что такое раб божий

Рабы — не мы: в чем смысл понятия «Раб Божий»?

Приблизительное время чтения: 8 мин.

На протяжении всей 2000-летней истории Церкви христиане называют себя «рабами Божьими». В Евангелии много притч, где Христос называет так Своих последователей, да и сами они нисколько не возмущаются таким унизительным наименованием. Так почему религия любви проповедует рабство?

Письмо в редакцию

Здравствуйте! Есть у меня вопрос, из-за которого мне трудно принять Православную Церковь. Почему православные называют себя «рабами Божьими»? Как может нормальный, вменяемый человек так унижаться, считать себя рабом? И как прикажете относиться к Богу, который нуждается в рабах? Из истории мы знаем, какие омерзительные формы принимало рабство, сколько тут было жестокости, подлости, скотского отношения к людям, за которыми никто не признавал никаких прав, никакого достоинства. Я понимаю, что христианство зародилось в рабовладельческом обществе и закономерно унаследовало всю его «атрибутику». Но с тех пор минуло две тысячи лет, мы живем в совершенно другом мире, где рабство справедливо считается омерзительным пережитком прошлого. Почему же христиане по-прежнему используют это слово? Почему им не стыдно, не противно говорить про себя «раб Божий»? Парадокс. С одной стороны, христианство – религия любви, есть даже, насколько я помню, такие слова: «Бог – есть любовь». А с другой стороны – апология рабства. Какая может быть любовь к Богу, если воспринимать его как всевластного господина, а себя – как униженного бесправного раба?

И еще. Если бы христианская Церковь действительно строилась на основе любви, она заняла бы непримиримую позицию по отношению к рабству. Не могут люди, утверждающие, будто любят ближних своих, владеть рабами. Однако из истории мы знаем, что рабство вполне ободрялось Церковью, а когда оно исчезло – то не благодаря деятельности Церкви, а скорее вопреки.

Но тут есть для меня одна сложность. Я знаю некоторых православных христиан, это замечательные люди, которые действительно любят ближних. Не будь их, я счел бы все эти христианские разговоры о любви лицемерием. А теперь не могу понять, как же так? Как в них это совмещается – любовь к людям и к своему Богу – и одновременно желание быть рабами. Мазохизм какой-то, не находите?

Александр, г. Клин Московской области

Отвечает Роман Маханьков:

что такое раб божий. Смотреть фото что такое раб божий. Смотреть картинку что такое раб божий. Картинка про что такое раб божий. Фото что такое раб божий

Рабство в Библии

Это и есть первое заблуждение относительно термина «раб Божий»: рабство у евреев разительно отличалось от рабства у римлян, было гораздо мягче.

что такое раб божий. Смотреть фото что такое раб божий. Смотреть картинку что такое раб божий. Картинка про что такое раб божий. Фото что такое раб божий

Иногда такое рабство называют патриархальным. В самые древние времена рабы были фактически членами семьи господина. Рабом мог называться также слуга, верный человек, служащий хозяину дома. Например, у Авраама – отца еврейского народа – был раб Елиезер, и пока у господина не родился сын, этот раб, названный в Библии «домочадцем» (!), считался его главным наследником (Бытие, глава 15, стихи 2-3). И даже после того, как у Авраама родился сын, Елиезер вовсе не стал похож на несчастное существо в оковах. Господин отправил его с богатыми дарами на поиски невесты для сына. И для еврейского рабства нет ничего удивительного, что он не сбежал от хозяина, присвоив имущество, а исполнил ответственное поручение как свое собственное дело. О подобном говорит и книга Притчей Соломоновых: «Разумный раб господствует над беспутным сыном, и между братьями разделит наследство» (глава 17, стих 2). Об образе такого раба говорит Христос, Который проповедовал в конкретной культурно-исторической обстановке.

Закон Моисеев запрещал навсегда обращать своих соплеменников в рабство. Вот как об этом говорит Библия: «Если купишь раба Еврея, пусть он работает шесть лет; а в седьмой пусть выйдет на волю даром. Если он пришел один, пусть один и выйдет. А если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его» (Исход, глава 21, стихи 2-3).

Наконец, слово «раб» широко используется в Библии как формула вежливости. Обращаясь к царю или даже просто к кому-либо вышестоящему, человек называл себя его рабом. Именно так именовал себя, например, Иоав, командир войска царя Давида, будучи фактически вторым лицом в государстве (2-я Книга Царств, глава 18, стих 29). А совершенно свободная женщина Руфь (прабабушка Давида), обращаясь к своему будущему мужу Воозу, называла себя его рабой (Книга Руфь, глава 3, стих 9). Более того, Священное Писание именует рабом Господа даже Моисея (Книга Иисуса Навина, глава 1, стих 1), хотя это величайший ветхозаветный пророк, о котором в другом месте Библии говорится, что «говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исход, глава 33, стих 11).

Таким образом, непосредственные слушатели Христа понимали Его притчи о рабе и господине не так, как современные читатели. Во-первых, библейский раб был членом семьи, а значит, его труд основывался вовсе не на принуждении, а на преданности, верности хозяину, и слушателям было ясно, что речь идет о честном исполнении своих обязательств. А во-вторых, для них не было ничего обидного в этом слове, потому что оно являлось лишь выражением уважения к господину.

Рабство любви.

Но даже если терминология Иисуса и была понятна Его слушателям, зачем ею стали пользоваться последующие поколения христиан и, что самое непонятное – современные христиане, ведь прошло уже несколько столетий как общество отказалось от рабства, будь то римская его форма, или более мягкая – иудейская? И вот здесь возникает второе заблуждение относительно выражения «раб Божий».

что такое раб божий. Смотреть фото что такое раб божий. Смотреть картинку что такое раб божий. Картинка про что такое раб божий. Фото что такое раб божий

Дело в том, что оно не имеет никакого отношения к социальному институту рабства. Когда человек говорит о себе: «я раб Божий», он выражает свое религиозное чувство.

И если социальное рабство в какой бы то ни было форме – это всегда несвобода, то религиозное чувство свободно по определению. Ведь человек сам волен выбирать, верить ему в Бога или нет, исполнять Его заповеди или отвергать. Если я верю во Христа, то становлюсь членом семьи – Церкви, Главой Которой Он является. Если я верю в то, что Он – Спаситель, я не могу уже относиться к Нему иначе, как с уважением и трепетом. Но, даже став членом Церкви, став «рабом Божьим», человек все равно остается свободен в своем выборе. Достаточно вспомнить, например, Иуду Искариотского – ближайшего ученика Иисуса Христа, который реализовал такую свободу, предав Своего Учителя.

Кто отменил рабство?

И наконец, последнее заблуждение, что якобы Церковь поддерживала социальное рабство, в лучшем случае была пассивна, не протестуя против него, а отмена этого несправедливого общественного института произошла не благодаря деятельности Церкви, а скорее, вопреки. Давайте посмотрим, кто отменил рабство и по каким мотивам? Во-первых, там, где нет христианства, не считается зазорным держать рабов и до сих пор (к примеру, в Тибете рабство было законодательно отменено лишь в 1950 году). Во-вторых, Церковь действовала не методами Спартака, которые вели к ужасной «кровавой бане», а иначе, проповедуя, что и рабы, и господа равны перед Господом. Именно эта идея, постепенно вызревая, и привела к отмене рабства.

Для просвещенных язычников-греков вроде Аристотеля, живших в государствах, где основным было рабство «лагерного» типа, рабы были просто говорящими орудиями, да и все варвары – те, кто жил за пределами ойкумены – по природе являлись для них рабами. Наконец, вспомним недавнее историческое прошлое – Освенцим и ГУЛАг. Именно там на место учения Церкви о рабах Божьих было поставлено учение о человеке-господине – о господствующей расе нацистов и классовом сознании марксистов.

И последнее. В Библии есть книга пророка Исаии, где грядущий Мессия-Спаситель предстает в образе раба Господа: «Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля; но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (глава 49, стих 6). В Евангелии Христос неоднократно говорил, что Он пришел на землю не для того, чтобы «Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Евангелие от Марка, глава 10, стих 45). И апостол Павел пишет, что Христос для спасения людей «принял образ раба» (Послание к Филиппийцам, глава 2, стих 7). И если Сам Спаситель называл себя служителем и рабом Божьим, то неужели Его последователи постыдятся называть себя так?

Источник

Раб Божий

Раб Божий

1) чело­век, веру­ю­щий в Еди­ного и Истин­ного Бога, созна­ю­щий свою зави­си­мость от Него как от Творца и Про­мыс­ли­теля, при­ни­ма­ю­щий Его власть как власть Небес­ного Царя, стре­мя­щийся испол­нять Его благую волю. ( Гал.1:10 );

2) (в Ветх. Зав., мн. ч) пред­ста­ви­тели вет­хо­за­вет­ного Изра­иля ( Лев.25:42 );

3) (в Нов. Зав., мн. ч.) хри­сти­ане ( Рим.6:22 ).

Когда мы гово­рим, что чело­век явля­ется рабом дру­гого чело­века, то это озна­чает, что его воля насильно огра­ни­чена рабо­вла­дель­цем. В случае же раб­ства Богу всё наобо­рот — Бог даёт чело­веку сво­боду духовно-нрав­ствен­ного само­опре­де­ле­ния, а чело­век сво­бодно под­чи­няет свою волю все­бла­гой воле Отца Небес­ного.

Раб­ство Богу в широ­ком смысле – вер­ность Боже­ствен­ной воле, в про­ти­во­по­лож­ность раб­ству греху.

В более узком смысле (аске­ти­че­ском) – состо­я­ние доб­ро­воль­ного под­чи­не­ния своей воли Боже­ствен­ной из-за страха нака­за­ния, как первая из трёх сту­пе­ней веры (наряду с наём­ни­ком и сыном). Святые отцы выде­ляют три уровня под­чи­не­ния своей воли Богу – раб, под­чи­ня­ю­щийся Ему из-за страха нака­за­ния; наём­ник, рабо­та­ю­щий за плату; и сын, кото­рым руко­во­дит любовь к Отцу. Состо­я­ние сына есть наи­бо­лее совер­шен­ное. По словам св. апо­стола Иоанна Бого­слова: «В любви нет страха, но совер­шен­ная любовь изго­няет страх, потому что в страхе есть муче­ние. Боя­щийся несо­вер­шен в любви» ( 1Ин.4:18 ).
Сле­дует учесть, что дви­же­ние по этим сту­пе­ням совер­ша­ется по мере духов­ного вос­хож­де­ния, сынов­ству обя­за­тельно пред­ше­ствуют две низшие сту­пени. Вне аске­ти­че­ского опыта осо­знать это сложно. Дело в том, что сынов­ство — это образ жизни, а не просто мнение о себе, как о сыне; это испол­не­ние запо­ве­дей Бога из любви к Отцу, состо­я­ние обо­же­ния, свя­то­сти.

Хри­стос не назы­вает нас рабами: «Вы друзья Мои, если испол­ня­ете то, что Я запо­ве­дую вам. Я уже не назы­ваю вас рабами, ибо раб не знает, что делает гос­по­дин его; но Я назвал вас дру­зьями..». ( Ин.15:14-15 ). Но мы гово­рим о себе так, имея в виду доб­ро­воль­ное согла­со­ва­ние своей воли с Его благой волей, ведь мы знаем, что Гос­подь чужд вся­кого зла и неправды, и Его благая воля ведёт нас к бла­жен­ной веч­но­сти. То есть страх Божий для хри­стиан — это не живот­ный страх, а свя­щен­ный трепет перед Твор­цом.

Всякий, дела­ю­щий грех, есть раб греха ( Ин.8:34 ).

Если Сын осво­бо­дит вас, то истинно сво­бодны будете ( Ин.8:36 ).

Если пре­бу­дете в слове Моем, то вы истинно Мои уче­ники, и позна­ете истину, и истина сде­лает вас сво­бод­ными ( Ин.8:31–32 ).

Раб, при­зван­ный в Гос­поде, есть сво­бод­ный Гос­пода… ( 1Кор.7:22 )

Гос­подь есть Дух; а где Дух Гос­по­день, там сво­бода. ( 2Кор.3:17 )

«Се, Раба Гос­подня; да будет Мне по слову твоему» ( Лк.1:28-38 ).

Неужели вы не знаете, что, кому вы отда­ете себя в рабы для послу­ша­ния, того вы и рабы, кому пови­ну­е­тесь, или рабы греха к смерти, или послу­ша­ния к пра­вед­но­сти?

свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов:
«Мне известны три сте­пени в спа­са­е­мых: раб­ство, наем­ни­че­ство и сынов­ство. Если ты раб, то бойся побоев. Если наем­ник, одно имей в виду – полу­чить. Если стоишь выше раба и наем­ника, даже сын, сты­дись Бога как отца, делай добро, потому что хорошо пови­но­ваться отцу. Хотя бы ничего не наде­ялся ты полу­чить, уго­дить отцу само по себе награда. Да не ока­жемся пре­не­бре­га­ю­щими этим! Как без­рас­судно захва­ты­вать себе иму­ще­ство, а отвер­гать здо­ро­вье; очи­щать тело, а очи­ще­ние души иметь только в запасе; искать сво­боды от доль­него раб­ства, а горней не желать; при­ла­гать все тщание, чтобы дом и одежда были пышны, а не забо­титься, чтобы самому стать достой­ным боль­шего; иметь усер­дие бла­го­де­тель­ство­вать другим, а не хотеть сде­лать добро себе! Если бы благо это поку­па­лось на деньги, ты не пожа­лел бы ника­ких сокро­вищ. А если пред­ла­га­ется из чело­ве­ко­лю­бия, пре­не­бре­га­ешь готов­но­стью бла­го­тво­ре­ния.» (Слово 40, На Святое Кре­ще­ние).

диакон Михаил Першин:
«Для хри­сти­ан­ского уха в сло­во­со­че­та­нии раб Божий уда­ре­ние ста­вится на втором слове. Если я – Божий, значит, ничей больше. Если я свой Тому, в Чьей власти все судьбы миро­зда­ния, значит, ника­кой узур­па­тор не вла­стен над моим серд­цем. Стать рабом Божиим озна­чает обре­сти неве­ро­ят­ную сво­боду».

Все сму­ще­ния этой фразой про­ис­хо­дят от незна­ния Бога. Страшно быть рабом тирана, но ближе и роднее Бога у нас никого нет. Бог источ­ник жизни, истины, любви, правды, всех доб­ро­де­те­лей. Раб­ство пред­по­ла­гает труд, работу, а в кон­тек­сте отно­ше­ний с Богом – со-работ­ни­че­ство, ведь Бог само­до­ста­то­чен, ему нет необ­хо­ди­мо­сти в нашем труде. Разве уни­зи­тельно быть в таком пони­ма­нии рабом Любви, рабом Истины, рабом Мило­сер­дия, рабом Пре­муд­ро­сти; рабом Того, кто ради Своего Тво­ре­ния доб­ро­вольно восшел на Крест?

Одна­жды монахи раз­го­ва­ри­вали о сми­ре­нии. Один из знат­ных граж­дан города Газы, слыша слова, что чем более кто при­бли­жа­ется к Богу, тем более видит себя греш­ным, удив­лялся и гово­рил:
— Как это может быть?
И, не пони­мая, хотел узнать, что значат эти слова. Один монах сказал ему:
— Име­ни­тый гос­по­дин, скажи мне, кем ты счи­та­ешь себя в своём городе?
Он отве­чал:
— Считаю себя вели­ким и первым в городе.
— Если же ты пой­дёшь в Кеса­рию, то кем будешь счи­тать себя там?
— Послед­ним из тамош­них вель­мож.
— Если же ты отпра­вишься в Антио­хию, кем ты будешь там себя счи­тать?
— Там буду счи­тать себя одним из про­сто­лю­ди­нов.
— Если же пой­дёшь в Кон­стан­ти­но­поль и при­бли­зишься к царю, то там кем ты ста­нешь счи­тать себя?
— Почти нищим.
— Вот так и святые, — сказал монах, — чем больше при­бли­жа­ются к Богу, тем более видят себя греш­ными. Ибо Авраам, когда увидел Гос­пода, назвал себя землёю и пеплом.

Досто­ин­ство чело­ве­че­ской лич­но­сти

про­то­и­е­рей Алек­сандр Глебов

Совре­мен­ное обще­ство выс­шими цен­но­стями счи­тает жизнь и досто­ин­ство чело­века, что каса­ется жизни – всё понятно. Тут цер­ковь зани­мает пере­до­вые пози­ции, защи­щая ребёнка даже в утробе матери, а вот с досто­ин­ством не всё так просто. Воз­ни­кает вопрос – почему веру­ю­щие люди назы­вают себя «рабами»? «Раб Божий», «раба Божия» – где здесь досто­ин­ство?

Дело в том, что наш раз­го­вор­ный язык очень отли­ча­ется от языка Свя­щен­ного Писа­ния, а такое поня­тие как «раб Божий» пришло к нам из Библии, к тому же из наи­бо­лее древ­ней её части, кото­рая назы­ва­ется «Ветхий Завет». В Ветхом Завете «раб Божий» – это титул царей и про­ро­ков Изра­иля. Назы­вая себя «рабами Божи­ими», цари и про­роки Изра­иля тем самым сви­де­тель­ство­вали, что они более никому не под­властны, они не при­знают над собой больше ничьей власти, кроме власти Бога – они Его рабы, у них своя особая миссия в мире. В Еван­ге­лии есть такая притча: о злых вино­гра­да­рях ( Лк.20:9-16 ). Там рас­ска­зы­ва­ется о том, как гос­по­дин наса­дил вино­град­ник, при­звал рабо­чих рабо­тать в этом вино­град­нике, воз­де­лы­вать его, и каждый год он при­сы­лал к ним своих рабов, чтобы те посмот­рели за рабо­той, при­няли отчет­ность. Этих рабов работ­ники вино­град­ника про­го­няли, тогда он при­слал к ним своего сына, сына они убили и после этого гос­по­дин вино­град­ника уже выно­сит свой суд. Так вот – обра­тите вни­ма­ние – рабо­тают в вино­град­нике не рабы, а наем­ные рабо­чие, а рабы пред­став­ляют гос­по­дина – это его дове­рен­ные лица, они сооб­щают волю гос­по­дина рабо­чим. Этими рабами были про­роки Изра­иля, кото­рые сооб­щали волю Божию людям. Через про­ро­ков с людьми гово­рил сам Бог. Поэтому «раб Божий» – это очень высо­кий титул, кото­рый ука­зы­вал на особые отно­ше­ния между Богом и чело­ве­ком, на особый духов­ный статус чело­века.

Сего­дня в подоб­ном смысле «раб Божий» содер­жится, пожа­луй, только в титу­ла­туре рим­ского пон­ти­фика. Среди многих наиме­но­ва­ний Рим­ского Папы, а это: и намест­ник Иисуса Христа, и пре­ем­ник князя апо­сто­лов, пат­ри­арх запада, архи­епи­скоп и мит­ро­по­лит Рим­ской про­вин­ции, монарх города-госу­дар­ства Вати­кана и так далее. И вот закан­чи­ва­ется этот длин­ный пере­чень – «раб рабов Божиих», то есть, тем самым рим­ский епи­скоп как бы тоже ука­зы­вает на свое исклю­чи­тель­ное поло­же­ние, на свой исклю­чи­тель­ный статус в мире.

В Новом Завете титул «раб Божий» полу­чил более широ­кое рас­про­стра­не­ние, рабом Божьим стал назы­вать себя каждый хри­сти­а­нин, каждый кре­ще­ный чело­век, и многих людей, дей­стви­тельно, это шоки­рует. Но в нашем созна­нии, раб – это такое бес­прав­ное суще­ство, зако­ван­ное в цепи, и люди гово­рят – мы не хотим назы­вать себя рабами, мы сво­бод­ные граж­дане, да, мы веру­ю­щие люди, но назы­вать себя рабами мы не согласны! Если вду­маться, то рабом Бога в том смысле, в кото­ром мы себе пред­став­ляем раб­ство, быть просто невоз­можно, ведь раб­ство – это наси­лие над чело­ве­че­ской лич­но­стью, ну а Бог никого ни к чему не при­нуж­дает. Ведь сама идея о том, что Бог может насильно кого-то под­чи­нять – она абсурдна, потому что это будет про­ти­во­ре­чить замыслу Божьему о чело­веке. Ведь Бог сотво­рил чело­века совер­шенно сво­бод­ным и чело­век хочет – верит в Бога, хочет – не верит в Бога, хочет – любит Бога, хочет – не любит Бога, хочет – испол­няет то, что ему Бог гово­рит, а хочет – не испол­няет то, что Бог ему гово­рит. Вот помните, в притче о блуд­ном сыне – сын под­хо­дит к отцу и гово­рит ему: «Дай мне пола­га­ю­щу­юся часть моего наслед­ства, и я от тебя ухожу». И отец не пре­пят­ствует, он даёт ту часть наслед­ства, кото­рая была поло­жена млад­шему сыну и тот уходит. И вот сего­дня, как и во все вре­мена, масса людей отво­ра­чи­ва­ется от Бога и уходит от него, и Бог их никак не при­нуж­дает быть с Собой, Он никак их за это не нака­зы­вает. Он бережно отно­сится к чело­ве­че­ской сво­боде, поэтому о каком раб­стве тут вообще может идти речь? Вот кто дей­стви­тельно пора­бо­щает чело­века, так это дьявол. Чело­века пора­бо­щает грех и, одна­жды попав в орбиту при­тя­же­ния зла, чело­веку бывает сложно выбраться из этого пороч­ного круга. Вот мы знаем, каждый знает из своей соб­ствен­ной жизни – как сложно бывает пре­одо­леть грех. И ты в нем рас­ка­и­ва­ешься, ты при­но­сишь пока­я­ние, ты пони­ма­ешь, что этот грех мешает тебе жить, что он при­но­сит тебе стра­да­ния, но вырваться вот из этих когтей дья­вола у чело­века далеко не всегда полу­ча­ется. Только с помо­щью Божьей. Только милость Божия может вырвать чело­века из власти греха. Вот я при­веду пример. Конечно, пример этот край­ний, но зато он всем понят­ный. Посмот­рите на нар­ко­мана – он ведь и рад бы стать здо­ро­вым чело­ве­ком, он пони­мает, что эта болезнь ведет его к стра­да­нию, ведет его к скорой смерти, но он ничего сде­лать не может! Это самый насто­я­щий раб, ско­ван­ный цепями по рукам и по ногам, не его уже воля, он испол­няет волю своего хозя­ина, он испол­няет волю своего гос­по­дина, он испол­няет волю дья­вола. И вот в этом смысле, посмот­рите, от Бога чело­век может уйти легко, когда он хочет и Бог ему не пре­пят­ствует, а вот вырваться от дья­вола бывает очень-очень сложно!

Конечно, титул «раб Божий» – он исполь­зу­ется только в сакра­мен­таль­ной жизни Церкви, в таком про­стом чело­ве­че­ском обще­нии мы друг друга не назы­ваем рабами Божьими. Допу­стим, на службе я не говорю своему алтар­нику: «Раб Божий Вла­ди­мир, дай мне кадило», я его назы­ваю просто по имени. А вот когда совер­ша­ются цер­ков­ные Таин­ства, то тогда мы добав­ляем вот этот титул «раб Божий». Напри­мер, «кре­ща­ется раб Божий такой то», «при­ча­ща­ется раб Божий такой то». Или молитва о здра­вии, или за упокой – тоже перед именем добав­ля­ется титул «раб Божий». И в данном случае – раб Божий – есть сви­де­тель­ство веры этого чело­века в Гос­пода Иисуса Христа и его наме­ре­ния испол­нять то, что Бог велит, потому что без веры чело­века и без его наме­ре­ния сле­до­вать тому, что ему гово­рит Гос­подь, любое Таин­ство будет про­фа­ни­ро­вано.

Но вот, что еще важно пони­мать – раб Божий – не отра­жает сущ­ность наших отно­ше­ний с Богом, ведь через Бого­во­пло­ще­ние Бог стал чело­ве­ком, Он стал одним из нас, Он назы­вал нас своими бра­тьями, более того Он гово­рит: «Я не назы­ваю вас уже рабами, Я назы­ваю вас своими дру­зьями». Хри­стос научил нас обра­щаться к Богу как к Отцу – «Отче наш», «Отец наш» – гово­рим мы в молитве. И между чле­нами семьи есть обя­за­тель­ство друг к другу и, будучи детьми Божьими, мы свою любовь к своему Небес­ному Отцу про­яв­ляем тем, что служим Ему, испол­няя Его запо­веди. Как об этом сказал Сам Гос­подь: «Если вы Меня любите, то вы будете соблю­дать запо­веди Мои!» Раб Божий, значит, слу­жи­тель Божий. И поскольку в Новом Завете Бог открыл себя как Любовь, как Истина, как Сво­бода, то чело­век, дер­за­ю­щий назы­вать себя «рабом Божиим», должен пони­мать, что это обя­зы­вает быть его не слу­жи­те­лем дья­вола, не рабом греха, а слу­жи­те­лем любви, истины и сво­боды. И вот в чем здесь ущем­ле­ние чело­ве­че­ского досто­ин­ства я, честно говоря, понять не могу!

В молит­вах, когда веру­ю­щие люди про­из­но­сят такие слова: «Яко свинья лежит в грязи, так и я». Разве здесь не уни­же­ние – срав­ни­вать чело­века со сви­ньей? Я вот знаю такой пример про Льва Тол­стого, кото­рый в книге «Псал­тирь» на полях напро­тив фразы: «Я в без­за­ко­ниях зачат и во грехе родила мать моя», напи­сал: «Но это уже слиш­ком!» И сего­дня срав­не­ние со сви­ньей, сми­ре­ние, послу­ша­ние, наиме­но­ва­ние рабами – явля­ется неким поро­гом, кото­рый просто невоз­можно пере­шаг­нуть, чтобы войти в храм.

Давайте пока сми­ре­ние и послу­ша­ние оста­вим в сто­роне, а вот пого­во­рим о словах этих молитв, кото­рые кому-то, может, кажется, заде­вают их досто­ин­ство. Ведь все эти молитвы, о кото­рых Вы сейчас ска­зали, они носят пока­ян­ный харак­тер, а когда чело­век в чем то рас­ка­и­ва­ется, когда он сокру­ша­ется, то он не только в молитве, он в повсе­днев­ной жизни может сам себя ругать. Более того, он может сам себя бить, вот этот жест – бить себя в грудь, что это значит, это значит – бить самого себя, то есть, нака­зы­вать самого себя за тот про­сту­пок, кото­рый ты сам совер­шил. Иногда эти дей­ствия сопро­вож­да­ются срав­не­ни­ями с живот­ными, прямо скажем, не с самыми бла­го­род­ными. То, что каса­ется 50-го псалма, то он так и назы­ва­ется – пока­ян­ный псалом и очень широко исполь­зу­ется в молит­вен­ном пра­виле. Давид напи­сал этот псалом после того как пророк Нафан обли­чил его в двой­ном пре­ступ­ле­нии – в убий­стве чело­века и в воров­стве чужой жены. И вот, осо­знав то, что он совер­шил, придя в ужас от соде­ян­ного, Давид пишет этот пяти­де­ся­тый псалом и в част­но­сти эти слова, кото­рые столь сму­тили графа Тол­стого: «В без­за­ко­ниях я зачат и во грехе родила меня мать моя». И вот это пока­ян­ное сокру­ше­ние кон­крет­ного чело­века в его кон­крет­ной жиз­нен­ной ситу­а­ции ни в коем случае нельзя вос­при­ни­мать как пози­цию хри­сти­ан­ской церкви на вопросы зача­тия и рож­де­ния ребенка. Конечно, чело­век зачи­на­ется не в без­за­ко­нии и рож­да­ется чело­век не в грехе. Зача­тие и рож­де­ние – это запо­ведь Божия, это бла­го­сло­ве­ние Божие, а уж никак не грех!

Насколько я пони­маю, мы не должны бук­вально вос­при­ни­мать Свя­щен­ное Писа­ние, в данном случае книгу «Псал­тирь»?

А: Когда мы читаем «Псал­тирь», то мы должны иметь в виду, что это опре­де­лен­ный лите­ра­тур­ный жанр, это древ­няя еврей­ская поэзия. И в «Псал­тири» содер­жится всё, что при­суще этому жанру: и образ­ность, и пре­уве­ли­че­ние, и эмоции. Псалмы люди писали по разным пово­дам – это и бла­го­да­ре­ние Богу, и хвала Богу, и просьба о помощи, и пока­я­ние, и в минуты скорби люди писали псалмы. И, несмотря на то, что все это Свя­щенно Писа­ние, мы должны четко раз­де­лять: где там слово Божие, а где там чело­ве­че­ские эмоции.

Духовно-про­све­ти­тель­ский теле­про­ект «Слово»

Раб Божий — слож­но­сти пере­вода^

Из книги “Совре­мен­ный биб­лей­ский пере­вод Теория и прак­тика”

Веру­ю­щий чело­век в Библии назы­вает себя слугой/рабом Божьим. Для той куль­туры это было вполне обыч­ное назва­ние, кото­рое не содер­жало ника­ких нега­тив­ных кон­но­та­ций, рабом назы­вал себя низший при обра­ще­нии к выс­шему, пусть даже это были царь и его при­бли­жен­ный. Сво­бода для нас — абсо­лют­ная цен­ность, так что в нашей совре­мен­ной куль­туре слово раб свя­зано с бес­пра­вием и уни­же­нием, да и слово слуга не намного лучше (только, в отли­чие от слова раб, оно не обра­зует устой­чи­вого сло­во­со­че­та­ния со словом Божий). Может быть, лучше ска­зать слу­жи­тель Божий? Но это выра­же­ние в свою оче­редь свя­зано с кле­ри­каль­ным под­тек­стом: так можно назвать неко­его очень важ­ного епи­скопа, но не про­стого веру­ю­щего. Иде­аль­ного реше­ния нет. В алтай­ском языке есть два слова: кул «раб» и jалчы «работ­ник» (от jал «плата»). Оба не понра­ви­лись части чита­тель­ской ауди­то­рии: первое звучит слиш­ком при­ни­женно, второе наме­кает на нали­чие платы. Было решено пере­во­дить гла­гольно: jалчы болуп “будучи слугой”, что, по словам чита­те­лей, смяг­чало нега­тив­ный эффект от вто­рого слова.

На полях стоит заме­тить, что для людей биб­лей­ской эпохи сво­бода просто не была базо­вой цен­но­стью, как для нас. В Библии прак­ти­че­ски нигде не гово­рится о ней как о необъ­ем­ле­мой при­над­леж­но­сти вся­кого чело­века (такое пони­ма­ние харак­терно скорее дли греко-рим­ского мира), мы читаем на ее стра­ни­цах не столько о сво­боде, сколько об осво­бож­де­нии или избав­ле­нии (от раб­ства, болезни, несча­стий или даже смерти). Для срав­не­ния: сего­дня при­нято гово­рить о здо­ро­вье как основ­ной цен­но­сти (здо­ро­вый образ жизни и проч.), тогда как в более тра­ди­ци­он­ных обще­ствах речь идет скорее о выздо­ров­ле­нии в случае болезни, а обыч­ное состо­я­ние чело­века вовсе не вос­при­ни­ма­ется как болез­нен­ное (в отли­чие от совре­мен­ной манеры врачей назы­вать всех своих паци­ен­тов «боль­ными»). Это не значит, что в древ­но­сти болели реже и менее тяжело (скорее как раз наобо­рот!), но значит, что вос­при­я­тие здо­ро­вья и болез­нен­но­сти отли­ча­лось от совре­мен­ных. Точно так же и свое под­чи­не­ние Богу, царю или обыч­ному началь­нику люди не вос­при­ни­мали как нечто уни­зи­тель­ное, тре­бу­ю­щее немед­лен­ного вме­ша­тель­ства.

Все это можно попы­таться разъ­яс­нить в сло­варе, а еще лучше — в отдель­ной статье, но что делать в пере­воде? Вот основ­ные вари­анты.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *