что такое равновесие в гимнастике

равновесие

Состояние устойчивого положения тела в пространстве (в статическом положении или в движении).

— динамическое Р. Равновесие всех сил и моментов, действующих на движущееся тело (напр., скольжение конькобежца на одной ноге в наклоне по повороту, скольжение на одной ноге по прямой).

— Р. лошади и всадника. Усилия лошади и всадника сохранить свое равновесие при изменении направления или скорости движения, при преодолении препятствий. Даже в очень сложных случаях лошадь успевает восстановить свое равновесие путем работы головы, шеи, поясницы, четырех ног. Всадник помогает ей, изменяя положение корпуса. В большинстве падений лошади виноват всадник.

— статическое Р. Двигательно-координационная способность поддерживать устойчивое положение тела (позу) и оптимально балансировать в этой позе, несмотря на затруднения, вызванные биомеханическими особенностями и внешними условиями.

1. Устойчивое положение тела стоя на одной ноге (колене), а также горизонтальное положение в висе или упоре.

2. Устойчивое положение тела стоя на одной ноге с наклоном туловища вперед, другая прямая нога отведена назад до отказа, руки в стороны.

1. В спортивной гимнастике — стойка на одной ноге боком к опоре, другая в сторону до отказа, одна рука вверх, другая — за спину.

2. В художественной гимнастике — стойка на одной ноге, другая в сторону с наклоном туловища в сторону, противоположную свободной ноге.

— вертикальное Р. Элемент художественной гимнастики. Стойка на одной ноге, другая вперед, в сторону или назад, туловище вертикально.

— горизонтальное Р. см. горизонтальный УПОР.

1. В спортивной гимнастике — стойка на одной ноге или колене спиной к опоре с наклоном назад, другая поднята вперед, руки в стороны ладонями вперед.

2. см. вис горизонтальный сзади.

3. В художественной гимнастике — стойка на одной ноге, другая вперед с наклоном туловища назад.

— крестообразное Р. Стойка на одной ноге с наклоном вперед до прямого угла, другая в сторону до горизонтали, разноименная рука в сторону, одноименная — вперед.

— Р. на локте. Упор на одной согнутой руке, слегка прогнутое тело уравновешивается на локте, другая вверх ладонью вперед.

1. В спортивной гимнастике — см. вис горизонтальный.

2. В художественной гимнастике — стойка на одной ноге, другая назад, туловище наклонено вперед.

. Стойка на одной ноге, другая (прямая) максимально поднята вверх — в сторону и удерживается рукой за стопу, другая рука вверх — в сторону.

шпагатом. Стойка на одной ноге с наклоном вперед, касаясь грудью бедра и обхватив голень руками, другая отведена назад до отказа так, что составляет одну линию с опорной ногой.

Акробатическое упражнение в балансировании, представляет собой статическое положение, при котором исполнитель стоит на одной ноге; в групповых упражнениях — различные положения (позы) верхнего в стойке на одной ноге на плече, бедре, руке или голове партнера. Разновидности равновесий: ласточка, шпагатом, кольцом, заднее; в парных упражнениях: согнув ногу на бедре, на плече, на плече с поддержкой руками, двойное равновесие согнув ногу и т. д.

( Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов, 2001)

Источник

Что такое равновесие в гимнастике

что такое равновесие в гимнастике. Смотреть фото что такое равновесие в гимнастике. Смотреть картинку что такое равновесие в гимнастике. Картинка про что такое равновесие в гимнастике. Фото что такое равновесие в гимнастике

что такое равновесие в гимнастике. Смотреть фото что такое равновесие в гимнастике. Смотреть картинку что такое равновесие в гимнастике. Картинка про что такое равновесие в гимнастике. Фото что такое равновесие в гимнастике

что такое равновесие в гимнастике. Смотреть фото что такое равновесие в гимнастике. Смотреть картинку что такое равновесие в гимнастике. Картинка про что такое равновесие в гимнастике. Фото что такое равновесие в гимнастике

что такое равновесие в гимнастике. Смотреть фото что такое равновесие в гимнастике. Смотреть картинку что такое равновесие в гимнастике. Картинка про что такое равновесие в гимнастике. Фото что такое равновесие в гимнастике

В прошлых материалах мы рассказали, из чего состоит оценка и как она выводится, а также знакомили читателей с определением прыжка. Сегодня речь пойдет о следующее группе элементов тела – равновесиях. За консультациями в вопросах правил мы обратились к чемпионке Универсиады-2007, тренеру и судье национальной категории, Полине Кондауровой.

Мы выяснили, что в упражнении спортсменки присутствует от 6 до 9 элементов. Из них как минимум 2 прыжка, 2 равновесия и 2 поворота.

Для того, чтобы читатель понимал, какие бывают формы равновесий, рекомендуем смотреть таблицу.

Базовые характеристики для равновесий:

1. четко выраженная и фиксированная форма (стоп позиция)

2. выполняется на релеве, на всей стопе (для некоторых видов равновесий это допускается, однако ценность элемента снижается на 0.1) или на различных частях тела

Какие самые распространенные ошибки при выполнении равновесий?

Нечеткая форма. Равновесие должно быть зафиксировано и удерживаться в течение продолжительного времени, достаточного, чтобы показать работу предмета.
В случае, если равновесие выполняется на релеве, опускание на пятку аннулирует стоимость элемента.

К равновесиям относят так же турляны, итальянские фуэте и бывшие элементы гибкостей и волн.

Турлян – медленный поворот на стопе, груди, локтях (до недавнего времени выполнялись также турляны на колене, однако из-за риска травм они были запрещены).

Разрешается выполнять 1 турлян на релеве или на всей стопе в выбранной форме. Ценность турляна определяется прибавлением 0.10 балла к базовой стоимости Равновесия за 180 градусов и более. То есть, если спортсменка делает турлян в переднем равновесии на 360 градусов, его ценность подсчитывается следующим образом: 0.3 (форма) +0.1*2 (за каждые 180 градусов) = 0.5.

Существует также отдельные смешанные равновесия. Это два или больше равновесия, выполняемые без взятия опоры (без опускания на пятку). Ценность определяется суммой равновесий + 0.1. О смешанных трудностях мы ещё поговорим более подробно.

Как и во всех элементах тела, важнейшим требованием является его связь с элементом предмета. То есть, для того, чтобы равновесие было засчитано, во время его выполнения должна совершаться работа предметом. Если работа не совершается, а также в случае потери (или ошибки в работе) предмета элемент не засчитывается. Мы уже говорили об этом, однако на работе предмета стоит акцентировать внимание даже для частичного понимания картины на ковре.

Что нужно для того, чтобы уметь стоять в равновесии? В первую очередь, развитые мышцы, хорошая хореографическая подготовка и развитый вестибулярный аппарат, растяжка, гибкость, умение координировать работу предметаи статику тела. Для равновесий на одной ноге, как и для поворотов, необходимое крепкое ахиллесово сухожилие.

Центр тяжести человека расположен в нижней части живота, т.к. вес ног составляет около половины веса тела. Устойчивость тела зависит от положения центра тяжести и от величины площади опоры: чем ниже центр тяжести и больше площадь опоры, тем тело устойчивее. Расположение центра тяжести относительно точек опоры влияет на равновесие тела. Человек не падает до тех пор, пока вертикальная линия из центра тяжести проходит через площадь, ограниченную его ступнями. Здесь стоит сказать, что ввиду физиологических причин, спортсменкам с короткими ногами легче стоять в равновесиях и крутить повороты. Большое значение имеет выучка: важно правильно поднимать и опускать ногу, даже держать руки, плечи и голову.

Существует еще одна проблема, которая, впрочем, касается не только равновесий. Многие тренеры, гонясь за результатом, учат детей тянуться и гнуться на одну сторону. Физиологически правши лучше тянутся на правую сторону, левши – на левую. То есть, когда гимнастка делает равновесие, скажем, в кольцо, она часто «скашивается» на одну сторону (так легче). Таких элементов большинство и каждый из них спортсменка делает десятки раз в день. Это прямой путь к сколиозу и различным травмам позвоночника.

Конечно, элементы выполненные таким образом, попадают в категорию «нечеткая форма» и не засчитываются, но, тем не менее, дети их часто делают. Обратите внимание: если ваш ребёнок занимается гимнастикой, проследите, чтобы подготовкой руководил грамотный специалист, ибо нередки случаи, когда тренеры, надеясь получить скорейший результат, калечат детей.

В следующем материале мы познакомим вас с понятием поворота.

Источник

Физическая культура. 4 класс

Конспект урока

Конспект на интерактивный видео-урок по предмету «Физическая культура» для «4» класса

Урок № 24. Комплекс упражнений на развитие равновесия

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

В теоретической части представлены:

Урок посвящён развитию равновесия и комплексу упражнений на малом бревне.

Гимнастика – система упражнений для развития различных физических качеств: силы, ловкости, выносливости.

Координация – слаженность движений при выполнении различной деятельности.

Равновесие – это способность сохранять положение тела в то время, как выполняется какое-либо действие.

Разминка – комплекс упражнений, который выполняется перед основной тренировкой или спортивной игрой.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Что же такое равновесие? Равновесие – это способность сохранять положение тела в то время, как выполняется какое-либо действие. Важно уметь сохранять равновесие как в одном фиксированном положении, так и в движении.

Чтобы сделать тренировку безопасной, повторим правила техники безопасности. Важно наличие спортивной одежды и обуви. Одежда должна быть удобной и не стеснять движения. Обувь должна быть легкой, подошва не должна скользить. Спортивным инвентарем пользуемся только с разрешения учителя и под его присмотром.

Нельзя находиться одновременно двум ученикам на снаряде. Выполняйте упражнение со страховкой. Не мешайте другим ученикам выполнять упражнения. Слушайте и выполняйте команды и рекомендации учителя. Не забывайте делать разминку перед выполнением сложных упражнений.

Начнем урок с разминки. В разминку включены начальные упражнения на развитие равновесия.

Первое упражнение. Встаньте ровно, поднимитесь на носки. Поднимите голову вверх. Медленно считайте до десяти. Если упражнение даётся вам легко, выполните упражнение с закрытыми глазами.

Второе упражнение. Встаньте ровно, поднимите руки вверх. Поднимите одну ногу и сохраняйте равновесие 1 минуту. Смените ногу и снова выполните упражнение.

Упражнение «Ласточка». Встаньте ровно, руки отведены в стороны. Затем обопритесь на одну ногу. Наклоните корпус вперед. Вторая нога поднимается и образует с телом одну линию, параллельно полу. Смотрите вперед и медленно считайте до десяти. Поменяйте ногу и повторите упражнение.

Четвёртое упражнение. Присядьте на мысочках. Руки отведите в стороны. Спина ровная. Смотрите перед собой и сохраняйте равновесие в этом положении 30 сек.

Последнее упражнение. Встаньте ровно, отведите руки в стороны. Поднимите одну ногу в сторону и захватите её рукой. Удерживайте такое положение 30 секунд. Затем поменяйте ногу и повторите упражнение.

Начнем с передвижения по бревну приставным шагом. Двигайтесь по бревну правым боком, дойдите до конца. Обратно возвращайтесь, двигаясь левым боком. Также выполните передвижение приставным шагом, двигаясь корпусом вперёд, а затем вперёд спиной.

Выполните ходьбу по бревну с поворотами на 90 и 180 градусов. Пробуйте ходить на носках. Меняйте положения рук, их можно держать в стороны, вверх, на поясе.

Выполните ходьбу по бревну выпадами. Поднимайте колени высоко. Спину держите ровно. Когда упражнение будет хорошо получаться, выполните ходьбу с выпадами на носках.

ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

Выбери правильный вариант ответа.

Сколько человек могут находится на спортивном снаряде одновременно?

В уроке мы разбирали технику безопасности и говорили, что нельзя находится одновременно двум ученикам на снаряде. Поэтому правильный ответ – один.

2. Упражнения на развитие равновесия.

что такое равновесие в гимнастике. Смотреть фото что такое равновесие в гимнастике. Смотреть картинку что такое равновесие в гимнастике. Картинка про что такое равновесие в гимнастике. Фото что такое равновесие в гимнастике

что такое равновесие в гимнастике. Смотреть фото что такое равновесие в гимнастике. Смотреть картинку что такое равновесие в гимнастике. Картинка про что такое равновесие в гимнастике. Фото что такое равновесие в гимнастике

Источник

Типы равновесий в художественной гимнастике. Правила в гимнастике: что такое равновесие? Базовые характеристики для равновесий

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА «ЗЕНИТ»

Методика совершенствования равновесий

в художественной гимнастике

Выполнила: тренер-преподаватель А.Г. Шаймарданова

1.1 РАВНОВЕСИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ ИХ ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ. 2

1.3 РОЛЬ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ. 17

1.2 РАВНОВЕСИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ ИХ ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ

Существенная роль в регуляции положения тела отводится двигательному и вестибулярному анализаторам, а также тактильному и зрительному.

Средства развития функции равновесия:

Упражнения на силу мышц ног и туловища;

Фиксация заключительных фаз движений: поворотов, прыжков, волн.

