что такое радиация обж
Что такое радиация обж
Острое воздействие на здоровье, такое как ожог кожи, может возникнуть, когда доза облучения превышает определенные уровни. Низкие дозы ионизирующего излучения увеличивают риск развития более долгосрочных последствий, таких как рак. Впервые повреждающее действие ионизирующего излучения было описано в 1896, когда у ряда больных, которым делали рентгеновские снимки, а также у врачей, их выполнявших, были обнаружены рентгеновские дерматиты. Такая же картина поражения кожных покровов была выявлена после воздействия радия. Пьер Кюри, желая выяснить действие излучения радия на кожу, облучил собственную руку!
Воздействие ионизирующего излучения на организм человека может быть внутренним (когда радионуклиды попадают во внутренние среды организма) и внешним (когда радиоактивные частицы оседает на коже или одежде). Воздействие может также произойти в результате облучения от внешнего источника (например, от рентгеновского оборудования).
Радиационное повреждение тканей зависит от полученной дозы облучения. Эффективная доза используется для измерения ионизирующего излучения с точки зрения его потенциала причинить вред и выражается в Зивертах (Зв). 1 Зв это очень существенная величина (пороговая доза острой лучевой болезни), поэтому обычно применяются меньшие ее единицы, такие как миллизиврет (мЗв) и микрозиверт (мкЗв). Соответственно, 1 Зв = 1000 мЗв, а 1 мЗв = 1000 мкЗв. Скажем, 10 мкЗв это средняя доза облучения космической радиации, которую получит пассажир авиалайнера в течение 3 часов полета. А 10 мЗв – доза от одной компьютерной томографии.
Если доза является низкой или воздействует длительный период времени, риск развития различных патологий существенно снижается, поскольку увеличивается вероятность восстановления поврежденных тканей. Тем не менее, долгосрочные эффекты, такие как рак, могут проявиться даже спустя десятилетия. Этот риск выше у детей и подростков, так как они намного более чувствительны к воздействию радиации.
Радиационная безопасность населения достигается путем ограничения воздействия от всех основных видов облучения:
— техногенные источники при их нормальной эксплуатации (различные производственные установки);
— техногенные источники в результате радиационной аварии;
— природные источники;
— медицинские источники (рентгеновские аппараты).
Годовая доза облучения населения не должна превышать основные пределы доз, указанных в Нормах радиационной безопасности (НРБ-99/2009. СанПиН 2.6.1.2523-09). В настоящий момент эта величина равна 1 мЗв в год в среднем за любые последовательные 5 лет, но не более 5 мЗв в один год. Здесь учитывается радиологическая нагрузка на организм от потребляемых продуктов, атмосферного воздуха, условий проживания, а так же медицинские диагностические манипуляции с использованием ионизирующего излучения.
В целом, в условиях повседневности радиация не представляет для нас серьезной опасности. В бытовых условиях человек редко может столкнуться с опасными источниками радиации, а если такое происходит, то, как правило, в силу невежества или халатности работников предприятий, где используются источники ионизирующего излучения.
Помните, что, несмотря на легкодоступные диагностические сервисы, следует проводить радиологические исследования (КТ, рентген, флюорография) ТОЛЬКО по назначению врача.
Вопреки распространенному мнению, нет никаких научных доказательств способности алкоголя выводить радиацию из организма. То же самое касается препаратов йода – его применение оправдано только в случае радиационной аварии при нахождении пострадавших в 30 км зоне ЧС для защиты щитовидный железы от попадания радиоактивного йода. Однако йодопротекторы используются строго по инструкции и при вышеуказанных условиях. Вне зоны поражения пить таблетки или раствор йода, мазать шею может быть опасно!
Важным защитным приемом для укрепления организма при неблагоприятном радиологическом фоне (что актуально для некоторых биогеохимических провинций) является организация оптимального питания. Основными принципами построения рационов питания на загрязненной радиоактивными изотопами территории являются увеличение количества белков до 15% калорийности рациона и повышение в рационе на 20-50% по сравнению с рекомендуемыми возрастными нормами содержания витаминов-антиоксидантов: Е, С, А, биофлавоноидов, а пищевых волокон на 30%. Необходимо также обеспечить повышенное поступление минеральных веществ: кальция, калия, йода, магния, железа, селена. Для достижения этих задач необходимо достаточное содержание в рационе нежирных сортов мяса, птицы, рыбы, молочных продуктов, широкое использование свежих овощей, фруктов и зелени, добытых и выращенных в экологически благоприятных районах, так как сами по себе продукты накапливают радионуклиды, если выращиваются на загрязненной территории.
В своей жизни мы постоянно сталкиваемся с влиянием ионизирующего излучения, но волноваться не стоит — вред здоровью от «повседневных» природных источников значительно меньше вреда от беспокойства по этому поводу.
Урок ОБЖ «Радиация вокруг нас»
Разделы: ОБЖ
Тема урока: «Радиация вокруг нас».
Цель урока:
Дать представление о радиации, ее положительной роли и отрицательном воздействии на человека.
Задачи:
Тип урока: урок изложения нового материала.
Форма проведения: проблемная лекция.
Учебные вопросы:
Продолжительность урока: 45 минут.
Методы обучения: проблемный, эвристический, объяснительно-иллюстративный (объяснение, демонстрация), опережающего обучения.
Формы организации: коллективная, индивидуальная.
Оборудование: учебник, тетрадь, план, схемы; компьютер; мультимедийный проектор; презентация; фотослайды.
План урока:
Ход урока
1. Организационный момент (3 мин)
Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Кто отсутствует в классе? Будьте внимательны, и активны.
Учитель: Мы живем рядом с очень молодым и красивым городом Балаково. На въезде в город нас встречает вывеска «Балаково – город энергетиков, химиков и строителей» (слайд № 2). Недавно мы с вами изучили, какие объекты, использующие АХОВ, есть в городе и в чем их возможная опасность. Давайте вспомним предприятия и назовем аварийно химически опасные вещества.
Ученики: Предприятия – ОАО «Мясокомбинат «Балаковский», ЗАО «Молоко Поволжья», Химволокно, ООО «БМУ», ОАО «Балаковорезинотехника», водоочистная станция (ВОС) МУП «Балаково-Водоканал». АХОВ – хлор, аммиак, ртуть, сероводород.
2. Целеполагание и мотивация (3 мин)
Учитель: Ребята, давайте подумаем, почему город Балаково называют «энергетическим»?
Ученики. У нас есть три электростанции: ТЭЦ, ГЭС и АЭС (слайд № 3).
Учитель. Откуда берется энергия на этих электростанциях?
Ученики. Тепло, вода, атомная энергия.
Учитель. Да, действительно турбины вращаются паром, водой, вырабатывая электрический ток (слайд № 4). А как вы думаете, на чем основана работа атомной электростанции? Она работает на энергии атома. Человек смог освоить этот колоссальный вид энергии и пустить его на благо людей. Но как у любого явления, у атомной энергии есть две стороны – положительная и отрицательная. Положительную мы узнали, давайте попытаемся узнать об отрицательной стороне и о том, зачем нужна атомная энергия человеку. Тема сегодняшнего урока «Радиация вокруг нас».
3. Актуализация знаний и умений (20 мин)
Учитель. Наш урок пройдет в форме проблемной лекции. Я предлагаю вам вести по ходу объяснения записи в тетради, фиксируя основные моменты и слова. План нашего урока записан на слайде (слайд № 5):
Эпиграфом к нашему уроку будет загадка: «Она не слышна, не видна, не пахнет, не дымит. Определяется только приборами. Не безобидна». Догадались? Да, это – радиация (слайд № 6).
Посмотрите на слайд и скажите, что общего между этими тремя датами (6 и 9 августа 1945 г., 26 апреля 1986 г.). Если вы затрудняетесь с ответом, то я открою еще три слова (Хиросима и Нагасаки, Чернобыль).
Да, действительно это даты и места страшных трагедий. Это места радиоактивного воздействия на большое количество людей. Вот она, вторая сторона атомной энергии – радиация, или ИОНИЗИРУЮЩЕЕ ИЗЛУЧЕНИЕ. Сейчас мы послушаем сообщение «ученого-физика», который нам расскажет немного об этом явлении согласно первому пункту плана.
1) Ионизирующее излучение и его виды.
Ученик-физик. Ионизирующее излучение, в частности радиоактивное, занимает особое место среди многочисленных факторов среды обитания человека, так или иначе влияющих на его здоровье и жизнь.
Ионизирующее излучение было обнаружено сравнительно недавно. В 1895 г. известный немецкий физик В. Рентген открыл излучение, названное его именем. Чуть позже, в 1896 г., А. Беккерель обнаружил излучение солей урана, а в 1898 г. М. Кюри и П. Кюри установили излучение полония и радия, а также факт превращения радионуклидов в другие химические элементы (была открыта цепочка распадов).
С этого времени изучение ионизирующего излучения и ядовитых реакций стало одним из приоритетных направлений физики. Исследования дорого обошлось научному миру – около 4000 ученых отдали свои жизни, изучая эти явления (слайды № 8, 9).
Учитель. «Ученый-химик» даст нам информацию об этом явлении.
Ученик-химик. Ионизирующее излучение представляет собой потоки заряженных и нейтральных частиц, а также электромагнитных волн. При прохождении через вещество ионизирующее излучение вызывает в нём ионизацию, т. е. превращение нейтральных, устойчивых атомов и молекул вещества в электрически заряженные, возбужденные, неустойчивые частицы. Это сложное излучение, включающее в себя излучения нескольких видов. (Рассказывает с помощью схемы, слайд № 10).
Учитель. Радиация – это сложное явление, которое включает в себя излучения нескольких видов: альфа-, бета- и гамма-излучение. Каждое из них различно не только по названию, но и по степени проникающей способности в ткани (слайд № 11).
Альфа-излучение – распространяется на небольшие расстояния: в воздухе – не более 10 см, в биоткани – до 0,1 мм. Полностью поглощаются листом бумаги. Не представляют опасности, за исключением непосредственного контакта с кожей.
Бета-излучение – распространяется в воздухе до 15 м, в биоткани – на глубину до 15 мм, в алюминии – до 5 мм. Одежда наполовину ослабляет их действие. Не проходят через оконное стекло и металлические предметы толщиной несколько миллиметров. Но при контакте с кожей также опасно.
Гамма-излучение – распространяется со скоростью света, в воздухе на сотни метров, свободно проникает через одежду, тело человека и значительные толщи материалов. Это излучение самое опасное для человека.
Дозу излучения принято измерять в рентгенах (Р) – это количество энергии, поглощаемое 1 г вещества (слайд № 12). А дозу облучения в бэр.
Учитель: Переходим ко второму пункту плана и разберем ИСТОЧНИКИ ИОНИЗИРУЮЩИХ ИЗЛУЧЕНИЙ.
2) Источники излучений (естественные и искусственные) (слайд № 13).
Учитель: Все источники можно разделить на 2 группы: естественные и искусственные. Давайте обратимся к схеме №1, которая есть у каждого из вас и рассмотрим ее внимательно (Приложение 2).
Переходим к следующему пункту нашего плана. В зависимости от того, как расположен источник излучения, различают ВНУТРЕННЕЕ И ВНЕШНЕЕ ОБЛУЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.
3) Внешнее и внутреннее облучение человека.
Давайте подумаем, в каком случае радиация опаснее – снаружи или внутри организма?
Конечно же, когда источник облучения находится внутри организма. У вас есть еще одна схема, показывающая виды облучения. Разберем ее (схема 2, слайд № 14).
Доза излучения – Р (рентген)
Доза облучения – бэр (биологический эквивалент рентгена), 1 бэр = 1 Р
Естественный радиационный фон
Годовая доза облучения
Допустимое облучение за год
Вам, наверное, интересно узнать в цифрах НОРМЫ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА? Тогда давайте послушаем сообщение «медицинского работника».
4) Нормы радиационной безопасности человека.
Ученик-медик: (С помощью таблицы и диаграммы рассказывает о нормах радиационной безопасности и вводит понятие «Лучевая болезнь», слайды № 15, 16).
Естественный радиационный фон составляет 4–12 мкР/ч. При превышении дозы может возникнуть лучевая болезнь. В результате воздействия излучения происходит нарушение функций всех органов и систем, но наиболее тяжелым является поражение центральной нервной системы, системы кроветворения, желудочно-кишечного тракта. У лучевой болезни различают 4 степени в зависимости от дозы облучения и времени, проведенного в зоне заражения.
Учитель: В городе Балаково и Балаковском районе в нескольких селах есть электронное табло, которое постоянно показывает уровень радиации в нашей местности. Зная норму, мы можем определить, не превышен ли радиационный фон.
Динамическая пауза (1 мин)
4. Осознание и осмысление учебной информации (3 мин)
Учитель. Ребята, вы узнали почти все о радиации. Эта тема очень актуальна сегодня, особенно для нашей местности, так как мы живем рядом с потенциально опасным объектом.
Какой радиационно-опасный объект находится рядом с нами?
Да, это Балаковская АЭС. Мы должны знать много о радиации, чтобы принимать верные решения.
5. Первичное закрепление учебного материала. (7 мин)
Учитель: Сейчас проверим, как вы усвоили новую тему. Я буду задавать вопросы и посмотрим, как вы на них ответите. За каждый правильный ответ ставится 1 балл (слайд № 17).
Проверка осуществляется по ключу (слайд № 18). После этого подсчитывается количество баллов, выставляются оценки.
6. Информация о домашнем задании. (4 мин)
Учитель: Домашнее задание будет несколько необычным, и состоять будет оно из двух частей (слайд № 19):
В нашем кабинете есть выставка с подборкой материала на эту тему. Просмотрите ее внимательно, так как мы в течение 7 уроков будем изучать тему радиационной безопасности, а по окончании изучения напишем контрольную работу.
7. Рефлексия (подведение итогов) (4 мин)
Учитель: Итак, сегодня на уроке вы познакомились с понятием «Радиация». Эта тема нужна для нас, т.к. мы проживаем в 30-километровой зоне Балаковской АЭС. Более подробно с данным явлением вы познакомитесь на уроках физики. Мы же на следующих уроках изучим всё, что касается радиационно опасных объектов и возможных аварий на них. Давайте перечислим те слова, которые встретились сегодня нам на уроке впервые.
На этом изучение закончено. Оценки выставлены. А теперь поиграем (слайд № 21).
Используемая литература:
Радиация: виды, источники, влияние радиации на человека
Радиация представляет собой ионизирующее излучение, наносящее непоправимый вред всему окружающему. Страдают люди, животные, растения. Самая большая опасность заключается в том, что она не видима человеческим глазом, поэтому важно знать об ее главных свойствах и воздействии, чтобы защититься.
Радиация сопровождает людей всю жизнь. Она встречается в окружающей среде, а также внутри каждого из нас. Огромнейшее воздействие несут внешние источники. Многие наслышаны об аварии на Чернобыльской АЭС, последствия которой до сих пор встречаются в нашей жизни. Люди оказались не готовы к такой встрече. Это лишний раз подтверждает, что в мире есть события неподвластные человечеству.
Виды радиации
Не все химические вещества устойчивы. В природе существуют определенные элементы, ядра которых трансформируются, распадаясь на отдельные частички с выделением огромного количества энергии. Это свойство называется радиоактивностью. Ученые в результате исследований обнаружили несколько разновидностей излучения:
Источники радиации
Всю радиоактивность на Земле можно поделить на два основных вида: естественную и искусственную. К первой относятся излучения из космоса, почвы, газов. Искусственная же появилась благодаря человеку при использовании атомных электростанций, различного оборудования в медицине, ядерных предприятий.
Источники радиации
Естественные источники
Радиоактивность естественного происхождения всегда находилась на планете. Излучение присутствует во всем, что окружает человечество: животные, растения, почва, воздух, вода. Считается, что этот небольшой уровень радиации, не оказывает вредного воздействия. Хотя, некоторые ученые придерживаются иного мнения. Так как люди не имеют возможности повлиять на эту опасность, следует избегать обстоятельств, увеличивающих допустимые значения.
Разновидности источников естественного происхождения
Искусственные источники
Взрыв атомной бомбы
К искусственным источникам относятся:
Норма радиоактивного излучения
Ученым удалось установить, что радиация по-разному оказывает влияние на отдельные органы и весь организм в целом. Для того чтобы оценить ущерб, возникающий при хроническом облучении ввели понятие эквивалентной дозы. Она рассчитывается по формуле и равна произведению полученной дозы, поглощенной организмом и усредненной по конкретному органу или всему организму человека, на весовой множитель.
Единицей измерения эквивалентной дозы есть соотношение Джоуля к килограммам, которое получило название – зиверт (Зв). С её использованием была создана шкала, позволяющая понять о конкретной опасности излучения для человечества:
К безопасной дозе радиации для человека относится значения до 0,0003-0,0005 Зв в час. Предельно допустимым считается облучение в 0,01 Зв в час, если такое воздействие непродолжительно.
Влияние радиации на человека
Радиоактивность оказывает огромное влияние на население. Вредному воздействию подвергаются не только люди, столкнувшиеся лицом к лицу с опасностью, но и последующее поколение. Такие обстоятельства вызваны действием радиации на генетическом уровне. Различают два вида влияния:
Помимо отрицательного воздействия, есть и благоприятный момент. Благодаря изучению радиации, ученым удалось создать на ее основе медицинское обследование, позволяющее спасать жизни.
Мутация после радиации
Последствия облучения
При получении хронического облучения в организме происходят восстановительные мероприятия. Это приводит к тому, что пострадавший приобретает меньшую нагрузку, чем получил бы при разовом проникновении одинакового количества радиации. Радионуклиды размещаются внутри человека неравномерно. Чаще всего страдают: дыхательная система, пищеварительные органы, печень, щитовидка.
Враг не дремлет даже спустя 4-10 лет после облучения. Внутри человека может развиться рак крови. Особую опасность он представляет у подростков, не достигших 15 лет. Замечено, что смертность людей, работающих с оборудованием для проведения рентгена, увеличена из-за лейкоза.
Самым частым результатом облучения проявляется лучевая болезнь, возникающая как при однократном получении дозы, так и при длительном. При большом количестве радионуклидов приводит к смерти. Распространен рак молочной и щитовидной желез.
Страдает огромное количество органов. Нарушается зрение и психическое состояние потерпевшего. У шахтеров, участвующих в добыче урана, часто встречается рак легких. Внешние облучения вызывают страшные ожоги кожных и слизистых покровов.
Мутации
После воздействия радионуклидов возможно проявление двух типов мутаций: доминантной и рецессивной. Первая возникает сразу же после облучения. Второй тип обнаруживается спустя большой промежуток времени не у пострадавшего, а у его последующего поколения. Нарушения, вызванные мутацией, приводят к отклонениям в развитии внутренних органов у плода, внешним уродствам и изменением психики.
К сожалению, мутации достаточно плохо изучены, так как обычно проявляются не сразу. Спустя время сложно понять, что именно оказало главенствующее влияние на её возникновение.
Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты
Урок 15. ОБЖ 8 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты»
Радиоактивность – это явление самопроизвольного превращения одних атомных ядер в другие, сопровождаемое испусканием частиц и электромагнитного излучения. Сегодня ряд предприятий используют радиоактивные вещества, в связи с чем, вводится понятие радиационно опасного объекта. Радиационно опасный объект – это объект, на котором используют, хранят, перерабатывают или транспортируют радиоактивные вещества. Именно на таких объектах и происходят радиационные аварии. Радиационная авария – это авария на радиационно опасном объекте, которая приводит к выбросу или выходу радиоактивных продуктов или появлению ионизирующих излучений в количествах, превышающих установленные нормы для данного объекта.
Так вот, что же это за излучения такие и как можно измерить их количество? Ионизирующее излучение – это излучение, которое влечет за собой образование электрических зарядов разных знаков при взаимодействии с окружающей средой. Еще в начале прошлого века, Эрнест Резерфорд доказал, что существует три вида радиоактивных излучений: альфа-, бета- и гамма-излучение. Позднее, когда был открыт нейтрон, выяснилось, что существует еще и нейтронное излучение.
Рассмотрим каждый из видов излучения, не вдаваясь в подробности. Некоторые радиоактивные элементы испускают альфа-лучи. Альфа-лучи, на самом деле, представляют собой поток ядер атомов гелия. Эффект от облучения альфа-частицами напоминает эффект ожога. Альфа-частицы обладают низкой проникающей способностью (всего несколько микрон). Таким образом, они способны поразить только кожу, а защититься от альфа-частиц можно обычной одеждой.
Другие радиоактивные элементы испускают бета-лучи. Бета-лучи, на самом деле, представляют собой поток электронов. Такой поток может проникать на несколько сантиметров, поэтому защититься обычной одеждой от бета-лучей можно лишь частично. Однако, костюм радиационной защиты, который сделан из прорезиненного и просвинцованного материала практически полностью задерживает бета-лучи.
Существуют также некоторые элементы, которые, находясь в особом состоянии, испускают гамма-лучи. Гамма-лучи, действительно являются лучами, а не потоком частиц. Это электромагнитное излучение, обладающее очень высокой проникающей способностью: оно способно пронизывать человека насквозь. От гамма-излучения не спасает даже костюм радиационной защиты – укрыться от этого излучения можно только в бункере (и то, хоть бункер и ослабляет излучение в несколько сотен раз, но полностью от него не защищает).
Наконец, нейтронное излучение представляет собой поток нейтронов, который тоже обладает очень высокой проникающей способностью. Это излучение еще более опасно, поскольку поток нейтронов обладает значительно большей энергией, чем гамма-излучение, а, значит, может нанести больший вред. Спастись от этого излучения можно только в бункере.
Существует несколько основных величин, с помощью которых можно охарактеризовать воздействие радиации количественно. В первую очередь – это поглощённая доза. Поглощённая доза – это отношение ионизирующей энергии, переданной веществу к массе этого вещества. В международной системе единиц измерения СИ, с которой вы знакомы из курса физики, поглощенная доза измеряется в грэях. Один грэй – это поглощённая доза, при которой облучаемому веществу массой один килограмм передается энергия в один джоуль. Существует также и внесистемная единица измерения поглощённой дозы, которая называется рад. От названия этой единицы измерения пошло название приборов, с помощью которых измеряют различные характеристики ионизирующего излучения.
Ещё одной важной величиной является мощность излучения. Мощность излучения характеризует приращение дозы в единицу времени (измеряется в грэях в секунду). Зная мощность излучения, можно вычислить поглощенную дозу при нахождении в радиоактивной зоне в течение того или иного времени.
Необходимо отметить, что внешнее облучение не столь опасно, как внутреннее облучение. Под внутренним облучением понимается воздействие радиации на организм изнутри – когда радиоактивные частицы попали в организм через дыхательные пути, или, например, с пищей.
В этом случае уже альфа-излучение становится значительно более опасным, поскольку обладает огромной энергией, по сравнению, с гамма-лучами. В связи с этим вводится такая величина, как коэффициент качества – это величина, характеризующая эффективность того или иного излучения. Чтобы выразить количественно эффект воздействия радиации на человека, вводится величина, которая называется эквивалентной дозой. Эквивалентная доза определяется как произведение поглощенной дозы и коэффициента качества. Единицей измерения эквивалентной дозы является зиверт. Условно принято считать, что коэффициент качества для гамма-излучения равен единице. Исходя из этого, были подсчитаны коэффициенты качества для других видов излучений. Для бета-лучей, коэффициент качества также равен единице, а вот для альфа-лучей, коэффициент качества составляет двадцать. Для нейтронного излучения коэффициент качества может быть равен трём, семи или десяти (в зависимости от скорости нейтронов).
Доза облучения может быть однократной и многократной. Доза, полученная в первые четверо суток, считается однократной, а если облучение продолжалось в течение более длительного времени, то доза считается многократной.
В чем состоит его опасность радиоактивного излучения. Дело в том, что значительную часть организма человека составляет вода. Радиоактивное излучение ионизирует воду, то есть, способствует появлению в ней электрически заряженных радикалов (подробнее о радикалах вы узнаете из курса химии). Суть в том, что образовавшиеся радикалы влияют на клетки организма самым нежелательным образом. Это может вызвать различные нарушения, заболевания и даже мутацию клеток. Более подробно с радиационными эффектами мы познакомимся в одном из следующих уроков.
Рассмотрим таблицу, в которой приведены поглощенные дозы и соответствующие последствия.
Естественный радиационный фон, хоть и наносит некоторый вред, но не имеет никаких ярко выраженных последствий. Доза в ноль целых двадцать пять сотых грэя считается дозой оправданного риска в чрезвычайных ситуациях. Дозы до одного грэя вызывают не очень значительные изменения и еще могут рассматриваться, как состояние предболезни. Однако, дозы свыше одного грэя вызывают острую лучевую болезнь. Дозы более трех грэй считаются критическими: получившие такую дозу требуют немедленного лечения. Дозы более десяти грэй являются стопроцентно смертельными.
Дозы до одного грэя вызывают незначительные изменения. Но всё же, существует немалый риск различных заболеваний, некоторые из которых приведены в следующей таблице. Вероятность заболевания той или иной болезнью приведена из расчета, что поглощённая доза составляет один грэй. Как видно из таблицы, как минимум у одного из тысячи облученных людей выявляются те или иные последствия облучения даже при дозе в один грэй, не говоря уже о больших дозах.
Следует отметить, что биологическое действие радиации совершенно неощутимо человеком.
Вы можете находиться в зоне с радиационным фоном в десятки раз превышающим естественный, и при этом ничего не чувствовать. Дело в том, что скрытый период действия радиации может быть достаточно продолжительным. Кроме того, полученные дозы облучения имеют свойство накапливаться в организме, из-за чего, постепенно увеличивается вероятность заболевания. Также, различные органы обладают различной чувствительностью к радиации – об этом подробнее мы поговорим позже.
На сегодняшний день, люди получают основную дозу радиации в повседневной жизни (если, конечно, речь не идет об аварии). Дело в том, что большую часть времени люди проводят в зданиях, которые построены из строительных материалов, содержащих естественные радиоактивные источники.
Например, бетон или кирпич содержат в себе радон. Также радон исходит из земной коры, внося большой вклад в естественный радиационный фон. Он проникает в здания через трещины, пустоты, а также может попасть в дом с водой. В силу того, что радон в семь с половиной раз тяжелее воздуха, он скапливается в подвалах, но обнаружить его без специальных приборов довольно сложно, так как радон не имеет ни цвета, ни запаха. Таким образом, вы ежедневно получаете некоторую дозу радиации, которая постепенно накапливается в организме. Но, не пугайтесь: хоть с этим и ничего не поделаешь, всё же, доза естественного облучения довольно мала и не представляет собой прямой угрозы для жизни и здоровья человека.
· Существует четыре основных вида ионизирующих излучений: альфа-излучение, бета-излучение, гамма-излучение и нейтронное излучение.
· Альфа-излучение представляет собой поток ядер атомов гелия. Данное излучение обладает низкой проникающей способностью, поэтому от него легко защититься обычной одеждой.
· Бета-излучение – это поток электронов. Данное излучение обладает более высокой проникающей способностью, чем альфа-лучи. Для защиты от такого излучения требуется специальный костюм.
· Гамма-лучи представляют собой электромагнитное излучение, с очень высокой проникающей способностью. От этого излучения могут спасти толстые бетонные или свинцовые перекрытия (то есть, требуется специальное укрытие).
· Нейтронное излучение представляет собой поток нейтронов с очень высокой проникающей способностью. Уберечься от такого излучения можно только в специальном бункере (и то частично). На следующем уроке мы охарактеризуем очаги поражения при радиационных авариях, а также познакомимся с принципами защиты.