что такое радиал в авиации

Радиал. Определение VOR- радиалов.

VOR – радиал, – это отрезок прямой, проходящий через воздушное судно и точку VOR-маяка, в направлении, которое отсчитывается от меридиана маяка.

В классическом определении радиала, его направление отсчитывается от северного направления истинного меридиана точки VOR-маяка (азимут радиала).

В практической навигации, при использовании современных авиационных карт типа УКЛ, МК, РНК или карт фирмы Jeppesen, отсчет направления радиалов осуществляется от магнитного меридиана маяка.

что такое радиал в авиации. Смотреть фото что такое радиал в авиации. Смотреть картинку что такое радиал в авиации. Картинка про что такое радиал в авиации. Фото что такое радиал в авиации что такое радиал в авиации. Смотреть фото что такое радиал в авиации. Смотреть картинку что такое радиал в авиации. Картинка про что такое радиал в авиации. Фото что такое радиал в авиации что такое радиал в авиации. Смотреть фото что такое радиал в авиации. Смотреть картинку что такое радиал в авиации. Картинка про что такое радиал в авиации. Фото что такое радиал в авиацииОТ маяка что такое радиал в авиации. Смотреть фото что такое радиал в авиации. Смотреть картинку что такое радиал в авиации. Картинка про что такое радиал в авиации. Фото что такое радиал в авиации

что такое радиал в авиации. Смотреть фото что такое радиал в авиации. Смотреть картинку что такое радиал в авиации. Картинка про что такое радиал в авиации. Фото что такое радиал в авиациичто такое радиал в авиации. Смотреть фото что такое радиал в авиации. Смотреть картинку что такое радиал в авиации. Картинка про что такое радиал в авиации. Фото что такое радиал в авиации

НА маяк Радиал 210 0

что такое радиал в авиации. Смотреть фото что такое радиал в авиации. Смотреть картинку что такое радиал в авиации. Картинка про что такое радиал в авиации. Фото что такое радиал в авиации что такое радиал в авиации. Смотреть фото что такое радиал в авиации. Смотреть картинку что такое радиал в авиации. Картинка про что такое радиал в авиации. Фото что такое радиал в авиацииОТ маяка

Использование магнитного радиала значительно упрощает технологию контроля пути по направлению и определение места ВС, так

как азимутальные круги маяков VOR на этих картах ориентированы по магнитному меридиану маяка.

Определение в полете текущего значения радиала, используемого маяка, осуществляется по навигационному индикатору (NAV), размещенному в кабине пилотов. Как правило, ВС оборудуется двумя комплектами оборудования VOR, что позволяет одновременно использовать в целях навигации два маяка VOR.

На рисунке 2 изображена панель радионавигационных индикаторов (NAV1, NAV2.), установленных в кабине пилотов самолета Cessna 172.

что такое радиал в авиации. Смотреть фото что такое радиал в авиации. Смотреть картинку что такое радиал в авиации. Картинка про что такое радиал в авиации. Фото что такое радиал в авиации

Рис. 2. Панель NAV – индикаторов самолета Cessna 172.

Индикатор состоит из подвижной шкалы, напоминающей шкалу компаса, круглой ручки задатчика OBS, стрелки индикатора направления «TO-FROM», транспаранта GS и двух планок, вертикальной и горизонтальной. Горизонтальная планка и транспарант GS используются при заходе на посадку по системе ILS.

Дата добавления: 2015-06-22 ; просмотров: 12170 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

что такое радиал в авиации. Смотреть фото что такое радиал в авиации. Смотреть картинку что такое радиал в авиации. Картинка про что такое радиал в авиации. Фото что такое радиал в авиацииotto_pilot

otto_pilot

Утряс для себя некоторые понятия, решил поделиться с читателями.

Средства VOR, DME, GNSS и IRS это сенсоры(датчики) RNAV системы. «Гарминки», например GNS430 или G1000, которые стоят на маленьких самолётах это RNAV системы, основанные на GPS. На транспортных самолётах зональную навигацию обеспечивает FMS, помимо GPS использует и VOR/DME и IRS(если оборудованы ей). Несмотря на комплексное использование сенсоров, наиболее важную роль играет GNSS(GPS) из-за глобальной зоны покрытия и очень высокой точности. Зональная навигация без GNSS возможна, но нменно GNSS сделала зональную навигацию такой какова она есть сейчас.

что такое радиал в авиации. Смотреть фото что такое радиал в авиации. Смотреть картинку что такое радиал в авиации. Картинка про что такое радиал в авиации. Фото что такое радиал в авиации

Если полёт по трассе это полёт от одной точки, заданной координатами к другой, то полет по маршруту прибытия или схеме выхода или может содержать некоторые условные процедуры. Простой пример: набор по прямой 600 метров, далее левой разворот на точку.

что такое радиал в авиации. Смотреть фото что такое радиал в авиации. Смотреть картинку что такое радиал в авиации. Картинка про что такое радиал в авиации. Фото что такое радиал в авиации

Такую траекторию нет смысла определять геоточками, потому что в зависимости от характеристик ВС и погодных условий высота 600 метров может быть достигнута в разных местах.
Или: взлететь, захватить радиал, выполнить разворот и лететь на привод с определенными путевым углом.

что такое радиал в авиации. Смотреть фото что такое радиал в авиации. Смотреть картинку что такое радиал в авиации. Картинка про что такое радиал в авиации. Фото что такое радиал в авиации

Это тоже проблематично закодировать геоточками. Для этого база FMS, хранящаяся в формате ARINC 424 поддерживает 23 вида «траекторий и указателей их окончания» (path and terminators). Например: Направление до абсолютной высоты (VA), Направление до пересечения (VI). Поставщик электронной информации для FMS перерабатывает текстовую и графическую аэронавигационную информацию в электронную и присылает в виде обновления. В FMS такие траектории выглядят так:

что такое радиал в авиации. Смотреть фото что такое радиал в авиации. Смотреть картинку что такое радиал в авиации. Картинка про что такое радиал в авиации. Фото что такое радиал в авиации

Статус PBN в РФ
Ждать ошеломляющих успехов от государства, яростно противящегося новшествам и даже RVSM внедрившего позже всех в мире, не приходится. Де-юре, количество трасс зональной навигации очень мало, но фактически, по большинству трасс без GPS-ки не пролететь, потому что многие привода выведены их эксплуатации. Маршруты прибытия основанные на зональной навигации также используются в очень ограниченном количестве аэропортов. Кстати, буквально на днях к ним добавился Петербург. Так что, не сказать, что работа кипит, но вроде, и не стоит не месте.

Немного о заходах и VNAV
Навигационная система знает место относительно ВПП, высотомер показывает высоту, схема опубликована, можно выполнять RNAV заход. Это неточный заход. Его можно выполнять без дополнительного оборудования.

Если улучшить точность GNSS, развернув Систему Дифференциальной Коррекции(GNSS augmentation), то основываясь на спутниковой навигации, можно выполнять точные заходы c наведением не хуже ILS. У нас это называется «заход СНС» и достигается посредством самолётного оборудования в сочетании с наземными Локальными контрольно-корректирующими станциями ЛККС(Ground-Based Augmentation System GBAS). В РФ есть небольшое количество таких заходов. В США таких заходов уже более тысячи.
Приведу цитату представителя американских авиационных властей FAA: «Спутниковая навигация это второе по важности изобретение для авиации после реактивного двигателя»

Источник

Путь, курс, пеленг и другие

По многочисленным просьбам возвращаюсь к старой теме. Мы тут с 15 года копья ломаем. Раз так – заглянем в классику.

М.Черный и В.Кораблин «Самолетовождение»:

1) «Курсом самолета называется угол, заключенный между северным направлением меридиана, проходящего через самолет, и продольной осью самолета»

То есть, КУРС – куда направлен нос самолета.

2) «Для выполнения полета из одного пункта в другой их соединяют на карте линией, которая в самолетовождении называется линией заданного пути (ЛЗП)…»

«…путевым углом называется угол, заключенный между северным направлением … и направлением линии заданного пути (ЛЗП)»

То есть, ПУТЬ – куда на самом деле движется самолет.

2А) «Заданным магнитным путевым углом (ЗМПУ) называется угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана и линией заданного пути»

На карте нарисовали отрезок от точки А к точке Б, померяли транспортиром от меридиана – магнитного или истинного – получили заданный путевой угол: магнитный или истинный.

2Б) «Фактическим магнитным путевым углом называется угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана и линией фактического пути»

Нарисовать-то на карте мы нарисовали, но на самом деле в ходе полета получился другой отрезок – фактический путевой угол.

3) «Азимутом, или истинным пеленгом ориентира называется угол, заключенный между северным направлением меридиана, проходящего через данную точку, и направлением на наблюдаемый ориентир…»

что такое радиал в авиации. Смотреть фото что такое радиал в авиации. Смотреть картинку что такое радиал в авиации. Картинка про что такое радиал в авиации. Фото что такое радиал в авиации

4) «Пеленгом самолета называется угол, заключенный между северным направлением меридиана, проходящего через радиостанцию, и … направлением на самолет. Отсчитывается от северного направления меридиана по ходу часовой стрелки от 0 до 360°. Пеленг самолета называется истинным, если отчет ведется от истинного меридиана, и магнитным, если отсчет ведется от магнитного меридиана…»

что такое радиал в авиации. Смотреть фото что такое радиал в авиации. Смотреть картинку что такое радиал в авиации. Картинка про что такое радиал в авиации. Фото что такое радиал в авиации

Как справедливо указал коллега ak_bazhenov: это и есть радиал.

Спасибо Черному и Кораблину. Теперь к английскому языку. Возьмем «Pilot’s Handbook of Aeronautical Knowledge», это – издание от FAA.

1) HEADING. The direction in which the nose of the aircraft is pointing during flight.

Курс. Направление, куда указывает нос самолета во время полета.

2) COURSE. The intended direction of flight in the horizontal plane measured in degrees from north.

Путь. Предполагаемое направление полета в горизонтальной плоскости, измеренное в градусах с севера.

2А) TRACK. The actual path made over the ground in flight.

Путь. Фактический путь выполненного полета, спроецированный на поверхность земли.

3) BEARING. The direction from an airplane to a ground station. (Из “Boeing Technical Dictionary”)

Азимут, Пеленг. Направление от самолета к наземной станции наведения.(Перевод оригинальный)

4) RADIALS. The courses oriented from a station. (Из «Pilot’s Handbook of Aeronautical Knowledge»)

Радиалы. Курсы, направленные от станции.

Старую статью я перечеркиваю, т.к. просто удалить ее не могу.

Фотография Окань Дениса.

(Посовещавшись с Денисом, мы решили эту статью из последующих изданий книги выкинуть.)

Из-за того, что в западных авиационных приборах есть параметр Course (читается «курс», но курсом в нашем понимании не является) происходит некоторая путаница. Давайте расставим точки над ё.

что такое радиал в авиации. Смотреть фото что такое радиал в авиации. Смотреть картинку что такое радиал в авиации. Картинка про что такое радиал в авиации. Фото что такое радиал в авиацииЧтобы самолету из пункта «А» попасть в пункт «Б», нужно лететь КУРСОМ (Heading) 13 градусов. Но, к сожалению, в день полета есть такой фактор, как сильный боковой ветер, который будет сносить наш самолет вправо. Поэтому, в пункт «Б» наш самолетик сегодня не попадет, потому что фактически движется в направлении 20 градусов. Эти 20 градусов называются «ПУТЬ» (Track).

Итак. «Курс» – куда направлен нос самолета, а «путь» или иначе «путевой угол», это – в каком направлении он движется на самом деле.

что такое радиал в авиации. Смотреть фото что такое радиал в авиации. Смотреть картинку что такое радиал в авиации. Картинка про что такое радиал в авиации. Фото что такое радиал в авиацииСправа по курсу самолета – радиомаяк. ПЕЛЕНГ (Bearing) на него – 120 градусов. Пеленг – угол между направлением на север и направлением на объект.

Теперь мы разворачиваемся и летим на маяк таким образом, что пеленг на него оставался постоянным, например, 120 градусов. Вот этот направление на объект с неизменным пеленгом на него и называется COURSE.

Так что, курс это – курс, а Course это – Course.

Из-за этой путаницы, в частности, русские пилоты, летающие на импортной технике, в разговорах между собой вынуждены применять иностранные слова. И наш, русский «курс», они называют «heading».

(Я благодарен коллеге “ilya1502” за замечания)

Источник

ПРОЕКТ «ЧЕЛОВЕК. ЗЕМЛЯ. ВСЕЛЕННАЯ»

Инструменты пользователя

Инструменты сайта

Боковая панель

Содержание

VOR навигация

Основным навигационным средством в большинстве стран является VOR (VHF Omnidirectional Range navigation system), что в переводе на русский называет всенаправленный курсовой радиомаяк УКВ диапазона. Появившиеся в последнее время спутниковые навигационные системы не заменяют VOR, а дополняют их.

Самолеты летают по воздушным трассам, которые строятся из отрезков. Отрезки образуют сеть, опутывающую целые государства. В узлах этой сети (на концах отрезков) расположены VOR-радиостанции.

что такое радиал в авиации. Смотреть фото что такое радиал в авиации. Смотреть картинку что такое радиал в авиации. Картинка про что такое радиал в авиации. Фото что такое радиал в авиации

Радиомаяк VOR состоит из двух передатчиков на частотах 108,00-117,95 МГц. Первый передатчик VOR передает постоянный сигнал во все стороны, в то время как второй передатчик VOR представляет собой узконаправленный вращающийся луч, изменяющийся по фазе в зависимости от угла поворота, то есть луч пробегает круг в 360 градусов (как луч маяка). В результате получается диаграмма излучения в виде 360 лучей (один луч через каждый градус окружности). Принимающая аппаратура сравнивает оба сигнала и определяет «угол луча», на котором в данный момент находится самолет. Такой угол называется VOR-радиалом (VOR Radial).

VOR-оборудование на борту самолета может определить, на каком из VOR-радиалов известной радиостанции находится самолет.

что такое радиал в авиации. Смотреть фото что такое радиал в авиации. Смотреть картинку что такое радиал в авиации. Картинка про что такое радиал в авиации. Фото что такое радиал в авиации

На пилотажной карте вы можете найти необходимую VOR-станцию. На схеме выше показан самолет, находящийся на радиале 30 от VOR. Каждый VOR имеет свое название (VOR на рисунке называется KEMPTEN VOR) и сокращенное трехбуквенное обозначение (VOR на рисунке обозначается KPT). Рядом с VOR написана его частота, которую надо вводить в приемник. Таким образом, чтобы поймать сигнал от KEMPTEN VOR, надо ввести в приемник частоту 109.60.

Очень часто самолеты оборудуются не одним, а сразу двумя приемниками VOR. В таком случае один приемник называется NAV 1, а второй соответственно NAV 2. Для ввода частоты в приемник VOR используется двойная круглая ручка. Большая ее часть используется для ввода целых, меньшая — дробных долей частоты VOR. Ниже показана типичная панель управления радионавигационными приборами.

что такое радиал в авиации. Смотреть фото что такое радиал в авиации. Смотреть картинку что такое радиал в авиации. Картинка про что такое радиал в авиации. Фото что такое радиал в авиации

Задатчики частот VOR подписаны красным цветом. Это простейший вид приемников, который позволяет ввести только одну частоту VOR. Более сложные системы позволяют ввести сразу две частоты VOR, и быстро переключаться между ними. Одна частота VOR является неактивной (STAND BY), ее изменяет ручка задатчика частоты. Вторая частота VOR называется активной (ACTIVE), это та частота VOR, на которую настроен приемник в данный момент.

что такое радиал в авиации. Смотреть фото что такое радиал в авиации. Смотреть картинку что такое радиал в авиации. Картинка про что такое радиал в авиации. Фото что такое радиал в авиации

На рисунке выше показан пример приемника с двумя задатчиками частоты VOR. Пользоваться им очень просто: при помощи круглого задатчика надо ввести требуемую частоту VOR, а затем сделать ее активной при помощи переключателя. При наведении мыши на колесико задатчика курсор мыши меняет форму. Если он выглядит как маленькая стрелка, то при нажатии на мышь сменятся десятые доли. Если стрелка большая, то изменяться будет целая часть числа.

В кабине так же должен быть прибор, показывающий, на каком радиале VOR в данный момент находится самолет. Этот прибор обычно называется NAV 1, или VOR 1. Как мы уже выяснили, в самолете может иметься второй такой прибор. В самолете Cessna 172 их два:

что такое радиал в авиации. Смотреть фото что такое радиал в авиации. Смотреть картинку что такое радиал в авиации. Картинка про что такое радиал в авиации. Фото что такое радиал в авиации

Горизонтальная планка и транспарант GS используются при посадке по системе ILS.

Ручка OBS вращает подвижную шкалу и настраивает тем самым приемник VOR на требуемый радиал. Например, так может выглядеть прибор, настроенный на радиал 30:

что такое радиал в авиации. Смотреть фото что такое радиал в авиации. Смотреть картинку что такое радиал в авиации. Картинка про что такое радиал в авиации. Фото что такое радиал в авиации

На рисунке видно, что при вращении ручки OBS шкала поворачивается, и верхний уголок показывает на номер текущего радиала. Как и на компасе, все номера на приборе пишутся деленные на 10, таким образом цифра 3 обозначает радиал 30.

Вертикальная планка показывает отклонение от радиала. Если самолет находится на радиале, то планка будет стоять вертикально:

что такое радиал в авиации. Смотреть фото что такое радиал в авиации. Смотреть картинку что такое радиал в авиации. Картинка про что такое радиал в авиации. Фото что такое радиал в авиации

Если самолет сместится правее радиала, то вертикальная планка отклонится влево, чтобы показать что к радиалу надо лететь в левую сторону.

что такое радиал в авиации. Смотреть фото что такое радиал в авиации. Смотреть картинку что такое радиал в авиации. Картинка про что такое радиал в авиации. Фото что такое радиал в авиации

Когда пилот видит такую картину, он знает что для выхода на радиал надо повернуть влево. Правило очень простое: планка показывается в той стороне, в которую надо лететь.

Аналогичная картина будет в случае если самолет окажется левее нужного радиала:

что такое радиал в авиации. Смотреть фото что такое радиал в авиации. Смотреть картинку что такое радиал в авиации. Картинка про что такое радиал в авиации. Фото что такое радиал в авиации

Обратите внимание, что в данном случае самолет отклонился от радиала сильнее, и планка прибора соответственно так же отклонилась сильнее.

Важной особенностью VOR является то, что прибор всегда показывает радиал, на котором находится самолет, независимо от курса, которым идет самолет. Например, на рисунке ниже показаны самолеты, летящие разными курсами. Поскольку они находятся на одном и том же радиале и у них одинаково настроен OBS, прибор VOR у всех самолетов покажет одно и то же.

что такое радиал в авиации. Смотреть фото что такое радиал в авиации. Смотреть картинку что такое радиал в авиации. Картинка про что такое радиал в авиации. Фото что такое радиал в авиации

При полетах по VOR нужно помнить, что чувствительность прибора VOR возрастает при подлете к радиомаяку VOR, пока не пропадает в непосредственной близости от маяка. Около маяка VOR не надо гоняться за планкой, вместо этого, когда чувствительность становится чрезмерной, надо продолжать двигаться прежним курсом пока самолет не пройдет над маяком VOR.

Итак, чтобы лететь по радиалу VOR надо настроить на приемнике его частоту VOR, задать при помощи OBS номер требуемого радиала и удерживать вертикальную планку по центру прибора. Если планка отклоняется влево, надо довернуть налево. Если вправо, надо повернуть направо. В случае бокового ветра, нужно довернуть на ветер, чтобы компенсировать снос самолета. Более подробно про полет в ветер можно прочитать в статье про NDB навигацию.

VOR навигация в обратном направлении

Мы рассмотрели полет по направлению к VOR. Точно также можно летать и в обратном направлении.

что такое радиал в авиации. Смотреть фото что такое радиал в авиации. Смотреть картинку что такое радиал в авиации. Картинка про что такое радиал в авиации. Фото что такое радиал в авиации

Обратите внимание, что уголок направления показывает теперь на надпись FR, что означает что самолет движется по направлению от VOR. Самолет на рисунке немножко отклонился вправо, поэтому планка на приборе показывает что радиал находится левее.

Запомнить, как правильно задавать радиал, очень просто: номер радиала — это курс, которым должен лететь самолет, двигаясь по радиалу в безветренную погоду. При этом не важно, летит самолет от VOR или по направлению к нему, всегда вводите в OBS тот курс, которым хотите двигаться. Номера радиалов VOR соответствуют истинному курсу, а не магнитному.

Определение текущего радиала VOR

Иногда бывает нужно определить, на каком радиале в данный момент находится самолет. Для этого надо вращать задатчик OBS до тех пор, пока на приборе стрелка направления не укажет на TO, а планка отклонения не станет строго вертикально. Отложив на карте полученный номер VOR-радиала, можно прикинуть свое местоположения. Правда, это метод не покажет расстояние до VOR.

Перехват определённого радиала VOR

Частая навигационная задача — перехват определенного радиала. Например, нам нужно выйти на воздушную трассу, которая проходит по 30-му радиалу VOR. Мы знаем что находимся где-то левее радиала (а если не знаем, то можем это определить так, как было описано выше):

Первое, что нам надо сделать — это настроиться на частоту VOR и ввести при помощи задатчика OBS требуемый радиал. Прибор покажет примерно следующее:

что такое радиал в авиации. Смотреть фото что такое радиал в авиации. Смотреть картинку что такое радиал в авиации. Картинка про что такое радиал в авиации. Фото что такое радиал в авиации

Из этого видно, что радиал где-то далеко справа. Теперь надо решить, под каким углом мы будем перехватывать радиал. Самое быстрый способ перехватить радиал — лететь перпендикулярно ему, но это не приблизит нас к конечной точке маршрута. Выбираем разумный компромисс, и двинемся под углом 40 градусов к радиалу. Так как радиал находится справа, чтобы получить курс перехвата, добавим к курсу радиала (30 градусов) угол перехвата (40 градусов), и получим курс перехвата (70 градусов). Если бы радиал находился слева, угол перехвата надо было бы отнимать.

Довернем на полученный курс перехвата (70 градусов), и начнем путь к радиалу:

что такое радиал в авиации. Смотреть фото что такое радиал в авиации. Смотреть картинку что такое радиал в авиации. Картинка про что такое радиал в авиации. Фото что такое радиал в авиации

Красной пунктирной линией показан курс перехвата. Лететь этим курсом надо до тех пор, пока прибор не покажет что самолет находится на радиале:

что такое радиал в авиации. Смотреть фото что такое радиал в авиации. Смотреть картинку что такое радиал в авиации. Картинка про что такое радиал в авиации. Фото что такое радиал в авиации

Все что осталось, это развернуться и полететь по радиалу курсом 30 градусов. Чтобы не перелететь мимо радиала, надо начинать разворот заранее, не дожидаясь пока планка встанет строго вертикально.

Переход с одного радиала на другой

Иногда возникают ситуации, когда нужно перейти с одного радиала на другой. Такое может потребоваться при переходе с одной воздушной трассы на другую. Рассмотрим следующий пример, изображенный на схеме:

что такое радиал в авиации. Смотреть фото что такое радиал в авиации. Смотреть картинку что такое радиал в авиации. Картинка про что такое радиал в авиации. Фото что такое радиал в авиации

Предположим что самолету надо пролететь по радиалу 30 от VOR 1 до точки FIX, после чего необходимо повернуть курсом 90 градусом и двигаться к VOR 2. Эта задача легко решается при помощи использования двух приемников VOR одновременно. В приемник NAV1 введем частоту VOR 1 и настроем его на радиал 30, в приемник NAV2 — частоту VOR 2 и радиал 90 градусов:

что такое радиал в авиации. Смотреть фото что такое радиал в авиации. Смотреть картинку что такое радиал в авиации. Картинка про что такое радиал в авиации. Фото что такое радиал в авиации

Верхний приемник, настроенный на VOR 1 показывает что самолет находится точно на радиале 30 градусов и летит курсом к нему. Нижний, настроенный на VOR 2, говорит что до радиала 90 градусов еще далеко. Продолжаем движение по радиалу пока второй приемник не покажет, что мы подходим к радиалу 90 градусов:

что такое радиал в авиации. Смотреть фото что такое радиал в авиации. Смотреть картинку что такое радиал в авиации. Картинка про что такое радиал в авиации. Фото что такое радиал в авиации

Не дожидаясь пока стрелка VOR 2 встанет строго вертикально, заранее начнем разворот на 90 градусов. После разворота останется только продолжить движение по радиалу 90 градусов по направлению к VOR 2:

Приемник NAV1 больше не нужен, и его лучше настроить на какую-нибудь несуществующую частоту, чтобы случайно не перепутать с NAV2, который используется в данный момент.

Рекомендуется начать практиковаться на симуляторе VOR, расположенному по адресу: http://www.luizmonteiro.com/Learning_VOR_Sim.htm. Попробуйте настроиться на какой-нибудь радиал и «пролететь» по нему на самолете, обращая внимания куда будет отклоняться стрелка при отдалении от радиала в ту или иную сторону.

Ограничения VOR-навигации

Источник

Что такое радиал в авиации

Самолеты летают по воздушным трассам, которые строятся из отрезков. Отрезки образуют сеть, опутывающую целые государства. В узлах этой сети (на концах отрезков) расположены VOR-радиостанции.

что такое радиал в авиации. Смотреть фото что такое радиал в авиации. Смотреть картинку что такое радиал в авиации. Картинка про что такое радиал в авиации. Фото что такое радиал в авиации

VOR-оборудование на борту самолета может определить, на каком из VOR-радиалов известной радиостанции находится самолет.

что такое радиал в авиации. Смотреть фото что такое радиал в авиации. Смотреть картинку что такое радиал в авиации. Картинка про что такое радиал в авиации. Фото что такое радиал в авиации

На пилотажной карте вы можете найти необходимую VOR-станцию. На схеме выше показан самолет, находящийся на радиале 30 от VOR. Каждый VOR имеет свое название (VOR на рисунке называется KEMPTEN VOR) и сокращенное трехбуквенное обозначение (VOR на рисунке обозначается KPT). Рядом с VOR написана его частота, которую надо вводить в приемник. Таким образом, чтобы поймать сигнал от KEMPTEN VOR, надо ввести в приемник частоту 109.60.

Очень часто самолеты оборудуются не одним, а сразу двумя приемниками VOR. В таком случае один приемник называется NAV 1, а второй соответственно NAV 2. Для ввода частоты в приемник VOR используется двойная круглая ручка. Большая ее часть используется для ввода целых, меньшая — дробных долей частоты VOR. Ниже показана типичная панель управления радионавигационными приборами.

что такое радиал в авиации. Смотреть фото что такое радиал в авиации. Смотреть картинку что такое радиал в авиации. Картинка про что такое радиал в авиации. Фото что такое радиал в авиации

что такое радиал в авиации. Смотреть фото что такое радиал в авиации. Смотреть картинку что такое радиал в авиации. Картинка про что такое радиал в авиации. Фото что такое радиал в авиации

На рисунке выше показан пример приемника с двумя задатчиками частоты VOR. Пользоваться им очень просто: при помощи круглого задатчика надо ввести требуемую частоту VOR, а затем сделать ее активной при помощи переключателя. При наведении мыши на колесико задатчика курсор мыши меняет форму. Если он выглядит как маленькая стрелка, то при нажатии на мышь сменятся десятые доли. Если стрелка большая, то изменяться будет целая часть числа.

В кабине так же должен быть прибор, показывающий, на каком радиале VOR в данный момент находится самолет. Этот прибор обычно называется NAV 1, или VOR 1. Как мы уже выяснили, в самолете может иметься второй такой прибор. В самолете Cessna 172 их два:

что такое радиал в авиации. Смотреть фото что такое радиал в авиации. Смотреть картинку что такое радиал в авиации. Картинка про что такое радиал в авиации. Фото что такое радиал в авиации

Ручка OBS вращает подвижную шкалу и настраивает тем самым приемник VOR на требуемый радиал. Например, так может выглядеть прибор, настроенный на радиал 30:

что такое радиал в авиации. Смотреть фото что такое радиал в авиации. Смотреть картинку что такое радиал в авиации. Картинка про что такое радиал в авиации. Фото что такое радиал в авиации

Вертикальная планка показывает отклонение от радиала. Если самолет находится на радиале, то планка будет стоять вертикально:

что такое радиал в авиации. Смотреть фото что такое радиал в авиации. Смотреть картинку что такое радиал в авиации. Картинка про что такое радиал в авиации. Фото что такое радиал в авиации

Если самолет сместится правее радиала, то вертикальная планка отклонится влево, чтобы показать что к радиалу надо лететь в левую сторону.

что такое радиал в авиации. Смотреть фото что такое радиал в авиации. Смотреть картинку что такое радиал в авиации. Картинка про что такое радиал в авиации. Фото что такое радиал в авиации

Когда пилот видит такую картину, он знает что для выхода на радиал надо повернуть влево. Правило очень простое: планка показывается в той стороне, в которую надо лететь.

Аналогичная картина будет в случае если самолет окажется левее нужного радиала:

что такое радиал в авиации. Смотреть фото что такое радиал в авиации. Смотреть картинку что такое радиал в авиации. Картинка про что такое радиал в авиации. Фото что такое радиал в авиации

Обратите внимание, что в данном случае самолет отклонился от радиала сильнее, и планка прибора соответственно так же отклонилась сильнее.

что такое радиал в авиации. Смотреть фото что такое радиал в авиации. Смотреть картинку что такое радиал в авиации. Картинка про что такое радиал в авиации. Фото что такое радиал в авиации

При полетах по VOR нужно помнить, что чувствительность прибора VOR возрастает при подлете к радиомаяку VOR, пока не пропадает в непосредственной близости от маяка. Около маяка VOR не надо гоняться за планкой, вместо этого, когда чувствительность становится чрезмерной, надо продолжать двигаться прежним курсом пока самолет не пройдет над маяком VOR.

Итак, чтобы лететь по радиалу VOR надо настроить на приемнике его частоту VOR, задать при помощи OBS номер требуемого радиала и удерживать вертикальную планку по центру прибора. Если планка отклоняется влево, надо довернуть налево. Если вправо, надо повернуть направо. В случае бокового ветра, нужно довернуть на ветер, чтобы компенсировать снос самолета. Более подробно про полет в ветер можно прочитать в статье про NDB навигацию.

что такое радиал в авиации. Смотреть фото что такое радиал в авиации. Смотреть картинку что такое радиал в авиации. Картинка про что такое радиал в авиации. Фото что такое радиал в авиации

Запомнить, как правильно задавать радиал, очень просто: номер радиала — это курс, которым должен лететь самолет, двигаясь по радиалу в безветренную погоду. При этом не важно, летит самолет от VOR или по направлению к нему, всегда вводите в OBS тот курс, которым хотите двигаться. Номера радиалов VOR соответствуют истинному курсу, а не магнитному.

Частая навигационная задача — перехват определенного радиала. Например, нам нужно выйти на воздушную трассу, которая проходит по 30-му радиалу VOR. Мы знаем что находимся где-то левее радиала (а если не знаем, то можем это определить так, как было описано выше):

Первое, что нам надо сделать — это настроиться на частоту VOR и ввести при помощи задатчика OBS требуемый радиал. Прибор покажет примерно следующее:

что такое радиал в авиации. Смотреть фото что такое радиал в авиации. Смотреть картинку что такое радиал в авиации. Картинка про что такое радиал в авиации. Фото что такое радиал в авиации

Из этого видно, что радиал где-то далеко справа. Теперь надо решить, под каким углом мы будем перехватывать радиал. Самое быстрый способ перехватить радиал — лететь перпендикулярно ему, но это не приблизит нас к конечной точке маршрута. Выбираем разумный компромисс, и двинемся под углом 40 градусов к радиалу. Так как радиал находится справа, чтобы получить курс перехвата, добавим к курсу радиала (30 градусов) угол перехвата (40 градусов), и получим курс перехвата (70 градусов). Если бы радиал находился слева, угол перехвата надо было бы отнимать.

Довернем на полученный курс перехвата (70 градусов), и начнем путь к радиалу:

что такое радиал в авиации. Смотреть фото что такое радиал в авиации. Смотреть картинку что такое радиал в авиации. Картинка про что такое радиал в авиации. Фото что такое радиал в авиации

Красной пунктирной линией показан курс перехвата. Лететь этим курсом надо до тех пор, пока прибор не покажет что самолет находится на радиале:

что такое радиал в авиации. Смотреть фото что такое радиал в авиации. Смотреть картинку что такое радиал в авиации. Картинка про что такое радиал в авиации. Фото что такое радиал в авиации

Все что осталось, это развернуться и полететь по радиалу курсом 30 градусов. Чтобы не перелететь мимо радиала, надо начинать разворот заранее, не дожидаясь пока планка встанет строго вертикально.

Иногда возникают ситуации, когда нужно перейти с одного радиала на другой. Такое может потребоваться при переходе с одной воздушной трассы на другую. Рассмотрим следующий пример, изображенный на схеме:

что такое радиал в авиации. Смотреть фото что такое радиал в авиации. Смотреть картинку что такое радиал в авиации. Картинка про что такое радиал в авиации. Фото что такое радиал в авиации

Предположим что самолету надо пролететь по радиалу 30 от VOR 1 до точки FIX, после чего необходимо повернуть курсом 90 градусом и двигаться к VOR 2. Эта задача легко решается при помощи использования двух приемников VOR одновременно. В приемник NAV1 введем частоту VOR 1 и настроем его на радиал 30, в приемник NAV2 — частоту VOR 2 и радиал 90 градусов:

что такое радиал в авиации. Смотреть фото что такое радиал в авиации. Смотреть картинку что такое радиал в авиации. Картинка про что такое радиал в авиации. Фото что такое радиал в авиации

Верхний приемник, настроенный на VOR 1 показывает что самолет находится точно на радиале 30 градусов и летит курсом к нему. Нижний, настроенный на VOR 2, говорит что до радиала 90 градусов еще далеко. Продолжаем движение по радиалу пока второй приемник не покажет, что мы подходим к радиалу 90 градусов:

что такое радиал в авиации. Смотреть фото что такое радиал в авиации. Смотреть картинку что такое радиал в авиации. Картинка про что такое радиал в авиации. Фото что такое радиал в авиации

Не дожидаясь пока стрелка VOR 2 встанет строго вертикально, заранее начнем разворот на 90 градусов. После разворота останется только продолжить движение по радиалу 90 градусов по направлению к VOR 2:

Приемник NAV1 больше не нужен, и его лучше настроить на какую-нибудь несуществующую частоту, чтобы случайно не перепутать с NAV2, который используется в данный момент.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *