом (программой), совершает тем самым определенные действия, т.е. подготавливает высказывание.
6 и 7. Затем осуществляет действия и контролирует результат, т.е. сличает свое высказывание с тем образом, который сформировался на этапе планирования. Рассмотрим действия слушателя.
Собеседник также является активным субъектом, он воспринимает речь и стремится понять мотивы и цели говорящего, совершая при этом сложные операции по извлечению смысла из материально воспринятых знаков (устных или письменных). При этом существенно, что он обладает своим опытом, в определенной мере отличном от опыта говорящего, своим психологическим складом, своими конкретными целями и задачами, которые, возможно, отличны от целей и задач говорящего. Поэтому понимание, интерпретация и реакция собеседника также представляют собой сложную речемыслительную деятельность.
Результатом взаимодействия собеседников может быть:
1) готовность к совершению неречевого действия, которое предполагается говорящим, или отказ от такой него;
2) ответное речевое действие (вербальное или невербальное).
Ответную реакцию воспринимает и осознает говорящий. И это побуждает его к ответным действиям.
2. Речевые действия.
Речевая деятельность, как и любая другая, реализуется в определенных действиях. Речевые действия обладают своей спецификой. Они могут быть систематизированы с учетом разных признаков.
1) По форме реализации: а) письменные (чтение, письмо), б) устные (говорение, слушание, или аудирование).
2) По характеру направленности действия: а) перцептивный (слушание, чтение), б) продуктивный (говорение, письмо), в) перцептивно-продуктивный (перевод).
Обратите внимание на то, что каждое речевое действие отличается от другого характером сигналов и механизмами кодирования-декодирования информации, или, иначе говоря, операциями, которые человек совершает со знаками. Какие же операции со знаками мы совершаем?
1) Воспринимаем знаки.
2) Производим сжатие информации в некоторые семантические блоки.
3) Интерпретируем высказывания в соответствии со своим опытом.
4) Соотносим знаки с действительностью, реальным положением дел.
5) Выражаем смысл явно (эксплицитно) или создаем подтекст (имплицитно). 6) Установлением возможные и допустимые соотношения между знаками одного языка или при переводе и между знаками разных языков и т.д.
Таким образом, собственно речевое действие представляет собой сложный многоуровневый процесс. «На поверхность» выходит лишь некоторая его часть и проявляется в виде организованного с помощью языковых знаков сообщения. О внутренних этапах действий говорящих можно судить по их внешним проявлениям, но сами они скрыты от непосредственного наблюдения и могут быть познаны лишь при соблюдении определенных процедур исследования.
Речевые акты
Речевой акт — отдельный акт речи, в нормальных случаях представляет собой двусторонний процесс порождения текста, охватывающий говорение и протекающие параллельно и одновременно слуховое восприятие и понимание услышанного. При письменном общении речевой акт охватывает соответственно писание и чтение (зрительное восприятие и понимание) написанного, причём участники общения могут быть отдалены друг от друга во времени и пространстве. Речевой акт есть проявление речевой деятельности.
В речевом акте создаётся текст. Лингвисты обозначают этим термином не только записанный, зафиксированный так или иначе текст, но и любое кем-то созданное (всё равно — описанное или только произнесённое) «речевое произведение» любой протяжённости — от однословной реплики до целого рассказа, поэмы или книги. Во внутренней речи создастся «внутренний текст», то есть речевое произведение, сложившееся «в уме», но не воплотившееся устно или письменно.
Содержание
Составляющие речевого акта
К. Бюлер выделял три составляющих речевого акта: «отправителя», «получателя», «предметы и ситуации» и соотносил их с определёнными функциями языка (в скобках приводятся названия функций по Р. О. Якобсону, см. след. абзац): экспрессии (эмотивная, «сосредоточенная на адресанте»), апелляции (конативная, ориентирующаяся на адресата) и репрезентации (референтивная, сообщение о действительности). См. Бюлер К. Теория языка.
Р. О. Якобсон добавляет к выделенным К. Бюлером компонентам речевого акта ещё три: контакт, код, сообщение, и называет соответствующие данным компонентам функции (фатическую, или контактоустанавливающую; метаязыковую, при реализации которой предметом речи является сам код-язык; и поэтическую). «Отправитель», «получатель», «предметы и ситуации» называются у Якобсона «адресант», «адресат» и «контекст» соответственно. См. Р. О. Якобсон. Лингвистика и поэтика (текст: Лингвистика и поэтика).
Виды речевых актов
Библиография
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Речевые акты» в других словарях:
Речевые акты. Опыт по философии языка — «РЕЧЕВЫЕ АКТЫ. ОПЫТ ПО ФИЛОСОФИИ ЯЗЫКА» произведение Дж. Сёрля (Searle J. Speech Acts. An Essay in the Philosophy of Language. Cambridge, 1969). В нем развивается направление в философии языка, ориентированное на описание языка как… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
ТЕОРИЯ РЕЧЕВЫХ АКТОВ — одно из направлений аналитической философии, созданное в конце 1940 х гг. оксфордским аналитиком Дж. Остином. Т. р. а. учит тому, как действовать при помощи слов, как манипулировать вещами при помощи слов (это дословный перевод основополагающей… … Энциклопедия культурологии
Речевая деятельность в психолингвистике: теория А. А. Леонтьева — В 1950 1960 е гг. время оформления психолингвистики как науки ключевым понятием отеч. психологии являлась «деятельность». Психологическая теория деятельности А. Н Леонтьева была транспонирована А. А. Леонтьевым на область языкознания и оформилась … Психология общения. Энциклопедический словарь
коммуникация повествовательная и драматическая — Франц. COMMUNICATION NARRATIVE ET DRAMATIQUE, англ. NARRATIVE AND DRAMATIC COMMUNICATION, нем. DRAMATISCHE KOMMUNIKATION. В соответствии с теорией коммуникации, коммуникацию в любом повествовательном тексте можно представить следующим образом: О4 … Постмодернизм. Словарь терминов.
Речевой акт — – способ выражения речью того, что индивид намерен сообщить или сделать с помощью слов. Наиболее распространёнными речевыми актами являются: 1. комиссивы (класс речевых актов, в которых индивид принимает на себя некие обязательства, например, это … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ХАБЕРМАС — (Habermas) Юрген (р. в 1929) немецкий социальный философ и социолог, концепция которого выступает рубежной точкой поворота неклассической философии от модернизма к постмодернизму (см. Модернизм, Постмодернизм). Ассистент у Адорно в Институте… … История Философии: Энциклопедия
ХАБЕРМАС (HABERMAS) Юрген — (р. 1929) немецкий социальный философ и социолог, концепция которого выступает рубежной точкой поворота неклассической философии от модернизма к постмодернизму ( Модернизм). Ассистент у Адорно в Институте социальных исследований (Франкфурт на… … Социология: Энциклопедия
ХАБЕРМАС Юрген (р. в 1929) — немецкий социальный философ и социолог, концепция которого выступает рубежной точкой поворота неклассической философии от модернизма к постмодернизму (см. Модернизм, Постмодернизм). Ассистент у Адорно в Институте социальных исследований… … История Философии: Энциклопедия
Речь — Речь конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения,… … Лингвистический энциклопедический словарь
СЕРЛЬ Джон — (Searle, John) (р. 1932), американский философ. Родился 31 июля 1932 в Денвере (шт. Колорадо). Получил образование сначала в университете Висконсина, затем в Оксфорде, где его учителями были Джон Остин и Питер Стросон. С 1959 профессор… … Энциклопедия Кольера