что такое путь мокши
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
ПОНИМАНИЕ МОКШИ В ВЕДИЧЕСКОЙ АСТРОЛОГИИ
Мой анализ мокши будет только астрологический, не трансцендентный. Как вы знаете, мокша – это выход из цепи перерождений. В большинстве случаев это невозможно сделать без гуру. Гуру должен вести вас, дать определенные знания, мантры, медитации, чтобы вы разрушили вашу прарабдха и санчита карму. Эти два типа кармы и есть причина вашего рождения.
Как понять мокшу астрологически?
Для этого нужно знать типы домов – дхарма, артха, кама и мокша.
Все огненные знаки – это знаки дхармы.
Например, для лагны Овен огненные знаки попадают в 1-5-9 дома, который для него является треугольником дхармы.
2-6-10 дома становятся артха триконом.
3-7-11 дома – кама триконом.
4-8-12 дома – мокша триконом
Можно задуматься о том, почему знаки воды обладают свойством мокши. Вода имеет свойство течь и также свойство растворять вещи. Символизм воды в стирании, растворении вашей кармы всех жизней, которые вы прожили.
Второй символизм – это то, что первой накшатрой водных знаков управляет Юпитер, который представляет гуру. Гуру, необходимый нам, чтоб выйти из круга перерождений.
Чтобы понять суть астрологии, мы должны понять основы. Дхарма это огонь, это способ понять самого Бога. Потому что Бог творит посредством огня.
Артха показывает, что мы должны делать на этой Земле. Особенно она связана с благосостоянием. Если я брошу денежную купюру в небо, она улетит. Если в воду – она утонет. Если в огонь – она сгорит. И только если я ее брошу на землю, то смогу наклониться и поднять ее))
Но мы помним, что Артха трикон будет во 2-6-10 домах только для Лагны Овен и других знаков огня.
Как некоторые люди страстно желают иметь часы Ролекс или роскошный Мерседес, и готовы проделать все необходимое, чтобы их получить. Так и Козероги должны иметь страстное желание мокши, чтобы начать процесс ее достижения. Надо совершенно ясно понять – Я не хочу ни БМВ ни Мерседеса, я хочу именно мокши.
Далее Артха выходит на повестку дня – вы должны работать ради того, что себе наметили, вы должны встречаться с людьми, бывать в разных местах, чтобы понять жизнь.
12-4-8 дома для Козерога становятся возможностью понять свою дхарму. Чтобы достичь мокши (изначально это дома мокши) им нужно понять свою дхарму.
Сначала им нужно желание, чтобы достичь мокши. Затем трудиться по Артхе. И далее делая свою работу, выполняя свои обязанности на этой планете, Козероги начинают понимать, что такое просветление, и начинают понимать Бога. Тогда для них открывается и мокша.
Поэтому для любой Лагны нужны все 4 стихии для достижения мокши.
В любом случае даже имея сильное желание мокши, вы не уйдете сразу с этой планеты. Нужно работать для этого! Нужно читать и учиться понимать священные тексты.
К примеру с Лагной Телец люди думают, что моя дхарма это 1-5-9 дома. Это правильно в широком смысле. Но настоящая дхарма это всегда огненные знаки. Настоящая артха это всегда земные знаки и.т.д.
Поэтому вы найдете Тельцов, сильно стремящихся к материальному успеху – биржи, финансы, банки. Они сильны в этом, они чувствуют это своей обязанностью. И возможно считают, что обретают Бога через деятельность финансового менеджера.
Нет. Чтобы понять Бога нужно идти к знакам огня.
Огонь у восходящих Тельцов в треугольнике Мокши. А значит им нужно найти гуру. Если вы очень интуитивны и умеете читать древние тексты, то можете понять, что гуру на самом деле находится внутри нас.
Слово гуру расшифровывается следующим образом – «гу» означает двигаться вверх, «ру» означает дух.
Для всех земных Лагн очень важно найти гуру, чтобы обрести просветление.
Знаки мокши находятся у Тельца в триконе камы. Т.е. для обретения освобождения им нужно иметь страстное желание этого:
3 дом – читать и изучать книги
7 дом – найти партнера, который бы помогал достичь мокши. Т.е. партнера, который бы имел похожий интерес и тоже стремился к мокше. Это, конечно, не просто.
11 дом – найти или создать правильную систему поддержки – круг друзей, единомышленников, которые бы способствовали цели выйти из круга перерождений. А также личные достижения.
Самостоятельное чтение и изучение текстов поможет им найти своего гуру.
Хороший способ это изучение астрологии, понимание планет, знаков.
Как говорит К.Н.Рао: «Астрология – это мост между духовными и материальными знаниями». И астрология, руководствуясь бытовыми математическими знаниями вначале, ведет нас к знаниям божественным.
Для воздушных Лагн водные знаки мокши попадают в дома артхи. Это значит, вы должны работать ради понимания мокши. Вы не можете просто читать тексты. Даже поиск гуру не должен идти вначале. Прежде всего вы должны работать, совершать поездки в разные места и т.д.
Поскольку вы слишком воздушны, вы везде и нигде, у вас нет якоря. И для мокши вам надо укорениться.
Мокша (философия)
В философии индуизма понятие «мокши» рассматривается как возвышенное, трансцендентное состояние сознания, в котором материя, время, пространство и карма, так же как и другие элементы эмпирической реальности, рассматриваются как майя. Освобождение в индуизме и джайнизме можно сравнить с концепцией спасения в христианстве. Мокша, однако, не является посмертной наградой за благочестивые поступки — освобождение достигается в течение земной жизни посредством преодоления эгоизма, или ложного эго (аханкары) и раскрытия истинной, глубинной сущности индивида как чистого духа или души.
Последователями адвайты мокша понимается как осознание индивидом своего тождества с Брахманом, который есть блаженство (ананда). Для них мокша является высшим совершенством на пути йоги и характеризуется отсутствием желаний, — обусловленное сознание «нама-рупа» («имён и форм») уже растворилось и проявилась вечная природа дживы, свободной от отождествления с формами этого материального мира майи. Освобождение достигается через прекращение всех желаний — состояние, которое также известно как нирвана, хотя буддистская трактовка освобождения несколько отличается от той, которая даётся последователями адвайта-веданты.
Содержание
Индуизм
В индуизме мокша рассматривается как конечное освобождение от материального отождествления, от оков двойственности, и осознание своей истинной, вечной сущности как чистого духа, исполненного знания и блаженства (сатчитананда) — состояние, которое не поддаётся описанию и трансцендентно к чувственному восприятию.
Согласно философской школе адвайта-веданте, при освобождении индивидуальная душа атман осознаёт своё единство с Основой и Источником всего сущего — Брахманом. Конечной ступенью совершенства является осознание того, что душа как индивидуальная сущность никогда не существовала.
В традициях двайты индуизма утверждается, что слияние освобождённой души (дживы) с Богом невозможно, так как между ними вечно существуют определённые различия. В вайшнавизме, самой многочисленной ветви индуизма, мокша означает отказ от своего материального эго и восстановление своей изначальной, духовной индивидуальности как чистого, преданного слуги Бхагавана Вишну, который также известен под другими именами, такими как Кришна, Рама, Нараяна и т. д. В священных писаниях индуизма, таких как «Бхагавад-гита», «Махабхарата», «Рамаяна» и других, превозносится именно такое личностное понимание мокши в контексте бхакти, и объявляется, что бхакти-йога является путём к достижению мокши. С другой стороны, в философии монистической школы индуизма адвайта-веданты или брахмавады, чья доктрина основана на Упанишадах, говорится что Верховный Дух не имеет формы, находится по ту сторону бытия и небытия, за пределами осязаемости и понимания. Эти две концепции мокши в индуизме — личностная и безличностная — рассматриваются по разному различными течениями в индуизме.
В религиях настика, таких как джайнизм и буддизм, мокша выступает как слияние со всем сущим, независимо от того, существует ли Бог или нет. Мокша достигается после нирваны. Нирвана в индуизме это брахма-нирвана, которая в конце-концов должна привести к Богу.
Способы достижения мокши
В индуизме основным способом для достижения мокши является «атма-джнана» (самоосознание). Индуисты, практикуя карму или бхакти осознают, что Бог безграничен и проявляет Себя во множестве различных форм, как личностных, так и безличностных.
В индуизме существуют четыре основных вида йоги или марги (пути) к достижению мокши:
Различные течения в индуизме превозносят один из этих путей как наилучший, но существуют две основные философские школы — адвайта-веданта и бхакти.
Бхакти
Бхакти рассматривает Бога как Верховный Объект любви в Его личностной монотеистической концепции Вишну и Его аватар. В отличие от авраамических традиций, например, в смарта индуизме монотеизм не мешает индусу поклоняться и другим аспектам и проявлениям Бога, так как все они рассматриваются как лучи, исходящие из одного источника. Тут, однако, нужно заметить, что «Бхагавад-гита» не поощряет поклонение полубогам, так как такое поклонение не приводит к мокше. Основная сущность бхакти заключается в любовном служении Богу и идеальной природой бытия считаются гармония и благозвучие, а его проявленной сущностью — любовь. Когда джива погружается в любовь к Богу, она избавляется как от плохой, так и от хорошей кармы, её иллюзорные представления о природе бытия исчезают и она наслаждается истинной жизнью во всёвозрастающем блаженстве личностных любовных взаимоотношений с Богом. При этом, как поклоняющийся, так и объект поклонения сохраняют свою индивидуальность в этих отношениях божественной любви.
Адвайта-веданта
В веданте существуют три основных направления, из которых двайта и вишишта-адвайта в основном ассоциируются с бхакти. Третьей основной школой является монистическая адвайта-веданта, которая не видит разницы между индивидуальной душой, бытием, Богом и т. д. и которую часто сравнивают с современной буддистской философией. Она делает основной упор на усиленную индивидуальную практику (садхану), и базируется на Упанишадах, «Брахма-сутрах» и учении своего основателя Шанкары. Последователи имперсоналистских школ в индуизме также поклоняются различным богам, но в итоге это поклонение прекращается после того, как поклоняющийся и объект поклонения теряют свою индивидуальность. Мокша достигается собственными усилиями под руководством гуру, который уже достиг мокши.
Джайнизм
В джайнизме, когда душа (атман) достигает мокши, она освобождается из круговорота рождения и смерти и полностью очищается, становясь сиддхой или Буддой (что буквально означает того, кто достиг конечной цели). В джайнизме, для того, чтобы достичь мокши, необходимо освободиться от любой кармы, плохой или хорошей, — считается, что если карма осталась, она непременно принесёт свои плоды.
Что такое путь мокши
Мокша и её показатели в гороскопе человека Джйотиш
Само слово МОКША произошло от санскритских корней:
МОХА – очарование, привязанность, заблуждение
+ АКШ – растворение или отпускание.
Состояние ума, которое стоит за словом МОКША, выражается в том, чтобы отпустить всё очарование, притяжение, все привязанности, заблуждения и т. д.
Кету символизирует мокшу, то есть, он заставляет разжимать хватку всюду, где он находится. Кету означает опыт прошлого рождения, проявляющийся в настоящем рождении. Кету знает без обучения. Кету это знание, привнесённое нашей душой в наши гены. Например, некоторые люди могут петь или играть на музыкальных инструментах без обучения. Это знание души, приносимое Кету.
Когда мы говорим, что Кету является сигнификатором мокши, то это касается не только души, но и любой профессии, где происходит освобождение от чего-либо. Например, врач даёт мокшу от болезней, адвокат даёт мокшу в судебных тяжбах, астролог даёт мокшу от созревшей негативной кармы. Также все профессии, которые имеют дело с исправлением чего-либо, например, механик и т. п.
Чем отличается поведение Вселенной или Высшего осознающего макроорганизма от нашего поведения, которое нам не позволяет достичь мокши?
Можно увидеть, что Вселенная или Высшая душа не имеет привязанности – она только даёт нам. Например, наши жизненные потребности в воздухе, воде, еде, энергии удовлетворяются Высшей душой без каких-либо различений и привязанностей. Верховный Господь не делает различий ни для одной из созданных им душ, и мы все равны перед ним. Вселенная даёт нам всё, она умеет только давать и ничего не просит взамен.
Чтобы достичь мокши, мы должны быть, как Вселенная. Мы должны достичь состояния ума, в котором у нас нет привязанности, готовые отдавать без пристрастности, принимая всё и всех без каких-либо условий.
Достаточно ли для мокши только душевного состояния без привязанностей? А как насчёт кармы? Ответим на эти вопросы на основе Санатана Дхармы и Джьотиш.
Что происходит при мокше? Когда мы начинаем верить, что Бог внутри нас (АХАМ БРАХМАСМИ), начинаем медитировать на свою суть и достигаем состояния ума, подобного состоянию Вселенской высшей души, или Бога, когда мы становимся непривязанными, мы готовы к слиянию с этой Высшей душой.
Мы становимся частью этой Вселенной в таком растворённом состоянии, наша душа сливается с Высшей душой, и мы становимся частью Бога. Например, когда мы растворяем сахар или соль в воде, то они смешиваются с водой, но мы не видим этого. Но когда мы пьём воду, мы можем чувствовать вкус сахара или соли. Это подобно мокше, когда мы слились с Высшей душой, и мы являемся её частью, и мы внутри неё.
1. В астрологии Парашары это Кету в 12-м доме, сильные благотворные планеты в мокша-триконе, сильная шодамса с духовным наполнением, большинство планет находятся в последнем чаране (паде) накшатры, указания в Д9 и Д60 на завершение кармы. 12-й дом важен, так как он означает отпускание и растворение.
2. Астрология Джаймини рассматривает атмакараку, как высшую по градусу планету. Таким образом, утверждается, что АК в карте от каракамши и 12-й дом от неё показывают состояние души после смерти. Это не в Д1, а карте от каракамши. Потому что Д1 это физическое состояние тела, а каракамша это уровень души. Кету в 12-м от АК в каракамше обязательно будет символом мокши. Даже Юпитер помогает в этом отношении. Планеты здесь показывают, в какую локу мы попадаем. Некоторые считают, что надо рассматривать карту от свамши вместо каракамши.
3. В астрологии Нади Джива-карака связанная с Кету показывает мокшу, а Сатурн, также связанный с Кету, склоняет человека к духовности. Юпитер + Сатурн + Луна + Кету попарно связанные в разные комбинации.
Сатья Оджха
Рубрика: Джйотиш | #jyotish@vedic_path
Здоровье и йога
Проявленные жизни индивидуального сознания называют колесом – колесом сансары, колесом жизни и смерти, колесом бесконечных рождений и смертей. Когда возникает желание, сознание просыпается и начинает совершать действия по осуществлению своих желаний. Когда отведенная энергия заканчивается, тело умирает, а сознание засыпает и набирается сил до следующего рывка (рождения).
Согласно представлениям древних, если желание исполняется, после смерти физического тела индивидуальное сознание испытывает удовлетворенность и отдыхает в так называемом раю – небесном пространстве. Там его посещают новые мысли и видения, обусловленные опытом прошлых воплощений, формирующиеся в желания, побуждающие его снова рождаться.
Если желание не исполняется, а тело умирает, ум продолжает терзаться и изводить себя, пребывая в так называемых демонических мирах, пока наконец не получит возможность снова воплотиться в теле и реализовать свои желания.
Когда истощается сама сила желать, либо вследствие разочарования (все во внешнем мире, что приходит, рано или поздно уходит), либо вследствие пресыщения, приходит мокша или освобождение.
Мокша. Выход из колеса сансары
Мокша начинается тогда, когда человека перестает удовлетворять его материальная и социальная жизнь, и он начинает искать что-то еще, что-то еле уловимое, не оформленное, не понятное, но это что-то не даст покоя, пока не будет найдено.
Человек обращается к религии, разочаровываясь, начинает заниматься практиками так называемого духовного роста, посещать места паломничества, искать учителей и т.д. и т.п. до бесконечности, но облегчение наступает все равно лишь временное. «От себя не убежишь». И когда он это осознает, осознает, что вся проблематика, вся драма его жизни кроется в нем самом, начинается путь к освобождению.
Никакие учителя, практики, пути не могут дать истину. Они лишь указывают на нее.
Освобождаются те, кто сумел пройти свой личный ад, посмотреть в лицо своим страхам, осознать и принять свою тень и, тем самым, собрать все разрозненные частицы своей собственной души. Перец жжет только, когда он один. Когда его добавляют в пищу в нужном количестве, он придает пикантность и своеобразие. Также и с человеком. Чем больше отрицать и закрывать глаза на свои теневые стороны, тем они чернее, больше и страшнее кажутся. Но когда оборачиваешься и смотришь на них, весь их ужас улетучивается в одночасье, и кровожадный зверь превращается в милое животное.
Путь к освобождению – это путь страдания и очищения. Страдает и очищается ум, которому приходится расставаться со всеми своими иллюзиями о праведной и неправедной жизни, о благородстве и бесчестии, о грехе и добродетели, о черном и белом, о правильном и неправильном. Одним словом со всеми своими представлениями о мире, людях и даже самоидентификации. «Кто ты?» — основной вопрос пути освобождения. Пока ответы находятся – человек в плену ума. Когда ответы иссякают, ум переключается в иное состояние сознания вне концепций, рационализаций, обусловленностей и поисков. Это и есть проблеск Мокши.
Освобождаются те, кто смог разглядеть Себя сквозь покровы представлений, определений, разрозненных субличностей. Когда подобное видение становится определяющим, случается Мокша. И с этого момента человек перестает быть ограниченным сознанием, и его жизнь превращается в Лилу.
Автор статьи — Лариса Семиколенова
Редактирование и публикация материала — Сергей Чернов
Словарь йоги. Мокша
У м человека так устроен, что, совершая какую-либо деятельность, он желает видеть перед собой конечную цель, которую нужно достичь. Духовное развитие не исключение. Если изучить внимательно наиболее распространённые религии, каждая из них предлагает какой-то логический финал духовного пути: некое подобие рая, где всё хорошо, нет никаких страданий. Однако рай – это прерогатива авраамических религий. Что касается дхармических религий, там больше речь идёт о некоем «освобождении».
Термин «мокша» в переводе с санскрита так и переводится – «освобождение». В ведической философии считается, что Мокша – это одна из целей жизни Дживы – индивидуальной души каждого живого существа, и весь длительный процесс смены тел в процессе реинкарнации способствует накоплению опыта и последующему воплощению в теле человека, и именно такое воплощение считается наиболее благоприятным (а то и вовсе единственно возможным) для достижения Мокши.
В зависимости от той или иной школы рассматриваются разные пути достижения Мокши, а также и разные трактовки этого понятия. Наиболее принципиальные различия наблюдаются между двумя философскими школами – двайта-веданты и адвайта-веданты.
В двайта-веданте Бог рассматривается как личность и утверждается, что хоть индивидуальная душа и высшая душа могут обрести связь, полное слияние между ними невозможно, так как присутствуют различия. То есть, в отличие от философии адвайта-веданты, отрицается тождественность индивидуальной души и высшей. Так двайта-веданта считает, что наиболее короткий путь к Мокше – освобождению из круговорота перерождений – это бхакти-йога – йога преданного служения Богу.
Школа двайта-веданты предлагает развитие Премы – чистой любви к Богу – и совершенствование в Бхакти – преданном служении. Согласно утверждениям двайта-веданты, лишь выстраивание любовных отношений с Богом и чистое, преданное служение позволяют достичь Мокши и, что немаловажно, более не возвращаться в материальный мир. Другие же пути к Мокше считаются более трудными и не гарантируют того, что Джива снова не попадёт в материальный мир.
В этой традиции Мокша рассматривается не как полное растворение в высшем сознании, а как достижение некоей обители в духовном мире, где душа наслаждается отношениями с Богом. Наиболее точный рецепт достижения Мокши в контексте бхакти-йоги отражён в стихе 55, 11-й главы Бхагавад-гиты, где главными условиями Освобождения являются чистое преданное служение, посвящение своего труда Богу, осознание того, что Бог является высшей целью жизни, а также дружеское отношение ко всем живым существам.
Школа адвайта-веданты, основной концепцией которой является тождество индивидуальной и высшей души, предлагает три остальных пути йоги: карма-йога – благие поступки без привязанности к результату, джняна-йога – путь философского познания реальности – и раджа-йога – познание Бога путём медитации. В зависимости от различных направлений адвайта-веданты может предлагаться либо один из этих путей, либо одновременная практика всех трёх: служение, философское постижение и медитация.
Проще говоря, основное различие во взглядах на Освобождение между этими двумя направлениями – это восприятие Бога как личности либо же познание безличностного аспекта Бога, и это уже порождает разницу между предлагаемыми путями и методами достижения Мокши, а также самой трактовки данного понятия. Помимо понимания Мокши как достижения Освобождения после смерти, существует также и процесс познания своего истинного «Я» и избавление от Эго. Тот, кто осознал себя вечной душой, прекратив процесс отождествления себя с телом, называется Дживанмуктой – «вживе освободившимся». Данное понятие наиболее распространено среди последователей Шанкары – направления адвайта-веданты.
Несколько схожей с понятием Мокши можно считать концепцию Нирваны. Наиболее точным будет сравнение с таким понятием, как Маха-пари-нирвана, то есть состояние, в котором достигается освобождение от круговорота перерождений. Что же касается концепции Нирваны, под данным понятием иногда подразумевается просто освобождение от желаний и привязанностей, что не совсем отражает концепцию понятия Мокша.
В Сутре о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы Будда развенчал «миф» о Нирване как о конечной цели. Он привёл сравнение с призрачным городом. Притча гласит, что есть некий проводник, который ведёт людей через пустыню и, видя, что те устали и стали роптать, своими мистическими силами создал «призрачный город» и сказал людям, что те достигли цели. Когда же путники отдохнули, проводник сказал людям, что это иллюзия, но цель близка. Так Будда пояснил, почему более сорока лет проповедовал о Нирване и лишь в своей последней проповеди рассказал о пути бодхисаттвы, цель которого – освободить всех живых существ из Сансары, а Нирвана воспринимается лишь как временный отдых.
Таким образом, буддизм даёт уникальный в своём роде взгляд на концепцию Мокши, где труд ради освобождения всех живых существ объявляется более приоритетной задачей, чем личное освобождение. В этом принципиальное различие между буддизмом и иными дхармическими религиями в вопросе понимания Освобождения.
Подводя итог, можно сказать, что в большинстве философских школ Мокша рассматривается как освобождение из круговорота перерождений. Принципиальные отличия существуют лишь в методах достижения этого состояния и трактовках того, что происходит с душой после Освобождения.
Прочитать и узнать о других терминах йоги можно в нашем словаре йоги.