что такое разработка в полиции

Оперативная разработка

Оперативная разработка как форма осуществления оперативно-розыскной деятельности ОВД занимает особое место в решении задач борьбы с преступностью.

Необходимость в оперативной разработке обусловливается рядом обстоятельств.

1. Первичная информация, полученная в процессе оперативного поиска, бывает недостаточной для правовой характеристики преступления и лиц, причастных к его совершению.

2. Предварительная проверка первичной информации (по материалам или по делам предварительной оперативной проверки) приближает оперативных сотрудников к необходимому объему сведений о подготавливаемом, совершаемом (совершенном) преступлении, а также лицах, причастных к его подготовке, совершению, либо разыскиваемых преступниках, позволяет на этой основе решить отдельные задачи оперативно-розыскной деятельности по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, розыску преступников, когда для этого не требуется выполнения комплекса оперативно-розыскных мероприятий.

Оперативная разработка, на основе более достоверных, углубленных сведений, полученных часто “изнутри” преступных групп (формирований, сообществ), позволяет:

· верно оценить характер исследуемых событий;

· определить степень их общественной опасности;

· установить круг лиц, занимающихся замаскированной преступной деятельностью (в первую очередь “идейных” вдохновителей-организаторов);

· определить оптимальные пути достижения целей пресечения, раскрытия преступлений и розыска преступников.

С помощью оперативной разработки удается проникать в тайны преступников, устанавливать факты и обстоятельства, необходимые для их изобличения, получать информацию, обобщение которой способствует совершенствованию оперативно-розыскной тактики.

Оперативная разработка заключается в осуществлении комплекса негласных оперативно-розыскных мероприятий, проводимых при наличии обоснованных данных о признаках подготавливаемых или совершенных (совершаемых) преступлений для их пресечения или раскрытия, а также в отношении скрывшихся преступников для их розыска, когда иным путем достичь указанных целей невозможно либо крайне затруднительно.

Оперативная разработка осуществляется в рамках дел оперативной разработки: оперативного, оперативно-поискового и розыскного. Основания заведения и тактические основы их ведения регламентируются ведомственными актами МВД России. Разрешение на осуществление оперативной разработки и ведение дел дают руководители органов внутренних дел, определяемые нормативными актами МВД России.

Конечные цели оперативной разработки достигаются последовательным (или параллельным) решением ее основных задач:

· установлением и документированием преступных действий разрабатываемых;

· недопущением продолжения преступных действий, разрабатываемых в период осуществления оперативно-розыскных мероприятий;

· выявлением и устранением причин преступлений и условий, способствующих их совершению;

· созданием условий для обеспечения возмещения материального ущерба, нанесенного преступными действиями разрабатываемых.

Данный перечень задач четко отражает направленность оперативной разработки. В любом случае главным направлением является полное установление преступной деятельности разрабатываемых, кем бы они не были: лицами, подозреваемыми в совершении преступлений, скрывшимися или разыскиваемыми преступниками.

Так, установив по оперативно-поисковому делу лицо, виновное в совершении преступления, по факту которого это дело заведено, оперативные работники не должны ограничиваться только мерами, направленными на изобличение данного лица именно в этом преступлении, а должны проверять его причастность к другим преступлениям.

Оперативная разработка по розыскному делу также не ограничивается лишь обнаружением скрывшегося преступника: он проверяется на причастность к преступлениям, которые мог совершить в период укрывательства.

В свою очередь в ходе оперативной разработки по оперативным делам устанавливается причастность разрабатываемых к ранее совершенным преступлениям, оставшимся нераскрытыми, их связь с лицами, находящимися в розыске, и др.

Таким образом, все виды оперативной разработки направлены на решение нескольких задач оперативно-розыскной деятельности: от выявления преступлений и лиц, их совершивших, предотвращения, раскрытия преступлений до розыска преступников. Эффективность же решения указанных задач обеспечивается документированием фактов, действий и иных обстоятельств, представляющих оперативный интерес.

Дата добавления: 2014-12-12 ; просмотров: 19054 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

§1. Понятие оперативной разработки

Оперативная разработка позволяет концентрированно использовать весь арсенал ее средств и методов, фиксировать всю полезную для целей борьбы с преступностью информацию и конспирировать негласно осуществляемый процесс раскрытия преступлений или розыска лиц, их совершивших.

Следует согласиться с В. Г. Бобровым, что оперативная разработка носит ограниченный характер и ее осуществление допустимо только при наличии достаточных данных, свидетельствующих, с одной стороны,

о противоправной деятельности таких лиц, с другой — о невозможности пресечения или раскрытия совершаемых (совершенных) ими деяний без проведения комплекса ОРМ. Отступление от этих требований ведет к необоснованному заведению ДОУ, ущемлению охраняемых законом прав и интересов граждан, бесполезному расходованию сил, средств, времени и к другим негативным последствиям.

Достижение конечных целей оперативной разработки обеспечивается путем решения ее основных задач. Их суть сводится: к выявлению сообщников разрабатываемых и других их связей, представляющих оперативный интерес;

° установлению конкретных фактов (эпизодов) преступной деятельности разрабатываемых лиц;

° документированию действий, фактов и обстоятельств, представляющих оперативный интерес;

недопущению продолжения преступных действий разрабатываемых в период осуществления OPM по оперативной разработке, выявлению и устранению причин преступлений и условий, способствующих их совершению; созданию условий для обеспечения возмещения материального ущерба, нанесенного преступными действиями отдельным гражданам, государству и общественным организациям; обеспечению безопасности потерпевших, свидетелей и иных лиц, могущих оказать содействие в решении задач разработки и изобличения преступников, безопасности участников уголовного судопроизводства (следователь, судья, народные и присяжные заседатели, прокурор и др.), а также самих оперативников, осуществляющих разработку, от преступных посягательств на жизнь, здоровье и имущество всех этих лиц, членов их семей и близких и исключению противоправного воздействия на них со стороны разрабатываемых и их связей.

Определение видов оперативной разработки и, соответственно, ее ДОУ может быть проведено достаточно четко лишь по основаниям их заведения.

Цели оперативной разработки выходят за рамки оперативной проверки и «развития» обстоятельств, известных к началу работы по делу оперативного учета. Оперативная разработка, начатая на законной основе, создает возможность (с точки зрения включения всех сил, средств и методов, используемых в ОРД) для получения редкой разновидности социальной информации о скрытых криминогенных процессах, латентной преступности, функционирующих очагах преступности, криминально активной части населения, т.е. обо всем наборе явлений, которые обусловливают самовоспроизводство преступности.

Можно определить четыре направления в назначении оперативной разработки: Организующая функция разработки. Целевая функция, обеспечивающая решение главных задач разработки, т.е. установление преступной деятельности разрабатываемых и недопущение совершения ими новых преступлений. Функция обеспечения развития первичной и иной информации для устранения неопределенности, констатируемой на разных стадиях разработки.

Использование возможностей оперативной разработки для получения информации, полезной в решении аналитических и иных задач вне рамок конкретных разработок (за их пределами), в том числе информации для ориентирования других заинтересованных ОРО.

Источник

Разработка оперативная

Смотреть что такое «Разработка оперативная» в других словарях:

Оперативная разработка (фильм) — Оперативная разработка Жанр Детектив Режиссёр Виктор Татарский Продюсер Сергей Каратаев Виктор Умнов Леонард Яновский Марина Фокина Автор сценария … Википедия

Оперативная разработка — Оперативная разработка … Википедия

Оперативная разработка — см. Разработка оперативная … Контрразведывательный словарь

Разработка — может означать: Процесс проектирования и конструирования изделия (см. Разработка нового продукта и Разработка с общедоступными наработками) Итеративная разработка Разработка алгоритмов Разработка программного обеспечения Разработка приложений для … Википедия

Оперативная деятельность (органов государственной безопасности СССР) — основной вид деятельности разведывательных и контрразведывательных аппаратов, заключающийся в получения (главным образом негласным путями) сведений об интересующих эти органы фактах, событиях и лицах, связанных с подрывной деятельностью… … Контрразведывательный словарь

Агентурная разработка — термин устарел. См. Разработка оперативная … Контрразведывательный словарь

Предварительная агентурная разработка — термин введен приказом НКГБ СССР в 1944 году. Упразднен приказом КГБ при Совете Министров СССР в 1954 году. В настоящее время ему соответствует термин оперативная проверка … Контрразведывательный словарь

Аналитик — (Analyst) Специалист, работник фирмы, банка Информация о сфере деятельности аналитиков, финансовая и бизнес аналитика, аналитика валютного и фондового рынка Содержание >>>>>>>> Аналитик это, оределение История Аналитика появилась тогда, когда… … Энциклопедия инвестора

Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

SVN — Subversion Логотип Subversion Тип система управления версиями Разработчик CollabNet, Inc. Написана на C … Википедия

Источник

Организационно-тактические формы оперативно-разыскной деятельности

Общие положения

В соответствии с ФЗ «Об ОРД» и ФЗ «О полиции» на оперативные подразделения в числе основных задач возложена и обязанность выявлять, предупреждать, пресекать, раскрывать преступления, добывать информацию для целей борьбы с преступностью, осуществлять розыск различных категорий лиц, поиск имущества, подлежащего конфискации, и др. Таким образом, с содержательной стороны ОРД представляет собой процесс осуществления поисковых мероприятий, направленных на выявление данных, имеющих значение для обнаружения преступлений, их предупреждения, своевременного пресечения и раскрытия, добывания информации для защиты интересов государства, что и является главным и основным в деятельности оперативных служб.

Многолетней теорией и практикой ОРД при осуществлении борьбы с преступностью выработано несколько основных направлений (форм) оперативной работы, исходя из возложенных на оперативные службы задач, а именно:

Выявление (поиск) первичных оперативно-разыскных данных

Одним из важнейших направлений оперативно-разыскной деятельности, обеспечивающих эффективное предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, является своевременное выявление ранее неизвестных данных, касающихся различных категорий лиц, представляющих оперативный интерес, фактов их противоправного поведения, сведений, которые могут стать доказательствами виновности преступной деятельности таких лиц, а также причин и условий, способствующих их преступной деятельности.

Анализ состояния практики борьбы с преступностью показывает, что результативность борьбы с преступностью в значительной мере обусловлено упущениями в организации и осуществлении работы по своевременному выявлению первичных (ранее неизвестных правоохранительным органам) сведений о фактах совершения преступлений, лицах, их замышляющих, подготавливающих, скрывающихся от наказания за содеянное.

Для уяснения сущности рассматриваемых вопросов нужно обратиться к некоторым положениям теории уголовного процесса, оперативно-разыскной деятельности, криминалистики, науки управления и других отраслей знания, которые рассматривают проблемы правоохранительной работы.

Анализ норм УПК РФ показывает, что такая уголовно-процессуальная задача, как обнаружение преступлений и совершивших их лиц, содержится в Кодексе. Так, в ч. 2 ст. 21 УПК РФ регулирующей вопросы осуществления уголовного преследования, закреплено положение, что прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель в каждом случае обнаружения признаков преступления принимают предусмотренные Кодексом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления.

В ч. 4 ст. 157 УПК РФ закреплено, что в случаях направления руководителю следственного органа уже возбужденного уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, на орган дознания возлагается обязанность принимать разыскные и оперативно-разыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

После приостановления предварительного следствия, когда не установлено лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого (п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ), следователь также обязан принимать меры по установлению лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого или обвиняемого, и его розыску (ч. 2 ст. 209 УПК РФ).

В соответствии с положениями названного ФЗ «Об ОРД» оперативно-разыскная деятельность с содержательной стороны как раз и представляет собой процесс осуществления поисковых мероприятий, а именно:

Из вышеизложенного следует, что обнаружение преступлений и лиц, их совершивших либо подготавливающих, составляет основу оперативно-разыскной деятельности и является необходимым условием успешного решения ее задач. В теории оперативно-разыскной деятельности осуществление поиска первичной информации, касающейся совершенных и подготавливаемых преступлений и лиц, к ним причастных, и рассматривается в рамках одной из ее организационно-тактических форм (направлений) оперативной работы, называемой в специальной литературе по разному: «выявление первичных оперативно-разыскных данных», «выявление лиц и фактов, представляющих оперативный интерес», «поиск первичной оперативно-разыскной информации и т. п.».

Несмотря на некоторые различия в терминах, определяющих указанное направление деятельности по выявлению первичных оперативно-разыскных данных, в своей основе это понятие включает комплекс оперативно-разыскных и иных мероприятий по получению ранее не известных и представляющих оперативный интерес первичных сведений о лицах и фактах, могущих иметь отношение к криминальным событиям, их проверке и принятию решения в целях предотвращения, раскрытия преступлений и розыска лиц, поиска похищенного и решения иных задач оперативно-разыскной деятельности.

Содержание процесса выявления этого вида данных слагается из следующих последовательных этапов деятельности: получение первичных сведений; их проверка; принятие решения по результатам проверки. Каждому из указанных этапов соответствует определенная деятельность сотрудников оперативных подразделений полиции, например уголовного розыска, экономической безопасности и противодействия коррупции, по борьбе с экстремизмом и других оперативных служб.

Следует иметь в виду, что поиск первичных оперативно-разыскных данных – это своего рода фундамент ОРД, без которого нельзя решать ее задачи. Характерной чертой такого поиска является то, что он должен осуществляться как с учетом факторов совершенных и зарегистрированных преступлений, так и вне зависимости от этого, так как существует латентность преступности и необходимость ее предупреждения. Деятельность по обнаружению первичных данных требует, прежде всего, четкого ее организационного обеспечения.

В числе общих организационных условий, обеспечивающих эффективность осуществления поисковых мер по выявлению первичных данных следует назвать:

Основной силой, выполняющей задачи по выявлению первичных оперативно-разыскных данных, а следовательно, и субъектом такого поиска является в первую очередь непосредственно личный состав оперативных служб. Кроме того, к этой работе должны привлекаться сотрудники других служб и подразделений (дознания, следствия, участковые уполномоченные полиции и по делам несовершеннолетних и другие сотрудники полиции охраны общественного порядка, в особенности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, специальных приемников и центров временного содержания правонарушителей и т. д.). Наиболее активную и результативную помощь в этой работе могут оказать внештатные сотрудники полиции и граждане, содействующие оперативным службам на гласной и конфиденциальной основе. Для поиска таких сведений используются оперативно-разыскные и криминалистические учеты, оперативно-технические и криминалистические средства, информационно-поисковые системы, а также все оперативно-разыскные мероприятия, предусмотренные ст. 6 ФЗ «Об ОРД». Все это свидетельствует о том, что содержание деятельности по осуществлению названного вида оперативной работы имеет комплексный характер. По сути дела, на руководителей оперативных подразделений, возлагается задача наладить и постоянно поддерживать в эффективном рабочем состоянии в подчиненном подразделении своеобразный четко работающий «конвейер» сбора информации, носящей криминальный характер либо связанной с криминальными событиями, ее накопления.

Объекты поиска. В широком смысле выявление первичных данных предполагает обнаружение ранее неизвестной правоохранительным органам информации, имеющей значение для борьбы с преступностью. С содержательной стороны деятельность по выявлению предполагает обнаружение первичных сведений (данных) о подготовке или совершении преступлений, в данное время неизвестных органам внутренних дел, и о лицах, не состоящих на оперативно-разыскном и профилактическом учетах, однако являющихся носителями информации, касающейся криминальных явлений. Таким образом, объектами поиска являются лица, в отношении которых оперативные службы еще не располагают сведениями об их преступных намерениях и действиях либо об их какой-либо причастности к преступлению, а также не известные органам внутренних дел факты, указывающие на возможно совершенные преступления или на обстоятельства их совершения.

Практика оперативно-разыскной деятельности позволяет конкретизировать следующие категории (группы) лиц, представляющих оперативный интерес, в отношении которых оперативные подразделения должны вести повседневную поисковую работу:

Кроме того, практика показывает, что для оперативных служб представляют оперативный интерес лица с психическими отклонениями, систематически злоупотребляющие спиртными напитками, располагающие сведениями о фактах, относящихся к событию преступления, и др.

К иным сведениям, которые представляют оперативный интерес и являются объектами поиска, относятся прежде всего события преступлений. Это обусловлено наличием: во-первых, латентной преступности; во-вторых, замаскированных преступлений; в-третьих, случаями умышленного сокрытия преступлений от учета должностными лицами правоохранительных органов.

Существование латентной преступности объясняется, как известно, тем, что в ряде случаев лица, ставшие жертвами разбойных нападений, грабежей, мошенничества, карманных (квартирных) краж, изнасилований и мужеложства, по различным мотивам не обращаются в органы внутренних дел с заявлениями о совершенных в отношении их преступлений.

К числу наиболее распространенных замаскированных преступлений следует отнести хищения, совершенные материально ответственными и иными лицами с использованием своего должностного положения. Преступные действия таких лиц прикрываются всякого рода подложными документами и с внешней стороны не вызывают сомнений в их правомерности. К этому виду относится и взяточничество, совершаемое, как правило, при отсутствии свидетелей, причем часто и дающий и берущий взятку заинтересованы в сокрытии этого факта от посторонних лиц, тем более – от правоохранительных органов.

Помимо событий преступлений, к объектам поиска, представляющим оперативный интерес для органов внутренних дел, относятся обстоятельства, способствующие их совершению. Подобные обстоятельства чрезвычайно разнообразны, в первую очередь это причины и условия, способствующие возникновению и реализации преступного умысла, например, воздействие преступных элементов на неустойчивых лиц, отсутствие должной сохранности имущества и т. п.

Первичные сведения об обстоятельствах, имеющих отношение к подготавливаемым, совершаемым и совершенным преступлениям, лицам, к ним причастным, и другие данные, представляющие оперативный интерес для борьбы с преступностью, как правило, являются достоянием ограниченного круга лиц, которые нередко заинтересованы в их сокрытии, для чего применяют разнообразные, порой ухищренные способы и средства маскировки таких данных. Поэтому, как свидетельствует практика, интенсивность поступления первичной информации зависит от правильного определения руководителями ОВД и их оперативных подразделений направлений информационного поиска, организации обеспеченности этого участка работы необходимыми силами и средствами, четкого взаимодействия различных служб по решению этих задач и т. п.

Выбор направления поиска и форм его реализации названными руководителями ОВД определяется характером функций того или иного оперативного подразделения. Этот этап деятельности должен начинаться с анализа и оценки оперативной обстановки на обслуживаемой территории. Знание оперативной обстановки позволяет получить сведения: о местах, времени, способах совершенных преступлений, особенностях поведения преступников и способах маскировки следов; о местах сбыта похищенного и концентрации преступного элемента; о причинах совершенных преступлений и способствовавших им условиях.

Изучение практики дает основание для определения наиболее перспективных направлений проведения поисковых мероприятий.

К числу таких перспективных направлений организации поиска первичных оперативно-разыскных данных относятся следующие:

Источником получения первичных сведений о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес, могут быть также различные документы, отражающие финансово-хозяйственную деятельность предприятий. Так, в последние годы в работе подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции все шире применяется оперативно-экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности отраслей и отдельных объектов.

В настоящее время крайне актуальными являются проблемы «отмывания грязных денег» и нелегального ухода от уплаты налогов. В свою очередь, «отмывание денег» не только является одним из негативных элементов коррупции во многих странах, но и имеет непосредственную связь с уклонением от уплаты налогов, а также с нелегальным оттоком капитала за границу. Выявлять такие преступления сложно, так как для их маскировки широко используются различные подлоги в банковских и бухгалтерских документах (банковские платежи по сделкам с фиктивными инвесторами, оформление различных фиктивных сделок на предоставление маркетинговых и других услуг и т. п.). Разумеется, для выявления таких преступлений подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции должны осуществлять постоянное взаимодействие с налоговыми органами, Федеральной службой по финансовому мониторингу России.

Интересующую информацию можно получить также из официальных и анонимных источников (писем и сообщений граждан, должностных лиц), печатных и других изданий, содержащих сведения о различных правонарушениях и лицах, имеющих отношение к их совершению.

Получение первичных сведений, представляющих оперативный интерес предполагает их обязательную и тщательную проверку в целях определения достоверности поступившей информации, ее полноты и возможности дальнейшего использования в предотвращении и раскрытии преступлений, розыске различных категорий лиц. Использование недостоверных сведений может привести в последующем к ущемлению прав и законных интересов граждан и, кроме того, в некоторых случаях – дать возможность преступникам более тщательно замаскировать их деятельность.

Выбор способов проверки зависит от того, в результате применения каких форм поисковой работы получена информация. Так, если сведения содержатся в заявлениях граждан, сообщениях должностных лиц и их официальное рассмотрение не создаст преступникам возможности предпринять меры по сокрытию преступной деятельности, то проверка может быть осуществлена в порядке ст. 144 УПК РФ, т. е. путем истребования необходимых документов, объяснений, назначения документальных проверок и привлечения к их участию специалистов, ревизий и т. п. В других случаях следует использовать необходимые оперативно-разыскные мероприятия.

Завершающим этапом проверки является принятие решения по реализации полученной информации. Направления и формы реализации зависят от содержания полученных данных, личности проверяемого, его намерений и т. п. Если, например в результате проверки первичной информации установлено, что лицо совершило преступление и есть достоверные данные об этом, материалы передаются дознавателю, следователю для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (или оно возбуждается органом дознания в порядке ст. 146, 157 УПК РФ).

При подтверждении фактов, что лицо ведет антиобщественный образ жизни и может совершить преступление, осуществляются дальнейшее проверочное производство.

При установлении в ходе проверки наличия обстоятельств, способствующих совершению преступления, разрабатываются меры по их устранению или нейтрализации.

Оперативно-разыскное предупреждение преступлений

Предупреждение преступности в широком понимании и значении этой социальной проблемы является задачей всех государственных органов, общественных организаций и объединений. В общем аспекте меры предупреждения преступности могут носить экономический, социальный, политический, организационный, правовой и воспитательный характер. Поэтому в предупреждении преступлений принимают участие многие государственные органы и общественные формирования. Значительная роль в решении этой задачи отводится различным службам органов внутренних дел и имеющимся в их структуре оперативным подразделениям.

Приказом МВД России от 17 января 2006 года № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» утверждено Положение о Координационно-методическом совете МВД России по предупреждению преступлений, который является постоянно действующим совещательным органом по вопросам совершенствования методического обеспечения и координации деятельности структурных подразделений МВД России, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ по предупреждению преступлений. Основными задачами указанного Совета является координирование деятельности подразделений МВД России, МВД, ГУВД, УВД, Управлений субъектов Российской Федерации, УВДТ по предупреждению преступлений, а также выработка предложений по повышению эффективности деятельности ОВД по предупреждению преступлений, ее методического и нормативно-правового обеспечения.

Понятие «оперативно-разыскное предупреждение преступлений» включает осуществление сотрудниками оперативных подразделений комплекса специальных профилактических мер, проводимых ими гласно и негласно с использованием сил, средств, мероприятий и методов ОРД по контролю и надзору за лицами, образ жизни и поведение которых указывают на возможность совершения ими преступлений, в целях склонения их к отказу от преступных намерений либо недопущения с их стороны противоправных действий путем своевременного их пресечения.

Вышеуказанные меры направлены:

Оперативно-разыскное предупреждение преступлений достигается путем применения различных мероприятий как общесоциального, так и специального характера. Общие социальные меры предупреждения преступности по своему содержанию должны системно осуществляться в тесной взаимосвязи с мерами специальными. Применение последних является главным для оперативных подразделений полиции органов внутренних дел в работе по предупреждению преступлений.

Оперативно-разыскное предупреждение преступлений осуществляется с целью защиты личности, общества, государства от преступных посягательств, противодействия криминогенным процессам, происходящим в обществе, обеспечения сдерживания и сокращения преступности.

Основные общие задачи:

Объектом раннего предупреждения являются как взрослые лица, так и несовершеннолетние, допускающие нарушения общественного порядка.

Объектом непосредственного предупреждения являются лица, ранее судимые, осужденные к мерам наказания, не связанными с лишением свободы, осужденные условно, освободившиеся из мест лишения свободы условно-досрочно.

Объектом позднего предупреждения являются лица, замышляющие или подготавливающие преступление, а также покушающиеся на него.

Органы полиции занимают особое место в системе предупреждения преступности. Это вытекает из особенностей их функций и содержания компетенции. Из всех органов, ведущих борьбу с преступностью, сотрудникам полиции чаще других приходится иметь дело с непосредственной реализацией соответствующих предупредительных мер. Поскольку первоначальные сведения о преступлениях, как правило, поступают в подразделения полиции, которые и выполняют основной объем работы по их предупреждению со стороны конкретных лиц.

Рассматривая меры предупреждения преступлений, осуществляемых оперативными подразделениями полиции, необходимо отметить, что они могут быть многоаспектны, разносторонни и, как правило, иметь комплексный характер. Их организация и осуществление предполагает охват достаточно обширного перечня мер общей и индивидуальной профилактики, а также административно-правовых, уголовно-правовых и иных действий, включая меры организационного, оперативно-разыскного характера.

К мерам общего характера по предупреждению преступлений в числе других относятся:

К мерам индивидуальной профилактики преступлений можно отнести:

Комплекс административно-правовых мер предупреждения может предусматривать фактическое обеспечение безопасности физических и юридических лиц, обнаружение и изъятие из пользования ими предметов, оборот которых ограничен и которые могут быть использованы при совершении преступлений, и т. п.

Комплекс оперативно-разыскных мер предупреждения преступлений в свое содержание включает:

В общем плане организационные и иные меры предупреждения преступлений представляют собой:

Направленность организации деятельности оперативных служб по предупреждению преступлений, как свидетельствует анализ практики, определяется следующими основными обстоятельствами:

В свою очередь, осуществление указанных мероприятий на практике может быть достигнуто лишь при соблюдении ряда условий организационного характера:

Оперативная разработка

В зависимости от характера и содержания информации, полученной в процессе выявления лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, а также в ходе оперативно-разыскной профилактики должностные лица оперативных подразделений органов внутренних дел получают дополнительные сведения о подготовке или совершении преступлений, однако сразу преступить к их реализации не могут в силу различных обстоятельств.

Во-первых, нередко первичные сведения, хотя и свидетельствуют о подготовке либо совершении преступления отдельным лицом (группой лиц), однако точно неизвестно, каков характер этого преступления, как оно подготавливается или кем было совершено. В данном случае задача состоит в том, чтобы дополнить полученные сведения новыми о характере и конкретных фактах преступных действий лица (группы лиц).

Во-вторых, первичные сведения свидетельствуют о наличии преступной группы, однако неизвестны все ее участники, не установлены все (или большее число) эпизоды преступной деятельности ее участников. В этом случае возникает необходимость получения более полных данных обо всех участниках преступной группы, подготавливаемых либо совершенных ими преступлений.

В-третьих, имеющиеся данные могут убедительно свидетельствовать о совершенном преступлении, однако не установлены лица, причастные к этому событию. Здесь возникает задача быстрого получения информации о преступнике (преступниках), принятия мер к его задержанию и разоблачению.

В теоретическом аспекте оперативная разработка – это стадия оперативно-разыскного процесса, которая осуществляется в установленном оперативно-разыскным законодательством порядке путем проведения соответствующих оперативно-процессуальных процедур, как правило, негласного характера по получению, проверке и использованию оперативно-разыскной информации в виде сведений, предметов и документов о совершении (несовершении) изучаемым (разрабатываемым) лицом преступления.

Анализ практики свидетельствует, что первоначальные оперативно-разыскные мероприятия и следственные действия по уголовным делам начинаются, как правило, при максимальном дефиците поисковой информации или даже более того – при ее умышленной фальсификации со стороны заинтересованных лиц. При установлении подозреваемого лица возникает необходимость проведения комплекса оперативно-разыскных мероприятий в отношении и с участием последних, который, в силу специфики тех или иных преступлений, имеет свои особенности.

Цели оперативной разработки – пресечение преступлений, их раскрытие и розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия, суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, а также без вести пропавших, достигаются последовательным решением ее основных задач.

К числу основных задач оперативной разработки следует отнести:

При решении этих задач оперативно-разыскным законодательством (ст. 10 ФЗ «Об ОРД») предусмотрено право оперативных подразделений создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета.

Основными требованиями, предъявляемыми к ведению оперативной разработки, являются: соблюдение ее законности; конфиденциальность проводимых мероприятий; наступательность и высокий темп, а также плановость и целеустремленность осуществляемых мероприятий; обеспечение установления объективной истины в отношении содеянного лицами, подготавливающими, совершающими, совершившими преступления либо скрывающимися от органов дознания, следствия и суда.

Следует отметить, что виды дел оперативного учета, основания, порядок их заведения и прекращения регламентированы ведомственными нормативно-правовыми актами, которые имеют, как правило, закрытый характер.

Оперативно-разыскное обеспечение (сопровождение) предварительного расследования уголовных дел

Деятельность органов дознания и предварительного следствия по раскрытию преступлений включает систему организационных мер, оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий, направленных на быстрое обнаружение события преступления, установление обстоятельств его совершения, виновного лица в целях его изобличения в содеянном и обеспечения применения к нему наказания в соответствии с законом.

Как свидетельствует анализ практики, одними процессуальными средствами, усилиями, например, только дознавателей и следователей, даже имеющих солидный профессиональный опыт, раскрыть отдельное преступление бывает порой не только сложно, но и невозможно. Следует учитывать то обстоятельство, что в большинстве случаев криминальная направленность действий участников преступных формирований носит организованный и разноплановый характер, включая в себя целые «букеты» преступных актов, учитываемых и по линии общеуголовной преступности (убийства, изнасилования, разбои и т. п.) и по линии подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции (взяточничество, уклонение от уплаты налогов, злоупотребления, хищения и др.). Происходит определенное переплетение криминальной направленности действий преступников. Они могут совершать и преступления против личности, одновременно участвовать в различного рода преступных группировках, занимающихся незаконным бизнесом, мошенничеством, валютными противозаконными сделками и т. п. Все это свидетельствует о том, что формы и методы борьбы с такими преступными формированиями, раскрытие и расследование совершаемых ими преступлений должны основываться на постоянном взаимодействии и сотрудничестве следственных аппаратов и оперативных подразделений между собой.

Известно, что большинство опасных преступлений совершается после их тщательной подготовки преступниками и, как правило, в условиях неочевидности. При этом среди преступников четко распределяются роли и действия каждого участника. Заранее оговаривается линия поведения всех соучастников в случае, если они попадут в поле зрения правоохранительных органов. Кроме того, имеются многочисленные факты, когда со стороны подозреваемых, обвиняемых и их связей в период расследования возбужденных против них уголовных дел применяются меры шантажа, угроз не только по отношению к потерпевшим, свидетелям, раскаявшимся соучастникам, но и к следователям, оперативным сотрудникам, прокурорам, судьям. Активное, нередко в форме криминальных проявлений, противодействие наблюдается не только на стадии раскрытия и расследования преступлений, но и при рассмотрении уголовных дел в судах. Характер данного противодействия весьма разнообразен – от краж и уничтожения материалов уголовных дел, до применения угроз и насилия, вплоть до убийств свидетелей, соучастников.

Для того чтобы исключить, сдержать и нейтрализовать такое противодействие, выявить все преступные связи подозреваемых и обвиняемых, установить всех причастных к тому или иному событию лиц, установить личность самих обвиняемых и их местонахождение, трудно переоценить роль оперативно-разыскной работы органов внутренних дел. Поэтому одной из целей оперативно-разыскного обеспечения процесса расследования преступлений является создание благоприятных условий для его всесторонности и объективности.

Анализ конкретных уголовных дел показывает, что по абсолютному большинству из них (свыше 90%) уже с момента их возбуждения была потребность в соответствующих оперативно-разыскных мероприятиях. В большинстве случаев это касалось необходимости получения дополнительных источников информации по выявлению соучастников преступления, установления их местонахождения, обнаружения мест преступления, установления их местонахождения, обнаружения мест сокрытия похищенных ценностей и укрытых орудий преступления, отыскания дополнительных доказательств и т. п.

Использование оперативно-разыскных возможностей при проведении предварительного расследования уголовных дел позволяет выявить, задокументировать, а в последующем закрепить процессуальным путем сведения, касающиеся:

Потребность в перечисленных сведениях для следствия не ограничивается какими-либо временными рамками их получения от оперативных подразделений, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность. Следовательно, и период оперативно-разыскного обеспечения процесса расследования преступлений должен начаться с момента возбуждения уголовного дела и продолжаться до окончания расследования, а в случаях необходимости и до рассмотрения дела в суде.

Получение оперативно-значимой информации, касающейся различных обстоятельств совершения преступления, позволяет следователю (лицу, производящему дознание) проверить правильность выдвинутых версий, а при необходимости изменить направление расследования, сосредоточить внимание и усилия на проверке конкретных версий, а в итоге добиться положительных результатов по установлению истины.

Кроме того, получая от оперативных сотрудников сведения о носителях доказательственной информации, о линии поведения причастных к преступлению лиц, следователь имеет реальную возможность, реализуя эту информацию с помощью процессуальных средств, установить и закрепить (зафиксировать) нужные для доказывания по уголовному делу обстоятельства совершения преступления, что создает в итоге предпосылки к более эффективному расследованию дела.

Таким образом, оперативно-разыскное обеспечение процесса расследования преступлений – это деятельность оперативного характера, осуществляемая соответствующими оперативными службами посредством проведения оперативно-разыскных мероприятий по установлению присущими им методами и средствами фактов, подлежащих доказыванию по уголовным делам, источников информации о них в целях обеспечения следствия и суда данными, способствующими установлению истины по делу и принятию к виновным мер, предусмотренных законом.

Основания для проведения оперативно-разыскного обеспечения процесса расследования преступлений бывают различные. Одни из них прямо предусмотрены в УПК РФ, другие – в ФЗ «Об ОРД» (ст. 7), третьи – определяются подзаконными актами (приказами, инструкциями, решениями коллегий МВД и прокуратуры и т. п.), регулирующими вопросы координации и взаимодействия оперативных подразделений и следователей в борьбе с преступностью. Обобщив их, можно выделить следующие:

1. Наличие возбужденного уголовного дела. Следует иметь в виду, что это касается не всех уголовных дел, а только тех, когда процессуальным путем нельзя решить задачи судопроизводства. Это такие дела, по которым для установления лица, совершившего преступление, либо для выяснения других важных для расследования обстоятельств (например, поиска спрятанных преступниками доказательств, ценностей, добытых преступным путем, установления свидетелей либо потерпевших, которые по каким-либо соображениям не сообщили о совершенном в отношении их криминальном факте и т. п.) необходимо проведение комплекса оперативно-разыскных мероприятий.

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативноразыскную деятельность, сведения о совершенном противоправном деянии, по которому обязательно производство предварительного следствия, когда нет достаточно полных данных, указывающих на все признаки преступления, или установлены факты сокрытия лиц от органов дознания, следствия, суда, отбытия наказания.

3. Отдельные поручения и указания дознавателя, следователя, даваемые органам дознания по уголовным делам, находящимся в их производстве.

В зависимости от наличия тех или иных оснований оперативно-разыскного обеспечения процесса расследования преступлений различаются и направления взаимодействия следователей и сотрудников оперативных служб органов внутренних дел при участии последних в собирании фактических данных по уголовным делам. Так, при наличии возбужденного уголовного дела, по которому необходимо проведение комплекса оперативно-разыскных мероприятий для выяснения важных обстоятельств, ввиду невозможности либо затруднительности сделать это гласными процессуальными средствами, наиболее перспективным направлением является участие оперативных сотрудников в составе следственных групп, образуемых по конкретным уголовным делам. Такие группы создаются одновременно с возбуждением уголовного дела либо на определенном этапе его расследования, когда возникает потребность объединения усилий сотрудников следственных аппаратов и оперативных служб для скоординированной их деятельности.

Сотрудники оперативных подразделений, участвуя в расследовании конкретного уголовного дела в составе следственных групп, имеют полную возможность, используя оперативно-разыскные силы, средства и методы, не только обеспечивать следствие самой широкой информацией, которую они получают посредством проведения оперативно-разыскных мероприятий, но и непосредственно собирать доказательства в предусмотренном уголовно-процессуальном порядке.

При наличии второго основания, когда уголовное дело еще не возбуждено, сотрудники оперативных служб, используя свои оперативные возможности, собирают недостающие материалы, которые содержали бы совокупность сведений, содержащих данные о наличии признаков преступления, и явились поводом и основанием к возбуждению уголовного дела, либо с использованием процессуальных средств реализует добытую информацию.

В случаях когда из собранных оперативными сотрудниками первичных материалов усматриваются признаки преступлений, их реализации должно предшествовать согласованное между оперативными службами и следователями планирование первоначальных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий. В числе последних предусматриваются меры, касающиеся обеспечения следствия информацией, которая необходима как для получения оснований к возбуждению уголовного дела, так и изобличения преступников.

Следующим основанием оперативно-разыскного обеспечения процесса расследования преступлений являются отдельные поручения следователей, определения судов, даваемые органам дознания по уголовным делам. Анализ практики показывает, что отдельные поручения и указания о производстве разыскных действий, как правило, вызываются необходимостью привлечения оперативно-разыскных сил и средств для установления лица, совершившего преступление, и местонахождения скрывшегося преступника, его задержания, а также выявления потерпевших, свидетелей, обнаружения орудий преступления и других вещественных и письменных доказательств, поиска похищенных ценностей и т. п.

Поручение следователя на проведение тех или иных мероприятий поискового характера органу дознания, в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, должно даваться в письменной форме (ст. 38 УПК РФ). Поручение должно отличаться конкретностью и предельной ясностью содержащихся в нем положений. Если оно носит письменный характер, то в этом документе отражаются: краткая фабула уголовного дела, определяющая сущность совершенного преступления; данные об обвиняемых (подозреваемых), в отношении которых возникла необходимость проведения тех или иных процессуальных действий либо оперативно-разыскных мероприятий; цель поручаемого следственного либо разыскного действия. Если речь идет о поручении проведения определенных оперативно-разыскных мероприятий, необходимо указывать, что конкретно нужно установить, к какому сроку или в течение какого времени нужно проводить эти мероприятия, в отношении какой категории конкретных лиц и т. п.

Все сведения, добытые оперативными сотрудниками при осуществлении оперативно-разыскных мероприятий в порядке выполнения отдельных поручений следственных органов, имеющие отношение к расследуемым уголовным делам, передаются тому следователю, в производстве которого находится дело.

Основными условиями эффективного взаимодействия в ходе оперативно-разыскного обеспечения процесса расследования преступлений являются:

Учет и соблюдение названных условий всеми должностными лицами при раскрытии и расследовании преступлений будет способствовать достижению поставленных целей и обеспечению реализации принципа неотвратимости наказания в отношении лиц, их совершивших.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *