что такое радуга по библии

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Быт. 9:13

Свт. Иоанн Златоуст

Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею

Так вот, после словесного обещания, даю (говорит Бог) и это знамение, т. е. радугу, которую некоторые производят от лучей солнечных, падающих на облака. Если, говорит, недостаточно слова Моего, то вот Я даю и знак того, что впредь уже не наведу такого наказания. Смотря на этот знак, будьте уже свободны от страха.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 28.

Свт. Филарет (Дроздов)

Ст. 13-17 Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти. И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле. И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле

Ключ ко внутреннейшей тайне завета Ноева и радуги, можно находить в Пророках Исаии (Ис. 54:8-10) и Иезекииля (Иез. 1:28) и в Откровении Иоанна (Откр. 4:3).

Завет Бога с Ноем и его сынами означает вечный завет мира между Богом и Церковью. Дуга, как печать завета сего, есть образ благодатного действия в душах Солнца правды (Мал. 4:2). Три главные цвета радуги: огненный, червленый и смарагдовый (зеленый), изобразуют огнь Божия правосудия, кровь Христову, Его угашающую, и благодатное обновление жизни.

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею

Прп. Максим Исповедник

Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею

Что означает радуга, которую Бог положил в облаке как [знамение] завета с человеческим родом?

Поскольку радуга четвероцветна, она показывает, что плоть Господа, как и наша, состоит из четырех стихий и что у нее, как и у радуги, нет причины возникновения. Он положил ее в облаке, то есть в мире — мир есть облако по причине гнева Божия, или наказания смертью. Ведь иногда облако воспринимается как благо, когда оно орошает тихим дождем или смягчает жару, давая тень, а иногда и как [знак] гнева, если низвергает сильный ливень или град. Потому [Господь] и говорит, что полагает радугу в облаке, то есть Воплощение Господа в мире гнева, дабы человеческий род никогда более не был потоплен водами зла. А радугу [Он полагает] для того, чтобы мы знали, что примирение Господа с нами есть война с нашими врагами и противниками, иначе говоря, война Господа с врагом обернулась примирением с нами.

Вопросы и затруднения.

Еп. Виссарион (Нечаев)

XVII. Паремия, положенная на вечерне во вторник четвертой седмицы Великого поста (Быт. 9:8–17). В сей паремии повествуется о завете Бога с Ноем и о знамении завета.

дугу Мою полагаю во облаце, и будет в знамение завета [вечнаго] между Мною и землею

Лопухин А.П.

Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею

Источник

Радуга наизнанку

15:33 21.03.2019ВАВИЛОНРадуга наизнанкуАнтон Катасонов

«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Эта мнемоническая фраза, известная нам с детства, определяет порядок следования цветов в Божьей радуге…

В нашей статье речь пойдёт о радуге как о символе исходно религиозном, символе примирения человека с Богом, в общем же смысле — как о символе радости, весёлых песен детства, который сегодня, к сожалению, всё чаще ассоциируется с широко известным флагом ЛГБТ-сообщества, присутствующим на многих общественных площадках и в СМИ. Как же такое стало возможным?

что такое радуга по библии. Смотреть фото что такое радуга по библии. Смотреть картинку что такое радуга по библии. Картинка про что такое радуга по библии. Фото что такое радуга по библии

…Радуга — знак благодати,
С тварью прощённой союз,
Снятье с творенья проклятья,
Снятие гибельных уз.

Радугу в небо подъемля,
Боже, напомни нам вновь,
Что посылаешь на землю
Благость Свою и любовь…

(Из стихотворения «Радуга»
Дмитрия Романютина)

Необходимо отметить, что по данной теме наблюдается практически полное отсутствие исследований. Так, в опубликованной 7 апреля 2017 года на сайте BBC статье Александра Кана «Радужный флаг — кто его придумал и что за ним стоит» автор, рассказывая предысторию появления флага ЛГБТ-сообщества и рассматривая, как он видоизменялся с течением времени, не задаётся, однако, вопросом о том, почему именно библейский символ радуги вдруг стал символом сообщества, придерживающегося отнюдь не библейских взглядов. То же замечание касается и других публикаций, где перечисляются цвета флага, раскрывается их символика, но умалчивается о том факте, что исходно библейский религиозный символ был взят на вооружение сообществом, враждебно воспринимающим библейскую, христианскую или любую другую традиционную этику; сообществом, движимым идеей революционных преобразований общества в соответствии со своими групповыми интересами, которые разделяются меньшинством человечества.

В связи с обширностью темы радуги мы не будем касаться иных значений этого символа, например, радуги как символа движения за независимость коренных народов некоторых стран Южной Америки, или как официального флага перуанского города Куско, или присутствия её на флаге Еврейской автономной области России и так далее как не относящихся непосредственно к рассматриваемой нами теме. Мы также не станем рассматривать богатую смысловую символику, связанную с радугой в язычестве, но ограничимся христианским символизмом, черпающим свои смыслы в библейских представлениях о радуге.

Радуга в Библии

В Библии, в Книге Бытия (Быт. 9, 8–17), есть общеизвестное место, где упоминается радуга как символ завета между Богом и человеком:

«И сказал Бог Ною и сынам его с ним: «Вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, и со всякою душею живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными; поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли». И сказал (Господь) Бог: «Вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами, и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами, и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти. И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле». И сказал Бог Ною: «Вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотию, которая на земле»».

Очевидно, всемирный потоп, Содом, Гоморра — символы одного порядка с точки зрения духовно-нравственной, символы событий и мест, где грех человеческий становится мерзостью в очах Божьих и требует Божьего возмездия поголовным уничтожением. А радуга, данная Ною, — знак Божьего обещания того, что всемирного потопа больше не будет, — наоборот, стала символом очищения и прощения, возрождения к новой жизни нравственно очищенного нового человечества.

Радуга на флаге ЛГБТ

Радужный флаг ЛГБТ-движения был разработан в 1978 году американским гомосексуалистом Гильбертом Бейкером (Gilbert Baker), чья жизнь, по его же собственному признанию, была посвящена «созданию этого флага и расширению сфер его использования». Флаг первоначально предназначался для гей-парада в Сан-Франциско (San Francisco Gay Freedom Day), прошедшего 25 июня 1978 года и собравшего под свои радужные знамёна 250 тысяч участников.

С тех пор радужный флаг, известный также под именем прайд-флага, или флага гордости (Pride Flag) и флага свободы (Freedom Flag), становится непременным символом интернационального ЛГБТ-сообщества.

Он состоит из шести продольных полос, цвета которых (за исключением голубого) идут в соответствии с природным порядком радуги сверху вниз: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий и фиолетовый. Флаг используется по всему миру на гей-парадах, акциях в поддержку ЛГБТ-сообщества, он развевается в гей-кварталах, на зданиях ЛГБТ-организаций и «дружественных к геям» (gay-friendly) заведений: кафе, баров и т. д.

Но почему была выбрана именно радужная расцветка? Какое отношение имеет ЛГБТ-сообщество к символу радуги? Посмотрим, что говорит об этом сам Гильберт Бейкер:

«ЛГБТ-движение продолжается благодаря людям, главной идеей которых является свобода и равенство. Каждый из нас — капля воды, из которых состоит волна, та, которая, набирая силу, становится штормом и способна сломать любые преграды. Мы — радуга надежды на свободу.

Первоначальная идея радужного флага — освобождение. Возможность вырваться на свободу, выйдя за рамки, созданные страхом и стремлением «соответствовать нормам», право заявить о своей сексуальности без стыда и боязни возмездия со стороны тех, кто диктует «этические законы».

Любая революция начинается со слова «нет». Нет несправедливости, нет насилию, нет дискриминации, нет притеснениям, нет рабству, нет существованию под гнётом постоянного страха. Да — любви. Дерзкие цвета нашего флага поддерживали эту идею в течение тридцати лет. Радужный флаг жив потому, что представляет всех нас во всём нашем разнообразии и красоте… Каждый флаг символизирует идею. Радужный флаг — это здравый смысл и храбрые действия. Он принадлежит всем. И именно это делает его таким удивительным».

Как видим, здесь мы встречаем гремучую смесь идей свободы, равенства, протеста против «этических законов» и норм общества, несправедливости, дискриминации, рабства — в общем, ничего нового, кроме типичных революционных мантр, под которые обычно проходили и проходят все революции, начиная с Великой французской и кончая чередой многочисленных оранжевых наших дней. Оригинальным выступает лишь сочетание вышеупомянутого с апелляцией к здравому смыслу, который у простых смертных обычно привязан к «этическим законам» и нормам общества. Но, судя по высказыванию создателя флага, этично лишь то, что служит революционному протесту и братскому делу однополой любви пламенных революционеров.

что такое радуга по библии. Смотреть фото что такое радуга по библии. Смотреть картинку что такое радуга по библии. Картинка про что такое радуга по библии. Фото что такое радуга по библии

На создание флага ЛГБТ-сообщества Гильберта Бейкера «благословил» знаменитый американский политик, гей-активист, борец за гражданские права гомосексуалов и «икона-мученик» ЛГБТ-сообщества американец Харви Милк (Harvey Bernard Milk), член городского совета наблюдателей Сан-Франциско. По поручению этого первого открытого (coming out) гея и политика, добившегося впервые в Америке государственного поста и погибшего от рук католика-фундаменталиста Дэна Вайта (Daniel James White), Бейкер стал работать над новым флагом, благодаря чему его собственное имя стало известным.

Радуга как манифестация разнообразия представителей движения и как естественный (natural) символ, «подаренный» им природой, потому что «он с Неба». А что естественно, то и не стыдно. Что «подарено» Небом — от сына Неба императора до флага ЛГБТ-сообщества, — то призвано нести на себе печать Бога, и того не запретишь. Тем самым, по аналогии со способами легитимации политической власти, мы имеем один из классических способов легитимации использования символа радуги ЛГБТ-сообществом посредством апелляции к естественному (вариант — божественному) происхождению права на его использование, дарованному с Неба.

Как указывается на сайте отделения «Международного ордена радуги для девушек» шотландского ритуала (The Scottish Rite Temple) в штате Невада (www.nviorg.org), орден был создан в 1922 году в г. Макалистере франкмасоном В. Марком Секстоном (W. Mark Sexson) по аналогии с созданным ранее орденом «Де Моле» (The Order of DeMolay, www.demolay.org) для молодых людей. Заявленной целью создания ордена было содействие развитию у несовершеннолетних молодых людей «качеств лидерства и высокой морали». В частности, одним из известных «высокоморальных выпускников», имя которого увековечено в «зале славы» этой организации, был бывший президент США Билл Клинтон.

И хотя символический смысл цветов радуги на флаге ЛГБТ-сообщества совсем не соответствует трактовке этих цветов у представителей «Международного ордена радуги для девушек», мы можем, не прибегая к помощи каких-либо «теорий заговора» или иных мистификаций, установить соответствие между общим пониманием цветов радуги у масонов и радугой ЛГБТ-сообщества. Так, на сайте mastermason.com поясняется общий смысл символа радуги для масонов. Он состоит в том, что «радуга — один из символов братской жизни». И, как отмечается далее там же, «В. Марк Секстон решил ассоциировать имя организации с радугой, потому что радуга представляет собой первый видимый знак, который Бог дал Своим созданиям».

Но приглядимся, радуга ли изображена на флаге ЛГБТ-сообщества?

Пародия на радугу

Мы до того привыкли называть этот флаг «радужным флагом», что это возымело уже и обратный эффект: упоминание радуги теперь чаще всего вызывает ассоциацию с гомосексуалистами, лесбиянками и прочими многочисленными представителями гей-движения. Однако естественная, природная, Богом данная радуга состоит из семи цветов, тогда как «радужный флаг» ЛГБТ-сообщества имеет только шесть полос. Не означает ли сей очевидный факт, что те, кто обвиняет ЛГБТ-сообщество в присвоении «Божьего символа», занимаются на самом деле «мракобесием»? Ведь если шесть, то уже и не радуга, и нечего тогда копья ломать!

Но не всё так просто. Ведь сам создатель флага Бейкер изначально ассоциировал радужный флаг гей-сообщества с природной радугой, указывая на то, что этот символ — с Неба. Однако уже тогда это было подлогом, поскольку в Божьей радуге нет розовой полосы, символизировавшей сексуальность. И несмотря на то, что исходный восьмиполосный нерадужный флаг был заменён семиполосным — своей, так сказать, промежуточной «эволюционной» версией, уже через год он снова «потерял» полосу (на этот раз цвета индиго) и стал навсегда шестиполосным, то есть опять же нерадугой.

что такое радуга по библии. Смотреть фото что такое радуга по библии. Смотреть картинку что такое радуга по библии. Картинка про что такое радуга по библии. Фото что такое радуга по библии

С точки зрения массового обывателя это совершенная случайность, вызванная обстоятельствами времени — дороговизной производства полосы цвета индиго в то время, и обращать на неё внимание — значит, заниматься занудством, буквоедством и мракобесием. Но если взглянуть на ситуацию с флагом в более узком контексте и попробовать найти символический смысл произошедшей подмены естественной радуги (ведь и мы, и Бейкер рассматриваем радугу именно как небесный символ, данный нам свыше), то всё встаёт на свои места.

Число семь в Библии означает прежде всего полноту Божьего творения. История творения в первой главе Книги Бытия завершается седьмым днём покоя, тогда как шесть — это число человека, в шестой день он был сотворён. Радуга — это Божье совершенство, а шестицветная радуга ЛГБТ-сообщества — его противоположность, но ещё и тонкий подлог, поскольку она, используя имя радуги, на самом деле ею не является. Эта нерадуга лишь кажется радугой, «рядясь» в её имя.

Как сатана, используя тонкий обман, исказил слово Божье и, разрушив совершенство Божьего мира, заставил Еву грешить, забыв Божий наказ человеку, так же и подмена Божьей радуги шестицветным полотнищем наследников Содома и Гоморры, и навязывание обществу «радужного» флага «как данного с Неба» (что есть обман как с физической, так и с богословской точки зрения) — это сатанинская попытка извращения смысла Божьего творения и его разрушения на символическом уровне.

Всё дело именно в том, что шестицветное полотнище претендует быть «радугой с Неба» и заменить собой небесный символ, «украв» его имя. А ЛГБТ-сообщество, соответственно, в символическом смысле претендует быть теми, кто спасся от потопа, Содома и Гоморры, извратив исторический и религиозный смыслы на противоположные.

И эта дьявольская подмена почти удалась. В сознании большинства радуга и ЛГБТ «шагают рука об руку». И мало кто ещё помнит о той, настоящей, с Неба, которую у нас украли.

Источник

Православная Жизнь

Об осмыслении завета Бога с человечеством (в лице праведного Ноя).

что такое радуга по библии. Смотреть фото что такое радуга по библии. Смотреть картинку что такое радуга по библии. Картинка про что такое радуга по библии. Фото что такое радуга по библии

Во вторник четвертой седмицы Великого поста положено на вечерни читать отрывок из книги Бытия о завете Бога с человечеством (в лице Ноя), где говорится, что больше не будет «истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли» (Быт. 9:11). В знак этих слов, Бог дает знамение этому завету – радугу. Это внешний знак, в котором Бог не нуждается, но он так необходим человеку. Об этом как раз и пишет святитель Иоанн Златоуст: «и это не потому, чтобы Бог сам имел нужду в припоминании, но — чтобы мы, взирая на этот данный знак, не страшились никакой опасности, но тотчас, припомнив обетование Божие, были уверены, что не потерпим подобного несчастья».

Напрашивается весьма логичный вопрос: «А знало ли человечество такое атмосферное явление как радугу еще до Всемирного потопа? Или же радуга появилась только после потопа в знак заключения завета между Богом и Ноем?» На этот счет мнения экзегетов расходятся, одни считают, что радуги до потопа никогда не было, что она появляется впервые, ссылаясь при этом на слова: «но пар поднимался с земли и орошал все лице земли» (Быт. 2:6). Из этого следует, что до потопа дождя не было, а земля орошалась только туманом и росою. Но другие экзегеты полагают, что радугу люди знали и видели и до потопа, но после потопа ей усваивается особое значение. Почему в знак завета избирается именно радуга? Профессор А. П. Лопухин об этом пишет следующее: «дело в том, что радуга, то есть видимое нами преломление солнечных лучей, возможно лишь при том условии, чтобы тучи не сплошь покрывали собой небо, а оставляли просвет и для солнца, и дождь не представлял собой сплошной водяной массы, могущей угрожать потопом».

Стоит отметить, что заветы заключенные с Богом всегда подтверждались видимыми знаками. На примере Авраама, это было обрезание, с Израилем – это суббота, и только Давидов завет не нуждался в таких знамениях, потому что Потомок Давида и был этим знамением. Если сравнить вышеизложенные знамения, то увидим, что радуга на их фоне особенная, ведь обрезание – это действие по отношению к человеку, суббота тоже самое. Понятно, что с Христом радуга не сравниться, но она была и есть постоянным напоминанием о том великом и страшном Всемирном потопе, который, впрочем, уже не повторится. Но она напоминала еврейскому народу и утешение, которое наступило, со дня Пришествия в мир Спасителя.

Многие экзегеты, в своих трудах обращают свое внимание на цвет радуги, и каждый выделяет цвета по-разному. Например, святитель Филарет (Дроздов), выделяет 3 цвета: «огненный, червленый и смарагдовый (зеленый), они изобразуют огнь Божия правосудия, кровь Христову, Его угашающую, и благодатное обновление жизни». Преподобный Максим Исповедник, говорит, что радуга вообще состоит из 4 цветов (но не называет их) и далее он пишет: «Поскольку радуга четвероцветна, она показывает, что плоть Господа, как и наша, состоит из четырех стихий и что у нее, как и у радуги, нет причины возникновения». Святитель Григорий Двоеслов выделяет два цвета: красный и лазуревый (один из оттенков синего цвета), эти цвета он сопоставляет с огнем и водой, которые в свою очередь по мысли свт Григория означают два суда: «чтобы быть свидетелем того и другого суда, то есть одного, имеющего быть, а другого, уже совершившегося, так как мир хотя и сгорит от огня суда, но не будет уже истреблен водою потопа». Епископ Виссарион (Нечаев) говорит о классических семи цветах радуги, но не дает на эти цвета какого-то особого прообразовательного значения. Таким образом, святые отцы и экзегеты Священного Писания имею различные мнения о значении цветов радуги, но каждый вариант несёт собой прежде всего назидательный характер. Поэтому, каждая теория имеет место быть. Так же, как и в некоторых спорных богословских и экзегетических местах, церковные авторы имеют разнящиеся мнения, но главное, что в основных догматах, доктринах мнения общие. Ведь, у всех вышеизложенных авторов, радуга – это символ завета между Богом и человечеством (в лице Ноя).

Примечательно, что Господь называет радугу Своею. Епископ Виссарион (Нечаев) делает на этом особый акцент, потому что красота ее (радуги) преимущественно свидетельствует о величии Его, как Художника мира, и невольно располагает зрителя к прославлению Его. Подобную мысль высказывает и святитель Иоанн Златоуст, говоря о Божественной любви к человечеству: «Видишь, как велико снисхождение Божие, какое прилагает Он попечение о нашем роде, какое оказывает человеколюбие, не потому, чтобы уже видел перемену (к добру) в людях, но — чтобы всем этим внушить нам мысль о безмерном величии Своей благости».

В других книгах Священного Писания, радуга также соотносится со знамением божественного величия и славы, например: «Взгляни на радугу, – говорит сын Сирахов, – и прославь Сотворившего ее: прекрасна она в сиянии своем» (Сир. 43:12), также, в таком же контексте о радуге говорит и пророк Иезекииль (Иез. 1:27–28), а также о ней говорится в книге Апокалипсис (Откр. 4:3, 10:1).

Замечательно о радуге как о божественном завете писал еп. Виссарион (Нечаев): «радуга есть красноречивый проповедник милосердия и долготерпения Божия, и в этом отношении имеет великое значение в истории домостроительства спасения человеческого».

Поэтому, когда мы будем видеть очередную радугу на небе, нужно обязательно поблагодарить Бога за Его человеколюбие к нам грешным, за Его великую любовь к нам. Ведь радуга – это напоминание нам о Его любви и о нашей будущей райской жизни, при условии хранения себя в чистоте и соединении с Богом.

Источник

Книга Бытия 9:13

Толкования:

Еп. Виссарион (Нечаев)

XVII. Паремия, положенная на вечерне во вторник четвертой седмицы Великого поста ( Быт. 9:8–17 ). В сей паремии повествуется о завете Бога с Ноем и о знамении завета.

дугу Мою полагаю во облаце, и будет в знамение завета [вечнаго] между Мною и землею

Лопухин А.П.

Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею

Прп. Ефрем Сирин

Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею

Прп. Максим Исповедник

Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею

Что означает радуга, которую Бог положил в облаке как [знамение] завета с человеческим родом?

Поскольку радуга четвероцветна, она показывает, что плоть Господа, как и наша, состоит из четырех стихий и что у нее, как и у радуги, нет причины возникновения. Он положил ее в облаке, то есть в мире — мир есть облако по причине гнева Божия, или наказания смертью. Ведь иногда облако воспринимается как благо, когда оно орошает тихим дождем или смягчает жару, давая тень, а иногда и как [знак] гнева, если низвергает сильный ливень или град. Потому [Господь] и говорит, что полагает радугу в облаке, то есть Воплощение Господа в мире гнева, дабы человеческий род никогда более не был потоплен водами зла. А радугу [Он полагает] для того, чтобы мы знали, что примирение Господа с нами есть война с нашими врагами и противниками, иначе говоря, война Господа с врагом обернулась примирением с нами.

Свт. Иоанн Златоуст

Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею

Так вот, после словесного обещания, даю (говорит Бог) и это знамение, т. е. радугу, которую некоторые производят от лучей солнечных, падающих на облака. Если, говорит, недостаточно слова Моего, то вот Я даю и знак того, что впредь уже не наведу такого наказания. Смотря на этот знак, будьте уже свободны от страха.

Свт. Филарет (Дроздов)

Ст. 13-17 Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти. И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле. И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *