что такое райское дерево
Райское дерево
Смотреть что такое «Райское дерево» в других словарях:
дерево — а, мн. дере/вья, дере/вьев, с. 1) Многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями, образующими крону. Хвойное дерево. Фруктовые деревья. Рухнувшее дерево. Сухое дерево. Голое дерево. Между угнетенным деревом в лесной тесноте и … Популярный словарь русского языка
дерево — Балка, бревно, брус, валежник, буревал, бурелом, дрова, дром (дрюк), дручина, дручок, дубина, дылка, дыль, колода, кол, мачта, обрубок, оглобля, орясина, пень, плаха, полено, столб, тес, тычина, хворост, чурбан; головня, головешка. Собират.:… … Словарь синонимов
Дерево жизни (Библия) — У этого термина существуют и другие значения, см. Дерево жизни (значения). Не следует путать с Мировое дерево. Древо Жизни, витраж работы Л. К. Тиффани (1848 1933) Дерево жизни ( … Википедия
На поле на арекском, на рубеже татарском, стоит дерево ливанское, листья митрофановские, когти дьявольские. — На поле на арекском, на рубеже татарском, стоит дерево ливанское (царское, райское), листья митрофановские, когти дьявольские (репейник). См. РАСТЕНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
РАЙ — муж. первобытный сад, вертоград, жилище прародителей Адама и Евы. Насади Господь Бог рай во Едеме, Быт. Земной рай погублен искони. | Пребывание праведных душ. Днесь со мною будеши в раю. Лук. В рай просятся, а смерти боятся! Не позволишь ли ты… … Толковый словарь Даля
РАЙ — муж. первобытный сад, вертоград, жилище прародителей Адама и Евы. Насади Господь Бог рай во Едеме, Быт. Земной рай погублен искони. | Пребывание праведных душ. Днесь со мною будеши в раю. Лук. В рай просятся, а смерти боятся! Не позволишь ли ты… … Толковый словарь Даля
СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ — совокупность мифологических представлений древних славян (праславян) времени их единства (до кон. 1 го тыс. н. э.). По мере расселения славян с праславянской территории (между Вислой и Днепром, прежде всего из области Карпат) по Центральной и… … Энциклопедия мифологии
Древо жизни (значения) — Древо (дерево) жизни: В мифологии и религиях Древо Жизни (англ.) важный мифологический элемент, встречающийся во многих культурах. Древо Жизни в Библии, райское дерево приносящее плоды, которые дарят вечную жизнь. Древо Жизни в каббале… … Википедия
Славянская мифология — совокупность миф. представл. древ. славян (праславян) времени их единства (до кон. 1 го тыс. н.э.). По мере расселения славян с праслав. терр. (между Вислой и Днепром, прежде всего из обл. Карпат) по Цент. и Вост. Европе от Эльбы (Лабы)… … Древний мир. Энциклопедический словарь
Райское дерево: характеристика, среда обитания, свойства, выращивание, уход
Содержание:
Декоративный вид с темно-зелеными сложными листьями и густой зонтичной кроной. Ароматные сине-фиолетовые цветки сгруппированы в щитковидные соцветия. В свою очередь, плод представляет собой шаровидную костянку охристого цвета с волокнистым эндокарпом.
Это деревенское растение с основными требованиями, устойчивое к холоду, длительным периодам засухи и загрязненной окружающей среде, но не переносит сильных ветров. Приспосабливается к любому типу почвы, от песчаных до супесчаных, даже растет на засоленных почвах с низким плодородием.
В оптимальных условиях температуры, влажности и плодородия он активно развивается, становясь инвазивным растением в рекреационных и жилых зонах. Он используется в садоводстве из-за его густой листвы и пышного цветения, особенно это дерево, которое дает обильную и прохладную тень.
Общие характеристики
вид
Листопадное дерево средних размеров, достигает 15 м в высоту, с коротким прямым или извилистым стволом и зонтичной кроной 4-8 м в окружности. У молодых растений кора гладкая и сероватая, но с возрастом она трескается и приобретает темно-коричневый цвет.
Уходит
Сложные, очередные и непарноперистые листья из 3-4 пар листочков расположены на длинном черешке длиной от 25 до 80 см. Листочки 2-5 см длиной, овальные, супротивные, заостренные; поля мелко зазубрены; верхняя поверхность темно-зеленая, а нижняя светло-зеленая.
цветы
Для маленьких цветков характерны 5 удлиненных сиренево-голубоватых лепестков и длинная пурпурная стеблевая трубка, увенчанная 15-20 тонкими отростками. Цветение, которое обычно происходит в период с апреля по май, очень обильное и ароматное, образуется пазушными метелками длиной 15-25 см.
Фрукты
Плод представляет собой шаровидную костянку диаметром 10-25 мм, зеленую в мягком состоянии и охристо-желтоватую в созревшем состоянии. Они расположены в виде листовых гроздей и остаются прикрепленными к ветвям после того, как растение полностью опорожнилось.
Химический состав
Плоды содержат определенные глицериды стеариновой, линолевой, олеиновой и пальмитиновой кислот, смолы, сесквитерпеноид-кадинол и тетра-нортритерпеноид азадирахтин. А также бакаяновая и ванилиновая органические кислоты, алкалоид маргозин, флавоноид кверцетин, мелиацин и кумарины.
В коре есть следы катехола или пирокатехола, которые используются в химической промышленности как антиоксидант или как пестицид. Из семян извлекается эфирное масло с горьким запахом и вкусом, обладающее лечебными свойствами.
Таксономия
— Виды: Мелия азедарах Л., 1753.
Этимология
– Мелия: название рода происходит от древнегреческого «μελία», что означает «фрассино», потому что его листья похожи на листья ясеня.
– Азедарах: конкретное прилагательное происходит от персидского «азаддхиракт», термина, используемого арабами, который переводится как «дерево, которое освобождает».
Синонимия
– Azedara speciosa Раф.
– Азедарах комлинии Медик.
– A. fraxinifolia Moench
– Азедарах одоратум Noronha
– Азедарах семпервиренс Кунце
– М. cochinchinensis М. Роэм.
– М. комлини Медик. экс Steud.
– Melia composita Benth.
– Мелия Флорида Салисб.
– M. guineensis Г. Дон
– Мелия восточная М. Роэм.
– Мелия самбуцина Blume
– М. тоосендан Зибольд и Цукк.
Среда обитания и распространение
Это вид, произрастающий в Юго-Восточной Азии, особенно в тропическом Китае, Филиппинах, Индии, Индонезии, Лаосе, Непале, Шри-Ланке, Папуа-Новой Гвинее, Таиланде и Вьетнаме. Точно так же он был натурализован в тропической Австралии, Японии и Соломоновых островах и завезен в Средиземноморье, Карибский бассейн и Северную Америку.
В настоящее время его выращивают в регионах с умеренно теплым климатом по всему миру на высоте до 800 метров над уровнем моря. На месте своего происхождения он растет на высоте до 3000 метров над уровнем моря.
Развивается на заброшенных или залежных землях, вблизи дорог и особенно в районах антропного воздействия. Точно так же он адаптируется к любому типу почвы, от кислой до слабощелочной или засоленной. Переносит случайные морозы, пока лето было теплым.
Он размножается семенами, черенками и побегами, очень быстро растет и становится инвазивным видом в городских пространствах. Это светолюбивый вид, устойчивый к летним засухам и загрязненной окружающей среде, но подверженный сильным ветрам из-за хрупкости листвы.
Свойства
Присутствие различных вторичных метаболитов, таких как алкалоиды, органические кислоты, каротиноиды, флавоноиды, витамины и терпеноиды, придает ему определенные лечебные свойства. Листья, цветы и плоды используются в качестве домашнего средства для дегельминтизации, чтобы вылечить инфекции, вызванные кишечными паразитами.
Отвар веток и листьев применяют для симптоматического лечения больных малярией и гепатитом. С этим отваром делают одну или две горячие ванны в день, и чашку выпивают как чай во время каждого сеанса.
Из семян получают масло с неприятным ароматом и вкусом из-за наличия тритерпеноидов, обладающих противовоспалительным действием. Это масло эффективно при заживлении кожных заболеваний и заживлении ран. Он также действует как тоник для волос и имеет глистогонный эффект.
Измельченные семена действуют как дезинфицирующее и целебное средство, предотвращая изъязвление ран, вызванных укусами змей. Варка из листьев оказывает жаропонижающее действие, снижая температуру тела, а приготовление корней имеет глистогонные свойства.
Приложения
Древесина хорошего качества и средней плотности используется в столярном деле для изготовления поделок и в столярных изделиях для изготовления легких предметов. В некоторых регионах плоды используются в качестве сырья для ручной работы четок и бусинок для украшений.
В фармакологии экстракт, полученный из плодов, используется в качестве активного ингредиента для слабительных средств против кишечных червей или гельминтов. Таким же образом он используется как средство от насекомых, фунгицид, нематицид или моллюскицид домашних вредителей или технических культур.
Фактически, из его плодов производится натуральный бриопрепарат для устойчивого управления вредителями декоративных растений и товарных культур. Этот продукт эффективно используется для борьбы с вредителями зерна или домашними насекомыми, такими как древесная моль.
Побочные эффекты
Плоды содержат элементы нейротоксического действия, такие как тетра-нортритерпен азадирахтин, который может быть смертельным при употреблении в больших количествах. Основные симптомы интоксикации проявляются в нарушении координации движений, головокружении, тошноте, рвоте, болях в животе, скованности, застойных явлениях в легких и, наконец, остановке кардиореспираторной системы.
В литературе сообщается о случаях смертельного исхода у животных или людей, употреблявших большое количество свежих ягод, хотя для некоторых птиц это безвредно. Несмотря на его побочные эффекты, в прошлом разбавленный настой из его листьев и плодов использовался как миорелаксант и средство против менструации.
Культура
Распространение
Размножение осуществляется семенами, не требующими преглубокой обработки, только для удаления мясистой оболочки и гидратации перед посевом. Таким же образом можно использовать черенки полудревесных веток, собранные вокруг растения присоски и в технике отводки.
Место расположения
Требуется место на открытом солнце. Таким образом, он может переносить низкие температуры и периодические заморозки зимой. В то же время желательно разместить его в месте, где сильные ветры не сходятся напрямую, поскольку его листва очень хрупкая для этого случая.
Полы
Он приспосабливается к любому типу почвы, будь то известняковая или кремнистая, она переносит даже засоленные почвы. Действительно, для этого требуется только рыхлая, глубокая, хорошо дренированная и свежая почва, которая поддерживает влажность во время продуктивных фаз.
Условия окружающей среды
Идеальная температура составляет от 10 до 20 ºC, максимум 40 ºC, прямое солнечное излучение, средняя или низкая относительная влажность и среднегодовое количество осадков 500-1000 мм. Постоянная влажность почвы в сезон цветения и плодоношения важна для достижения максимальной продуктивности растения.
уход
Вождение
В питомнике саженцы требуют использования кольев для предотвращения извилистого развития ствола. Точно так же, когда корни укоренились в поле, они развиваются поверхностно, поэтому их нужно удерживать в местах с сильным ветром.
Обрезка
В начале весны рекомендуется проводить обрезку для ухода, санации и регенерации, стараясь покрыть раны лечебной пастой, чтобы избежать гниения. Как декоративное растение, обычно с первых лет проводят сильную обрезку для развития кустарникового вида растения.
Борьба с вредителями
Ссылки
Поведенческие зависимости: что это такое и особенности
Рождественские обеды и синдром пустого стула
Рай-дерево
Есть на свете такое дерево, и растёт оно не в раю, а на земле. Это, действительно, очень красивое дерево, у которого множество достоинств, тайн и толика коварства… В разных странах оно имело разные названия: дивное дерево, райское дерево, клячище, чакча, кана, канакунжут, рицина. Когда-то в России его так же называли турецкой коноплёй. А теперь большинству из нас оно известно, как клещевина.
Клещевина была известна людям с глубокой древности, её семена найдены археологами в гробницах египетских фараонов. А научное название «рицинус» она получила от древних римлян за свои колючие плоды шаровидной формы. На русский язык «рицинус» переводится как, «клещ». Хотя семена клещевины и не похожи на клещей, больше они напоминают мультяшных ежат.
К тому же Геродот и Диодор утверждают, что название не римское, а пришло в Древнюю Грецию из Древнего Египта и лишь из Греции в Рим.
Клещевина – Ricinus communis – многолетнее древовидное, декоративно-лиственное растение из семейства молочайных.
У клещевины красноватый, ветвистый, узловатый стебель, который вырастает от 1 до 3 метров в высоту.
Пальчатые листья располагаются на длинных черешках. За красоту листьев клещевину называют северной пальмой.
Небольшие цветки клещевины собраны в плотные соцветья кисти. Цветёт растение в июле-сентябре.
Плоды клещевины представляют собой овально-шаровидные коробочки, покрытые шипами. При созревании коробочка растрескивается. Семена блестящие, крупные, выпуклые, с красивой пёстрой кожурой. И очень ядовитые. Собственно говоря, смертельно ядовит содержащийся в них белок рицин.
У нас клещевина выращивается как однолетнее кустистое растение. И специалисты предупреждают, что семена нужно держать в недоступном для детей месте. Шесть проглоченных штук приводят к летальному исходу. Взрослым потребуется около двадцати штук.
И вот из этих ядовитых семян получают всем нам известное с детства касторовое масло, которое не только безвредно, но и обладает лечебными свойствами.
Масло получают методом отжима, обрабатывая его перегретым паром. Такая технология разрушает любой белок, в том числе и рицин.
Современные учёные считают родиной клещевины Северную и Восточную Африку, где и сейчас можно встретить её растущей в диком виде. Окультуренная клещевина через Азию попала в Индию, которая и теперь держит первенство по производству касторового масла.
Надпись, сделанная на санскрите в I веке до н. э., сообщает о возделывании клещевины и получении из неё масла для заправки светильников. В Древней Индии на основе масла изготавливали так же лекарства.
В Европу клещевина попала после того, как Индия стала английской колонией.
Но лишь в конце XIX века европейцы оценили достоинства клещевины и стали выращивать целые плантации окультуренной клещевины, пригодной для выращивания в умеренном климате.
В Россию клещевину завезли из Персии в XIX веке.
Незадолго до революции её стали выращивать в промышленных масштабах в Краснодарском крае, на Кавказе, в Поволжье.
После революции клещевину продолжали возделывать. Но после войны стали закупать касторовое масло в Индии.
Касторовое масло когда-то использовалось в качестве машинного масла. Пригодилось оно и при выделке кож.
В наше время касторовое масло используется в парфюмерной и косметической промышленности.
В медицинских целях касторку долгое время использовали при запорах и для стимулирования родов в акушерской практике вместе с другими средствами. Смазывали касторовым маслом пупки новорождённых и язвы на теле взрослых. Касторовое масло помогает залечить порезы и ожоги.
Народная медицина использует касторовое масло при простуде, кашле. Грудь растирают подогретым касторовым маслом и тепло укутываются. Эффект усилится если касторовое масло смешать со скипидаром. 1 ст. ложка скипидара и 2 ст. ложки касторового масла. Перед втиранием подогреть.
При покраснении переутомлённых глаз на ночь в каждый глаз закапывают по 1 капле касторового масла.
Касторовым маслом лечат геморрой, ежедневно смазывая им на ночь наружную часть заднего прохода.
При помощи касторового масла можно избавиться от бородавок. Для этого масло нужно втирать в бородавку ежедневно в течение минуты. Обычно курс лечения длится около месяца.
Реклама всевозможных кремов часто обещает нам бархатные ручки и пяточки, как у младенца. И уверяет, что мы этого достойны.
Ручки станут бархатными, если после мытья тёплой водой их насухо вытереть и, смазав касторовым маслом, надеть на всю ночь хлопчатобумажные перчатки.
Тоже самое с пяточками, как у младенца – втереть на ночь в пятки и натоптыши, если таковые имеются касторовое масло и надеть хлопчатобумажные носки. Делать это нужно в течение месяца.
Касторовое масло снимает так же чувство усталости и боль в ногах, если пришлось много ходить или постоянная работа связана с длительным нахождением на ногах.
Если смазать касторкой ресницы и брови, то они станут лучше расти.
То же самое относится и к волосам на голове. Чтобы улучшить их внешний вид и ускорить рост нужно 2 раза в неделю перед мытьём головы втирать касторовое масло в корни волос в течение месяца. Потом для закрепления достигнутого проводить эту процедуру 1 раз в неделю.
Мужчинам рекомендуется в качестве профилактики облысения смешивать 2 ст. ложки касторового масла с 1 ст. ложкой водки и так же втирать в корни волос дважды в неделю. Женщинам тоже не возбраняется воспользоваться этим методом. Волосы будут расти быстрее и гуще.
Для питания и укрепления сухих волос
Смешать касторовое, оливковое масло и подходящий шампунь в пропорции 2:2:1, хорошо размешать, на полчаса нанести на волосы и втереть в кожу головы. Хорошо смыть тёплой водой.
Процедуру проводить 1 раз в месяц.
1 ст. ложку касторового масла смешать с 2 ст. ложками кефира, немного подогреть, нанести на кожу головы, надеть полиэтиленовую шапочку, обмотать голову полотенцем. Смыть через час-полтора.
Хорошо промыть голову тёплой водой.
Грибники и опытные туристы смазывают касторовым маслом место, где присосался клещ. Через некоторое время его будет легче вытащить. После чего место укуса тоже смазывают касторкой.
Касторовое масло можно использовать и для ухода за лицом, особенно, если кожа сухая, склонная к шелушению. После смазывания кожа становится эластичной, морщины разглаживаются и лицо выглядит моложе.
Хорошо помогает смазывание касторовым маслом при гусиных лапках возле глаз. Поможет оно разгладить и неглубокие морщины на шее и декольте.
При более глубоких морщинах касторовое масло смешивают в пропорции 1:1 с облепиховым маслом.
Перед использованием масло немного подогревают. Процедуру производят ежедневно. А в идеале дважды в день.
Ещё касторовое масло отбеливает кожу, помогает бороться с веснушками и даже в более зрелом возрасте с появляющимися пятнами на руках.
Но прежде, чем использовать касторовое масло, нужно нанести его на сгиб локтя, чтобы убедиться, что аллергии на него нет.
Касторовое масло немного подогреть, нанести на лицо по массажным линиям лёгкими массирующими движениями. Через полтора часа излишки промокнуть бумажной мягкой салфеткой.
При регулярном применении лицо заметно омолодится.
Маги говорят, что живая изгородь из клещевины приносит в дом богатство и не пропускает неприятности.
А если на рассвете подойти к отдельно растущему рай-дереву и загадать желание, то оно исполнится в течение года.
И проза жизни – моя бабушка в своё время научила меня смазывать касторовым маслом кожаную обувь, чтобы она не пропускала влагу. И этот способ, действительно помогает. Спасибо клещевине!
Два райских дерева: что это было?
Приблизительное время чтения: 6 мин.
«И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла» – читаем мы в книге Бытия (2:9). В дальнейшем одно из этих деревьев сыграет ключевую роль в истории грехопадения: именно плод с дерева познания добра и зла вкусит Ева, а потом угостит им Адама, вопреки ясному запрету. В результате оба окажутся изгнанными из рая, отрезанными от другого дерева – дерева жизни.
И что же это за деревья, интересуются читатели Библии? Причем тут вообще какая-то растительность?
Если мы обратимся к отцам Церкви, мы не найдем у них единого мнения. Св. Иоанн Златоуст считал, что само выражение «познание добра и зла» указывает на результат: Адам и Ева вкусили от плодов этого дерева и на собственном опыте убедились, что послушание Богу есть добро, а непослушание – зло (7-я беседа на Бытие). Он категорически отрицает мнение, будто само по себе дерево давало людям какое-то познание. Здесь Златоуст явно с кем-то спорит, но с кем?
На самой заре христианства существовала даже такая секта офитов (от греч. ὄφις «змей»). Это была разновидность гностицизма – широкого и расплывчатого течения, сторонники которого видели высшую ценность в тайном религиозном знании, недоступном простым смертным. Гностики создавали сложные мифологические системы со множеством всяких сущностей и действующих лиц – такое знание, действительно, не всякому доступно. Так вот, офиты, помимо прочего, верили, что в плодах этого самого дерева заключалось некоторое спасительное для людей знание, которого их хотело лишить злое божество. А доброе божество, обернувшись змеем, убедило их отведать плодов. Понятно, что прямому смыслу Библии такое толкование противоречит, и Златоуст его сходу отвергает.
Впрочем, мы видим, что Златоуст тут скорее рассуждает о грехопадении, а про дерево не говорит практически ничего конкретного. Он, как и другие богословы антиохийской школы, впрочем, считает это дерево вполне настоящим. Другая богословская школа, александрийская, как обычно, старалась интерпретировать его в аллегорическом духе. Так, св. Григорий Богослов считал, что «дерево греха есть созерцание божественных вещей, запрещенное несовершенным, но доступное совершенным» (Слово 38), подобное говорил и Св. Иоанн Дамаскин. Но при таком подходе получается, что никаких деревьев там вообще не было, что это всего лишь поэтическая фигура речи.
Итог дискуссиям подвел в VІІ в. Анастасий Синаит: «истинная природа двух райских деревьев совершенно неизвестна и знание ее не является необходимым для Церкви». Очень трезвый вывод, особенно для тех, кто считает, будто отцы Церкви ответили абсолютно на все вопросы и были притом вполне единомысленны меж собой.
А что можем сказать мы сами, исходя из библейского текста?
Во-первых, что такое «добро и зло?» Как «небо и земля» означает весь этот мир, а «день и ночь» – сутки (включая утро и вечер), так, по-видимому, это выражение относится ко всему спектру нравственных оценок. А что же тогда такое «познание»? В библейском языке это не просто «владение информацией»: муж познает свою жену в первую брачную ночь не в том смысле, что он узнает о ней нечто новое, а в том, что между ними возникает самая тесная близость, какая только возможна между людьми. Есть в Библии и выражение «познавать Бога» – не просто читать о Нем разные умные книги, а стремиться к жизни в единстве и гармонии с Ним, насколько это доступно человеку.
Итак, получаем что-то вроде «опытного проживания всех нравственных оценок». Туманно… Но не о том ли говорил и Златоуст? Именно плод этого дерева позволил Адаму и Еве на собственном опыте понять, что есть добро (жизнь с Богом) и что есть зло (преступление заповеди). Причем выбор они сделали сами. Если повернуть это немного иной стороной, у нас получится вот что: человек в какой-то момент принимает решение действовать самостоятельно, без Бога определять, что будет для него благом, а что – вредом. И это не просто умозрительное заключение, это действие, это опыт, это, если угодно, навык. Именно такой выбор, стремление самому выстроить для себя шкалу нравственных оценок, и уводит человека от Бога.
Возможно ли возвращение к этому дереву? Собственно, вся остальная Библия повествует о трудном обратном пути. В самом ее конце, в книге Откровения (22:2) рассказывается о Новом Иерусалиме, то есть новом мире, который возникнет, когда исчезнет этот: «Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов». Удивительный образ дерева, растущего одновременно по обе стороны реки, непредставим в нашем мире (хотя сразу вспоминаются рассказы физиков про электрон как волну и частицу и про принцип неопределенности). Видимо, это символическое указание на преодоление в Царствии Небесном всего, что разделяет нас здесь и сейчас.
Но были ли там настоящие деревья, или это просто такой красивый образ? Следуя за Анастасием Синаитом, мы можем только сказать: точно не известно, да и не обязательно нам это знать. В конце концов, и слова «рай» мы не найдем в оригинальных текстах Библии: еврейское גַּן, греческое παράδεισος означают просто «сад» или «парк» (такие были при дворцах персидских царей, собственно, греческое слово заимствовано из персидского языка). Понятно, что рай, каким бы мы себе его ни представляли, лишь похож на парк, но не является парком в том же смысле слова, что и, к примеру, Парк Культуры в Москве. Возможно, так было и с деревьями – мы имеем дело со сложной метафорой, если есть парк или сад, то должны быть и плодоносящие деревья, слово для обозначения рая само задает следующий за ним образ. Но может быть, там, в закрытой для нас глубине веков, действительно были какие-то деревья со своими плодами. В любом случае, мы верим, что тот мир, который существовал до грехопадения, был мало похож на наш, и деревья в том мире тоже должны были быть другими. Какими – нам не известно.
Да, и последнее. На многих изображениях мы видим, что плод с древа познания добра и зла выглядит как яблоко. Традиция это настолько сильна, что надкушенное яблоко было выбрано фирмой Apple в качестве своего логотипа (сегодня эта фирма не дает прямых отсылок к книге Бытия, но среди рекламных плакатов ее ранних лет есть и такие, которые явно указывают на историю грехопадения).
Что ж, фирма имеет на это полное право: мы все живем в падшем мире и символика этого грехопадения на наших айфонах и айпадах вполне может напоминать нам об этом. Тем более, что их использование и в самом деле может оказаться сродни тому, что произошло в райском саду, так что надкушенное яблоко здесь выглядит как предупреждение, как череп с костями на столбе с проводами высокого напряжения.
Вот только ниоткуда не следует, будто это было и в самом деле яблоко. Просто плод надо было как-то изобразить – а какой плод в Европе или даже на Ближнем Востоке привычней яблока? Стали изображать яблоки. Вечные истины вообще с трудом переводятся на повседневный язык, тут неизбежна большая доля условности. Но что поделать, если иначе о них не рассказать тем, кто живет в повседневности?