что такое раввин у евреев
Что такое раввин у евреев
Раввин — в иудаизме учёное звание, обозначающее квалификацию в толковании Торы и Талмуда. Присваивается по получении иудейского религиозного образования, даёт право возглавлять конгрегацию или общину, преподавать в иешиве и быть членом религиозного суда.
Обряд посвящения в раввины — смиха ивр. סְמִיכָה, буквально покрывание, рукоположение. Исторически известны и другие формы посвящения в раввины.
В современном Израиле раввин также — государственный чиновник, служащий раввината города и страны, ответственный за предоставление культовых услуг населению.
В некоторых других странах (Франция, Великобритания, Россия, Украина и т. д.) у иудеев ортодоксального течения иудаизма существует титул главного или верховного раввина, который не имеет отношения к Галахе или другим версиям иудейского закона.
В России и на Украине главный раввин имеется также у приверженцев реформистского иудаизма.
Современные религиозные евреи пытаются заменить в русском языке слово «раввин» ивритским «рав», возможно, из-за отрицательных ассоциаций с казёнными раввинами (государственные уполномоченные по еврейским делам в Российской империи, выпускники казённых раввинских училищ в Вильно и Одессе — идиш: рабинер), а возможно из общей тенденции гебраизировать еврейские религиозные понятия.
Вопреки распространённому мнению, раввин во всех течениях иудаизма не является священником, а обозначает лишь учёный титул, хотя есть и другие значения.
Во многих течениях современного иудаизма нет института священства (в православном или католическом понимании — как человек, облечённый правом выполнять таинства).
Понятие священства или жречества есть только в связи с Иерусалимским храмом, где возможны жертвоприношения, хотя некоторые течения иудаизма сохраняют неактивных жрецов.
раввин
Словом рав (буквально `большой`, `великий`, также `господин`) в мишнаитской литературе называют законоучителя (см. Таннаи). В период амораев рав становится званием законоучителей в Вавилонии; в Эрец-Исраэль таким званием служило рабби (присоединение к морфеме рав притяжательного суффикса 1-го лица единственного числа — буквально `мой господин`).
Раввин времен Талмуда был толкователем Библии и Устного Закона (см. также Галаха) и наставником, причем почти всегда он зарабатывал на жизнь какой-либо другой работой. Становление института раввинов происходило в средневековье и было связано с упадком Вавилонского гаоната и эксилархата (см. Гаон, Эксиларх), которые были центральными институтами еврейской диаспоры и производили назначения раввинов в местные общины (мнение самой общины обычно также принималось во внимание); назначенные раввинами ученые получали официальное направление на должность ( питка де-даянута) и выполняли функцию местного даяна, хотя на практике их роль в общинах была значительно шире. С конца 10 в. местные общины начали все чаще самостоятельно избирать себе духовного руководителя, получавшего при этом звание раввина (с артиклем — ха-рав), которое указывало на ученость и авторитет, независимый от вавилонских институтов.
Со временем значение местных раввинов возросло, и сложился идеал раввинов как харизматических ученых, единственное иерархическое различие между которыми — их личные интеллектуальные и моральные свойства. От раввинов требовалась не только ученость, но и мудрость судьи, способность руководить общественными делами и духовной жизнью общины и служить моральным образцом для ее членов. В обязанности раввинов не входило отправление функций священнослужителя: раввин не должен был вести синагогальную литургию, благословлять членов конгрегации и т. п. Лишь позднее в обязанности раввинов вошло заключение брака и совершение развода, поскольку для этого, в особенности для развода, необходимо знание религиозного закона и соблюдение судебной процедуры, для чего нужен даян. Религиозный авторитет раввина зиждился на традиции учености в гаонских иешивах и на памяти о смихе, наделявшей мишнаитских раввинов высшим религиозным авторитетом. Это выразилось в обращениях к раввинам с просьбой вынести решение по тому или иному галахическому вопросу (см. Респонсы), хотя прежде такие обращения направлялись исключительно к находившимся в должности гаонам.
С упадком вавилонских центров и ростом еврейских общин в тех странах, где центрального руководства еврейской жизнью никогда не существовало, роль местных раввинов стала значительнее. Сначала раввин не получал денежного вознаграждения: считалось, что Тору не следует преподавать за деньги. Первые неоспоримые свидетельства об оплате деятельности раввинов относятся к 14 в. Ашер бен Иехиэль, раввин в Толедо, получал от общины жалование, называемое тнай (буквально `условие`). Когда Шим‘он бен Цемах Дуран в 1391 г. бежал от еврейских погромов в Испании и прибыл в Алжир, местная община хотела назначить его своим раввином, однако он отказался, ссылаясь на нищету и необходимость зарабатывать на пропитание; местная община предложила платить ему денежное вознаграждение, которое, однако, было не жалованием, а схар баттала (буквально `плата за бездействие`, то есть компенсация за потерю рабочего времени из-за выполнения раввинских обязанностей). Эта формулировка была принята еврейским правом как юридическая основа для выплаты жалования раввину. В новое время раввинское жалование обычно рассматривается как гонорар, оговариваемый в контракте между раввином и общиной.
Местные власти как в мусульманских, так и в христианских странах сразу заметили становление института местных раввинов в начале средневекового периода. Так, в конце 10 в. Авра хам Ибн Дауд пишет, что местный испанский правитель благосклонно отнесся к существованию в его стране еврейского религиозного авторитета, независимого от багдадских гаонов. Должность раб де ла корте в Испании, арраби мор в Португалии, назначения еврейского «хохмайстера» в ряде областей Германии в 13 в. и подобные назначения во Франции свидетельствуют о стремлении местных властей создать централизованную структуру руководства еврейской общиной, что формально упорядочило бы отношение с ним на иерархической основе, а не на местном авторитете и влиянии того или иного раввина в той или иной географической области; к тому же стремились и главы общин.
В 14 в. начинается процесс постепенного превращения должности раввина в своего рода службу. Ашкеназские общины (см. Ашкеназы) стали требовать от кандидатов на должность диплом раввина — удостоверение в получении так называемой смихи; у сефардов квалификация раввина подтверждалась другими способами. Тогда же возникла концепция одного раввина для одного места (мара де-атра, буквально `господин места`, `местный учитель`), его авторитету должны были подчиняться все остальные ученые в этом месте. Распространение этого принципа было весьма длительным процессом. В Польше и Литве в 16–17 вв. должность раввина иногда предполагала руководство иешивами, что и по сей день характерно для общин митнагдим. С небольшими вариациями концепция раввина, сформировавшаяся в средние века, сохраняется в общинах митнагдим, венгерских и немецких ортодоксальных и неоортодоксальных общинах (см. Ортодоксальный иудаизм), на ней основана и религиозная структура в Израиле.
Согласно этой концепции, раввин рассматривается как ученый и наставник, духовный лидер, получающий установленную плату или вознаграждение за выполнение определенных обязанностей; раввин получает ктав раббанут — письменное назначение и письменное согласие принять назначение (обычай восходит к позднему средневековью), этот документ содержит перечисление прав и обязанностей раввина. Такой статус раввина, естественно, порождает централистские тенденции, которые в новое время нашли выражение в институте верховного раввина Объединенного королевства и британских владений и Верховного раввината Эрец-Исраэль, а затем — Государства Израиль.
В больших городах, где численность еврейского населения велика (в первую очередь в США), централистский принцип мара де-атра почти исчез, и раввин в основном служит духовным руководителем синагогальной конгрегации. В общинах хасидов (см. Хасидизм) статус и функции раввина во многом подчинены статусу и функциям цаддика. В реформистском движении (см. Реформизм в иудаизме) отход от Галахи сопровождался изменением положения раввина, который перестал быть судьей и впервые стал в значительной степени священнослужителем, организующим и возглавляющим синагогальную литургию, а также превратился в общественного руководителя синагогальной конгрегации. Консервативный иудаизм, в первую очередь в США, пытается сочетать обе — традиционную и реформистскую — концепции раввината.
В мусульманских странах
О религиозном руководстве восточных еврейских общин в раннее средневековье мало что известно. Гаоны были духовными лидерами общин Вавилонии и Эрец-Исраэль, однако их авторитет простирался далеко за пределы арабского халифата. В Эрец-Исраэль академия (см. Иешива) назначала религиозного главу общины, который назывался хавер (`член академии`). Глава академии давал полномочия хаверу председательствовать в бет-дине своей общины. Выпускники иешив Эрец-Исраэль получали звание членов Великого Синедриона ( хавер бе-Сан хедрин ха-гдола); в Вавилонии таким же званием был аллуф (буквально `глава`), а в Египте, Северной Африке и Испании — рав. По-видимому, с упадком гаоната и академии в Эрец-Исраэль в 11 в. не осталось религиозного авторитета, обладающего правом давать смиху; таким образом, традиция посвящения в раввины и даяны прервалась.
Маймонид возражал против установления должности профессионального раввина (то есть получающего жалованье), настаивая на том, что преподаватель Торы должен учить бесплатно, добывая средства к существованию иным путем. В Испании даян занимал более высокое положение, чем раввин, однако в сефардских общинах, возникших на востоке после изгнания из Испании, должность даяна стала уступать в престиже должности раввина (хахам, буквально `мудрец`, `ученый`), хотя даян и сохранил право назначать хахама.
Когда испанские и португальские беженцы обосновались на Балканах и в Турции, между ними и ашкеназами возник конфликт по вопросу о смихе. В ответ на утверждение сефардских ученых, что после исчезновения Синедриона никто не обладает правом посвящать в раввины, ашкеназские авторитеты указывали, что принятый у них способ посвящения служит гарантией, что невежды не принимают решений в вопросах Галахи. Спор породил идею возродить смиху в том виде, в каком она существовала в древности. Попытка Я‘акова Берава в 1538 г. осуществить эту идею встретила ожесточенное сопротивление и новые споры, длившиеся столетие.
Духовные руководители сефардских общин в Османской империи, как правило, именовались хахам (см. выше) или марбиц Тора (`учитель Торы`), в Северной Африке — море цедек (`истинный учитель` или `учитель праведности`). Эти и другие звания присваивались не только раввинам конгрегаций, которые почти во всех общинах Ближнего Востока назывались ха-рав ха-колел (буквально `раввин общины`), но и выдающимся ученым. Хахам, или марбиц Тора, был высшим религиозным авторитетом в своей местности; чтобы получить эту должность, он был обязан знать все разделы Галахи. Раввин публично выступал по субботам и в праздники, а часто также контролировал общественные пожертвования и фонды и организовывал выкуп пленных. В небольших общинах он выполнял и должность нотариуса. Он был судьей в делах, касающихся брака, развода и халицы (см. Левиратный брак и халица), а также в денежных тяжбах. Раввин решал вопросы, связанные с религиозным ритуалом, он должен был следить за моральным обликом членов общины. Должность была в высшей степени почетной и щедро оплачивалась.
С конца 15 в. в восточных общинах ощущалась потребность в высшем раввинском авторитете, который взял бы на себя религиозное и административное руководство в сферах, выходивших за пределы полномочий местных хахамов. В конце 15 в. — начале 16 в. среди романиотов эти обязанности выполняли два главных раввина — Моше Капсали (умер в 1498 г.) и Элия ху Мизрахи, которые именовались рав ха-колел ха-ман хиг (ведущий раввин общины) или ха-рав ха-гадол (буквально `великий раввин`). Эти два раввина назначались властями, им был поручен сбор налогов с еврейской общины; за право иметь такую должность община должна была платить особый налог. После смерти Элия ху Мизрахи никто не занял его место, однако в разных городах Турции часто собирались раввинские советы для решения общих насущных проблем. В 1836 г. турецкие власти создали в Стамбуле институт хахам-баши (`глава хахамов`), а затем подобные должности были введены в главных городах провинций империи; местные хахам-баши, включая ришон ле-Цион в Эрец-Исраэль, подчинялись стамбульскому хахам-баши.
В России
Согласно Положению о евреях (1804), за евреями Российской империи сохранялось право выбирать раввинов, однако назначение на эту должность утверждалось губернскими властями. Раввины избирались на три года и получали жалование от общины, однако им запрещалось взимать особую плату за совершение обрядов. Стремясь распространить среди евреев общее образование, власти предупредили, что с 1812 г. раввином сможет быть только тот, кто знает русскую, польскую или немецкую грамоту. Положение о евреях 1835 г. возложило на раввинов обязанность вести метрические книги, причем заключение браков, погребение, обрезание и наречение новорожденных разрешалось проводить только раввину или его помощнику в присутствии самого раввина или с его письменного разрешения; за отправление этих обрядов раввинам разрешалось получать особую плату по договору с общиной.
В 1857 г. вышел закон, предписывавший, чтобы на раввинские должности избирались только выпускники созданных правительством раввинских училищ (см. Раввинские семинарии) или общих учебных заведений. Этот закон вызвал протесты еврейских общин, а когда их все же вынуждали избрать выпускника раввинского училища, общины назначали такому раввину столь скудное жалование, что его не хватало на существование. Постепенно сложилась ситуация, когда в общине действовали два раввина, один — так называемый казенный раввин, другой — духовный раввин, не утверждавшийся властями. Это положение было признано законом, допускавшим избрание «по желанию молитвенного общества» особого «ученого», который бы «объяснял сомнения, к богослужению или обрядам веры относящиеся»; однако этот «ученый» был обязан находиться под наблюдением казенного раввина и подчиняться его административным решениям.
В Государстве Израиль
В Израиле раввинат и раввины выполняют функции, отличные от тех, которые раввины традиционно выполняют в других еврейских общинах мира. О раввинских судах и их юрисдикции в Израиле см. Государство Израиль. Судебная система. В Израиле действуют два верховных раввина (см. Верховный раввинат) — ашкеназский и сефардский, оба — государственные должностные лица; в больших городах также два раввина. Назначение на должность местного раввина утверждается верховными раввинами и Министерством по делам религии. Синагога в Израиле — не конгрегация, состоящая из постоянных членов, а место молитвы и изучения Торы.
Система раввинских должностей образует иерархию, высшая ступень — ашкеназский и сефардский верховные раввины; за ними следуют судьи ( даяним) Высшего апелляционного суда, затем — даяним региональных батей-дин, многочисленные раввины (наблюдающие за кашрутом, за миквами и т. п.), региональные раввины, назначаемые местными религиозными советами, и, наконец, раввины синагог.
Кто такой раввин?
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Оглавление
Рав, Раввин, Ребе — кто он?
Тема «Кто раввин?» — непроста, а для многих из нас, кто прежде не жил еврейской жизнью, — и вовсе загадочна.
Если покопаться, то заметим, что понятие рав, ребе впервые появилось у нас в сознании то ли из художественной литературы, то ли из хасидских историй, то ли из безосновательных фантазий. Многим раввин порой представляется некой исключительной личностью, которая каким-то мистическим образом способна решить все наши личные проблемы, читать мысли и предвидеть события. Поэтому, чтобы более реально разобраться в Ваших непростых вопросах, попробуем вначале понять, что включает в себя понятие рав.
Кто такой рав? [↑]
Раввин должен иметь смиху — полномочия,
чтобы отвечать на вопросы по еврейским
законам. Художник — Отто Эйхингер
Во всех еврейских источниках раввина называют талмид-хахам, в переводе — «мудрый ученик». Уже из самого названия следует несколько требований.
· Первое — мудрость. Рав должен обладать колоссальными знаниями, прежде всего, знать все составные части Письменной и Устной Торы. Показатель этого — способен ли он сразу же ясно ответить на любой вопрос по Алахе (Еврейскому Закону), даже такой, который редко задают.
· Второе — речь идет о мудрости, которая обязывает всегда находиться в статусе ученика. Проверка «мудрого ученика» заключается в том, насколько он эту мудрость любит, ищет и желает обрести, насколько хочет ее расширить и углубить.
Но как бы ни были высоки требования к мудрости раввина, в еще большей степени высоки требования к его нравственной чистоте.
Сказано в Талмуде, что мудрец, у которого есть пятно на одежде, достоин «смерти». «Пятно» — в прямом смысле, ибо если ходит в грязном одеянии, то тем самым принижает ценность Торы в глазах людей. И в переносном — рав должен быть незапятнанным в деяниях, в словах и в помыслах.
Сказано еще, что рав, у которого внутреннее духовное содержание не соответствует его поведению — не называется «мудрый ученик». Профессор этики не обязан сам вести себя этично, а к раву это первое требование.
Чем рав выше, тем он скромнее и проще, тем более его слова не расходятся с делом, а то, что в сердце не расходится с тем, что на устах. Когда рассказывают о раввинах, то упоминают не их гениальность, это и так явно открыто в их книгах, а их праведность и благочестие в самых мелких поступках.
Кроме этого, есть еще длинный перечень строгих требований к «мудрым ученикам», который не предъявляется любому другому еврею. Все это вместе и составляет понятие рав.
Теперь по сути вопросов.
Кого можно называть равом? [↑]
Раввин дает рекомендации и отвечает на вопросы
по законам Торы. Художник Франц Ксавьер
Когда-то раввином называли того, кто в разной степени обладал всеми вышеупомянутыми качествами. Это были главы ешив и общин, раввины городов и т.д. Со временем многое изменилось. Поколения мельчают, представления эволюционируют. Сейчас равом называют любого религиозного мужчину в костюме, со шляпой и бородой. Кто без шляпы — реб. В принципе, это стало уважительной формой обращения вместо адон — господин.
Начинающим баалей-тшува на первых порах все, кто даже просто с кипой на голове, кажутся раввинами. Но, как было сказано, настоящих раввинов — мало, среди русскоязычных — единицы. Получается, что большинство русскоязычных евреев никогда не видели и не встречались с раввинами. Поэтому вполне возможно, что Вы просто оказались жертвой семантического недопонимания…
Ну, а все-таки, кого, кроме настоящих раввинов, правомерно называть рав? Например, как долг уважения, тех, кто обучил Вас азам еврейской жизни, обучал Торе и первым шагам в соблюдении заповедей.
Поэтому те, кто принес в Ваш город первоначальные знания о Торе, для Вас — действительно равы, и так их следует называть, даже если…
Раввин без жизненного опыта? [↑]
Раввин должен иметь смиху — полномочия, чтобы отвечать на вопросы по Галахе. И жизненный опыт, чтобы давать житейские советы. Как правило, пока будущий рав получает смиху, у него набирается огромный жизненный опыт. Но… мы можем опять запутаться в терминологии. О чем идет речь?
Когда Вы спрашиваете о раввине, то, скорее всего, имеется в виду молодой человек, который проучился в ешиве какое-то время и согласился приехать к Вам в город заниматься развитием еврейской жизни. У него нет смихи, нет жизненного опыта и не так много знаний. Но…
У нас принято к учителю Торы обращаться с уважением. Мы обязаны принять авторитет учителя, быть «ниже его», даже если он — моложе и знает немногим больше Вашего. Без авторитета учителя, даже то малое, что он знает, он не сможет Вам передать. Поэтому он для Вас — рав. Но…
Он для Вас рав лишь в изучении Торы, а в житейских проблемах следует обращаться только к тем еврейским мудрецам, которые пропитаны духом Торы, имеют обширные знания и накопили богатый опыт жизни.
РАВВИН
Полезное
Смотреть что такое «РАВВИН» в других словарях:
РАВВИН — (евр. rabban, от rabbi). Учитель, книжник, лицо, сведущее в иудейском писании и законе, еврейский священник. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РАВВИН еврейск. rabban, от rabbi. Духовное и вместе с тем … Словарь иностранных слов русского языка
раввин — См … Словарь синонимов
РАВВИН — (от древнееврейского рабби мой учитель), в иудаизме руководитель общины верующих, служитель культа … Современная энциклопедия
РАВВИН — (от др. евр. рабби мой учитель) в иудаизме руководитель общины верующих, служитель культа … Большой Энциклопедический словарь
РАВВИН — РАВВИН, раввина, муж. (от др. евр. rabbi, букв. наставник мой). У евреев руководящий религиозно нравственной жизнью тех, кто принадлежит к еврейской общине. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
РАВВИН — РАВВИН, а, муж. В иудаизме: служитель культа, духовный наставник, руководитель религиозной общины. | прил. раввинский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
РАВВИН — либо равин, иудейский учитель, жрец, священник. Равинское училище, для ученья готовящихся в это звание. Равинист, иудей, еврей, жид, ветхозаветник, человек Моисеева закона, особенно талмудист, последователь талмуда. Толковый словарь Даля. В.И.… … Толковый словарь Даля
Раввин — (от раб учитель ) духовный представитель еврейскойобщины, исполняющий в ней обязанности наставника, проповедника,блюстителя и толкователя религиозного закона, а прежде присоединявший кним и функции судейские. Право на занятие должности P., по… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Раввин — (от арам. רבין рабин, возможно через греч. ραββίνος; от ивр. רַב, рав; идиш רבֿ, рoв/рув перед собственным именем haРав; букв. «великий», «значительный», «учитель») в иудаизме учёное звание, обозначающее квалификацию в толковании… … Википедия
раввин — а; м. [от др. евр. rabbi мой учитель] В иудаизме: служитель культа, духовный наставник, руководитель религиозной общины. ◁ Раввинский, ая, ое. * * * раввин (от др. евр. рабби мой учитель), в иудаизме руководитель общины верующих, служитель… … Энциклопедический словарь
Каким должен быть раввин?
В последнее время в России и других странах бывшего СССР усилиями еврейских спонсоров воссоздается еврейская жизнь. Перчатка, брошенная новой действительностью, поднята. Еврейская аристократия вспомнила о принадлежности к древнему народу: ремонтируются синагоги, строятся еврейские центры, возрождаются общины.
Одним из основных моментов воссоздания «новой» еврейской жизни стало назначение раввина. Всем известно, что у евреев должен быть раввин, но, к сожалению, немногие в России, Украине, Белоруссии или Прибалтике знают, каким он должен быть. Каков круг обязанностей у раввина, какое образование позволяет занимать эту должность и, наконец, какими профессиональными навыками он обязан обладать? Попробуем рассмотреть эту часто обсуждаемую непростую тему и ответить на заданные вопросы.
На протяжении всей еврейской истории любая религиозная община, то есть община, состоящая из досконально соблюдающих традицию евреев, нанимала раввина. Так происходит и в наши дни. Работа раввина в такой общине, в основном, заключается в консультировании людей. Он дает различные рекомендации и отвечает на насущные вопросы, касающиеся соблюдения законов Торы, с которыми каждый день сталкиваются соблюдающие евреи. Здесь и тонкости соблюдения C убботы, особые законы молитвы, непростые моменты, связанные с кашерностью пищи, бизнесом и многое другое.
Кроме этого, раввин контролирует работу целого ряда религиозных общинных институтов: миквы, цехов по производству кашерного мяса, вина и молочных продуктов, образовательных учреждений для детей и так далее. Раввин является «главным инспектором» и следит, чтобы деятельность всех учреждений соответствовала духу и букве еврейского закона. В его компетенцию входят также вопросы, связанные с заключением брака и оформлением развода.
Такая деятельность требует глубоких талмудических знаний, доскональной ориентации в большом количестве литературы и прохождения стажа у опытных, давно работающих раввинов, поэтому религиозные общины стараются найти себе как можно более образованного и профессионально подготовленного специалиста.
Нужное для профессии раввина образование получают в ешивах и колелях. В наше время еврейский юноша, который занимается изучением Торы с 5 лет, заканчивает ешиву-гдола (высшее учебное заведение) с моментом женитьбы. Обычно в 23—24 года. В большинстве случаев практически все эти годы молодой человек занимается только Торой. Изучение общеобразовательных предметов в традиционном образовании сведено к минимуму. Заметим, такого юношу никогда не нанимают на должность раввина.
Молодые люди, которые хотят стать раввинами, после женитьбы поступают в специальные учебные заведения — колели, где обучаются еще многие годы. Колель — это своеобразная аспирантура по глубокому изучению традиции. Минимальный срок учебы в колеле — 5—7 лет. Посчитаем, сколько же лет учится юноша, желающий получить профессию раввина:8 лет в Талмуд Тора, то есть начальной школе, 3 года в ешива-ктана, то есть учебном заведении для мальчиков среднего возраста, 7 лет в ешива-гдола и еще 7 лет в колеле. Получается, что к 30-ти годам молодой человек учил Тору 25 лет. Такое образование позволяет ему начать раввинскую карьеру.
Однако, как правило, крупные религиозные общины ищут раввинов, имеющих гораздо больший стаж в изучении Торы. Иногда приглашаются на эту должность и молодые люди, если они обладают выдающимися способностями.
Малознакомый с традицией человек часто недоумевает: «Из чего состоит учебный материал, который требует многолетнего изучения?» При более близком знакомстве с иудаизмом этот вопрос покажется наивным. Чтобы получить ответ на него, достаточно открыть любой том Талмуда или многочисленные книги комментаторов.
Уровень образования и обладание знаниями — не единственные требования, предъявляемые к раввину. От него ждут также особенных моральных качеств, ведь этот человек представляет перед членами общины Тору.
Именно вопросами, связанными с Торой, и ограничена деятельность раввина. Проблемы финансирования общины, различные материально-технические вопросы и контакты с властями берут на себя члены комитета общины, ее лидеры.
Бывают ситуации, когда религиозная община только зарождается. В ней мало соблюдающих людей. Часто предполагается, что в такой общине раввин может быть менее образованным. Главное, чтобы это был симпатичный парень. Реальность же требует обратного.
Если община не состоит из соблюдающих людей, получивших талмудическое образование, то раввину приходится самому выполнять много различных функций: он молится за кантора и читает свиток Торы; работает шойхетом (резником) и делает обрезание; проводит уроки Торы. Он должен, так же как и его коллега, занимающий должность раввина в религиозном районе Израиля, обладать самыми широкими знаниями и иметь раввинское образование, если общинные учреждения предполагается содержать в кашерном виде.
Чтобы поднять на ноги такую новую общину, раввин должен уделять массу времени обучению молодежи. Расхожее мнение, предполагающее, что для возрождения еврейства нужно просто организовать евреям общественную жизнь, ошибочно. Недостаточно собирать евреев на праздники, концерты и кинопоказы, мало знакомить их друг с другом. При таком подходе синагога остается столовой для пенсионеров и клубом по интересам.
Этот факт демонстрируют европейские страны, в которых свобода еврейской общественной деятельности существовала всегда. Там уже стоят пустующие синагоги, и даже светские еврейские клубы и общинные центры практически не притягивают к себе евреев, так как они не нужны светскому человеку, не знакомому с духовными ценностями своего народа.
У таких евреев другие интересы. Они хотят продвинуться в обществе, сделать карьеру и заработать деньги. Для этих целей им совершенно не нужно встречаться со своими собратьями по нации. Рабиновичи и Хаймовичи преуспевают в банках, газетах и театрах, а после работы отдыхают и развлекаются так же, как и их нееврейские коллеги.
А в синагоги приходят евреи, знающие законы Торы и соблюдающие их. Они делают это, исходя из глубокого убеждения в смысле еврейской традиции, полученного в семье или же приобретенного в зрелом возрасте личным активным поиском.
Именно поэтому в общине, где нет традиционных еврейских семей, что характерно для стран бывшего СССР, раввин должен, прежде всего, уметь представить молодым интересующимся людям всю глубину и красоту Торы. Евреи, имеющие различное образование, приходят к нему. Во время занятий у них возникает много глубоких вопросов, которые ученики задают исходя из своего жизненного опыта. Раввин должен иметь профессиональные знания и специальные навыки, чтобы достойно справиться с этой очень непростой задачей. Мы желаем ему успеха!