что такое разбивка кожи
Виды дубления кожи
Вам неоднократно приходилось встречать у нас выражение «кожа растительного дубления», когда мы рассказываем о качественном натуральном материале. Именно из такой кожи изготавливают эксклюзивные вещи, украшенные тиснением и резьбой. Процесс дубления в кожевенном деле чрезвычайно важен, ведь от него зависит, какие свойства приобретёт выделанная кожа, и для чего она впоследствии будет использоваться.
Что такое дубление
Натуральная кожа, уж простите за излишне живописные подробности, это снятая с животного шкура, обработанная специальными дубильными составами. После дубления кожа становится более прочной и износостойкой, но при этом сохраняет эластичность, необходимую для её использования в различных целях.
Без специальной обработки кожа через какое-то время, как и любой другой продукт животного происхождения, начинает гнить. Чтобы замедлить процесс разложения и довезти сырьё до кожевенного завода, свежеснятые шкуры обильно посыпают солью. На предприятии шкуры промывают, очищают от шерсти и погружают в дубильный раствор, чтобы заполнить поры дубильными веществами, предотвращающими размножение гнилостных бактерий.
Обработка происходит в специальном барабане, который вращают, чтобы кожа пропитывалась дубителем равномерно по всему объёму. Немаловажным условием является соблюдение температурного режима, ведь от него зависит, насколько активно протекает диффузия дубителя в структуру кожи без повреждения органических молекул сырья. Правильное дубление с соблюдением всех тонкостей технологии – залог высокого качества готовой кожи.
Разновидности дубления кожи
В древности для обработки кожи использовались исключительно природные средства. Наиболее распространённым способом было вымачивание в настое коры дуба, от которого, собственно говоря, процесс дубления и получил своё название. Для некоторых видов кожи (шагрени, сафьяна) в качестве основного дубильного раствора выступал настой ивовой коры. С развитием промышленной химии для дубления стали использовать минеральные и органические вещества, а также комбинированные методы, сочетающие применение минералов и органики. Сегодня в кожевенном производстве используются следующие виды дубления:
Несмотря на разнообразие современных дубильных веществ, растительное дубление остаётся востребованным и актуальным для изготовления эксклюзивных изделий из тиснёной и гравированной кожи. Материал, обработанный экстрактом коры, приобретает благородный рыжевато-коричневый цвет. Изменяя концентрацию дубильного раствора и используя разные сорта коры, кожевенники получают кожу разных оттенков.
Процесс занимает гораздо больше времени, чем, к примеру, хромовое дубление. Полный цикл выделки кож по старинной технологии длится примерно год, поэтому стоимость материала весьма высока. Впрочем, возможность изготовления уникальных по своей эстетике и экологичности изделий полностью оправдывает трудоёмкость и длительность растительного дубления.
Выделка кожи
Процесс производства кожи
Британский стандарт BS 2780. Определение кожи:
«Общий термин для обозначения материала, который произошел от шкуры животного и сохраняет структуру волокон этой шкуры более-менее неизменной, продубленного с целью остановки процессов гниения. Шерсть и волосы могут быть удалены, а могут быть оставлены на поверхности кожи. Никакой продукт не может называться «кожа», если при его производстве оригинальная структура волокон шкуры животного разрушается и перерабатывается в отдельные несвязные волокна или/и порошок или/и другие фрагменты каким-либо химическим или/и механическим методом с последующим реконструированием этих фрагментов в плоские материалы или/и другие формы. Если кожа имеет внешнее покрытие, его толщина не должна превышать 0,15мм»
Процесс превращения сырой шкуры в кожу — задача не простая, и на самом деле состоит из цепочки последовательных действий. Эти действия можно разделить на четыре родственных группы, а именно:
Подготовительные работы в дубильне
Главная цель подготовительных работ — полностью очистить шкуру от различных нежелательных компонентов, таких как шерсть или волосы, неструктурированные белки и остатки плоти.
Вымачивание (отмока). Во время вымачивания с поверхности шкуры удаляется грязь и остатки крови. Чтобы избежать усадки шкуры в процессе вымачивания, температуру воды поддерживают на уровне 20°C. Иногда для лучшей очистки в воду добавляют моющие средства, содержащие щелочь; помимо прочего, щелочь позволяет шкуре интенсивнее впитывать влагу. Увлажнение шкуры — важная часть процесса вымачивания.
Обезволошивание и золение. На этом этапе шкуры снова вымачивают в щелочной среде. Это позволяет избавиться от волосков, размягчить волокна коллагена и разрушить неструктурированные белки (если их вовремя не удалить, шкура получится слишком твердой).
Мездрение. В процессе мездрения предварительно вымытые шкуры пропускают через специальный аппарат, удаляющий ненужные остатки плоти, соединительной ткани и жира.
Двоение. Теперь шкуру можно разделить на две части (точнее, слоя). Получающийся в результате двоения верхний (наружный) слой кожи широко используется в кожевенной промышленности и в качестве фронтальной обивки, так как содержит слой зерна, узор которого можно потом сохранить, скорректировать или обработать тиснением. Нижний слой (так называемый спилок) идет на производство замши, а также защищенной и окрашенной пигментом кожи. Спилок часто используется при обивке задней или боковой стороны того или иного изделия.
Обеззоливание. Задача следующего этапа — уменьшение количества разбухших и жестких волокон. Для этого имеющаяся щелочная среда нейтрализуется веществами, содержащими кислоту, например хлоридом или сульфатом аммония.
Мягчение. Этот процесс делает шкуру более гладкой и плоской, подчеркивая ее текстуру. Кроме того, именно благодаря ему кожа становится мягче и эластичнее.
Пикелевание. Последний этап подготовки к дублению. Чтобы уменьшить pH (водородный показатель) материала, его вновь обрабатывают кислотой (иногда вместе с солью, чтобы предохранить шкуру от чрезмерного разбухания).
Об этой процедуре знают практически все. И это не удивительно, ведь дубление кожи — один из самых важных этапов в процессе ее обработки. Не забыли еще строгое научное определение? Согласно ему шкура, не тронутая дублением, еще не может считаться кожей как таковой. В результате дубления содержащиеся в шкуре коллагенные белки становятся прочным материалом, плохо поддающимся разложению и устойчивым к воздействию тепла и влаги.
Человечество изобрело немало способов дубления кожи. Самым популярным в кожевенном деле и, пожалуй, единственным о котором вам будет полезно услышать, является так называемый вет-блю (от англ. wet blue: влажный и синий) или «хромовое дубление». Этот термин применяют к коже, прошедшей дубление при помощи солей хрома. Но почему именно «влажный и синий»? Ответ прост до неприличия — получающийся в результате материал действительно влажен и имеет синеватый оттенок.
Обработка шкур происходит в больших бочках (обычно такая бочка вмещает в себя до трехсот шкур за раз). Хром вступает в реакцию с содержащимися в шкуре коллагенами и окрашивает их в синий цвет. Процесс дубления считается полностью завершенным, когда шкура становится устойчивой к высоким температурам и не съеживается при 100°C. К достоинствам этого метода следует отнести высокую прочность получаемого материала, а также его устойчивость к воздействию тепла и света. Именно поэтому дубление хромом — самый распространенный и популярный способ дубления кожи на сегодняшний день.
Финальный этап дубления заключается в удалении из шкуры лишней влаги. Для этого кожу пропускают через специальный аппарат, оснащенный войлочными колодками, которые и выжимают всю избыточную жидкость.
Нейтрализация. Чтобы подготовить кожу к цепочке дальнейших химических процессов, ее обрабатывают слабым раствором щелочи.
Окрашивание. Этот этап в дополнительных объяснениях, пожалуй, не нуждается. Красят кожу тоже в бочках, чаще всего с использованием анионных красителей — они отрицательно заряжены, и потому хорошо связываются с предварительно «хромированной» шкурой.
Жирование. Чтобы смазать волокна кожи и сделать их более мягкими, используются специальные жиры и масла. Они проникают в шкуру, заполняя все ее поры. Кстати, именно в этот момент кожа обзаводится своим неповторимым запахом!
Сушка. Кожу вывешивают на шестах, или раскладывают на специальных досках, а затем сушат струей теплого воздуха. Последний способ особенно популярен, ведь на просушку одной шкуры уходит всего несколько минут!
Разбивка. На этом этапе кожа становится мягче. Ее пропускают через ряд специальных затупленных штифтов, которые бьют и мнут кожу, тем самым размягчая ее.
Отделка — это процесс, заключающийся в обработке готовой кожи и нанесении на ее поверхность разнообразных покрытий. К достоинствам покрытой (или «защищенной») кожи можно отнести:
Непосредственно к отделке кожи можно отнести три процесса: шлифовку, нанесение покрытия и тиснение. В зависимости от типа кожи, некоторые (или даже все) эти действия могут быть исключены.
Шлифовка. Если верхняя пористая поверхность кожи находится в хорошем состоянии, то кожу не обрабатывают вовсе — получается так называемая крупнозернистая (full grain) кожа. В обивочном деле она ценится очень высоко, и на самом деле лишь очень небольшой процент шкур достаточно хорош, чтобы пойти на производство крупнозернистой кожи.
Чаще всего шкура (например, коровья) несет на себе следы царапин, укусов или порезов, полученных животным еще при жизни. Все эти дефекты, разумеется, негативно сказываются на текстуре и нуждаются в исправлении. На поврежденные участки наносится специальный жидкий наполнитель («состав для восстановления кожи»). Затем кожа сушится и ее пористая часть обрабатывается специальным шлифовальным аппаратом с абразивным материалом, чтобы окончательно скрыть имеющиеся недостатки. Этот тип кожи известен как исправленная (corrected grain) или «кожа с облагороженным лицом».
Служит шлифовка и еще одной дополнительной цели — она подготавливает кожу к последующей пигментации, обеспечивая лучшее внедрение и закрепление пигмента.
Нанесение покрытия. Пигментация исправленной кожи применяется, чтобы придать материалу правильный равномерный цвет. Концентрированный пигмент сам по себе на коже не держится, ему необходима основа, в качестве которой чаще всего используют акрил или какой-либо растворитель, содержащий обеспечивающие сцепление вещества.
Чтобы зафиксировать цвет, после нанесения пигмента производится лакировка. Лак защищает кожу и делает ее более долговечной, но не только — именно при помощи лака достигается необходимая степень блеска кожаных изделий.
Существует три способа нанесения пигмента на кожу.
Лаки наносятся аэрографом, вручную или на конвейере.
Тиснение. После нанесения покрытий, рисунок зерна можно изменить искусственно. Для этого к верхнему слою кожи прикладывается специальная металлическая пресс-форма с нанесенным на нее узором. При достаточно высокой температуре она с силой вдавливается в поверхность кожи, придавая ей нужную рельефность. А иногда кожа пропускается через ролики, на которые нанесен рисунок искусственного рельефа.
Таков, в самых общих чертах, путь, который проходит кожа от сырой, необработанной шкуры, до завершенного, привычного нам всем изделия.
Шью из кожи. Виды кож.
Здравствуйте, дорогие друзья, здравствуйте подписчики!
Все фото были взяты с разрешения из интернет магазина.
Также информацию частично взял с сайта ярмарки мастеров, чтобы местами не быть столь голословным.
Итак, пожалуй начнем повествование.
Давайте начнем с краста.
Краст проходит барабанное крашение со специальным режимом, называемом сквозным прокрасом, это позволяет получить равномерный цвет не только на поверхности но и по всей глубине. Можно не бояться, что окрашенная лицевая сторона отслоится или потрескается. На шве кожи вы не заметите сильного различия цвета между лицом и самим срезом. Поскольку крашение происходит под давлением на обороте может оставаться легкий отпечаток сетки барабана.
Кожа плотная, идеальна для формовки, толщина, в основном от 1,4 до 1,9 мм
Краст можно покрывать различными мастиками, аппертурами (воски, масла, фирменные составы, которые продаются в магазинах).
Без финишной обработки:
С финишной обработкой:
Шорно-седельная кожа отличается высокой прочностью, большой толщиной, высокой устойчивостью к деформации, истиранию и воздействию на нее всевозможных жидкостей. Также она имеет способность на протяжении длительного времени эксплуатации сохранять свои свойства.
Тяжелого развеса высококачественное сырье идет на выработку шорно-седельной кожи. К тяжелому развесу относят шкуры крупно-рогатого скота, свиные, конские и верблюжье шкуры. Без дубления может происходить выделка такого материала, либо осуществляется она комбинированным или растительным методом, в процессе которого грубая толстая кожа, имеющая плотную структуру внутренних волокон, становится достаточно гибкой, непревзойденно прочной и приобретает заданные эксплуатационные характеристики. Готовая шорно-седельная кожа чаще всего встречается в виде полукожи, целой кожи, чепрака, кулата, ременной полы и воротка.
Кожа с выделкой «под рептилию» обладает гораздо меньшей стоимостью, чем настоящая натуральная кожа экзотических животных, при этом она сохраняет все достоинства, качественные характеристики и носкость, присущие натуральной коже овчины или КРС. Приобретённый в результате отделки эффектный внешний вид кож позволяет создавать из них действительно достойные высококачественные изделия.
Толщина такого вида кожи 1,2-1,4 мм. Кожа уже с финишным покрытием. Подходит для пошива полного спектра изделий для мужчин и женщин: от бифолдов до сумок.
Изделия из «флотера» всегда приятны на ощупь. Из кожи «флотер» производят широкий спектр кожгалантереи, мужских и женских кожаных сумок, ремней, а также различную обувь.
Производится это вид кожи из шкур крупного рогатого скота (коровы, быки) и имеет толщину от 1,2 мм до 1,8 мм.
В процессе производства шкуры помещают в специальный барабан, где они не только окрашиваются, но и размягчаются, обретая приятную органолептику. Затем поверхностный слой кожи дополнительно окрашивается и подвергается термическому тиснению, благодаря которому обретает мелкозернистую фактуру. Цветовая гамма этого вида кожи весьма широка и включает варианты с эффектом «металлик».
Кожа «флотер» по достоинству является одним из лидеров в кожгалантерейной и обувной промышленности.
Натуральная вощеная кожа премиум-класса толщиной до 2 мм.
Pull Up производится с использованием натуральных масел, пигментов и воска, выглядит очень естественно, «живо» за счет множества мелких складочек, отливающих при движении другим цветом. Относится к кожам без покрытия.
Насыщенная маслами, вощеная Пулл Ап при удивительной мягкости, приятности на ощупь отличается повышенной прочностью, износостойкостью, не боится влаги, потери цвета и максимально гигиенична.
Ценителей этой кожи привлекает ее необычная расцветка, возможность приобщиться к истории кожевенного промысла, подарившего технологию изготовления изысканных аксессуаров, которые служат не один год. Потертости и царапины лишь усиливают винтажный эффект.
Крейзи Хорс (Crazy Horse):
Crazy Horse ― это прочная высококачественная кожа крупного рогатого скота (не смотря на название не обязательно лошади). Эта кожа характерна своим эффектом состаривания. Интересный эффект образуется благодаря специальной обработке: на шлифованный краст с помощью нагрева наносится смесь восков с высокой температурой плавления и специальные присадки.
После обработки таким способом кожа становится темнее, нежели была изначально. В результате этого кожа Crazy Horse меняет цвет в местах залома, изгиба или натяжения. В этих местах кожа становится более светлой.
Винтажность ― это самая главная особенность этой кожи. На коже Крейзи Хорс легко появляются следы и царапины. Но это не должно вас беспокоить, так как царапины, потертости и неповторимый рисунок от изгибов придают ей эффект старины и винтажности. Царапины при желании легко удалить. Для этого достаточно протереть это место мягкой тряпочкой. Такая кожа легко затемняется трением с помощью войлочного круга даже без добавления воска.
Кожа Crazy Horse достаточно мягкая, эластичная, гладкая, без блеска. Толщина обычно 1,4-3 мм. Имеет плотную структуру и отлично подходит для производства каркасных бесподкладочных изделий, таких как рюкзаки, дорожные сумки, чехлы, кошельки, портфели и так далее. Такие изделия выглядят необычно, стильно, дорого.
Ну и, наконец, кожа растительного дубления без окрашивания:
Про эту кожу можно говорить очень много, так как она самая пригодная кожа для ваших идей (цвет, рисунок, очень хорошо подходит для тиснения).
Так же, ввиду отсутствия на поверхности кожи различных пластифицированных покрытий, обувь из кожи растительного дубления обладает способностью «дышать», т.е поддерживать оптимальный микроклимат и температурный режим.
Ну и в заключение, хотелось бы сказать, что кожи растительного дубления чаще всего производятся неокрашенными, что позволяет как производителям, так и простым любителям кожевенного ремесла использовать преимущества ручного окраса, проявляя творческую фантазию, и достигая особых эффектов на поверхности, типа антик, винтаж, искусственное старение.
Друзья, написал исключительно о своем опыте. Никого ни к чему не призываю, никого ничему не учу. исходя из этой статьи. Буду очень рад, если останусь полезным.
Заранее благодарен за просмотр, критику, советы и ваши отзывы.
Кожа.процесс дубления и классификация
Обработка кожи, пожалуй, одно из древнейших ремесел на земле. Первобытные люди начали обрабатывать шкуры животных много тысяч лет назад. Этот процесс можно назвать самой первой обрабатывающей промышленностью. Согласно утверждениям археологов, в древнем Египте были найдены остатки кожаной одежды, которая была изготовлена еще в 13 веке до нашей эры. Из кожи изготавливали практически все. Древние люди использовали для защиты ног примитивную обувь: обматывали ноги кусками шкур животных и закрепляли кожаными полосками или жилами. Самой первой обувью человека были сандалии, которые вместо подошвы имели дощечку, привязанную к стопе кожаными ремешками.
На животных охотились с целью получения их мяса и жира, но перед применением пищи с животного следовало снять шкуру. Для этого использовались острые куски кремня, а позже – кремниевые ножи. Далее шкуры использовались для согревания тел людей и обертывались вокруг ног, являя собой первый тип ботинок. Но необработанные шкуры скоро начинали разлагаться и гнить. Было замечено, что высушивание шкур на солнце консервирует их, но в результате получался очень твердый, негибкий материал, мало пригодный для изготовления одежды. Шкуры следовало смягчить. Это было сделано посредством натирания подготавливаемой шкуры различными жирами.
Жир также помогал предотвращать промокание шкур. Данный вид обработки делал шкуры животных мягкими и эластичными. Кроме того, для обработки шкур использовалась вода, в которую добавляли различные виды коры и ягод. Было обнаружено, что после такой обработки шкур они становились значительно мягче и могли противостоять гниению. Активные вещества, содержащиеся в вытяжках из определенных растений и производящие такое воздействие на шкуры животных, называют танинами. Это был один из первых методов дубления кожи. Постепенно техника изготовления вещей из кожи совершенствовалась, предметы обихода превращались в настоящие произведения искусства.
Для славян кожевничество тоже было старейшим промыслом. Уже в VI-VII веках на Руси были известны различные способы выделки и обработки кож. Особенно развилась художественная обработка кожи на Севере и в Центральной России. Так, например, в городе Торжке выделывали разноцветный сафьян, изготавливали из него вышитые серебром, золотом, шелками подушки, пояса, кошельки, кисеты, обувь. До Первой мировой войны из России экспортировали эти предметы, а также некоторые виды кож, превосходившие по своим качествам европейские аналоги.
Процессы, используемые для производства кожи в наши дни, изобретены нашими предками много тысяч лет назад. С древних времен при производстве кожи использовался процесс дубления, производимый с применением мозга животных как источника эмульгированных масел. Данный процесс известен как «индийское дубление», и эта практика все еще используется некоторыми людьми в небольших масштабах. Этот процесс дубления применяется чаще всего для выделки оленьих кож. Эта практика породила высказывание, что ‘животное имеет умственные способности, которых хватает лишь на сохранение его собственной шкуры, мертвой или живой.
Не потеряла своей актуальности кожа и в современном мире. При всем развитии техники и появлении новых синтетических материалов – кожа продолжает притягивать к себе все новых сторонников и почитателей. В наше время изделия из натуральной кожи пользуются большим спросом, несмотря на их высокую цену.
ПРОИЗВОДСТВО НАТУРАЛЬНОЙ КОЖИ
Обработка кожсырья
Считается, что самая высококачественная кожа делается из шкур коров (бык, теленок). Она идет на обувь, одежду, обивку мебели и др. Кожа из шкур овец или коз (овчина, козлина), в основном, используются с волосяным покровом (как мех). Кожа из свиных шкур эластична, но имеет стойкий характерный запах, поэтому ценится ниже других. Кожу из крокодила, питона, ската, страуса и других экзотических животных используют для производства кожгалантереи, одежды, обуви и других направлениях бизнеса.
Шкуры молочных телят (опоек), имея меньшую толщину по сравнению со шкурами взрослых животных, могут конкурировать с ними по прочности и износостойкости. Это объясняется более густой и плотной волоконной структурой шкур молочных телят. Процесс переработки шкур до готовой кожи упрощенно можно рассматривать как совокупность трех основных этапов:
Выделка кожи.
подготовительные процессы и дубление;
химическая отделка и красильно-жировальные процессы.
1. Отмочно-зольные процессы
Консервирование: Если доставка кожи не занимает много времени и предусмотрена немедленная её обработка, то кожа просто замораживается. Для всех случаев нормальной считается поставка просоленных кож.
Отмачивание: Первый этап обработки. Кожи замачивают, чтобы удалить грязь. Они вновь набирают влагу. Для смягчения используют биологические увлажняющие средства. Сначала достигается предварительная мягкость, затем – основная. После того как кожа размягчена, могут быть удалены остатки мяса.
Золение: Удаление верхнего рогового слоя кожи и волосяного покрова. На этом этапе определяют сорт кожи, что служит основой для ее дальнейшего целевого назначения. Применяемые хим. вещества: известь и сернистый натрий, которые потом нейтрализуются кислотой.
При этом ставятся в основном следующие 4 цели:
1) ослабить связи волоса и эпидермиса с дермой;
2) осуществить частичное омыление жировых веществ;
3) достигнуть достаточного набухания волокон шкуры;
4) привести шкуру в химическое состояние, необходимое для дубления.
Кроме того, условия золения и прозоленности влияют и на такие свойства готовой кожи как прочность при растяжении и влагоемкость. Прочность у кож, подвергшихся интенсивному действию зольника, всегда меньше. Это связано с разрушением связей в главной цепи (внутримолекулярных связей) при такой отработке.
Водостойкость же при интенсивной обработке зольным раствором у кож понижается, что связано с повышением их пористости.
2. Подготовительный процесс.
Сгонка шерсти. Производится на специальных волосогонных машинах. Эта операция осуществляется после золения, когда связь между волосом и дермой ослаблена. Полуфабрикат после сгонки шерсти обычно называют гольем.
Мездрение: Удаление прирезей мяса, сухожилий и подкожной жирового слоя (мездры). Мездра используется для производства технического желатина. Обработанные кожи готовы к дублению и называются «гольё».
Чистка лица. Эта операция следует после мездрения. Чистка заключается в удалении коротких волос (подседа), а также частично продуктов распада белков и жиров.
Обеззоливание и протравка: Кожа очищается от продуктов золения посредством нейтрализации, проводится деферментация – протравка. Кожа обрабатывается основательно и становится более гладкой. Золеное голье находится в состоянии нажора — сильного набухания и содержит большое количество соединений кальция, как связанных с коллагеном, так и отложившихся в виде извести и известковых солей.
Бучение: Служит подготовкой процессу минерального дубления. Голье погружают в барабаны с соляным раствором, а затем обрабатывают слабо концентрированной кислотой. Добавленные во время этого процесса дубильные вещества еще не могут воздействовать активно, но равномерно пропитывают голье.
Промывка. Промывку проводят водой для удаления солей кальция и продуктов распада белков. После промывки голье поступает в дубильные аппараты для дубления.
Двоение Wet Blue: Двоению подвергают голье, полученное из крупного сырья (бычка, яловки, бычины и т. д.). При двоении голье после золения распиливают на двоильных машинах на два слоя: верхний лицевой слой и нижний бахтармяный.
Гольё по всей поверхности разрезается по толщине на слои. Слой со следами пороков кожи срезается равномерно по всей толщине. У остальных слоев сохраняется природная неравномерность толщины. Верхний слой – будущая натуральная кожа/ Нижние слои после дубления называются спилками. Верхний слой кожи, используемый для производства кожаной мебели, подвергается дополнительному золению.
При распиливании задаются толщиной лицевого спилка, поэтому он получается с одинаковой толщиной по всей площади. Верхний спилок идет обычно для изготовления более ответственных деталей обуви, бахтармяный для менее ответственных деталей обуви и галантерейных кож.
Необходимо при этом учесть, что общая прочность спилков по сравнению с исходным гольем низкая.
Кроме вышеперечисленных подготовительных операций для некоторых видов кожи применяются дополнительно двоение, чепракование, мягчение, пикелевание.
2. 2. Дубление
Дубильный цех.
Полученное голье непригодно для изготовления обуви и других изделий. При обводнении голье сильно набухает, поглощая в больших количествах влагу и намного увеличиваясь в объеме.
Высыхание голья сопровождается резким уменьшением его объема, склеиванием его структурных элементов и изменением механических свойств. Высушенное голье становится жестким, рогообразным и ломким. Голье не устойчиво к нагреву во влажном состоянии, действию бактерий и ферментов. Таким образом, теряется форма, устойчивость материала. Чтобы избавиться от этих явлений голье дубят, т. е. обрабатывают дубильными веществами.
По современным представлениям дубление есть процесс скрепления молекул коллагена частицами дубителя (поперечное сшивание молекул)
Полученная в результате дубления кожа отличается от голья по целому раду свойств:
♦ снижается влагоемкость, поскольку теряется способность к набуханию в воде;
♦ повышается жесткость, так как при дублении за счет образования дополнительных сшивок у дермы теряется подвижность макромолекул коллагена кожи;
♦ повышается прочность структурных элементов колеи. Но при этом следует помнить, что чрезмерная продубленность, наоборот, снижает прочность. Это объясняется тем, что при продубливании выше некоторого оптимума прочность падает за счет увеличения жесткости и снижения способности к ориентации структурных элементов кожи;
♦ повышается упругость и связанная с ним износостойкость;
♦ повышается термостойкость. Это связано с повышением числа поперечных химических связей и температуры сваривания при дублении (Tcg);
♦ повышается пористость. Это объясняется тем, что дубители, проникая (вклиниваясь) в структуру дермы, разъединяют элементы структуры и в дальнейшем такое фиксируется за счет образования химических поперечных связей;
♦ повышается формоустойчивость. Это связано с тем, что дубители, образуя поперечные связи между макромолеклами коллагена, не дают возможность набухать дерме и, кроме того, не дают им сближаться и склеиваться;
♦ повышается химическая стойкость. Это связано с тем, что функциональные группы коллагена дермы блокированы дубителями;
♦ улучшается внешний вид;
♦ у дермы после дубления повышается толщина, площадь и угол наклона пучков коллагеновых волокон. Это уже говорит об экономической эффективности дубления и повышении, в частности, износостойкости подошвенных кож.
Современная теория дубления рассматривает дубление как процесс, состоящий из ряда физико-химических явлений и протекающий в две стадии. Первая стадия — диффузия дубителя в толщину голья, вторая — взаимодействие дубителя с молекулами коллагена. При этом оба процесса происходят одновременно.
Дубящие вещества классифицируются по двум группам:
1. Органические (таниды, альдегиды, жиры).
2. Минеральные (титановые, хромовые, циркониевые и алюминиевые соединения).
Основное дубление:
Хромовое дубление проводится водными растворами основных солей трехвалентного хрома, который не ядовит. Дубильные вещества глубоко проникают в кожу, что способствует её укреплению и при нормальном использовании не приведет к повреждениям. Шестивалентный хром для дубления не применяется, так как он ядовит. После проникновения хрома в обработанную кожу остатки кислоты частично вытягиваются, а хром закрепляется в волокнах кожи и тем самым нейтрализуется. Подобно проводится циркониевое, алюминиевое и титановое дубление.
Пластование и подвяливание:
Для схватывания дубильных веществ кожа раскладывается слоями и подвяливается.
Служит выравниванию толщины кожи.
Нейтрализация: оставшиеся в коже кислоты осторожно нейтрализуются гашеной известью. На последующих этапах обработки устанавливаются группы кожи.
Окончательное дубление: модификация и проявление свойств кожи с применением более сильных дубильных веществ в сочетании с основным дублением. Возможно сочетание с растительными и/или синтетическими дубильными веществами, с хромом и другими минеральными веществами.
3. Химическая отделка и красильно-жировальные процессы
На заключительной стадии химической отделки производятся следующие операции:
додубливание (используются соединениям хрома, синтаны, другие специальные средства); Окрашивание: кожи окрашиваются в красильных ваннах стойкими красителями, глубоко проникающими в волокна кожи. Используются только натуральные, нетоксичные и экологически чистые красители. Краска глубоко проникает в структуру кожи, жирование (используются жиры, масла, эмульгаторы, аммиак)
Конечным продуктом кожевенного производства является кожа, т. е. весь технологический процесс производства представляет не что иное, как превращение шкуры в готовую кожу.
Кожа квасцового дубления, в процессе выделки которой используются соли алюминия, смешанные с различными связующими компонентами и белковыми веществами, например, яичным порошком и т.д. Пуристы утверждают, что кожа квасцового дубления технически является «сыромятной», а не дубленой, поскольку полученный материал будет гнить в воде. В результате использования данного процесса получаются кожи ненасыщенных тонов, но полученный материал не столь эластичен, как кожа растительного дубления.
Для выделки кожи хромового дубления, изобретенного в 1858 году, используется сульфат хрома и другие соли хрома. Эта форма кожи более мягкая и эластичная, чем кожа растительного дубления. Кроме того она не изменяет цвет и не теряет форму при воздействии воды, как кожа растительного дубления.
Кожа (обычно кожа растительного дубления) может смазываться определенными маслянистыми веществами для улучшения ее водостойкости. Это увеличивает количество природных жиров, находящихся непосредственно в коже, которые вымываются в процессе эксплуатации кожаных изделий, которые могут подвергаться интенсивному воздействию влаги. Частое смазывание кожаных изделий жиром норки, очищенным маслом или подобными веществами, сохраняет мягкость кожи и увеличивает срок эксплуатации изделия.
Производство готовой кожи.
Покраска кожи.
Отсортированную кожу передают в красильный цех, где получают так называемый полуфабрикат Crust (краст).
Полуфабрикат сортируют и передают на дальнейшую окраску, которая осуществляется по новейшим технологиям в специальных красильных барабанах, что позволяет экономично использовать химию и деликатно обработать кожу.
Кожи, не имеющие никаких дефектов, без пятен и без личин, можно окрашивать в различные циста; кожи с пятнами окрашиваются в черный цвет. Для черной окраски кожи после дубления и промывки окрашивают, потом жируют и сушат. Для цветной окраски кожи только окрашиваются, не подвергаясь жировке, так как жир может оставить пятна.
Для окрашивания в черный цвет применяются растительные краски и анилиновые красители; для цветных кож —в настоящее время почти исключительно анилиновые красители.
Анилиновые красители делятся на основные и кислотные.
Идеально гладкая элитная кожа на данном этапе готова поступить в упаковочный цех.
Кожа, которая по тем или иным причинам не является гладкой, подвергается тиснению.
Специалисты определяют качество кожи и вид тиснения, которое поможет скрыть мелкие недостатки поверхности кож.
Применяются самые различные виды тиснения: от очень мелкого (так называемая пылевидная плита) до очень крупного (так называемая Тигина), а также шагреневое тиснение, используемое для пошива обуви специального назначения.
очень мелкое тиснение
очень крупное тиснение
Перед упаковкой и отправкой на склад готовой продукции вся кожа проходит окончательную сортировку и обмер.
Когда шкуры после процесса консервации попадают на кожевенный завод, они исследуются на предмет наличия повреждений или плохо вычиненного и законсервированного кожсырья. На данном этапе вся партия кож может быть забракована и возвращена производителю.
В свою очередь кожа классифицируется по способу окраски:
1. Окраска погружением. Складывают две кожи внутренней стороною и погружают ручным способом в 40-50° красильную ванну; при этом внутренняя сторона окрашивается лишь очень слабо. Этим способом пользуются при окраске кож небольшого размера (коз, овец, телят и др.), при небольшом их количестве.
2. Окраска в чане с широкими вращающимися лопастями. Лопасти при вращении вместе с красильной ванной вертят и кожи. При этом способе, особенно пригодном при больших количествах кож, окрашиваются обе стороны кожи.
3. Окраска в промывном барабане, закрытом вращающемся сосуде с полыми осями для добавления красящего раствора. При этом способе требуется очень «короткая» красильная ванна, так что красящие вещества очень хорошо могут быть использованы; этот способ главным образом применяется для хромовой кожи.
4. Нанесение краски при помощи щеток производится большей частью на большие шкуры. Кожа расстилается на столе, верхняя сторона хорошо смачивается, а потом наносится краска.
6. Окраска хромовой кожи. Для хромовой кожи употребляют в первую очередь кислые красящие вещества с добавлением уксусной или серной кислоты. До прибавления красящего вещества для лучшего закрепления краски кожу следует подвергнуть обработке экстрактом квебрахо. Основные красящие вещества тоже пригодны для окраски хромовой кожи; ванна из квебрахо соответственно усиливается. К субстантивным красящим веществам следует прибавить уксусную кислоту. Температура красильных ванн может доходить до 50-60°.
7. Окраска лайковой кожи. Лайковую кожу красят, как хромовую, но температура красильных ванн должна быть ниже (40-45°).
(Главным образом употребляют кислые и основные красящие вещества.)
8. Окраска замшевой кожи. При окраске замши употребляют основные краски (с глауберовой солью и уксусной кислотой) и красят при температуре в 30°. Кислые красящие вещества употребляют с добавлением глауберовой соли, при температуре красильной ванны в 40-45°.
9. Окраска лакированной кожи. а) В черный цвет. Кожу, которую хотят лакировать, закрепляют в рамку, кладут на гладкую доску и на лицевой стороне отшлифовывают куском пемзы, пока кожа не перестанет быть шершавой Далее берут хороший масляный лак, смешивают с голландской сажей и делают из этого жидкую краску, которой и мажут кожу; потом последнюю выставляют на солнце для высушивания, причем тщательно охраняют от пыли.
Сделав это, поступают как прежде, снова сушат, берут пемзу и полируют; когда кожа сделается гладкой, ее сушат в продолжение часа, после чего краску, которую наводили, смешивают с голландской сажей и жидко мажут еще 2-3 раза.
Когда она снова высохнет, берут войлок и мелко растертую пемзу и полируют до тех пор, пока кожа не сделается совершенно гладкой.
Конфигурация кож
В производстве кожи раскраиваются и имеют различные конфигурации.
По конфигурации кожи бывают: целая кожа, полукожа, кулат, полукулат, вороток, чепрак.
Виды кож по способу отделки
Гладкие кожи
Шлифованные кожи
Тисненые кожи
Кожи среднего и низшего ценовых диапазонов, незаменимы для недорогой, рабочей или форменной обуви. Отличаются рисунком и глубиной тиснения. Чем мельче рисунок и глубина тиснения, тем меньшей способностью укрывать дефекты обладает данное тиснение. Все рисунки можно условно разбить на несколько категорий:
Лаковые кожи
В зависимости от свойств и цвета покрытия, кожа может приобретать самые разнообразные цветовые и органолептические свойства. Подобная кожа весьма широко используется в производстве как женской, так и мужской модельной обуви. Лаковые кожи представлены артикулами «Орион», «Наплак». На лаковую кожу может быть нанесено тиснение для получения необходимого рисунка. Обувь из лаковой кожи отлично выглядит и всегда привлекает внимание.
Спилки
Красты