что такое реализм и номинализм в средневековой философии
Номинализм и реализм
Истоки и идейные основы средневековой философии. Проблема веры и разума. Реализм и номинализм.
Идейные основы средневековой философии.Философия средних веков принадлежит к эпохе феодализма. Исторически она занимает почти 10 веков (V-XV н.э.), хотя корни этой философии уходят еще в дохристианский период (I-IV вв. н.э.). В этом смысле всю европейскую философию средневековья принято разделять на два периода – патристики (I-V вв.) и схоластики (V-XV вв.).
В целом средневековая философия возникает как синтез двух начал: классического наследия античности (идеи Платона и Аристотеля) и идей христианского предания (Библейские писания).
Особенности возникновении средневековой философии:.
ТЕОЦЕНТРИЗМ – Бог центральное понятие и главная реальность.
КРЕАЦИОНИЗМ – идея творения Богом мира и человека из ничего.
ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ – участие Бога в судьбах мира и человека.
БОЖЕСТВЕННОЕ ОТКРОВЕНИЕ – знания человека о мире и себе есть результат открытия Богом своих тайн. ПАТРИСТИКА – буквально означает учение отцов церкви. Основные представители: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский («три святителя»), Августин Аврелий (Блаженный).
СХОЛАСТИКА – Это тип религиозной философии, характеризующейся принципиальным подчинением первенству теологии, религии, соединением догматических, религиозных идей с рационалистической методикой. Основные представители – Альберт Великий, Фома Аквинский.
Проблема веры и разума.В европейской средневековой философии очень остро стоял вопрос о наилучших методах обоснования и защиты религиозной догматики. В то время сложились два основных подхода к решению данных проблем. Один из них отдавал предпочтение вере. Только вера является основным источником знания, и она должна предшествовать пониманию. «Верь, чтобы понимать». Разум же является помехой на пути к Богу. «Мудрость мира сего – есть безумие перед Богом». Отсюда, «Верую – ибо абсурдно». Такой подход культивировал слепую и бездумную веру.
Представители другого подхода наоборот были сторонниками сознательного восприятия религиозного вероучения, опирающегося не только на авторитет, на веру, но и на подкрепленные разумом, (разумные) доводы. Они стремились поставить разум на службу вере. «Разумею, чтобы уверовать» (Августном Аврелием, Ибн-Рушд, Фома Аквинский.)
РЕАЛИЗМ – учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, унивкрсалии, а не единичные предметы. Универсалии существуют до вещей, как мысли, идеи в божественном разуме, поэтому познание возможно только с помощью разума, только разум способен постигать общее.
Реализм и номинализм
Смысл Средневекового спора между реалистами и номиналистами сводился к следующему: являются ли идеи (универсалии) реальными сущностями, либо же они – лищь продукт нашего сознания?
Первый подxод, основанный на представлении доминирования общего над конкретным, означает, что видимый мир – это не более, чем проекция метафизическиx идей, которые суть – мысли Бога о мире. Реалисты говорили: «universalia sunt realia» (универсалии (идеи) реальны).
Спрос этот воспроизводится от эпоxе к эпоxе. В античности позицию, близкую Средневековому реализму занимал Платон, а Демокрит с его единичными атомами – «номиналист» своего времени.
В Новое Время, и в современности эта разница в подxодаx проявляется в противоположности xолизма и эмпиризма, сторонников системного подxода к вещам и сторонников «процессуальности», основанной на эмпирическом восприятии мира..
Xристианство, пока оно всерьез занималось теологией, оказалось поставленным перед противоречием: признать крайний реализм в платоновском понимании – значит отказаться от идеи свободы воли людей, от идеи достижения своими усилиями совершенства; признать номинализм – значит де-факто отказаться от идей провиденциализма, предопределения.
Наиболее взвешенную позицию в этом споре занял Фома Аквинский, создавший т.наз. «умеренный реализм», оставлявший место и деятельности Провидения, и свободному творчеству человека. Его кредо было: «Универсалии (идеи) до вещей – Универсалии в вещаx- Универсалии после вещей».
Номинализм и реализм в схоластической философии средневековья.
Во время господства христианства главным направлением в развитии философии была так называемая схоластика (от латинского schole). Это философия, преподававшееся в школах, а с середины XII века и в университетах.
Одни утверждали, что существуют три отдельных бога — Отец, Сын, Святой Дух, а Бог — это просто общее имя — номин для всех троих [как фамилия у людей]. Тех, кто так считал, назвали номиналистами.
Другие же утверждали, что Бог существует реально. Их назвали реалистами.Но им нужно было ответить на вопрос, кто же Отец, Сын и Святой Дух. Реалисты считали, что это — три лица, три ипостаси, которыми нам является один и тот же реально существующий Бог.
Впоследствии слово «Бог» был заменен понятием универсалии, а вопрос стал звучать так: как соотносятся универсалии и единичные вещи? Например, спорили: что появилось вперед — лошадность или лошади? Номиналисты утверждали, что вначале появились лошади, а затем понятие лошадности. Номиналисты считали, что все общие понятия лишены объективного значения. Они — термины, знаки. Вне ума все вещи единичны. Реалисты, наоборот, утверждали, что вначале идея лошадности появилась в голове Бога, а потом он создал лошадей.
Впоследствии был сформулирован современный философский вопрос: как соотносятся общее и единичное? И сегодня при ответе на этот вопрос философов можно разделить на номиналистов и реалистов.
Еще в античности все варианты решения этого вопроса были рассмотрены. У Платона общее существует до вещей как идея. У Аристотеля общее существует как форма в единичных вещах. Схоласты только повторили эти варианты. Это значит, что этот вопрос для философии является вечным.
Наиболее выдающимся реалистом был Фома Аквинский (1225-1274). Он из итальянского графского рода. Был профессором в Париже. Член ордена доминиканцев. Причислен к лику святых.
Цель учения Фомы — показать, что вера и разум не различны, а образуют единство, гармонически согласуются между собой. Двигаясь к истине, разум может вступить в противоречие с догматом веры. По мнению Фомы, в этом случае ошибается разум, так как в божественном откровении ошибок нет. Но философия и религия имеют общие положения, поэтому существуют и истины разума, и лучше понимать, чем просто верить. Есть истины, которые недоступны рассудку, а есть истины, которые он может достичь. Например, о том, что Бог есть. Но постигать эту истину трудно. Для тех, кто не хочет взять на себя этот труд, Бог проявил милосердие и спасительную предусмотрительность, приписав принять на веру и то, что способен исследовать рассудок. Теперь каждый может быть причастен к Богу.
В философии Фома опирается на Аристотеля. Основные понятия у него — это возможность (материя) и действительность (форма, которую приняла материя). Форма может существовать без материи, но для телесных вещей природного мира необходимо соединение формы и материи.
Сущность и существование реально совпадают только в Боге. В остальных вещах сущность отличается от существования.
Единство веры и разума у Фомы достигается доказательством бытия Бога. По его мнению, бытие Бога, коль скоро оно не является самоочевидным, должно быть нам доказано через свои, доступные нашему познанию средства.
Фома приводит пять доказательств.
1. Из понятия о движении.
Не подлежит сомнению и подтверждается чувствами, что в этом мире нечто движется. Но все, что движется, имеет источник движения. Следовательно, должен быть перводвигатель, так как не может быть бесконечной цепи движущих предметов. Другого не может быть, так как само ничто не движется: посох сообщает движение, так как сам движим рукою. А перводвигатель — это Бог.
2. Из понятия производящей причины.
Каждое явление имеет причину. Поднимаясь по лестнице причин, мы приходим к мысли о необходимости существования Бога, как верховной причины всех реальных явлений и процессов, ибо невозможно, чтобы вещь была своей собственной производящей причиной. А если бы ряд причин уходил в бесконечность, то не было бы и конечного следствия. А это ложно.
3. Из понятия возможности и необходимости.
Люди видят, что вещи возникают и гибнут. Рано или поздно они перейдут в небытие. Но если все может быть, а может и не быть, то когда-нибудь в мире ничего не будет. Если это так, то уже сейчас ничего не должно быть. Но так как не все существующее случайно, значит, в мире нечто должно быть необходимо, которое должно иметь внешнюю причину своей необходимости. А так как не может быть бесконечности, значит необходимо полагать некую необходимую сущность — Бога.
4. Из различных степеней в вещах.
Люди находят в вещах совершенные, истинные. Но насколько они лучше, мы можем говорить, если имеется приближенность к какому-либо пределу. Значит, то, что обладает этим предельным качеством, имеет причину этого качества. Так, огонь есть причина всего теплого. Значит, есть некоторая сущность, которая есть причина для всех сущностей. Это Бог.
5. Исходя из распорядка природы.
Все предметы, лишенные разума, подчиняются целесообразности. Все их действия направлены к наилучшему исходу. Отсюда они достигают цели не случайно, а будучи ведомы сознательной волей. Поскольку же сами они лишены разумения, они могут подчиняться целесообразности, лишь поскольку их направляет некто одаренный разумом. Значит, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе. Это Бог.
Как видим, первые три доказательства основаны на убеждении, что бесконечности нет. Признание ее существования сразу же делает эти доказательства неверными. Четвертое доказательство опирается на то, что само нуждается в доказательстве: почему нужна причина сущности. Пятое доказательство основано на убеждении, что все неразумное не существует. А это надо еще доказать. Но даже если все доказательства Фомы Аквинского неверны, это не может служить опровержением существования Бога.
В схоластике XI—XIV веков отчетливо выступают два главных направления: номинализм и реализм, боровшиеся между собой на протяжении нескольких столетий по вопросу о сущности общих понятий (род, вид), или так называемых универсалий. Номиналисты и реалисты вели спор о том, могут ли быть общие понятия вторичными, т.е. представляют ли они собой продукт деятельности мышления, или же они они первичны, реальны, существуют самостоятельно. Номиналисты Схоластики, которые утверждали, что общих понятий реально не существует и они вторичны, представляют собой лишь названия определенных групп предметов и явлений природы, то есть только имена, стали называться номиналистами (лат. nomina — имена). По мнению номиналистов, реально, объективно существуют лишь дискретные предметы и явления с их личными свойствами, общие же понятия являются результатом абстрагирующей деятельности человеческого мышления. Номиналисты учили, что если бы не было материальных, реально существующих предметов и явлений природы, то не существовало бы и общих понятий, в которых мышление человека отражает самые существенные общие черты, специфичные для той или иной совокупности материальных вещей. Номинализм представлял собой основу, росток материалистического направления в схоластике, был специфическим выражением материализма в философии средневековья. Признание номиналистами объективного существования предметов и явлений природы так или иначе приводило к расшатыванию церковной догмы о первичности духовного и вторичности материального, подрывало религиозный миф о сотворении природы богом, ослабляло незыблемый в то время авторитет церкви и реальность Священного писания. Реалисты В противовес номиналистам реалисты (лат. realis — вещественный) утверждали, что общие понятия по отношению к индивидуальным понятиям, характеризующим природу, являются первичными и существуют реально, сами по себе. Будучи ярко выраженными идеалистами средневековья, реалисты вслед за древнегреческим идеалистом Платоном доказывали, что общие понятия существуют независимо от обособленных индивидуальных вещей материального мира, т.е. независимо от мыслей человека. Эти понятия, по их учению, обладая самостоятельным бытием и являясь первичными, существуют вечно. Предметы же природы являются вторичными, представляют собой только формы проявления общих понятий. Единичные предметы и явления природы, говорили реалисты, в отличие от вечных общих понятий являются преходящими. Реализм был философской основой ортодоксального католицизма, господствующим направлением в схоластике.
Номинализм и реализм – два основных направления средневековой философии
В условиях феодального строя церковь была самой мощной политической организацией, владевшей не только огромными богатствами в виде земли и ценностей, но монопольным правом на идеологию. Школы всецело находились в руках духовенства. Философия, право были поставлены на службу религии, церкви. Христианство было признано государственной религией, а христианские богословы стремились обосновать религиозные догматы, дать им теоретическую, философскую базу.
Период разработки и защиты отцами церкви основ христианской догматики обычно называется патристской. Представители: Климент Александрийский, Тертуллиан, Августин. Их девиз: «Нам после Христа не нужна никакая любознательность. После Евангелия не нужно никак. Говоря о его исследования: Верую потому, что абсурдно».
К IX-X веку окончательно оформляется философия христианского феодализма – т.н. школьная философия схоластика. Схоластическая философия выполняла роль служанки теологии. Назначение схоластической философии – обоснование, систематизация и защита церковной идеологии. Теоретическими источниками схоластики были теология, философия Платона и часть философской школы Аристотеля, слабости которой приспособлены для их целей.
Со временем схоластика сделалась синонимом формализма софистических трюков, символом отрыва от жизни.
В этих сложных условиях философская мысль жила и пробивала себе дорогу. Это выражалось в борьбе между «номинализмом» и «реализмом». Этот ожесточенный спор имел в своей основе весьма серьезную проблему о природе общих понятий или как тогда выражались «универсалий». Как же решался этот вопрос?
Номинализм. (nominalis – лат.). Это направление в средневековой философии, которое настаивало на реальности лишь единичных вещей, а общие понятия считало лишь названиями, именами, которые люди присваивают отдельным явлениям. Универсалии существуют не до, а после вещей. Номиналисты считали, что общие понятия об отдельных вещах создаются нашим мышлением, не существуют независимо от вещей и не отражают их качеств. Они отрицали существование общего в окружающей действительности.
В совей сути номинализм был реакцией на крайний идеализм христианского вероучения. номинализм был выражением эмпирической медицины, которая направляла философию на исследование реальной природы и по Марксу был «……первым выражением материализма» (Маркс и Энгельс т.2 – ст.142, святое семейство).
Но номинализм содержал элементы субъективизма, т.к. с одной стороны общие понятия объявлялись произведениями ума, лишенными значения в объективной реальности, а с другой стороны игнорировались реальные связи вещей. Мир объявлялся разрозненным, всякая его общность объявлялась субъективной характеристикой ума.
Представителями номинализма был Дунс Скотт (1265-1308), Уильям Оккам (1300-1350гг), последний выдвинул учение о роли интуиции и фактов опыта в познании. И выдвинул принцип экономии, простоты объяснения но не в ущерб истине, а в ущерб схоластики. К ним же относится Жан Буридан (XV в) занимаясь физикой, механикой, астрономией Буридан выдвинул учение о свободе воли. Свободны у человека и душа и воля и рассудок. Стоя перед лицом равных противоположностей человек может в силу свободы воли выбрать любую при решающей роли рассудка.
Авиценна (980-1037) родился под Бухарой, таджик. Врач, это ученый энциклопедист, научное наследство 420 работ. Главные из них «Книга исцеления» и «Канон врачебной науки» До сих пор их читают. Как философ он противоречив. Отрицая сотворение мира и начало его во времени, он одновременно утверждал, что мир возник путем эмансипации, истечения из божества. Мир вечен как и Бог. Видимо пытался диалектически объединить и материализм и идеализм.
Поэтому в решениях он был дуалистом. Считал началом 2 бытия, 2 субстанции: матер. и идеолог. После истечения из Бог а природа развивается самостоятельно, она движется во времени и подчиняется закономерностям, в которые Бог не может вмешиваться. Все причинно обусловлено и связано. Говоря о значимости наук, он считал, что и религия и философия имеют право на существование, но философия должна быть независима. Его волновали и проблемы биологии. Он изучал жизнь животных, растений, особенно лекарственных. Он интересовался и таким вопросом как происходит перерождение растений в животное.
Он также считал, что никакая астрология не может помешать или предсказать осуществлению естественных законов природы. Он рассматривал медицину, как науку, познающую состояние тела человека, поскольку оно здорово, или утратит здоровье, для того чтобы сохранить здоровье и вернуть его, если оно утрачено. В труде «Канон врачебной науки» особые разделы посвящены профилактическим мероприятиям направленным на предупреждение болезни, описано анатомия, хирургия. Он также гениально предсказал существование невидимых возбудителей заболеваний. Эти возбудители передавались через воду и воздух. За огромный вклад в философию и развитие медицины его называли «князем философии» и «князем врачей».
Другим направлением средневековой философии был реализм – от лат. realis, вещественный. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, универсалии, а не единичные предметы. Идейными истоками реализма было учение Платона об идеях как первичной реальностью. Христианский реализм исходил из того, что идеи-образы находятся в божественном разуме. Крупнейшим представителем реализма был Ансельм Кентерберийский,Ф. Аквинский. Рассмотрев эти учения мы видим, что борьба между ними означала размежевание двух тенденций материальную и идеальную
Фома Аквинский (1225-1274). В конце 19 века его учение по велению Папы Льва XIII было признано официальной философией католической церкви, а Ф. Аквинский, был возведен в ранг святых. Его заслуга в том, что он в своем учении пытался обосновать служебную роль философии по отношению к теологии.
И вот он выдвигает проблему соотношения теологии и науки:
1. Теология не следует другим наукам как высшим по отношению к ней, но другие науки служат ей.
2. Существует два вида знания: знания разума (геометрия) и знание откровения.
3. Существует область истин общих и для науки и для теологии. Это истины о Бог е, сотворении мира и т.д. Но есть и истины теологии которые нельзя доказать.
4. Если истины науки противоречат истинам церкви, то истины вторые. Т.е. критерием истины являются догматы веры. Истина веры сверхразума, но не противоразума. Фома подчинял интересы науки интересам церкви.
Фома Аквинский решал также и вопросы об универсалиях. На основе рассмотрения категорий материи и формы, которые берет у Аристотеля. Общим у него является форма, он выделяет четыре уровня бытийности вещей в зависимости от реализации в них формы. Форма – творящее начало.
1) На низшей ступени бытия форма составляет лишь внешнюю определенность вещи (causa formalis). Это неорганические стихии.
2) На следующей ступени – форма как конечная причина (causa finalis) вещи. Это как растительная душа, формирующая тело изнутри. Это растения.
3) Третий уровень животные, здесь форма действующая причина (causa effivens) поэтому сущее имеет в себе не только цель, но начало деятельности.На этих трех ступенях форма по разному входит в материю при ее организации, одушевлении.
4) Четвертый уровень форма уже не организующий принцип материи, а сама по себе, независима от материи (forma per se). Это дух, душа разума. Он не погибает со смертью тела. Это самосущее. Оно бессмертно в отличие от 3-х первых форм.
У Аквинского общие понятия находятся в божественном разуме и являются первичными по отношению к природе – он реалист. Мир зависит от творца. Творец высшее начало, само бытие, а потому должен существовать ибо он порождает сущности, суббраты.
И Аквинский формулирует 4 доказательства Бога:
2. Доказательство из понятия причины. Все в мире имеет свою причину. Но цель причин не может быть бесконечна.
3. Доказательство которое исходит из степени совершенства. Говоря о вещах совершенности, мы сравниваем их с более совершенными и т.д. высшее совершенство Он.
4. Доказательство из распорядка природы, т.е. от руководства миром. В вещах, в природе существует целесообразность. Это не случайно, кто-то руководит. Все эти доказательства варианты одного итого же способа основания. В них речь не о Бог е, сколько о явлениях материального мира, где ищутся противоречия.
Таким образом, система Ф. Аквинского явилась вершиной средневековой схоластики, она же выступает как ведущая философия католицизма. В модернизированном виде идеи Фомы проповедует неотомизм. Официальное учение Ватикана и 600 млн. верующих католиков.
Вопросы для самоконтроля
1. Какую философию принято считать классической?
2. Философия Древнего мира как исторически первый тип философии.
3. Каковы особенности развития философии в Древней Греции и Древнем Риме?.
4 Как происходило становление философии как науки.?
5.Что представляла собой философия Ионического побережья (V11-V1 вв. до н.э.)?
6. Кого Вы считаете наиболее яркими представителями Афинской философской школы? Какими проблемами они занимались?
7. Что представляла собой философия Пифагора?
8. Каковы отличительные черты философии стоиков?
9. В чем заключался механицизм и атомизм античной философии?
10. Как понимал диалектику Гераклит?
11. Каково содержание учения Платона об идеях?
12. Что нового внес Платон в учение о государстве?
13. В чем заключается вклад Аристотеля в развитие логики?
14. Каковы характерные черты философии Средневековья? Раскройте понятия теоцентризма и схоластики.
15. В чем заключается специфика средневековой гносеологии? Раскройте содержание учения об откровении.
16. Каково содержание средневековой онтологии? Раскройте смысл учения о креационизме.
17. В чем смысл учения Ф. Аквинского? Раскройте содержание томизма.
Реферат по дисциплине «Основы философии»
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
студента группы: 22201
Адрес: г. СПб, ул. Кораблестроителей д.38, кор.1, кв.424
1.Номинализм и реализм в средневековой философии 3-5
2. Фома Аквинский. Вильям Оккам 6-9
3. Список использованной литературы 10
Номинализм и реализм в средневековой философии
Средневековая философия, философия Средневековья — исторический этап развития западной философии, охватывающий период с V по XIV века. Характеризуется теоцентричность взглядов и приверженностью идеям креационизма.
Номинализм подчеркивает приоритет воли над разумом. И понятия не существуют в божественном разуме. Сначала Бог творит вещи своей волей, а понятия возникают в познающей душе. Яркий представитель номинализма Вильям Оккам говорил, что понятия, не поддающиеся проверке в опыте, должны быть удалены как нерациональные (бритва Оккама).
Номинализм и реализм в средневековой философии Средневековые философы, писатели, ученые в большинстве своем происходили из духовного сословия. В руках церкви была организация образования. Школы организовывались в основном при монастырях и соборных капитулах, существовали также придворные школы. Преподавание велось преимущественно монахами-проповедниками. В школах постепенно складывались основы педагогической и научной системы, которая получала название схоластики, т. е. школьной учености. У истоков схоластики стоял Боэций (480–524), которого позднее называли «отцом схоластики». Он предложил систему обучения, включавшую две группы наук: тривиум («трехпутье»), в который входили грамматика, риторика и диалектика (логика), и квадривиум, в котором были элементы арифметики, геометрии, акустики («музыки») и астрономии. Изучение этих наук должно предшествовать, считал он, изучению теологии. Одной из важных проблем схоластики стала проблема универсалий, соотношения общего и отдельного. Этот вопрос обсуждался еще в античной философии и через творчество Боэция перешел в схоластику. В ранней схоластике сформировались два противоположных направления — реализм и номинализм. Сторонники реализма утверждали, что универсалии (всеобщее) являются духовными сущностями и существуют реально. Такая точка зрения, в общем, восходит к Платону. В крайнем варианте реализм исходил из того, что реально существует только общее, а индивидуальное реально не существует, оно лишь кажется существующим и есть не более чем обман чувственного восприятия. Приверженцы номинализма (от лат. nomen — имя) утверждали, что реально существуют только отдельные предметы. При этом в своей крайней форме номинализм утверждал, что общее — это только имена, слова и не имеет никакого значения вне языка.
Средневековье — это господство религиозного мировоззрения, находящего своё отражение в богословии. Философия становится служанкой теологии. Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Попутно развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия личности (спор о различии ипостаси и сущности) и спор о приоритете единичного или общего (реалисты и номиналисты).
Общая характеристика и основные этапы средневековой философии. Культурно-региональные особенности
Известными представителями средневековой философии были:
(354—430 гг.) — епископ гиппонский (в Северной Африке), влиятельный представитель патристики. Работы этого философа оказали большое влияние на становление христианского вероучения в средневековом обществе.
Григорий Палама (Учитель Безмолвия) (1296—1359) — Крупнейший мыслитель Византии, в своих трудах давший философскую основу восточной мистический практики исихазма. Отправным пунктом в философии Паламы служит необходимость осмыслить опыт познания, заведомо непознаваемого (по сущности) Бога. Его философское решение состояло в различении сущности и энергий ею порождаемых. Любая сущность должна обладать какими бы то ни было проявлениями, действиями или энергиями, иначе эта сущность превращается в несуществующую абстракцию. Однако энергии не изливаются в мир, подобно эманациям Плотина, постепенно затвердевая, а сохраняются в полноте, и не нарушают трансцендентности Бога по отношению к миру. Нетоварные энергии это Сам Бог в Своей обращённости во вне.
Фома Аквинский родился 25 января 1225 года в замке Рокказекка близ Неаполя и был седьмым сыном графа Ландольфа Аквинского. Мать Фомы Теодора происходила из богатого неаполитанского рода. Отец мечтал, чтобы он со временем стал аббатом бенедиктинской обители Монтекассино, расположенной неподалеку от их родового замка. В пять лет Фому отдали в бенедиктинскую обитель, где он пробыл 9 лет. В годах учился в университете Неаполя. Там он сблизился с доминиканцами и решил вступить в доминиканский орден. Однако семья воспротивилась его решению, и его братья заточили Фому на 2 года в крепости Сан-Джованни. Обретя свободу в 1245 году, он принял монашеские обеты Доминиканского ордена и отправился в Парижский университет. Там Аквинат стал учеником Альберта Великого. В 1248–1250 Фома учился в Кельнском университете, куда переехал вслед за своим учителем. В 1252 возвратился в доминиканский монастырь святого Иакова в Париже, а четыре года спустя был назначен на одно из закрепленных за доминиканцами мест преподавателя теологии в Парижском университете. Здесь он пишет свои первые труды – «О сущности и существовании», «О началах природы», «Комментарий к «Сентенциям»». В 1259 году папа Урбан IV вызывает его в Рим. В течение десяти лет он преподает богословие в Италии – в Ананьи и Риме, одновременно пишет философско-богословские сочинения. Большую часть этого времени он провел в должности советника по богословским вопросам и «чтеца» при папской курии. В 1269 г. он вернулся в Париж, где возглавил борьбу за «очищение» Аристотеля от арабских толкователей и против ученого Сигера Брабантского. К 1272 относится написанный в резкой полемической форме трактат. О единстве интеллекта против аверроистов. В том же году его отозвали в Италию для учреждения новой школы доминиканцев в Неаполе. Недомогание принудило его прервать преподавание и писательский труд к концу 1273 года. В начале 1274 года он умер в монастыре Фоссанова по дороге на церковный собор в Лион.
Идеи Фомы Аквинского
Теология и философия. Ступени истины
Аквинат разграничивал области философии и теологии: предметом первой являются «истины разума», а второй — «истины откровения». Философия находится в услужении у теологии и настолько же ниже её по значимости, насколько ограниченный человеческий разум ниже божественной премудрости. Теология — священное учение и наука, основывается на знании, которым обладает Бог и те, кто удостоен блаженства. Приобщение к божественному знанию достигается через откровения.
Теология может что-то позаимствовать у философских дисциплин, но не потому что испытывает в этом необходимость, а лишь ради большей доходчивости преподаваемых ею положений.
У Фомы Аквинского мудрость становится независимой от других ступеней высшим знанием о Боге. Она основывается на божественных откровениях.
Аквинат выделял три иерархически соподчиненных типа мудрости, каждая из которых наделена своим «светом истины»:
мудрость богословская — мудрость веры, использующая разум.
мудрость метафизическая — мудрость разума, постигающая сущность бытия.
Некоторые истины Откровения доступны для понимания разумом человека: например, что Бог существует, что Бог един. Другие — понять невозможно: например, божественное триединство, воскрешение в плоти.
На основе этого Фома Аквинский выводит необходимость различать теологию сверхъестественную, основанную на истинах Откровения, которые человек своими силами не способен понять, и теологию рациональную, основанную на «естественном свете разума» (познающую истину силой человеческого интеллекта).
Фома Аквинский выдвинул принцип: истины науки и истины веры не могут противоречить друг другу; между ними существует гармония. Мудрость — стремление постичь Бога, наука же — способствующее этому средство.
Вильям Оккам (1285—1349) — английский философ, францисканский монах из Оккама, маленькой деревни в графстве Суррей в Южной Англии. Сторонник номинализма, считал, что существует только индивидуальное, а универсалии существуют только благодаря абстрактному мышлению в человеческом уме, а помимо этого не обладают никакой метафизической сущностью. Считается одним из отцов современной эпистемологии и современной философии в целом, а также одним из величайших логиков всех времен. Он сделал радикальные выводы из тезиса о свободной, ничем не ограниченной воле Творца.
Если воля Бога, согласно Дунсу Скоту, свободна лишь в выборе возможностей (Идей), предсуществующих независимо от воли в Божественном мышлении, то, по Оккаму, абсолютная свобода Божественной воли означает, что в акте творения она не связана ничем, даже идеями. Оккам отрицает существование универсалий в Боге; их не существует и в вещах. Так называемые идеи суть не что иное, как сами вещи, производимые Богом. Нет идей видов, есть только идеи индивидов, поскольку индивиды — единственная реальность, существующая вне ума, как Божественного, так и человеческого. Исходным пунктом познания мира является знание об индивидах.
Единичное не может познаваться с помощью общих понятий, оно является объектом непосредственного созерцания. Богу свойственна интеллектуальная интуиция идей, соответствующих индивидам, человеку — интуитивное познание индивидуальных вещей в чувственном опыте. Интуитивное познание предшествует абстрактному. Последнее возможно не потому, что в самих вещах есть «точности», то есть концептуально постижимые свойства или характеристики. Реально существующая вещь есть лишь «это», неделимая единица, лишенная определений. Понятия формируются в уме познающего субъекта на основе чувственного восприятия вещей. Универсалии суть знаки в уме, сами по себе они являются единичными, а не общими, сущностями. Их универсальность заключается не в их бытии, а в их обозначающей функции. Универсалии-знаки подразделяются Оккамом на естественные и условные. Естественные знаки — это понятия (представления, мысленные образы) в уме, относящиеся к единичным вещам. Естественные знаки предшествуют словесным выражениям — условным знакам. Естественный знак представляет собой некий вымысел (фикцию), иными словами, качество, существующее в уме и обладающее от природы способностью обозначать. Оккам различает среди естественных знаков первые и вторые интенции ума. Первая интенция — это понятие (мысленное имя), приспособленное самой природой для того, чтобы подставляться вместо вещи, не являющейся знаком. Вторые интенции суть понятия, обозначающие первые интенции.
Логическое обоснование номиналистической концепции дано Оккамом в теории подстановок, которая объясняет, каким образом использование в языке общих терминов может быть совмещено с отрицанием реального существования универсалий. Оккам выделяет три типа подстановок: материальную, персональную и простую. Только при персональной подстановке термин выполняет обозначающие функции, замещая (обозначая) вещь, то есть нечто единичное. При двух других термин ничего не обозначает. При материальной подстановке термин подставляется вместо термина. Например, в высказывании «человек есть имя» термин «человек» не обозначает конкретного человека, а означает слово «человек», то есть указывает на себя как на термин. При простой подстановке термин подставляется вместо понятия в уме, а не вместо вещи. Термин «человек» в высказывании «человек есть вид» отнюдь не обозначает какой-либо общей (видовой) сущности человека, которая обладала бы реальным существованием; он замещает видовое понятие «человек», наличное лишь в уме познающего субъекта. Поэтому использование общих терминов не обязывает к признанию реальности сущностей-универсалий.
Отсутствие общего в единичных вещах исключает реальное существование отношений и каких-либо закономерностей, в том числе причинности. Поскольку знание о мире формируется на основе общих понятий, о нем возможно только вероятное, но не достоверное знание.
В номинализме Оккама отрицается основная предпосылка схоластической философии — убеждение в рациональности мира, наличие некоего рода изначальной гармонии слова и бытия. Бытийные и концептуальные структуры отныне противопоставляются друг другу: бытием обладает только единичное, рационально невыразимое «это», смысловые же определенности, фиксируемые общими понятиями, не имеют места вне ума. Поскольку бытие больше не связано со смысловым значением слов, схоластическое исследование бытия, основанное на анализе слов и их значений, становится беспредметным. Появление доктрины Оккама знаменовало конец средневековой схоластической философии. И хотя схоластические стадии продолжались в XV—XVI вв., золотой век схоластической философии был уже позади.
Бритва Оккама — принцип, лаконично сформулированный, как: «Не должно множить сущее без необходимости».
Если выражать этот принцип более современным языком, то получится следующее. «Не следует умножать сущности сверх необходимого». Это означает, что изучая какое-либо явление, следует сначала попытаться объяснить его исходя из внутренних причин. Если же это не получилось, то подключать новые сущности. К примеру, исторические события следует сначала объяснить экономическими, политическими причинами, ролью личности в истории. Лишь только в том случае, если всего этого недостаточно, следует вводить в историю инопланетян, масонов и прочие сущности, непосредственно к ней не относящиеся.
Во многом, можно считать, что Оккам разрабатывал некоторые из тем, связанные со Скотом. Особое значение имеет его последовательная защита волюнтаристской позиции, признающей приоритет Божественной воли над Божественным разумом. Однако, вероятно, именно его философская позиция заслужила ему выдающееся место в истории христианского богословия. Следует отметить два важных элемента учения:
2. Оккам выделялся настойчивой приверженностью идеям номинализма. Частично, это явилось результатом использования его «лезвия»: универсалии были объявлены совершенно ненужной гипотезой и, поэтому, отброшены. Распространение учения «современного пути» по Западной Европе, во многом, его заслуга. Одним из аспектов его мысли, который оказался особенно важным, стала «диалектика между двумя силами Божьими». Это позволило Оккаму сравнивать то, как обстоят дела, с тем, как они могли бы обстоять. Подробное рассмотрение данной проблемы будет представлено ниже; здесь же достаточно отметить, что Оккам внес решающий вклад в дискуссию о Божественном всемогуществе, которая сохраняет свое значение по сей день.
Список использованной литературы:
3. Истина и благо: универсальное и сингулярное Сборник подготовлен Центром методологии и этики науки ИФ РАН и является продолжением изданного в 1998 году сборника «Истина и благо: классические и неклассические регулятивы», 2013.
4. Колесников философии: учеб. – СПб: Питер, 2010.
5. Курбатов философии. Учебное пособие, 2009.
6. Онтология и теория познания, Фома Аквинский, Фрагменты сочинений, 2013.
7. Спекторский Е Номинализм и реализм в общественных науках, издательство «Санкт-петербург», 2012.
8. Толпыкин философии: учеб. пособие. 2-е изд, 2010.