что такое раннее эстетическое развитие
Отделение «Раннее эстетическое развитие детей»
Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут
они испытывать его на себе, тем лучше для них.
В.Г.Белинский
Раннее эстетическое развитие детей дошкольного возраста не является обязательным при обучении в ДШИ, однако, оно весьма желательно для дальнейших занятий музыкой и другими эстетическими дисциплинами, поскольку посредством практических занятий дети учатся петь, музицировать и импровизировать на шумовых и простых звуковысотных инструментах, знакомятся с теоретическими основами музыкальной грамоты в занятной игровой форме.
Отделение создано в 1992 году. Проект отделения для дошкольников разработола и воплотила в жизнь Нина Юрьевна Князева, которая в настоящее время возглавляет Отдел культуры и туризма управления делами Бутурлинского муниципального района.
Главной задачей отделения являлось всестороннее развитие творческих способностей ребенка. Здесь дети с большим удовольствием занимаются лепкой, ритмикой, основами музыкального исполнительсва. На отделении работали в течение ряда лет опытные преподаватели, знающие свое дело: Константинова Надежда Николаевна, Рябухина Ольга Викторовна, Абрамова Анастасия Михайловна, Джафарова Галина Николаевна, Смирнова Алевтина Михайловна и др.
С каждым годом контингент воспитанников отделения раннего эстетического развития детей растет и на данный момент составляет 66 человек. На отделении трудятся как опытные, так и молодые педагоги:
— Еремеева Виктория Николаевна, руководитель отделения, преподаватель дисциплин « Развитие музыкальных способностей », « Элементарное музицирование »;
— Куртыгина Сетлана Викторовна, преподаватель ритмики;
— Князева С.А., преподаватель рисования и лепки.
Занятия носят комплексный характер, включают формирование общих предметных знаний, умений, навыков. Занимаются дети с возраста 4 лет по предметам: музыка и пение, ритмика, рисование и лепка.
Основной целью отделения раннего эстетического развития детей является максимальное раскрытие и воспитание интереса к занятиям искусством на основе целостного развития ребенка.
Поэтому задачами, решаемыми на отделении, являются:
– раскрытие художественных способностей детей как с целью воспитания профессиональных музыкантов, художников, так и грамотных любителей искусства;
– развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления) детей;
– воспитание произвольности психических процессов и формирование важнейших учебных действий;
– развитие коммуникативных способностей, навыков эффективного межличностного общения и соблюдения социальных и этических норм.
Практическая деятельность в сфере искусств с раннего возраста определяет стойкую мотивацию и направленность учащихся к обучению, успешное освоение детьми школьных образовательных программ в будущем. Воспитанники отделения раннего эстетического развития детей проводят открытые показы, концертные мероприятия для родителей, демонстрируя свои первоначальные навыки самостоятельного творчества.
Учащиеся других отделений школы искусств являются желанными гостями на творческих праздниках, где демонстрируют своё музыкальное искусство, пропагандируя различные музыкальные инструменты, по которым ведётся обучение в школе.
Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста в режимные моменты
Постнова Наталия Викторовна
Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста в режимные моменты
В своей группе раннего возраста, я использую элементы фольклора во всех режимных моментах (потешки, поговорки, колыбельные песенки). С детьми нельзя говорить серым, «бесцветным языком», произношу фольклорные произведения выразительно и эмоционально. Дети всей группой учатся двигаться, «говорить» как лисичка, переваливаться как медведь, прыгать как зайчик, в зависимости от того о ком потешка. Таким образом, потешка позволяет быстрее приобщить детей к совместному образу жизни, к коллективу, к себе.
Большое внимание уделяю русской народной сказке. Сказки стараюсь не читать, а рассказывать, глядя на детей, на их реакцию. Знакомясь с народной сказкой, дети чувствуют ритм речи, её образность и красочность.
В сказках дети знакомятся не только с героями, но и с природой,предметами быта: чугун, колодец, русская печка, избушка на курьих ножках и др.Пример: «Я бабушка – рассказушка», пришла к ребяткам в гости рассказать сказку «Курочка ряба».
Так же использую и музыкальный фольклор. Пою детям колыбельные песенки. Малыши не только слушают, но и сами поют куклам и про «Котика-кота», и «баю-баюшки-баю», «гули-гуленьки».
Вместе с детьми слушаем аудиозаписи на музыкальном центре с колыбельными песенками, потешками, сказками.Пример: «русские народные потешки», «Колобок», «Теремок», «Ежики смеются».
Колыбельные песни успокаивают детей,настраивают на отдых: они ласковые, не громкие, нежные.
Еще я использую русские народные музыкальные инструменты: дудочки, деревянные ложки.Пример: «Ой ду-ду-ду…Потерял пастух дуду…», «Вышла курочка гулять…».
При общении детей к устному народному творчеству способствует развитию речевой активности детей, обогащается словарный запас, правильное звукопроизношение, формируется любовь к прекрасному, любовь к своему народу, его обычаям, традициям, богатству языка.
В группе, с которой я работаю, созданы все необходимые условия для художественно-эстетического развития детей.
В музыкальном уголке имеются дидактические игрушки, музыкальные шумовые инструменты, которые доступны для детей. Так же есть пианино и музыкальный центр для прослушивания музыкальных произведений.
В книжном уголке представлены книги с русскими народными сказками, потешками, стихами, рассказами, песенками.
В театральном уголке: настольные театры из дерева «Теремок», «Волк и семеро козлят» и пальчиковый театр «Колобок».
В физкультурном уголке находятся разноцветные флажки, разноцветные шары, мячики, сухой бассейн, горка, маты, кегли.
В строительном уголке: строительные кубики, разноцветные большие мягкие модули.
В уголке ряженья: юбочки, платочки, сарафаны, шапочки.
Дидактический стол: дидактические игрушки, пирамидки, лабиринты, конструктор «Лего»
Уголок отдыха для детей с мягкой мебелью и другое оборудование.
Эстетика обстановки в группе- это то что должно быть постоянным, а не от случая к случаю. (Красивые отношения, красивая речь, красивые вещи радуют глаз).
Учимся аккуратно кушать ложкой, доедать пищу до конца, пить аккуратно из бокала.Пример: потешки «Маша и каша», «Мы сидели за столом», «Пошёл котик на торжок», «Ладушки, ладушки».
Учимся убирать игрушки после игры, ставить свой стульчик на место.Пример: стихи А. Барто из серии «Игрушки», наблюдаем за трудом няни и за трудом дворника.
Учимся чисто мыть ручки, умываться, знать свое полотенце, вытираться им и вешать его на место, учимся пользоваться носовым платком.Пример: потешки «Водичка- водичка умой моё личико», стихи А. Барто «Девочка- чумазая», рассматривание картинок «Знаем, знаем да- да- да».
Учимся доставать из шкафчика одежду, обувь, вешать ее аккуратно на спинку стула, вежливо попросить о помощи.Пример: потешки «Наша Маша маленька», «Валенки», стихи Благининой «Я умею одеваться», рассматривание иллюстраций.
Учимся бережно относиться к природе, рассматривать её красоту, наблюдать за погодой, животными, птицами; правильно вести себя на улице.Пример: рассматривание иллюстраций, стихи «Одуванчик», «Я нашла себе жука».
Почаще хвалим малышей, и не боимся их перехвалить.
Образовательная деятельность в режимные моменты (видеоотчет) Для фестиваля педагогического мастерства 2016 г. Номинация Воспитать человека. Уважаемые коллеги, вашему вниманию предложена образовательная.
Доклад из опыта работы «Развитие познавательных способностей у детей раннего возраста через ознакомление с природой» Познавательная деятельность детей при ознакомлении с природой является важной частью системы дошкольного образования. Общение с природой.
Доклад на тему «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников» В современном обществе происходят социальные и экономические перемены. Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе модернизации.
Конспект совместной деятельности по ОО «Художественно-эстетическое развитие» на тему «Подснежники» Конспект совместной деятельности по ОО «Художественно-эстетическое развитие» на тему «Подснежники» с использованием нетрадиционной техники.
Консультация для педагогов на тему «Художественно-эстетическое развитие (лепка)» 1 слайд Название презентации 2 слайд Под словосочетанием лепка в детском саду обычно имеется в виду изобразительная деятельность, в ходе.
Мастер-класс «Формирование доброжелательных отношений детей друг к другу с использованием игр-тренингов в режимные моменты» Все мы без исключения и конечно же родители хотим видеть своего ребёнка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми.
Перспективное планирование «Художественно-эстетическое развитие Лепка. Аппликация» группа дошкольного возраста 3–4 года Дата Лексическая тема Тема, задачи. ИОО Картотека Сентябрь 1 неделя До свидания, лето, здравствуй, детский сад! Лепка Тема: «Знакомство.
Режимные моменты в школе-интернате 8 вида Утро. 1. Принять детей у ночной няни и выяснить, как они вели себя в ночное время. 2. Поднять детей сердечным приветствием «Доброе утро,.
Консультация «Художественно-эстетическое развитие в раннем, младшем и среднем возрасте»
Инна Сюзева
Консультация «Художественно-эстетическое развитие в раннем, младшем и среднем возрасте»
Тема: Художественно-эстетическое развитие детей раннего,
младшего и среднего возраста
Художественно-эстетическое развитие — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность.
Художественно-эстетическое развитие ребенка начинается с момента его рождения. К трем годам ребенок проходит огромный путь развития. Он овладел многими движениями, например, манипулирование с карандашом, глиной. Ребенок небезразлично относится к окружающей обстановке, к своему внешнему виду. Он предпочитает яркие, красивые игрушки, посуду, картинки, начинает ориентироваться во многих словах, которые помогают ему в его практической деятельности.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».
К художественно-эстетическойдеятельности относится:
— Восприятие художественной литературы;
— Приобщение к искусству.
Художественная –эстетическая деятельность будет осуществляться успешно если будет:
-Тесная связь с искусством.
-Индивидуальный подход к детям.
-Взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности.
Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности.
Художественно-эстетическое развитиепредусматривает решение следующих целей и задач:
— Развитие эстетического восприятия, обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки, объектов природы (растения, животные, вызывать чувство радости.
— Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельности, учить в рисовании лепке и аппликации изображать простые предметы и явления, передавай их образную выразительность. Учить создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.
— Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации.
Рисование и лепка – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят детям много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству.
Основной задачей занятий по развитию художественно-эстетической деятельности является формирование у детей структуры самой деятельности.
В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. У ребёнка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. Идёт первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом. Надо правильно брать карандаш (кисть): тремя пальцами, держать большим и средним, не близко к отточенному концу (ворсу, придерживая сверху указательным пальцем. Слишком сильное сжимание карандаша пальцами приводит к перенапряжению руки, скованности движений; слишком слабое – не удерживает карандаш (кисть).Эти действия имеют ярко выраженную сенсорную основу: темп, размах, ритм, направление движений, ощущение характера изобразительного материала – всё это требует ещё и координации в работе зрительных и двигательных анализаторов. Изображая простейшие предметы и явления, ребёнок познаёт их, у него формируются первые представления.
Постепенно ребенок учится рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий, словами. Ответная положительная эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать, искать ещё более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется развитие творчества ребёнка.
Процесс обучения изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека. В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам – как прообраз будущей саморегуляции, самоуправления.
Задачи обучения в младшей группе (3-4 года)
— Готовить к восприятию произведений искусства;
— Готовить детей к посещению театра;
— Приобщать к декоративной деятельности;
— Способствовать развитию певческих навыков;
— Познакомить с тремя музыкальными жанрами;
Развивать эстетическое восприятие, вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежды).
— Продолжать учить правильно держать карандаш (фломастер, кисть, не напрягая мышц руки и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом кистью во время рисования).
— Закреплять знаний цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый черный, и познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый).
— Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная)
— формировать интерес к лепке
-закреплять представления детей о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки.
-закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть вылепленные предметы на специальную доску.
— приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Формировать навыки аккуратной работы (учиться пользоваться клеем);
— Учить создавать в аппликации на бумаге разной формы, предметные и декоративные композиции из геометрических форм
— Закреплять знания формы предметов и их цвета.
Задачи обучения в средней группе (4-5 лет)
— Продолжаем развивать интерес детей к изобразительной деятельности;
— Вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить, вырезать и наклеивать;
— Продолжать развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображения, эстетические чувства;
— продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы, создавать сюжетные композиции
— формировать и закреплять представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, величине, расположение частей;
— развивать желание использовать в рисовании, аппликации разнообразные цвета, обращать внимание на многоцветие окружающего мира;
— закреплять умение правильное держать карандаш, кисть, фломастер.
— продолжать развивать интерес к лепке, совершенствовать умение лепить из глины (пластилина, пластической массы);
— учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы;
— закреплять приемы аккуратной лепки
— воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений; поощрять проявлении активности и творчества;
— формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими.
Таким образом, изобразительная деятельность важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для общего психического и личностного развития ребёнка.
Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене, и в трамвае на окне…
Эта детская песенка в полной мере подтверждает мнение психологов и педагогов, что нет ребенка, который не любил бы рисовать. Действительно, с самого раннего возраста большинство детишек тянется к рисованию, а мы, взрослые, просто обязаны помочь малышам овладеть этим видом деятельности. Рисование приобщает детей к миру прекрасного, творчески развивает, формирует эстетический вкус, несёт в себе элементы психотерапии, успокаивает, отвлекает, занимает.
С введением ФГОС ДО одним из актуальных направлений модернизации системы образования является художественно-эстетическое развитие (художественно-эстетическая область, как одно из средств духовно-нравственного, культурного развития личности. Если несколько лет тому назад ставили детей в рамки копирования образца, показывая последовательность и приёмы рисования, учили изображать объекты реалистического мира, то сейчас, используя новые, инновационные программы и педагогические технологии, мы стараемся, не навязывая детям свою точку зрения, реализовать свой творческий потенциал. Для этого необходимо умелое и целенаправленное руководство творческим развитием детей. Огромное значение в раскрытии творческого потенциала детей имеет нетрадиционное рисование. Как вы думаете, что может обозначать слово нетрадиционно?
Существует много техник нетрадиционного рисования, их оригинальность и неповторимость состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, маленьким детям всегда интересно рисовать пальчиками и ладошкой, ставить на белом листочке кляксы и получать забавные изображения и гадать, на что это похоже? Т. е. тем самым дети достигают быстрого результата.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует всестороннему развитию ребёнка:
— внимания и усидчивости;
— изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
— развитие мелкой моторики.
В лепке применяется информационно-рецептивный метод, т. е. подражательный, повторяющий формообразующие движения.
Занятия по лепке носят предметный характер, т. е. дети лепят отдельные фигурки.
Пластичные материалы предоставляют больше возможности для развития и обучения детей. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев рук, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.
Важный момент в проведении занятия – оценка деятельности детей. Воспитателю необходимо вызывать радостное настроение, оценивая сам процесс и результаты работы, и поддерживать у детей желание лепить.
Большое значение в процессе обучения имеют правильно подобранный материал и оборудование. Современные технологии позволили усовершенствовать используемый пластичный материал – пластилин стал более мягким и эластичным, приобрёл чистые и разнообразные расцветки, перестал липнуть к рукам. Эти качества превращают работу с ним в приятное и интересное занятие, как для детей, так и для взрослых.
Музыка в раннем возрасте – это самое доступное средство воздействия на ребенка. Она необходима, как для воспитания музыкального слуха, вкуса, чувства ритма, так и для развития речи, памяти, внимания. Дети учатся слышать и слушать музыку, знакомятся с музыкальными инструментами, развиваю эмоциональность и образность восприятия музыки через движения, формируют способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым
Учатся подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучаются к сольному пению.
Приобщение к искусству.
Основная цель приобщения детей раннего возраста к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает и крепнет интерес к различным произведениям, формируется восприятие и понимание прекрасного, развивается воображение. Кроме того, посредством предметов искусства дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями, учатся различать добро и зло, у них формируется нравственный стержень.
Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественно-эстетическое творчество, поэтому эстетическое воспитание занимает важное место во всей системе образовательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств, но и всей личности в целом, а также чувства прекрасного, художественный вкус, творческие умения.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала и развитие детей от 1,5 до 3х лет в различных видах детской деятельности. В соответствии с особенностями данного возрастного этапа это:
-предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
-экспериментирование с материалами и веществами;
-общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
— самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями;
— восприятие смысла музыки, сказок, стихов;
Для реализации поставленных задач в ДОУ имеются:
Музыкальный инструмент (электропианино) для проведения музыкальных занятий.Эффективно используются комната приема детей: в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала. Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству. В процессе развития разных видов художественной деятельности детей идет развитие моторики, ручной умелости, микро- и макродвижений, зрительно-двигательной координации. Это сближает задачи эстетического и физического воспитания.
Важным средством эстетического воспитания детей являются праздники. Основное в празднике – идея, оформление в музыке, в изобразительном искусстве, художественном слове – все это способствует интеграции разных видов художественно-эстетической деятельности дошкольников и, самое главное, единству интеллектуального и чувственного в процессе эстетического воспитания детей.
Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является организация предметно-развивающей среды. В группах созданы условия для художественно-речевойи музыкальной деятельности: имеются музыкальный уголок, игровые уголки, художественные уголки. Центры содержат разнообразный материал, пособия, игры.
Организация учебно-воспитательного процесса реализуется через:
Образовательную деятельность на занятиях изо, музыки, конструирования, театрализованную деятельность, кружковую работу, индивидуальную работу, выставки детских работ, персональные выставки, посещение театров, праздники, концерты, спектакли.