что такое пятничный намаз
Пятничный намаз: значение и особенности
Что такое пятничный намаз?
У мусульман особенную значимость имеет один день недели – пятница. В этот день всегда начинается всеобщее движение, происходит подготовка к чему-то важному и особенному. Мусульмане со светящимися от радости лицами, одетые в красивые праздничные одеяния отправляются на пятничный намаз. Этому дню мусульманские народы придают особое значение, поскольку обязательность пятничного намаза установлена в кораническом аяте. Совершается этот обряд в пятницу во время обеденного намаза всей общиной. Для мужчин пятничный намаз считается обязательным. В обряде должны принимать все мужчины, достигшие совершеннолетия и проживающие в населенном пункте. Перед молитвой мусульмане в обязательном порядке должны совершать омовение, остригать ногти и надевать чистые и праздничные одежды. перед намазом в пятницу также желательно надушиться благовониями и отказаться заранее от употребления чеснока и прочих продуктов с резким запахом.
Известно, что ранее богослужение в пятницу было установлено для евреев и христиан. Однако позже эта традиция была изменена и для молитв евреям была установлена суббота, а для богослужения христиан – воскресенье. И только для мусульман пятница, также как и ранее осталась днем еженедельного богослужения. Согласно некоторым хадисам считается, что именно в пятницу происходили важнейшие для человечества события. В хадисах также указывается что Адама Аллах создал в пятницу. В пятницу же и впервые Адам был веден и изгнан из Рая. Кроме того и покаяние он принял тоже в пятницу. В связи с тем, что для мусульман пятница является одним из самых важных дней недели и имеет большое значение, в четверг вечером каждый мусульманин должен еще больше уделить внимание своей моральной и физической чистоте.
О том, что означает Пятничный намаз более подробно в этом видеоролике.
Значимость пятничного намаза
В соответствии с Кораном, сунной и общиной совершать пятничный намаз должны все. Эта традиция считается обязательной, о чем и сказано в одном из стихов Корана. В отдельных хадисах указано также, что пятничный намаз предписан людям Господом. Не разрешается без видимых причин оставлять его, либо за отказ исполнения намаза человеку может воздастся. в одной хадисе сказано, что человек, совершивший омовение и прослушавший до конца проповедь имама, а затем вместе с ним совершив пятничный намаз в течение недели и последующих трех дней после пятницы избавиться от всех грехов. А в другой хадисе говорится, что сердце человека, который не придает значимости пятничному намазу, окажется запечатанным.
Этот праздник во времена правления Мухаммеда имел религиозное и даже политическое значение. Поскольку обряд совершался в праздничной атмосфере, он способствовал значительному сближению людей. Благодаря пятничному намазу люди узнавали друг друга и осведомлялись о проблемах своих собратьев.
Как читать пятничный намаз?
совершать пятничный намаз принято во время дневного намаза зохра. Основным условием намаза в пятницу считается выполнение двух рукатов (поклонов) и прочтение пятничной проповеди. Кроме обязательно двухрукатного намаза мусульмане также должны соблюдать и намаз-суннат. Первый из них, состоящий из четырех поклонов должен совершатся до намаза-фарза. второй же намаз-суннат должен выполняться после намаза-фарза и в виде 2-4 рукатов. При пятничном намазе необходимо произносить два азана и одну икаме. первый азан произносят громко, а после него совершается непосредственно намаз-суннат. После завершения проповеди мусульманами произносится игама и совершается обязательный двухрукатный джамат-намаз. А уже после этого повторно совершается и намаз-суннат.
Проповедь, как важнейшее условие пятничного намаза
Проповедь или как ее еще называют хутба, является неотъемлемым условием проведения пятничного намаза. Хутба в переводе с арабского означает обращение к кому-либо. В ранние периоды Ислама она имела большое значение. Даже в своих проповедях пророк Мухаммед делился с только что снизошедшими откровениями, рассказывал о предписанных молитвах и богослужениям. К примеру, в процессе проповеди когда-то Мухаммед коснулся общественных отношений и затрагивал вопросы планирования дел. Со временем пятничная проповедь несколько изменилась и стала в основном затрагивать лишь политические аспекты.
Поскольку проповедь предназначена для просвещения мусульманских народов, по этой причине она должна быть представлена в простой и никак не связанной с политической ситуацией. Каждый мусульманин должен понимать ее смысл и внимательно прислушиваться к абсолютно всем словам проповеди. Кроме того, при произнесении проповеди не разрешается разговаривать, делать какие-либо замечания тем, кто разговаривает, нельзя совершать намаз и выходить на ружу. Все эти деяния не приветствуются Аллахом и могут его разгневать.
Что нельзя делать, придя на пятничный намаз?
В этом видеоролике будет рассказано о Пятничном намазе. Не забывайте оставлять комментарии и высказывать пожелания.
Пятничный намаз. Порядок выполнения
«О верующие! Если призовут в пятницу к молитве, то устремитесь к поминанию Господа и оставьте торговлю [суету, дела мирские]. Это – наилучшее для вас. О если бы вы только знали!» (см. Св. Коран, 62:9).
Заключительный посланник Творца Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) отметил самый важный день в календаре такими словами: «Пятница – это госпожа [глава] дней! Она является более величественной, чем день праздника Разговения (Ураза-байрам) и день праздника жертвоприношения (Курбан-байрам)»[1]. Также необходимо помнить слова посланника Божьего: «Кто оставит пятничную молитву три раза [подряд], пренебрегая ею[2], сердце того будет запечатано Господом»[3]. Пятничная молитва является обязательной только для мужчин. Женщины, дети, путники[4] и физически немощные люди не обязаны посещать пятничную проповедь. Если все же они пришли в мечеть, чтобы совершить пятничную молитву («Джум‘а»), она будет им засчитана вместо полуденной (Зухр) [5]. Утром в пятницу желательно совершить полное омовение. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Если кто-то из вас собирается пойти на пятничную проповедь, то пусть совершит полное омовение (гусль)»[6].
Из чего состоит пятничный намаз (джума)
Время совершения – это время полуденной молитвы (Зухр). Совершается только в мечетях и местах, специально отведенных для молитвы-намаза. Пятничный намаз состоит из восьми ракяатов сунны и двух ракяатов фарда. Порядок их выполнения следующий: четыре ракяата сунны, два ракяата фарда и четыре ракяата сунны[7].
Четыре ракяата сунны
Первый азан. По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «салават» и обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана. Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить четыре ракяата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего». Последовательность совершения аналогична четырем ракяатам молитвы Зухр. Выполняется, как все молитвы-сунны, каждым самостоятельно[8]. Первая проповедь Имам поднимается на минбар и приветствует пришедших на молитву прихожан словами «ас-саляму ‘алейкум ва рахматуллах», после чего садится. Второй азан. По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «Салават» и, воздев руки на уровень груди, обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана. Проповедь начинается словами восхваления Господа миров и прошением благословения для пророка Мухаммада. Затем проповедник, цитируя Священный Коран и Сунну, обращается с проповедью, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для пополнения духовных и жизненных сил в сердцах и делах мусульман[9]. По завершении первой проповеди имам-хатыб садится на одну из ступенек минбара и все обращаются с мольбой ко Всевышнему Творцу, читая молитву-ду‘а. Вторая проповедь Вторая проповедь более коротка, чем первая, и носит назидательный характер. Нужно добавить, что с момента восхождения имама на минбар и до призыва (икамата) на два ракяата фарда все прихожане должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркивал: «Кто разговаривает во время пятничной проповеди, тот подобен мулу, несущему на себе священные книги [то есть тому, кто, имея возможность обогатиться атмосферой наставления, Божественным благословением и крупицами знаний, невежественно пренебрегает этим, игнорирует, идя против повеления Пророка]»[10]. Исключениями могут быть ответ на приветствие; прошение у Всевышнего благословения для Пророка («салават») при упоминании его имени; предупреждение об опасности и подобного рода крайне вынужденные случаи.
Два ракяата фарда
Икамат. Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить два ракяата фарда пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего»[11]. Два ракяата фарда выполняются в точном соответствии с порядком выполнения двух ракяатов фарда утренней молитвы. Имам проводит молитву вслух.
Четыре ракяата сунны
Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить четыре ракяата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего». После этого молящийся выполняет все в той же последовательности, как и первые четыре ракяата сунны пятничной молитвы. По завершении четырех ракяатов сунны и тем самым всей пятничной молитвы («Джум‘а»), продолжая сидеть, желательно[12] вместе с имамом выполнить «тасбихат». Пятничная молитва, в отличие от других, не восполняется. Если время, отведенное для нее, вышло, то совершается полуденная молитва Зухр[13].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Хадис от Абу Любана ибн ‘Абдуль-мунзира; св. х. Ахмада, Ибн Маджа и аль-Байхакы. См.: Аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2 ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 2. С. 363, пункт 3250; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 11. С. 447.
[2] То есть не примет участия в пятничной молитве, считая ее не столь важной.
a href=»#_ftnref3″ name=»_ftn3″>[3] Св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 8. С. 180, 181; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 176, хадис № 499, «хасан»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 3. С. 1024, хадисы № 1371–1373, «хасан», «сахих».
[4] По шафиитскому мазхабу, путник перестает пользоваться каноническими облегчениями (необязательность посещения пятничной молитвы, необязательность поста в месяц Рамадан и т.д.), если он намеревается остаться на новом месте четыре и более дней. Богословы-ханафиты говорят в этом случае о сроке в пятнадцать дней и более. Канонические облегчения распространяются на путника, если он находится (2) в пути или (2) на новом месте пребывания менее указанных сроков.
[5] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1285.
[6] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари.
[7] Первые четыре ракяата сунны признаются сунной всеми учеными-богословами, последние четыре ракяата – богословами всех мазхабов, кроме маликитского. Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1291, 1326.
[8] Шафииты также совершают четыре ракяата, но разделяя их на две молитвы по два ракяата.
[9] Ученые-шафииты говорят: «Проповедь имеет пять обязательных положений: три из них должны быть соблюдены в обеих проповедях – слова восхваления Всевышнего; прошение у Него благословения для пророка Мухаммада («салават») и наставления, касающиеся богобоязненности («таква»), а объяснение аята из Священного Корана и мольба-ду‘а о благополучии верующих мужчин и женщин в жизни вечной должны быть соблюдены в одной из двух проповедей».
[10] См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 3. С. 287, хадис № 1250, а также с. 288; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 2. С. 639, хадис № 421, «хасан ли гайрихи».
[11] Имам добавляет к сказанному, что выполняет молитву со стоящими за ним молящимися. Те, кто стоят за имамом, должны оговорить, что совершают молитву с имамом.
[12] Это желательно и в современной России, где мусульмане имеют мало возможностей для частых встреч и очень нуждаются в совместных (в джама‘ате) мольбах-ду‘а, особенно в такой знаменательный день, как пятница. Совершив вместе «тасбихат», верующие встают одновременно и приветствуют друг друга, общаются.
[13] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1335.
Что такое пятничный намаз
Как правильно совершать пятничный намаз?
Каждый новый день – это подарок от Аллаха, но к сожалению, за мирской суетой мы забываем об этом. Для мусульман особо значима пятница, но даже этот день мы часто проживаем как обычный, даже не осознавая скольких благ мы лишаемся.
Главным поклонением дня пятницы является коллективный намаз. В священном Коране говорится: «О верующие! Если призовут в пятницу к молитве, то устремитесь к поминанию Господа и оставьте торговлю. Это – наилучшее для вас. О если бы вы только знали!». (62:9)
Пророк Мухаммад (мир ему), отмечая важность этого дня, говорил:
«Пятница – это госпожа дней! Она является более величественной, чем день праздника Разговения и день праздника Жертвоприношения». (хадис от Абу Любана ибн Абдуль-мунзира)
Также в хадисе Пророка (мир ему) сказано: «Тот, кто, сделав полное омовение, надев чистую одежду и умастив себя благовониями, не спеша направится в мечеть и, не проронив ни единого слова, выслушает проповедь имама и совершит за этим пятничный намаз, вернется домой очистившимся от всех грехов, совершённых им с прошлой пятницы» (Абу Дауд).
Правила совершения пятничной молитвы
Пятничная молитва является обязательной только для мужчин и совершается в мечетях или местах, специально отведенных для намаза.
Пятничный намаз состоит из десяти ракаатов: четыре ракаата сунны, два ракаата фарда и вновь четыре ракаата сунны.
1. После первого азана прихожанам следует прочитать намерение и самостоятельно совершить 4 ракаата сунны. Намаз выполняется аналогично четырем ракаатам намаза Зухр.
Намерение: «Я намереваюсь выполнить четыре ракаата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».
2. После второго азана имам поднимается на минбар для чтения проповеди (хутбы). После этого читается икамат и коллективно совершается 2 ракаата фарда пятничного намаза. Порядок совершения данного намаза такой же, как у фарда утреннего намаза.
Намерение: «Намерился выполнить 2 ракяата фарда полуденного намаза за имамом ради Всевышнего Аллаха».
Стоить отметить, что с момента восхождения имама на минбар и до икамата все прихожане должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк (мир ему) подчеркивал: «Кто разговаривает во время пятничной проповеди, тот подобен мулу, несущему на себе священные книги».
3. После фард намаза каждый самостоятельно читает четыре ракаата сунны, в последовательности, как и первые 4 ракаата сунны пятничной молитвы.
Намерение: «Я намереваюсь совершить четыре ракаата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».
Пятничная молитва, в отличие от других, не восполняется. Если время, отведенное для нее, вышло, то совершается полуденная молитва Зухр.
Также важно помнить, что пропускать пятничный намаз нежелательно, так как Пророк (мир ему) говорил: «Кто оставит пятничную молитву три раза [подряд], пренебрегая ею, сердце того будет запечатано Господом». (Ахмад, Абу Дауда, ат-Тирмизи и др.)
В этот день человек может обрести множество благ и милости Всевышнего, поэтому стремитесь провести пятницу наилучшим образом, устремитесь мыслями, делами и молитвами к Аллаху, ведь он Слышащий, Знающий, Дарующий.
Джума-намаз: пятничная молитва и её нюансы
Мусульманские учёные всех мазхабов едины во мнении, что джума-намаз вменяется в обязанность каждому верующему в степени ваджиб (во всех суннитских правовых школах, кроме ханафитской, этот хукм приравнивается к фарду).
В Своей Книге Господь миров сказал следующее:
О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха… (62:9)
Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) дал пятнице эпитет «госпожа всех дней». Её величественность считается большей, чем даже у двух исламских праздников – Ид аль-Адха (Праздник жертвоприношения) и Ид аль-Фитр (Праздник разговения). Соответствующий хадис приводится в сборнике аль-Байхаки.
Кликните на эту ссылку, чтобы посмотреть время джума-намазов в городах России и других стран СНГ.
Как читать пятничную молитву
1. После азана молящийся обычно произносит дуа:
Аллахумма, Рабба хазихи дагватит-таммати, уас-салятиль каа има’. Ати Мухаммадан-иль уасилята уаль фадылята уабгасху макамам-махмуданиллязи уагьадта. Иннакя ля тухлифуль-мигад
Перевод: «О Аллах, Господин этого совершенного призыва и готовящейся к исполнению молитвы! Дай Мухаммаду самое высокое положение в Райской обители, добродетели и воскреси его на самом хвалебном месте, обещанное Тобою. Нет никаких сомнений в том, что Ты выполнишь обещанное».
2. Завершив дуа, молящийся встаёт на совершение первых четырёх ракаатов. Он выполняет все действия, как и в случае с обязательными ежедневными намазами, которые состоят из точно такого же числа ракаатов.
3. Далее имам встаёт на минбар, произносит приветствие в адрес мусульман. Сделав это, он садится на ступеньки минбара.
4. В этот момент муэдзином произносится второй азан и верующие снова читают про себя вышеописанную молитву-дуа.
5. Затем имам принимается рассказывать проповедь прихожанам и произносит хутбу. В ней он традиционно произносит слова восхваления Создателя миров, благословляет Заключительного Его посланника (с.г.в.) и поднимает какую-нибудь актуальную тему, объясняя её сквозь призму Священного Корана, а также Пречистой сунны.
6. После проповеди следуют 2 ракаата фарда коллективно всем джамаатом и 4 ракаата суннат.
Особенности джума-намаза
Для этого намаза, помимо обычных требований к обязательным молитвам (наличие тахарата, покрытие постыдных мест, направление на Кыйблу и т.п.), существуют дополнительные условия, например, в плане гендерного представительства. Для мужчин этот намаз обязателен, тогда как на женщин это обязательство не распространяется.
Время пятничной молитвы – солнце должно пройти стадию зенита до того, пока тень объектов не станет равна их высоте.
Различные богословско-правовые школы устанавливают разные условия по необходимой численности джамаата, чтобы намаз был засчитан как пятничный. Согласно ханафитскому мазхабу, требуется от 3 или 5 человек (некоторые учёные этой богословско-правовой школы говорят о 7 верующих). Шафииты и ханбалиты настаивают на численности джамаата в 40 мусульман, включая имама. Маликитский мазхаб занимает срединную позицию – 12 человек, без учёта имама.
Намаз джума включает в себя четыре ракаата суннат, два ракаата фарда и четыре ракаата суннат. Однако в данном вопросе есть некоторые нюансы. Первые четыре ракаата богословы каждого из мазхабов признают важными на уровне сунны-муаккада. Если вести речь о последних четырёх ракаатах, то тут ситуация не столь однозначная. Ханафитская, шафиитская и ханбалитская школы также склонны считать суннат после двух ракаатов фарда сунной-муаккада, тогда как маликиты рассматривают её как практику Пророка Мухаммада (с.г.в.), которую порой он мог оставить.
Джума-намаз равен полуденному?
Интересно мнение алимов четырёх мазхабов относительно того, заменяет ли джума намаз-зухр. Единой позиции по этому вопросу нет. Если в населённому пункте есть одна мечеть, и всё мужское население проходит туда на пятничный намаз, то нет потребности читать дневной. Но в ситуации, когда мечетей много, то дело приобретает следующий вид.
Богословы-ханафиты настаивают на том, что джума-намазы во всех мечетях самодостаточны, нет никакой необходимости совершать отдельно молитву-зухр. Если же человек всё-таки решит прочитать полуденную молитву, он может сделать это, но не в составе джамаата. Ведь такое действие в рамках ханафитского мазхаба считается сильно порицаемым (махрук тахриман).
Учёные-шафииты считают иначе. По их мнению, молитва засчитывается как пятничная и не требует отдельного дополнения её полуденной только в той мечети, такбир тахрим на два ракаата фардовой части которой будет произнесён раньше остальных в городе. В этой мечети чтение молитвы-зухр будет желательным действием (мустахаб). Однако в остальных мечетях полуденный намаз должен совершаться в обязательном порядке.
Позиции, похожей на мнение шафиитов, придерживаются маликитские богословы. На их взгляд, полуденная молитва должна читаться в каждой из мечетей данного населённого пункта, кроме той, где пятничный намаз завершился раньше всех.
По мнению ханбалитских учёных, молитва джума восполняет собой и полуденную лишь в том случае, если в джамаате присутствует руководитель государства либо города. В остальных мечетях намаз зухр должен быть прочитан после намаза джума.
Существует мнение, что в современных реалиях наиболее целесообразную точку зрения в этом вопросе предлагает ханафитский мазхаб. Оно основывается на том, что при жизни Милости миров Мухаммада (с.г.в.) в поселениях не было множества мечетей, так как умма имела небольшую численность. В связи с этим прямое перенесение практики первых десятилетий распространения ислама на нынешнюю повседневность, когда приверженцев ислама в крупных городах куда больше, нецелесообразно.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Ассаламу алейкум! 4 ракаата сунна-намаза перед 2 ракатами фард намаза в пятничной молитве должны быть прочитаны после Азана. Я сейчас нахожусь в другой стране (Франция) и здесь в мечетях после Азана сразу начинают читать 2 ракаата фард намаза. Является ли Азан необходимым условием для прочтения первых четырёх ракаатов и как поступить в данной ситуации?
Джума-намаз
«О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали» (сура Аль-Джумуа | Собрание: 9 аят).
Это обязательная молитва для мужчин, которые являются свободными и совершеннолетними и не являются путниками. И джума намаз является желательным для людей, которые физически немощные, для детей и женщин. Есть ряд современных ученых богословов, которые считают, что джума намаз женщинам, даже пожилым, нежелательно посещать в пятницу. Мусульманам необязательно посещать пятничную молитву, если наступают неблагоприятные погодные условия, такие, как угрозы схода лавин или сильные морозы, а также сильные ливни.
Порядок совершения пятничного намаза
Джума намаз сегодня читается также как и во время Пророка Мухаммада ﷺ. Относительно порядка и времени совершения джума намаза есть ряд условий и особенностей, но большинство из них перекликаются с условиями и требованиями, предъявляемыми ко всем обязательным намазам. Мусульманину следует совершить ряд действий для того, чтобы подготовиться к джума-намазу, эти действия являются важными суннатами пятничного дня:
Перед тем, как начнется в пятницу молитва, муэдзин произносит второй азан, а затем имам читает хутбу или специальную проповедь для джума намаза, которая включает в себя две части, между которыми имаму следует на какое-то время присесть. После того, как будет сказана проповедь, начинается совершение намаза из двух ракаатов. Если совершается пятничная молитва, то полуденную молитву можно не совершать.
Перед началом джума намаза
Мусульманину, который только пришел в мечеть, следует совершить два ракаата приветственной молитвы «тахийат аль-масджид», он читается как обычная молитва из двух ракаатов, только с намерением совершения приветственного намаза мечети.
Дозволяется также совершать дополнительную молитву до того, как прозвучит азан.
После азана верующему желательно произнести дуа: «Аллахумма, рабба хазихи да‘уати-ттаммати, уа-ссалятиль-ка’има. Ати Мухаммадан аль-уасилята уаль фадылята уаб‘асху макаман махмудани-ллязи уа‘адтах», что переводится на русский язык как «О Аллах, Господин этого совершенного призыва и готовящейся к исполнению молитвы! Дай Мухаммаду самое высокое положение в Райской обители, добродетели и воскреси его на самом хвалебном месте, обещанным Тобою».
Суннат-намазы до джума
Религия Всевышнего Аллаха основывается на том, что мусульмане должны выполнять те формы поклонения, на которые указывали Всевышний Аллах или Посланник Аллаха Пророк Мухаммад ﷺ, а если на такое поклонение указания нет, то выполнение его следует считать запретным. В вопросах быта и различных нюансов мирской жизни мусульманин берет за основу дозволенность, и все его дела мирские дозволены до того момента, пока не поступит указания на запретность чего-либо.
Относительно совершения пятничного намаза передано через многих передатчиков, что Пророк Мухаммад ﷺ по пятницам покидал свой дом, восходил на минбар, и после этого начинал муаззин объявлять азан. Когда же азан завершался, то Посланник Аллаха ﷺ поднимался, чтобы произнести хутбу или специальную проповедь. О том, что до хутбы Пророк Мухаммад ﷺ совершал какую-нибудь сунну, нет нигде никаких указаний.
О том, что именно так происходило во времена Пророка Мухаммада ﷺ, сказано в таких источниках, как «Мисбаху зуджаджа», «Фатхуль-Бари» и «Найлюль-аутар».
Есть мнения большинства ученых относительно того, что никакой Сунны о совершении чего-либо до пятничной молитвы, которая была бы узаконена Пророком Мухаммадом ﷺ, нет. Такого же мнения придерживались имам Малик, имам аш-Шафии, а также большая часть шафиитов, и среди ханбалитов это мнение также распространено. Такого же мнения придерживается большая часть имамов. Также шейхуль-ислам Ибн Таймия со своим учеником Ибн аль-Къайимом придерживались этой же позиции, шейх аль-Альбани поддерживал это мнение и ученые из аль-Ляджнату-ддаима или Постоянного комитета, возглавляемого шейхом Ибн Базом.
Приводятся слова шейхуль-Ислама Ибн Таймии о том, что ученые в своем большинстве единогласны по этому вопросу и считают, что определенного желательного намаза до пятничной молитвы нет. Приводятся также слова Хафиз аль-‘Иракъи, который утверждал, что от Пророка Мухаммада ﷺ не передано ни в каких хадисах, чтобы Посланник ﷺ что-то совершал до начала джума намаза.
Но если же мусульманин сам желает произнести добровольную молитву, то он может делать это сколько угодно раз, пока имам не выйдет для того, чтобы совершить хутбу.
Пятничная проповедь
Имам поднимается на минбар, после чего произносит приветствие мусульманам, затем имам садится на ступени минбара.
Далее муэдзин произносит азан, и после этого мусульмане произносят дуа, читаемое после азана.
После этого имам приступает к проповеди и совершает первую хутбу, в ходе которой произносятся им слова, восхваляющие Творца миров и благословляющие Посланника Аллаха ﷺ, а после этого в своей проповеди имам поднимает одну из актуальных тем, которую рассматривает с точки зрения Священного Корана и Сунны Пророка ﷺ.
После первой проповеди имам присаживается, делая короткий перерыв, после чего встает и делает вторую хутбу.
Как читать джума намаз
Джума намаз состоит из:
двух проповедей имама;
двух ракаатов фарда.
После проповеди (хутбы) весь коллектив джамаата совершает два фард ракаата, имам читает суры в намазе в слух.
Джума намаз совершается также как и утренняя молитва фаджр по действиям, но читаются более короткие суры или аяты.
Намазы после джума молитвы
Возникают также обсуждения относительно произнесения добровольных молитв после того, как будет свершена пятничная джума молитва, и для этого есть основания, узаконенные Пророком Мухаммадом ﷺ: «Если кто-нибудь из вас совершит пятничную молитву, пусть совершит после нее и дополнительную молитву в четыре ракаата», и этот хадис приводится Муслимом. По свидетельству ибн Умара, после пятничной молитвы он вместе с Посланником Аллаха ﷺ совершал молитву в два ракаата – об этом сказано в хадисе, переданном Бухари. Также в хадисе, переданном Муслимом, предлагается другая версия, по которой Пророк Мухаммад ﷺ у себя дома совершал два ракаата молитвы после пятничного намаза.
В мусульманской умме можно встретить мнение, по которому в мечети после джума намаза следует читать четыре ракаата молитвы, а дома можно ограничиться двумя, ссылаясь на вышеупомянутые хадисы. Ибн аль-Къайим сказал, что шейх Ибн Таймия говорил об этом.
В хадисах Пророка Мухаммада ﷺ о совершении дополнительной молитвы после завершения джума-намаза упоминается разное количество ракаатов, поэтому ученые-богословы высказывали различные рекомендации о точном количестве ракаатов этой молитвы. Мусульманин может совершить два, четыре или шесть желательных ракаатов после завершения джума-намаза.
Условия, при которых джума намаз будет считаться действительным
Чтобы жума намаз был засчитан, следует соблюдать такие правила:
Нежелательные действия при совершении пятничной молитвы:
По мнению всех ученых богословов, представителей всех мазхабов, джума намаз – это ваджиб для всех верующих, действие обязательное, и почти во всех школах, кроме ханафитов, пятничную молитву приравнивают к фарду.
Посланник Аллаха ﷺ назвал пятницу «госпожой всех дней».
Особенности джума намаза
Для джума намаза следует соблюдать требования, которые предъявляются к обязательным молитвам:
Также для совершения джума намаза нужно учитывать его особенности:
Равен ли джума намаз полуденному намазу?
Относительно того, может ли заменять джума намазом зухр, мнение ученых богословов, представляющих разные мазхабы, представляет интерес: нет единого мнения по этому вопросу. Считают, что если в населенном пункте всего лишь одна мечеть, в которую на пятничный намаз приходят все мужчины уммы, то нет необходимости читать дневной намаз.
Другое дело, когда в населенном пункте мечеть не одна. В таких ситуациях подавляющее число богословов считает, что джума намазы во всех мечетях являются самодостаточными, так что нет необходимости отдельно совершать зухр молитву.
Исключение составляют шафиитские ученые, считающие, что молитву следует засчитывать как пятничную в мечети, где раньше, чем в остальных мечетях города, будет начат джума-намаз, и в этой мечети совершать отдельно полуденную молитву не нужно, а чтение зухр намаза будет в такой мечети желательным действием или мустахаб. Но остальные мечети должны обязательно совершать полуденный намаз.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)