Методы развития функции равновесия:

Игровой и соревновательный.

В основе техники равновесий лежат физические законы. В соответсвии с ними, равновесие сохраняется, если центр тяжести тела (ЦТТ) проектируется на площадь опоры. Степень устойчивости зависит от двух факторов: площади опоры и высоты расположения ЦТТ. Чем больше площадь опоры и ниже ЦТТ, тем устойчивее равновесие и его технически легче выпонить.

Существует 3 типа Трудностей равновесия:

Равновесия на ноге: релеве или на полной стопе

2. Равновесия на других частях тела

3. Динамические равновесия

3. Динамические равновесия: a) исполняются мягкими плавными движениями от одной формы к другой;b) Имеют определенную и четко фиксируемую форму.

Все Трудности равновесия должны выполняться с одним фундаментальным или нефундаментальным элементом предмета.

Равновесия, не скоординированные с минимум одним фундаментальным техническим элементом, специфичным для каждого предмета или с элементом нефундаментальной технической группы предмета, не засчитываются как трудности.

Технические элементы предметов (фундаментальные или нефундаментальные) следует считать с момента фиксации положения равновесия до того, как это положение начнет изменяться или в любой фазе во время развития динамического равновесия.

Во всех трудностях равновесия с наклоном туловища назад голова должна находиться близко к части ноги (касания не требуется).

В упражнении возможно выполнение одной трудности с турляном на релеве или на полной стопе на 1800 и более. Ценность: 0,10 за полную стопу и 0,20 за релеве + ценность трудности. Турлян должен выполняться только после того, как начальное положение трудности будет зафиксировано, и с максимум ¼ оборота при каждом импульсе. Вращение, которое возникает от одного общего импульса, приводит к аннулированию ценности Трудности (турлян не считается вращением тела). Во время выполнения трудностей с турляном тело не должно «колебаться» (т.е. без движения тела и плеч вверх-вниз). Такая неправильная техника исполнения приводит к аннулированию ценности турляна + сбавка за исполнение.

Выполнение турляна на колене, на руках и в положении «казак» запрещено.

Один фундаментальный или нефундаментальный технический элемент предмета требуется исполнить в любой фазе во время выполнения этой Трудности.

Возможно повторение одной и той же формы в рамках одного равновесия фуэте, но нельзя выполнять какие-либо из этих форм изолировано или в другом равновесии фуэте.

Равновесия могут выполняться на полной стопе или на релеве. Для полной стопы: ценность снижается на –0.10, а к символу прибавляется стрелка. Примеры: на релеве =0.30 на полной стопе =0.20

Равновесия на других частях тела или динамические равновесия могут исполняться либо на релеве либо на полной стопе без изменения ценности или символа.

Равновесия с изменением уровня гимнастки (опорная нога постепенно сгибается или выпрямляется) :

Первая форма определяет базовую ценность;

Необходимо зафиксировать вертикальное положение тела и горизонтальное положение свободной ноги;

Переход от одной формы (опорная нога выпрямлена) к другой форме (опорная нога согнута), или наоборот, должен быть видимо постепенным, и гимнастка должна сохранять позицию релеве от начала до конца;

в этом случае необходимо добавить стрелку, показывающую направление изменения уровня, на котором находится гимнастка, справа от символа. Примеры: опорная нога постепенно сгибается; опорная нога снова выпрямляется; опорная нога постепенно сгибается и затем снова выпрямляется, или наоборот.

Предпосылками обучения равновесиям прежде всего является физическая готовность, которая включает в себя:

Развитие силы и укрепление мышц стопы и голени.

Развитие функции вестибулярной устойчивости.

Развитие пассивной и активной гибкости в плечевых, тазобедренных суставах, позвоночнике.

Развитие динамической и статической силы мышц ног, спины, живота.

1. Навык сохранения осанки.

2. Базовый навык стойки на высоких полупальцах.

Может состоять в формировании мотивации необходимости предварительно физической подготовки, в формировании знаний об условиях сохранения равновесий, о критериях красоты позы и ее значении как средстве выразительности.

Обучение равновесиям должно предполагать постепенное усложнение, которое заключается:

В последовательном овладении равновесиями от базовых навыков профилирующим элементам и далее к более сложным формам;

В постепенном переходе от облегченных условий выполнения к основным:

У опоры (лицом, боком) на всей стопе;

С временным отпусканием опоры;

На середине, на всей стопе;

На середине, на носке.

Для того, чтобы сохранять устойчивое равновесие, нужно научиться исключать лишние степени свободы, создавать прочную основу за счет фиксации колена и стопы. Научить детей фиксировать колено и стопу легче всего в седах:

1. Сидя на полу, сомкнув ноги, выпрямить колени, пятки оторвать от пола и при плотно сомкнутых коленях постараться развести натянутые носки.

Это положение дает представление о работе ног.

2. В седе развернуть бедра наружу, мизинцами коснуться пола, сгибая и разгибая, добиваться полного натягивания и плотной фиксации.

4. Выполнить упражнение лежа на животе.

Упражнения приследуют цель научить детей фиксировать колено и голень, разворачивать бедро, без чего невозможно достижения полной амплитуды при отведении ноги вперед, в сторону, назад. Научить это делать, сохраняя выпрямленное положеие тела, обращая внимание на движения в тазобедренных суставах, контролируя амплитуду.

При работе над равновесиями внимание гимнасток направляется первоначально на позу, необходимую для правильного исполнения элемента. Предварительное овладение позой сокращает сроки обучения и повышает его качество. Следует указать на особую роль позы в любом действии, а тем более в упражнениях художественной гимнастике. Мы имеем ввиду осанку вообще и динамическую осанку в частности. При овладении элементами динамической осанки подразумевается выделение для обучения не одной, а нескольких поз:

Пусковая (поза предшествующая фазе основных действий);

Рабочая (основная, составляющая техническую сущность движения) ;

Необходимо, чтобы поза была правильной, принята в должный временной момент, точно повторялась в повторах или целенаправленно изменялась для поиска нужного варианта. Использование ориентиров дает возможность улучшить управление динамической осанкой. Ориентиров может быть несколько: зеркало, партнер, показ тренера, линии на стене, предметы в зале, двигательные ощущения углов расположения звеньев тела, амплитуды.

Затем внимание направляется на совершенствование быстрых, плавных или средней скорости переходов в позу и выходов из нее.

В этом случае фиксация взгляда значительно повышает возможности сохранения равновесия тела, а правильное его направление повышает качество, да и саму возможность ловли предмета после броска, поэтому, при тренировки равновесий и поворотов положению головы и напрвлению взгляда придается большое значение. Еще не владея навыком, с помощью простых движений головой в стойке на носках можно создавать условия, свойственные выполнению сложнейших равновесий. Движения головы, туловища, рук и ног по разному влияют на сохранение равновесия тела.

Средства формирования устойчивости в динамических действиях:

Постановка стопы и высоких полупальцев;

Активные действия руками (махи, круги) при выполнении перемещений и сохранении поз;

Повороты и наклоны, а также круговые движения головой при выполнении поз и в перемещениях (разновидности ходьбы и бега, танцевальные соединения, учебные комбинации) ;

Медленные и быстрые наклоны, повороты и круговые движения туловищем с открытыми и закрытыми глазами в различных стойках;

Быстрая фиксация взгляда на ориентирах при разных положениях головы после вестибулярных нагрузок, прыжков, полуакробатических элементов;

Увеличение продолжительности сохранения позы на носке одной ноги;

Сокращение подготовительных движений, времени входа в равновесие, достижение нужной амплитуды, расположение звеньев тела;

Отдельная проработка движений руками, головой в момент фиксации равновесия;

Перемена позы в равновесии (высокое / переднее, заднее / боковое / переднее, боковое/наклон в заднее и т.п.) ;

Следует постоянно помнить о чередовании правой и левой ноги, движений на двух и на одной ноге, использовании длительных фиксаций и серий динамичных перемещений с продвижением вперед и назад, в стороны, по кругу, ракурсах и эстетической окраски каждого движения.

Специфические элементы художественной гимнастики (волны и взмахи), утратившие свое значение для квалифицированных гимнасток, принесут пользу в работе с детьми. Целостная волна из различных исходных положений может служить средством овладения устойчивым равновесиям в упражнениях с предметами.

Другие способы напрвленные на повышение устойчивости тела: удленение времени сохранения поз, временное исключение зрительного контроля, вестибулярные нагрузки, уменьшение площади опоры, увеличение высоты опорной поверхности, включение предварительных или сопутсвующих движений и др.

Устойчивость зависит от силы, гибкости, координации, сложности элемента, сбивающих факторов, выработанности автоматизмов.

Программу совершенствования функции равновесия можно представить следующим образом:

Вестибулярные нагрузки как сбивающий фактор до и после фиксаций;

Увеличение продолжительности фиксаций;

Сокращение подготовительных движений перед принятием позы;

Перемена позы в равновесии (медленно, быстро) ;

Сохранение равновесия с прыжком, поворотом, наклоном, усложняющимися манипуляциями предметом;

Исключение зрительного контроля;

Отдельная проработка в равновесии движений головой, руками, туловищем, ногой, предметом (разные предметы, разные структурные группы) ;

Внимание гимнасток поледовательно напрвляется на совершенствование динамической осанки, расположение звеньев, увеличение амплитуды. Затем совершенствование быстрых, плавных, средней скорости переходов в позу и выходов из нее.

1.2 ОБЩАЯ ХАРАКТКРИСТИКА СИСТЕМЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ГИМНАСТОК-ХУДОЖНИЦ

Частой целью тренировки гимнасток является освоение разрядных нормативов мастера спорта, кандидата в мастера спорта и т. д.

Задачи спортивной подготовки в художественной гимнатике в самом общем виде могут быть сведены к следующему:

1. Всесторонне гармоничное развитие внешних форм и функций организма занимающихся.

2. Соразмерное развитие физических качеств гимнасток: силы.гибкости, координации, прыгучести, быстроты, равновесия и выносливости.

3. Формирование системы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для успешной деятельности в художественной гимнастике.

5. Развитие специальных эстетических качеств: музыкальности, танцевальности, выразительности и артистизма.

Спортивное мастерство в олимпийских видах гимнастики развивается и оценивается по трем направлениям:

2. Композиция соревновательных упражнений;

3. Исполнение соревновательных композиций.

Содержание соревновательных программ гимнастов определяется двигательными действиями, выполняемыми в процессе соревнований на оценку, их качественными и количественными показателями. С количеством соревновательных действий разобраться достаточно просто, важно иметь только установку, что считать соревновательным действием: элемент, соединение, блок соединений или другое. Гораздо сложнее разобраться и учесть качественные показатели двигательных действий гимнасток.

В выступлениях гимнасток целесообразно различать:

Качество композиций определяется: во-первых, выполнением гимнастических требований и, во-вторых, следованием художественным принципам.

Исполнение или исполнительское мастерство включает следующие компоненты:

Виды и компоненты спортивной подготовки

способностей, необходимых для успешного освоения упражнений с предметами

Выведение гимнасток на высокие объемы и интенсивности нагрузок

Профилактика неблагоприятных последствий и восстановление

Освоение техники упражнений без предмета

Освоение технники упражнений с предметами

классического,историко-бытового, народного и современного танцев

Освоение элементов музыкальной грамоты, развитие музыкальности

Составление и отработка соревновательных программ

Психологическое развитие, образование и обучение

Формирование значимых мотивов

и благоприятных отношений к тренировочным требованиям и нагрузкам

Формирование состояния «боевой готовности»,способности к сосредоточенности и мобилизаци

Подготовка соревновательной программы, распределение сил,

разработка тактики поведения

Подготовка соревновательной программы, подбор, расстановка и отработка взаимодействия гимнасток

Формирование команды, определение командных и личных задач, очередности выступления

Лекционная, в ходе практических занятий, самостоятельная

Приобретение сисемы специальных знаний, неоюходимых для успешной деятельности в художественной гимнастике

Соревнования, модельные тренировки, прикидки

Приобретение соревновательного опыта, повышение устойчивости к соревновательному стрессу и надежности выступлени

1.3 РОЛЬ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

Хореография в спорте давно утвердилась как средство специализированной подготовки спортсменов высокого класса, помогающее сделать композиции более яркими оригинальными, выразительными, зрелищными. Термин «хореография» обобщает как искусство создания танца, так и все разновидности танцевального и мимического искусства. Именно в процессе занятий хореографией гимнастки ближе всего соприкасаются с искусством. У занимающихся хореографией гимнасток формируется способность передавать движениями тела определенные эмоциональные состояния, различные настроения, переживания, чувства, а также способность создать яркий и выразительный образ.

Кроме того, при занятиях хореографией развиваются:

Легкий высокий прыжок;

Вырабатывается правильная осанка;

Укрепляется опорно-двигательный аппарат;

Формируется культура движений и умение творчески мыслить.

Выполнение упражнений танцевального характера под музыку делает для занимающихся гимнастику особенно привлекательной. Сложность упражнений художественной гимнастики зависит от особенностей их техники, от богатства оттенков в движениях, разнообразия темпа, ритма, характера выполнения упражнений и от согласования их с музыкой

Впервые средства хореографии были применены в процессе тренировки сборной команды СССР к XVI Олимпийским играм в Мельбурне. В газете «Советский спорт» отмечено великолепное разноплановое выступление гимнасток, где для каждой спортсменки были подобраны стили и народности, исходя из их физических данных и типа темперамента. В дальнейшем была организована бригадная работа тренера и хореографа.

Общепризнано, что только спортсмены, обладающие высокой культурой движений, способны выполнять технически сложные упражнения легко и непринужденно, где мы можем оценить амплитуду движений, красоту линий, артистичность и выразительность исполнения.

Школа художественной гимнастики отличается высоким исполнительским мастерством спортсменок, широким диапазоном стилей, цельностью композиций, что достигается с помощью хореографической подготовки.

Понятие «хореография» включает в себя всё, что относится к искусству танца классического, народного, историко–бытового, современного. Под хореографической подготовкой в гимнастике понимается система упражнений и методов воздействия, направленных на воспитание двигательной культуры гимнасток, на расширение их арсенала выразительных средств.

Занятия хореографией способствует расширению ряда общеобразовательных задач. Так, применение народных, историко-бытовых танцев приобщает к достижениям культуры различных народов. Использование музыки в уроках знакомит с основами музыкальной грамоты, с произведениями различных композиторов, воспитывает музыкальность, в конечном итоге развивает интеллектуальные способности. Хореография – важное средство эстетического воспитания, а также развития творческих способностей.

Именно в процессе занятий хореографией спортсменки ближе всего соприкасаются с искусством. У занимающихся воспитывается правильное ощущение красоты движений, способность передавать в них определенные эмоциональные состояния, различные настроения, переживания, чувства. Кроме того, при занятиях хореографией развивается гибкость, координация движений, укрепляется опорно-двигательный аппарат, повышается плотность тренировки (за счет возможности проведения занятий одновременно с целой группой), что положительно влияет на сердечно – сосудистую и дыхательную системы организма, способствует развитию специальной выносливости. Наряду с этим на уроках хореографии решаются задачи в технической подготовке: освоение различных элементов и комбинаций.

Разделение средств на хореографическую и техническую подготовку в гимнастике условно. Трудно провести четкую грань между указанными компонентами. Ведь прыжки, повороты, равновесия и их сочетания являются основным «языком» как в хореографии и балетных спектаклей, так и упражнений художественной гимнастики.

На уроках хореографии изучаются многообразные сочетания движений ног, рук, туловища, головы. При этом освоение не должно носить механический характер. Путем соответствующей корректировки каждого движения воспитывается его выразительность, без которой невозможно добиться «артистичности исполнения», т.е. способности создавать индивидуальной образ в композиции. В свою очередь, для создания образа необходима выразительность, которая неразрывно связана с красотой движений, грациозностью, танцевальностью и т.д.

Хореографическая подготовка в гимнастике является лишь частью учебно – тренировочного процесса и должна быть взаимосвязана с другими видами подготовки гимнасток. Это и определяет её специфику. Следует учитывать постоянный дефицит времени, с которым приходится считаться хореографу в спорте.

Осуществляется хореографическая подготовка в форме разминок (уроков) классического, народно-сценического и современного содержания.

Особенности художественной гимнастики вносят в урок хореографии свою специфику. Прежде всего, сами предметы диктуют необходимость вводить специфические задания. Так, особенность техники владения мячом, заключающаяся в мягкости и плавности движений, предполагает, что в уроки хореографии будут включаться движения свободной пластики: волны, полуволны, и т.д. Броски предметов, сопровождающиеся пружинными движениями ног, взмахом туловищем и руками, требуют введения в урок различного рода пружинных движений.

Кроме того, на уроках хореографии обращается внимание на развитие гибкости не только крупных суставов тела (тазобедренного, плечевого и подвижности позвоночника), но и мелких (особенно лучезапястного, плюсны). Все это необходимо для успешного освоения техники владения предметами. Ведь для гимнасток важно не только освоить рациональную технику выполнения элементов (прыжки со взмахом рук), но и технику взаимодействия гимнастка – предмет (для чего же те же прыжки шагом необходимо уметь выполнять без взмаха рук), с которой встречаются представительницы художественной гимнастики.

Текущая страница: 3 (всего у книги 8 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какие упражнения применяются для контроля уровня развития гибкости?

2. Какие существуют единицы измерения уровня развития гибкости?

3. Какие упражнения применяются для определения подвижности в суставах?

4. Какие существуют методы определения прыгучести?

5. Опишите устройство гониометра.

6. Какие тесты применяются для определения быстроты?

7. Каким способом можно оценить силовую выносливость?

8. Какие способности оцениваются «пробой Ромберга»?

9. Какие существуют качественные способы оценки амплитуд движений?

10. Какие существуют количественные способы оценки амплитуд движений?

11. Как оценивается качество выполнения элементов трудности без предмета?

12. Как оценивается продолжительность качественного выполнения упражнений на гибкость?

13. В чем суть методики применения знаковой записи?

14. Требования к проведению педагогических наблюдений.

1. Белокопытова, Ж. А. Художественная гимнастика: учебная программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства / Ж. А. Белокопытова, Л. А. Карпенко, Г. Г. Романова. – Киев: [б. и.], 1991. – 86 с.

2. Художественная гимнастика: учебник для тренеров, преподавателей и студентов института физической культуры / под ред. Л. А. Карпенко. – М.: Всерос. Федерация худож. гимнастики, 2003. – 381 с.

Дополнительная

3. Вишнякова, С. В. Совершенствование функциональных возможностей спортсменок на начальных этапах подготовки в художественной гимнастике: учеб. – метод. пособие / С. В. Вишнякова, И. Н. Солопов, Б. М. Замов. – Волгоград: [б. и.], 1998. – 54 с.

4. Карпенко, Л. А. Методика оценки и развития физических способностей у занимающихся художественной гимнастикой: учебное пособие / Л. А. Карпенко, И. А. Винер, В. А. Сивицкий. – М.: [б. и.], 2007. – 77 с.

5. Кравчук, А. И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста (науч. – метод. и организац. основы гармонич. дошкол. комплекс. физ. воспитания). В 3 ч. Ч. 2, 3 / А. И. Кравчук. – Новосибирск: [б. и.], 1998. – 136 с.

6. Кувшинникова, С. А. Система оценивания специальной физической подготовленности в художественной гимнастике: методические рекомендации для студентов, слушателей факультетов повышения квалификации и усовершенствования ГЦОЛИФКа. – М., 1991, – 31 с.

7. Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя / В. И. Лях. – М.: АСТ, 1998. – 272 с.

8. Правила по художественной гимнастике: действующие нормы для индивидуальных и групповых упражнений: ФИЖ, 2009–2012. – [Б. м.: б. и.], 2009. – 128 с.

9. Пшеничникова, Г. Н. Методика оценки качества выполнения элементов на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике / Г. Н. Пшеничникова, О. П. Власова // Актуальные проблемы развития спортивных танцев, аэробики и фитнеса: сборник трудов Всероссийской научно – практической конференции 28–29 октября 2010 г. – 2010. – С. 129–131.

ГЛАВА 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВЫ ТЕХНИКИ ЭЛЕМЕНТОВ СТРУКТУРНЫХ ГРУПП трудности БЕЗ ПРЕДМЕТА на этапе начальной подготовки

3.1. Характеристика прыжков в художественной гимнастике

Художественная гимнастика относится к видам спорта, где результат выступления оценивается субъективно, по качеству исполнения: предмет оценки – техника упражнений; критерий – совершенство выполнения в баллах. В этом виде спорта, относящимся к «артистическим», все острее ощущается потребность в объективных методах количественной оценки двигательного потенциала и условий его наилучшей реализации. Объясняется это прежде всего ростом сложности соревновательных программ.

Прыжки – один из наиболее ярких элементов композиции в художественной гимнастике и одновременно одна из самых трудных категорий движений, требующих от гимнастики отличных физических данных и отточенной технической подготовленности.

По своей динамичности и эмоциональной окраске они являются прекрасным средством выразительности. Основная задача при выполнении прыжка состоит в том, чтобы он был выполнен легко, изящно, подчёркивал характер и экспрессию отдельных частей музыкального произведения. Координационные способности гимнастики и хорошая физическая подготовка служат одной из основных предпосылок успешного освоения прыжков различной трудности.

Соревновательная программа художественной гимнастики включает много прыжковых элементов. От гимнасток требуется не только хорошая прыгучесть, но прыжковая выносливость.

Большой объём прыжковых элементов в композициях делает их темповыми, более динамичными и зрелищными для восприятия. Естественно, что и к исполнительницам предъявляются повышенные требования как к технической, так и к скоростносиловой подготовленности.

Структурная группа «прыжки»

Прыжок – преодоление расстояния в свободном полете за счет отталкивания от опоры. Это безопорное (полетное) положение гимнастки.

Прыжковые элементы составляют основное содержание произвольных упражнений с предметами. Так, например, один из основных видов многоборья – это упражнение со скакалкой, насыщенное многообразием прыжков, количество которых в художественной гимнастике практически неограниченно. Объясняется это тем, что факторов, определяющих форму прыжка, довольно много, а возможность их комбинаций в одном прыжке приводит к образованию бесконечного числа разнообразных движений. По этой причине считается, что полноценная классификация прыжков на сегодняшнее время пока невозможна. Однако для методических и практических целей вполне подходят классификации, которые позволяют составить достаточно полное представление о прыжках.

Всё многообразие прыжков в учебно-методической литературе классифицируется по наиболее характерным признакам, принимая за основу формообразующие действия, способы отталкивания и приземления (рис. 4, табл. 5).

Рис. 4. Классификация прыжков (по Т. С. Лисицкой)

В соответствии с требованиями правил соревнований спортивных видов гимнастики в вольных упражнениях применяются прыжки (художественная гимнастика, спортивная аэробика, акробатика, спортивная гимнастика), которые имеют существенное разнообразие по их внешней форме. Если в художественной гимнастике прыжки, составляющие группы сложности, требуется выполнять с высокой амплитудой как в позвоночном столбе, так и тазобедренных суставах, то в спортивной аэробике необходимо исключить большие наклоны назад (больше 45°) по требованиям соблюдения предупреждения безопасности движений по правилам соревнований. В этой связи, кроме основного терминологического названия элемента необходимо уточнять формообразующие действия, способ отталкивания и приземления (рис. 5). Таким образом, несмотря на разнообразие формообразующих действий, можно выделить общие фазы движений в прыжках: подготовительные, основные и завершающие действия. Прыжки выполняются с места или с разбега.

Таблица 5. Классификация прыжков по способам отталкивания и приземления

что такое равновесие в гимнастике. Смотреть фото что такое равновесие в гимнастике. Смотреть картинку что такое равновесие в гимнастике. Картинка про что такое равновесие в гимнастике. Фото что такое равновесие в гимнастике

что такое равновесие в гимнастике. Смотреть фото что такое равновесие в гимнастике. Смотреть картинку что такое равновесие в гимнастике. Картинка про что такое равновесие в гимнастике. Фото что такое равновесие в гимнастике

Поэтому в подготовительных действиях выполняются разбег (фаза разгона), наскок с замахом (или шаг) и полуприседание (амортизация), предшествующая отталкиванию. Разбег, как правило, выполняется стилизованными шагами, скачками, танцевальными шагами в соответствии с характером музыкального произведения.

При замахе руки должны отводиться назад в противоположном направлении. Далее выполняется маховое движение руками по направлению прыжка, т. е. мах выполняется вперёд вверх или по направлению прыжка при высоко-далёких прыжках. Правильная работа рук имеет важное значение, т. к. имеются научные сведения, что около 30 % высоты в прыжках обеспечивается взмахом свободными звеньями (руками, ногой).

Большая же часть достижения высоты (до 70 %) полета приходится на быстрое отталкивание ногами или одной ногой. Необходимо помнить, что предварительно растянутая мышца быстрей и мощней сокращается. Поэтому при отталкивании с разбега последний шаг рекомендуется делать длиннее, маховая нога остаётся сзади с последующим разгибанием толчковой ноги и махом другой (с различными вариантами: сгибая, сгибая-разгибая, махом прямой, в направлении вперёд, в сторону, вперёд в сторону) выполняется отталкивание.

Подобные сведения необходимо учитывать во время освоения или совершенствования отдельных элементов прыжков, обращать внимание на ведущие детали техники.

Необходимо использовать скоростно-силовую подготовку как фактор, дополняющий оптимизацию условий освоения и совершенствования двигательных действий, связанных с прыжковыми элементами.

Исследования и практический опыт свидетельствуют, что элементы хореографии нужно использовать как специальные средства для развития скоростно-силовых качеств гимнасток.

В частности, нужно учитывать, что при отталкивании является ошибкой, если пятки от пола отрываются раньше, чем заканчивается фаза амортизации. Поэтому методика обучения элементам отталкивания в хореографических прыжках является эффективной.

При обучении профилирующим прыжкам юных «художниц» (прогнувшись, кольцом одной, шагом, касаясь кольцом) следует учитывать детали техники указанные выше. При освоении и закреплении техники выполнения упражнений структурных подгрупп основными в изучении являются базовые и профилирующие элементы. Это необходимо для систематизации средств подготовки и удобства их использования в учебно-тренировочном процессе.

Базовые элементы – начальные в структурной подгруппе имеющие признаки или техническое сходство с основным двигательным действием. Разбег относится к подготовительным действиям, толчок является одной из фаз основных действий, т. к. он имеет сходство со многими прыжками, выполняемыми как толчком двумя, так и толчком одной. Поэтому базовыми упражнениями для целой группы прыжков являются толчок и приземление (как при толчке двумя, так и одной ногой). Следовательно, необходимо помнить, что эффективность обучения будет большей, если обучать махам ногой в различных направлениях с быстрой фиксацией ноги в различных положениях. Но не следует забывать и другое: высокий мах ногой при высоко-далёких прыжках является ошибкой, т. к. прыжок выполняется «перекатом», «качалочкой». Такое выполнение прыжка приводит к впечатлению отсутствия «зависания», что негативно влияет на оценку за его качество. Еще одной важной деталью техники является необходимость резкой остановки маховой ноги и рук, что даёт возможность придать движение нижележащим звеньям тела.

Прыжки, составляющие различные группы сложности по правилам соревнований, изучаются последовательно: от базовых к профилирующим и далее к всё усложняющимся элементам. Форму прыжка можно выполнять в статическом режиме: на полу, на брусьях, гимнастической стенке, с помощью «проводки» по движению и т. д. Прыжки толчком одной – махом другой нужно учить тогда, когда гимнастка выучила начальные простейшие хореографические упражнения до махов на 90°. При прыжках с разбега следует обучать маху ногой назад – открытый прыжок.

Таким образом, к простейшим базовым специальным прыжкам относятся прыжки толчком двумя и толчком одной – махом другой в различных направлениях. Соединение правильного движения руками и ногами (маховые движения) являются важной стороной обучения прыжкам, так как эти действия относятся к основной фазе прыжков.

Чтобы прыжки осваивались быстрей и качественней, гимнастки должны иметь достаточный уровень двигательной подготовленности, особенно – координационных способностей :

1) скоростно-силовых качеств (прыгучести);

2) достаточный уровень пассивной гибкости (возможность выполнять шпагаты);

3) скорости движения маховых звеньев тела;

4) приземления разными способами (амортизация);

5) амортизации как исходным положением для отталкивания при выполнении элементов последующего прыжка и т. д.

Эта методика, оказалась эффективной при обучении профилирующим прыжкам: прогнувшись, со сменой ног вперед и назад, прыжки касаясь и т. д. (табл. 6).

Завершая данный раздел необходимо подчеркнуть следующее:

1. На этапе начальной подготовки целесообразно использовать базовые и профилирующие элементы, представленные в таблице 6.

2. Тренер выбирает из таблицы 6 элементы, которым предстоит обучать.

3. Ориентируясь на содержание рисунка 5, тренер разрабатывает «стратегию» обучения, распределяя специальные упражнения применительно к отдельным фазам изучаемых прыжков: способам отталкивания и приземления, формам прыжков в облегченных условиях, элементам «оформления». При этом не следует забывать о необходимости обучать юных гимнасток махам ногой в различных направлениях.

Таблица 6. Базовые и профилирующие элементы структурной группы «прыжки»

что такое равновесие в гимнастике. Смотреть фото что такое равновесие в гимнастике. Смотреть картинку что такое равновесие в гимнастике. Картинка про что такое равновесие в гимнастике. Фото что такое равновесие в гимнастике

что такое равновесие в гимнастике. Смотреть фото что такое равновесие в гимнастике. Смотреть картинку что такое равновесие в гимнастике. Картинка про что такое равновесие в гимнастике. Фото что такое равновесие в гимнастике

При обучении элементам других структурных групп трудности без предмета (равновесий, поворотов, наклонов) рекомендуется изучать также последовательно от базовых к профилирующим (табл. 8, 10, 11).

В таблице 6 показаны различные варианты отталкивания и приземлений в прыжках с выпрямленным положением тела, которые в профилирующих элементах «преобразуются» в амплитудные прыжки.

Форму прыжка рекомендуется опробовать как модель в статическом режиме: на полу, на брусьях, у гимнастической стенки, с помощью «проводки» по движению. Исходя из вышесказанного можно заключить, что для освоения вариантов красивого исполнения прыжков гимнастка должна обладать комплексом качеств: эластичностью и силой мышц ног (стопы, голени, бедра), оптимальной быстротой мышечных сокращений; владеть техникой базовых движений в различных фазах прыжков; иметь хорошую гибкость для правильного «эталонного» выполнения прыжка по требованиям правил соревнований. Кроме того, нельзя забывать о значении функции вестибулярного анализатора для ориентации в пространстве.

что такое равновесие в гимнастике. Смотреть фото что такое равновесие в гимнастике. Смотреть картинку что такое равновесие в гимнастике. Картинка про что такое равновесие в гимнастике. Фото что такое равновесие в гимнастике

3.2. Характеристика равновесий в художественной гимнастике

Для определения основного признака равновесия достаточно двух слов, а положения рук и свободной ноги указываются дополнительно. Например, равновесие на правой, согнув левую назад («аттитюд»); элемент заимствован из классической хореографии. Приводим основные термины, необходимые для общения специалистов и спортсменок на этапе начальной подготовки :

Равновесие с наклоном – туловище наклонено вперёд-книзу на 45, кисти у пола.

Боковое равновесие – исполнитель находится боком к опоре, одноименная рука вверх, другая за спину.

Одноимённое равновесие – одноимённая с опорной ногой рука поднята вперёд кверху, другая назад.

Фронтальное равновесие – одна нога направлена в сторону или выше, руки в стороны.

Фронтальное равновесие с захватом – направленная в сторону кверху нога удерживается одноимённой рукой, другая рука направлена вверх наружу.

что такое равновесие в гимнастике. Смотреть фото что такое равновесие в гимнастике. Смотреть картинку что такое равновесие в гимнастике. Картинка про что такое равновесие в гимнастике. Фото что такое равновесие в гимнастике

Рис. 6. Схема вариантов возможного выполнения равновесий в различных опорных положениях (по Т. С. Лисицкой)

Высокое равновесие (вертикальное) – туловище в вертикальном положение (или близко к нему), свободная нога отведена назад, одноимённая рука в сторону, другая вперёд или вверх. Выполняется на носке, со сгибанием свободной ноги и иным положение рук, о чём указывается дополнительно.

Равновесие полукольцом – нога сгибается назад на уровне головы или выше, но не касается головы, руки вверх наружу. Иное положение рук указывается.

Равновесие кольцом – согнутая назад нога касается носком головы. Обычно выполняется с захватом рукой за голеностопный сустав над головой.

Равновесие на колене выполняется с опорой коленом.

Заднее равновесие на колене – аналогичное предыдущему, но спиной к опоре.

Крестообразное равновесие – выполняется отведением безопорной ноги в сторону с наклоном вперёд; одноимённая опорной ноге рука направлена в сторону, другая рука вперёд. Равновесие шпагатом – нога отведена назад с одновременным наклоном вперёд и захватом.

Сохранение равновесия облегчается при технически верном выполнении движений. Среди частных рекомендаций необходимо напомнить некоторые из них. При сохранении равновесия в стойке на ногах рекомендуется фиксировать взгляд строго горизонтально на каком-либо предмете. Полезно тренировать равновесие с закрытыми глазами, т. к. при этом обостряется мышечно– суставное чувство, работа вестибулярного анализатора. В каждом конкретном виде деятельности в зависимости от её специфики тот или иной анализатор является ведущим.

Существует зависимость между физической подготовленностью людей и показателями функции равновесия. Следует обратить внимание на правильную работу мышц при выполнении равновесий (рис. 7). Так, при выполнении переднего равновесия наиболее напряжены трапециевидная мышца левой опорной стороны и широчайшая мышца спины правой свободной стороны. При выполнении заднего равновесия наибольшее напряжение у сгибателей туловища правой свободной стороны. Рабочая поза гимнастики при выполнении статических равновесий на одной ноге обусловлена асимметричным статическим напряжением парных мышц туловища. Поэтому обязательным условием тренировки является выполнение гимнастками упражнений как с правой, так и с левой ноги. Технически верным будет выполнение переднего равновесия с отведением ноги назад, одновременно напрягая спину, несколько поднимая голову и отводя плечи назад. По правилам соревнований ошибкой является, когда плечи и нога опущены вниз, т. е. нарушена слитная дугообразная линия, которую должна составлять прогнутая спина с отведённой назад ногой. Выполнять заднее равновесие не следует начинать с наклона головы назад, как это иногда наблюдается в практике.

что такое равновесие в гимнастике. Смотреть фото что такое равновесие в гимнастике. Смотреть картинку что такое равновесие в гимнастике. Картинка про что такое равновесие в гимнастике. Фото что такое равновесие в гимнастике

Рис. 7. Асимметричная работа мышц при выполнении равновесий (по результатам электромиографических исследований)

Таблица 7. Классификация равновесий на одной ноге

что такое равновесие в гимнастике. Смотреть фото что такое равновесие в гимнастике. Смотреть картинку что такое равновесие в гимнастике. Картинка про что такое равновесие в гимнастике. Фото что такое равновесие в гимнастике

Таблица 8. Базовые и профилирующие элементы структурной группы «равновесия»

что такое равновесие в гимнастике. Смотреть фото что такое равновесие в гимнастике. Смотреть картинку что такое равновесие в гимнастике. Картинка про что такое равновесие в гимнастике. Фото что такое равновесие в гимнастике

что такое равновесие в гимнастике. Смотреть фото что такое равновесие в гимнастике. Смотреть картинку что такое равновесие в гимнастике. Картинка про что такое равновесие в гимнастике. Фото что такое равновесие в гимнастике

Нами разработаны базовые и профилирующие элементы (табл. 8), дающие возможность заложить основу прочного двигательного навыка выполнения элементов на сравнительно небольших амплитудах.

Для повышения активной гибкости необходимо сочетать ее с развитием силы, т. к. для того чтобы поднять ногу на требуемую высоту с сохранением позы в определенном положении, необходим комплекс проявления психомоторных качеств: гибкости, силы, статической выносливости, вестибулярной устойчивости. Качество выполнения равновесия во многом зависит от того, как гимнастка умеет оценивать положение звеньев тела в пространстве.

При утомлении пространственная оценка звеньев тела ухудшается и нарушается функция равновесия. Это связано с тем, что под действием силы тяжести возникает момент силы, стремящейся вывести тело из состояния равновесия, а утомлённая мышца не способна противодействовать этой силе в пространстве. Обучение упражнениям у опоры облегчает сохранение равновесия. Специалистам известно, что качество равновесия зависит от многих факторов: правильного взаиморасположения звеньев тела в пространстве (туловища и ног); статической выносливости в этом положении и умения сохранять равновесие с закрытыми глазами. Равновесия лучше и легче осваиваются при наличии хорошей общей физической подготовленности. Поэтому при начальных этапах обучения особое внимание нужно уделять упражнениям на силу, гибкость, статическую выносливость. Нужно стараться укреплять равномерно основные мышечные группы, выполняющие различную функцию при выполнении равновесия: укрепляющую, удерживающую, фиксирующую. Так, при равновесии на одной с наклоном как вперёд, так и назад, моменты силы тяжести для туловища и свободной ноги во всех суставах наибольшие, велико напряжение мышц-разгибателей бедра в тазобедренном суставе свободной ноги, которые противостоят не только силе тяжести всей ноги, но и сопротивлению сгибателей и связок тазобедренного сустава, препятствующих разгибанию. При выполнении равновесия спортсменками с малоразвитой подвижностью в суставах к удерживающей работе мышц, связанной с моментами и силами тяжести частей тела, присоединяется ещё и сопротивление мышц антагонистов. Применение схемы двигательных действий, представленной на рисунке 8, поможет тренеру в изучении более «мелких» движений отдельными звеньями тела, что в дальнейшем создаст прочную основу «школы движений».

что такое равновесие в гимнастике. Смотреть фото что такое равновесие в гимнастике. Смотреть картинку что такое равновесие в гимнастике. Картинка про что такое равновесие в гимнастике. Фото что такое равновесие в гимнастике

Представленная на рисунке 8 схема двигательных действий звеньями тела с учетом амплитуд показывает основные блоки действий, которые могут быть взяты как ориентир при выборе специальных упражнений для последовательного их применения при изучении упражнений структурной группы «равновесия». В таблице 8 представлены базовые и профилирующие элементы для этапа начальной подготовки. Опираясь на сведения, указанные в таблицах и схеме, можно так же сделать выбор упражнений по степени сложности взаиморасположения звеньев тела в пространстве, амплитудам выполнения упражнений, по характеру опоры и с учетом возрастных особенностей занимающихся.

14. Вертикальные прыжки (с разным положением ног). Критерий: только вращение

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *