что такое раскрутка интернет магазина
С чего начать продвижение интернет-магазина
В текущих мировых реалиях и экономических условиях предлагаем освежить в памяти алгоритм оптимизации сайта — первые шаги в продвижении. Подробно остановимся на каждом этапе, кроме интуитивно понятных: регистрации в сервисах и установки счетчиков. В конце разделов мы оставили ссылки на полезные материалы.
Если вы уже обратились в агентство и только начали сотрудничество, то наш материал станет чек-листом сознательности работы подрядчика.
Сбор семантики
Семантическое ядро — набор запросов, по которым пользователи в идеале должны находить определенные страницы вашего сайта. Например, купить ортопедические стельки, кухонный миксер недорого.
Выберите приоритетные разделы сайта. С точки зрения ведения бизнеса — наиболее маржинальные товары. С точки зрения объема ассортимента — чем шире товарная матрица, тем проще будет бороться за топ выдачи. Дальше мы будем работать с тематиками отобранных разделов.
Семантическое ядро должно максимально охватывать выбранные тематики, включая всевозможные вариации запросов и синонимы. Нужно перекрыть весь спрос. Среднего объёма ядра не существует. Оно меняется от тематики.
Полнота ядра влияет на результат, поэтому используем максимальное количество источников для его сбора.
Источники поисковых систем
Яндекс и Google имеют инструменты поиска ключевых запросов.
1 — число показов запросов, содержащих заданную фразу — общая частотность; 2 — запросы, которые содержат заданную фразу, и их частотность; 3 — похожие запросы — те, которые пользователи задают в рамках одной поисковой сессии или просто близкие по смыслу на взгляд Яндекса.
Из двух вариантов получения статистики вам нужен «Найдите новые ключевые слова».
Не пугайтесь, что от вас просят список, в поле для ключевиков вводим все те же тематики сайта, что и для Яндекс вордстата.
Указываем необходимый регион и получаем список дополнительных слов.
Данные собственного сайта
Если на сайт уже были установлены счетчики аналитики либо сайт добавлялся в вебмастера — большое везение. Вы можете зайти в кабинет и посмотреть, по каким запросам на какие страницы заходят пользователи, а какие разделы остаются без внимания.
Например, посмотрите отчеты «Поисковые запросы» Метрики и Analytics.
Либо по каким фразам отображался сайт.
Внешние сервисы
Кроме поисковиков и метрик удобно использовать специальные сервисы. Например, MegaIndex.
Проходите авторизацию, в списке инструментов ищите «Подбор запросов по URL» или «Подбор и кластеризация запросов».
Указывайте интересующую страницу либо домен, и система формирует список запросов.
Сервисов по подбору много — https://www.bukvarix.com/,
http://keys.so/, https://seranking.ru/. Сбор данных из разных источников позволит не упустить запросы, которые потом привлекут целевой трафик.
Парсинг
После определения основных запросов переходим к глубокому сбору ядра — работа с программой Key Collector:
В настройках сбора оставьте параметры по-умолчанию.
Формируется таблица запросов с указанием точной частоты
Кластеризация и структура
После сбора и чистки запросы кластеризируют. Сейчас наиболее эффективный подход к группировке — кластеризация по топам — объединение запросов на основе анализа выдачи поисковых систем.
В одну группу идут запросы, если по ним в топ-10 выдачи находятся несколько одинаковых url-адресов. Наиболее популярные инструменты: https://just-magic.org/, http://keyassort.ru/, https://www.rush-analytics.ru/.
Для разбиения запросов на группы можно воспользоваться более простым бесплатным инструментом — https://arsenkin.ru/tools/check-top/.
Инструмент определяет количество одинаковых урлов по различным запросам. Если процент совпадения большой, то их стоит объединять в один кластер, если наоборот — стоит продвигать на разных страницах. На изображении выше видно, что по запросам «купить ежедневники» и «ежедневники недорого» много совпадений, отмечены цветом — идут в один кластер. А по запросам «ежедневники оптом», «тиснение ежедневников» мало совпадений — идут в разные.
На основе кластеров составляем структуру сайта и будущее расположение целевых страниц. Для каждой группы определяем дочерние и родительские группы. По итогу должно получиться что-то вроде этого.
Анализ конкурентов
Основа аудита конкурентов — показатель видимости. Видимость сайта можно получить из Megaindex или Топвизор.
Анализ видимости в Megaindex
Разбирем, как получить список конкурентов в Топвизоре:
Далее отберите 10-15 конкурентов, которые занимают топ по показателю видимости и начинайте аудит.
Анализируемые свойства конкурентов в каждой тематике уникальны. В файле мы собрали базовый набор для e-commerce, который позволяет оценить недостающие элементы на сайте. Желательно проводить подобный анализ по каждому кластеру запросов на наличие тех или иных элементов.
В итоге у вас получится сводная таблица сравнения конкурентов по важным параметрам.
На основе аудита сформируйте точный план доработок сайта:
On-page оптимизация продвигаемых страниц
Ставит акцент на постраничную проработку сайта, продвижение конкретных страниц.
При кластеризации вы определили целевые страницы и будущее расположение их на сайте. Сейчас пришла очередь оптимизировать эти страницы:
Это первый камень, о который споткнется ваша самостоятельность. Для создания новых страниц придется обращаться к внешнему программисту, если инхаус технического специалиста нет.
Настройка индексации
Индексация — добавление сведений о сайте роботом в базу данных поисковых систем, по которой Яндекс и Google потом ищут ответы на наши с вами запросы. Поэтому важно, чтобы все целевые страницы находились в базе поисковых систем.
Настройка индексации начинается с добавления сайта в панели вебмастеров:
Инструкция, как добавить, есть в каждой системе, это несложно, нет никаких хитростей.
Если сайт ранее индексировался, нужно проверить проиндексированные страницы. Смотрите наличие целевых страниц в индексе
и отсутствие мусорных страниц (страниц фильтраций или сортировки, деактивированных страниц). В Вебмастере это раздел Индексация > Страницы в поиске > вкладка «Все страницы». В Google Search Сonsole раздел Индекс > отчет «Покрытие».
https протокол
Подключение https протокола — must have для продвижения. Сейчас без защищенного протокола пользователи вместо страниц вашего сайта будут видеть предупреждение о возможной угрозе.
Подключение SSL сертификата и настройку редиректов с http на https осуществляет технический специалист. Вам потребуется добавить сайт с защищенным протоколом в вебмастера поисковых систем, и отправить заявку на переезд.
Главное, проследите, чтобы при переносе не слетел весь трафик и целевые страницы быстро смогли проиндексироваться. Сравните объем трафика на сайт до (если есть данные) и после перехода. Посмотреть объем по заданным периодам можно в отчете Яндекс Метрике «Посещаемость». Если трафик слетел, то посмотрите, какие страницы вылетели из индекса, и отправляйте сначала ведущие, а потом остальные на индексацию.
Ждете, пока страницы не вернуться в поиск, и параллельно проводите все работы, что описаны ниже.
robots.txt
Файл robots.txt помогает поисковыми роботами Яндекс и Google правильно и быстро найти страницы, которые надо проиндексировать. На основе данных индексации настройте файл:
Пример сформированного файла robots.txt.
Мониторинг индексации
Управлять и следить за индексацией можно дополнительными способами:
Геопривязка
Указываем принадлежность сайта к какому-либо региону. Геопривязка помогает сайту ранжироваться по геозависимым запросам в регионе присутствия или главном для продвижения регионе.
Яндекс
В Яндексе привязать регион можно двумя способами:
Яндекс Вебмастера. Региональность сайта.
Привязка региона в Google происходит через регистрацию сайта в Google Business. Нужен фактический адрес компании, на который придет письмо с кодом подтверждением.
Установка систем аналитики
Системы аналитики нужны, чтобы следить за трафиком, анализировать аудиторию сайта, эффективность страниц, фиксировать целевые действия, собирать данные об электронной коммерции. Наиболее распространенные инструменты — Яндекс Метрика и Google Analytics. С установкой все просто, системы сами покажут нужные шаги.
Одна из главных возможностей систем аналитики — отслеживать конверсионные действия на сайте, цели, которые достигают пользователи:
Работы по настройке целей выполняет программист, но можно попробовать самим установить цели через Google Tag Manager.
Техническая оптимизация
На этом этапе корректируем все, что касается внутренней работы и влияет на ранжирование сайта, восприятие поисковиками.
Работы по технической оптимизации выполняет программист. Вы выступайте, как постановщик задачи и тестировщик результата.
Скорость загрузки
Как пользователи, так и поисковые системы любят быстрые сайты. Нужно стремиться, чтобы каждая страница загружалась не более 3 секунд. Получить данные о скорости загрузки можно на https://tools.pingdom.com/. Если скорость низкая, ставьте программисту задачу на технический анализ сайта и повышайте скорость.
Мобильность
Сайт должен корректно отображаться на любом устройстве: ноутбук, телефон, планшет. С первым все понятно — это просто ваш сайт. А для работы с сайтом на смартфоне нужна мобильная версия или адаптивный дизайн. Без этого будет сложно занять лидирующие позиции. Алгоритм mobile-first index отдает предпочтение в ранжировании сайтам адаптированным под мобильные устройства.
Если сайт криво и косо отображается на смартфоне, то лучше обратиться к тому же агентству или фрилансеру, чтобы адаптировать или разработать специальную мобильную версию. По итогу проверяйте корректность отображения для роботов поисковиков в сервисе https://search.google.com/test/mobile-friendly.
Дубликаты
Дубликаты мешают поисковикам понять, какую страницу стоит показывать в выдаче. Нужно устранить дубликаты страниц — настроить главное зеркало и редиректы:
Проверить работы можно с помощью сервиса https://webmaster.yandex.ru/tools/server-response/. В поле «Опрашиваемый URL» указываем любой адрес, с которого должен происходить редирект. В блоке «Ответ» смотрим на код статуса HTTP, если указан 301 редирект, а в поле Location корректный адрес, значит работы выполнены верно. На скриншоте проверили редирект страницы без слэша на конце на страницу со слэшем.
Несуществующие страницы
Несуществующие страницы появляются на сайте по разным причинам: деактивировали товар, изменили url, а редирект не настроили.
Когда пользователь переходит по несуществующему адресу, сервер должен возвращать 404 код ответа и показывать соответствующую страницу. При неверной настройке сервера эти страницы отдают код ответа 200 и могут проиндексироваться, ухудшая
ранжирование других страниц. Проверить, какой код ответа у несуществующей страницы можно при помощи того же https://webmaster.yandex.ru/tools/server-response/.
Битые ссылки
Битые ссылки уводят посетителей с вашего сайта на несуществующие страницы, вашего же сайта или других ресурсов. Такого быть не должно. Обнаружить битые ссылки помогут программы https://www.screamingfrog.co.uk/ и http://home.snafu.de/tilman/xenulink.html.
Запускайте сканирование всего сайта. По статусам 404 или not found находите список страниц, где есть битые ссылки, и перечень этих ссылок. Битые ссылки нужно удалить или исправить на верные.
Ошибки верстки
Частые ошибки в верстке:
Ошибки
В процессе технической оптимизации важно проследить, чтобы на сайте не появились новые ошибки:
Работа с тегами
Важная составляющая продвижения — правильное заполнение тегов title, description и h1. По тегам Яндекс и Google первично оценивают и ранжируют сайты.
Некоторые административные части имеют удобный интерфейс, где для каждой страницы можно прописать теги. А некоторые нет. Обращаться или нет к программисту зависит от вашей CMS (система управления содержимым сайта).
Title
Заголовок страницы сайта, который информирует о ее контенте. Он отображается в названии вкладки окна браузера и часто используется при построении сниппета в поисковой выдаче.
Description
Краткое описание страницы. Прописывайте суть страницы, ее главную пользу для читателя.
Иногда description используется при формировании сниппета. В Яндексе — если поискового запроса нет в тексте страницы. В Google он отображается в выдаче чаще.
Пример отображения description в Google
Пример отображения description в Яндекс
Тег заголовка первого уровня. Кратко отразите основную информацию страницы. Используйте названия товаров, разделов и категорий.
Основные требования к перечисленным тегам:
Отсутствие или дублирование title, description и h1 — ошибка. Поэтому, если у вас большой интернет-магазин, то целесообразно настроить автоматические шаблоны формирования тегов для типовых страниц и разделов сайта. Некоторые CMS позволяют сразу задавать шаблоны формирования. Если нет, то придется идти к программисту.
Пример шаблона для страницы товара:
Title: %Название товара% – купить по цене %Цена% в %Название компании%
Description: %Название товара% в интернет-магазине %Название компании%. Большой выбор %категория товаров% по низкой цене в %Регион продвижения%.
H1: %название товара%
Возникает проблема, когда в интернет-магазине несколько товаров имеют одинаковые названия. Решение — указать в названии дополнительно любое уникальное свойство.
Например, две искусственные елки «Клеопатра», высотой 150 см, зеленого и белого цвета. В первом случае в названии товара указываем высоту, во втором — высоту и цвет, чтобы не было дублирования.
Если количество дубликатов велико — можно прибегнуть к автоматической генерации h1, исходя из набора уникальных свойств.
Пример формирования тегов в CMS Битрикс
Завершение оптимизации сайта
Этап оптимизации в среднем занимает месяц, два. Результат, в виде динамики трафика, увеличения позиций будет еще как минимум через месяц. Изменения должны проиндексироваться.
Оптимизация — не все продвижение, это лишь первый этап. Он делает ваш сайт более видимым для поисковиков и приятным для посетителей. После идет ежемесячное продвижение. Наращивают внешнюю ссылочную массу, сайт регулярно наполняют контентом, проводят UX/UI анализ, дорабатывают функции сайта, анализируют полученные результаты. Только комплексный подход даст результат.
Если сейчас у вас нет возможности отдавать сайт на продвижение, то самое малое и эффективное, что вы можете сделать сами:
Как продвинуть интернет-магазин: 100500 полезных советов
Пока коронавирус подрывает мировую экономику и по интернету ходят мемы о заразности посылок из Китая, если вы — владелец интернет-магазина, самое время прокачать его, чтобы занять освобождающуюся долю рынка. Специалисты WebCanape разложили все по полочкам.
По данным Data Insight, за первые 6 месяцев 2019 года рынок интернет-торговли в России достиг 725 миллиардов рублей. За первое полугодие российские интернет-пользователи совершили 191 миллионов покупок в интернете — как за весь 2016 год. Заработать в этом Клондайке стремится все больше интернет-магазинов, и из-за ожесточенной конкуренции удерживаться в топе выдачи становится все сложнее. Основываясь на опыте нашей SEO-команды, мы собрали несколько обязательных вещей, которые необходимо внедрить в интернет-магазин, чтобы обойти конкурентов.
Есть еще куча мелких особенностей, но это самые важные, которые не получится не учитывать, если вы хотите забраться на самую верхушку поисковой выдачи. Что же конкретно нужно делать, чтобы интернет-магазин «взлетел» в поиске?
Без стратегии продвигать интернет-магазин тоже можно, но это обойдется дороже, займет больше времени, а результат нельзя прогнозировать. Стратегия продвижения — это документ, в котором закреплены ваши цели и указаны конкретные шаги, которые вас к этой цели приведут.
В рамках разработки этого документа вам нужно подробно изучить рынок и конкурентов, чтобы понимать, на что вы со своими товарами и ценами можете рассчитывать. Также важно узнать свою аудиторию, составить профили покупателей и понять, где их искать. Цели должны быть измеримыми («увеличить средний чек на 20% до декабря 2020», но не «подрасти и заработать денег») и достижимыми, а меры по их достижению — адекватными. Подумайте, действительно ли партнерский материал в Forbes за 1,5 миллиона рублей может окупиться, если вы продаете одежду для молодых мам из Иваново в недорогом сегменте? Когда стратегия готова, можно идти дальше.
SEO — непрерывное технологическое совершенствование сайта. И первым шагом в этом долгом, но славном пути должна стать базовая техническая оптимизация. Хорошо, если движок вы изначально подобрали подходящий для интернет-магазина — например, специализированные OpenCart, InSales или универсальные Bitrix, WordPress, ModX — иначе придется повозиться.
Что сделать? Настроить robots.txt и sitemap.xml, избавиться от дублей и поставить редиректы, прописать метатеги и разметить заголовки, подключить счетчики Яндекс Метрика и Google Analytics, настроить сайт в Яндекс Вебмастер. В диджитал-студиях есть бесконечные чек-листы по базовой SEO-оптимизации, которые необходимо выполнить на этапе подготовки к продвижению. В WebCanape, например, мы проверяем соответствие сайта требованиям поисковых систем по 200+ параметрам.
Чем шире структура интернет-магазина, тем по большему количеству запросов он ищется. Важно в первые месяцы «разветвить» как можно больше страниц с товарами, а уж потом можно дорабатывать карточки, оттачивать тексты, заливать дополнительные картинки.
Чтобы это сделать, на самом старте соберите семантическое ядро — все поисковые запросы, по которым ваш интернет-магазин должны находить. Удобно это делать с помощью инструмента «Анализ ключевых фраз» в Serpstat.
Запросы нужно кластеризовать — распределить по разделам и страницам. Изучите структуру конкурентов и каталоги производителей. Так вы сможете расширить товарную линейку и охватить больше запросов.
На сайте должны быть разделы под все категорийные запросы, которые существуют в вашей нише.
В Serpstat можно сравнить ваш магазин с конкурентами и узнать, каких поисковых фраз у вас не хватает.
Не забывайте об удобстве пользователей:
Организовать товары внутри категорий можно по типу, бренду, материалу, цвету и т. п. Все зависит от поведения вашего целевого пользователя и его предпочтений, что необходимо изучить на этапе разработки стратегии.
Во-первых, рейтинг на сайте при условии правильной разметки сделает сниппет страницы с товаром более заметным. При прочих равных ваш сниппет в поисковой выдаче соберет больше трафика, чем те, у которых не будет звездочек.
Кроме того, может стать решающим фактором при покупке. Например, в карточке товара снизу нет фотографий свитера на модели. Могут возникнуть сомнения в его качестве, посадке, материале. Рейтинг подтверждает, что как минимум 45 покупателей были довольны этим свитером. При этом вам необязательно читать все 45 отзывов. Сводка этих отзывов отображается оценкой 4,8 баллов (почти 5 звездочек).
К слову об отзывах. В отличие от офлайн-магазинов, где можно все потрогать, посмотреть и примерить на себя, в интернете посетителю сайта ничего другого не остается, как поверить продавцу на слово. Отзывы других покупателей помогут сориентироваться в качестве, размерах, материалах. Кроме того, отзывы — это социальное доказательство того, что продавец реален, он выполняет свои обязательства и не скроется с вашими деньгами. Если товар новый и отзывов по нему вы еще не собрали, выведите в карточку товара общие отзывы о магазине. Можно добавить блок рейтинга из Яндекс Маркета или отзовиков.
Хорошо, когда у товара есть не менее пяти отзывов — так пользователь сможет получить достаточно мнений для принятия решения. Это подтвердил на Девятой вебмастерской Яндекса в ноябре 2019 года Станислав Поломарь. На скриншоте из презентации отражено количество отзывов в карточках товаров на сайтах из топ-3 поисковой выдачи.
Оказавшись один на один с неизвестным товаром, посетитель чувствует себя неуверенно, может засомневаться. Счетчик просмотров в товарной карточке создаст эффект ажиотажа. Показав, сколько раз был куплен товар и сколько людей сейчас его просматривают, вы сможете подстегнуть посетителя сделать покупку, потому что у него возникнет ощущение дефицита, он будет думать, что товар востребованный, а значит — качественный.
Страница категорий в интернет-магазине — это витрина. Как и в офлайн-магазине, тут нужен мерчендайзинг. Если у вас сотни товаров в категориях, посетитель скорее всего не будет смотреть их все и уйдет, пролистав несколько страниц и не найдя ничего по своим параметрам. Ваша задача предусмотреть на странице категории все важные для покупателя параметры поиска и сгруппировать товары в соответствии с ними — или дать посетителю самому это сделать с помощью фильтра. Можно выделить: популярные категории, товары со скидкой, новинки и прочее.
Цена — один из главных критериев выбора. Даже если посетитель поленился провести сравнительный анализ, скидка наведет его на мысль, что дешевле будет у вас. Скидка станет стимулом к покупке прямо сейчас, если сделать все правильно:
Сэкономьте покупателю время. Увидев гарантию лучшей цены на вашем сайте, он быстрее решится на покупку. У него не будет необходимости мониторить десятки магазинов, если будет уверенность, что он не найдет дешевле. Даже если посетитель увидел где-то товар дешевле, вы все равно не проиграете. Форма «Нашли дешевле», через которую посетитель отправляет ссылки на такой же товар с более низкой ценой, — хороший способ захвата контактов. С этими контактами потом можно работать через рассылки и рекламу.
Видеоконтент сейчас на коне. И вам не стоит закрывать глаза на этот тренд. Во-первых, он поможет показать ваш товар со всех сторон, продемонстрировать его в работе. Это станет дополнительным фактором для принятия решения о покупке — посетитель станет больше доверять вам, потому что увидит, что вы ничего не скрываете за грамотно выставленным светом на фотографиях.
Отличные видео для своих товаров снимает asos.com. На мебельных сайтах вроде www.mebelverona.ru видеоролики тоже прекрасно работают.
Во-вторых, видео увеличивает вовлеченность — любые действия на странице хорошо влияют на поведенческие факторы, которые поисковики учитывают при ранжировании в выдаче.
В-третьих, видеоролики повышают время нахождения на странице, что тоже хорошо для ранжирования вашего магазина в поиске.
В-четвертых, видео дадут вам дополнительный трафик из YouTube, если вы будете заливать их на эту площадку, а на сайт поместите ссылки.
Лайфхак: видео можно сгенерировать из фото с помощью бесплатных инструментов, не тратя время на оператора и сценарий. Мы пользуемся Crello и UpsalesLab.
Внутренняя перелинковка в интернет-магазине полезна не только для SEO. Блоки с рекомендациями (что тоже считается перелинковкой) позволяют увеличить средний чек и повысить вовлеченность пользователей. Если пользователь смотрит стол, то ему скорее всего пригодятся стулья — посоветуйте их прямо на странице со столом. Посетители, которые ищут шкафчик для ванной комнаты, скорее всего заинтересуются зеркалами и тумбами под раковину и оценят, если вы им порекомендуете и саму раковину.
Эффективные блоки с рекомендациями можно увидеть в магазине ozon.ru.
Такие блоки («С этим товаром покупают», «Смотрите также» и проч.) можно сформировать с привлечением программистов, но проще использовать внешние сервисы. Например, Retail Rocket.
У вас в магазине есть круглый коричневый обеденный стол из сосны. Если вы поместите его на страницу с другими круглыми столами, его могут не обнаружить те, кто ищет коричневые столы независимо от формы. Пользовательские вопросы вообще очень разнообразны, и ваша задача минимальными усилиями охватить их на вашем сайте.
SEO-фильтр — волшебная палочка SEO-шника. Он позволяет сгенерировать отдельные URL в зависимости от параметров поиска и оптимизировать эти страницы под запросы — например, «круглый обеденный стол», «стол из сосны обеденный», «небольшой круглый стол на кухню» и проч.
Модуль массового управления метатегами с возможностью выводить в title и description параметры товаров сильно сокращает время на внутреннюю оптимизацию интернет-магазина. Если у вас в каталоге 50 000 товаров, очень нерационально прописывать метатеги вручную, а если наплевать на SEO-данные, поисковики не будут показывать ваши товары или будут, но не на тех позициях, на которых вам бы этого хотелось. Это значит, что вы не получите трафик. Такие модули есть почти по всех популярных CMS: Bitrix, WordPress, OpenCart.
Вот так выглядит этот модуль в нашей Canape CMS.