что такое рабочий вопрос

Рабочий вопрос в России

РАБОЧИЙ ВОПРОС В РОССИИ — одна из острых социально-политических проблем в конце XIX — начале XX в., включавшая взаимоотношения рабочего класса с предпринимателями (фабрикантами, заводчиками) и правительством. Возник в правительственной политике в связи с формированием рабочего класса и началом его столкновений с владельцами предприятий. Означал борьбу российского пролетариата за улучшение экономического и социального положения, которое было крайне тяжелым: низкая заработная плата (21—37 руб.), продолжительный рабочий день (11—14 час.), громадные штрафы (за поломку инструментов, нарушения дисциплины и т. п.), плохие жилищные условия, отсутствие охраны труда, политических свобод и профессиональных союзов, способных защищать экономические интересы рабочих.

Фабричным законодательством 1880-х гг. правительство пыталось решить рабочий вопрос путем регламентации взаимоотношений рабочих с владельцами предприятий. В 1885—1886 гг. были приняты законы, установившие предельный размер штрафов, учреждавшие фабричную инспекцию, призванную следить за нарушением законов предпринимателями, и запрещавшие работу женщин и подростков в ночное время. Однако эти меры не внесли заметного улучшения положения и не остановили борьбу рабочих.

Стачки летом 1896 г. и зимой 1897 г. вынудили правительство принять закон (1897) о сокращении продолжительности рабочего дня до 11,5 часов, но фабриканты повсеместно нарушали его под разными предлогами (срочный казенный заказ и т. п.). Были также расширены права фабричной инспекции, которая должна была предупреждать возможные причины забастовок, но и эти меры не остановили рабочее движение, которое под влиянием революционной пропаганды включилось в политическую борьбу и стало одним из мощных проявлений социально-политического кризиса в России.

Демонстрации под лозунгом «Долой самодержавие!» (1900) и забастовки 1901—1903 гг. обозначили подъем борьбы рабочих. Под ее воздействием рабочий вопрос стал одним из главных во внутренней политике правительства, которое пыталось решить его тремя методами. Первый — усиление репрессий: за участие в стачках рабочие подлежали уголовной ответственности, их могли арестовать, заключить в тюрьму, выслать на родину с запрещением проживать в крупных промышленных городах. Второй — издание новых законов: с 1901 г. учреждались пенсии рабочим казенных предприятий, потерявшим трудоспособность на производстве; в 1903 г. закон установил компенсацию фабрикантами рабочим, получившим травму на производстве, и ввел право рабочих выбирать из своей среды старост, призванных следить за соблюдением предпринимателем условий найма. Третий — развертывание «попечительной» политики, которая вылилась в создание легальных рабочих организаций под наблюдением полиции для отвлечения пролетариата от политической борьбы. Политика «полицейского социализма» («зубатовщина») натолкнулась на сопротивление фабрикантов, решивших, что полиция натравливает на них трудящихся, и на недоверие самих рабочих, которым надоело ждать решительных действий от правительства.

В результате Революции 1905—1907 гг. рабочие добились сокращения продолжительности рабочего дня (до 9—10 час.), отмены штрафов, увеличения заработной платы (в ряде отраслей промышленности) и права создания профсоюзов. В 1912 г. Государственная дума приняла закон о государственном страховании от несчастных случаев и по болезни, но он распространялся только на 15% рабочих казенных предприятий и лишь создавал видимость заботы правительства о трудящихся. 8-часовой рабочий день законодательно не был введен в России вплоть до Октябрьской революции 1917 г.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 419-420.

Источник

Конспект урока на тему «Рабочий вопрос в России. Марксизм»

Конспект урока по теме: «Рабочий вопрос в России. Марксизм»

раскрыть суть рабочего вопроса;

выяснить причины рабочего движения и формирования рабочего законодательства в России;

сформировать представления о первых марксистских организациях в России;

познакомить учащихся с основами марксистского учения, которые определят развитие России в ХХ века;

развитие логического мышления (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа), способности четко формулировать свои мысли;

совершенствовать умения работать с историческим источником;

способствовать формированию навыков самостоятельной творческой деятельности, умению аргументировано доказывать свое мнение.

воспитание патриотизма, уважения к труду рабочих.

Актуализация темы, целей урока.

Рабочий вопрос. Рабочее движение.

Марксизм. Марксистские организации в России

Актуализация темы, целей урока

Ребята, как вы понимаете слова Фридриха Энгельса?

Эпиграф «Положение рабочего класса является действительной основой и исходным пунктом всех социальных движений современности, потому что оно представляет собой наиболее острое и обнажённое проявление наших современных социальных бедствий».

(предп ответ: от положения рабочих, от отношения к ним государства зависит спокойствие и процветание страны)

О чем пойдет речь на уроке?

( о положении рабочих и отношении к ним государства)

(запишите тему в тетрадь)

Предлагаю вам сформулировать вопросы, на которые мы должны будем ответить, чтобы понять и разобраться в данной теме

— Давайте вспомним, каковы были общие тенденции экономического развития России в к.19 века?

— Как изменилась социальная структура российского общества после отмены? крепостного права?

— Какие два класса российского общества начали формироваться в 19 веке?

(буржуазия и рабочий класс)

Дайте определение понятию буржуазия?

Что такое рабочий класс?

(Буржуази́я — социально-классовая категория, которой соответствует господствующий класс капиталистического общества, обладающий собственностью (в форме денег, средств производства, земли, патентов или иного имущества) и существующий за счёт доходов от этой собственности.

В русском языке слово «буржуазия» в прошлом нередко переводили как «мещанство».

В современном русском языке слову «буржуа» соответствует не столько мещанин, сколько предприниматель, эксплуататор (например, в буржуазию входило и купечество, а некоторая часть мещан работала по найму).

При капитализме Рабочий класс — это класс наёмных работников, лишённых средств производства, живущих продажей своей рабочей силы и подвергающихся капиталистической эксплуатации (пролетариат); при социализме — класс тружеников общенародных социалистических предприятий, занимающий ведущее положение в обществе.)

Перед вами, ребята, определение одного из важных вопросов, который необходимо было решить Александру III . Прочтите и постарайтесь вставить пропущенное слово.

(формирование рабочего класса, численность и структура, состав, условия труда и уровень жизни рабочих, правовое и политическое положение и др. – все это объединено понятием __________________вопрос.)

Откройте учебник и прочитайте определение «рабочий вопрос».

Рабочий вопрос. Рабочее движение.

После отмены крепостного права и в связи с быстрым развитием промышленности увеличивается численность наемных рабочих. На западный лад их стали называть – пролетариями. Во второй половине 19 века их было так много, что фактически они представляли отдельное сословие, но юридически это не было оформлено.

Познакомиться с положением рабочих России в к.19 века нам помогут

документы (приложение 1) отрывок из романа Горького «Мать» и из воспоминаний старого рабочего. Поработаем с документами.

Но прежде двое желающих получат индивидуальное задание, назвать причины стачки рабочих на Никольской мануфактуре Морозова, опираясь на требования рабочих.

Требования морозовских рабочих

Беспрепятственные выдачи харчей до тех пор, пока рабочие будут удовлетворены в своих требованиях, без всякой расписки. Также и на будущее время. выдача жалованья не задерживалась бы далее 15-го или первую субботу после 15-го.

Свободный выбор старосты в артелях и чтобы староста не мог служить более трех месяцев. Уволить от должностей тех служащих и мастеров, которых найдут нужным рабочие и покажут отдельной запиской».

1. Каковы причины стачки рабочих на Никольской мануфактуре Морозова? 2. Выдвигали ли рабочие политические требования?

3. О чем свидетельствует сам факт выдвижения коллективного требования рабочих?

У вас 3 минуты, чтобы подготовить ответ на вопросы к документам.

Работая с документами, вы можете в нем делать пометки, которые помогут в ответе на вопрос.

День проглочен фабрикой, машины высосали из мускулов людей столько силы, сколько им было нужно.

… Пожив такой жизнью лет пятьдесят — человек умирал.

Вопрос: Какие выводы о труде на фабрике, об отношении рабочих к своему труду, о его влиянии на их жизнь в целом можно сделать. Какой представляется нам автор жизнь рабочего в к.19 века?

ИЗ «ВОСПОМИНАНИЙ СТАРОГО РАБОЧЕГО»

Осенью 1881 г. я поступил слесарем-учеником на 3 года 8 месяцев — своя одежда и обувь, хозяйские стол и квартира.

. Порядки и работа в мастерской воистину были каторжные. В мастерской работали 16 мастеров и 19 мальчиков. Спальня была для всех общая, внизу были общие полати-помост, и мастера спали вповалку, рядышком все 16 человек.

Между полатями и стеною — аршинный проход, над полатями нижними были верхние полати для учеников, которые спали тоже вповалку. Всё кишело паразитами — вшами и клопами.

Рабочий день наш был с 6 часов утра до 8 часов вечера с перерывом в 1 час на обед, 1/2 часа на утренний чай — мальчикам одна кружка чаю, полкуска сахару и чёрного хлеба ломоть; вечером, в 5- м часу, полудничали: давали по ломтю хлеба; на этот перерыв полагалось полчаса. Обед и ужин состояли из картофельного супа с мясом и каши с салом или щей с мясом и картофеля с салом, но все наедались досыта.

Работа была тяжёлая, и, проработав 12, чаще всего 12,5 часов (так как хозяин старался всегда подвести часы), мы спешили лечь спать, потому что для сна оставалось не более 6-7 часов.

. Я перешёл 4 мая 1887 года работать в Брестские железнодорожные мастерские, в токарный отдел.

Работа в железнодорожных мастерских по сравнению с работой в мелких слесарных предприятиях имела большие преимущества: 10-часовой рабочий день, отпуск на Пасху — неделя, а на Святки — две недели, аккуратная уплата заработка.

Недоразумения с администрацией были редко, а когда происходили, то более всего на почве сдельных расценок и выражались в такой форме: рабочие паровозоремонтного цеха и токарной выходили на канаву против цеховой конторы или, минуя цеховую контору, шли к конторе правления, к управляющему мастерских Ярковскому, перед дверью которого собирались все рабочие. Выходил управляющий, выступали вперёд те, которые считали свою бригаду наиболее обиженной расценками. Обыкновенно объяснения кончались заверением управляющего пересмотреть расценки. В результате прибавлялись гроши, но не прибавка была ценна, а ценна организованность общего требования.

1.Каковы были условия труда и быта работников слесарной мастерской?

2. Как выражали недовольство своими условиями труда рабочие?

3.Каково значение этих выступлений?

После обсуждения вопросов по текстам обобщающий вопрос

Предположите, что будет главной причиной недовольства рабочих.

Тяжелые условия труда и отсутствие рабочего законодательства, усугубляемые неопределенным социальным положением, становились главной причиной роста рабочего движения.

Стачки и забастовки требовали определенной организации пролетариата. Этим воспользовались народники, считая, что выступления рабочих будут примером для крестьян.

1875 г-«Южнорусский союз рабочих» (Одесса) разгромлен

1878 г- Северный союз рабочих (Петербург) самороспуск

Самым крупным выступлением рабочих стала стачка на Никольской фабрики Морозовых в Орехово-Зуево в январе 1885 года.

Предоставим слово ребятам, работавшим с требованиями рабочих.

Правительство Александра III 15 законов, направленных на улучшение положения рабочих. Запишем некоторые из них.

Закон 1 июня 1882 года о работе малолетних. (12 лет, в одну смену 8ч, в 2 – 9ч, право открывать школы для малолетних работников)

Закон 3 июня 1885 года запретил ночные работы подростков и женщин на прядильных и ткацких фабриках.

Закон 3 июня 1886 года о найме рабочих на работу и взаимных отношениях фабрикантов и рабочих.

2.Марксизм. Марксистские организации в России.

Кризис революционного народничества, необходимость поиска новых способов переустройства общества, с одной стороны, и развитие рабочего движения, с другой, создали условия для распространения в России марксизма.

— Вспомните, кто являлся создателем марксизма? Каковы его основные положения?

Частная собственность ведет к неравенству и эксплуатации человека человеком.

На всех этапах развития общества выделяются эксплуататоры и эксплуатируемые

Чтобы ликвидировать неравенство нужно ликвидировать частную собственность, а средства производства передать трудящимся

Государство – орудие принуждения в руках господствующего класса.

С упразднением классов государство отомрет

Движущая сила революции – рабочий класс (пролетариат)

Для руководства революцией нужна рабочая (пролетарская партия)

Ка вы относитесь к высказыванию немецких мыслителей о неизбежной гибели капитализма и переходе власти в руки рабочего класса? Выскажите свое мнение.

Сейчас мы будем работать по учебнику стр 259-260 учебника познакомимся с деятельностью первых марксистских организаций.

Работая с текстом вам предстоит выяснить что такое I интернационал? Когда и кем он был создан?

Какая марксисткая литература была переведена на русский язык?

Определить цели первых марксистских организаций, кто возглавлял эти организации. (3 минуты)

( создал организацию В 1864 году Маркс и Энгельс создали международную организацию рабочих I Интернационал.

В 1869 году на русском языке были изданы Устав I Интернационала и Манифест коммунистической партии (перевод Бакунина)

В 1872 году Лопатин перевёл «Капитал» Маркса.

Некоторые участники народничества начинают изучать марксизм. Большое внимание изучению этого вопроса уделил Плеханов.

В 1883 году он организовывает первую марксистскую группу «Освобождение труда».)

что такое рабочий вопрос. Смотреть фото что такое рабочий вопрос. Смотреть картинку что такое рабочий вопрос. Картинка про что такое рабочий вопрос. Фото что такое рабочий вопрос

Могли ли марксиссткие организации появиться в России раньше чем в Европе? Обоснуйте свой ответ.

Итак, наш урок подходит к концу домашнее задание: стр.255-261, новые слова стр261-262.

Одним предложением продолжи одну из фраз

Источник

1.2. Рабочий вопрос

Первым важнейшим шагом здесь стало введение восьмичасового рабочего дня. 10 марта 1917 г. соглашение об этом было подписано между Петроградским обществом заводчиков и фабрикантов и Петроградским Советом. Вскоре восьмичасовой рабочий день был фактически введен во всех промышленных центрах России. Временное правительство не препятствовало этому, хотя особого закона и не издало.

Рабочий контроль стал осуществляться явочным порядком с весны 1917 года. Ни систематичности, ни продуманности в нем не было — где-то изгоняли неугодного хозяина, где-то пытались охранять заводские склады и помещения, опасаясь «саботажа». Это были действия преимущественно рабочих-радикалов в фабзавкомах, которые ссылались на фабричные массы и, разумеется, учитывали их мнение, зачастую по-своему «углубляли» противоречия между управляющими и управляемыми. Вмешательство рабочих в управленческие дела, равно как и эксцессы на заводах вроде «вывоза на тачках», возмущали предпринимателей. Временное правительство, не умея и не желая «наводить порядок» на предприятиях с помощью силы, предлагало рабочим и предпринимателям договориться миром. Классового «умиротворения» оно пыталось достичь и узаконением деятельности рабочих комитетов (фабзавкомов), возникших во время революции: они получили официальную поддержку в правительственном постановлении 23 апреля 1917 г. «О рабочих комитетах в промышленных предприятиях».

Зримым проявлением «классовой борьбы» на фабриках и заводах в 1917 г. стали забастовки. Число экономических стачек хотя и медленно, но росло. Весной и отчасти летом 1917 г. остановки работ были краткими и кончались обычно удовлетворением просьб рабочих, хотя и не полностью, и не всех. Споры касались вопросов заработной платы, увольнения рабочих, устранения неугодных фабрично-заводским массам администраторов и мастеров. Политическую окраску забастовки начали приобретать с осени 1917 г. Вплоть до октября 1917 г. политизация стачек происходила путем присоединения ее участниками ряда политических пунктов к блоку экономических требований. Разумеется, и такую стачку можно счесть политической, но для ее окончания вполне было достаточно решения только экономических вопросов.

Желание рабочих узнать, почему им не выдаются заработанные деньги, оправданны ли простои и почему не подвозится сырье, было вполне понятно, но разобраться в сложной отчетности и в коммерческих хитросплетениях они не могли. Вмешиваясь, они нарушали правила коммерческих игр и в конечном счете еще более затрудняли и запутывали деятельность предприятий.

В анархическом коловороте 1917 г. вообще очень трудно отделить искусственные причины производственных кризисов от естественных и выяснить, в каком случае предприниматель не мог, а в каком не хотел продолжать работу своих фабрик. Но не везде и не всегда в то время фабзавком и администрация находились в непримиримых столкновениях. В 1917 г. порой наблюдалась своеобразная взаимопомощь рабочих и предпринимателей, не только споривших друг с другом, но и решавших вместе проблемы своего завода. Сырье, кредиты, авансы — все это владелец предприятия в ряде случаев получал, опираясь на поддержку именно фабрично-заводского комитета.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

§ 1. Проблемы торгово-промышленной политики правительства. Рабочий вопрос

§ 1. Проблемы торгово-промышленной политики правительства. Рабочий вопрос Проведение внутриполитического курса в России на рубеже XIX–XX вв. осложнялось существованием неразрешимого противоречия: с одной стороны — феодальная самодержавная монархия, стремившаяся всеми

Вопрос земельный, вопрос головоломный

Вопрос земельный, вопрос головоломный Освобождение крестьян в 1861 году провели весьма своеобразно. Надо сказать, что о нем задумывался еще Александр I — однако дело уперлось в откровенный саботаж высшего чиновничества. А тогдашние высшие чиновники практически поголовно

«Период государственной политики»: пошлины, оборона и право голоса; расторжение унии; «рабочий вопрос» (1885–1905)

«Период государственной политики»: пошлины, оборона и право голоса; расторжение унии; «рабочий вопрос» (1885–1905) /209/ Проблема обороны получила неожиданное разрешение в 1885 году. В политических дебатах стала доминировать проблема пошлин. Противоречия между «господами» и

«Вопрос о хлебе и вопрос о мире»

«Вопрос о хлебе и вопрос о мире» После Октябрьского переворота большевики получили по наследству от царского и Временного правительств не только государственную власть, но и застарелую головную боль. «Два вопроса стоят в настоящий момент во главе всех других

212. Русский вопрос — это не национальный, а главный государственный вопрос

212. Русский вопрос — это не национальный, а главный государственный вопрос — Русский вопрос даже в качестве неточного и неадекватного — главный государственный вопрос. Он не национален совершенно. В нем есть всемирное начало и есть начало рабское. Эти иррациональные

1.2. Рабочий вопрос

1.2. Рабочий вопрос Первым важнейшим шагом здесь стало введение восьмичасового рабочего дня. 10 марта 1917 г. соглашение об этом было подписано между Петроградским обществом заводчиков и фабрикантов и Петроградским Советом. Вскоре восьмичасовой рабочий день был фактически

Рабочий инструмент

Рабочий инструмент Индиана Джонс выходил в поле с бригадами работников, снабженных лопатами, будучи вооруженным своим любимым кнутом. Сегодня археологи используют более утонченные инструменты.Землеройная техника является необходимым элементом крупномасштабных

4. Рабочий вопрос

4. Рабочий вопрос 4.1. Государственная политика. До 1905 г. Николай II считал, что в России не существует рабочего класса, аналогичного западноевропейскому. Но уже в ходе революции, в которой рабочий класс проявил огромную активность и упорство, для правительства стала

Рабочий вопрос

Рабочий вопрос В рабочем вопросе лидеры Северного правительства изначально отводили государственной власти прежде всего посреднические и контролирующие функции. Однако, так как большинство частных предприятий закрылось уже до начала или во время Гражданской войны,

«Рабочий вопрос» в последней трети XIX в

«Рабочий вопрос» в последней трети XIX в Завершение промышленного переворота и превращение крупной индустрии в основу экономики ведущих государств Запада превращало проблему взаимоотношений труда и капитала в стержневой сюжет, вокруг которого так или иначе стал

ВОПРОС 4: Подробнее обо мне и о моих планах (здесь представлен ответ на ваши вопросы 2, 3 и последний вопрос)

ВОПРОС 4: Подробнее обо мне и о моих планах (здесь представлен ответ на ваши вопросы 2, 3 и последний вопрос) Свою университетскую карьеру я начинал как физик, но быстро переключился на музыку (я пианист) и получил степень бакалавра и мастера по истории музыки в университете

Рабочий класс и национальный вопрос

Рабочий класс и национальный вопрос Для начала обратимся к рабочему классу и посмотрим, имелась ли в нем питательная среда для деятельности национального движения и получили ли там распространение украинские настроения. Согласно коммунистической идеологии, рабочий

Изборский клуб и главный вопрос эпохи Вопрос о советском наследии тесно связан с обретением Россией потерянного лица

Изборский клуб и главный вопрос эпохи Вопрос о советском наследии тесно связан с обретением Россией потерянного лица Болевая точка С момента возникновения Изборского клуба нами было подготовлено несколько аналитических докладов, из которых наибольший резонанс

Рабочий класс и национальный вопрос

Рабочий класс и национальный вопрос Россия – пестрая в национальном отношении страна. Правительственная политика, политика помещиков, поддерживаемых буржуазией, проникнута вся насквозь черносотенным национализмом.Политика эта направлена своим острием против

Рабочий день и рабочий год в Московской губернии

Рабочий день и рабочий год в Московской губернии Вышедшая под этим заглавием работа инженера Козьминых-Ланина (М., 1912, изд. Постоянной комиссии музея содействия труду при Моск. отд. имп. русск. техн. о-ва. Ц. 1 руб. 75 коп.) представляет из себя сводку данных, которые относятся

Источник

Что такое рабочий вопрос

В сфере потребительного хозяйства наемных рабочих встречается также немало темных сторон. Рабочие, предоставляя свой труд в распоряжение нанимателя, тем самым вынуждены жить в том месте, где последний пожелает применить их труд. Часто рабочие скопляются в местах работы в таком числе, что встречают серьезные затруднения в нахождении жилищ для себя и для своих семейств. Отсюда рождается жилищный вопрос. Ряд исследователей в Западной Европе и у нас в России показал, что рабочие классы живут по большей части в очень плохой, с гигиенической точки зрения, обстановке (см. Жилища рабочих). Это ведет к слабости их организма, к распространенности между ними эпидемий и усиленной смертности, нередко превышающей вдвое и даже более смертность зажиточных классов населения. Естественно также, что Рабочий вопрос, не находя в домашней обстановке душевного и физического покоя, ищет его где-нибудь вне дома. Возможность приобретать продовольствие, одежду и другие предметы потребления тоже оказывается стесненной местопребыванием рабочих. Если потребности рабочих сравнительно легко удовлетворяются в больших городах (где, однако, рабочие по большей части забирают товары в мелочных лавках за относительно высокую цену и низкого качества), то в небольших поселениях или в деревне рабочие сплошь и рядом поставлены в этом отношении в полную зависимость от нанимателей. В сельскохозяйственных предприятиях они почти всегда получают готовую хозяйскую пищу; иногда это имеет место и в промышленных предприятиях; в других случаях хозяева отпускают рабочим предметы потребления из фабричных лавок. Таким образом, от воли хозяина зависит качество продовольствия и состояние здоровья работающих. До издания законодательных норм, регулирующих продажу из фабричных лавок, предприниматели нередко заставляли рабочих забирать товар в счет заработной платы, причем продукты отпускались дурного качества и по чрезмерно возвышенной цене; часто Рабочий вопрос был вынуждаем брать такие товары, которые ему совсем не нужны (tracksystem). Указанные темные стороны в материальном положении рабочих классов отражаются неблагоприятно и на духовной стороне их жизни. Продолжительный Рабочий вопрос день, ночной труд, изнурительные работы не дают возможности посвящать некоторое время умственному развитию, чтению, развлечениям. Особенно печально это отзывается на молодом поколении, работающем в промышленных заведениях; оно не имеет возможности регулярно посещать школу или посещает ее усталым от работы, не занимается домашним чтением и таким образом вырастает невежественным и грубым. Совместная работа двух полов при отсутствии культурных удовольствий портит нравы, создает кратковременные связи, в результате которых являются дети, лишенные семейной обстановки или даже бросаемые на произвол судьбы. Наконец, указанные условия труда влияют разлагающим образом на семью, которая теряет влияние на нравственное объединение и развитие ее членов. Сознание всех указанных темных сторон выростало среди самих рабочих медленно и постепенно. Союзы подмастерьев, о которых упоминалось выше, падают к тому времени, когда начали развиваться мануфактуры и крупное производство. Только с конца XVIII века в рабочих народившейся крупной индустрии начинает появляться мысль о единстве их интересов, противоположных интересам предпринимателей. Во Франции, Англии и др. странах среди Рабочий вопрос появляется стремление к образованию союзов. Однако этим первичным попыткам объединения противодействовало законодательство, запрещавшее всякого рода соединения и сходки рабочих для преследования общих интересов, под страхом уголовного наказания (во Франции — постановление национального собрания 17 июня 1791 г., в Англии — запрещение коалиций законом 1800 г., в Пруссии — постановления промышленного устава 1845 г., и т. д.). Рабочий вопрос союзы стали организоваться тайно и повели в конце XVIII и первой половине XIX века к многочисленным стачкам и беспорядкам, сопровождавшимся грабежами и разрушением. Рабочие в то время считали причиной своего обеднения машины и фабрики и обращали против них свою ненависть. К таким волнениям относится, например, противодействие английских рабочих машинам Аркрайта, многочисленные вспышки и заговоры во Франции в 30-х и 40-х годах, беспорядки в Силезии в 1844 г. и др. Образованием небольших групп рабочих почти и ограничивалось рабочее движение первой половины XIX века; массовое объединение было еще невозможно вследствие недостаточного развития и самосознания рабочих классов. Правда, рабочие элементы принимали участие в революционных движениях 1830 и 1848 гг., но они выступали при этом не в качестве самостоятельного общественного класса, преследующего собственные интересы, а как союзники буржуазии, боровшейся за политические права. Мысли об интересах рабочих классов, о задачах пролетариата высказывались только отдельными личностями, не были еще прочувствованы и продуманы массой и потому увлекали за собой только небольшие Рабочий вопрос группы (Бабёф, Луи Блан). Первым действительно рабочим движением можно считать чартизм (см.) в Англии 1837—1848 гг. Оно почти всецело было начато и поддерживалось рабочим классом; в нем встречается идея о прямой противоположности интересов труда и капитала, слышатся неясные еще стремления пролетариата к улучшению своего материального благосостояния, к изменению общественно-экономического строя, появляется мысль об организации всеобщей стачки как средства достигнуть исполнения требований рабочих. Однако в чартистском движении еще нет определенной социально-экономической программы. Все требования чартистов сводились к введению народной хартии, положения которой касались исключительно реформы народного представительства. С течением времени, по мере распространения народного образования, развития крупной промышленности и увеличения концентрации рабочих на больших фабриках, их самосознание и чувство солидарности интересов растут все более и более. В свою очередь и законодательство постепенно отменяет прежние запрещения рабочих организаций, напр., во Франции — в 1864 г., в Англии — впервые в 1825 г., в Германии в 1867 г. Вместе с тем в рабочем движении появляются два определенных течения — экономическое и политическое. С одной стороны рабочие соединяются в союзы для преследования чисто экономических целей, для достижения наиболее выгодных условий приложения своего труда; с другой стороны, сознавая себя особым общественным классом, они стремятся к объединению в политическую партию, которая дала бы им возможность влиять на ход политической жизни страны. Сначала развиваются рабочие союзы (см. Союзы рабочих), потребительные и производительные ассоциации рабочих и другие экономические организации. Рабочие союзы, распространившиеся в особенности в Англии и Соединенных Штатах, менее в Германии, Франции и др. европейских государствах, стремятся к тому, чтобы добиться от предпринимателей возможно более выгодных условий рабочего договора путем мирных соглашений или стачек; вместе с тем союзы организуют обеспечение членов на случай старости, несчастий, безработицы, болезни и пр. Эти союзы, принявшие в разных государствах различные формы (дружеские общества и рабочие союзы в Англии, союзы демократического и социал-демократического направления в Германии, работе синдикаты во Франции и т. д.), постепенно растут, объединяют все большее число наемных рабочих сначала из более искусных (skilled labourers), а затем и чернорабочих и сельских рабочих. В некоторых странах они приобретают серьезное влияние на улучшение условий труда, на величину заработной платы, рабочего дня и проч. Предприниматели начинают считаться с требованиями своих рабочих, входить в соглашения с их союзами, считают даже иногда нужным выяснять им положение производства. С развитием капиталистической промышленности в важнейших государствах мира в рабочих классах должна была возникнуть идея об общности их интересов на всем земном шаре. Еще в 1840 г. основывается международный тайный «союз справедливых» с центральным органом в Лондоне. В скором времени этот союз переименовывается в «союз коммунистов» и принимает в качестве своей программы изданный Марксом и Энгельсом «Коммунистический манифест» (1847 г.). Этот союз просуществовал недолго и распался в 1852 г. Б 1864 г. образовалось «международное общество рабочих» (см.), для обединения рабочих всех стран в целях общего плана действий. Михаил Бакунин, исключенный из междун. общества, основал в 1868 г. особый «междунар. союз социальной демократии», анархического характера. С конца 80-х годов возникают периодические международные рабочие конгрессы для обсуждения вопросов о положении и образе действий рабочих классов. Первый конгресс был созван в 1889 г. в Парижа по случаю Всемирной выставки; на нем было признано желательным установление законодательным путем 8-часового Рабочий вопрос дня и принято 1 мая как день общего праздника рабочих. Следующие конгрессы происходили в 1891 г. в Брюсселе, в 1893 г. в Цюрихе, в 1896 г. в Лондоне. В то же время замечаются попытки к международному соглашению и обсуждению дел среди представителей труда отдельных отраслей промышленности: в 1890 г., напр., собирается в Иолимонте международный конгресс горнорабочих, в 1894 г. в Манчестере — международный конгресс рабочих по обработке волокнистых веществ и т. д. Со второй половины XIX столетия начинается объединение рабочих классов в политические партии. В Германии начало политическому объединению рабочих было дано Лассалем (см.), основавшим в 1863 г. «всеобщий германский Рабочий вопрос союз» (Allgemeiner deutscher Arbeiterverein). Для противовеса последнему прогрессистская партия основала в том же году «союз германских рабочих обществ» (Verband deutscher Arbeitervereine), в правление которого были избраны Ланге, Бебель и Макс Гирш. Постепенно этот союз отклонился от идей прогрессистов; он принял требование всеобщего избирательного права, высказался против Шульце-Делича и примкнул в 1868 г. к международному обществу. Из среды этого союза Бебель и Либкнехт были избраны в депутаты северо-германского рейхстага и явились первыми представителями рабочего класса в парламенте В 1868 г. они основали «социал-демократическую рабочую партию». На съезде партии в Готе в 1875 г. произошло ее слияние с союзом, организованным Лассалем. На этом же съезде выработана программа германской социал-демократии, замененная новой в 1891 г., на съезде в Эрфурте (подробнее см. Социал-демократия). Независимо от социал-демократической партии рабочие Западной и Южной Германии сплочены в довольно значительном числе под знаменем христианско-социального направления и под руководительством католического духовенства. В Англии движение рабочих в форме профессиональных союзов (трэд-юнионизм) поглощало до последнего времени главные силы рабочих; самостоятельные политические группы или партии рабочих стали образовываться только в последние годы. В 1881 г. основывается «социал-демократическая федерация» (social-democratic federation) марксистского направления, с Гайндманом и Баксом во главе, требующая в своей программе широких социальных реформ в ближайшем будущем, огосударствления земли, обобществления производства и пр. В 1889 г. Кейр-Гарди, Том Ман и др. основали «независимую рабочую партию» (Independent labour party) с несколько более неопределенной программой, с дружественным отношением к профессиональным союзам, но с несомненно социалистическим отенком. Обе эти Рабочий вопрос организации объединяют сравнительно небольшое число рабочих. В 1892 г. были избраны в парламент три депутата рабочих; хотя они не разделяют идей социал-демократии, но выступают энергичными поборниками серьезных реформ в интересах рабочего класса. Профессион. союзы, которые до последнего времени держались в стороне от политического движения, также начинают принимать в нем более деятельное участие. Во Франции, после революции 1848 г., Рабочий вопрос долго были стеснены в свободе собраний и ассоциаций; если в третьей четверти XIX века и встрчаются движения среди этого класса, то преимущественно в виде небольших обществ революционного характера. С приобретением большей свободы Рабочий вопрос собираются на конгресс в Париже в 1876 г.; с этого года конгрессы стали повторяться ежегодно. В 1879 г. на конгрессе в Марселе была основана коллективистическая Рабочий вопрос партия (Жюлем Гэдом), скоро распавшаяся на массу мелких фракций с различными оттенками. Так, на конгрессе в Гавре 1860 г. произошел раскол между умеренными группами рабочих и радикальными, образовавшими «французскую революционную социалистическую Рабочий вопрос партию» (parti ouvrier socialiste r é volutionnaire). Из среды радикалов выделились марксисты (parti ouvrier), принявшие теоретические взгляды Маркса, и поссибилисты, склонявшиеся к некоторым компромиссам и к плану постепенных мирных реформ; последние, в свою очередь, разделились на группы бруссистов и аллеманистов. Все перечисленные фракции приобрели сторонников среди рабочего населения в различных частях страны, вследствие чего в палату депутатов был избран ряд рабочих представителей (в 1889 г. — 19, в 1893 г. — 49). В 1889 г. все социалистические группы получили 176000 голосов, в 1893 г. за них подано уже 589000 голосов. В Италии политическое движение среди рабочих появилось в 70-х годах и начало развиваться с 80-х годов по мере роста крупной промышленности. В 1892 г. была организована Рабочий вопрос партия (partito dei lavaratori italini) и выработана программа в духе учения Маркса. Сторонники этой партии начали собираться на периодические «национальные конгрессы Рабочий вопрос партии». За последнее время в Италии обнаруживается среди рабочих классов тенденция к анархизму. В 1893—94 гг. Италия была ареной многочисленных рабочих волнений, подавленных военной силой. В Австрии рабочее движение шло в общем параллельно германскому, но в несравненно более скромных размерах. Еще в 60-х годах здесь возникает Рабочий вопрос партия, которая сначала сосредоточивает свои силы на приобретении всеобщего избирательного права, а затем стремится к приобретению депутатских полномочий в рейхсрате. Меньшее развитие промышленности, разнообразие племенного состава, репрессивные меры правительства отразились на сравнительно скромных успехах Рабочий вопрос партии. В Швейцарии среди Рабочий вопрос класса существует довольно значительная организация под названием «Gr ü tliverein» (основанная еще в 1830 г.), имеющая около 20000 членов; это общество ставит своей целью достижение мирным путем политического и социального равенства всех граждан и государственного устройства на демократических началах. В Северо-Американских Соединенных Штатах возникает в 1876 г. «Рабочий вопрос партия Соединенных Штатов», объединившая все радикальные группы рабочих и выработавшая программу в духе германской социал-демократии; эта партия не приобрела большого числа сторонников, так как американские рабочие охотнее соединяются в союзы профессионального характера, для достижения непосредственно практических целей. В стороне от социалистического и анархического движения стоит многочисленный союз рабочих, имеющий своей задачей защиту и поднятие рабочих классов, именно орден «рыцарей труда» (см.), основанный в 1869 г.; он объединяет рабочих самых различных специальностей и насчитывает несколько сот тысяч членов. Программа его сводится к требованию законодательных реформ в интересах рабочих классов, к стремлению повысить заработную плату, сократить Рабочий вопрос день, развить производительные и потребительные общества и др. Средствами для этого служат третейские суды и стачки. В политических выборах рыцари труда поддерживают тех, от кого ожидают наибольшего содействия мерам в пользу рабочих.

Литература по рабочему вопросу громадна: здесь указываются только сочинения общего характера. Herkner, «Arbeiterfrage» (многочисленные библиографические указания); Brentano, «Das Arbeits verhältniss gemä ss dem beuligen Recht»; Brentano, «Die gewerbliche Albeiterfrage» (в Sch ö nberg’s «Handbuch der politischen Oekonomie», 1 изд., 1882); Шенберг, «Положение труда в промышленности» (обстоятельная библиография); Ланге, «Рабочий вопрос»; Scheel, «Theorie der socialen Frage»; Маркс, «Капитал» (I том); Sombart, «Socialismus und sociale Bewegung im XIX Jahrhundert» (начало переведено в «Новом слове», 1897); A. Wagner, «Rede ü ber die sociale Frage»; Brassey, «Labour question»; Mohl, «Arbeiterfrage» во 2-м томе его «Politik»; Engels, «Die Lage der arbeitenden Klassen in England»; R. Meyer, «Der Emancipationskampf des vierten Standes»; Schulze v. Gaevernitz, «Zum socialen Frieden» (Лпп., 1890; тоже по-английски в сокращенном виде — «Social Реасе», Лонд., 1893); И. Янжул, «Английская свободная торговля» (М. 1882); «История труда», сборник статей, изд. Водовозовой; Тойнби, «Промышленный переворот в Англии»; Held, «Zwei B ücher zur socialen Geschichte Englands».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *