что такое развивающая цель
Рекомендации по формулировке целей занятий
Диагностика целей. Преподаватель должен ставить лишь ту цель, в выполнении которой он уверен. Ведь четкая постановка целей и их достижение создает ситуацию успеха и радости на уроке, без чего общение может превратиться в тяжелый, нудный труд. И следует отметить, что одной из черт современных педагогических технологий является, прежде всего, диагностика целей. т.е. каждый педагог, ставя цель должен быть, уверен, что она будет выполнена. Если уверенности нет, то цель должна быть на ступеньку снижена (в группах с более слабым контингентом). Преподаватель должен брать не количеством затраченного времени, а четко поставленной целью и ее достижением.
Требования к формулированию целей
Цель должна быть а) четко сформулированной: б) понятной; в) достижимой; г) проверяемой: д) конкретной.
1. Изучить тему: «Диэлектрические материалы»:
2. Углубить знания студентов по теме «Проводники»;
3. Расширить кругозор студентов;
Все эти цели не конкретны, не проверяемы, нет критериев их достижения. Нa занятиях преподаватель должен решать постоянно триединую задачу: учить, развивать, воспитывать студента; поэтому и ставить учебную (дидактическую), развивающую и воспитательную цели урока, а лично перед собой еще и методическую. Например, совершенствовать пошаговую систему контроля знании студентов,. используя нетрадиционную форму урока «урок-метро».
Формулирование учебных (дидактических) целей
Государственный образовательный стандарт четко определил уровни усвоения знаний студентами.
Часть материала на уроке преподаватель преподносит для ознакомления, чтобы студенты имели представления о каких-то фактах, событиях. Это 1 уровень усвоения. Каковы могут быть формулировки и дидактических целей урока 1 уровня материала?
1 Познакомить студентов с методами определения твердости металлов.
2 Дать понятие «Поляризации диэлектриков». Следует отметить, что материал, дающийся на I уровне, не вносится в экзаменационные билеты и контрольные задания.
1 Изучить материал научно-практической конференции по магнетизму:
2 Повторить классификацию припоев и флюсов;
При формулировке целей 2 уровня усвоения можно использовать глаголы: «написать», «зарисовать», «научить», «закрепить», «обеспечить», «сформулировать», «проконтролировать», «подготовить», «сообщить» и т.д.
1 Способствовать овладению техникой замера ёмкости конденсаторов:
2 Стремиться к выработке навыка работы с осциллографом:
3 Способствовать отработке навыка определения удельных сопротивлений диэлектриков:
4 Систематизировать знания студентов по теме «Контактные материалы»
Здесь можно использовать такие глаголы как: «выделить», «обобщить», «применить знания», «сделать».
Развивающие цели урока
«Студент не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который необходимо зажечь». Эти слова должен помнить каждый преподаватель, ведь задача педагога не просто передать студенту сумму знаний по теме, а научить эти знания применять в жизни. Преподаватель должен научить студента оперировать я ими знаниями: анализировать, сравнивать, оценивать, выделять главное. Развивать у студента память, логическое мышление. Чтобы занятие было не просто учебным, а развивающим, необходимо четко формулировать развивающие цели.
Воспитательные цели урока
Без участия в воспитании вся педагогическая культура, все знания педагога являются мертвым багажом. На каждом уроке педагог должен стремиться воспитать лучшие качества в своем студенте, поэтому перед каждым уроком должны быть поставлены и воспитательные цели. Так как на одном занятии невозможно сразу же воспитать студента, то в формулировке воспитательных целей лучше использовать слова: «стремиться воспитать»;
Развивающие и воспитательные цели урока
« РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ УРОКА . ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ УРОКА »
Развивающие и воспитательные цели н е обязательно ставить к каждому уроку, можно поставить одну цель на несколько уроков темы: невозможно за один урок улучшить память учащихся, научить анализировать и обобщать, воспитать доброту, гуманность, вежливость, а тем более проверить, насколько они сформированы. Значит, цели могут повторяться из урока в урок и это нормально.
Требования к формулированию целей
Цель должна быть: а) чётко сформулированной; б) понятной; в) достижимой; г) проверяемой; д) конкретной.
Развивающая цель урока – развитие психических и психофизических свойств (внимания, сенсорно-перцептивных свойств, мнемических и мыслительных свойств, психомоторных свойств, профессиональных задатков и способностей).
Требования к развивающей цели : учет психологической структуры личности (интеллектуальная сфера, волевая, эмоциональная, мотивационная); вычленение развивающей цели в комплексе целей, так как задачи обучения и воспитания не всегда решают проблемы развития психофизических свойств личности; подбор необходимых форм и методов работы с учащимися.
Развивающий компонент цели будем формулировать так: « создать условия для развития…», «способствовать развитию…» (логического мышления, пространственного воображения, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать, умения составлять план и пользоваться им, и т. д.)
Примеры некоторых формулировок развивающих целей:
«Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы …»
«Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между …»
«Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать …»
«Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное …»
«Содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях»
«Обеспечить условия для развития умений грамотно, чётко и точно выражать свои мысли …»
«Обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов …»
«Способствовать развитию волевых качеств учащихся при …»
«Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач …»
«Способствовать развитию технологического (абстрактного, логического, творческого) мышления …»
«Обеспечить условия для развития исследовательских способностей учащихся»
«Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных и исследовательских задач …»
Воспитательная цель урока – формирование навыков, убеждений, чувств, профессионально-значимых психологических и социально-психологических качеств личности (интеллектуальных, нравственных, эмоционально-волевых).
Требования к воспитательной цели: воспитание должно осуществляться в наибольшей степени средствами соответствующего учебного предмета; воспитательная цель урока должна быть не формальной, а вытекающей из содержания предмета; основа воспитания в процессе обучения – собственные суждения учащихся, их отношение к фактам и явлениям и т. д.
Примеры некоторых формулировок воспитательных целей:
«Обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся …»
«Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности …»
«Способствовать воспитанию бережливости и экономии …»
«Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету …»
«Организовать ситуации, акцентирующие формирование сознательной дисциплины при работе …»
«Создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением …»
«Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе …»
«Обеспечить высокую творческую активность при выполнении …»
«Создать условия, обеспечивающие воспитание стремления соблюдать правила безопасного ведения работ…»
«Обеспечить условия для воспитания творческого отношения к избранной профессии …»
«Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к будущей профессии …»
«Способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения …»
«Создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля …»
«Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности …»
« Создать условия для воспитания уважения к другим культурам и обычаям и т. п.»
P . S . Воспитательная цель – создать условия для воспитания (пишем чего), развивающая цель – создать условия для развития (пишем чего)
Рекомендации по написанию целей урока
Рекомендации по написанию целей урока
Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.
Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, речь, память, внимание, воображение.
Как сформулировать цель урока
Цель деятельности педагога – это его стремление, осознанное решение изменить степень обученности, воспитанности и развитости учащихся. В связи с этим учитель обеспечивает или создает условия для данных изменений. Цели урока должны быть максимально конкретными, чтобы при подведении итога урока мы могли обоснованно ответить на вопрос «Достиг ли урок поставленной цели?».
Довольно часто цель урока формулируется простым перефразированием темы урока. Учитель под целью урока иногда понимает цель для себя — что он хотел бы сделать на уроке. Однако он приходит на урок для того, чтобы научить чему-то учеников, поэтому цель урока должна фиксировать, чему ученики должны научиться на уроке.
Начинать формулировку целей урока полезно с определения конечного результата – что ученик должен уметь делать в конце программы обучения.
Требования к формулировке цели:
а) четко сформулированной;
Возможные формулировки:
Нередко учитель стремиться формировать новый развивающий аспект цели к каждому уроку.
Но развитие ребенка происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения. Отсюда следует, что один и тот же развивающий аспект цели урока может быть сформулирован для нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы.
Возможные формулировки:
Возможные формулировки:
Советы учителю.
Статья «Воспитательные, развивающие,обучающие задачи»
Любовь к малой родине: к родному дому, школе, семье, двору, микрорайону. городу.
Доброжелательное отношение к окружающим:
соблюдение правил этикета, дружелюбие, дружелюбие
Умение заботиться: доброту, искренность, стремление помочь
Потребность в самоорганизации: — аккуратность, бережливость. трудолюбие, самостоятельность, настойчивость. выдержку. умение доводить начатое дело до конца.
Потребность в здоровом образе жизни: умение видеть прекрасное. гигиенические знания и умения, оптимизм
Гражданские качества личности: интерес к общественной жизни, стремление помогать, патриотизм, активную жизненную позицию, общественную активность, чувство долга, предприимчивость.
Положительную «Я-концепцию»: умение аргументировать свою позицию, положительную самооценку, самокритичность, оптимизм, уверенность в себе, лидерские качества, умение сопереживать.
Потребность в саморегуляции: ответственность, самоконтроль, рассудительность, тактичность, умение адаптироваться к новым условиям, умение прогнозировать собственную деятельность, умение организовать свою деятельность и анализировать ее.
Потребность в здоровом образе жизни: осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.
Положительную мотивацию на культуру жизнедеятельности: уважительное отношение к людям, общественную активность, интерес к культуре и истории России, стремление принести пользу обществу, понимание личного и общественного значения труда, осознание личной и общественной значимости образования (знаний), потребность к самопознанию, умение ставить цели и реализовывать их, осознание значимости результата.
Потребность в общении в контексте культуры: умение идти на компромисс, тактичность, терпимость, толерантность. умение доказать свою точку зрения, умение выходить из конфликтных ситуаций, знание этики семейных отношений, умение организовать культурный досуг
Личностному и профессиональному самоопределению: формированию потребности в достижении цели (личной и общественнозначимой, самовоспитанию, формированию умения соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии, формированию профессионально важных качеств личности,
—развивать психические процессы (внимания, памяти, речи, восприятия, мышления, воображения), познавательный интерес;
— развивать эмоциональную сферу;
— развивать творческие способности – формировать рефлексивные умения (умение разумно и объективно посмотреть на себя со стороны, проанализировать свои суждения и поступки: почему он это сделал?);
— развивать любознательность, чувство удовлетворенности при успехах и неудовлетворенности при неудачах;
— развивать гибкость, логичность мышления, доказательность суждений;
— развивать эстетические чувства.
развивать психические процессы (внимания, памяти, речи, восприятия, мышления, воображения), познавательный интерес;
— развивать эмоциональную сферу;
— развивать творческие способности – формировать рефлексивные умения (умение разумно и объективно посмотреть на себя со стороны, проанализировать свои суждения и поступки: почему он это сделал?);
— развивать любознательность, чувство удовлетворенности при успехах и неудовлетворенности при неудачах;
— развивать гибкость, логичность мышления, доказательность суждений;
— развивать эстетические чувства.
— развивать познавательные и профессиональные интересы;
— развивать способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы;
— формировать рефлексивный тип мышления (умение провести адекватный самоанализ своих умений, качеств, поступков);
— развивать творческие способности.
Примеры конструирования задач занятия с учетом возраста детей Образовательные (обучающие) задачи
— направлены на освоение учащимися системы учебных знаний и формирования предметных умений и навыков Примеры обучающих действий педагога: Познакомить, научить, учить, изучить, повторить, закрепить, дать основы, научить сравнивать, анализировать, высказывать, применять, создавать, систематизировать, свободно оперировать понятиями и т. д.
Воспитательные цели урока
Примеры воспитательных целей:
«Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к будущей профессии …»
«Обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся …»
«Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности …»
«Способствовать воспитанию бережливости и экономии …»
«Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету …»
«Организовать ситуации, акцентирующие формирование сознательной дисциплины при работе …»
«Создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением …»
«Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе …»
«Обеспечить высокую творческую активность при выполнении …»
«Создать условия, обеспечивающие воспитание стремления соблюдать правила безопасного ведения работ …»
«Обеспечить условия для воспитания творческого отношения к избранной профессии …»
«Способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения …»
«Создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля …»
«Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности …»
Примеры развивающих целей:
«Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы …»
«Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между …»
«Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать …»
«Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное …»
«Содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях»
«Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли …»
«Обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов …»
«Способствовать развитию волевых качеств учащихся при …»
«Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач …»
«Способствовать развитию технологического (абстрактного, логического, творческого) мышления …»
«Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных и исследовательских задач …»
Прописывая воспитательные цели, используйте следующие формулировки:
создать/обеспечить условия для воспитания таких качеств:
Объектом, который как нравственная ценность постоянно присутствует на уроке, является Родина. Отношение к ней проявляется в добросовестности и ответственности, в чувстве гордости за ее успехи, в озабоченности ее трудностями, в желании достичь наивысших успехов в умственном развитии, чтобы принести ей пользу, в общем отношении к учению и своему учебному труду.